Как сделать занятия гандболом полезными и безопасными для детей? Обучение в школе или секции

фото 1

Занятия гандболом с уверенностью относят к универсальным средствам физического воспитания.

Это подвижная спортивная игра, которая имеет черты футбола, баскетбола, а также регби.

Вид спорта помогает развить общую физическую выносливость, поэтому полезен как для детей, так и для взрослых.

Где проходят занятия гандболом для детей

Уроки гандбола включены в школьную программу. А также ребёнок может заниматься в секции или в государственной спортивной школе гандбола.

Обучение в школе

фото 2

Школьная программа по физической культуре предполагает ознакомление учащихся со спортивными играми, в том числе и с гандболом.

Однако, ему уделяется не слишком много внимания. Школьники познают основы техники и тактики гандбола, а также правила игры, что помогает обрести навыки, полезные и для других спортивных дисциплин.

Секции

Углублённые знания детей по гандболу возможно получить в специализированных секциях. Часто клуб расположен в школьном спортзале, и занятия проводятся после уроков. Такие группы бесплатные, и удобны тем, что ребёнку не нужно тратить время на дорогу. Также они есть практически в каждом спорткомплексе и дворце спорта.

Важно! При выборе секции или спортшколы ориентируются на цели занятий (для общего физического развития или профессионально). Важен и правильный выбор тренера. Предварительно рекомендуется узнать отзывы о секции.

Государственные спортшколы

Ещё один вариант, где можно заниматься ребёнку — спортивные школы государственного уровня. Тут также упор идёт на профессиональное обучение.

Организация занятий по детскому гандболу

Уроки не предполагают большого количества требований. Важным моментом является техника безопасности.

фото 3

Фото 1. Занятия по гандболу среди мальчиков в спортивном зале, игроки в синей форме пытаются перехватить мяч.

Соблюдение правил безопасности

К таковым относятся следующие:

  • К занятиям допускаются дети, которые прошли медицинский осмотр, а также инструктаж по технике безопасности.
  • Уроки проводятся исключительно на предназначенных для этого закрытых пространствах.
  • Участники игры должны быть в специальной форме, соответствующей правилам.
  • До начала занятий тренер проверяет готовность поля и наличие необходимого инвентаря.
  • Опоздавшие не допускаются к тренингу.
  • В случае перенесения травм или заболеваний учащийся допускается к тренировкам только с разрешения врача и инструктора.

фото 4

Необходимый инвентарь и одежда

Мяч используется кожаный или из синтетических материалов. Он не должен скользить и быть блестящим. Окружность и вес мяча отличаются в зависимости от возраста детей. Форма должна быть удобная, лёгкая, эластичная, сделанная из материала, который впитывает влагу. Обувь выбирают такую, которая обеспечит амортизацию подошвы и поддержку щиколотки.

фото 5

Фото 2. Мяч для детского гандбола красного цвета с черными полосами, на нем есть пупырышки.

Польза для ребенка

Гандбол считается одним из лучших средств физического развития ребёнка, поскольку он задействует мускулатуру не только ног, но и рук. Этот вид спорта также улучшает выносливость к нагрузкам, координацию движений, ловкость и реакцию.

Занятия способствуют развитию сердечно-сосудистой системы. А также формируют у ребёнка характер. Игра, имеющая состязательную направленность, развивает волю, целеустремлённость, терпение и трудолюбие.

Внимание! Родителям нужно понимать, что гандбол является травмоопасным видом спорта. Тем не менее дети справляются с повреждениями значительно лучше, нежели взрослые, и быстро восстанавливаются.

Но в игре задействован мяч, поэтому существуют риски вывихов пальцев, ушибов, растяжений и разрывов связок. Возможно также сотрясение мозга от удара. Поэтому важна техника безопасности.

Обязательное присутствие тренера со знанием методики

фото 6

Если речь идёт о школьных уроках физической культуры, то его роль выполняет учитель соответствующего предмета.

Задача его будет несколько отличаться от тренерской. Его цель — познакомить детей с таким видом активности, показать и научить школьников так, чтобы они могли играть самостоятельно.

Тренер должен знать методику преподавания гандбола. Это важно, чтобы он донёс до учащихся все основы вида спорта.

Ведение мяча используется нечасто, но тренер обучает игроков этому навыку.

Техника игры

Состоит из специальных приёмов, которые выполняются в движении и на месте. В зависимости от роли, выполняемой игроками на площадке, техника подразделяется на защиту и нападение.

