Содержание
Виды физических нагрузок в спорте
Физическая нагрузка – это двигательная активность, мышечная работа, величина и интенсивность которой зависит от сферы деятельности человека. Так, если в офисной работе она снижена до пределов, то в спорте имеет высокие значения. В этой статье рассмотрим, какие виды физической нагрузки выделяют в физической культуре. Ее классификация полезна тем, что позволяет выбрать нужный тип двигательной активности для достижения поставленных целей. Также, зная требуемую нагрузку, можно подобрать подходящее спортивное оборудование.
На заметку! Определению важности физических нагрузок посвящено множество исследований. Они доказали следующее: от степени двигательной активности напрямую зависит способность тканей, органов поглощать кислород, способность организма наращивать мышечную массу и сокращать жировую ткань.
Виды физических нагрузок в спорте
Выделяют несколько видов двигательной активности. Каждый из них которых решает свои задачи.
Аэробная
Ее организм получает при проведении так называемой кардиотренировки. Кардионагрузка создается во время бега, пеших прогулок, катания на сноуборде, велопрогулок, гребле, плавании и других физической активности низкой интенсивности и направлена на:
- Снижение веса за счет сжигания жира.
- Стимуляцию работы сердца и сосудов, дыхательной системы.
- Повышение выносливость.
Преимущество аэробной двигательной активности в том, что у нее нет противопоказаний. В зависимости от возраста, наличия заболеваний, уровня физической подготовленности каждый может выбрать посильную интенсивность нагрузок.
Анаэробная
При этом виде двигательной активности в организме энергия для мышечной работы образуется без участия кислорода. Это возможно при выполнении силовых упражнениях (бодибилдинге), которые направлены на:
- Повышение силы.
- Прирост мышечной массы.
- Развитие выносливости.
Этот вид двигательной активности возможен на тренажерах, при выполнении упражнений со свободным весом.
Интервальная
Этот вид нагрузок в физической культуре подразумевает смену аэробной и анаэробной двигательной активности. Так, она возможна даже в рамках одной тренировки, например, при сочетании бега высокой и низкой интенсивности.
Гипоксическая
Гипоксическая двигательная активность – это работа в условиях недостатка кислорода. Она показана спортсменам с отличной подготовкой, как правило, тех планирует работать, заниматься в условиях высокогорья.
Виды физических нагрузок и их интенсивность
Нагрузка в спорте характеризуется несколькими критериями: частотой, длительностью и интенсивностью. Одним из важных признана интенсивность. Именно она определяет эффективность двигательной активности. Под интенсивностью понимается суммарное количество упражнений, выполненных с определенной мощностью, скоростью и плотностью. Судить об интенсивности мышечной работы можно по ЧСС – частоте сердечных сокращений (это один из информативных показателей).
Важно! Физические нагрузки и их эффективность предопределены их видом, интенсивностью и достигнутой частотой сердечных сокращений. В связи с этим двигательную интенсивность по тренировочному эффекту можно разделить на несколько зон:
- Нулевую (аэробные процессы) – ЧСС до 130 ударов в минуту (разминка, активный отдых, восстановление при интервальной тренировке). Тренировочного эффекта не имеет.
- Первую (аэробные процессы) – ЧСС от 130 до 150 ударов в минуту. Эффективна для начинающих спортсменов.
- Вторую (порог анаэробных процессов) – ЧСС от 150 до 180 ударов в минуту.
- Третью (анаэробные процессы) – ЧСС более 180 ударов в минуту.
Для обеспечения той или иной двигательной активности требуется оборудование.
Как подобрать тренажеры?
Кардионагрузка возможна не только при беге по стадиону, велопрогулках по парку, но и при занятиях на кардиотренажерах. Это тип оборудования создан специально для:
- бега и ходьбы в условиях ограниченного пространства (беговые дорожки);
- катания на лыжах (велоэллипсоид);
- езды на велосипеде (велотренажеры);
- подъема по лестнице (степпер, климбер).
Так, при быстрой ходьбе, когда ЧСС достигает количества не более 130 ударов в минуту обеспечивается аэробная двигательная активность, направленная на похудение и улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Но занятие на кардиотренажере не исключает и другой вид мышечной работы: если на беговой дорожке имитируется высокоинтенсивный бег на дистанцию 100 метров, то на фоне большого «кислородного долга» обеспечивается анаэробная двигательная активность.
Анаэробные (силовые) нагрузки получают, тренируясь на силовых тренажерах любого типа: со свободными весами, нагружаемых, грузоблочных. Упражнения на них характеризуются тремя признаками:
- Кратковременностью.
- Высокой интенсивностью.
- Максимальным напряжением.
