Содержание
Спортивное ориентирование: что это и почему бегунам стоит его попробовать
Спортивное ориентирование – популярный вид спорта, который требует не только выносливости и скорости, как в беге, но и умения логически мыслить и ориентироваться на местности. В странах Скандинавии старты по спортивному ориентированию собирают тысячи участников разного возраста и уровня подготовки. В нашей стране соревнования пока не так распространены среди любителей, но от того не менее интересны.
В этой статье мы расскажем, что такое спортивное ориентирование, какие навыки потребуются от спортсмена, чтобы принять участие в массовом старте, и почему этот вид спорта непременно стоит попробовать бегунам.
Что такое спортивное ориентирование
Спортивное ориентирование начинается в тот момент, когда вам на брифинге выдают карту местности и легенду маршрута, а организатор рассказывает об особенностях полигона. Где-то на этом полигоне расположены контрольные пункты (далее – КП), которые вам предстоит найти, зафиксировать своё местопребывание там и до истечения установленного времени вернуться на точку старта.
Вам придётся много ходить, зачастую по непростому рельефу, читать карту, логически мыслить, рассчитывать силы, ошибаться и исправлять ошибки – и, конечно же, гордиться собой после каждого успеха. Всё это – спортивное ориентирование. Давайте познакомимся поближе с этим популярным видом спорта.
История
Определять своё местоположение на местности и рассчитывать направление до нужной точки люди хорошо умели ещё до нашей эры. Эти навыки были необходимы, чтобы вести войну, прокладывать морские и сухопутные торговые пути, осваивать новые территории.
Как вид спорта, ориентирование возникло совсем недавно, в конце 19 века. Родина его – Скандинавия. Разные источники указывают разные данные: по одним, самые первые любительские соревнования по спортивному ориентированию состоялись в мае 1897 года близ норвежского города Берген; по другим, это был октябрь того же года, но уже в городе Осло.
Одно несомненно – спортивное ориентирование родилось из учений армейских гарнизонов на военных полигонах, а позже опыт военных стали перенимать и обычные любители.
Отцом спортивного ориентирования считается швед Эрнст Килландер, майор, участник Первой Мировой войны, придумавший соревнования на пересечённой местности. Это ему принадлежит идея ориентирования на незнакомой местности в естественной среде, и это он первым предложил, чтобы каждый участник сам прокладывал собственный маршрут до нужной точки.
Швеция провела первый чемпионат по спортивному ориентированию в 1923 году. Другие страны подхватили скандинавское изобретение и внедрили его у себя. В 1960 году на международном чемпионате в Стокгольме принимали участие спортсмены из семи стран.
Тренировочные планы к марафону и полумарафону. Скачайте и начните подготовку сегодня.
Этот вид спорта набирал популярность такими темпами, что уже на следующий год после первого чемпионата была основана Международная федерация спортивного ориентирования. В неё на тот момент вошли 10 стран: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, ГДР и ФРГ, Швейцария, Болгария, Чехословакия и Венгрия.
Сегодня представительство в федерации имеют 80 стран. В 1977 году Международный Олимпийский комитет признал федерацию, однако в программу Игр спортивное ориентирование включено не было. Зато оно попало во Всемирные игры, которые проводятся так же, как Олимпийские, раз в 4 года и являются, скажем так, альтернативой им – во Всемирных играх спортсмены соревнуются в тех видах, которые не вошли в Олимпиаду.
В СССР первое состязание по спортивному ориентированию состоялось в 1939 году под Ленинградом. Несколько команд двигались ночью по незнакомому ландшафту с помощью одного только компаса. Некоторые источники говорят, что при этом участники несли с собой винтовки, противогазы и вещевые мешки весом 8 кг.
На международную арену сборная СССР попала в 1965 году, лучший результат показала участница Л. Бариса, занявшая 10 место из 40. С этого момента прошло несколько десятилетий, а спортивное ориентирование не только не утратило, но даже упрочило свои позиции среди любителей активного отдыха на природе.
Россия тоже получила достойное представительство среди других стран – в 2011 году паралимпиец Дмитрий Кучеренко стал первым российским ориентировщиком, выигравшим чемпионат мира по трейл-ориентированию.
Разновидности
У спортивного ориентирования пять основных видов соревнований.
1. Ориентирование в заданном направлении
Участник получает на руки чёткий порядок КП и должен взять их именно в указанной последовательности. При этом он может проложить любой комфортный для себя маршрут от точки до точки.
Источник: orienteering.sport
2. Ориентирование на маркированной трассе
В этом случае КП на карту не нанесены, участник знает только место старта. Двигаясь с картой в руках по маркированной трассе, он встречает КП и должен пометить это место в карте иглой или специальным компостером.
3. Ориентирование по выбору
Участник получает карту с нанесёнными КП, и дальше возможны два варианта развития событий. Либо ему задают контрольное время, за которое он должен успеть взять наибольшее количество КП на дистанции – либо ему предлагают взять определённое количество КП из установленных на полигоне.
Здесь подразумевается, что обойти их все будет невозможно. И в том, и в другом случае побеждает тот, кто наберёт больше баллов.
4. Рогейн
Такой формат соревнований становится популярнее год от года. Если обычное спортивное ориентирование предполагает соревнование в небольшой промежуток времени, то рогейн – это многочасовое приключение с картой и компасом в руках, где на карте нанесены КП, а маршрут участники строят на свой вкус, ориентируясь на «ценность» КП, контрольное время и собственные силы.