Построение тактики

фото 7

Тактика является важнейшей структурной частью подготовки.

Основные практические элементы — варианты соревновательных действий, способы правильного распределения сил в процессе матча, а также приёмы психологического влияния на соперника и маскировка своих настоящих намерений.

Изучение техник в теории и на практике

Тренер учит игроков теории и практике спортивной дисциплины.

Передачи и их виды

Таких способов два:

  1. Передача двумя руками позволяет максимально чётко направить мяч партнёру на близком или среднем расстоянии в простой остановке. Атрибут передаётся двумя руками снизу и сбоку, от груди с отскоком от поверхности, от груди в движении, двумя руками сверху.
  2. Передача мяча одной рукой — основной метод взаимодействия партнёров в процессе игры. Позволяет создать условия для организации и финала быстрой атаки, а также для контактирования игроков, когда они находятся около ворот. Мяч может передаваться одной рукой снизу и сбоку.

фото 8

Фото 3. Мальчик в прыжке совершает передачу мяча одной рукой сбоку, рядом находится соперник в майке другого цвета.

Упражнения на ведение и ловлю мяча

Используются как общие техники, предполагающие бег и прыжки, так и дополнительные, направленные на непосредственную работу с атрибутом и помогающие научиться держать его, вести, ловить, передавать, бросать.

Таких упражнений много. Например, следующие:

    Ведение мяча между двумя стойками. При обходе препятствия справа нужно вести атрибут игры левой рукой и наоборот. Стойка в этом случае выполняет роль условного противника, от которого защищают мяч.

фото 9

Для отработки качества приёмов ловли и передачи мяча также используются различные подвижные игры. Ряд упражнений направлен на отработку бросков в ворота. Сначала рекомендуется кидать в пустые ворота, а после играть с вратарём. Элементы выполняются с различных позиций и расстояний.

Защита

фото 10

Основные задачи игры в обороне — охрана своих ворот и предотвращение нападения со стороны противника и получение мяча.

Защитник стоит на ногах, расставленных на расстоянии 20–40 см и согнутых под углом 160–170 градусов.

Руки согнуты в локтях под прямым углом, располагаются удобной для быстрого движения позиции. Тяжесть туловища распределена на две ноги.

Техника защиты предполагает следующие движения:

  • Ходьба — позволяет выбрать позицию для опеки нападающего. Применяется простая ходьба и приставной шаг.
  • Прыжки — используются при отборе, блокировании, перехвате мяча. Защитнику нужно уметь выпрыгнуть из любой исходной позиции. Делается это путём толчка одной и двумя ногами.
  • Блокирование — предполагает преграждение движения мяча или нападающего игрока. Выполняется одной либо двумя руками, сверху, снизу или сбоку. Защитнику нужно выявить направление броска и быстро выпрямить руку, чтобы преградить снаряду путь.
  • Выбивание — позволяет прервать ведение мяча. Полагает удар одной рукой по атрибуту.
  • Отбор мяча при бросании. Предполагает прерывание броска при окончании разгона снаряда. В этом случае защитник проводит к нему руку со стороны направления ожидаемого броска и будто снимает мяч с руки противника.

Приёмы перехватывания мяча у противника

фото 11

Тренер обучает школьников навыкам отбора мяча у соперника. Чаще атрибут отбирают путём перехватывания передачи или выбивания при удачном моменте.

Перехват становится возможным в том случае, если защитник занимает позицию возле линии, где предполагается передача, и предугадывает момент, когда она будет сделана.

Где проходят тренировки команд взрослых и детей

Для различных возрастов этот вид активности является хорошим способом для поддержки физической формы и улучшения выносливости. Обучаться гандболу и тренироваться можно в специализированных секциях, спортивных школах.

Секции гандбола часто участвуют в детских фестивалях этого вида спорта. Если ребёнок делает успехи в занятиях, он может в дальнейшем выйти на профессиональный уровень.

Группа игроков может принимать участие в турнирах и соревнованиях. Вид спорта достаточно простой и адаптируется даже для людей пожилого возраста.

Полезное видео

Посмотрите видеосюжет о гандболе, основных правилах игры, истории происхождения этого увлекательного вида спорта.

Федеральные стандарты в России

Федеральные стандарты обучения гандболу приведены в Приказе Министерства спорта России от 30.08.2013 N 679. Протокол включает в себя информацию относительно техники безопасности и тактике игры, рекомендуемые объёмы нагрузок, требования к лицам, которые проходят подготовку и т. д.

