Содержание
Методика подготовки и проведения физкультурных занятий в детском саду
Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.
Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:
- развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
- предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
- формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
- приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
- воспитание заинтересованности спортом.
Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».
Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту
Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками
Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста
Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ
Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).
Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе
Разновидности физкультурных уроков в детском саду
В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:
- традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
- танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
- самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
- сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
- игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
- спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).
Видео: сюжетное занятие по физкультуре на тему «Цирковое представление» в первой младшей группе
Гимнастика
Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.
В занятия могут включаться элементы разных видов гимнастики
Таблица: виды гимнастики в детском саду
Примеры упражнений для гимнастики после сна даны здесь.
Это интересно. В наши дни педагогу «тесно» в рамках какой бы то ни было одной разновидности занятий. Поэтому чаще всего на уроках по физкультуре специалист прибегает к сочетанию упражнений разного вида, то есть проводит интегрированные занятия.
Видео: занятия босиком, или опыт лечебной физкультуры
Универсальные упражнения
Интеграции занятий физкультурой способствует не только комбинация упражнений из разных видов уроков, но и работа над блоками заданий, подходящих под любое направление физкультуры в ДОУ. Такие упражнения называются общеразвивающими и подразумевают укрепление и развитие мышц тела малыша, а также общее оздоровление его организма.
Общеразвивающие упражнения могут быть без предметов или с предметами, то есть с атрибутами
Таблица: примеры общеразвивающих упражнений
- И. п.— ноги врозь, руки с флажками вверх.
- 1 — наклон вперёд, руки с флажками вниз, выдох.
- 2 — и. п., вдох.
- Повтор: 6 раз.
- И. п. — ноги врозь, руки с флажками вперёд.
- 1 — поворот налево, левую руку с флажком в сторону, посмотреть на флажок.
- 2 —и. п. — то же в другую сторону.
- Повтор: 6 раз.
- И. п.— о. с., руки с флажками в стороны.
- 1 — выпад правой вперёд, поставить флажки на колено.
- 2 — и. п.
- 3—4 то же другой ногой.
- Повтор: 6 раз.
(Фрагмент комплекса для старшей группы)
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
- 1,2 — наклон туловища вправо (влево)
- 3, 4 — и. п.
- Упражнение №3
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
- Круговые вращения туловищем в разные стороны.
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверх, мяч в руках.
- 1 — наклониться, не сгибая коленей, коснуться мячом пола.
- 2 — коснуться мячом пола за спиной.
- 3 — коснуться мячом пола перед собой.
- 4 — и. п.
(фрагмент комплекса для средней группы)
(вторая младшая группа)
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаке.
- 1 — правая нога на степ.
- 2 — потянуться вперёд, руки вытянуть, пальцы разжать. Левая нога на полу.
- 3 — руки к плечам.
- 4 — и. п. то же с левой ноги.
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
- 1 — правая нога на степ.
- 2 — левое согнутое колено вперёд, коснуться локтем правой руки.
- 3 — левая нога на пол.
- 4 — и. п. то же с левой ноги.
(фрагмент комплекса для подготовительной группы)
Элементы физического воспитания включаются в любой вид деятельности в ДОУ, например, в виде физкультпаузы на занятиях
Как индивидуализировать задания
Физическое развитие у каждого ребёнка происходит в индивидуальном ритме. Поэтому педагогу при подготовке занятий и досуговых мероприятий важно учитывать не только средние показатели времени, которое требуется малышам на выполнение задания, но и их возможности, чтобы не требовать от ребят того, что им непосильно, или, наоборот, не давать простоя — иначе дети потеряют интерес к уроку. Соотнести все эти параметры подготовки занятия поможет ряд методических способов индивидуализировать урок:
- призвать воспитанника, не успевающего за ритмом занятия, в помощники — вместе показывать порядок выполнения упражнения (особенно актуально это для второй младшей и средней групп, когда скорость любого вида деятельности ребёнка напрямую зависит от его темперамента, то есть холерик и флегматик будут абсолютно не совпадать в ритмах работы, а значит, и в качестве выполнения задания);
- подбирать задания с разным уровнем сложности (например, в первой младшей группе при выполнении упражнения на равновесие на улице честь малышей ходит по вкопанным в землю пенькам, а часть — по колёсам, это обусловлено тем, что для пеньков не требуется высокого уровня удержания равновесия);
- стремиться создать условия для того, чтобы каждый малыш смог проявить себя — кто-то в скорости выполнения задания (например, быстрее всех прибежал к финишу), кто-то в ловкости (к примеру, легко забрался на рейки гимнастической стенки), а кто-то в помощи подготовки инвентаря для занятия.