5. Трейл-ориентирование
Во всех вышеперечисленных видах акцент делают на скорость прохождения трассы. Трейл-ориентирование же заточено на понимание ситуации на местности и воспроизведение её на карте. Участник должен дать наибольшее количество верных ответов.
Первоначально трейл-ориентирование возникло как вид спорта для людей с ограниченными физическими возможностями.
Помимо этого, старты спортивного ориентирования различаются по другим параметрам:
- по времени суток: дневные и ночные,
- по формату проведения (старты индивидуальные, массовые и эстафетные),
- по командному составу (индивидуальные забеги, мужские и женские команды, а также смешанные).
- по характеру прохождения дистанции: пешком, бегом, на велосипеде и даже на лыжах.
Особенности дистанции
Полигон соревнования по спортивному ориентированию должен отвечать нескольким условиям независимо от характера и формата гонки.
Местность должна быть проходимой для всех участников, особенно это касается стартов на лыжах и велосипедах. Ландшафт должен быть доступен для транспортных средств.
КП не собираются в одном месте, но и не разбросаны на равномерном расстоянии от старта и друг от друга. Интерес в том, чтобы создать максимально разнообразные отрезки между КП. Где-то они будут короткие, но трудно преодолеваемые, где-то длинные и несложные. Наиболее интересна дистанция с разной технической сложностью и постоянной сменой направлений.
Расположение КП организаторы планируют таким образом, чтобы к каждому из них было несколько вариантов доступа. Таким образом исключаются совместные действия нескольких команд по поиску КП, а участники получают возможность выстроить собственный уникальный маршрут.
Организаторы должны предусмотреть безопасность для участников по ходу движения. КП не устанавливают на частной или заповедной территории, куда запрещён доступ, и не делают в тех местах, где доступ может быть связан с риском для здоровья и жизни.
Почти всегда на соревновании по спортивному ориентированию есть возможность выбора дистанции – от самой простой для новичков до хардкорной, которую выберут умудрённые опытом любители.
Спринт
Главный элемент – скорость. Причём скорость как бега, так и мышления. В спринте не будет крутых подъёмов и далеко расположенных КП. Основная задача спортсмена – выбрать оптимальный путь к точке и достичь её как можно скорее. Время прохождения дистанции – считанные минуты, обычно менее получаса.
Классическая дистанция
Акцент на поиске КП, поэтому на подобной дистанции необходимо часто использовать карту и постоянно менять направление движения. КП располагаются в неочевидных местах, участникам придётся включать скорость, внимательность и технические навыки преодоления препятствий.
Длинная дистанция
Главным становится выбор маршрута. Необходимо правильно рассчитать силы и уметь ориентироваться на широком пространстве и в продолжительном временном промежутке. Бег от точки до точки на этом типе дистанции может составлять несколько километров.
Марафон
Особенность этой дистанции – долгое прохождение маршрута между точками при любом выборе пути и техническая сложность многих перегонов. От участника соревнований требуется выносливость, хладнокровие и умение непрерывно принимать решения в течение долгого времени. Название дистанции не предполагает, что участникам придётся пробежать 42,2 км – обычно они бегут до 30 км.
Эстафета
Эта дистанция похожа на спринт высокой скоростью прохождения и относительно короткими отрезками между КП. Однако следует учитывать, что проходить её каждому участнику команды придётся в одиночку. Благодаря очной, а иногда и контактной борьбе с соперниками, эта дисциплина ориентирования считается самой зрелищной.
Jukola – крупнейшее в мире соревнование по спортивному ориентированию в формате эстафеты
Правила
Правила в спортивном ориентировании должны соблюдать и участники, и организаторы – у каждого они свои. Перечислим самые основные.
- Предоставить участникам подробную карту местности, легенду маршрута и маршрутную книжку, если она подразумевается в соревнованиях. На карте должна быть обозначена ценность КП: за труднодоступные даётся больше баллов, чем за лёгкие и близко расположенные.
- Сделать КП заметными и надёжно прикрепить их к объекту. Обычно КП имеет контрастный с окружающей обстановкой цвет – красный, оранжевый, чтобы было хорошо видно издалека. Крепятся они чаще всего любой клейкой лентой на деревья и другие крупные неподвижные объекты, а в тексте КП организаторы дополнительно просят «не срывать до такого-то числа, идут соревнования».
- На брифинге рассказать об особенностях полигона и предупредить о возможных трудностях во время прохождения маршрута.
- Обеспечить безопасность участников на старте-финише.
Организаторы имеют право:
- Дисквалифицировать участника или команду за неспортивное поведение или грубое нарушение правил соревнования.
- Наградить победителей в разных категориях.
- Определить контрольное время по своему выбору.
В свою очередь, участники не должны начинать разрабатывать маршрут до того, как это разрешит организатор, чтобы не получить преимущество перед другими командами, и выходить на дистанцию до своего стартового времени. Не разрешается пользоваться современными средствами определения местоположения.
Перед выходом на старт участники подписывают отказ от претензий к организаторам, если по ходу движения случится какой-то инцидент со здоровьем. По этой же причине на серьёзные соревнования не допускаются лица до 18 лет.
Непреложное правило всех соревнований: если с одним из участников на дистанции случилась беда, соревнования прекращаются, и все результаты аннулируются. Жизнь и здоровье людей важнее всего.
Все участники должны самостоятельно проложить маршрут к КП, а придя на место, зафиксировать своё прибытие. Чаще всего это делается с помощью фото на фоне КП или отметки в электронной станции на КП посредством чипа, выданного на старте. Следует отметить, что команда проходит весь маршрут единым составом, нельзя отправить одного участника на один КП, а другого на другой с целью сэкономить время.