Гандбол как вид активности заслуживает внимания, поскольку для детей он является хорошим способом физического развития, а для взрослых — методом поддержания спортивной формы. Многое зависит от тренера и от правильности техники игры.

Текст книги «Теория и методика гандбола»

Автор книги: Валентина Игнатьева

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Текущая страница: 14 (всего у книги 22 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Отбор помогает принять решение о перспективности юного спортсмена в занятиях гандболом. Проводится специализированный отбор в конце этапа начальной подготовки, т. е. после обучения в ДЮСШ и наблюдения за ребенком в течение 1–1,5 лет.

Обучаемость – важное качество для отбора на перспективу. Дети должны не только обладать требуемыми физическими кондициями, но и уметь проявлять свой двигательный потенциал в конкретных, специальных по отношению к гандболу движениях и действиях. Кроме того, к данному периоду накапливается значительная информация об успешности освоения детьми специальных упражнений и действий, уровне моторной обучаемости в целом, которая может свидетельствовать о перспективности кандидата.

Рост способностей приобретает на второй ступени отбора решающее значение, определяющее достижение высокого результата в гандболе. Сочетание высокого исходного уровня морфофункциональных показателей и больших темпов прироста освоения техники и тактики свидетельствует о чрезвычайной одаренности ребенка. Помимо оценки обучаемости на этом этапе учитывается состояние здоровья, успеваемость в школе, посещаемость тренировок, выполнение программных требований ДЮСШ.

Определение биологического возраста – одна из основных задач медицинской экспертизы на этапе отбора, решение которой существенным образом влияет на оценку степени физического развития и достижений школьников в тестовых программах.

Окончательное решение о зачислении в учебно-тренировочные группы должно приниматься на основании анализа вероятности достижения юным гандболистом высшего спортивного мастерства. Заключение по этому вопросу дают опытные специалисты-тренеры, выступающие в роли экспертов.

Экспертиза может также использоваться для оценки плохо поддающихся измерению характеристик – спортивного трудолюбия, стремления к высшим результатам, а также интегральной оценки технической, волевой и тактической подготовленности. В этих случаях эксперты ведут динамические наблюдения, подкрепляя их объективными методами.

Поиск талантов необходимо вести постоянно. Комплектование учебно-тренировочных групп осуществляется как за счет лучших выпускников начальной подготовки, так и за счет пополнения, получаемого в результате систематических поисков талантливых к гандболу детей.

В этот период целесообразно обратить особое внимание на уровень развития следующих характеристик: кинестетической чувствительности, распределения внимания, простой реакции, «чувства времени», дифференцировки мышечных усилий. Именно данный комплекс способствует формированию основных игровых способностей.

Выбор амплуа в команде начинается на этапе начальной специализации. На этом этапе идет ориентация наилучшего применения способностей гандболиста непосредственно в роли игрока команды: вратаря, разыгрывающего, крайнего, полусреднего, линейного. К началу этапа спортивного совершенствования этот вопрос должен быть решен.

При подборе игроков на различные амплуа необходимо оценить ряд показателей, которые оказывают наиболее существенное влияние на эффективность соревновательной деятельности. При наблюдении за игровой и тренировочной деятельностью гандболистов различных игровых амплуа в нападении и вратаря надо оценить способности, ранжирование которых представлено в табл.13.

В связи с особенностями деятельности игровых амплуа в гандболе разработаны индивидуальные модели игровой деятельности для контроля и оценки успешности роста спортивного мастерства. В этой модели даны нормативы, которые обязаны выполнять, участвуя в соревнованиях, игроки различного амплуа. По этим моделям тренер может оценить вклад каждого спортсмена в успех выступления команды в целом. По ним определяется рост игрока высокой квалификации.

Показатели способностей к отдельным амплуа

Социальная направленность личности спортсмена (интересы, идеалы, мотивация) и психические качества (уверенность в своих силах, способность переносить большие нагрузки, желание тренироваться и др.) гандболиста формируются на этой ступени отбора.

Начиная с 16-летнего возраста структура способностей игрока в основном сформировалась и мало отличается от структуры способностей взрослых мастеров. Это значит, что эффективность игры на этом этапе впервые может служить критерием отбора. Поэтому игровые показатели и качество игры в целом должны стать предметом внимания тренеров.

Социальный статус спортсменов может быть установлен с помощью достаточно простой анкеты.