Так, при выполнении жима от груди в организме энергия образуется без участия кислорода. Она является результатом биохимических процессов в мышцах. Силовые тренажеры, позволяющие увеличивать нагрузку, незаменимы при наборе мышц и повышении уровня силы.
Компания Fitness Project поможет подобрать оборудование для всех видов физической нагрузки и нацелена на сотрудничество как с фитнес-центрами разного уровня, оздоровительными центрами, образовательными учреждениями, спортивными школами, так и частными лицами.
Физические упражнения как основное средство физического воспитания
Сайт: | БФУ им. И. Канта |
Курс: | Теория и методика физической культуры |
Книга: | Физические упражнения как основное средство физического воспитания |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Thursday, 20 May 2021, 10:38 |
Описание
Здесь рассматривается широкий круг вопросов, поскольку физические упражнения — это основное специфическое средство физического воспитания.
Оглавление
- 1. Содержание и форма физического упражнения
- 2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 3. Понятие о технике физических упражнений
- 4. Техника как биодинамическая структура
- 4.1. Пространственная структура
- 4.2. Силовые характеристики
- 4.3. Ритмическая характеристика
- 5. Иллюстрация
1. Содержание и форма физического упражнения
Подобно всем явлениям физические упражнения имеют свои содержание и форму.
В общее СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО УПРАЖНЕНИЯ входит совокупность процессов (психологических, биологических, биомеханических, биохимических и др.), сопровождающих выполняемое движение и вызывающих изменения в организме занимающихся.
Результатом этих процессов является способность человека к двигательной деятельности, выражающихся в частности, в физических и психических качествах.
ФОРМА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ представляет собой их внешнюю и внутреннюю организацию, согласованность, упорядочение.
К внутренней форме относится взаимосвязь и согласованность тех процессов, которые обеспечивают основные функции при выполнении движений. Например, связь процессов (биологических и других) при беге будет иной, нежели при борьбе.
Внешняя форма упражнений представлена видимой стороной движения, двигательного действия, совокупностью его частей, его техникой.
Содержание и форма находятся в единстве, они влияют друг на друга, но содержание играет при этом ведущую роль. Так, на разных дистанциях при различном проявлении качества быстроты, разными будут и компоненты техники бега (длина шага, темп и т.д.). На проявление физического качества влияет техника двигательного действия, поэтому, например выносливость в разных видах спорта имеет специфический характер. С другой стороны, нецелесообразная техника ведет к нерациональному расходованию энергии и ухудшает проявление физических качеств.
Педагогическое содержание физических упражнений составляет решаемая практическая задача и то педагогическое влияние, которое они оказывают на занимающихся. В качестве внутренней формы здесь необходимо назвать взаимосвязь, согласованность двигательных навыков и умений, входящих в данное двигательное действие, а внешней формы — результат решения поставленной задачи («освоение», «неосвоение» и др.). «Представителем» содержания являются физические качества, формы — техника упражнений. Но поскольку содержание всегда развивается быстрее, чем форма, постоянно накапливающаяся «старая» техника физических упражнений, сдерживает проявление физических качеств. Учет этого обстоятельства имеет важное педагогическое значение. Изучая и оценивая форму движений, педагог косвенно получает сведения о внутренних процессах организма, что позволяет ему осуществлять направленное воздействие на упражняющихся. Нахождение в каждый конкретный момент оптимального соотношения содержания и формы физических упражнений выступает одной из важных проблем теории и практики физического воспитания.
2. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения влияют не только на мышцы человека, которые участвуют в выполнении движений. Они оказывают на него многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающегося совершается целый ряд физиологических, психических, биохимических и других процессов, которые вызывают соответствующие изменения как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Систематическое применение физических упражнений совершенствует деятельность всех органов и систем, способствует положительным перестройкам в работе организма. Кроме того, физические упражнения являются важнейшим средством предупреждения заболеваний и борьбы с ними.
Но физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека — это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие.
Наиболее общим фактором, обуславливающим рациональное воздействие физических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания. Кроме того, большую роль играют следующие факторы.
Индивидуальные особенности занимающихся (возрастные, половые, состояние здоровья и физического развития, уровень умственной, нравственной, физической и эмоциональной подготовленности, режим труда, учебы, отдыха, быта). Одно и то же физическое упражнение (бег, прыжки, метания и т.п.) в зависимости от индивидуальных особенностей производит различный эффект. Так, физическая подготовка (общая и специальная) у спортсменов различной квалификации не одинакова, поэтому нагрузка, средняя для мастера спорта, будет максимальной для спортсменов более низких разрядов.
Особенности самих физических упражнений, то есть их сложность, новизна, эмоциональность, направленность, техника, величина нагрузки и т.д. Упражнения, выполненные неохотно, небрежно, без усилия, не могут оказать такого же влияния на занимающихся, как упражнения, выполненные сознательно и активно.
