Содержание
Инструкция по самостоятельного обучения плаванию методика. Теория и методика обучения плаванию. Что нужно учитывать
Надзор осуществляется санитарно-эпидемиологической службой совместно с врачебно-физкультурными диспансерами или другими медицинскими учреждениями, обслуживающими данное место занятий плаванием. Санитарный надзор складывается из предупредительного и текущего.
Предупредительный надзор служит предотвращению различных санитарных нарушений. Текущий санитарный надзор за местами занятий плаванием осуществляется территориальными санитарно-эпидемиологическими станциями. Ответственность за соблюдение гигиенических норм и требований несут администрации бассейнов или их юридические владельцы. Они организуют в бассейнах работу медицинских кабинетов, а на естественных водоемах — дежурство врачей или специально подготовленных медицинских сестер.
Текущий санитарный надзор осуществляет контроль за состоянием очистных сооружений и качеством воды, температурой воды и воздуха, относительной влажностью воздуха, проведением генеральной и текущей уборок, освещением, пропуском в бассейн и санитарной обработкой занимающихся, соблюдением мер безопасности при занятиях на суше и в воде.
На одного занимающегося должно приходиться не менее 5 м 2 поверхности воды
К загрязнению воды также приводит нарушение правил пропуска в бассейн и предварительной санитарной обработки посетителей, поэтому у входа в бассейн и раздевалку на видном месте должны вывешиваться правила внутреннего распорядка, в том числе и санитарного режима: к занятиям допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие по свидетельству врача противопоказаний к занятиям плаванием (врачебные осмотры проводятся не реже 1 раза в 3 месяца); в воду допускаются только те посетители, которые тщательно вымыли под душем горячей водой с мылом и губкой все тело; находиться в воде разрешается только в специальном костюме, плавках, купальниках и шапочках;
Администрация бассейна для профилактики инфекционных заболеваний обязана проводить генеральную, суточную и текущую уборку всех помещений.
Техническое оснащение бассейнов.
Помещения бассейнов должны размещаться в отдельно стоящих или встроенных (пристроенных) зданиях, за исключением жилых зданий.
В состав помещений бассейна входят:
зал для разминки с кладовой для спортивного инвентаря;
комната медицинского работника;
комната тренера с туалетом и душем;
вестибюль с гардеробом;
узел управления и технические помещения.
Устройство зала бассейна с ванной должно соответствовать следующим требованиям:
по периметру ванны предусматриваются подогреваемые обходные дорожки;
вдоль обходных дорожек устанавливаются скамейки для отдыха лиц, занимающихся в бассейне, выполненные из влагостойких материалов;
со стороны выхода из душевых обходные дорожки должны иметь уклон в направлении сливных канализационных трапов;
по периметру заглубленной ванны предусматривается борт;
лестницы для выхода из воды ванны располагаются в нишах, не выступающих из плоскости стен ванны.
Размеры ванн бассейнов должны обеспечивать выполнение следующих требований к площади зеркала воды на одного человека, занимающегося в бассейне:
для взрослых составлять не менее 5 кв.м;
для детей — не менее 4 кв.м.
оборудуются индивидуальными закрывающимися на замок одно- или двухъярусными шкафами для хранения одежды лиц, занимающихся в бассейне, и скамейками для сидения;
размещаются на одной отметке пола с обходными дорожками и сообщаются с ними только через душевые.
Вход лиц, занимающихся в бассейне, в раздевальные осуществляется в сменной обуви.
Обходные дорожки, стенки и дно ванны бассейна выполняются из водонепроницаемых материалов, внутренняя поверхность конструкций залов ванн — из влагостойких материалов.
Материалы покрытия обходных дорожек, дна ванны бассейна должны:
предусматривать возможность их очистки и дезинфекции;
быть устойчивыми к воздействию применяемых химических реагентов и средств дезинфекции.
устраиваются из расчета 1 душевая сетка на 4 места;
оборудуются кабинами с перегородками из влагостойких материалов, индивидуальными смесителями с подводкой холодной и горячей воды, полочками для моющих средств и мочалок.
Все оборудование, приборы и инвентарь бассейнов должны соответствовать ТНПА и эксплуатироваться с соблюдением их требований. Вышедшее из строя оборудование, приборы, инвентарь подлежит ремонту или замене.
Приборы для сушки волос (фены) устанавливаются:
в холлах, вестибюлях, раздевальных или других смежных с ними помещениях бассейна;
из расчета 1 прибор на 10 мест — для женщин и 1 прибор на 20 мест — для мужчин в смену.
Оборудование (устройство) для очистки, обеззараживания и распределения воды располагается в здании бассейна или отдельно стоящем от него здании. Озонаторная установка должна иметь дегазатор для нейтрализации непрореагировавшего озона
Анализ технике плавания « кроль на груди ».
Кроль на груди (вольный стиль) Одним из самых скоростных способов плавания является кроль на груди. Поэтому на соревнованиях в заплывах вольным стилем пловцы стремятся плыть кролем на груди. Соревнования проводятся на дистанциях 50, 100, 200, 400 м для мужчин и женщин, на 800 м — для женщин и 1500 м — для мужчин, также в эстафетном плавании 4 х 100 м и 4 х 200 м и на последнем этапе комбинированной эстафеты 4 х 100 м. Плавание «кроль на груди» представлено и на последних отрезках комплексного плавания 100, 200,400, а также при сдаче установленных нормативов. Внешне кроль на груди отличается поочередными гребковыми движениями рук спереди — назад с проносом над водой и попеременными движениями ног вверх-вниз. Положение тела: тело занимает горизонтальное положение, голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вперед-вниз. При плавании туловище поворачивается вдоль продольной оси тела до 30° и более, сопровождая рабочую и подготовительную часть гребка руками. Угол атаки 3-5°. Движение ногами: попеременные, встречные вверх — подготовительное движение, вниз-хлыстообразное, стопой от бедра — рабочее. Движение ног обеспечивают горизонтальное положение тела и создают определенное тяговое усилие, способствующие продвижению в воде.
Гребок руками: основное тяговое усилие создают поочередные, попеременные гребки руками в направлении спереди — назад по криволинейной траектории как вдоль продольной оси тела, так и в различных плоскостях. Различают подготовительную и основную часть гребка. Подготовительная часть гребка состоит из трех подфаз: выход руки из воды, локтем вверх, пронос над водой, вход в воду (большим и указательным пальцами на глубину 20-30 см).
Рабочая часть также состоит из трех подфаз: захват воды, подтягивание и отталкивание (основная часть гребка). Во время гребка кисть обгоняет локоть, угол между плечом и предплечьем 90°-110°.
Дыхание: осуществляется в тесном контактах с движением рук. Как правило, пловец в конце гребка рукой поворачивает голову в сторону и через рот производит энергичный вдох, во время проноса руки над водой поворачивает голову лицом вниз осуществляет выдох через рот и нос. На один цикл движений руками приходится один вдох и один выдох.
Координация движения: при плавании кролем на груди различают согласование шести ударов ногами с двумя гребками руками — 6-тиударный кроль, 4-х ударный кроль, двух ударов ногами с двумя гребками руками — 2-х ударный кроль. Применение указанных сочетаний обусловлено как индивидуальными особенностями пловцов, так и решением поставленных задач на коротких, средних и длинных дистанциях.
Анализ технике плавания « кроль на спине ».