1. Ребятам предлагается выбрать четверых партнеров отдельно для игры в атаке и обороне. Названный первым игрок получает 5 баллов, вторым – 4 и т. д. Баллы суммируются, а результаты иллюстрируются на социограмме. В квадраты, обозначающие очковые зоны, вносятся номера игроков. На полученном рисунке хорошо заметны и те, кто является желанным партнером для многих товарищей, и те, с кем вместе никто играть не хочет, – «отверженные».

2. Для диагностики направленности взаимодействия нужно получить ответ на вопрос: «Ты предпочитаешь, чтобы партнеры играли на тебя или стремишься сам подыграть им?»

По направленности взаимодействия игроки могут быть трех категорий. Одни стремятся использовать помощь партнеров, другие сами стремятся ее оказать и, наконец, третьи, которые не имеют твердой тенденции. Опыт показывает, что партнеры явно предпочитают тех, кого можно отнести ко второй и третьей группам, а подавляющее большинство «отверженных» – из первой группы.

6.5. Комплектование команды

В современном гандболе при возрастающей универсализации игроков основным требованием остается четкая специализация. Это не просто деление игроков по амплуа, а наиболее оптимальное сочетание сил в команде, подкрепленное рациональным расположением спортсменов на площадке.

В гандбольной команде большое значение имеет индивидуальное мастерство каждого игрока. На этой основе формирование юношеских сборных команд можно осуществлять двумя способами в зависимости от задач. Если необходимо просмотреть перспективных игроков, то можно пригласить подающих надежду на высокое мастерство в будущем отдельных молодых гандболистов. При этом важны показатели роста, уровня физических способностей, технического мастерства.

Однако если стоит задача успешного выступления на международных соревнованиях, то формировать команду надо с учетом сыгранности звеньев юных спортсменов в своих клубных командах, если даже какой-то из игроков не совсем подходит под статус сильнейшего и перспективного.

Мастерство гандбольной клубной или сборной взрослой команды может наступить быстро, если в ее состав попадут все гандболисты, имеющие высокое индивидуальное мастерство. Если этот состав не будет меняться, то и мастерство команды будет совершенствоваться, так как для успешного выступления очень важна сыгранность игроков.

Рассматривая факторы, обусловливающие успешность соревновательной деятельности гандболистов на современном этапе, специалисты в качестве основных выделяют возраст, стаж занятий и антропометрические данные спортсменов. В настоящее время наблюдается стабилизация возрастных и весоростовых параметров сильнейших гандболистов мира, что позволяет предположить оптимальность достигнутых параметров для современного гандбола (табл. 14).

Показатели сильнейших сборных команд мира и клубных команд России

Участники чемпионата России по гандболу моложе сильнейших гандболистов мира по возрасту и достоверно отстают по весоростовому показателю. В то же время гандболисты, выступающие в сильнейших клубных командах России, по ростовым данным превосходят своих более квалифицированных коллег. Это свидетельствует о целенаправленном отборе высокорослых детей в российские ДЮСШ и высокорослых игроков в клубные команды.

Ростовые данные в значительной мере определяют качество игры вратарей, полусредних нападающих, полусредних и центральных защитников. Весоростовой индекс в значительной степени предопределяет качество соревновательной деятельности полусредних нападающих и центральных защитников.

Успешность соревновательной деятельности гандболистов различных игровых амплуа предъявляет достаточно высокие требования к возрастным и весоростовым характеристикам спортсменов. Это позволяет рекомендовать рассмотренные параметры в качестве возможных критериев при комплектовании сборных и клубных команд, а также целесообразность их учета на более ранних этапах отбора гандболистов.

Качество игры гандболистов обусловливает величина игрового опыта. Эффективно решать игровые задачи в условиях крупнейших международных соревнований в составе сборной команды страны могут игроки с опытом, которые провели определенное количество матчей: вратарь – 170–220 игр, разыгрывающий – 115–160, полусредний – 84-120, линейный игрок – 65–85, крайний – 50–90 игр.

Необходимо учитывать и психологические особенности спортсмена.

Одинаково высокие потребности к достижению личного успеха у тех или иных игроков команды могут препятствовать достижению общекомандного успеха. Чрезмерное внутригрупповое соперничество может неблагоприятно повлиять на совместную командную деятельность. Более успешно действуют команды, где роли четко распределены.