Педагог стремится найти физкультурное задание по вкусу для каждого ребёнка
Приёмы на физкультурных занятиях
Согласно требованиям ФГОС на уроках любой образовательной направленности педагог пользуется четырьмя группами методических приёмов.
Наглядные приёмы
Наиболее актуальными в этой группе способов взаимодействия будут:
- демонстрация, когда взрослый показывает порядок выполнения упражнения, а затем дети повторяют;
- показ, суть которого в том, что малыши смотрят видеоматериал по теме и либо повторяют движения по образцу, либо выполняют упражнение синхронно с персонажами ролика.
Тренировка для детей. Основные развивающие упражнения.
Видеть своих детей активными, здоровыми и жизнерадостными желает каждый родитель. Также каждый родитель знает, что в основе развития детского организма лежит физическая активность. При этом не обязательно отдавать чадо на разные рода тренировки. Не меньшую пользу принесут активные занятия в домашних условиях.
Что нужно для домашнего тренинга
Общеразвивающие упражнения для детей желательно проводить в ранние часы, превращая их в утреннюю зарядку. Именно утром организм хорошо откликается на физическую нагрузку, даруя отличное настроение и бодрость.
Несложные элементы, выполняемые совместно с родителем, несомненно понравятся ребенку. Они не только разовьют в нем мышечную силу, но также подарят ловкость, гибкость, координацию движений и даже сообразительность.
А чтобы физкультминутка действительно принесла пользу, нужно соблюдать ряд условий.
Одежда
Удобство – вот главный критерий одежды для спорта. И утренняя зарядка не исключение. Проверьте, чтобы на одежде не было крупных швов, которые могут натирать. А также предметов, отвлекающих внимание – пуговиц, завязок и прочее. Особенно если занимается детсадовец. Иначе вся зарядка сведется к перебиранию пуговиц или завязанию шнуровки.
Обувь для домашней зарядки не нужна. Достаточно оставить носочки. Но лучше заниматься без них, совмещая физкультуру с закалкой.
Место
Просторность и безопасность – второй критерий удачной зарядки. Дети не любят ограниченного пространства. Им нужен простор. Убедитесь также в безопасности. На полу не должно быть никаких лишних предметов, по максимум исключите углы.
Фантазия
Скучные задания – не лучшая находка для маленького сорванца. Поэтому придется проявить фантазию. Превратите занятия в игру, и вы удивитесь отдаче, которую получите от сына или дочки.
Увлекательная игра, веселые задания, ритмичная музыка – третий фактор успешной общеразвивающей тренировки для детей.
Мотивация
Если нет желания, то не помогут даже игры с музыкой. Следите за настроением карапуза, не заставляйте заниматься через силу. У ребенка должна выработаться положительная реакция на зарядку, постепенно перерастающая в необходимую привычку.
Это интересно! Побудить к занятиям может игра в персонажей. Каждый день придумывайте для ребятенка новую роль, как будто бы он выполняет упражнения за этого персонажа.
Длительность
Зависит от возраста занимающегося и представлена в таблице.
Возраст, лет | Длительность, минут |
1-2 | 5-10 |
3-4 | 10-15 |
5-6 | 15-20 |
старше 6 | до 30 |
Из чего состоит комплекс общеразвивающих упражнений для раннего утра
В основе любой тренировки должны лежать три составляющие: разминка, основная часть и заминка, представленная обычно в виде растяжки.
Разминка
«Не навреди» — это правило подходит для любой сферы деятельности, и физическая активность не исключение.
Позвольте ребенку немного разогреться. Причем делать это можно в свободной форме:
- ходьба на месте;
- небольшая пробежка по комнате;
- махи руками.
А пока карапуз разминается, кстати, можно это делать вместе с ним, настройте его на зарядку. Сделать это можно увлекательным рассказом о том, что его ждет в ходе тренировки. К примеру, занятие можно представить в виде веселого квеста или спасения волшебной планеты.
Базовый набор общеразвивающих упражнений для детей
Основная часть тренинга направлена на развитие всех мышечных групп, улучшение подвижности суставов, получение навыка ориентации в пространстве. Если все делать правильно, то организм ответит сильным иммунитетом, крепкой опорно-двигательной системой, красивой осанкой.