Если команда не успела вернуться на финиш до истечения контрольного времени, она получает штраф. Обычно 1 минута опоздания равна 1 баллу, поэтому спортсмены иногда отправляются к сложному объекту, рискуя опоздать на финиш, но перекрыть штрафное время «стоимостью» КП. И, наоборот, бросают слишком простые и малостоящие КП, торопясь вернуться вовремя.
Помощники на дистанции
Если вы опытный ориентировщик, вам помогут на местности Солнце, Полярная звезда, мох на деревьях и направление движения облаков. Однако любители обычно берут с собой несколько надёжных «инструментов», важность которых сложно переоценить.
Карта местности
Если вы умеете читать карту, вы не заблудитесь. Карта даёт полное представление об окружающем ландшафте, перепадах высот, естественных преградах и расстояниях от точки до точки. Если первое время разбираться в карте будет трудно, вспомните, что на заре спортивного ориентирования карты были чёрно-белыми – и читались гораздо сложнее, чем современные.
Компас
Отвечает на вопрос «как дойти из пункта А в пункт Б». Заодно снимает страх заблудиться – если вы всё время шли на север, логично будет возвращаться строго на юг. Все компасы лёгкие и компактные, удобно крепятся на запястье или на большой палец, некоторые можно повесить на шею.
Курвиметр
Специальный прибор, измеряющий на карте расстояние по извилистым линиям. Он представляет собой зубчатый ролик, которым следует прокатить по интересующей линии – счётчик пройденных зубцов покажет точное расстояние.
Фонарь
Лучше налобный, чтобы не занимать руки. На ночных соревнованиях без него не обойтись. Как выбрать налобный фонарь для бега в тёмное время суток, мы уже рассказывали на нашем сайте.
Телефон
Он нужен на случай экстренной связи с организаторами, пользоваться GPS запрещено. Связаться с организаторами участник может в следующих случаях:
- сообщить о сходе с дистанции (устал, потерял мотивацию);
- попросить о помощи (заблудился, требуется медицинское вмешательство, увидел другого участника, которому нужна помощь);
- сообщить об исчезновении КП (в этом случае организаторы обычно просят сфотографироваться на месте предполагаемого КП).
Свисток
Нужен на длительных рогейнах, чтобы обозначить себя – для других участников команды, если вы случайно разбрелись и потеряли друг друга из виду, и чтобы отпугнуть диких зверей на полигоне.
Отдельно разберём, как лучше одеться на соревнования, потому что экипировка играет немаловажную роль в этом процессе.
Экипировка
Выбор экипировки на старт по спортивному ориентированию напрямую зависит от времени года и местности, где будет проходить соревнование.
В городе подойдёт ваша обычная беговая одежда и обувь. Летом это футболки и бра, шорты или укороченные леггинсы и самые удобные кроссовки. Не забудьте кепку или козырёк, если жарко. Зимой – термобельё, флиска, куртка-виндстоппер, тайтсы. Для большей уверенности на очень скользкой поверхности выбирайте кроссовки на шипах. Перчатки и шапку тоже надевайте беговые.
Читайте по теме: В чём бегать летом и зимой
Эта экипировка подойдёт, если вы планируете всю дистанцию бежать. Если же в планах неторопливая прогулка, одевайтесь как обычно на улицу.
Когда старт проходит за городом, всё немного сложнее. В тёплое время года нужно будет защитить себя от насекомых и случайных порезов и ссадин, но при этом не перегреться. Поэтому лучше отдать предпочтение длинным рукавам и штанинам и дышащим материалам. Помните, что зимой на природе холод ощущается сильнее, чем в городе – оденьтесь теплее, но не так, чтобы упариться на середине дистанции.
Обувь для любого времени года лучше выбрать с агрессивным протектором или на шипах, на пересечённой местности крайне важно иметь хорошее сцепление с поверхностью.
Основы подготовки
Бывают люди с «встроенной картой» в голове. Они с ходу выбирают верное направление, понимают особенности полигона и без особых видимых усилий достигают КП. Всем прочим приходится долго тренироваться, чтобы освоить навык ориентирования на местности.
Лучший учитель в этом случае – опыт. Ориентировщиками не становятся, сидя дома и изучая специальную литературу. Это умение рождается только на практике: вы должны непременно заблудиться и выбраться обратно, взять неверный азимут, потерять время и силы на ошибочном маршруте – и так несколько раз подряд. Но с каждым разом всё отчётливее будет понимание того, как поступить правильно.
Прокачать навыки спортивного ориентирования – значит научиться читать карту, брать азимут, пользоваться компасом и увеличить выносливость. Остановимся на каждом пункте подробнее.
Источник: basoc.org.uk
Научиться читать карту
Это значит – понимать условные знаки и с их помощью делать выводы об особенностях полигона. Хороший ориентировщик, глядя на карту, сможет сказать, где в лесу проложена широкая дорога, а где идёт узкая тропинка, какие перепады высот встретятся на пути и будут ли непреодолимые препятствия, а масштаб карты поможет определить реальные размеры объекта.
Всё это крайне важно для построения будущего маршрута.
Как читать карту: масштаб карты означает, что 1 см на ней равен определённому количеству метров в реальности. Чтобы определить расстояние по масштабу, например, 1:25000, отсчитываем длину отрезка до нужного объекта и умножаем это число на 250 (это количество метров, равных 25 000 см).