В настоящее время известно, что группа (спортивная команда) включает в себя два начала: «ведущих» и «ведомых» ее членов. Это значит, что в составе команды должны быть игроки, способные вовремя поддержать, и те, кто способен вовремя подстроиться. Психологическая проблема отбора заключается не в формальном распределении ролей по принципу «ведущий – ведомый», а в определении, насколько выполняемая роль соответствует индивиду. Только в таком случае можно говорить о реально сложившейся структуре команды.

Формальная структура гандбольной команды определяется наличием игроков по амплуа: разыгрывающего, полусреднего, линейного, крайнего.

Зона действий центрального разыгрывающего характеризуется местонахождением игрока, которое обеспечивает условия для организации и проведения тактических комбинаций как команды в целом, так и отдельных ее звеньев. Находясь в центре, игрок получает все условия для установки игровых коммуникаций с партнерами, выполнить функции организатора командных действий. Данный игрок должен уметь не только предложить программу действий в конкретном игровом эпизоде, но и суметь ее реализовать усилиями «ведомых». Центральному разыгрывающему должен соответствовать такой тип личности, который отличается способностью навязывать свою программу и организовывать действия партнеров. В связи с этим разыгрывающий в наибольшей степени соответствует типу личности «лидер».

Зона действий полусреднего нападающего несколько смещена от центра. Она является наилучшей позицией для поражения ворот с разного расстояния. Они выполняют две функции: первая – роль «бомбардира», а вторая – за счет этих действий приковывать к себе пристальное внимание противника, чтобы у других игроков появилась возможность для взятия ворот. Полусредние должны отличаться чувством превосходства и уверенности, стремлением к конкуренции, солированию. Наилучшие из них отличаются решительностью, смелостью, самостоятельностью в своих действиях. Полусредний игрок ближе всего соответствует типу личности «конкурирующий».

Зона действий линейного игрока характеризуется самым ближним расположением к воротам противника и плотной опекой его со стороны защитников. Все это заставляет его на протяжении всего матча вести в нападении силовую (в прямом смысле слова) борьбу за наиболее выгодное место у площади вратаря. От него требуется умение разрушать оборону противника на своем участке. Характерными чертами этого амплуа являются сверхэнергичность, независимость, стремление к противоборству и физическому противопоставлению себя противнику. Этот игрок прежде всего должен отличаться разрушительной тенденцией и соответствовать типу личности «агрессивный».

Местонахождение крайних игроков требует от них умения вовремя и, главное, первыми подхватить завязывающуюся комбинацию игрового эпизода. Своими действиями они должны облегчить действия линейного и полусредних игроков. У них в большей степени, чем у кого-либо, выражена работа на партнеров. От них требуют как самостоятельных решений, так и умения подыграть, растягивая линию обороны противника, развить контратаку. Действия их носят универсальный характер, эти игроки лучше всего соответствуют типам личности, относящимся к разделам «ведомые».

На основе долговременного исследования В.Я. Игнатьевой получены психологические модели команды гандболисток (табл. 15).

Обращает на себя внимание в некоторых случаях довольно большая разница показателей у игроков одного амплуа. У игроков в поле наиболее значительные различия наблюдаются по выражению доминирования (от 12,5 до 46,7 %) и агрессии (от 16,7 до 47,8 %). Повышение доминирования у линейных игроков на 37,3 % еще можно как-то принять, но усиление этого качества у амплуа «крайние» (+47,8 %), которые являются ведомыми членами в гандбольной команде, неминуемо приводит к негативному результату соревновательной деятельности. Снижение агрессии у второй линии нападения, особенно у амплуа «полусредние», на 28,4 % – тоже не лучший признак подбора состава команды.

Показатели свойств личности гандболисток в структуре сборной команды России разных лет (по В.Я. Игнатьевой)

Все гандболистки усилили показатель дружелюбия: они всем довольны, всех любят.

При организации команды необходимо учитывать: насколько те или иные качества спортсмена отвечают требованиям, которые предъявляются к игроку конкретной роли в гандболе. Неудовлетворенная потребность лидировать, солировать, подстраиваться, быть опекаемым и т. д., которая может реализоваться в соответствующей деятельности, приводит к неблагоприятным состояниям человека и прямо сказывается на качестве выполнения его деятельности.

Тренеры клубных команд и особенно тренеры, работающие с юношескими коллективами, должны уделить этому вопросу особое внимание. Только при соответствии индивидуальных особенностей характеру выполняемой роли можно работать над формированием специализированных способностей, вырабатывать индивидуальный стиль деятельности.