Способом плавания «кроль на спине» предусмотрено на соревнованиях проплывание дистанций: 50, 100 и 200 м, а также второго отрезка в комплексном плавании на дистанциях 100, 200 и 400 м и первого этапа в комбинированной эстафете 4х100 м. Внешне способ плавания кроль на спине отличается попеременными встречными движениями ног снизу-вверх и сверху-вниз в положении лежа на спине с поочередными, попеременными гребками рук под водой из-за головы до бедер с последующим проносом их над водой.
Положение тела. Пловец должен постоянно находиться в положении на спине, приняв наиболее обтекаемое горизонтальное положение с вытянутыми ногами и отведенными назад назад за голову руками (угол атаки 6-8°). В результате гребковых движений рук плечевой пояс поворачивается вдоль продольной оси тела вверх и вниз для осуществления гребка одной в воде и проноса другой по воздуху. Голова затылком лежит на воде, шея расслаблена (мочки ушей в воде).
Движение ногами. Различают подготовительную фазу в движении ногой — сверху-вниз и рабочую снизу-вверх с хлыстообразным движением бедра, голени и стопы для поддержания тела в горизонтальном положении для создания продвигающихся сил.
Гребок руками. Является основным продвигающим звеном, гребки руками совершают поочередные, попеременные захваты воды с поиском опоры и дальнейшим подтягиванием — отталкиванием по криволинейной траектории вдоль продольной оси тела. После окончания гребка происходит выход руки из воды, пронос ее по воздуху с последующим входом в воду. Этим завершается один гребковый цикл руки (захват глубина 25-30 см).
Дыхание. В плавании кролем на спине дыхание в значительной степени облегчено, так как лицо постоянно находится на поверхности воды и не погружается в воду за исключением поворотов. Вдох осуществляется через рот в момент проноса одной из рук, а выдох — через рот и нос одновременно для удаления частиц воды с лица пловца в момент гребка рукой при подтягивании с отталкиванием и завершается при выдохе, руки из воды.
Координация движений. Наибольшее признание у пловцов получило согласование шести движений ногами с двумя гребками рук — шестиударный кроль на спине. Менее распространены среди пловцов четырехударный, а тем более двухударный его варианты из-за того, что создаются трудности с поддержанием тела в горизонтальном положении и необходимостью участия движения ног в продвижении пловца.
Старты и повороты.
Старт при плавании на спине в отличие от других способов выполняется из воды. После предварительной команды «занять свои места» или соответствующего сигнала пловец опускается в воду, захватывает сверху поручни стартовой тумбочки прямыми руками на ширине плеч, сгибая ноги, надежно упирается передней частью стопы о бортик бассейна ниже уровня воды.
После команды на старт пловец подтягивается к поручням, сгибая руки в локтях, занимает неподвижное положение и сразу по команде «Марш!» совершает взмах руками и толчок двумя ногами от бортика. Это позволяет сделать небольшой полет низко над водой, войти в воду и после небольшого скольжения под водой — до 15 м — начать плавательные движения.
Поворот при плавании кролем на спине должны обеспечить непрерывность плавания и различаются как закрытые и открытые. Основными условиями последних правил соревнований при повороте является то положение, что до касания поворотного щита разрешается переворачиваться из положения на спине, а также совершать только вращательные движения. Кроме того, касаться поворотного щита можно любой частью тела, не обязательно рукой.
Анализ технике плавания « брас ».
Брасс: Способ плавания брасс, представлен на соревнованиях дистанциями 50, 100, 200 м, а также в комбинированный эстафете на втором этапе и в комплексном плавании на 3-м этапе. Особенно значим этот способ в прикладном плавании: обеспечивает обзор и ориентацию на воде, используется при транспортировке различных предметов, при оказании помощи на воде, способствует длительному нахождению человека на плаву и т.д. Плавание брассом отличается одновременными симметричными движениями как ногами, так и руками с небольшими паузами при их чередовании — классический брасс, так и почти их полным отсутствием — скоростной брасс.
Положение тела. Пловец находится в горизонтальном положении. Голова опущена в воду, глаза открыты, взгляд направлен вниз-вперед. При захвате воды руками положение тела наиболее обтекаемая, а при совершении вдоха (голова поднята) — менее обтекаемое
Движение ногами. Различают подготовительную фазу — плавное подтягивание ступней ног к ягодицам с разворотом стоп носками в стороны и рабочую фазу — отталкивание бедра, голени и стопы в слитном движении выполняется с большим усилием и носит взрывной характер по направлению назад-внутрь. После завершения толчка ногами следует небольшая пауза — ноги расслабляются.
Гребок руками. При гребке руками различают: захват воды — после нахождение опоры кистями рук, основная часть гребка — при сгибании рук в локтевых суставах и опорного движения кистей рук назад-вниз-внутрь с высоко поднятыми локтями, выведение рук вперед — после сближения кистей и локтей — руки, выпрямляясь, выводятся вперед для придания телу обтекаемого положения.
Дыхание. В плавании брассом дыхание строго подчинено движениям рук. При захвате воды в основной части гребка пловец производит выдох через рот и нос одновременно, что позволяет к моменту окончания гребка руками его завершить, а в момент проноса рук совершить энергичный вдох через рот, приподняв плечи и голову из воды. Это относится к разновидности брасса — его скоростного варианта. Более ранний вдох, производимый пловцом в момент начала гребка руками, характерен для варианта классического брасса.
Согласование движений рук и ног и дыхания. Из и.п., в котором руки и ноги выпрямлены и почти соединены, захват и подтягивание выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки заканчивают подтягивание, ноги начинают под-ные движения (подтягивание к тазу). Далее руки выполняют отталкивание и вступают в фазу выведения, а ноги продолжают подтягивание (в этот момент вдох). Когда локти находятся на уровне подбородка, ноги заканчивают сгибание в коленных и тазобедренных суставах и разворачивают стопы наружу. Далее руки вытягиваются вперед, а ноги начинают рабочее движение отталкивание. Цикл заканчивается, когда прямые руки скользят впереди, а прямые, но не напряженные ноги поднимаются к поверхности воды.
Анализ технике плавания « дельфин ».
Баттерфляй: Способу плавания баттерфляй отведены в соревнованиях дистанции 50, 100 и 200 м. Он также используется в комбинированной эстафете 4 х 100 м третьем этапе, на первых отрезках дистанции 100, 200 и 400 м в комплексном плавании. Внешне способ плавания баттерфляй отличается с одновременными симметричными движениями как ног сверху-вниз, наподобие дельфиньего хвоста, так и гребком руками под водой вдоль продольной оси тела по криволинейной траектории с последующим проносом их над водой.
Положение тела. При плавании баттерфляем туловище пловца совершает ритмичные, волнообразные движения вверх-вниз, что способствует активной работе ног и особенно рук. Горизонтальное положение пловца постоянно нарушается, происходит опускание и последующий подъем таза, передней и задней частей тела. Г олова расположена между руками лицом вниз, ноги вытянуты, носки ног оттянуты.
Движение ногами. Движение ногами тесно связано с волнообразным движением туловища. Различают подготовительную фазу — при поднимании ног вверх и основную рабочую — при захлестывающем от таза и бедра ударе стопы с голенью — вниз. Ступни ног несколько повернуты внутрь, а пятки наружу.
Движение руками. В плавании баттерфляем гребковые движения руками создают основное тяговое усилие в продвижении пловца на воде. Различают фазу захвата воды кистями рук с поиском опоры, которая затем переходит основную часть гребка кистями рук по криволинейной траектории вдоль продольной оси тела спереди-назад. В завершающей части гребка кисти рук приближаются к тазу, бедрам, выходят из воды с последующим проносом — полетом над водой вперед.
