Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Движение – основа здоровья детей»

Класс: д/с

I. План проведения семинара-практикума

  • Организационная часть (Иванькина Е.И., старший воспитатель)

II. Основная часть.

  • Введение в тему семинара. (Иванькина Е.И., старший воспитатель)
  • Деловая игра с участниками семинара «Двигательная активность детей в ДОУ. (Иванькина Е.И., старший воспитатель)

III. Заключительная часть.

  • Психотехническое упражнение «Внутренний луч». (Иванькина Е.И., старший воспитатель)

Цель семинара-практикума: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания педагогов о содержании и особенностях организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста.
  • Совершенствовать навыки работы по укреплению здоровья детей всех возрастных групп.
  • Развивать творческий потенциал педагогов.

Слайд 1.

I. Организационная часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

— Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажитесь мне? (Нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
На семинар Вы пришли, а сил совсем….( Нет)
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ. Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я: Активными все будете? (Нет или да).

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш семинар-практикум «Движение – основа здоровья детей».

Слайд 2.

II. Основная часть

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …»

В.А. Сухомлинский

Здоровье – это основание жизненной целостности организма, а болезнь источник ее распада. Здоровый ребенок – эталон и практически достижимая норма детского развития. Здоровый ребенок должен рассматриваться как целостный телесно-духовный организм. Его оздоровление это не совокупность лечебно- профилактических мероприятий, а форма развития. Расширения психофизиологических возможностей детского организма. Именно поэтому здоровье детей и основанная в нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий педагогов.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет — это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

  • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
  • росту физической работоспособности;
  • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
  • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Слайд 3.

И я предлагаю провести наш семинар в форме деловой игры «Двигательная активность детей в ДОУ». Для этого я предлагаю разделиться на две команды и занять места за столами.

Педагогам предлагается выбрать эмблемы с названием команд т.о. формируются две команды участников «Чемпионы» и «Олимпийцы».

Слайд 4.

Первое задание. «Представление команд»

Приветствие, девиз команд без специальной подготовки. Приветствуется творчество, фантазия, смекалка команды.

Слайд 5.

Второе задание «Мозговая атака»

Слайд 6.

1. Назовите основные виды движения. (Ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, бросание, ловля, метание, упражнения на равновесие, строевые упражнения, ритмическая гимнастика.)

2. Назовите строевые упражнения. (Построение в колонну по одному, в шеренгу, перестроение в колонны по двое, по трое. Размыкание в колонне, в шеренге. Повороты направо налево, кругом.)

3. Какие виды циклических упражнений вы знаете? (ходьба на лыжах, катание на велосипеде, бег, плавание.)

4. О чем речь? Кратковременные физические упражнения способствуют смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. (физкультминутки)

5. Назовите виды подвижных игр. (С бегом, с прыжками, с лазанием, с метанием, эстафеты, с элементами соревнования, народные игры).

6. Приведите пример подвижных игр с бегом. («Ловишки», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Бездомный заяц и т.д.)

7. Приведите пример подвижных игр с прыжками («Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы».)

8. Приведите пример подвижных игр с бросанием и ловлей. («Сбей кеглю», «Попади в обруч», «Охотники и звери».)

9. Назовите формы организации двигательной деятельности в ДОУ: (НОД по физическому развитию детей; Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия, физкультурный уголок в группе, самостоятельная двигательная деятельность детей.

Активный отдых: физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья).

10. Приведите пример подвижных игр с элементами соревнования. («Кто быстрее?», «Чья команда забросит больше мячей?», «Кто дальше».)

11. Приведите пример народных игр. («Гори, гори ясно!», «Краски», «У медведя во бору».)

12. Назовите спортивные игры. (Городки, элементы баскетбола, бадминтон, элементы футбола, хоккея.)

13. Основное специфическое средство развития физических качеств детей — … (физические упражнения)

Слайд 7.

14.Детский туризм это — … (прогулки и экскурсии)

15. О чем идет речь? Одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день — утренняя гимнастика.

16. Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (физкультурный досуг).

17. Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Условия — создание педагогами предметно-развивающей образовательной среды позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально (Самостоятельная деятельность детей).

18. Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей — главная цель? (Бодрящей гимнастики после сна).

19. Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении, имеет определённую наполняемость соответствующую возрасту детей. (Физкультурный уголок).

Слайд 8.