? Вопросы и задания для самопроверки

1. В чем актуальность проблемы отбора?

2. Какие виды и критерии отбора вы знаете?

3. Зачем нужна предварительная подготовка детей?

4. Зачем нужны модельные характеристики сильнейших спортсменов?

5. Приведите примеры возрастных модельных характеристик физического развития.

6. Приведите примеры возрастных модельных характеристик физической подготовленности.

7. По каким показателям оценивается пригодность к занятиям гандболом?

8. На что надо обращать внимание при отборе в гандбол?

9. Какие показатели принимаются во внимание при отборе в команды мастеров?

10. Какими свойствами личности определяются игровые амплуа команды?

11. В чем выражается совместимость игроков гандбольной команды?

12. Какие факторы учитываются при отборе игроков в сборные команды?

13. Назовите показатели возрастной модели формирования сборных команд.

Глава 7
Материально-техническое обеспечение подготовки

Темпы прогресса в спорте все в большей мере определяются степенью совершенства спортивного инвентаря и оборудования современных арен. Для эффективного построения учебно-тренировочного процесса необходима определенная материально-техническая база, которая дает возможность повысить интенсивность занятий, ускорить воспитание двигательных способностей и других качеств, индивидуализировать подготовку, объективно оценить уровень подготовленности.

Материально-технические средства по целевому назначению можно разделить на три группы: 1) оборудование, инвентарь, тренажеры; 2) регистрационная аппаратура; 3) демонстрационная аппаратура.

Оборудование, инвентарь и тренажеры предназначены для воспитания тех или иных физических качеств и навыков. В гандбольном зале необходимо иметь определенное оборудование. Прежде всего это основные ворота, обтянутые сеткой и сеткой-гасителем внутри. Если позволяет пространство зала и подсобных помещений, необходимо иметь переносные ворота стандартных и уменьшенных размеров.

В зале должно быть необходимое оборудование для организации упражнений – это маты, стенка гимнастическая, стенка ромбическая, стойки для обводки, скамейки гимнастические.

Необходим инвентарь для проведения упражнений. Это прежде всего достаточное количество гандбольных мячей. Для воспитания скоростно-силовых способностей необходимы: набор утяжеленных мячей массой 1, 2, 4 кг; резиновые амортизаторы; станок для кистей; гантели; пояс и краги (манжеты) с отягощением. Чтобы совершенствовать технику игры, нужны макет защитника, макет качающегося вратаря, различные мишени в воротах, палки гимнастические, наклонные батуты (рис. 103).

Рис. 103. Наклонный батут

Мишени можно выполнить, поставив в ворота щит с мягкой поверхностью и вырезанными отверстиями (рис. 104). Мягкая поверхность нужна для того, чтобы мяч не отскакивал с большой скоростью, если в воротах будет стоять вратарь. Для самостоятельной тренировки на точность возможно применение щита с круглыми вырезами (рис. 105).

Рис. 104. Щит в воротах с вырезанными квадратными мишенями

Рис. 105. Щит в воротах с вырезанными круглыми мишенями

Для совершенствования гандболистов необходимы силовые нагрузки. Поэтому вблизи основного зала необходим тренажерный зал с набором силовых станков, штанг. Полезны в подготовке гандболиста прыжки на батуте.

Регистрационная аппаратура предназначена для измерения сдвигов в развитии качеств, навыков, в функциональном состоянии, для фиксации показателей прогресса тренировочного и соревновательного процессов. К таким аппаратам относятся динамометры, секундомеры, велоэргометр, прыгометры, фотофинишная установка, радиотелеметрические приборы. С помощью этих приборов получают конкретную информацию об эффективности процесса подготовки.

Демонстрационная аппаратура предназначена для изучения лучших образцов движения и действий (кинопроектор), тактических действий (магнитные доски – макеты), зрительного восприятия и анализа собственной деятельности (видеомагнитофон).

Наличие современного оборудования не гарантирует эффективность учебно-тренировочного процесса. Для успеха необходимо грамотно и творчески его использовать.

7.2. Применение спортивных тренажеров

Технология подготовки может называться «опережающей технологией», если в системе подготовки спортивной элиты используются новейшие достижения науки и оригинальные тренажеры, программно-аппаратные комплексы. На коротком отрезке времени это технологическое опережение соперников может оказаться решающим для победы.

Спортивные тренажеры, применяющиеся в настоящее время в спортивной практике, могут быть разделены на шесть основных групп.