Замкнутые кривые линии на карте называются горизонталями и дают подсказку о рельефе: они соединяют точки на местности, обладающие примерно одинаковой высотой – таким образом, чем больше вы видите близких друг к другу горизонталей, тем круче подъём в этих местах.
Научиться брать азимут
Азимут – это угол между направлением на север и направлением к заданной точке маршрута. Он выручает в тех условиях, когда видимость на местности ограничена или отсутствуют знаковые ориентиры.
Как вычислять азимут: он измеряется от севера по направлению движения часовой стрелки к тому объекту, куда необходимо добраться, и выражается в градусах. Кладём компас на карту так, чтобы большая стрелка указывала на искомый объект, и затем крутим колбу компаса до тех пор, пока нулевая отметка на шкале не придёт в соответствие с северным концом стрелки.
Уметь пользоваться компасом
На соревнованиях по спортивному ориентированию зачастую нельзя включать навигатор, использовать GPS, а некоторые организаторы просят даже снимать спортивные часы, если в них есть шагомер. Поэтому для определения направления к КП остаётся старый добрый компас.
Как пользоваться компасом: из школьных уроков географии мы помним, что красная стрелка всегда указывает на север. При этом нельзя держать компас вблизи металлических предметов, иначе он начнёт сбоить.
Исходя из того, что мы знаем, в какой точке мы находимся, совмещаем север карты (он обычно находится вверху) с севером компаса. После этого нам нужно совместить указатель направления на компасе с направлением к объекту – и начать поворачиваться. Важно, чтобы направление магнитной стрелки совпало с севером на колбе компаса. После этого можно двигаться к объекту по указанному направлению.
Обладать физической выносливостью
Некоторые соревнования по спортивному ориентированию длятся много часов, вплоть до суток, причём участники обычно не тратят время на отдых. Плюс между КП зачастую приходится передвигаться бегом по пересечённой местности. Особенно это актуально для тех, кто претендует на призовые места.
Как подготовиться физически: включать в тренировочный план интервальные пробежки и фартлеки, уделить внимание трейловым маршрутам, если ориентирование будет проходить на природе.
Популярные старты
Один из наиболее известных мировых стартов по спортивному ориентированию – это Jukola Relay, эстафета Юкола. Традиционно проводится в Финляндии каждый июнь. Особенность эстафеты в том, что в ней обычно 7 этапов с разным километражем, а старт первого этапа даётся после захода солнца.
Ещё одна эстафета, включающая как ночные, так и дневные этапы – это ежегодное соревнование 10-mila в Швеции. В названии заложено расстояние, которое должна пробежать в целом вся команда – 10 миль. При этом речь идёт о шведской миле, равной 10 000 м. То есть 10 шведских миль – это 100 км.
Самое известное соревнование в России, это, пожалуй, «Российский азимут». По масштабу оно не уступает мировым стартам. Уже самый первый забег, проведённый в 2006 году, собрал более 170 тысяч ориентировщиков. Конечно же, все они участвовали в разных городах, но на старт вышли одновременно – и это роднит «Российский азимут» с «Забегом.РФ», знакомым каждому бегуну.
На Южном Урале наиболее популярное соревнование – «Кольцо24». Проводится оно ежегодно в октябре в формате рогейна на трёх фиксированных дистанциях: на 6, 12 и 24 часа. Локацию организаторы выбирают каждый раз разную, но рельеф и непредсказуемые погодные условия не дадут заскучать в любом случае.
Чемпионаты и Кубки по спортивному ориентированию проводятся в разных городах России – Сочи, Вологде, Омске, Ульяновске, Костроме и других. В конце декабря в Москве устраивают всероссийские соревнования «Новогодние старты».
Каждый год в течение нескольких дней проводится чемпионат мира по спортивному ориентированию. Самая титулованная спортсменка среди женщин – швейцарка Симона Ниггли, 17-кратная победительница чемпионата, причём в разных дистанциях, и 7-кратная призёрка. У мужчин это француз Тьерри Жоржиу, он 14 раз становился победителем чемпионата мира и ещё 9 раз занимал вторые и третьи места.
Swiss Orienteering Week (Швейцария) – одна из красивейших гонок по спортивному ориентированию
Спортивное ориентирование для бегунов
На первый взгляд кажется, что бегуны и ориентировщики ходят разными тропами. Одни больше работают ногами, бегают в случайных направлениях и часто превращают своё занятие в медитацию. Другие работают головой, предельно сосредоточены и всегда знают, где должны оказаться в определённый момент времени. У этих видов спорта разные задачи и требования к спортсменам, однако точек пересечения можно найти множество.
Зачем ориентировщику нужны навыки бегуна? Тому, кто хочет просто погулять на несложном старте, они, может, и не нужны. Но если планируется многочасовое преодоление дистанции, без беговых тренировок не обойтись.
Сильные мышцы, развитая дыхательная система помогут вам продержаться в тонусе всю дистанцию и не сойти раньше времени. Бегая трейлы, вы подготовите ноги к пересечённой местности. Иногда хватает одной неудачной постановки стопы, чтобы надолго забыть о беге. Плюс бег на дистанции – это всегда возможность попасть в призовые места, в отличие от тех, кто идёт пешком.
Зачем бегуну спортивное ориентирование? Здесь свои секреты. На пересечённой местности так или иначе будут перепады высот, и после хорошо отработанных горок на природе подъёмы на улицах города будут казаться пустяком.