Дыхание. Дыхательные процессы тесно связаны с рабочими и под-ми движениями рук и ног при плавании баттерфляем. Выдох начинает осуществляться через рот и нос одновременно с опусканием головы в воду в момент захвата кистями рук воды. Он усиливается при основной части гребка и завершается к моменту выхода рук и воды. Далее вместе с проносом -полетом рук над водой голова приподнимается, совершается энергичный вдох через рот. Дыхательный цикл на этом замыкается — лицо опускается в в воду.
Координация движений. Существуют различные варианты согласования движений при плавании баттерфляем. Так например, удар ногами с гребком руками и актом вдоха-выдоха — одноударный баттерфляй. Согласование двух ударов ногами с двумя гребками руками и одним актом вдоха-выдоха образовали двухударный баттерфляй-дельфин. Согласование одного гребка руками и акта вдоха-выдоха с много ударными движениями ногами составляют многоударный баттерфляй (дельфин). Наиболее рациональным для соревновательной деятельности оказалось применение двухударного баттерфляя.
Старты и повороты. При плавании баттерфляем используются разновидности старта с тумбочки, применяемые в других способах плавания — кроль на груди и брасс. Что касается поворотов, то к ним предъявляются согласно правилам соревнований, то же требования, как и в плавании брассом: руки должны коснуться поворотного щита одновременно и располагаться параллельно линии плеч. Поэтому в плавании баттерфляем оправдано использование поворота «маятник».
« кроль на груди ».
Раздельно-целостный метод обучения плаванию
Сущность его состоит в том, что в начале осваивают отдельные элементы, а затем весь способ в целом.
Вначале осваивается движение ног, затем движение рук и после этого согласование движений рук и ног.
Обучение движению ног на суше
Наиболее распространенным упражнением является попеременное движение прямыми ногами в положении сидя на полу или на скамейке. После освоения упражнения в положении сидя переходят к изучению движений ног в положении на груди.
Обучение движению ног в воде
После того как будут освоены движения ног на суше, можно начинать работу ног в воде. Первые движения ногами необходимо выполнять, держась руками за какую-нибудь неподвижную опору. С самого начала ведущему занятие надо следить, чтобы у занимающихся не появлялось чрезмерного сгибания ног в коленях. Затем выполняется упражнение в согласовании с дыханием . Теперь следует переходить к изучению движений ног в безопорном положении. Затем это же упражнение необходимо провести на задержанном вдохе. Упражнение на задержанном вдохе выполняется всего 5-10 с.
Обучение движению рук на суши и в воде
Обучение движениям рук также начинается на суше. Гребок и подготовительное движение изучаются по частям: вначале имитируется вход руки в воду, затем начало гребка и его окончание, потом выход руки из воды и пронос ее над водой. Затем упражнение повторяется в согласовании с дыханием. Во время гребка рукой голова поворачивается и делается вдох. При возвращении руки в исходное положение голова поворачивается лицом вниз и выполняется выдох.
Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде, как правило, повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Во время выполнения упражнения голова занимающегося поднята над водой. В этом исходном положении имитация гребка должна осуществляться без ускорения.
После того как будут изучены подготовительное и гребковое движения с поднятым над поверхностью воды лицом, приступают к изучению движений рук с опущенным в воду лицом. Упражнение выполняется на задержанном вдохе поэтому по продолжительности оно может быть не более 10-15 с..
Изучив движение рук, можно начинать осваивать гребки в согласовании с дыханием.
5. Изучение гребков в согласовании с движениями ног
После имитации движений рук в согласовании с дыханием приступают к изучению гребков в согласовании с движениями ног. Выполнив скольжение с руками, вытянутыми вперед, начинают движение ногами и, не поворачивая головы для вдоха, делают несколько гребковых движений вначале одной, а потом другой рукой.
Освоив движение рук на задержанном вдохе, приступают к выполнению гребкового и подготовительного движения в согласовании с дыханием.
6. Обучение раздельно-попеременному движению на суше и в воде
Освоив гребок с дыханием под одну и под другую руку, переходят к раздельно-попеременным движениям.
7. Метод шестиударного согласования рук и ног
Обучать плаванию кролем на груди всегда следует начинать с шестиударного согласования движений рук и ног. При шестиударном согласовании в период гребка каждой руки ноги выполняют четыре ударных движения, в период подготовительного — два ударных движения.
Методика обучения способу плавания « кроль на спине ».
Упражнения для изучения техники плавания способом кроль на спине
Со всеми основными элементами движений этого способа плавания занимающиеся должны быть ознакомлены в процессе изучения подготовительных упражнений в воде. Поэтому изучение способа пе требует больших усилий и времени.
Применяются следующие упражнения.
На суше . 1. Сидя на гимнастической скамейке с опорой руками сзади: имитация движений ногами, как при плавании кролем на спине.
2. Из основной стойки: имитация движений двумя руками одновременно по траектории, напоминающей «восьмерку», как при плавании на спине.
3. Имитация согласования движений рук и ног: движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку», во время ходьбы на месте (три шага, не отрывая носков от пола на один цикл движений рук).
4. То же, но в сочетании с дыханием (на три шага вдох через рот, шесть шагов выдох через нос и рот).
В воде : 1. Лежа на спине и держась за край сливного корытца (подбородок прижат к груди, затылок находится в воде, таз — у поверхности воды): движения ногами кролем, как при плавании на спине.
В первых попытках ученики выполняют движения почти прямыми, но расслабленными ногами. Из воды должны показываться лишь пальцы ног и вспенивать у поверхности воду. При последующих попытках ноги следует больше сгибать в коленных суставах, стопы во время их движения вверх несколько поворачивать внутрь.
2. То же, но с поддержкой партнера. Партнер стоит сзади и поддерживает пловца ладонями под затылок.
3. Движения ногами кролем, как при плавании на спине, руки У бедер.
4. То же, но в согласовании с ритмичным дыханием.
5. Стоя на дне, движения руками по траектории, напоминающей «восьмерку».
6. Ученики становятся лицом к стенке бассейна на расстоянии 1—2 шагов от нее, руки вниз и несколько наружу, ладони развернуты большими пальцами наружу. Одновременные, а затем и попеременные гребковые движения ладонями и предплечьями: ладонь отталкивает воду к стене и одновременно поворачивается вместе с предплечьем внутрь-назад. Движение выполняется с ускорением и захлестом кистью в момент, когда ладонь поворачивается от стенки к бедру.
7. То же, что упражнения 5 и 6, но в скольжении на спине.
8. То же, но в согласовании с ритмичным дыханием.
9. Согласование движений рук и ног в ходьбе на месте по дну бассейна.
10. То же, но в скольжении на спине (дыхание произвольное).
11. Согласование движений рук и ног с ритмичным дыханием.
12. Проплывание коротких отрезков с полной координацией движений, постепенно увеличивая их длину.
Методика обучения способу плавания « брас ».
Упражнения для изучения техники плавания способом брасс
Упражнения для изучения движений ногами
На суше. Сидя на краю скамейки с опорой руками сзади: имитация движений ногами брассом. Обращается внимание на плавное сгибание ног, быстрый разворот стоп носками в стороны, энергичное разгибание и сведение ног. Первые повторения выполняются медленно, с остановками в конце сгибания ног, после разворота стоп и после сведения ног вместе; затем — в рабочем темпе и ритме, с небольшой паузой после сведения ног вместе.
В воде: 1. Повторить с разведением и сведением ног при скольжении на груди.
2. Лежа на груди и держась руками за бортик: имитация движений ногами брассом.
3. То же, но лежа на спине.