Первая группа – тренажеры для общей физической подготовки.

Ко второй группе относятся тренажеры, работающие по принципу облегчающего лидирования.

Третья группа тренажеров – разнообразные управляющие устройства, обеспечивающие спортсменам поддержание заданной скорости движений при выполнении тренировочных упражнений, формирование рационального темпа и ритма движений.

Четвертая группа – тренажеры, позволяющие совместить процесс развития различных двигательных качеств и способностей с техническим совершенствованием.

К пятой группе следует отнести серию оригинальных тренажеров с изменяющимися сопротивлениями, создающих условия для одновременного проявления силовых качеств и подвижности в суставах.

Шестая группа – различные устройства, стимулирующие адаптационные реакции организма спортсменов за счет создания искусственных климатических и погодных условий. В связи с проведением ответственных соревнований в местах с жарким и влажным климатом в спортивной практике уже применяются камеры с искусственной регуляцией температуры и влажности воздуха. Использование таких камер за 10–15 дней до выезда к месту соревнований существенно облегчает процесс адаптации спортсменов к условиям жары.

В практике нашли распространение барокамеры, позволяющие регулировать в широком диапазоне давление воздуха и парциальное давление кислорода. Размеры некоторых барокамер дают возможность максимально приблизить работу к естественным условиям. В некоторых странах разработаны проекты создания гигантских тренировочных центров – барокамер – для одновременного проживания и тренировки в них. Окажется ли эффект от подготовки в таких центрах пропорциональным тем огромным затратам, которые требуются для их строительства и содержания, неизвестно.

В практике спорта используются автоматизированные системы для наблюдения за движением спортсменов в ходе выполнения деятельности. Контроль над игровой деятельностью может осуществляться двумя телекамерами, расположенными на противоположных краях одной стороны игрового поля и соединенными с ЭВМ. Во время матча они наблюдают за одним игроком. ЭВМ вычерчивает в автоматическом режиме траектории движения игрока и определяет скорость передвижения. Необходимость высокого профессионализма требует создания таких тренажеров, при использовании которых в процессе совершенствования можно было бы ощутить ситуации настоящей деятельности. Потенциал тренировочного воздействия упражнений, выполняемых на специально разработанных тренажерах, всегда существенно выше потенциала естественных упражнений.

Применение любых тренажеров позволяет воспроизводить движения с требуемым набором характеристик. Во-первых, можно многократно воспроизводить упражнение с меньшим числом технических погрешностей. Во-вторых, есть возможность контролировать вариации. Именно эта контролируемая вариативность позволяет преодолеть отрицательные последствия адаптации к постоянным условиям выполнения упражнений, обеспечить быстрое формирование движения и исправить ошибки.

Необходимо разделять понятия «тренажеры» и «тренировочные приспособления». Тренажер – это комплекс устройств, позволяющих воспроизводить целостные упражнения или их основные элементы в специально созданных искусственных условиях, обеспечивающих регламент режима движений и их целесообразное изменение.

Тренировочные приспособления не обладают какой-то множественностью свойств. Однако при явном преимуществе тренажеров в гандболе нельзя отказываться от разработки тренировочных приспособлений, которые содействуют эффективной отработке совершенно определенного движения.

Сейчас создаются тренажерные комплексы, особенностью применения которых является их многоцелевое использование за счет доукомплектования дополнительными блоками. Например, тренажерный комплекс на базе тредбана, оснащенный устройством «облегчающей подвески», может использоваться в целях обучения технике бега, а также для совершенствования этой техники относительно планируемого результата. Это открывает перспективы тренировки в рекордных режимах и показывает: способен ли вообще тот или иной спортсмен когда-либо войти в требуемый соревновательный режим.

Для самих гандболистов и их тренеров необходимо иметь возможность получать срочную информацию. К примеру, силовые тренажеры отличаются друг от друга главным образом вариациями своих силовых узлов. Интерес игроков к выполнению повторяющихся движений резко повысится, если силовые узлы будут оснащены датчиками усилий, скорости, ускорений, что дает возможность контролировать свои действия по каналу обратной связи. Использование форм обратной связи вносит в процесс выполнения упражнения положительные эмоции. Это создает предпосылки к существенному повышению эффективности каждого занятия.

Подобные возможности появляются в случае применения игровых тренажерных устройств, оснащенных средствами вычислительной техники и игровыми программами, которые позволяют программировать процесс выполнения упражнений при предъявлении заданий на экране телевизионного монитора в виде изменяющихся игровых ситуаций.