Третье задание. «Кроссворд»

Командам предлагается отгадать кроссворды

По горизонтали:

  1. Двигательная активность (одним словом)

По вертикали:

Кроссворд №2

По горизонтали:

  1. Самое главное в жизни человека
  2. Физическое качество

По вертикали:

Слайд 9.

Четвертое задание. «Физкультурная пауза»

Сегодня я предлагаю вам поиграть с игровым пособием «Чудо-парашют».

Думаю, что многие из вас помнят и знают стихотворения, чтение которых сопровождается движениями. О таких стихотворениях я и хочу вам немного рассказать. Работая с детьми, нужно учитывать их возрастные особенности и на занятиях отдавать предпочтение различным игровым формам, применяя в своей работе «Парашют». Есть очень интересная игра «Расскажи стихи с волшебным парашютом». Дети любят повторять движения за взрослыми. Взрослый сопровождает чтение стихотворения подходящими по смыслу движениями, а дети повторяют слова и движения за взрослым. Давайте вместе с вами попробуем попасть в детство и немного поиграть.

«Три медведя»

Три медведя шли домой (ходьба с парашютом по кругу)
Папа был большой, большой (парашют поднят вверх)
Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают, опускают парашют)
Очень маленький он был, с погремушками ходил
(парашют ритмично поднимать и опускать)
Дзинь – дзинь.

«Весна»

Солнышко, солнышко золотое донышко
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (идти с парашютом по кругу).
Побежал в саду ручей (бег по кругу с парашютом).
Прилетело сто грачей (поднимание и опускание парашюта).
А сугробы тают, тают (медленное приседание).
А веточки подрастают (поднять парашют вверх).

«Перемена мест»

Скучно, скучно, нам стоять,
не пора ли пробежаться,
нам местами поменяться.
Раз, два, три.
называется любой цветовой сектор — КРАСНЫЕ БЕГИ!
Те кто стоит под этим цветом пробегают под парашютом и меняются
местами с другими.

Слайд 10.

Пятое задание. «Зашифровки»

Расшифруйте название подвижных игр:

Для команды «Чемпионы»:

УРЖКИМ (жмурки)
КАЛДИШО (лошадки)
ШИКЛИОВ (ловишки)

Для команды «Олимпийцы»:

СИАКРК (краски)
УЬПРЫЗ (пузырь)
ТКПИЯР (прятки)

Имеются три шифровки (задание одинаковое для обоих команд) Кто быстрее справится.

Вначале расшифруйте слово. Каждой цифре соответствует 4 буквы русского алфавита по аналогии сотового телефона. Вам необходимо сопоставить цифру с буквами и разгадать зашифрованное слово.

Детский фитнес в детском саду: 55 полезных упражнений для разного возраста

Детский фитнес в детском саду

Современные дети испытывают огромный дефицит движения. Компьютеры, планшеты, телефоны, телевизоры захватывают их внимание уже с самого раннего возраста. А ведь детство – лучшее время для формирования полезных привычек. Поэтому задача взрослых – привить в детях любовь к двигательной активности и спорту. И детский сад играет в этом немаловажную роль. Специальные фитнес-программы для детсадовцев – это вложение в будущее вашего ребенка.

Деский фитнес в детском саду

Физическое развитие в дошкольном учреждении

Детский фитнес представляет собой систему мероприятий, направленных на укрепление и поддержание здоровья детей.

Использование фитнес движений в детсаду не только подогревает интерес к спортивным занятиям и учит получать удовольствие от двигательной активности, но и укрепляет здоровье. Дети учатся понимать свое тело и управлять им. Они развивают мышечную силу и пластику тела, приобретают правильную осанку и гармоничное телосложение.

Спортивные мероприятия в детском саду не только развивают детей физически, но и благоприятно воздействуют на их психомоторное состояние. Детсадовцы гармонично развиваются физически, духовно и эстетически.

Задачи фитнеса в детском саду

Двигательная активность способствует развитию многих качеств ребенка. Это и развитие моторики, и высокая работоспособность, и успешное освоение нового материала.

Подвижные игры и физические упражнения благотворно воздействуют на такие процессы, как память, внимание, воображение и мышление. Спорт не только развивает, но и дисциплинирует, дает уверенность в себе.

При этом физкультура может помочь детям разного темперамента:

  • пассивные ребята смогут открыться новым энергиям, повышая свой жизненный тонус;
  • гиперактивные детсадовцы научатся гармонично распределять свои энергетические затраты;
  • капризные дети смогут почувствовать силу своего тела и стать выносливее.

