Содержание
Учебно-тренировочная программа по паралимпийскому плаванию для учреждений адаптивной физической культуры и спорту I
ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Целью многолетней подготовки спортсменов-инвалидов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств, функциональных возможностей и формирование личности.
Для реализации этой цели необходимо:
— определить целевые показатели — итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач;
— разработать общую схему построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;
Многолетняя подготовка — единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений:
— преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;
— постепенное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;
— одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды).
— учет закономерностей возрастного и полового развития;
— постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет.
Многолетняя подготовка спортсменов-инвалидов, занимающихся в учреждениях, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту, разделяется на следующие этапы:
- физкультурно-оздоровительный (физкультурно-коррекционный) с элементами спорта, который может длиться весь период занятий в учреждении;
- начальной подготовки с продолжительностью как правило 2-3 года;
- учебно-тренировочный с продолжительностью как правило 5 лет;
- спортивного совершенствования с продолжительностью как правило от 3-х лет и более;
- высшего спортивного мастерства.
Каждому этапу соответствуют следующие задачи и критерии оценки деятельности учреждений.
^ Спортивно-оздоровительный этап (СО)
Задачи:
- Привлечение максимально возможного числа детей с отклонениями в развитии или состоянии здоровья и инвалидов без ограничения возраста к систематическим занятиям плаванием для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья;
- Формирование навыков плавания, личной гигиены, и др;
- Воспитание гармонично развитой личности;
- Формирование здорового образа жизни;
- Развитие физических качеств;
- Закаливание организма.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
- Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий.
- Динамика индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов и систем, нарушения которых являются причинами инвалидности, а также сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, общее состояние организма и уровень функциональных возможностей индивида.
- Динамика индивидуальных показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) и основных физических качеств занимающихся (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности).
- Уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового самообслуживания, общения с окружающими; способности к самостоятельному передвижению.
- Умение проплывать 50 метров без остановки любым способом.
Этап начальной подготовки (НП)
Задачи:
- Привлечение максимально возможного числа детей-инвалидов и лиц приравненных к ним к регулярным занятиям плаванием;
- Формирование стойкой мотивации к занятиям спортивным плаванием;
- Формирование и совершенствование техники плавания всеми способами: кроль на груди и на спине, брасс, баттерфляй, с учетом индивидуальных особенностей организма;
- Развитие физических качеств;
- Воспитание морально-волевых качеств;
- Повышение уровня общей физической подготовки и увеличение возможностей основных функциональных систем организма.
- Гармоничное развитие личности
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
- Стабильность состава занимающихся.
- Динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
- Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и основных физических качеств занимающихся.
- Уровень освоения основ техники плавания, всеми доступными способами плавания, с учетом индивидуальных особенностей организма.
- Выполнение занимающимися юношеских разрядов.
- Формирование навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью соответствующих технических средств) и бытового самообслуживания, умение ориентироваться в окружающей среде и незнакомой обстановке, способность контактировать с незнакомым тренером.
^ Тренировочный этап (ТЭ)
В дополнение к задачам первого и второго этапов обучения тренировочный этап предусматривает следующие задачи:
- Совершенствование техники плавания всеми способами, стартов, поворотов
- Повышение специальной работоспособности
- Участие в соревнованиях, получение соревновательного опыта
- Повышение уровня спортивных результатов и физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и требований программы по плаванию
- В индивидуальных случаях предусматривает привлечение перспективных спортсменов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в составы сборных команд России и успешно выступать в соревнованиях.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
1) Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по плаванию, выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.
2) Освоение теоретических разделов учебной программы.
3) Динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
4) Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся и навыков социальной адаптации.
5)Динамика спортивно-технических показателей.
6) Выполнение спортивных разрядов.
7)Стабильность результатов выступления во всероссийских соревнованиях среди инвалидов.
8)Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд региона и России среди инвалидов.
^ Этап спортивного совершенствования (СС).
Зачисляются спортсмены, выполнившие норматив кандидата в мастера спорта (КМС).
Задачи:
- Специализация спортсмена;
- Развитие спорта высших достижений;
- Привлечение перспективных спортсменов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих в составе сборных команд России успешно выступать в международных соревнованиях.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
1) Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
2) Положительная динамика спортивно-технических показателей.
3) Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.
4) Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.
5) Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд региона и России среди инвалидов.
^ Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Зачисляются спортсмены, выполнившие норматив мастера спорта (МС ). Предусматривает в дополнение к задачам этапа спортивного совершенствования поддержание уровня высоких спортивных результатов и физической подготовленности спортсменов — членов сборных команд России с целью их подготовки к участию в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
1) Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
2) Положительная динамика спортивно-технических показателей.
3) Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.
4) Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.
- Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России среди инвалидов.
- Число спортсменов, завоевавших медали на официальных международных соревнованиях среди инвалидов (Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира, Европы).
Условия зачисления в группы и перевод занимающихся на последующий этап многолетней подготовки
На физкультурно-оздоровительный этап (физкультурно-коррекционной) (ФО) зачисляются инвалиды, лица с ограниченными возможностями и задержкой развития, имеющие допуск врача и рекомендации врача-специалиста курирующего заболевание к занятиям адаптивной физической культурой и спортом. Минимальный возраст зачисления 5 лет. Продолжительность обучения на данном этапе от 1 года, и может быть не ограничена до достижения 18-летнего возраста занимающегося.
^ На этап начальной подготовки (НП) принимаются инвалиды, лица с ограниченными возможностями с 8 лет и лица с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития), сдавшие контрольные нормативы и желающие заниматься адаптивной физической культурой и спортом. При наличии у них разрешения (допуска) лечащего врача и рекомендации врача-специалиста курирующего заболевание. Срок обучения от 1 года до 6 лет.
^ На учебно-тренировочный этап (УТ) подготовки зачисляются на конкурсной основе спортсмены с 10 лет, прошедшие подготовку, не менее 1 года в группах начальной подготовки и при выполнении ими норматива I юношеского разряда. Наличие соответствующих заключений медицинских работников обязательно. Срок обучения на учебно-тренировочном этапе 5 лет. Переход из года в год осуществляется при сдаче контрольных нормативов и разрядных требований указанных п.5 настоящей программы. При условии невыполнения контрольных нормативов и разрядных требований учащийся может быть оставлен на повторный год обучения.
^ Этап спортивного совершенствования (СС) формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта или вошедших в состав сборной команды России. Срок обучения на данном этапе как правило не менее 3-х лет. Перевод по годам обучения осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей, специального медицинского заключения (физкультурного диспансера) и сдачи переводных контрольных нормативов.
^ Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) формируется из спортсменов, выполнивших норматив мастера спорта России, показывающих стабильно высокие результаты, членов сборных команд России с целью их подготовки к участию в Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы.
В отдельных случаях спортсмен может быть зачислен в учреждение приказом директора на внеочередной этап обучения, при необходимом уровне физической подготовки, сдачи контрольных нормативов и разрядных требований. С учетом возраста и медицинского заключения.
Максимальный возраст занимающихся в учреждении как правило – 18 лет (для учащейся молодежи – 25 лет). Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные достижения стабильны и соответствуют этапу спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
^ Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке
Объединение в группы учащихся в соответствии с функциональными классами:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
S1 — S4, S11 | S5 — S7, S12 — S13 | S8 — S10, S14, глухие |
При недостаточном количестве учащихся в учреждении возможно объединение в одну группу спортсменов, имеющих разные по тяжести поражения и классы, при разнице в спортивном разряде не более двух.
Так же возможно объединение в одну группу учащихся разных годов обучения, но разница не должна быть более двух лет и двух спортивных разрядов.
Вопросы объединения в группу учащихся решает тренерский совет и утверждается приказом директора.
Учебно-тренировочная программа по паралимпийскому плаванию для учреждений адаптивной физической культуры и спорту I
ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ СПОРТСМЕНОВ
Целью многолетней подготовки спортсменов-инвалидов является поддержание оптимальной динамики развития физических качеств, функциональных возможностей и формирование личности.
Для реализации этой цели необходимо:
— определить целевые показатели — итоговые и промежуточные (текущие), по которым можно судить о реализации поставленных задач;
— разработать общую схему построения соревновательного и тренировочного процесса на различных этапах и циклах подготовки;
Многолетняя подготовка — единый педагогический процесс, который должен строиться на основе следующих методических положений:
— преемственность задач, средств и методов тренировки всех возрастных групп;
— постепенное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, увеличение удельного веса объема СФП по отношению к удельному весу ОФП;
— одновременное развитие физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды (сенситивные периоды).