4. Скольжение на груди, руки вытянуты вперед; движения ногами брассом. После каждого движения ногами — пауза, проскользить.
5. То же, но руки у бедер.
6. Скольжение на спине, руки у бедер: движения ногами брассом.
7. Плавание с помощью движений ног брассом, руки опираются о доску.
Обратить внимание на плавное подтягивание ног (пятки у поверхности воды); хороший разворот стоп носками в стороны; энергичное, но мягкое отталкивание ногами; устойчивое положение таза во время движений ногами, хорошее продвижение после толчка.
Упражнения для изучения движений руками
На суше: 1. Стоя в полу наклоне вперед прогнувшись, лицо вперед, руки вытянуты вперед ладонями вниз: имитация движений рук, как при плавании брассом на груди. Руки разводятся в стороны примерно до угла 45° с поворотом ладоней наружу. Возвращение в исходное положение: руки сгибаются в локтевых суставах под небольшим углом и одновременно поворачиваются ладонями вниз; сведение кистей, предплечий и локтей вместе единым округлым движением так, чтобы локти оказались внизу и впереди подбородка; выведение рук вперед.
2. То же, но в согласовании с дыханием. Вдох выполняется после разведения рук в стороны, выдох — во время выведения рук вперед и паузы в исходном положении.
В воде: 1. Стоя на дне в полу наклоне вперед прогнувшись: имитация движений рук брассом с укороченной амплитудой.
2. То же, но в согласовании с дыханием (рот все время находится на уровне поверхности воды).
3. То же, но в передвижении по дну шагом.
4. Скольжение на груди с поплавком между ногами, движения руками как при плавании брассом.
Методика обучения плаванию
Плавание широко используется при оздоровлении и реабилитации после травм, при лечении заболеваний связанных с нарушением обмена веществ (Н.Ж. Булгакова, 2002). Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости и силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Необходимо отметить, что условия водной среды предъявляют к организму ряд своеобразных требований. Овладение навыками плавания невозможно без предварительного ознакомления занимающегося с новой для него водной средой и без образования у него, вследствие этого, специфических условных рефлексов (Н.Ж. Булгакова, 2002; А.Д. Котляров, 1989).
По мнению В.А. Быкова (2011) начальное обучение плаванию можно условно разделить на два этапа: первый этап — обучение навыку удержания на воде; второй — обучение передвижению в воде.
Обучение всем (четырем) способам плавания происходит одновременно, но по элементам. Продолжительность каждого этапа зависит от усвоения учебно-методического материала по спортивному плаванию. Общая продолжительность обучения составляла 3 месяца, 24 занятия по 60 минут.
На первом этапе создавалось правильное представление об изучаемых способах плавания. Спортивныеспособы при этом изучались в последовательности: кроль, дельфин, спина, брасс. На первом этапе так же происходит освоение учеников с водой, обучение горизонтальному положению в воде, осваиваются упражнения для создания опорного положения в воде. Изучаются элементы техники стартов и поворотов. Устраняются ошибки.
Второй и последующий этапы:
Изучение основных элементов техники спортивных способов плавания: в кроле и дельфине — движение руками и дыхание; на спине — движение руками; в брассе — движение руками и дыхание. Продолжают изучаться старты и повороты, устраняются ошибки.
Изучение остальных элементов техники спортивных способов плавания: кроль — движение ногами; при плавании на спине — движения ногами; в дельфине — движения туловищем и ногами; в брассе — движение ногами.
Согласование элементов техники спортивного плавания, закрепление техники стартов и поворотов в целом.
Совершенствование техники спортивного плавания.
При обучении плаванию в условиях глубокого бассейна важно не вызвать у обучаемого чувство страха и неприязни к воде. Активное использование специальных подготовительных упражнений на суше может существенно облегчить начальное обучение детей плаванию.
Программа по начальному обучению плаванию на «глубокой воде» условно предусматривает три этапа:
I этап — 1 — 12 уроки. Первые 5-6 уроков ознакомление с водой.
На бортике изучаются в основном имитационные и специальные упражнения, которые непосредственно будут выполняться на данном уроке в воде. Основные упражнения на задержке дыхания с выдохами в воду, погружения в воду, передвижения вдоль бортика с опорой руками за борт.
Разучивание способов плавания кроль на груди и на спине.
II этап — 12 — 24 уроки. Дети продолжают разучивать способы плавания кроль на груди и на спине, спад вниз с бортика, старт из воды и поворот «маятник».
На 24 уроке дети должны проплыть 25 метров изученными способами.
III — 25 — 36 уроки. Продолжается дальнейшее совершенствование навыков плавания кроль на груди и на спине, разучивание стартов и поворотов, идет ознакомление с элементами техники плавания брасс.
На 36 уроке учащиеся проплывают 50 метров. На протяжении всего времени обучения широко используются игры и развлечения на воде. (Булгакова Н.Ж., 2005; Лубова С.А., 2012). Программа 36 уроков может быть использована в любых бассейнах.
При начальном обучении плаванию 1-15 занятия, когда дети не владеют навыком самостоятельного удержания на поверхности воды все занятия проходят с использованием медицинских плавательных кругов, ласт и плавательных досок. При обучении в глубоком бассейне 16-32, когда дети уже освоили навык самостоятельного удержания тела на поверхности воды, для обучения различным компонентам спортивных способов плавания необходимо применять следующие сочетания поддерживающих на воде средств:
Для обучения и совершенствования выполнения техники работы ног в спортивных способах плавания, кроме способа брасс: плавательная доска и плавательные ласты;
Для обучения спортивным способам плавания кроль на спине, кроль на груди, дельфин: плавательные ласты.
Обучение при этом проводится в следующем порядке: 1-2 занятие ознакомление с водой; 3-10 занятие — формирование навыка удержания на поверхности воды, разучивание способов кроль на спине и кроль на груди (параллельно); 11-19 — брасс; 20-26 — дельфин; 27-32 занятие разучивание стартов и поворотов (В.Ю. Давыдов, 2003; Быков В.А., 2003).
Зернов В.И. (1998) обучение плаванию делят на три этапа:
Ознакомление со свойствами воды и представление о технике плавания;
Разучивание элементов техники и способа плавания в целом;
Совершенствование и закрепление плавательных навыков.
Первоначальный навык формируется к моменту самостоятельного проплывания обучающимися 25 метров (Зернов В.И., 1998; Герасимова Ю.С., 2009).
Зернов В.И. (2010) определяет 6 групп подготовительных упражнений:
Элементарные движения конечностями и передвижения по дну в воде,
Булгакова Н.Ж. (2014) выделяет пять групп упражнений по освоению с водой:
Упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды,
Погружения под воду,
Всплывание и лежание на воде,
Выдохи в воду и скольжения.
Техника спортивных способов плавания разучивается раздельно, по частям, с последующим соединением в целостный способ плавания; при этом освоение каждого элемента проводится в постепенно усложняющихся условиях. Постепенное усложнение условий подводит пловца к выполнению упражнений в горизонтальном безопорном положении тела, являющимся его рабочей позой (Н.Ж. Булгакова, 2014).
А.И. Погребной (2001) изложил содержание инновационной методики плавания, где предложил акцентировать внимание, при обучении плаванию, не на горизонтальном, а на вертикальном положении туловища, что исключает захлестывание лица водой. Данная методика основана на разучивании при обучении плаванию опорного гребка. Параллельно с изучением упражнений для удержания на воде, автор предлагает применять упражнения для освоения с водой, игры и прыжки в воду. И когда учащиеся научатся удерживаться на поверхности за счет движений руками, можно переходить к обучению спортивным и облегченным способам плавания. Дети младшего возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положении на спине, нежели в группировке. Рекомендация автора начинать обучение детей младшего школьного возраста плаванию способом кроль на спине.