Именно все эти задачи и призван решать фитнес для детей.

Если взять отдельно взятый детский сад, то главными задачами фитнеса в дошкольном учреждении являются:

  1. Формирование и улучшение физических качеств детей (выносливости, координации, силы, ловкости, скорости)
  2. Превенция нарушений в опорно-двигательной системе
  3. Приобщение к ЗОЖ и спорту

Эти задачи конкретизируются исходя из возрастной группы детей.

Программа кружка по фитнесу для разных возрастных групп

Детский фитнес предусматривает достижений разных задач в разных группах детсада. Основные из них прописаны в таблице.

Важно! Рекомендуется уделять спортивным развлечениям в детском саду 2-3 раза в неделю, один из которых приходился бы на улицу.

Как организовать детский спортивный досуг на улице показано в видео:

Виды спортивных элементов в детсаду

Условно спортивную нагрузку в детсаду можно подразделить на следующие категории:

  1. Общеразвивающие упражнения в детском садуОснованы на комплексе задач развивающего характера. Сюда можно отнести:
    • утреннюю зарядку;
    • дыхательную практику;
    • упражнения с мячом;
    • задания на разные виды двигательной активности с разными предметами и без них;
    • движения с обручем.
  2. Оздоровительные упражненияНаправлены на оздоровление и укрепление организма дошколенка. Здесь можно выделить:
    • элементы по профилактике плоскостопия;
    • упражнения на растяжку;
    • закаливающие процедуры, физкультура босиком;
    • посещение бассейна;
    • элементы на укрепление мышц спины и живота.
  3. Танцевальное и спортивное направлениеПомогает выявить склонности ребенка к тому или иному виду спортивной деятельности. В детсаду можно встретить:
    • ритмопластику;
    • аэробику;
    • гимнастику.
  4. Игровая деятельностьСюда относится все то, что помогает дошкольникам развиваться физически в игре:
    • футбол;
    • баскетбол;
    • волейбол;
    • игры в команде;
    • соревновательные игры.

Стоит также выделять время на самостоятельное освоение детьми спортивных элементов. Обычно это происходит на улице, на детской площадке с горками, качелями и прочее или в помещении, где есть спортивный уголок с дополнительным навесным оборудованием.

Спортивный уголок в детском саду

Общеразвивающие упражнения в детском саду

В зависимости от цели можно разработать разнообразные комплексы общеразвивающих упражнений применительно к детям разного возраста. Утренняя гимнастика или физкультминутка, дыхательная практика или элементы с обручем, упражнения с мячами или с другими предметами. Свою программу можно придумать как для малышей, так и для деток постарше.

Физический комплекс для утренней зарядки

В качестве утренней зарядки можно предложить следующий комплекс упражнений:

  1. Потягушки
    Дети становятся в круг, поднимаются на носки ног и тянутся с прямыми руками вверх. С выдохом руки через стороны возвращаются в исходную позицию, стопа ног полностью касается пола. Можно выполнять на месте, а можно делать шаг в сторону, продвигаясь между потягушками по кругу.
  2. Маятник
    Также можно образовать круг, встать, расставив ноги на ширине плеч, руки уложить на пояс. Делать разносторонние наклоны головой.
  3. Кукла
    Включаем в работу плечи. Для этого располагаем руки вдоль тела. Приподнимаем сначала правое плечо, потом левое.
  4. Неваляшка
    Садимся на пол, подтягиваем ноги к себе и обхватываем их руками. Из этого положения делаем разносторонние перекаты.
  5. Волчок
    Становимся на ноги, расставив их на ширине плеч. Прыгаем на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой. Можно чередовать элементы в движении по кругу.

Утренняя зарядка в детском саду

Дыхательная практика

Важно научить детсадовцев выполнять дыхательную практику. Она необходима после каждого комплекса упражнений. Кроме того, такая практика является отличной превенцией заболеваний горла и носа.