— учет закономерностей возрастного и полового развития;
— постепенное введение дополнительных средств, ускоряющих процессы восстановления после напряженных нагрузок и стимулирующих рост работоспособности.
Подводить спортсменов к параметрам тренировочной работы, характерным для этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей, необходимо постепенно, на протяжении ряда лет.
Многолетняя подготовка спортсменов-инвалидов, занимающихся в учреждениях, осуществляющих деятельность по адаптивной физической культуре и спорту, разделяется на следующие этапы:
- физкультурно-оздоровительный (физкультурно-коррекционный) с элементами спорта, который может длиться весь период занятий в учреждении;
- начальной подготовки с продолжительностью как правило 2-3 года;
- учебно-тренировочный с продолжительностью как правило 5 лет;
- спортивного совершенствования с продолжительностью как правило от 3-х лет и более;
- высшего спортивного мастерства.
Каждому этапу соответствуют следующие задачи и критерии оценки деятельности учреждений.
^ Спортивно-оздоровительный этап (СО)
Задачи:
- Привлечение максимально возможного числа детей с отклонениями в развитии или состоянии здоровья и инвалидов без ограничения возраста к систематическим занятиям плаванием для оздоровления и коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья;
- Формирование навыков плавания, личной гигиены, и др;
- Воспитание гармонично развитой личности;
- Формирование здорового образа жизни;
- Развитие физических качеств;
- Закаливание организма.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
- Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими занятий.
- Динамика индивидуальных показателей, характеризующих состояние органов и систем, нарушения которых являются причинами инвалидности, а также сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, общее состояние организма и уровень функциональных возможностей индивида.
- Динамика индивидуальных показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких) и основных физических качеств занимающихся (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности).
- Уровень освоения навыков гигиены, самоконтроля, бытового самообслуживания, общения с окружающими; способности к самостоятельному передвижению.
- Умение проплывать 50 метров без остановки любым способом.
Этап начальной подготовки (НП)
Задачи:
- Привлечение максимально возможного числа детей-инвалидов и лиц приравненных к ним к регулярным занятиям плаванием;
- Формирование стойкой мотивации к занятиям спортивным плаванием;
- Формирование и совершенствование техники плавания всеми способами: кроль на груди и на спине, брасс, баттерфляй, с учетом индивидуальных особенностей организма;
- Развитие физических качеств;
- Воспитание морально-волевых качеств;
- Повышение уровня общей физической подготовки и увеличение возможностей основных функциональных систем организма.
- Гармоничное развитие личности
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
- Стабильность состава занимающихся.
- Динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
- Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и основных физических качеств занимающихся.
- Уровень освоения основ техники плавания, всеми доступными способами плавания, с учетом индивидуальных особенностей организма.
- Выполнение занимающимися юношеских разрядов.
- Формирование навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью соответствующих технических средств) и бытового самообслуживания, умение ориентироваться в окружающей среде и незнакомой обстановке, способность контактировать с незнакомым тренером.
^ Тренировочный этап (ТЭ)
В дополнение к задачам первого и второго этапов обучения тренировочный этап предусматривает следующие задачи:
- Совершенствование техники плавания всеми способами, стартов, поворотов
- Повышение специальной работоспособности
- Участие в соревнованиях, получение соревновательного опыта
- Повышение уровня спортивных результатов и физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей занимающихся и требований программы по плаванию
- В индивидуальных случаях предусматривает привлечение перспективных спортсменов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих войти в составы сборных команд России и успешно выступать в соревнованиях.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
1) Освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой спортивной подготовки по плаванию, выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок.
2) Освоение теоретических разделов учебной программы.
3) Динамика улучшения индивидуальных показателей, характеризующих состояние основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
4) Динамика прироста индивидуальных показателей физического развития и (или) основных физических качеств занимающихся и навыков социальной адаптации.
5)Динамика спортивно-технических показателей.
6) Выполнение спортивных разрядов.
7)Стабильность результатов выступления во всероссийских соревнованиях среди инвалидов.
8)Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд региона и России среди инвалидов.
^ Этап спортивного совершенствования (СС).
Зачисляются спортсмены, выполнившие норматив кандидата в мастера спорта (КМС).