Особенности внешних условий (метеорологических, местности, качества оборудования, гигиенического состояния мест занятий и др.). Педагог обязан знать основные научные положения о работоспособности человека (врабатываемости, влиянии на организм нагрузки и отдыха). Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.
3. Понятие о технике физических упражнений
Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.
Различные способы решения двигательной задачи принято называть техникой физических упражнений.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения называют операциями.
Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых должна явиться объектом изучения в процессе овладения техникой физических упражнений. Опредение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий изучения его техники в педагогическом аспекте. Это подразумевает выделение смысла двигательной задачи и операций, составляющих данный способ выполнения действия, и описание пространственных, временных, скоростных, силовых, ритмических признаков движений, характеризующих выполнение операций.
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
ОСНОВА ТЕХНИКИ — это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.
ОСНОВНОЕ (ВЕДУЩЕЕ) ЗВЕНО ТЕХНИКИ — это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
ДЕТАЛИ ТЕХНИКИ — это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:
возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
поиском более совершенных способов выполнения движений;
повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
совершенствованием методики обучения;
появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например, синтетических покрытий беговых дорожек, фиберглассовый шест — в прыжках с шестом) и другими факторами.
4. Техника как биодинамическая структура
4.1. Пространственная структура
Включают: положение тела, траекторию (путь) движения.
Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуществляется благодаря статическому напряжению мышц. Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела.
Исходные положения принимают с целью создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма. Так, низкий старт в беге на короткие дистанции дает возможность легкоатлету быстрее развить максимальную скорость; выжидательная поза волейболиста или вратаря в хоккее обеспечивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих предстоящей игровой ситуации; стойка боксера гарантирует удобное наблюдение за противником и быстроту передвижения в любом направлении, а также защиту наиболее уязвимых участков тела от ударов противника и возможность быстро нанести ответные удары. Исходные позы в этом случае характеризуют готовность занимающихся к решению предстоящей двигательной задачи. Их можно отнести к тем состояниям, которые академик А. А. Ухтомский назвал «оперативным покоем». Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремленности организма, как в этих вступительных к движению позах.
Промежуточные положения. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредственно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горнолыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передвижения.
Конечные положения в отдельных физических упражнениях также играют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после передачи мяча в футболе.
В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела, в первую очередь, предъявляются требования эстетического характера (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.). Это связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивных достижений.
Траектория движения — это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением и амплитудой.
Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.
Отклонение от наиболее правильной кривой, характеризующей лучшую технику в конкретном действии, может служить мерой технического мастерства. Например, у высококвалифицированных тяжелоатлетов при подъеме штанги в рывке и толчке рациональной траекторией является дугообразная линия.
Направление движения — это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).
Данными направлениями пользуются для характеристики как поступательных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или неблагоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.
Даже небольшие отклонения в направлении движений, например, у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов, ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.
Ошибки в углах вылета снаряда всего на плюс или минус пять градусов при метании копья на растояние свыше 80 м приводят к снижению результата приблизительно на один метр. Неточное направление движений в общеразвивающих упражнениях снижают эффективность их влияния на мышечно-связочный аппарат.
Так, отведение согнутых перед грудью рук — с целью растягивания больших грудных мышц — окажутся совершенно бесполезными, если они будут выполняться в стороны — книзу, а не в стороны или в стороны кверху. В контроле за направлением движений особое значение имеет зрение. Поэтому для определения оптимального направления движений при изучении и совершенствовании техники физических упражнений пользуются либо внешними ориентирами (например, толкают ядро в направлении протянутой на стойках веревки), либо соотносят выполняемое движение с основными плоскостями собственного тела.
Амплитуда движения — это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или от оси спортивного снаряда. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров. Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, полуприседание).
Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость, т.е. проходить отдельные отрезки дистанции со скоростью по заранее составленному графику. Это позволяет целесообразно распределять свои силы на дистанции и отдалять момент наступления утомления, умение произвольно управлять скоростью движений называют «чувством скорости». Педагог, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой двигательных действий должен учитывать: решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и т.д.
4.2. Силовые характеристики
В практике для силовой характеристики движений пользуются понятием сила движения.
Сила движения — это мера физического воздействия движущейся части тела (или всего тела) на какие-либо материальные объекты, например, почву (при беге, прыжках и т.д.), какие-либо предметы (при поднимании, метании и т.п.) и проч. Именно такую меру физического воздействия необходимо иметь ввиду, когда говорят о силе отталкивания в прыжках, силе удара в боксе, силе рывка в метаниях и т.д.
Понятие силы движения является обобщенным. Хотя она и зависит от прилагаемых мышечных усилий (напряжения), ее не следует отождествлять с мышечной силой.