В ходе занятий уделить внимание нужно каждой части тела.
Упражнения для рук
Если ребенок еще маленький можно придумать интересные названия каждому элементу. Так он будет с большим азартом выполнять обычные наклоны или махи руками.
Примерный перечень упражнений на руки представлен в таблице:
Интересное название | Что делаем |
Тянемся к солнышку | Встаем, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вдоль тела. На вдохе становимся на цыпочки и поднимаем руки вверх. На выдохе опускаемся на ступню и опускаем руки вниз. |
Здороваемся с пальчиками ног | Исходное положение то же. На выдохе тянемся поочередно к носкам ног, стараясь увести руки как можно дальше. |
Мелем зерно | Исходное положение то же. Разводим руки в стороны и немного наклоняемся вперед. Тянем поочередно руку к противоположной стопе. Вторая рука тянется вверх. |
Хлопаем в ладоши | Ходим по комнате и хлопаем в ладоши. Руки при этом нужно разводить как можно дальше, включая в работу плечи. Хлопки делаем поочередно за спиной, над головой и спереди. |
Переходим к ногам
Руки поработали, теперь настала пора нагрузить ноги:
Интересное название | Что делаем |
Садимся на стульчик | Встаем, расставив ноги на ширине плеч, руки перед собой. Медленно приседаем, как будто садимся на стульчик. «Глубина» присяда при этом зависит от возраста занимающегося. |
Делаем топотушки | Исходное положение то же. Руки укладываем на пояс. Начинаем ходьбу на месте, переступая с пятки на носок, с тыльной стороны стопы на внутреннюю. |
Шагаем как цапля | Исходное положение то же. Начинаем ходить на месте, высоко поднимая ноги. Можно покричать при этом как цапля. |
Обходим лабиринт | Расставляем по комнате предметы в разном порядке. Задача: передвигаться между предметами, стараясь не задеть их. В дальнейшему задачу можно усложнять – делать все на одной ноге, спиной, с закрытыми глазами и прочее. |
На очереди корпус
Завершаем основной блок работой всего тела.
Интересное название | Что делаем |
Грач | Встаем, расставив ноги на ширине плеч, руки смыкаем за спиной. На вдохе делаем наклон вперед, пытаясь «поймать червячка». Руки при этом приподнимаются. На выдохе возвращаемся в начальную позицию. |
Спиралька | Исходное положение то же. Руки располагаем на поясе. Делаем разносторонние повороты тела, не отрывая при этом стопы от полы. Можно также тянуть руку в сторону поворота, усиливая этим элемент. |
Тюлень | Ложимся на спину и вытягиваем руки над головой. На вдохе переворачиваемся на живот, на выдохе – на спину. При переворотах нужно чередовать правое и левое плечо. |
Зайка | Встаем, пятки вместе, носки врозь. Руки скрещиваем на плечах. Из этого положения начинаем прыгать как зайка. Усложняем элемент, прыгая вокруг предметов. |
Потягушки
В завершении комплекса можно просто потанцевать или побегать, постепенно возвращаясь к нормальному дыханию с помощью следующих упражнений:
- Кошечка
Становимся на четвереньки и опускаем голову вниз. На вдохе поднимаем голову, максимально выгибая тело. Можно при этом мяукнуть. На выдохе возвращаемся в исходную позицию. - Разведчик
Садимся на пол, на колени, прижимая ягодицы к стопам. Наклоняемся вперед, вытягивая руки. Живот и грудь ложатся на колени. - Навстречу солнцу
Встаем, ноги вместе. Руки подняты, ладони соединены над головой. Откидываем корпус назад, прогибаясь в грудном отделе и улыбаясь солнцу. - Белая береза
Исходное положение то же. Тянемся вверх, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.
Эта четверка элементов отлично расслабит мышцы и поставит точку на тренировке.
Такой каждодневный набор общеразвивающих упражнений не только оздоровит организм, но и поспособствует развитию самодисциплины и самоорганизации.
Смотрите еще больше интересных элементов для утренней зарядки с упором на пресс в видео:
Спортивные упражнения и занятия для детей дошкольного возраста
Прежде чем отправить чадо в спортзал или тренировать его дома поработайте над следующими моментами:
- Найдите мотивациюДлинная тренировка может показаться дошкольнику скучной. Превратите ее в игру. Например, элементы на координацию движений можно легко превратить в трюки фокусника.