Задачи:
- Специализация спортсмена;
- Развитие спорта высших достижений;
- Привлечение перспективных спортсменов к специализированной спортивной подготовке для достижения ими высоких стабильных результатов, позволяющих в составе сборных команд России успешно выступать в международных соревнованиях.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
1) Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
2) Положительная динамика спортивно-технических показателей.
3) Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.
4) Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.
5) Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд региона и России среди инвалидов.
^ Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).
Зачисляются спортсмены, выполнившие норматив мастера спорта (МС ). Предусматривает в дополнение к задачам этапа спортивного совершенствования поддержание уровня высоких спортивных результатов и физической подготовленности спортсменов — членов сборных команд России с целью их подготовки к участию в Паралимпийских играх, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы.
Критерии оценки деятельности учреждения на данном этапе:
1) Выполнение спортсменом объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки.
2) Положительная динамика спортивно-технических показателей.
3) Стабильность высоких результатов выступления во всероссийских и международных соревнованиях среди инвалидов.
4) Уровень физического развития и функционального состояния занимающихся.
- Число спортсменов, подготовленных в составы сборных команд России среди инвалидов.
- Число спортсменов, завоевавших медали на официальных международных соревнованиях среди инвалидов (Паралимпийские игры, Сурдлимпийские игры, чемпионаты мира, Европы).
Условия зачисления в группы и перевод занимающихся на последующий этап многолетней подготовки
На физкультурно-оздоровительный этап (физкультурно-коррекционной) (ФО) зачисляются инвалиды, лица с ограниченными возможностями и задержкой развития, имеющие допуск врача и рекомендации врача-специалиста курирующего заболевание к занятиям адаптивной физической культурой и спортом. Минимальный возраст зачисления 5 лет. Продолжительность обучения на данном этапе от 1 года, и может быть не ограничена до достижения 18-летнего возраста занимающегося.
^ На этап начальной подготовки (НП) принимаются инвалиды, лица с ограниченными возможностями с 8 лет и лица с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития), сдавшие контрольные нормативы и желающие заниматься адаптивной физической культурой и спортом. При наличии у них разрешения (допуска) лечащего врача и рекомендации врача-специалиста курирующего заболевание. Срок обучения от 1 года до 6 лет.
^ На учебно-тренировочный этап (УТ) подготовки зачисляются на конкурсной основе спортсмены с 10 лет, прошедшие подготовку, не менее 1 года в группах начальной подготовки и при выполнении ими норматива I юношеского разряда. Наличие соответствующих заключений медицинских работников обязательно. Срок обучения на учебно-тренировочном этапе 5 лет. Переход из года в год осуществляется при сдаче контрольных нормативов и разрядных требований указанных п.5 настоящей программы. При условии невыполнения контрольных нормативов и разрядных требований учащийся может быть оставлен на повторный год обучения.
^ Этап спортивного совершенствования (СС) формируется из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта или вошедших в состав сборной команды России. Срок обучения на данном этапе как правило не менее 3-х лет. Перевод по годам обучения осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей, специального медицинского заключения (физкультурного диспансера) и сдачи переводных контрольных нормативов.
^ Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ) формируется из спортсменов, выполнивших норматив мастера спорта России, показывающих стабильно высокие результаты, членов сборных команд России с целью их подготовки к участию в Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы.
В отдельных случаях спортсмен может быть зачислен в учреждение приказом директора на внеочередной этап обучения, при необходимом уровне физической подготовки, сдачи контрольных нормативов и разрядных требований. С учетом возраста и медицинского заключения.
Максимальный возраст занимающихся в учреждении как правило – 18 лет (для учащейся молодежи – 25 лет). Возраст спортсмена не ограничивается, если его спортивные достижения стабильны и соответствуют этапу спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
^ Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке
Объединение в группы учащихся в соответствии с функциональными классами:
1 группа | 2 группа | 3 группа |
S1 — S4, S11 | S5 — S7, S12 — S13 | S8 — S10, S14, глухие |
При недостаточном количестве учащихся в учреждении возможно объединение в одну группу спортсменов, имеющих разные по тяжести поражения и классы, при разнице в спортивном разряде не более двух.
Так же возможно объединение в одну группу учащихся разных годов обучения, но разница не должна быть более двух лет и двух спортивных разрядов.
Вопросы объединения в группу учащихся решает тренерский совет и утверждается приказом директора.
http://medznate.ru/docs/index-47658.html?page=2
http://medznate.ru/docs/index-47658.html?page=2