Одновременная методика обучения плаванию. Продолжительность обучения 16-18 занятий. Отличительной, особенностью, которой является то, что данная методика предусматривает увеличение времени нахождении ребенка в воде на каждом занятии, в частности, за счет сокращения длительности занятий на бортике, в спортивном зале, на спортивной площадке. Подчеркивается то, что речь идет не об уменьшении количества необходимых для обучения плаванию специальных упражнений, которые обычно проводятся на суше и сокращают время пребывания в воде, а о том, что эти упражнения могут выполняться на других занятияхфизической культурой. Кроме того сокращен период освоения с водой, за счет уменьшения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами. Другая особенность этой методики отличается тем, что ребенок в первую очередь обучается тому способу, который получается у него лучше всего и на освоение которого будет потрачено меньше всего времени. Определяется этот способ при одновременном знакомстве обучающихся с элементами всех способов плавания. На основе выбранного способа легче овладеть и остальными способами. Наиболее простой способ, который усваивают большинство детей на первых занятиях — движения руками как при плавании руками брасс, ногами как при плавании кролем (с произвольным дыханием). При плавании этим облегченным способом дети быстрее овладевают умением держаться на воде и преодолевать определенные расстояния. Первое занятие посвящается проверке плавательной подготовки: каждый учащийся проплывает своим способом столько, сколько он сможет. После чего 3-5 занятий основное внимание уделяется плаванию выбранным способом. Кроме того, важно отметить, что изучение всех способов плавания начинается с освоения движений руками как основного элемента.
Пятое, девятое, двенадцатое, шестнадцатое занятия — контрольные. На этих занятиях проводится проверка овладения плавательными навыками (Т.А. Протченко, 2003).
В педагогическом процессе стоит придерживаться принятой у нас методики обучения, основанной на рациональном сочетании методов целостного и раздельного изучения учебных упражнений (Н.Ж. Булгакова, 2014).
Специалисты предлагают следующее деление учеников по уровню подготовленности (владения навыком плавания):
1-я группа — не умеют плавать, боятся воды.
2-я группа — могут погружаться под воду с головой, не боятся открывать глаза в воде, попытки передвижения по воде.
3-я группа — передвигаются по поверхности воды 10 -15 м.
4-я группа — проплывают неспортивными способами расстояние больше 25 метров.
5-я группа — дети умеющие плавать спортивными способами (Т.Н. Павлова, 2012)
При обучении плаванию применяются три основных группы методов — словесные, наглядные, практические ). Используя объяснение, рассказ давая указания, оценку действии и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, — помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и. »Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.
Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д. —: при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох» — при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя
Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений» при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно в выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2—3 раза напрягать мышцы руки по 3—5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки; 2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.
Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество Разучивание в целом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.
Большинство из тех, кто по каким-либо причинам не сумел освоить навыки плавания в юном возрасте, отчаиваются когда-нибудь обрести этот полезный навык и предпочитают даже не предпринимать попыток по его получению. Таких людей всегда легко найти глазами на летнем пляже: в основном они заходят в воду по шею и плещутся там, не рискуя зайти на большую глубину. Мало кто из них задумывается о том, насколько новые краски обретет пляжный отдых, если они освоят хотя бы начальные навыки плавания.
Обучение плаванию с нуля
Научиться плавать тем или иным стилем никогда не бывает слишком поздно. И если человек не освоил этот полезный навык, то никто и ничего не мешает сделать ему это прямо сейчас. Хотя, неоспорим тот факт, что маленькому ребенку сделать это будет гораздо легче, нежели взрослому сформировавшемуся человеку, но, если четко следовать профессиональным советам, то сделать это не составит никакого труда.
Достаточно часто возникают ситуации, в которых обучению плаванию взрослого сформировавшегося человека может помешать такая неприятная вещь, как психологический фактор. Именно из-за этого взрослых людей бывает гораздо тяжелей обучать этому навыку. С годами мы все больше и больше обрастаем слоем неприятных мерзких страхов, из-за которых становимся часто даже слишком осторожными. Маленькие дети, лишенные этой особенности психики, с легкостью могут держаться на поверхности воды, не имея для этого совершенно никаких навыков, в то время как у взрослого человека может возникнуть панический страх глубины.
Во время первого входа в воду человеку, подверженному этой фобии, необходимо представить ту ситуацию, в которой он плавает и это приносит ему неописуемое удовольствие. Затем нужно обязательно запомнить эти внутренние эмоции и заполнить ими свой разум во время первого погружения. Необходимо запомнить следующее истинное утверждение: пока человек не научится питать доверие к воде, пока он не сумеет подавить свой иррациональный страх глубины, он никогда, ни за что в жизни не научится плавать. Во время начального обучения плаванию стоит сконцентрировать свое внимание не на своей фобии, а на четкости техники, необходимо забыть про страх и расслабить свое сознание и тело. Если же человека обуревает боязнь, то помимо скованных мышц и разума он абсолютно ничего не получит. Методика обучения плаванию заключается по большей части в том, чтобы сконцентрировать все свои усилия на единственной основной цели: научиться плавать. Совсем скоро человек, обучающийся этому навыку, даже не сможет вспомнить как он жил до того, как смог обладать этим умением.
В том же случае, когда страх по тем или иным причинам не хочет покидать человеческого разума, стоит начинать первые занятия по обучению плаванию взрослых людей с нуля в специальном бассейне с использованием спасательного жилета, нарукавников, досочек и других подобного рода приспособлений. Паническую фобию глубины помимо этого может успокоить и присутствие профессионального инструктора, который может страховать начинающего и давать ему разнообразные полезные практические советы.
Женщинам, которые хотят обучиться навыкам плавания с нуля, необходимо проходить курс обучения исключительно в слитных купальниках. И сильной половине человечества, и прекрасным представительницам слабого пола для обучения плаванию понадобятся специальная шапочка и плавательные очки. Шапочка сможет полностью защитить волосы, а очки — глаза от неприятного хлорного раздражения. Плавательные окуляры также поспособствуют улучшению видения предметов под слоем воды, а в современном мире представлен широкий ассортимент защитных очков с диоптриями, которые предназначены специально для людей со слабым зрением — каждый сможет подобрать что-то именно для себя. Также не помешает носить на занятия плавание сумку, которая будет иметь отдел, который сможет хранить в себе мокрые после купания вещи.
Итак, для людей, которые хотят обучиться технике плавания и которым совершенно чужд страх глубины, опытные специалисты советую начать занятия с такого простого упражнения как «поплавок», ведь именно оно помогает начинающим освоить навык сохранения тела на поверхности воды.
Поплавок
Крайне важным аспектом при обучении плаванию детей и взрослых является контроль дыхания. Конечно, не стоит забывать о технике, но и при выполнении тех или иных упражнению в первую очередь необходимо контролировать собственное дыхание.
Для выполнения упражнения «поплавок» нужно первым делом погрузиться в воду на уровень грудной клетки. После этого необходимо сделать очень глубокий вдох, задержать дыхание на этом моменте, присесть и опуститься в воду полностью с головой, и наконец, сделать выдох, находясь под водой. Потом необходимо вынырнуть и вдохнуть воздух. После того, как это упражнение будет выполнено несколько раз, нужно будет его усложнить. Теперь останавливаться нужно на уровне выше пояса, задержать дыхание и опуститься поглубже под воду полностью с головой. После выполнения этого алгоритма действий необходимо как можно быстрее обхватить руками колени, которые были заблаговременно согнуты, и всплыть, покинув дно. Это будет совершенно несложно совершить, ведь тело, находящееся в подобном положении, гарантированно будет вытолкнуто на поверхность самой водой. Нужно продержаться в таком состоянии до того момента, когда у организма возникнет потребность в том, чтобы сделать следующий вдох, и привести тело в естественное положение.