Дополнительное удовольствие здесь в том, что основные городские беговые маршруты вы, скорее всего, преодолели уже множество раз, а спортивное ориентирование треков не повторяет, здесь каждый раз будет новый ландшафт и новые впечатления. Наконец, ориентирование – это отличная возможность натренировать голову, логическое мышление, научиться быстро принимать решения и минимизировать потери.
Спортивное ориентирование – это сложно и совершенно непонятно в первый раз. Но стоит разобраться в основных аспектах – и отпустить это будет уже невозможно. В этом виде спорта удачно сочетаются эйфория от физической активности, живописные виды природы, чувство сплочённости с командой и занимательные логические задачи в режиме реального времени.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
- Новости проекта
- Журналы
- Газеты
- Книги
- Статьи
- Диссертации
- Фото
- Видео
- Персоны
- Правила
- Журналы
- Фото
- Газеты
- Видео
- Книги
- Персоны
- Статьи
- Правила
- Автоспорт
- Академическая гребля
- Альпинизм и скалолазание
- Американский футбол
- Армрестлинг
- Бадминтон и сквош
- Баскетбол
- Бейсбол
- Биатлон
- Бильярд
- Бобслей
- Бодибилдинг
- Бокс
- Борьба вольная
- Борьба греко-римская
- Борьба спортивная
- Боулинг
- Вейкбординг
- Велоспорт — BMX
- Велоспорт — трек
Популярное
Олимпийский вестник Юга России
PRO Баскет
FIBA Assist Magazine
Планета Баскетбол
Мир дзюдо
Финишная прямая
Регламентация деятельности спортивно-образовательных учреждений
Федеральный справочник «Спорт России». Выпуск 1
100 великих футбольных матчей
Мини-футбол. Новые технологии в подготовке команд
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Игровые формы занятий по спортивному ориентированию
Игровые формы занятий по спортивному ориентированию
В основе данной разработки – игры-задания по спортивному ориентированию.
Спортивное ориентирование не только развивает физические качества ребенка (скоростную и общую выносливость, ловкость и координацию движений), но и умственные способности. Предлагаемые дополнительные задания, мини-конкурсы способствуют расширению кругозора детей, закрепляют ранее полученные навыки. А групповая форма игровых занятий в спортивном ориентировании содействует развитию навыков коллективной работы и укреплению командного духа.
Представленные игры рассчитаны на детей разных возрастных групп. Одни – подойдут учащимся начальных классов, другие – только старшеклассникам. Большинство же игр рекомендуем проводить с учащимися пятых-шестых классов. Именно в этом возрасте дети на уроках географии изучают планы, схемы, учатся «читать» карту; знакомятся с такими понятиями, как масштаб карты, азимут, условные знаки; умеют пользоваться компасом и находить свое местоположение на карте.
При желании игры можно обогатить разнообразными заданиями из других предметных областей или разработать свои варианты той или иной игры.
Занятия можно проводить в лесу, парковой зоне и даже на школьном участке при наличии карты или схемы места занятия.
«Магический шифр»
До начала занятия учитель придумывает слово-шифр – небольшое и удобное для словообразования (например, «разведчик», «космонавт», «гастроном»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько букв в слове-шифре. Затем организаторы устанавливают (прячут) в лесу контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся места старта и финиша и указываются районы, непригодные для бега (если есть). Общая протяженность дистанции не должна превышать трех километров.
Контрольный пункт представляет собой бумажную двухцветную призму (красно-белую). Граница цвета проходит по диагонали. В верхней (белой) части контрольного пункта указывается буква магического шифра.
Затем каждому участнику выдается карта с нанесенными контрольными пунктами и карточка участника. Карточка участника имеет клетки, в которые будут вноситься буквы магического шифра и таблица, которую участник должен будет заполнить составленными словами.
Карточка участника
Фамилия, Имя_ Романов Игорь____________ Класс______6Б_____________
Время старта:____10:13.00_____________ Количество слов___22_____________
Время финиша:___11:09.57____________ Место______4__________
Эта часть заполняется судьей соревнований
А эта часть – участником
Слово-шифр__Гастроном__________
А
Т
С
Г
О
Р
О
М
Н
Составленные слова:
Участники игры-соревнования выходят на старт согласно заранее проведенной жеребьевке с нагрудными номерами (интервал между участниками – 1 минута). Каждому участнику дается 1 час на поиск всех контрольных пунктов, составление слов и возвращение на финиш. Участник вправе находить контрольные пункты в любой последовательности (ориентирование по выбору). Подбегая к контрольному пункту, участник переписывает на свою карточку букву магического шифра в специальную ячейку. Если участник сорвал контрольный пункт или исправил на нем букву, то он дисквалифицируется. Правилами игры не требуется обязательного нахождения всех контрольных пунктов. Уже имея запас из трех-четырех букв, участник может начинать составлять слова. Это должны быть имена существительные в единственном числе и именительном падеже. Неправильно написанные слова не засчитываются. Запрещается использовать имена и географические названия. Все составленные слова участник записывает в таблицу на карточке участника. Чем больше контрольных пунктов (букв) сможет найти спортсмен, тем больше слов он сможет составить, и чем быстрее участник найдет контрольные пункты, тем больше у него времени будет на обдумывание и составление слов.
Главная задача – придумать наибольшее количество слов из букв магического шифра за отведенное время.
Победителем игры-соревнования является тот участник, который, например, составит наибольшее количество слов из магического шифра или первым разгадает слово-шифр. При равенстве показателей разрабатываются дополнительные условия. Участники, не уложившиеся в контрольное время, считаются неправильно выполнившими задание.