В двигательные действия, реализующие спортивную деятельность, в качестве важнейшего компонента входит время. Даже небольшие отклонения от заданных временных параметров спортивного двигательного действия могут привести к значительным искажениям действия вплоть до его невыполнения. Многократное же повторение искаженной во времени системы движений приводит к закреплению ненужных условно-рефлекторных связей, что не позволяет спортсмену достичь максимальных результатов.

Важно обеспечить с помощью тренажеров принудительное воспроизведение суставных движений спортсмена. В таком случае, поскольку тренажер воспроизводит оптимальную программу движения независимо от действий спортсмена, ошибки исключаются. Большие перспективы для гандболистов, особенно в компьютеризированных вариантах, имеют тренажеры такого класса, которому присвоено название «биомеханические станки» с преимущественным воздействием на руки или ноги спортсмена. Примером могут служить станки для укрепления плечевого пояса и совершенствования техники броска (рис. 106).

Станки содержат станину, на которой установлен поворотный корпус со степенью свободы вращения вокруг вертикальной и горизонтальной осей. В поворотном корпусе на роликах или во втулках установлен подвижный стержень, на котором закрепляется упругий элемент и сменные грузы. Подвижный стержень подпружинен относительно корпуса. В дистальной его части для использования в подготовке гандболистов закреплен мяч.

Принцип действия станка состоит в том, что гандболист имитирует броски, надавливая на мяч. Упругий элемент начинает двигаться вместе со стержнем, постепенно отделяет мяч от руки. После этого стержень возвращается в исходное положение, и спортсмен продолжает серию бросков. При этом у гандболиста происходит быстрая смена напряжения и расслабления мышц, участвующих в броске. Станок можно оснастить контрольно-измерительной аппаратурой. В зависимости от этого они могут выступать в виде простейших биомеханических тестеров для срочной информации о двух или трех параметрах и в виде комплексов, определяющих функциональное состояние спортсмена.

Рис. 106. Упражнения на биомеханическом станке Агашина

Для осуществления броска в ворота гандболисткам необходим определенный уровень силовой подготовленности. При этом важны как собственно силовые показатели, так и определенная гармония развития мышц-сгибателей и мышц-разгибателей плечевого пояса для точного выполнения движения и предотвращения травм рабочих звеньев тела. При исследовании состояния плечевого пояса гандболисток обнаружено значительное возрастание с (3 до 16 %) хронических травм плеча у спортсменок после 18 лет. При этом в возрасте 16–17 лет обнаружена наибольшая асимметрия силы мышц-антагонистов плеча, которая может служить причиной травм плечевого сустава.

В тренировке гандболистов всех возрастных групп для развития силы броска традиционно используются упражнения в метании утяжеленных мячей. После таких тренировок гандболистки жалуются не только на боли в мышцах руки, но часто ощущают дискомфорт в области шеи и спины. Эффективность применения силового тренажера состоит в укреплении крупных и мелких мышц плечевого пояса за счет возможности производить имитацию броска из разных исходных положений, с различным усилием и контролем над движением. Сопряженное воздействие для увеличения силы и улучшения техники броска специализированным движением с помощью тренажерного устройства и дозированное метание в тренировке медицинболов позволяют укрепить мышцы плечевого пояса (особенно мышцы вокруг плечевого сустава) и дают возможность за более короткий период времени добиться более высоких результатов в броске, чем только метанием утяжеленных мячей.

Человек живет в мире волн и ритмов планетных, солнечных, лунных, сезонных, погодных, магнитных, электрических и др. Исходя из частотно-волновой природы самого человека, можно предположить, что волновые воздействия различной частоты влияют на клеточные структуры человека, для которых данная частота является характерной. Такое волновое воздействие на человека с целью достижения оздоровительного и тренировочного эффектов относится к биомеханической подготовке.

Волновые тренажеры известны человечеству с давних пор. Простейший из них – качели. Сущность их работы состоит в создании условий для периодической смены напряжения и расслабления мышечной системы человека. Биомеханическая стимуляция с помощью волнаров оказывает общеукрепляющее действие всей системы мышц, связок, сухожилий, суставов.

https://sportyfi.ru/gandbol/zanyatiya/
https://iknigi.net/avtor-valentina-ignateva/124379-teoriya-i-metodika-gandbola-valentina-ignateva/read/page-14.html