Совершенно не стоит паниковать, ведь цель выполнения этого крайне полезного упражнения в том, чтобы показать человеку, обучающемуся плаванию с нуля, то, что вода действительно способна держать тело на поверхности своими собственными целями. Прекрасное упражнение «поплавок» просто необходимо выполнять до тех пор, пока это естественное благотворное чувство не укоренится в человеческом сознании.
Превосходное упражнение, которое имеет название «скольжение», имеет своей целю показать обучающемуся то, что человеческие ноги имеют гораздо больший вес, нежели вода. Для того чтобы правильно и технично выполнить это упражнение, при его оттачивании в обязательном порядке необходимо повернуться лицом к берегу. Это обусловлено тем, что обучающийся плаванию человек будет плыть именно по направлению к нему. Для выполнения упражнения «скольжение» нужно глубоко вдохнуть, присесть как можно ниже, наклонив свое туловище вперед, и сделать сильный толчок от дна. Тело должно находиться в максимально прямом состоянии горизонтально по отношению к водной поверхности. Руки обучающегося плаванию должны либо находиться вытянутыми перед его лицом, либо строго по швам. Гораздо легче будет скользить по водной глади не напрягая тело, а наоборот — максимально расслабляя его.
Движение в упражнении «скольжение» имеет свое логическое завершение, и когда оно к нему подойдет, ноги обучающегося должны плавно опуститься ко дну, а тело принять вертикальное положение. После того, как движение прекратилось нужно отдохнуть и придти в себя, а затем повторить «скольжение» несколько раз.
Работа ногами
После того момента, когда предыдущее упражнение будет отточено должным обществом, стоит переходить к тому, чтобы после момента отталкивания от дна включать в работу ноги. Ведь скорость плавания по большей части зависит именно от того, насколько активно в процесс плавания включены нижние конечности человеческого тела. Включение в движение на воде ног позволит плыть спокойно, без рывков и напряжения.
При осуществлении данного упражнения вовсе не стоит отчаянно молотить ногами по поверхности воды — это будет простой и бесполезной тратой энергии организма, а меж тем работа ног должна быть равномерной и координированной.
Этот комплекс начальных упражнений позволит человеку, желающему освоить технику передвижения на воде, плавать действительно хорошо и качественно.
Стиль плавания по-собачьи — это самый простой способ передвижения по воде. Для того чтобы плавать данным стилем, необходимо при выполнении скольжения включить еще и работу рук, которые должны быть согнуты впереди тела. Грести ими нужно только под себя, голова должна находиться при этом над уровнем воды.
Детское плавание
Как мы можем заметить, обучение плаванию взрослых людей является достаточно трудоемким процессом. Именно по этой причине просто необходимо заниматься обучением плаванию детей. Занятия по обучению плаванию следует проводить еще в детском саду, в котором нужно проводить хотя бы начальное обучение плаванию. Но все это будет совершенно бесполезно, если родители не занимаются обучением плаванию грудничков и детей дошкольного возраста. Для этого они вполне могут воспользоваться видео, которыми сегодня наполнен Интернет. С помощью этих простых мер можно добиться того, что уже в следующем поколении может не остаться людей, которые не умеют плавать.
Основные принципы обучения
Обучение и тренировка в плавании органически связаны в едином
учебно-тренировочном процессе. Как в обучении, так и в тренировке ставятся задачи изучения и совершенствования техники плавания и постепенного повышения уровня тренированности. Начальное обучение плаванию является первым этапом учебно-тренировочного процесса, где изучение техники и освоение навыка плавания составляют главную определяющую задачу — наряду с повышением тренированности и совершенствованием таких физических качеств, как сила и координация движений, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость.
Учебно-тренировочный процесс в плавании осуществляется в соответствии с основными принципами физического воспитания: воспитывающего обучения, всестороннего развития, оздоровительной и прикладной направленности.
Воспитывающее обучение. На занятиях плаванием не только укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, но и закладываются основы гуманистического воспитания. Процесс воспитывающего обучения происходит под непосредственным руководством педагога, который в значительной степени определяет формирование личности ребенка. Помимо высокой профессиональной подготовленности педагог должен: быть всесторонне развитым, культурным; служить примером честного отношения к своему делу, дисциплинированности, аккуратности, объективности и последовательности в своих требованиях и поступках.
Степень выраженности этих качеств в личности педагога определяет эффективность процесса воспитывающего обучения.
Всестороннее развитие. Физическое воспитание в процессе обучения плаванию тесно связано с другими сторонами всестороннего воспитания: умственным, нравственным, трудовым и эстетическим. Это ориентирует педагога на формирование всесторонне развитой личности, предостерегая от увлечения физкультурно-спортивной подготовкой в ущерб интеллектуальному и нравственному развитию.
Оздоровительная направленность. Задача укрепления здоровья
является основной на учебно-тренировочных занятиях плаванием
во всех звеньях государственной системы физического воспитания. Гигиенические факторы и закаливающее влияние природных
факторов при занятиях плаванием в естественных водоемах повышают сопротивляемость организма неблагоприятным воздействиям внешней среды.
Прикладная направленность. В программах по плаванию, помимо освоения жизненно необходимого для каждого человека навыка плавания, предусматриваются также ознакомление с правилами поведения на воде, требованиями безопасности, а также изучение элементов прикладного плавания: умение применять спасательные средства, владеть приемами оказания помощи пострадавшему на воде, приемами реанимации.
Для успешного обучения плаванию необходимо соблюдать основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания: сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.
Принцип сознательности и активности. Эффективность обучения плаванию во многом определяется сознательным и активным отношением занимающихся к занятиям. Конечно, степень сознательности зависит от возрастных возможностей, особенностей восприятия и мышления.
Цель, которую ставит перед собой педагог, часто не совпадает с
целью занимающихся — особенно на начальном этапе обучения
плаванию. Часто дети приходят на занятия плаванием, чтобы по
прыгать в воду, поиграть в салки с мячом, понырять и поплескаться в воде. Педагог должен с пониманием относиться к этим мотивам и использовать их для постепенного увлечения ребят занятиями плаванием. Необходимо учитывать, что характерная для плавания монотонная работа должна включать подвижные игры, прыжки в воду, соревнования, отсутствие которых может привести к потере интереса к занятиям (особенно у детей младших возрастов), формированию негативного отношения к плаванию.
Принцип сознательности требует осмысленного отношения занимающихся к изучаемому учебному материалу. Поэтому, предлагая группе то или иное упражнение, следует рассказать о направленности его воздействия, а также показать, как его выполнять, и объяснить, почему необходимо делать именно так. Понимание сущности выполняемых движений повышает сознательность занимающихся, стимулируя их активность в процессе обучения. Активность на занятиях плаванием проявляется тогда, когда они интересны. Это возможно опять-таки при условии многообразия применяемых средств, методов и форм организации занятий.
Активность занимающихся должна быть направлена на воспитание у них самостоятельности, инициативы. Одна из форм воспитания этих качеств — обучение простейшим педагогическим навыкам и навыкам самоконтроля. В методике начального обучения плаванию распределение обучаемых по парам (один выполняет, другой наблюдает и поправляет) — прием, широко применяемый на практике. Выполняя поочередно задания, занимающиеся учатся страховать друг друга, оказывать помощь и добиваться правильного выполнения упражнений под непосредственным руководством педагога.
