Содержание
Классификация подвижных игр. Подвижная игра в педагогическом процессе
Роль подвижных игр в воспитании ребенка
В педагогике широко используются подвижные игры, в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, а позднее В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова, Н.Н. Кильпио и др.
Классификация подвижных игр для дошкольников
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы.
Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами.
В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Сюжетные подвижные игры
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов
«Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п.
Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игровые упражнения
Игры-забавы
Игры с элементами соревнования
(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет), в младших группах их не проводят.
Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.).
Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания.
Эффективное развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая:
- Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированное на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).
- Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.
Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста.
Для решения проблемы необходимо использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку — знающим неумелого — умельцем.
Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: занятия по физическому развитию, занятия на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, прогулка, и др.
На каждом занятия по физическому развитию мы использовали подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использовались игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции.
Для создания у детей интереса к игре мы вносили в игры маски, включали музыку. В играх-эстафетах использовали различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.
Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.
Игры под музыку мы использовали на утренней гимнастике и бодрящей гимнастике.
В игре «Затейники» мы развивали у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием.
Для этого мы использовали словесные образы-подсказки:
Улыбнись как: кот на солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.
Рассердись как: ребенок у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили.
Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает собака.
Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз,; муравей притащивший большую муху.
Отдохните, как: турист, снявший большой рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме.
Проявить эти эмоции детям было сначала трудно. Они не понимали, что мы от них хотим. Дети очень любят подвижные игры, где имитационные движения повторяются одновременно со словами.
Примеры подвижных игр
В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Одна ученица была так занята выполнением движений, что забыла про лису и очень была удивлена и растеряна, когда осталась без домика. При повторном проведении игры мы ей напомнили про лису. Она была очень довольна, когда успела занять домик.
Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк».
Для того чтобы сплотить детский коллектив мы используем групповые игры (особенно командные) объединят игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями.
В процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
В процессе игровых действий у детей формируется морально — волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
Подвижная игра с правилами — сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.
Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий.
В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств.
С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и конечно физического воспитания. Как отмечает Шапкова л.в., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности и общей работоспособности.»
С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.
Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели.
Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
Для реализации задач необходимо применить следующие методы:
- Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
- Педагогическое наблюдение;
- Анкетирование.
Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет.
Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей.
Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физическим развитием с детьми.
Усвоив общие задачи воспитания, мы применяем их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого мы использовали данные врачебного осмотра по всем показателям, для того чтобы знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития.
Впервые дни работы проанализировали состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.
Наметили конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания мы их чаще привлекаем к играм, способствующим развитию тормозных процессов.
Незнакомую игру мы внимательно разбираем, мысленно проигрываем и только после этого предлагаем детям. Также предварительно продумываем, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.
В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени.
Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Отмечаться, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группкой детей, какие предложит отдельным детям.
С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач: укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой —- метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д.
При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении или на площадке.
Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д.
Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру.
При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры — степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы.
Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано».
Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую — основную часть занятия (обязательно), другая — в заключительную.
Подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.
Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарасова Ирина Васильевна
В статье рассматривается применение спортивных игр при развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации по подбору спортивных игр для использования на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарасова Ирина Васильевна
THE USE OF SPORTS GAMES IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN
The article discusses the use of sports games in the development of motor skills in preschool children. Recommendations on the selection of sports games for use in physical education classes in preschool educational institution are given.
Текст научной работы на тему «Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста»
ПРИМЕНЕНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
THE USE OF SPORTS GAMES IN THE DEVELOPMENT OF MOTOR QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN
Тарасова Ирина Васильевна
Орловский государственный университет имени И. С Тургенева
г. Орел, Россия Tarasova Irina Vasilievna postgraduate
Orel state University after named i. S Turgenev
Аннотация. В статье рассматривается применение спортивных игр при развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста. Даются рекомендации по подбору спортивных игр для использования на занятиях по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.