При первом проведении игры можно провести соревнования не личные, а командные (соревнуются классы в параллели), что облегчит ребятам задачу при поиске контрольных пунктов и составлении слов. Затем можно провести игру между небольшими группами (по 2–3 человека), а затем переходить к личным соревнованиям.
Судейство осуществляется педагогами, можно привлекать и учащихся старших классов. Необходимо присутствие судей на старте, финише и контрольных пунктах (КП), где в их обязанности входит контроль за правильным прохождением участниками КП, установка и снятие КП после игры.
При проведении игры с детьми разных возрастных групп разрешается помощь взрослых (вожатых, классных руководителей) в разгадывании слова-шифра или составлении слов. Возможен вариант, когда участникам более старшего возраста отводится меньше времени на выполнение заданий.
«Экологический лабиринт»
Название игры можно изменить, если ее темой будет другая наука. Например, «Географический лабиринт» или «Математический лабиринт».
Вначале дети знакомятся с правилами игры. Перед стартом каждый участник или команда получает карту местности с обозначенными на ней местом старта и первым контрольным пунктом. На первом КП детей встречает судья, который предлагает участникам ответить на один вопрос – в нашем случае по экологии. Предлагается два варианта ответов (вариантов может быть и больше, но остальные должны быть заведомо легкими) и только один – правильный. Например, на вопрос: «При использовании какого вида топлива автомобиль больше всего загрязняет окружающую среду?» предлагаются следующие варианты ответов:
1. Солнечная энергия.
2. Бензин.
3. Дизельное топливо.
4. Газ.
Участники выбирают и сообщают судье свой вариант ответа. Судья не дает никаких комментариев, а рисует на карте участника следующий КП. Причем, если предложенный вариант оказался правильным, то судья рисует «истинный» второй КП. А если вариант ответа оказался неправильным, то судья рисует «штрафной» КП. Отыскивая следующий пункт, дети не знают, правильно ли ответили на вопрос. На штрафном КП участников встречает другой судья, который предлагает им не вопрос, а определенное задание (это своеобразный штраф за неправильный ответ на предыдущем КП). Экологическим заданием может быть: уборка мусора, оставленного нерадивыми туристами, установка заранее приготовленного скворечника, посадка деревьев, сбор разбросанных старых веток и т.д.
После выполнения задания судья на штрафном КП рисует в карте участников «истинный» второй КП и сообщает правильный вариант ответа на предыдущий вопрос.
На втором, третьем, четвертом КП порядок игры сохраняется.
После прохождения последнего КП (в случае правильного ответа) или после выполнения последнего штрафного задания судья рисует в карте участника место финиша. Тот участник или команда, которая придет к финишу первой, является победителем игры.
Предлагаемое число контрольных пунктов не больше четырех. В противном случае существенно увеличивается время игры. Для ее проведения потребуется большое количество судей, хорошо читающих карту. Необходимы также подходящие условия для выполнения штрафных заданий. При проведении игры с детьми разных возрастных групп можно использовать разные вопросы на контрольных пунктах и разный уровень сложности штрафных заданий.
«День медика»
В зависимости от тематики смены, недели, отдельных мероприятий название игры может быть другим. Например, «День туриста», «День физкультурника», «День геолога» и т. д.
День медицинского работника традиционно отмечается у нас в стране в третье воскресенье июня. Эта дата приходится на летний отдых детей в оздоровительных лагерях.
В день, когда начинается проведение этого праздника, педагоги-организаторы, руководители кружков, инструкторы-методисты по физической культуре и спорту и сами медицинские работники беседуют с детьми об оказании доврачебной помощи, о полезных лечебных травах и растениях, о способах транспортировки пострадавшего.
Детям предлагается отработать в игре ранее изученные медицинские навыки, соревнуясь при этом между своими командами (классами, отрядами).
Игру можно проводить как по возрастным группам, так и в масштабе всего детского оздоровительного лагеря или школы.
Цель игры – закрепить ранее полученные медицинские навыки в игровой форме.
1. Обучение оказанию доврачебной помощи, транспортировке пострадавшего, использованию полезных растений в медицине.
2. Совершенствование навыка ориентирования на местности.
3. Подготовка детей к туристским походам и слетам.
4. Воспитание у детей чувства коллективизма, сострадания к ближнему, ответственности за свое здоровье.
5. Профилактика травматизма.
6. Выявление сильнейших команд лагеря, школы.
В игре могут участвовать дети всех возрастных групп (от 7 до 15 лет) при соответствующем подборе заданий и подготовке детей.
Требования к организаторам игры
1. Игра должна быть заранее спланирована и включена в план-сетку лагерной смены.
2. Выбран ведущий и руководители санитарных постов (контрольных пунктов) из числа сотрудников, наиболее компетентных в вопросах медицины.
3. Накануне или рано утром в день игры готовятся карты, маршрутные листы, устанавливаются контрольные пункты на выбранной территории.
4. Накануне вечером проводится инструктаж с педагогами-организаторами и руководителями санитарных постов.
5. В день игры руководители санитарных постов получают или готовят необходимый материал для заданий.
Время игры
Продолжительность игры для каждого отряда не должна превышать одного астрономического часа.
Игру целесообразно проводить в первой половине дня.
Предварительно проводится общелагерная линейка (общий инструктаж), посвященная Дню медика.