- Скажите «да» соревнованиям
Устраивать соревнования можно абсолютно везде, даже дома. Отличным помощником в этом станет спортивный уголок. А при оснащении его дополнительным инвентарем простор в соревновательных элементах увеличивается в разы. Давайте разные задания, ставьте разные цели, причем делая это так, чтобы время от времени выигрывал каждый участник. Это здорово повышает самооценку и мотивирует к спортивным тренировкам. - Не переусердствуйте
Никогда не заставляйте сделать невозможное. Если сын или дочка может пока сделать пару повторов одного упражнения, не заставляйте его сделать запланированные десять. Все придет с опытом. А пока пусть лучше сделает два, но качественно, чем десять, но через силу и абы как.
Нужен ли детям силовой тренинг
Не нужно приходить в ужас от этого словосочетания. Детский силовой тренинг не подразумевает подъем тяжелых гантелей или работу на тренажерах. Речь идет о несложных упражнениях, дающих нагрузку за счет веса тела занимающегося. К ним относятся, к примеру:
- отжимания;
- подтягивания;
- подъемы корпуса или ног.
С возрастом можно добавлять утяжелители в виде гантелей или прочего инвентаря.
Силовая тренировка не только разовьет ловкость и выносливость, но и улучшит плотность костей, помогая поддерживать оптимальную массу тела.
Важно! Силовой тренинг способен в разы улучшить результаты ребенка, занимающегося в спортивной секции.
Заниматься достаточно два-три раза в неделю, строго соблюдая следующие рекомендации:
- Правильная техника выполнения с соблюдением мер безопасности
- Контроль со стороны взрослого
Гимнастические упражнения для детей
Постепенно добавляйте в основной комплекс упражнений элементы гимнастики для детей. Они направлены не только на физическое развитие, но и на становление вестибулярного аппарата, развитие координации, пластичности, мелкой моторики. Формируется здоровый опорно-двигательный аппарат, ребенок становится более выносливым, как в физическом, так и эмоциональном плане.
Гимнастика — уникальная дисциплина. Она формирует здоровый взгляд на жизнь, дает осознание, что чтобы чего-то добиться, нужно потрудиться и что поставленные цели достигаются не сразу.
Особенности гимнастических упражнений
Элементы из гимнастики достаточно сложны для выполнения, поэтому они должны градироваться по следующим принципам:
- Возраст занимающихся
К примеру, малыши 3-4 лет еще плохо управляют своим телом, поэтому не смогут выполнять очень сложные элементы. В этом возрасте главной задачей является именно обучающий процесс. В дальнейшем задачи можно усложнять и делать их более разнообразными. - ПолРекомендуется разделять упражнения и по полу. Так, мальчикам больше давать элементы на выносливость, а девочкам – на гибкость и пластику.
Важно! Разделение задач по полу целесообразно применять после 7-8 лет, когда разница между возможностями мальчиков и девочек уже существенна.
Сколько времени уделять гимнастике
Если речь идет просто об общем физическом развитии, то можно добавлять несколько элементов из гимнастики в утреннюю зарядку. Например, больше внимания уделяйте растяжке. Практикуйте наклоны корпуса к ногам из положения сидя или поочередные подъемы ног и рук из положения лежа на животе.
Если планируете отдавать чадо в профессиональный спорт, то расписание занятий будет выглядеть следующим образом:
- 2 раза в неделю для малышей до трех лет;
- 3 раза в неделю для детсадовцев до пяти лет;
- более трех раз в неделю для дошколят.
При работе вне дома расписание тренировок будет устанавливать тренер.
Всегда ли можно проводить тренировку?
Если сын или дочка чувствует себя хорошо и у него нет никаких проблем с кровообращением или суставами, то уделять зарядке можно каждое утро.
Осторожным следует быть в следующих ситуациях:
- простуда;
- недомогание;
- повышенная температура;
- инфекции.
Даже если имеются легкие проблемы со здоровьем с занятиями нужно повременить. Физическая нагрузка ускоряет кровообращение, за счет чего могут увеличиться температура тела и давление. А это прямая дорога к хроническим болезням и осложнениям.
Поэтому всегда обращайте внимание на физическое и эмоциональное состояние ребенка, чтобы любая тренировка была еще одним шагом на пути к поставленной цели.
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/gimnastika-v-detskom-sadu.html