Abstract. The article discusses the use of sports games in the development of motor skills in preschool children. Recommendations on the selection of sports games for use in physical education classes in preschool educational institution are given.
Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные качества, дошкольники, спортивные игрыы спортивные упражнения.
Keywords: physical education, motor skills, preschoolers, sports games, sports exercises.
В данный момент педагоги, психологи, физиологи большое внимание уделяют дошкольному возрасту, так как практический опыт и многочисленные научные исследования указывают на существование в этом возрастном периоде человека большие, а часто неиспользуемые психофизиологические резервы развития ребенка. В детстве у ребенка закладывается фундамент здоровь и формируются некоторые важные черты личности. Развить их — одна из важнейших задач физического воспитания. Двигательные качества ребенка включают в себя следующие понятия: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Специалисты в сфере физического воспитания широко обсуждают вопросы, связанные с формированием двигательных качеств у дошкольников.
Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных качеств, а также способы организации занятий.
Большое влияние на всестороннее физическое воспитание детей дошкольного возраста оказывают спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.
Почти каждая спортивная игра содержит в себе бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие. Это способствует укреплению крупных групп мышц, развитию двигательных качеств: силы, ловкости, координации, быстроты, выносливости. Таким образом в процессе игры дети обогащают и совершенст-
вуют свои двигательные умения и навыки. Важно иметь в виду факт того, что двигательные качества развиваются не изолированно друг от друга, а в комплексе.
Учеными доказано то, что элементы спортивных игр способствуют улучшению физического развития детей, оказывают благотворное влияние на нервную систему и укрепление здоровья. С помощью спортивных игр возможно создавать необходимый уровень физической нагрузки и варьировать его в ходе занятия. При подборе физической нагрузки на занятия и игры необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности детей, уровень физической подготовленности. [3]
Производя анализ специальной литературы можно выявить то, что проблема физического развития ребенка в большей степени зависит от развития его двигательных качеств в различные периоды детства. Это периоды пока изучены недостаточно.
В настоящее время большой интерес направлен на обсуждение вопроса о генетической и социальной связи между уровнем работоспособности организма ребенка и его двигательными качествами: выносливости, силы, быстроты, гибкости и ловкости. Этой теме посвящено много исследований. В них часто распространена точка зрения о том, что социальные и биологические факторы взаимообусловлевают друг друга в развитии детей. Согласно этому утверждению, психофизические качества являются проявлением двигательных возможностей человека, которые в большей степени зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Однако нельзя не учесть факт того, что систематический целенаправленный процесс воспитания и обучения, может оказывать существенное влияние на развитие этих качеств.
Процесс развития основных двигательных качеств осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием двигательных навыков. Упражнения, которые направленны на развитие двигательных качеств, должны применятся в строгой последовательности и включатся в различные формы двигательной деятельности.
Рассмотрим процесс формирования и развития каждого двигательного качества.
Под быстротой понимают способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота формируется в ходе обучения ребенка основным видам движения. При выполнении упражнений в разном темпе у детей развивается умение прилагать разные мышечные усилия в соответствии с заданным темпом
На занятиях при проведении спортивных игр можно использовать бег из более сложенных стартовых положений, например, из положения сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках.
Процессу развития быстроты способствуют спортивные игры, в которых подача определенного сигнала или определенная игровая ситуация заставляет ребенка изменять скорость движения. Именно в данный момент происходит формирование у ребенка двигательной реакции на направление и скорость движущегося игрока с учетом расстояния и времени его приближения. Развитие быстроты оказывает влияние на подвижность нервных процессов, развитие
пространственных, временных оценок, предоставляет ребенку возможность ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.
Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему путем мышечных усилий. Развитие силы способствует приданию ускорения массе тела и различным используемым снарядам, например, передача мяча.
В значительной степени от развития силы зависит и развитие других двигательных качеств — быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
В процессе воспитания дошкольника обязательно нужно учитывать возрастные особенности организма.
Именно по этой причине общеразвивающие упражнения, которые укрепляют основные группы мышц и позвоночник, нацелены на постепенное развитие силы.