Необходимое оборудование
1. Карты для спортивного ориентирования (масштаб 1:2500, 1:5000 или 1: 10000) по одной на отряд (команду).
2. Компасы – по одному на отряд.
3. Маршрутные листы – по одному на отряд.
4. Контрольные пункты (в зависимости от числа заданий).
5. Секундомер или часы с секундной стрелкой – 1.
6. Материал для заданий (находится на контрольных пунктах у руководителей санитарных постов и зависит от самого задания).
Описание игры
Перед началом игры руководители санитарных постов занимают свои места на контрольных пунктах. Ведущий объявляет построение и объясняет правила игры.
Каждая команда поочередно получает компас и карту с обозначенными на ней местом построения (старта) – красный треугольник и контрольными пунктами – красные кружки с номерами (по числу санитарных постов). Участникам игры сообщается общее количество КП и показывается его образец. Кроме того, каждой команде выдается маршрутный лист, в который заносится время старта команды.
Маршрутный лист № _____ отряда
Время старта ________
Время финиша ___________
Чистое время _________
Команды вместе с вожатыми (педагогами-организаторами, учителями) должны отыскать все КП по порядку, выполнив на них задания, предложенные руководителями санитарных постов (оказание доврачебной помощи, переноска пострадавшего, использование растений в медицине, перевязка пострадавшего, комплектование аптечки и т. п.). Некоторые из вариантов заданий приводятся ниже.
Задания руководителей санитарных постов
Контрольный пункт № 1
До игры дети знакомятся с основными способами транспортировки пострадавшего. На специальном стенде дана информация, где на рисунках показаны основные способы транспортировки пострадавшего в зависимости от тяжести травмы и наличия подручных средств. Перед игрой дети должны на практике ознакомиться с некоторыми вариантами.
На контрольном пункте руководитель санитарного поста задает игровую ситуацию: «Один из участников похода повредил ногу (голеностопный сустав). Необходимо транспортировать раненого до ближайшего медицинского учреждения».
В зависимости от возраста детей ими используется:
– в младшей возрастной группе – транспортировка пострадавшего вдвоем;
– в средней возрастной группе – транспортировка пострадавшего, используя сиденье, образованное с помощью скрещенных рук;
– старшая возрастная группа выполняет транспортировку пострадавшего в случае более тяжелой травмы (коленный сустав, бедренная кость). Самостоятельно изготавливают из подручных средств носилки, используя две толстые жерди и куртки.
Дистанция для транспортировки пострадавшего – 25–30 м. Количество пострадавших – 1 (дети выбирают пострадавшего сами).
Перед выполнением задания участники должны назвать известные им способы транспортировки пострадавшего и рассказать, в каких случаях они используются.
«Отлично» – дети знают многие способы транспортировки и их применение в зависимости от тяжести травмы; быстро принимают решение, подготавливают средства транспортировки, аккуратно и быстро переносят пострадавшего.
«Хорошо» – дети знают многие способы транспортировки и их зависимость от тяжести травмы, но долго принимают решение о транспортировке и (или) не очень аккуратно и (или) слишком медленно переносят потерпевшего.
«Плохо» – знают лишь один способ транспортировки, принимают неверное решение о переноске пострадавшего в зависимости от тяжести его травмы, не могут правильно подготовить средства транспортировки и (или) роняют пострадавшего или падают сами при его переноске.
Контрольный пункт № 2
На лавочках в беседке разложены экспонаты из свежих листьев, цветов, древесных грибов, мха.
Педагог, показывая на листья одуванчика, просит обратить внимание на него и рассказать об этом растении. Польза – полезны корень и листья. Из желтых цветов варят медовое варенье, из листьев – делают салат. Предварительно обдают листья кипятком или держат в слабом растворе уксуса. Корни одуванчика выкапывают ранней весной или осенью. Очень полезен настой корней от болей в желудке, печени.
Далее – лист мать-мачехи. Ребята узнают растение и рассказывают о нем. Первый цветок, раскрывающийся после зимы. Полезен при простуде.
Земляника – полезны листья и ягоды.
Ветка можжевельника. Это растение издавна выручало русских людей. При болезнях полы в доме натирали ветками можжевельника, а размягченными плодами лечили старые раны. Можжевельник выделяет фитонцидов в 6 раз больше, чем сосновый бор. Растет он только в экологически чистых местах.
У деревьев, кустарников есть грозное оружие, какого нет у человека и животных. Оказывается, не только луковицы и листья, но и стебли, цветы, семена и корни выделяют фитонциды. Открытие Токина помогло медикам создать лекарства из лука, чеснока, хрена, сосны и других растений, богатых фитонцидами. Они лечат гнойные раны, порезы.
Листья подорожника. Ребята называют лист и говорят о лечебных свойствах подорожника.
Мята. Педагог: «Где мы встречаем листья мяты?» Добавляем в чай, мятные конфеты, пряники. А зубная паста? В рот к нам пробирается холодок с приятным привкусом.
Педагог: «Листья какого дерева лежат перед Вами? Расскажите о них». Это липа. Со своей крылаткой. Липа помогает при простуде, с липой заваривают чай.
Крапиву узнают все ребята. Крапивой наказывают непослушных детей. В старину из крапивы на Камчатке шили одежду, вили веревки. Крапивой моют волосы, варят щи.
Детям показан зонтик сухого борщевика. Трава-гигант до 3-х метров высотой очень красиво цветет. Борщевик вызывает ожоги, особенно в солнечные дни. В дождливую и пасмурную погоду борщевик почти безвреден. Если сок сразу же не смыть водой, на коже образуются раны. Растение красиво, но при цветении очень ядовито.