В целях подогрева интереса можно каждому элементу дать веселое название, например:

  • Надуваем пузыри – делаем глубокий вдох носом, надувая при этом щеки, затем медленно выдыхаем через приоткрытый рот.
  • Насосик – встаем и укладываем руки на пояс, со вдохом немного приседаем, с выдохом выпрямляемся. Цель – постепенно делать приседы ниже, а вдохи и выдохи глубже.
  • Курочка – встаем и наклоняемся вниз, свесив свободно руки, играющие роль крыльев, и опустив голову. С выдохом похлопываем себя по коленкам и говорим «так-так-так», со вдохом выпрямляемся и поднимаем руки вверх.
  • Часики – встаем прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены. Размахиваем прямыми руками в вперед-назад, произнося при этом «тик-так».
  • Трубач – садимся и складываем поднятые кисти рук в трубочку. При медленном выдохе говорим «п-ф-ф».

Движения с мячом

С мячом можно также придумать огромное количество упражнений для разных детсадовских групп:

  • стоя, берем мяч в обе руки и опускаем их вниз, с подъемом на носки поднимаем мяч над головой;
  • перекладываем мяч из одной прямой руки в другую при исходном положении – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, мяч находится в одной из рук;
  • садимся на пол, скрещивая ноги, мяч располагаем с правой сторону на полу, прокатываем мяч перед собой в другую сторону;
  • прыгаем на двух ногах с мячом в руках;
  • подбрасываем мяч вверх, перекидываем его из одной руки в другую.

Разные фитнес движения

Комплекс разных элементов с предметами и без них

  1. С кубиками
    • Встаем, ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, кубики в руках. Поднимаем руки через стороны вверх, стукаем кубиками друг о дружку.
    • Садимся на пол, кубики берем в руки и сгибаем их в локтях. Поднимаем ноги вверх и стукаем кубиками под коленями.
    • Прыгаем с кубиками, разводя руки в разные стороны.
  2. С флажками
    • Встаем, руки с флажками разводим в стороны. Делаем выпады, дотрагиваясь рукой с флажком до колена одноименной ноги.
    • Расставляем ноги широко, руки с флажками вытягиваем вперед. Поворачиваемся в одну сторону, уводя руку назад и следя за флажком глазами. Повторяем с другой рукой.
    • Исходное положение то же, руки с флажками поднимаем вверх. Наклоняемся вниз, флажки тянутся к полу.
  3. Без предметов
    • Ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса. Приподнимаемся на носки ног, поднимая правую руку вверх. Повторяем с другой рукой.
    • Садимся на корточки и обнимаем руками колени. Выпрямляемся, вставая на носочки и поднимая руки вверх.
    • Ложимся на пол на спину с прямыми ногами и руками, расположенными вдоль корпуса. Обхватываем голову руками и прижимаем ее к подтянутым к животу коленям. Сворачиваемся таким образом в клубочек.

Движения с обручем

Обруч может также разнообразить детски фитнес, внося в занятия интерес и пользу:

  1. Встаем, обруч держим внизу. Поднимаем обруч вперед, потом вверх, затем опять вперед и вниз.
  2. Ноги на ширине плеч, обруч обхватываем по бокам и прижимаем к груди. Поворачиваем корпус в одну сторону, прямые руки вытягиваем в эту же сторону. Повторяем в другую сторону.
  3. Исходное положение то же. Приседаем, вынося обруч вперед.
  4. Держим обруч внизу. Поднимаем его вперед и наклоняемся, выглядывая в обруч. Задерживаемся на несколько секунд в этом положении. Спина прямая.
  5. Встаем около обруча. Начинаем прыгать вокруг инвентаря.

Упражнения с обручем в детском саду

Оздоровительная практика

Огромную роль в фитнесе для дошкольников играют оздоровительные упражнения. Ведь задел на всю свою дальнейшую жизнь закладывается именно с детства. Особое внимание здесь следует уделять упражнениям, предупреждающим развитие плоскостопия, растяжке и укрепляющим элементам.

Элементы, предупреждающие плоскостопие

Стопа — это фундамент всего организма, поэтому нельзя относиться к плоскостопию легкомысленно. А если учесть, что формирование опорно-двигательной системы приходится на период до 6 лет, то и профилактику плоскостопия рекомендуется проводить в этом возрасте.