При отборе спортивных игр и элементов спортивных игр нужно уделять особое внимание именно тем, которые способны вызывать кратковременные скоростно-силовые напряжения: упражнения в метаниях, беге, прыжках. Необходимо при подборе игр и спортивных упражнений учитывать возможности опорно-двигательного аппарата ребенка. Они должны быть ориентированы на развитие крупной моторики, обеспечение хорошей реакции сердечнососудистой системы и кратковременные скоростно-силовые нагрузки.
Для того что бы развить силу нужно развить быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. скоростно-силовые качества. Для их развития используют прыжки, метание на дальность, бег на короткие дистанции. В своих работах Е. Н. Вавилова говорит о том, что способствует эффективному развитию данных качеств использование прыжка вверх из приседа, прыжков на месте и с продвижением вперед, чередование умеренного и быстрого темпа в прыжках на двух ногах через линии из скакалок или гимнастические палки. При выполнении прыжков она советует уделять больше внимания энергичному отталкиванию одной или двумя ногами, неглубокому приземлению на слегка согнутые в коленях ноги и затем быстрому их выпрямлению. Применение на занятиях упражнений с использованием набивных мячей будет способствовать развитию мышечной силы, координации движений, дыхательной системы. Для воспитания силы используют игры, которые требуют проявления, умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Данные упражнения включаются в комплексы общеразвивающих упражнений. При составлении комплексов необходимо учитывать возраст детей.
Еще одним двигательным качеством является выносливость.
Холодов Ж.К. под выносливостью понимает способность организма противостоять утомлению во время мышечной деятельности, бороться с утомлением и восстанавливаться во время мышечной работы и после нее. Выносливость необходимо начинать развивать с дошкольного возраста так как существует ряд причин, основные из которых следующие:
1. Выносливость способствует укреплению организма дошкольника. Именно укрепление сердечно-сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата оказывает положительное воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка и всестороннее гармоническое развитие.
2. Работа, которая направлена на воспитание выносливости у дошкольников, позволяет улучшить функционирование организма и повысить их работоспособность (как физической, так и умственной). Это становиться особенно важным при подготовки детей к школе. [4].
3. Движения должны быть целенаправленными, особенно циклического типа. Они способствуют раскрытию и развитию их природных задатков: лишь в этот период становится возможным повышение уровня максимального потребления кислорода. Именно уровень максимального потребления кислорода выступает в качестве важнейшего показателя физической работоспособности человека и показателем его аэробных возможностей [2].
4. Развитие выносливости оказывает большое влияние на формирование волевых качеств и черт характера: целеустремленность, настойчивость, упорство, смелость и решительность, уверенность в своих силах. Именно в дошкольном возрасте очень важно этому научить.
Особенностью в развитии выносливости у дошкольников является то, что любая физическая нагрузка, которая совершается длительное время, обязательно приводит к постепенному нарастанию утомления. Из этого следует, что в развитии выносливости большую роль играют волевые факторы. Но у дошкольников они еще окончательно не сформировались, по этой причине им трудно справляться с утомлением.
При этом следует заметить, что одним из факторов в укреплении воли многие ученые называют различные движения (особенно циклического типа), которые выполняются с небольшой мощностью в течение продолжительного времени.
Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью вызывают значительные затраты сил и энергии и способствуют развитию выносливости.
Так же большое значение имеет подбор вариантов усложнения спортивных игр с включением в них различных предметов, это оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей, способствует развитию у них психофизических качеств, воли, самостоятельности, активности, чувства коллективизма, стремления к творчеству. Используя индивидуальный подход при подборе мышечной нагрузки важно учитывать особенности каждого ребенка: возраст, физическую подготовку, состояние здоровья. С помощью изменений продолжительности и интенсивности выполнения движений, возможно легко управлять уровнем задаваемой нагрузки.