Навыки самоконтроля и самостоятельности закрепляются путем выполнения домашних заданий. Примером может быть выполнение комплексов общеразвивающих, специальных физических и имитационных упражнений, выполняемых перед занятиями. Полезны также задания для самостоятельной работы на лето: разучить комплекс упражнений на суше; научиться делать выдохи в воду, открывать глаза в воде; увеличить проплываемое расстояние. Воспитанию активности занимающихся содействуют систематическая оценка достигнутых ими успехов и поощрение со стороны педагога. Они могут осуществляться по ходу выполнения упражнений на уроке, в конце каждого занятия и по окончании курса обучения плаванию.
Принцип сознательности предусматривает также понимание занимающимися прикладной ценности плавания, умения применить полученные знания (если это потребуется) для спасения собственной жизни и оказания помощи пострадавшему на воде.
Принцип систематичности. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, через определенные промежутки времени, чтобы нагрузки систематически чередовались с отдыхом. При систематических занятиях быстрее и качественнее осваивается навык плавания, а также повышается уровень физической подготовленности. Принцип систематичности и прочности закрепления навыков в обучении наиболее полно отражает поговорка: «Повторение — мать учения».
В процессе обучения плаванию приходится многократно повторять каждое упражнение, что является непременным законом физического воспитания. В результате многократных повторений достигается совершенствование техники плавания и основных физических качеств, повышение функциональных возможностей. Необходимость многократных повторений требует применения большого объема разнообразных упражнений, изменения условий и методики их выполнения. После разучивания упражнений на суше и в воде они выполняются в соревновательной и игровой форме, в облегченных и затрудненных условиях: с поддержкой, с отягощением, дополнительным сопротивлением. Это позволяет сохранить интерес к занятиям плаванием, которые, как уже отмечалось, недостаточно эмоциональны. В результате многократных повторений навык плавания довольно быстро становится прочным: человек уже никогда не разучится держаться на поверхности воды. Конечно, без регулярной тренировки быстрее наступает усталость во время плавания, но приобретенный навык остается на всю жизнь.
Принцип доступности. Тесно связан с принципом последовательности, который наиболее полно раскрывают три методических правила: от простого к сложному, от частного к общему, от известного к неизвестному.
Принцип доступности требует, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи, соответствующие их возрасту, уровню физической и плавательной подготовленности. Доступность упражнения определяется меньшим количеством попыток для его освоения.
При определении последовательности изучения упражнения следует руководствоваться закономерностями «переноса» двигательных навыков и так называемых врожденных автоматизмов.
В процессе обучения движениям широко используется «положительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения, (например, при параллельном обучении способам кроль на груди и на спине). Перенос навыков происходит в тех случаях, когда имеется большое сходство в структуре упражнений (в их главной фазе). На основании этого правила определяется последовательность изучения упражнений, подбираются подготовительные и подводящие упражнения.
При определении последовательности изучения техники спортивных способов плавания имеют значение такие врожденные автоматизмы, как привычная координация движений, которая является основой ходьбы и бега. Поэтому обучение плаванию обычно начинают со способов кроль на груди и кроль на спине.
При этом необходимо учитывать явление «отрицательного переноса» навыков, когда ранее освоенное движение мешает правильному выполнению нового. Например, навык в плавании способом на боку, который является асимметричным, может впоследствии мешать овладению техникой плавания способом брасс, в котором требуется симметричность движений.
Наряду с постепенным усложнением технических заданий от урока к уроку возрастает физическая нагрузка, величина которой регулируется изменением продолжительности и количества выполняемых упражнений, быстроты их выполнения, продолжительности интервалов отдыха между упражнениями и т.д. Постепенно увеличиваются расстояния, проплываемые на каждом занятии, и, наконец, возрастает скорость плавания.
Принцип наглядности. При начальном обучении плаванию принцип наглядности предполагает широкое использование не только визуальных наблюдений, но также образных восприятий и ассоциаций, которые вызывает объяснение преподавателя.
Наглядность в процессе обучения обеспечивается в первую очередь демонстрацией отдельных упражнений или техники спортивного плавания в возможно более совершенном исполнении. Это может быть показ учебных и научно-популярных фильмов о технике сильнейших пловцов, наблюдение за их тренировками в бассейне. Показывать можно также кинограммы, рисунки, макеты, спортивные плакаты.
Однако для воспроизведения движения требуются показ и образное объяснение преподавателя, которые помогают понять скрытые механизмы движения и облегчают его освоение. Обычно показ упражнения проводится в плоскости, позволяющей занимающимся увидеть форму, характер и амплитуду движения. Такой показ сопровождается методическим разбором движения, разделением его на элементы, выделением главных фаз движения, остановками в граничных позах цикла и т.д. В плавании это наиболее применяемый и эффективный метод наглядного обучения.
При реализации принципа наглядности необходимо учитывать возрастные особенности восприятия и мышления. Объяснения в форме сравнений и предметных заданий наиболее адекватны для восприятия дошкольников, так как помогают создать образное представление о движении. В практике начального обучения плаванию эти приемы широко используются. На занятиях с детьми младшего школьного возраста следует использовать их склонность к подражанию, повторению и неоднократно показывать упражнения в течение урока. При обучении детей среднего и старшего школьного возраста наряду с показом значительно возрастает роль словесного объяснения преподавателя. В этом возрасте допустимо
применение на занятиях идеомоторной тренировки, анализа видеозаписей техники выполнения движений.
Принцип индивидуализации. Реализация этого принципа предполагает учет индивидуальных особенностей занимающихся с целью наибольшего развития их способностей и вследствие этого -повышения эффективности процесса обучения.
При массовом обучении плаванию применяется метод групповой индивидуализации, когда учитываются такие типовые характеристики учеников, как возраст, уровень плавательной подготовленности, особенности телосложения, уровень общей физической подготовленности. Этот метод наиболее эффективен на начальных этапах обучения, когда занимающиеся осваивают обязательные для всех основы техники плавания.
Индивидуализация учебного процесса может осуществляться также путем персональных заданий для учеников, когда для освоения одного и того же учебного материала используются различные методы, индивидуальная дозировка и разные режимы работы. При разработке индивидуализированных программ обучения следует учитывать особенности телосложения и уровень физической и технической подготовленности занимающихся.
Индивидуальный подход при групповой форме занятий достигается разделением занимающихся одной учебной группы на подгруппы — в зависимости от уровня плавательной подготовленности.
Методика обучения плаванию
Большинство из тех, кто по каким-либо причинам не сумел освоить навыки плавания в юном возрасте, отчаиваются когда-нибудь обрести этот полезный навык и предпочитают даже не предпринимать попыток по его получению. Таких людей всегда легко найти глазами на летнем пляже: в основном они заходят в воду по шею и плещутся там, не рискуя зайти на большую глубину. Мало кто из них задумывается о том, насколько новые краски обретет пляжный отдых, если они освоят хотя бы начальные навыки плавания.
Обучение плаванию с нуля
Научиться плавать тем или иным стилем никогда не бывает слишком поздно. И если человек не освоил этот полезный навык, то никто и ничего не мешает сделать ему это прямо сейчас. Хотя, неоспорим тот факт, что маленькому ребенку сделать это будет гораздо легче, нежели взрослому сформировавшемуся человеку, но, если четко следовать профессиональным советам, то сделать это не составит никакого труда.