Предлагаем следующий комплекс упражнений, направленных на превенцию плоскостопия:

  1. Садимся на стул, размещаем массажный мячик под одной стопой и катаем его вперед-назад и по кругу. Повторяем с другой ногой. Спина прямая.
  2. Садимся на корточки в позу лягушки, руки на коленях, пятки вместе:
    • надавливаем руками на колени и соединяем их вместе;
    • упираемся руками в пол за спиной и, скользя внешней стороной ступней, сгибаем и разгибаем ноги;
    • приподнимаем ноги и начинаем похлопывать стопами.
  3. Садимся на стул с прямой спиной, держимся руками за его край:
    • ставим ноги по очереди на пятки;
    • шагаем на носочках вперед-назад;
    • берем носовой платок и пытаемся захватить его одной стопой;
    • переносим платок из одной стопы в другую.
  4. Исходная позиция та же. Руки на поясе. Чертим кружок по полу носочком одной ноги. Повторяем с другой ногой.
  5. Садимся на пол, руки в упоре сзади, ноги согнуты, стопы соединяем, спина прямая. Приподнимаем ноги и давим стопами друг в друга.
  6. Исходная позиция та же. Поочередно рисуем носками ног картинки в воздухе.

Важно! Весь комплекс проводится без обуви, дополнительно обеспечивая закалку.

Стретчинг в детском саду

Растяжка призвана мягко растягивать мышцы. Для того, чтобы элементы выполнялись плавно, без рывков в детском саду используется спокойная музыка.

В тренировочный комплекс можно включать следующие элементы на растяжку:

  • встаем, руки вдоль корпуса, носки в разные стороны, пятки рядом – поднимаемся на пальцы ног с прямыми руками, максимально вытягиваясь вверх;
  • исходное положение то же – руки при подъеме вытягиваем в разные стороны, фиксируясь в этом положении;
  • стопы параллельно, ноги на уровне плеч – поднимаем руки и садимся, не отрывая стопы от пола;
  • ложимся на пол на живот, обхватить щиколотки руками, поднять голову и приподнять плечи и грудь, при возможности приподнять живот;
  • исходная позиция та же, руки вдоль корпуса, ноги прямые – сгибаем одну ногу, оставляя стопу на полу, повторить с другой ногой.

Элементы на растяжку в детском саду

Элементы на укрепление мышц спины и живота

Укрепить мышцы кора в детском саду можно с помощью таких тренажеров, как турник, фитбол, диски здоровья, эспандеры, скамьи для пресса.

Хорошо себя показывают такие элементы:

  • вис на турнике – растягивает спину, параллельно укрепляя ее;
  • подтягивания на турнике и подъемы ног в висе;
  • передача фитбола лежа на спине от рук к ногам и наоборот;
  • скручивания на фитболе или скамье для пресса;
  • ягодичный мостик на фитболе и прочее.

А если в детском саду установлена шведская стенка с навесным оборудование, то проблем с укрепляющим тренингом вообще не должно быть. Дошкольники сами найдут себе занятия по душе, используя с пользой навесной инвентарь.

Танцевальное и спортивное направление

Это, наверно, самое интересное направление фитнеса в детсаду. Так, можно выделить следующие виды занятий:

  1. Аэробика
    Включает все аэробные элементы, наполняющие организм кислородом. Танцевальные движения, прыжки, бег – все эти цикличные движения стимулируют работу сердечной и дыхательной системы и дарят отличное настроение.
  2. Ритмическая гимнастика
    Разновидность привычной гимнастики, но с упором на интенсивную двигательную активность. Широкий спектр движений способствует совершенствованию координационных способностей и двигательной памяти.
  3. Логоритмика
    Очень интересное направление, сочетающее физические элементы с произношением звуков и их производных. Здесь помимо физического развития происходит развитие речи.
  4. Звероаэробика
    Еще один вид занятий, веселый и занимательный, сочетающий в себе аэробику с движениями, подражающими поведение животных.
  5. Степ-аэробика
    Ритмичные движения под задорную музыку на степ-платформах. Здесь развивается мелкая моторика, равновесие и физическая сила.

Степ-аэробика в детском саду

Основные правила фитнеса в детсаду

Детский фитнес должен быть обязательно разделен на возрастные группы. Ряд упражнений для старших дошколят не подойдет для малышей. Также необходимо выделять разное время для занятий. Например, для младших детсадовцев тренировка не должна длиться больше 20-25 минут, в средней группе тренинг может продолжаться и полчаса, а в старшей- 35 минут.

Занятия должны проводится под наблюдением воспитателя. Перед тренировкой необходимо проверить самочувствие занимающихся и удостовериться, что они переоделись в спортивную одежду и обувь.

https://urok.1sept.ru/articles/674899

Детский фитнес в детском саду: 55 полезных упражнений для разного возраста