Сила движения человека представляет собой результат совокупного взаимодействия внутренних и внешних сил. Знание сил, действующих на человека, облегчает понимание техники физических упражнений и поиска ее эффективных вариантов.
Внутренними силами являются:
активные силы двигательного аппарата — силы тяги мышц;
пассивные силы опорно-двигательного аппарата — эластичные силы мышц, вязкость мышц и пр.;
реактивные силы — отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Внутренние силы, в частности, сила мышечной тяги, обеспечивают сохранение и направление изменение взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и остальные внутренние силы.
Внешние силы складываются из:
силы тяжести собственного тела:
силы реакции опоры:
. силы сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.
Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является: движущей силой — при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор); тормозящей — при перемещении тела вверх.
Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при катании на коньках, ходьбе на лыжах и т.п.
Сила сопротивления внешней среды (воздуха и воды) в одних случаях положительно, а в других — отрицательно сказывается на решении двигательных задач. Например, конькобежцы показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность. В тоже время результаты в метании диска и копья с падением плотности воздуха значительно ухудшаются. Это вызвано тем, что уменьшение плотности, хотя и снижает лобовое сопротивление данных снарядов, но одновременно и уменьшает подъемную силу.
Силы трения при выполнении физических упражнений также проявляют себя двояко: они полезны и вредны. Например, сила трения лыж о снег тормозит скольжение лыжника вперед. В этом случае сила трения направлена назад. При отталкивании же лыж от снега сила трения удерживает лыжу на снегу, не дает ей проскользнуть назад. В этом случае сила трения направлена вперед.
Сила инерции или сила отдачи — это реакция, испытываемая какой-либо частью тела со стороны ускоряемого звена тела, В одних случаях инерционные силы выгодны, например, когда легкоатлет использует при толкании ядра инерцию движения всего тела. В других — они затрудняют выполнение действия. С этим нередко сталкиваются, например, гимнасты, при маховых упражнениях на снарядах. Чаще всего инерционные силы полезны только до некоторых своих величин. От умения занимающихся правильно использовать возникающие инерционные силы, зависит эффективность выполнения двигательного действия. Наиболее полное использование инерционных сил в качестве «добавок» к активным силам, — один из важнейших показателей технического мастерства.
При овладении техникой двигательных действий нужно стремиться к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении сил тормозящих.
4.3. Ритмическая характеристика
Определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних — 3,0, а для длинных — 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому результату и нерациональным, снижающим результаты. Так, рывок и подъем штанги на грудь могут выполняться в двухтактном (рациональном) и одноактном (нерациональном) ритме. В первом случае движение начинается со старта энергично, затем, на уровне коленей, усилие резко снижается и в подрыве вновь увеличивается; во втором — без акцентирования в фазе подъема штанги со старта и подрыва. Рациональный ритм, в технически совершенно выполненном кем-либо действии, нельзя рассматривать как некий абстрактный идеальный ритм, одинаково пригодный для всех. У каждого занимающегося в силу его индивидуальных особенностей должен быть свой ритм выполнения движения. Однако индивидуализация ритма не должна выходить за известные границы, определяемые основной объективно рациональной структурой данного действия. Различают также постоянный (стабильный) и переменный (вариативный) ритмы. На изменение ритма при выполнении физического упражнения влияют решаемая двигательная задача, внешние условия, состояние занимающихся. К примеру, ритм передвижения на лыжах в плохих условиях скольжения будет иным, чем ритм при хорошем скольжении. Например, при передвижении попеременным двухшажным ходом происходит некоторая перестройка в характере временных соотношений фаз движений в цикле — уменьшается длительность фаз отдыха и увеличивается длительность рабочих фаз. Подобная вариативность ритма движений обеспечивает достижение и поддержание, хотя пониженной, но оптимальной для данных условий скорости передвижения.
В циклических упражнениях (в беге, плавании, передвижении на лыжах и т.д.(правильно выбранный, целесообразный при данных условиях ритм обеспечивает проявление необходимой скорости и достаточно длительное сохранение соответствующей работоспособности организма. В ациклических действиях (прыжках, метаниях и др.) рациональный ритм содействует наилучшей концентрации усилий и максимальному использованию двигательных возможностей человека в наиболее решающий момент выполнения упражнения. При овладении техникой физических упражнений ритм движений можно выражать музыкой, с помощью счета, или его «выстукивать».
5. Иллюстрация
За пять минут Вы увидите интересную и простую иллюстрацию структуры техники гандбольного броска (определите, из чего состоит основа техники, то есть попробуйте разобраться: без чего бросок теряет эффективность, а без чего совсем не может быть выполнен?).
https://fitproject.ru/blog/publikatsii/vidy-fizicheskikh-nagruzok-v-sporte/
https://lms-3.kantiana.ru/mod/book/tool/print/index.php?id=51279