Достаточно часто возникают ситуации, в которых обучению плаванию взрослого сформировавшегося человека может помешать такая неприятная вещь, как психологический фактор. Именно из-за этого взрослых людей бывает гораздо тяжелей обучать этому навыку. С годами мы все больше и больше обрастаем слоем неприятных мерзких страхов, из-за которых становимся часто даже слишком осторожными. Маленькие дети, лишенные этой особенности психики, с легкостью могут держаться на поверхности воды, не имея для этого совершенно никаких навыков, в то время как у взрослого человека может возникнуть панический страх глубины.
Во время первого входа в воду человеку, подверженному этой фобии, необходимо представить ту ситуацию, в которой он плавает и это приносит ему неописуемое удовольствие. Затем нужно обязательно запомнить эти внутренние эмоции и заполнить ими свой разум во время первого погружения. Необходимо запомнить следующее истинное утверждение: пока человек не научится питать доверие к воде, пока он не сумеет подавить свой иррациональный страх глубины, он никогда, ни за что в жизни не научится плавать. Во время начального обучения плаванию стоит сконцентрировать свое внимание не на своей фобии, а на четкости техники, необходимо забыть про страх и расслабить свое сознание и тело. Если же человека обуревает боязнь, то помимо скованных мышц и разума он абсолютно ничего не получит. Методика обучения плаванию заключается по большей части в том, чтобы сконцентрировать все свои усилия на единственной основной цели: научиться плавать. Совсем скоро человек, обучающийся этому навыку, даже не сможет вспомнить как он жил до того, как смог обладать этим умением.
В том же случае, когда страх по тем или иным причинам не хочет покидать человеческого разума, стоит начинать первые занятия по обучению плаванию взрослых людей с нуля в специальном бассейне с использованием спасательного жилета, нарукавников, досочек и других подобного рода приспособлений. Паническую фобию глубины помимо этого может успокоить и присутствие профессионального инструктора, который может страховать начинающего и давать ему разнообразные полезные практические советы.
Женщинам, которые хотят обучиться навыкам плавания с нуля, необходимо проходить курс обучения исключительно в слитных купальниках. И сильной половине человечества, и прекрасным представительницам слабого пола для обучения плаванию понадобятся специальная шапочка и плавательные очки. Шапочка сможет полностью защитить волосы, а очки — глаза от неприятного хлорного раздражения. Плавательные окуляры также поспособствуют улучшению видения предметов под слоем воды, а в современном мире представлен широкий ассортимент защитных очков с диоптриями, которые предназначены специально для людей со слабым зрением — каждый сможет подобрать что-то именно для себя. Также не помешает носить на занятия плавание сумку, которая будет иметь отдел, который сможет хранить в себе мокрые после купания вещи.
Итак, для людей, которые хотят обучиться технике плавания и которым совершенно чужд страх глубины, опытные специалисты советую начать занятия с такого простого упражнения как «поплавок», ведь именно оно помогает начинающим освоить навык сохранения тела на поверхности воды.
Поплавок
Крайне важным аспектом при обучении плаванию детей и взрослых является контроль дыхания. Конечно, не стоит забывать о технике, но и при выполнении тех или иных упражнению в первую очередь необходимо контролировать собственное дыхание.
Для выполнения упражнения «поплавок» нужно первым делом погрузиться в воду на уровень грудной клетки. После этого необходимо сделать очень глубокий вдох, задержать дыхание на этом моменте, присесть и опуститься в воду полностью с головой, и наконец, сделать выдох, находясь под водой. Потом необходимо вынырнуть и вдохнуть воздух. После того, как это упражнение будет выполнено несколько раз, нужно будет его усложнить. Теперь останавливаться нужно на уровне выше пояса, задержать дыхание и опуститься поглубже под воду полностью с головой. После выполнения этого алгоритма действий необходимо как можно быстрее обхватить руками колени, которые были заблаговременно согнуты, и всплыть, покинув дно. Это будет совершенно несложно совершить, ведь тело, находящееся в подобном положении, гарантированно будет вытолкнуто на поверхность самой водой. Нужно продержаться в таком состоянии до того момента, когда у организма возникнет потребность в том, чтобы сделать следующий вдох, и привести тело в естественное положение.
Совершенно не стоит паниковать, ведь цель выполнения этого крайне полезного упражнения в том, чтобы показать человеку, обучающемуся плаванию с нуля, то, что вода действительно способна держать тело на поверхности своими собственными целями. Прекрасное упражнение «поплавок» просто необходимо выполнять до тех пор, пока это естественное благотворное чувство не укоренится в человеческом сознании.
Скольжение
Превосходное упражнение, которое имеет название «скольжение», имеет своей целю показать обучающемуся то, что человеческие ноги имеют гораздо больший вес, нежели вода. Для того чтобы правильно и технично выполнить это упражнение, при его оттачивании в обязательном порядке необходимо повернуться лицом к берегу. Это обусловлено тем, что обучающийся плаванию человек будет плыть именно по направлению к нему. Для выполнения упражнения «скольжение» нужно глубоко вдохнуть, присесть как можно ниже, наклонив свое туловище вперед, и сделать сильный толчок от дна. Тело должно находиться в максимально прямом состоянии горизонтально по отношению к водной поверхности. Руки обучающегося плаванию должны либо находиться вытянутыми перед его лицом, либо строго по швам. Гораздо легче будет скользить по водной глади не напрягая тело, а наоборот — максимально расслабляя его.
Движение в упражнении «скольжение» имеет свое логическое завершение, и когда оно к нему подойдет, ноги обучающегося должны плавно опуститься ко дну, а тело принять вертикальное положение. После того, как движение прекратилось нужно отдохнуть и придти в себя, а затем повторить «скольжение» несколько раз.
Работа ногами
После того момента, когда предыдущее упражнение будет отточено должным обществом, стоит переходить к тому, чтобы после момента отталкивания от дна включать в работу ноги. Ведь скорость плавания по большей части зависит именно от того, насколько активно в процесс плавания включены нижние конечности человеческого тела. Включение в движение на воде ног позволит плыть спокойно, без рывков и напряжения.
При осуществлении данного упражнения вовсе не стоит отчаянно молотить ногами по поверхности воды — это будет простой и бесполезной тратой энергии организма, а меж тем работа ног должна быть равномерной и координированной.
Этот комплекс начальных упражнений позволит человеку, желающему освоить технику передвижения на воде, плавать действительно хорошо и качественно.
Плавание по-собачьи
Стиль плавания по-собачьи — это самый простой способ передвижения по воде. Для того чтобы плавать данным стилем, необходимо при выполнении скольжения включить еще и работу рук, которые должны быть согнуты впереди тела. Грести ими нужно только под себя, голова должна находиться при этом над уровнем воды.
Детское плавание
Как мы можем заметить, обучение плаванию взрослых людей является достаточно трудоемким процессом. Именно по этой причине просто необходимо заниматься обучением плаванию детей. Занятия по обучению плаванию следует проводить еще в детском саду, в котором нужно проводить хотя бы начальное обучение плаванию. Но все это будет совершенно бесполезно, если родители не занимаются обучением плаванию грудничков и детей дошкольного возраста. Для этого они вполне могут воспользоваться видео, которыми сегодня наполнен Интернет. С помощью этих простых мер можно добиться того, что уже в следующем поколении может не остаться людей, которые не умеют плавать.
http://virag-sport.ru/instrukciya-po-samostoyatelnogo-obucheniya-plavaniyu-metodika-teoriya-i-metodika/
http://muscleoriginal.com/metodika-obucheniya-plavaniyu/