В развитии выносливости у дошкольников так же большое значение имеет повышение интереса к двигательной деятельности. Известно, что при выполнении какой-либо деятельности, если в нее включить соревновательный момент, то значительно повысится эмоциональный тонус, а это в свою очередь будет способствовать более позднему наступлению утомления. Когда дети захвачены игрой, то они легко справляются с возникающими трудностями, тем самым учатся доводить начатое дело до конца. «Если нагрузка предлагается в игровой форме или сам двигательный акт знаком ребенку, и он им владеет, мышечная деятельность представляет для него интерес, вызывает положительные эмоции и не требует чрезмерного нервного напряжения — физическая работоспособность будет значительно выше, чем при выполнении скучной, однообраз-
ной мышечной деятельности» [5].
Специалисты в сфере физической культуры и спорта рекомендуют чаще включать элементы спортивных игр, эстафеты для развития всех двигательных качеств. Значительная часть при этом должна приходиться на игры с включенными в них длительными циклическими движениями небольшой интенсивности. Используемые в игре мотивы позволят детям продемонстрировать мышечные и волевые усилия, которые способствуют развитию выносливости. Но при этом важно помнить о возможной реакции организма ребенка на продолжительную мышечную нагрузку.
Подводя итог выше сказанному следует то, что при развитие у детей дошкольного возраста выносливости необходимо учитывать такие факторы как: морфологическая, функциональная зрелость детского организма, своеобразие реагирования на физическую на грузку. Это способствует правильному отбору средств и методов физического воспитания, подбору оптимальной дозировки мышечных нагрузок.
Холодов Ж.К. определяет гибкость как способность выполнять движения с большой амплитудой. Важное двигательное качество, которое вместе с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью зависят от морфофункциональных биологических особенностей человека.
С помощью гибкости происходит быстрее и лучше процесс овладения рациональной техникой выполнения движений, а также экономнее тратится сила, быстрота и другие двигательные качества. Это основание позволяет достичь наилучших практических результатов.
При различной двигательной активности дошкольника, гибкость способна облегчить его усилия, уберечь мышцы от чрезмерного напряжения, растяжения и других повреждений.
При систематическом использовании на занятиях упражнений на растягивание улучшается эластичность связок. Вследствие чего приводит увеличение подвижности в суставах и улучшение показателей гибкости.
Стоит отметить тот факт, что, при развитии гибкости происходит создание благоприятных условий для развития определенных двигательных качеств. К примеру: использование упражнений, направленных на развитие гибкости, еще одновременно развивают силу и выносливость [1].
Еще гибкость входит в состав сложного, комплексного качества, такого как, ловкость, с помощью которого осуществляется управление нашими движениями.
Гибкость развивают при помощи использования упражнений на растягивание мышц и связок.
В процессе физического воспитания при развитии гибкости нужно следить за оптимальным сочетанием данных упражнений с силовыми и другими упражнениями, которые способствуют гармоничному развитию двигательных качеств.
При развитие гибкости необходимо оптимально сочетать в процессе физического воспитания упражнения, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств.
В качестве рекомендуемых методических приемов, используемых для развития гибкости выступают следующие:
— систематичность использования, то есть упражнения на растяжку нужно выполнять ежедневно;
— оптимальное сочетание упражнений на силу и гибкость, то есть упражнения на силу и гибкость нужно чередовать и не допускать преобладания одного вида упражнений над другим.
Для развития и совершенствования гибкости необходимо подбирать спортивные игры в которых часто происходит смена направления движений.
Кузнецов В.С. дает следующее определение ловкость — это способность человека быстро, целесообразно осваивать новые действия, сочетать их с другими, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Развитие ловкости способствует повышению пластичности нервной системы, улучшению координации движений и развитию способности быстро овладевать новыми более сложными упражнениями. Формированию ловкости способствуют упражнения, которые выполняются в изменяющихся условиях. В качестве эффективного средства для развитии ловкости выступает спортивная игра. Именно в спортивных играх детям необходимо непрерывно менять одни движенья на другие, заранее не известные. Еще детям приходится быстро, без всяких остановок решать сложные двигательные задачи, учитывая действия своих товарищей. Так же эффективному развитию ловкости способствует использование упражнений, выполнении которых требует быстрого изменения техники движения, использование различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования. К тому же используют упражнения с дополнительными заданиями и коллективным выполнением упражнения с одним предметом. Таким образом постоянно меняющаяся обстановка в игре, быстрая смена движений у частников способствуют развитию ловкости.