Детям показан болиголов пятнистый. Цветы болиголова похожи на цветки укропа. Растение это нельзя брать в рот, оно ядовито.
Далее детям показывают грибы и трутовики.
Растут они на деревьях. Напоминают раковины, копытца. Грибы-трутовики губят деревья. Но если грибы-трутовики поселяются на поваленных деревьях – они уже лесные санитары. Из трутовиков, нарезанных тонкими пластинками, получается лесная замша.
Перед детьми разложены грибы. Вопрос: «Какой гриб у нас чаще всего встречается?» (Однозначно – сыроежки.) «Какого цвета они бывают?» (Желтого, зеленого, красного). Сыроежки красного цвета бывают горькими. «Как называется большой коричневатый гриб?» (Свинушка – съедобный и вкусный гриб). Показано несколько видов поганок. Затем ребята перечисляют хорошие и плохие грибы.
«Отлично» – дети знают многие растения и применение их в медицине.
«Хорошо» – дети знают многие растения, но не всегда могут правильно назвать область медицины, где можно использовать то или иное растение.
«Плохо» – знают лишь отдельные растения и не знакомы с их применением в медицине.
Контрольный пункт № 3
Оказание доврачебной помощи
В зависимости от возраста детей – задания от самого простого для 7-го отряда до самого сложного для 1-го.
Доврачебная помощь при носовом кровотечении.
Доврачебная помощь при порезах и ссадинах.
Признаки ожога. Доврачебная помощь при ожоге борщевиком
Солнечный удар. Профилактика и доврачебная помощь при нем.
Доврачебная помощь при переломе рук и ног.
Доврачебная помощь при укусах змей, ос, клещей.
Признаки сотрясения головного мозга. Доврачебная помощь при нем.
«Отлично» – дети знают способы оказания доврачебной помощи и умело применяют их на практике.
«Хорошо» – дети знают способы оказания доврачебной помощи, но не могут правильно применить полученные знания на практике или делают это с ошибками.
«Плохо» – дети не знают способов оказания доврачебной помощи или допускают при этом большое количество ошибок.
На каждом КП руководитель санитарного поста оценивает деятельность команды по трехбалльной шкале:
«Отлично» – задание выполнено без ошибок.
«Хорошо» – задание выполнено с небольшими ошибками.
«Плохо» – задание выполнено с грубейшими ошибками или выполнено неправильно.
По окончании выполнения задания руководитель санитарного поста заштриховывает в маршрутном листе ту отметку, которую получила команда.
Руководитель санитарного поста не допускает команду к выполнению задания, если она не прошла предыдущие КП.
Каждый руководитель санитарного поста закрашивает отметку только своим (по цвету) фломастером. Цвета распределяются на совещании руководителей до игры.
Последовательно пройдя все КП и выполнив все задания, команды возвращаются к месту старта и после построения и проверки сдают карту, компас и маршрутный лист ведущему. Ведущий проверяет прохождение командами всех КП и правильность цветов на отметках. После этого он записывает время финиша в маршрутный лист, благодарит команду за участие в игре и отпускает ее отдыхать.
Важным условием игры является поочередный выход команд на дистанцию (раздельный старт). Интервал между командами на старте должен составлять от 5 до 15 минут. Это делается для того, чтобы команды не догнали друг друга, а, следовательно, не простаивали в очереди на КП в ожидании получения задания. Если все же одна из команд догнала другую и вынуждена была ждать на КП, когда ей предложат выполнить задание, руководитель санитарного поста должен засечь и отметить в маршрутном листе (в графе своего КП) время, которое простаивала команда. Оно будет вычтено из времени нахождения команды на дистанции, чтобы получить чистое время.
Определение победителей
В игре побеждает команда, получившая наибольшее количество отличных отметок. Если команда имеет одну плохую, а остальные – отличные отметки, она в итоге займет место ниже, чем команда, имеющая в своем активе только хорошие отметки. В случае равенства отметок у двух и более команд преимущество получает команда, показавшая лучшее время.
После финиша последней команды ведущий и руководители санитарных постов собираются на старте и подводят итоги игры, анализируют допущенные командами ошибки.
Возможность соревнования между детьми разных возрастных групп
В этой игре можно проводить состязания как по возрастным группам (например, старшая – 13–15 лет; средняя – 10–12 лет; младшая – 7–9 лет), так и для всего лагеря (школы) в целом. Для этого нужно учитывать следующее:
– задания на КП должны быть дифференцированными (детям более старшей возрастной группы предлагается выполнить более сложное задание, чем младшей), а, следовательно, дети более старшей возрастной группы проводят больше времени на КП;
– во время поиска КП, при выполнении отдельных заданий детям младших возрастных групп разрешается помощь вожатых.
Награждение победителей
Награждение целесообразно проводить во второй половине дня на торжественной линейке после анализа игры и подведения итогов. Команды – победительницу и призеров – можно наградить общей грамотой, а самих участников – сладкими призами. По возможности производится награждение победителей в отдельных номинациях (например, «Лучшие на отдельном санитарном посту», «Самая дружная команда», «Самая младшая команда», «Самая многочисленная команда» и т. п.). Очень хорошо, если все участники будут отмечены хотя бы небольшими сувенирами.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
https://marathonec.ru/sportivnoe-orientirovanie/
http://sportfiction.ru/articles/igrovye-formy-zanyatiy-po-sportivnomu-orientirovaniyu/