Необходимыми психолого-педагогическими условиями для развития двигательных качеств являются:
— достаточно высокие нагрузки, но они должны соответствовать индивидуальным особенностям организма ребенка, то есть учитывать состояние здоровья, уровень физической подготовки;
— разнообразие двигательных умений и параллельное развитие всех основных качеств, то есть используемые двигательные умения должны способствовать формированию всех двигательных качеств, а не какого-то одного.
Большой объем двигательной деятельности повышает в целом уровень двигательной подготовленности, но не может гарантировать ее всесторонность. Лишь гармоничное развитие, двигательных качеств способствует достижению достаточно высокого уровня каждого из них. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогической работе необходимо использовать спортивные упражнения и спортивные игры, направленные на развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости. Данное условие должно быть применимо как к занятиям по физической культуре, которые организует инструктор, так и к деятельности детей, которая возникающей по их инициативе. В этом процессе ведущая роль принадлежит взрослому, который обязан направлять детей так, чтобы каждый из них имел возможность максимального проявления и развития различных двигательных качеств, а не только тех, которые у него развиты лучше и, которым он подсознательно отдает предпочтение для использования в своей
Так же при организации спортивных игр инструктору по физической культуре и воспитателям необходимо внимательно следить за уровнем физической нагрузки, регулировать ее в соответствии с состоянием детей, их предыдущей деятельности, погодных условий.
Детям необходимо предоставлять широкие возможности для активного применения способностей, которые имеются у них
Широкое применение спортивных игр, элементов спортивных игр, спортивных упражнений способно оказать влияние на уровень овладения двигательными умениями, и повысить степень развития двигательных качеств — быстроты, силы, ловкости, выносливости, позволит гармонически физически развить ребенка.
1. Бернштейн И. А. Физиология движений и активность. М, 1990. 263 с.
2. Корниенко И. А. Возрастные изменения энергетического обмена и терморегуляции. М., 1979.
3. Мащенко М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. Мн. : Ураджай, 2008. 156 с.
4. Терехова И. Т. Работоспособность и утомляемость детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М, 1977. C. 3.
5. Юрко Г П. Функциональные возможности и физическая работоспособность дошкольников // Умственная и физическая работоспособность детей дошкольного возраста. М, 1977. 125 с.
1. Bernshtejn I. A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost’ [Physiology of movements and activity]. Moscow, 1990, 263p.
2. Kornienko I. A. Vozrastnye izmeneniya energeticheskogo obmena i termo-regulyatsii [age-Related changes in energy metabolism and thermoregulation]. Moscow, 1979.
3. Mashchenko M. V., Shishkina V. A. Fizicheskaya kul’tura doshkol’nika [Physical culture of preschool child]. Minsk, Uradzhaj Publ, 2008, 156p.
4. Terekhova I. T Rabotosposobnost’ i utomlyaemost’ detej doshkol’nogo vozrasta na zanyatiyakh v detskom sadu [Performance and fatigue of preschool children in the classroom in kindergarten ]. Umstvennaya i fizicheskaya rabotosposobnost’ detej doshkol’nogo vozrasta [Mental and physical performance of preschool children]. Moscow, 1977, pp. 3.
5. Yurko G. P. Funktsional’nye vozmozhnosti i fizicheskaya rabotosposobnost’ doshkol’nikov [Functionality and physical performance of preschool children]. Umstvennaya i fizicheskaya rabotosposobnost’ detej doshkol’nogo vozrasta [Mental and physical performance of preschool children]. Moscow, 1977, 125p.
https://pedsovet.su/publ/66-1-0-4071
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sportivnyh-igr-v-razvitii-dvigatelnyh-kachestv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta