Содержание
Ваш спорт — Здоровье. Фармакология. Упражнения. Экипировка. Инвентарь
При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;- ознакомление с правилами безопасности на воде
От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки , методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Условия для занятий — естественный или искусственный водоем, глубина и температура воды, климатические и погодные условия — также оказывают существенное влияние на подбор упражнений и методику проведения занятий. Таким образом, содержание программы — учебный материал и методические указания — должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.
Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость. Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-пёрвых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «непрестижным» способам плавания. В связи с этим в программах по плаванию предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.
Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа .
1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом у новичков создается представление об изучаемом способе плавания, стимулируется активное отношение и интерес к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать плавать показанным способом.
2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также упражнения для освоения с водой.
3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; При этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:- ознакомление с движением на суше. Проводится в общих чертах без совершёнствования деталей, поскольку условия выполнения движения на суше и в воде различны;
Изучение движений в воде с, неподвижной опорой (на месте). При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и т. д. Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
Изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);- изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники проводится в следующем порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники способа плавания, насколько это позволяет подготовленность занимающихся.
4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1
При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде. Некоторые из этих упражнений используют в течение всего периода обучения, другие — на каком-то определенном его этапе. Так, например, упражнения для освоения с водой применяются только на первых, занятиях и почти не используются в дальнейшем. А вот общеразвивающие, специальные физические упражнения и большинство упражнений для изучения техники плавания выполняются на протяжении всего периода обучения.
Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании. В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног — наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются. В комплекс включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, — например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями. Например, комплекс общеразвивающих и специальных упражнений на суше во время обучения кролю на спине и груди так как эти способы предусмотрены в программе по обучению плаванию в летних оздоровительных лагерях. Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5-6 уроках по обучению кролю на груди и на спине).1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.2. И. п. — сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.3. И. п. — сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом — как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.4. И. п. — стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5-6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным (рис. 23, а).5. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.
6. «Мельница». И. п. — стоя, «одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.7. Й. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед («мельница»). Выполнять в течение 1 мин.8. Упражнение 7 выполняется с закрепленными резиновыми амортизаторами (приучает преодолевать сопротивление воды на суше).9. Упражнение с резиновыми амортизаторами для кроля на спине.Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).1. Проделать упражнение 4 комплекса -1 в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.
2. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем.
3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягать мышцы руки и плеча.
4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.5. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.6. Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено, другая — в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать 15-20 раз каждой рукой
7. .Движения руками. кролем в сочетании с, дыханием. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая — назад. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом
8. «Стартовый прыжок» И.п. — стоя, ноги на ширине стопы. По команде «На старт» согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде «Марш!» сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлиться на носки и встать в положение смирно. Повторить 5-6 раз
Эти упражнения выполняются одновременно с изучением простейших элементов техники плавания. Основа хорошей техники — правильное положение тела в воде и правильное дыхание (с выдохом в воду). Упражнения для освоения с водой выполняются в течение первых 5-6 занятий. Осваивая их, занимающиеся учатся погружаться с головой в воду и открывать глаза, всплывать и правильно лежать на поверхности, выдыхать в воду и скользить по поверхности, сохраняя горизонтальное положение тела, характерное для техники спортивного плавания.
Подготовительные упражнения выполняют на мелком месте, стоя по пояс или по грудь в воде: большинство из них делается с задержкой дыхания на вдохе. Как только занимающиеся освоятся с водой, почти все подготовительные упражнения исключаются из программы занятий. Постоянно выполняются и совершенствуются, только упражнения на скольжение и выдох в воду.
Упражнения, знакомящие с плотностью и сопротивлением воды. Упражнения этой группы воспитывают у занимающихся чувство опоры о воду ладонью, предплечьем, стопой и голенью (что необходимо для постановки гребковых движений), приучают не бояться воды.1. Движение в воде туда и обратно, вначале шагом, а потом бегом.2. Ходьба с поворотами и изменением направления
Всплывание и лежание на поверхности воды Эти упражнения позволяют занимающимся почувствовать состояние невесомости и научиться в горизонтальном положении лежать на поверхности воды на груди и на спине.
1. «Поплавок». И. п. — стоя по грудь в воде. Сделать глубокий вдох и, приседая, погрузиться в воду с головой. Поджать под себя ноги и, обхватив руками колени, всплыть на поверхность. В этом положении задержать дыхание на 10-15с, затем вернуться в и. п.
2. «Медуза». Сделав вдох, задержать дыхание и лечь на воду. Согнуться в пояснице и расслабить руки и ноги. Встать на дно (рис. 26, а).
3. Всплыть «поплавком». Затем принять положение лежа на груди (руки и ноги прямые). Мысленно сосчитать до десяти и встать на дно (рис. 26,6).
4. Стоя по пояс в воде, присесть так, чтобы подбородок оказался у поверхности воды; руки развести в стороны. Отклонить голову назад, погружая затылок в воду и все меньше и меньше опираясь ногами о дно. Медленно поднять сначала одну ногу, затем другую и принять положение лежа на спине, помогая себе только движениями кистей. Если ноги начнут погружаться, то надо приблизить руки к бедрам и поддерживать тело в равновесии с помощью небольших гребков кистями.
5. Упереться руками о бортик или дно бассейна и лечь на грудь . Поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Повторить упражнение несколько раз (рис. 26, в).Выдохи в воду
Умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.
1. «Умывание». Побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
2. И. п. — стоя на дне. Наклонить туловище вперед так, чтобы рот оказался у поверхности воды, ладонями упереться в колени. Сделать через рот глубокий вдох, опустить лицо в воду и медленно выдохнуть в воду. Плавно поднять голову в и. п. и снова сделать вдох. Поднимание головы и опускание лица в воду сочетать таким образом, чтобы рот показывался из воды во время окончания выдоха в воду. Это упражнение повторяется в ритме нормального дыхания; на первом занятии — 10-15 раз, на последующих занятиях- 20-30раз подряд (с поворотом головы для вдоха влево или вправо).
3. И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, руками упереться в колени. Голова в положении вдоха, щека лежит на воде. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду — выдох.4 . Опираясь руками о бортик или дно, лечь на грудь и принять горизонтальное положение. Вдохнуть и опустить лицо в воду. В этом же положении сделать 10- 15 выдохов в воду с поворотом головы в сторону для вдоха.
3. Скольжения. Скольжения на груди и спине с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца — равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.1. Скольжение на груди . Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.2. Скольжение на спине . Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).3. Скольжение на груди с различными положениями рук : руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.4. Скольжение на спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь
Обучая плаванию детей, необходимо включать в занятия игры и развлечения на воде. Они помогают понять характер ребенка, приучают его к самостоятельности, инициативе, взаимовыручке, товариществу. Кроме того, игры проводятся с целью повторения и совершенствования элементов техники плавания. На занятиях по плаванию используются игры трех типов: простейшие, игры с сюжетом и командные. Простейшие игры включают элемент соревнования и не требуют предварительного объяснения. Это игры типа «Кто быстрее спрячется под воду?», «У кого больше пузырей?, «Кто дальше проскользит?» и т. д. Соревновательный элемент пробуждает у ребят стремление лучше выполнить задание, делает занятия более эмоциональными, повышает интерес к плаванию.
Игры с сюжетом — основной учебный материал на уроках по плаванию для детей младшего школьного возраста. Их обычно включают после того, как дети освоились с водой. Если игра с сюжетом имеет сложные правила, ее нужно предварительно объяснить и разыграть на суше. Объясняя игру, нужно рассказать об ее содержании, правилах, выбрать водящего и разделить играющих на группы, равные по силам.
Командные игры обычно проводятся на занятиях с детьми среднего школьного возраста. Сюда относятся почти все игры: «Мяч своему тренеру, «Водное поло» и др., а также командные эстафеты. Во время борьбы двух команд важно следить за правилами игры и дисциплиной ее участников. Инструктор должен не-медленно пресекать грубость, нарушение правил, нетоварищеское поведение. После окончания игры он объявляет результаты, называет победителей и проигравших и обязательно отмечает участников, проявивших себя с лучшей стороны.
Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, в течение 10-15мин. Выбор игры зависит от задач урока, глубины и температуры воды, количества, возраста и подготовленности занимающихся. В каждой игре должны участвовать все занимающиеся. В игру необходимо включать только упражнения, известные детям. В прохладной воде нужно проводить игры с движениями, выполняемыми в быстром темпе.
Игры с преодолением сопротивления воды «Кто выше?» Стоя в воде, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть как можно выше из воды.«Переправа». Ходьба с помощью гребков руками.«Кто быстрее?» Бег в воде с помощью гребков руками.«Море волнуется». Стоя в одной шеренге, играющие по команде «Море волнуется» расходятся в любом направлении (их разогнал ветер). По команде «На море тихо» быстро занимают свои места. При этом инструктор считает: «Раз, два, три — на место встали мы». Опоздавший лишается права продолжать игру. «Волны на море». Играющие выстраиваются в шеренгу. Затем берутся за руки и, присев, опускают их на воду. Выполняют движения обеими руками вправо влево, поднимая волны. «Рыбы и сеть», Выбирают двух водящих. Остальные играющие разбегаются. Водящие, держась за руки («сеть»), стараются поймать «рыбу»- для этого им нужно замкнуть руки вокруг пойманного игрока. Пойманный игрок присоединяется к водящим, образуя с ними «сеть». Игра кончается, когда все «рыбы» пойманы.
Игры с погружением в воду
«К.то быстрее спрячется под воду?» По сигналу инструктора дети приседают и погружаются в воду.«Хоровод». Играющие берутся за руки и идут по кругу. Сосчитав вслух до десяти, они делают вдох и погружаются в воду. Затем встают, и хоровод движется в противоположную сторону.«Поезд и тоннель». Играющие выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс друг другу, образуя «поезд». Двое играющих становятся лицом друг к другу, взявшись за руки (руки опускают на поверхность воды), — это «тоннель». Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», его «вагоны» поочередно подныривают. После того как весь «поезд» прошел «тоннель», изображающие «тоннель» заменяются ребятами из «поезда».«Сядь на дно». По команде инструктора дети садятся на дно, погружаясь с головой в воду.«Насос». Играющие стоят парами лицом друг к другу и держатся за руки. Поочередно они погружаются с головой в воду: как только один появляется из воды, другой приседает и скрывается под водой.«Лягушата». Играющие встают в круг. По команде «Щука!» «лягушата» подпрыгивают вверх, по команде «Утка!» — прячутся под воду. Неверно выполнивший команду выходит на середину круга и продолжает игру вместе со всеми.
Игры на всплывание и лежание на воде
«Пятнашки с поплавком». «Пятнашка» старается осалить кого-нибудь из играющих. Спасаясь от «пятнашки», они принимают положение «поплавок». Если «пятнашка» дотронется до играющего раньше, чем он принял это положение, они меняются местами.
Игры с выдохом в воду
«У кого больше пузырей». Играющие погружаются в воду и делают длинный выдох. Инструктор определяет победителя по количеству пузырей на поверхности воды.
«Ванька-встанька». Играющие делятся на две шеренги, встают друг против друга и попарно берутся за руки. По первому сигналу инструктора игроки одной шеренги опускаются под воду и делают глубокий выдох (глаза открыты). По второму сигналу в воду погружаются игроки второй шеренги.
Игры с открыванием глаз в воде
«Найди клад». Инструктор бросает на дно какой-нибудь предмет. По его команде играющие погружаются в воду и пытаются найти и достать этот предмет.«Морской бой». Играющие делятся на две шеренги и встают лицом друг к другу на расстоянии 1 м. По сигналу инструктора они начинают брызгать водой друг другу в лицо. Выигрывают те, кто не отворачивался и не закрывал глаза. Во время игры нельзя сближаться и касаться друг друга руками.«Брод». Играющие поочередно передвигаются по дну бассейна в заданном направлении. Ориентиром движения могут быть полоса, идущая по середине бассейна, или предметы, разложенные на дне. Чтобы не сбиться с пути и лучше разглядеть ориентир, играющие опускают голову в воду.
Игры со скольжением и плаванием
«Скользи вперед». Играющие встают в шеренгу и выполняют скольжение на груди и на спине.
«Торпеды». Играющие по команде инструктора, выполняют скольжение на груди с. движением ногами кролем. Затем они проделывают то же на спине «Кто победит?» Плавание (при помощи рук) кролем ^ на груди и брассом на спине.
«Эстафета». В игре участвуют две команды. Играющие могут плыть любым способом. Если они освоили все спортивные способы плавания, инструктор проводит комбинированные эстафеты, где участники плывут разными способами при помощи ног.
«Борьба за мяч». Играющих делят на две команды. Игроки одной команды, плавая в любых направлениях, перебрасывают мяч друг другу. Игроки второй команды стараются отнять мяч; Как только мяч будет пойман, команды меняются местами.
Волейбол в воде». Играющие располагаются по кругу и, ударяя по мячу, передают его друг другу. При этом они стараются, чтобы мяч как можно дольше не падал в воду.
«Мяч тренеру». В игре участвуют две команды. Первая выстраивается по одну сторону бассейна, вторая — по другую. У каждой команды — тренер. Он участвует в игре, стоя на противоположном от своей команды бортике бассейна. Игроки стремятся завладеть мячом, находящимся в центре поля, и, перебрасывая ёго двумя руками, стараются отдать мяч в руки своему тренеру. Выигрывает команда, которой удалось сделать это большее количество раз.
Развлечения в воде
«Кто найдет брошенный на дно предмет?» «Кто проскользит у поверхности воды 5 (6) м?
«Мяч no кругу». Играющие стоят на дне и перебрасывают мяч друг другу.«Чехарда». Играющие встают в колонну по одному на расстоянии 2м друг от друга и наклоняются вперед. Игрок, стоящий последним, перепрыгивает через каждого, стоящего впереди.
Кто перетянет?. Двое игроков, захватив друг друга ногами, гребут что есть силы руками, стараясь. протащить за собой партнера.«Летающий дельфин». Стоя на дне, играющие выпрыгивают из воды вверх-вперед и, выбросив руки вперед, снова входят в воду. При этом они стараются выпрямить тело и проскользить под водой вперед. Наиболее оптимальными способами обучения плаванию является кроль на спине и груди Кроль на груди На суше1. Движений ногами кролем. Сесть, уперевшись руками сзади, отклониться назад (ноги выпрямить, носки оттянуть). Движения ногами под счет инструктора: «раз», «два», «три» и т. д. Движение выполнять от бедра с небольшим размахом.2. Движения ногами кролем в положении лежа на груди.3. Движения руками кролем в положении стоя с наклоном. Выполняются вначале одной рукой, а затем двумя руками.4. Согласование движений руками с дыханием. Выполняется вначале одной, а затем двумя руками.
В воде1. Движения ногами кролем в положении опоры о дно или бортик бассейна. Лечь на грудь, опереться Руками о дно или бортик бассейна; тело выпрямить носки оттянуть. Выполнять движения ногами кролем; стараясь создать фонтан брызг 2. Плавание с доской при помощи движений ногами кролем.3. Скольжение на груди с движениями ногами кролем и разными положениями рук (вытянуты вперед; одна впереди, другая у бедра; вдоль бедер) 4. Выдохи в воду в положении стоя с наклоном и поворотом головы на вдох.5. Движения руками кролем. Стоя на дне наклониться вперед (подбородок у воды; одна рука впереди, другая сзади у бедра). Выполнять движения руками, как при плавании кролем 6. To же с передвижением по дну.7. Согласование движений руками кролем с дыханием в положении стоя на дне с наклоном вперед. Вначале выполняется одной рукой, а затем двумя 8. Скольжение с движениями руками кролем (с задержкой дыхания 10-15с).9. Плавание кролем с задержкой дыхания.10. Плавание кролем с постепенным увеличением расстояния. Кроль на спинеНа суше1. Движения ногами кролем в положении сидя.2. «Мельница» — выполнение круговых движений руками в направлении назад.3. «Мельница» с притопыванием (на один «гребок» рукой три шага). В воде1. Сидя на бортике бассейна, опустить ноги в воду. Выполнить движения ногами кролем.2. В.положении на спине взяться за бортик (руки на ширине плеч). Выполнить движения ногами кролем.3. Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки в положении у бедер. Вначале можно поддерживать тело гребковыми движениями кистей.4. Скольжение на спине с движениями ногами кролем (руки вытянуты за головой).5. Плавание на спине при помощи ног с различными положениями рук: за головой, у бедер, одна впереди, другая у бедра.6. Плавание на спине при помощи ног и раздельных гребков руками. Исходное положение рук: одна впереди (за головой), другая у бедра. Сделать гребок одной рукой и пронести вперед по воздуху другую руку. Пауза, сопровождаемая движением ногами. Затем сделать гребок второй рукой и пронести первую руку по воздуху в и. п. — и т. д.7. Плавание кролем на спине на расстояние 5 (10) м с задержкой дыхания на вдохе.8. Плавание кролем на спине с постепенным увеличением расстояния.
При обучении плаванию применяются три основных группы методов — словесные, наглядные, практические ). Используя объяснение, рассказ давая указания, оценку действии и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, — помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и. »Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.
Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д. -: при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох» — при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя
Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений» при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно в выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки; 2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.
Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество Разучивание в целом применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.
Таким образом при обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
Изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
Ознакомление с правилами безопасности на воде.
Плаванию можно обучать детей с грудного возраста. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет. способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность.
При обучении плаванию применяются общеразвивающие, специальные физические упражнения, упражнения для освоения с водой, для изучения техники плавания, простейшие прыжки в воду, игры и развлечения на воде.
Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития человека — плаванье. Методика тренировок разработали для того, чтобы плаванье приносило пользу человеку от рождения и до старости. Для достижений спортсменов и новичков разработали программу тренировок по плаванью для правильной тренировки и быстрого достижения своих целей.
У спортсменов практика повышает мастерство. Для пловцов разрабатывается план тренировок по плаванью. Спортсмен уделяет внимание теоретической части, так продуктивнее будет практическая. Пловец тренируется и быстрее плывет. Плаванье не перегружает, положительно влияет на психику человека, снимает стресс. Программа тренировок для плавания в бассейне проходит с полной отдачей и способствовует улучшению результатов спортсмена.
Плавание методика тренировок
Подготовка к плаванию. Местом тренировки пловца — вода, к здоровью предъявляются специфические требования. Их учитывает программа тренировок по плаванию. Для этого спортсмен проходит обследование у врача и получает одобрение на начало тренировок.
Фото 1. Упражнение по силовой подготовке для пловцов на суше с эластичным ремнем и удобными ручками
Врачами назначается специальное питание. Для каждого пловца — индивидуальное. В некоторых случаях программа назначается как реабилитационные тренировки в воде для спортсмена в случаях травм или долгий период времени отсутствия. Также спортивных врачей интересуют легкие. Ведь у пловца они должны быть хорошо развиты, важен объем легких. Надувание воздушного шара — эффективный способ для их развития.
После одобрения врачами, пловец приступает к тренировкам. Позволяет атлету продемонстрировать эффективное плавание, методику тренировки пловцов и триатлетов. Начиная с разминки на суше и заканчивая продуктивной тренировкой в бассейне на воде. Для эффективных тренировок важно соблюдать правильное питание и вести здоровый образ жизни. Занимаясь плаванием, снижается частота сердечных сокращений, что позволяет сердцу работать в экономном режиме. Чем меньше ЧСС, тем сердце не тратит усилий на сокращение, отдыхает.
Чрезмерная интенсивность тренировок приводит к перенагрузкам и вызвает истощение. Процесс проходит по установленному плану.
Фото 2. При отработке спортсменами плавательных движений на суше задействуется множество мышц
План тренировок по плаванию
На соревнованиях некоторая категория пловцов выступает в специальных гидрокостюмах, а для того, чтобы продемонстрировать результаты разрабатывают специальную программу тренировок по плаванью. Спортсмен не преодолевает дистанцию, а борется с мощным сопротивлением воды.
Еще с древних времен пловцы брили не только тело, а даже голову. Натирали кожу маслом, для снижения силы трения и увеличения скорости.
При планировании тренировки по плаванию программа для профессионалов составляется тренером. Планируя свою тренировку на воде, пловец ставит перед собой цель: чего хочет добиться, подготовиться к соревнованиям по плаванью или триатлону, возможно совершенствование тела, общее укрепление здоровья или снизить вес. Поставить перед собой задачу и мотивировать себя на выполнение действий, вследствие которых достигнет желаемого результата.
Фото 3. Обладатель двух серебряных и золотой медали на соревнованиях по плаванию на 200 м Маркус Роган выступает в гидрокостюме
Вода в бассейне должна отвечать требованиям питьевой воды. Для проверки воды в бассейне работает специальный инженер, который берет пробу воды минимум два раза в день. Следит за стабильной температурой воды (не ниже 24 и не выше 27 градусов), чтобы пловец не тратил свои силы для разогрева и не расслаблялся в тепле.
Тренируются каждый день, не пропуская, или результата спортсмен не получит. Раз в неделю он ставит перед собой новую цель и стремится выполнить ее. Тренироваться позволяет программа тренировок по плаванию на год на основании которой в последующем составляется план тренировки по плаванию на неделю, увеличивая нагрузку.
Фото 4. Тренер составляет г рафик тренировок и указывает на недочеты при плавании
Вам также будет интересно:
Программа тренировок по плаванию для начинающих
Главной целью для начинающих пловцов это по максимуму развить выносливость и выработать правильное дыхание. Программа тренировок по плаванию для начинающих отличается от профессиональных спортсменов. Перед любой физической деятельностью разрабатывают, разминают и разогревают мышцы. Для этого в обязательном порядке перед тренировкой в воде проводят разминку на суше.
- Подготовить сердечно-сосудистую систему для выполнения физических нагрузок;
- Разогреть мышцы, связки и суставы, так они работают продуктивнее. Разминкой пловец повысит гибкость и эластичность связок и суставов. Следовательно, и движения в воде будут эффективными. Кроме этого повысится чувство воды;
- Понизить вероятность травм;
- Психологическая подготовка к плаванию — является немаловажной составляющей разминки. В процессе выполнения упражнений на суше пловец настраивается на тренировку. Обдумывает сколько проплыть, рассчитывая свои силы и время, цели предстоящей тренировки.
Фото 5. Комплекс специальных упражнений перед тренировкой на разогрев мышц
Как выполняют специальные упражнения на суше:
- Разминают шею, плавными наклонами назад-вперед, вправо-влево;
- Круговые движения головой, по три раза;
- Разминают плечевые суставы, круговыми движениями рук вперед и назад;
- Выполнить упражнение махи руками, при этом ноги на ширине плеч;
- Вращение руками, по одной и по две руки, по 15 раз на каждую;
- Вращение двумя руками с выполнением прыжка 10 раз вперед и назад;
- Выполнить наклоны в стороны, при этом руки на поясе, упражнение повторить по 10 раз;
- Выполнить наклоны, касаясь руками пола: к правой ноге, к левой, посередине;
- Разогреть коленные суставы с помощью круговых вращений коленями;
- Выполнить упражнение «мельница» 20 раз в быстром темпе вперед и назад;
- Растянуть группы мышц.
Людям, которые приходят в бассейн после тяжелого дня на работе или любой другой занятости тренировка служит своего рода переключением от одного вида деятельности к другому.
Фото 6. Плавательный тренажер Vasa Trainer Pro SE для подготовки пловцов применяет систему нагружения с использованием веса тренирующегося
После разминки на суше начинают специальные упражнения в воде. Для начинающих пловцов в форме, средняя дистанция будет составлять около 600 метров.
Этапы тренировки в воде:
Этап 1. Плыть разминку 100 метров кролем , при надобности отдыхать на повороте;
Этап 2. Выполнить 4х50 метров кролем, стараясь плыть в одинаковом темпе, отдыхая между 50 метрами не более 30 секунд;
Этап 3. Выполнить 4х25 метров кролем с изменением гребка: плыть, дыша на 2 гребка, увеличивать и плыть на 4 гребка и так чередовать;
Этап 4. Плыть 2х50 метров любым, удобным способом, отдыхать между ними по 30 секунд;
Этап 5. Заканчивать тренировку: плыть 100 метров кролем — чтобы расслабить группы мышц, уравнять дыхание.
По окончанию заплыва, делают около 10 выдохов в воду, это поможет успокоить дыхание. После того как начальный этап тренировок будет пройден, для дальнейшего развития используется программа тренировок по плаванию средний уровень подготовки.
Как нужно плавать в бассейне, чтобы похудеть?
Плавание для похудения часто используется женщинами, которые хотят избавиться от лишних килограммов, но не могут посещать тренажерный зал из-за больших нагрузок на позвоночник или суставы. Преимущества плавания состоят не только в эффекте уменьшения объемов тела. Кроме стройности, оно укрепит защитные силы организма, нормализует работу сердечно-сосудистой системы, избавит от целлюлита, сделав кожу гладкой и эластичной.
Положительные стороны плавания
Плавание обрело широкую популярность благодаря тому, что нагрузка в ходе тренировок равномерно распределяется по всему телу. Позвоночный столб и коленные суставы не испытывают сильного воздействия, что позволяет людям, имеющим патологии в этих частях тела и страдающим от лишнего веса, активно использовать тренировки в бассейне для похудения. Это обусловлено тем, что вода поддерживает опорно-двигательный аппарат, поэтому занятия в бассейне часто рекомендуют тем, кто имеет ожирение высокой степени.
Плаванием может заниматься любой человек, независимо от пола или возраста.
В процессе плавания в организме ускоряются процессы обмена веществ. Это не только влияет на скорость расщепления жировых клеток, но и заставляет тело использовать энергию даже после тренировок. Регулярно посещая бассейн, можно натренировать мышцы сердца, развить объем легких, что сделает организм более выносливым и устойчивым к вредному воздействию окружающей среды. Риск получить травму в бассейне является минимальным.
Задействованные мышцы при разных стилях
При плавании сжигается в 1,5 раза большее количество калорий, чем при беге. В процессе совершения плавательных движений человек прорабатывает все участки тела, однако мышечная масса увеличивается несильно. Главная работа направлена на ее укрепление.
Тренировки в воде улучшают эластичность кожного покрова, что приводит к разглаживанию целлюлита. Это происходит благодаря выработке таких белков, как эластин и коллаген.
Вода хорошо влияет на нервную систему, поэтому при регулярном посещении бассейна человек быстрее выходит из стрессовых ситуаций.
Однако есть один большой недостаток, который выявляется после времени, проведенного в бассейне. После плавания у человека появляется сильный аппетит к высококалорийной пище. Необходимо удержаться от ее употребления всеми возможными способами. Меню должно включать блюда с белком и овощи.
Начинающие нередко устают после плавания, поскольку сам процесс является энергозатратным. Это приводит к снижению активности в последующие часы после тренировок. Однако со временем организм привыкнет к нагрузке, и это влияние станет малозаметным.
Механизм похудения
Для людей, желающих похудеть, плавание становится альтернативой кардионагрузкам. В ходе тренировки в организме вырабатывается гормон щитовидной железы, который называется тироксин. Благодаря ему начинается быстрое сжигание калорий не только в ходе самого занятия, но и после него. При плавании активно выделяется еще один важный гормон – соматотропин. Он ускоряет расходование жировых отложений, которые скопились под кожей.
Одновременно плавание влияет на уменьшение в организме гормона кортизола, который часто влияет на процесс накапливания жировых отложений.
Ускорение кровообращения, эффект массажа приводят к тому, что в организме идет быстрая работа по переработке жировых клеток в энергию. В процессе плавания тело человека выделяет на 55-80% больше тепла, чем при любом другом виде физической активности. Чтобы восстановить потери, организм использует жировые отложения.
Сколько калорий можно потратить?
Согласно исследованиям гарвардских ученых, при плавании количество потерянных калорий напрямую зависит от веса человека и стиля движения, который был выбран.
Так, человек, весящий 55 кг, при плавании на спине за 30 минут потеряет 230-240 ккал, брассом – 300, баттерфляем и кролем – 320-330 ккал. Если вес человека приближается к 80 кг, то, плавая на спине, он сможет израсходовать 265 ккал, брассом – 440, а кролем или баттерфляем – 480 ккал.
Температура в бассейне должна быть выше +24°С. Если она будет более низкой, организм, наоборот, начнет беречь жировые клетки, чтобы обеспечить согревание тела.
За 1 час при интенсивной тренировке можно избавиться от 500-600 ккал. При этом перерывы должны быть не больше 30-60 секунд. Полные люди испытывают большие сложности с удержанием на воде, поэтому потеря веса у них будет идти быстрее.
Питание и питьевой режим
При активной физической работе в бассейне важно поддерживать водно-солевой баланс в организме, поскольку в ходе тренировки тело теряет большое количество влаги, поэтому ее нужно обязательно компенсировать.
Чтобы избежать теплового удара, который может стать следствием дегидратации, пить воду можно непосредственно в бассейне. При этом можно выбрать как простую фильтрованную или минеральную воду, так и воду с добавлением свежевыжатого сока (на 300 мл воды берут 50 мл сока). Хорошее действие окажет употребление изотоника, содержащего L-карнитин.
В течение дня, даже если на него не приходится тренировка, следует выпивать не менее 2 л чистой воды. Нельзя пить энергетики, газированные напитки, ненатуральные соки, алкоголь.
Занимаясь плаванием, необходимо скорректировать рацион. В него включают больше натуральных продуктов, сложных углеводов и белков. Посещать бассейн на сытый желудок нельзя. С момента последнего приема пищи должно пройти не менее 1,5-2 часов. После тренировки не следует употреблять калорийную пищу. Блюда должны быть легкими и быстроусвояемыми.
Следует помнить, что хлор, который добавляют в воду, способствует вымыванию из организма важных элементов, в т. ч. кальция, магния и других важных элементов. Это может отразиться на состоянии кожи, ногтей и волос. Поэтому следует регулярно принимать комплекс витаминов, чтобы поддерживать в организме необходимый уровень полезных веществ.
Сколько нужно плавать, чтобы похудеть?
Заниматься плаванием, если позволяет время и финансовые возможности, можно каждый день. Но похудеть в бассейне можно и при тренировках 3-4 раза в неделю. Их длительность может составлять 45-60 минут. Если совмещать плавание с работой в тренажерном зале и пробежками, можно ускорить процесс сжигания жиров. Занимаясь физическими нагрузками в воде, важно помнить о том, что нужно менять стили плавания.
Техника безопасности
Несмотря на то, что плавание считается одним из самых безопасных видов спорта, следует придерживаться некоторых правил, занимаясь в бассейне. Они сводятся к следующему:
- плавать нужно в специальной экипировке, включающей купальник или плавки, защитные очки и шапочку;
- нельзя спускаться в воду прыжком с бортиков;
- следует отложить тренировку, если на теле имеются раны или сильные порезы;
- нельзя бегать возле бассейна, поскольку поверхность в этих местах скользкая, что может привести к падению;
- перемещаться по территории, прилегающей к бассейну и в раздевалках, нужно только в резиновых сланцах;
- если человек плохо плавает, ему следует держаться возле бортиков, не заплывать на середину бассейна, т. к. там плавают люди с более хорошим уровнем подготовки;
- если на одной дорожке оказалось несколько пловцов, движение нужно осуществлять по часовой стрелке, что поможет избежать столкновений;
- надо смотреть на указатели, находящиеся на дорожках, поскольку часто зоны в бассейне структурированы по видам активности (аквааэробика, индивидуальные занятия, спортивное плавание и др.);
- желая передохнуть, надо остановиться в правом углу бассейна;
- если необходимо переплыть бассейн по ширине, нужно рассчитать время для преодоления расстояния, учитывая близость других пловцов;
- прыгая с тумбочки, надо осмотреться: в радиусе 2-3 м не должно быть других людей.
Основные принципы плавания
Чтобы плавание принесло эффект, необходимо придерживаться некоторых общих рекомендаций:
- Плавать в каждом стиле, несмотря на разную энергозатратность, следует одинаковое количество времени. Не следует себя жалеть: эффект будет только в том случае, если тренироваться на максимальной отдаче.
- Узнать, правильно ли была распределена нагрузка или нет, можно с помощью степени усталости. Если к концу 7-9 подхода не остается сил, мышцы ослабели, значит, занятие было организовано правильно. Не следует сразу же выходить из воды. Надо уменьшить темп, проплыть еще немного или побыть в воде 5-6 минут без движения, а затем уже выйти на сушу.
- После окончания тренировки надо растереть тело сухим полотенцем, принять контрастный душ и увлажнить кожу кремом, чтобы снизить вредное влияние хлора.
- Если человек только начал заниматься плаванием и не может плавать в течение 30 минут с небольшими остановками в 30 секунд, ему следует разработать отдельную программу. Можно уменьшить период плавания до 10-15 минут и немного увеличить интервал для отдыха.
- Перед каждой тренировкой следует обязательно делать разминку, включающую наклоны, круговые движения, приседания.
85% времени, проведенного в бассейне, должно уходить на плавание различными стилями. Если придерживаться этого показателя, избавиться от лишнего веса можно будет за 2-3 месяца.
Виды плавания в бассейне
Существует 4 стиля плавания.
При движении брассом исходная позиция – на груди, при этом руки и ноги должны перемещаться параллельно уровню воды. Плавать таким образом с технической точки зрения считается наиболее трудным. В ходе такого вида работы удается задействовать большую часть мышц, поэтому жировые отложения уходят быстрее.
Наибольшая нагрузка приходится на нижнюю часть тела, в т. ч. на ноги, благодаря которым и становится возможным движение. При таком стиле плавания можно укрепить мускулы бедер, подтянуть ягодицы, накачать двуглавую и четырехглавую мышцы. Измениться внешний голени: икроножная часть будет казаться более вытянутой. В верхней части корпуса при движении брассом работают мышцы спины, груди и дельтовидные мускулы плеч.
Баттерфляй или “Дельфин” является одним из сложнейших стилей. Плавание осуществляется на животе, руки находятся симметрично друг другу. Движение становится возможным благодаря рывкам туловища, которое выбрасывают над водой. Выброс тела помогают осуществить волнообразные движения ног. При таком стиле активно тренируют мышцы живота, спины, верхних и нижних конечностей, шеи, икр.
Плавание на спине предполагает расположение рук параллельно воде, при этом они должны быть выпрямлены. Не допускается даже малого сгиба в локтях. Тело двигается благодаря интенсивным движениям ног. Нагрузка приходится на переднюю часть корпуса: укрепляются грудь, плечи, верхняя часть пресса, икроножные мышцы.
Для плавания кролем необходимо лечь на живот, грести следует 2 руками. Руки поочередно находятся в положении параллельном корпусу, попеременно двигаются и ноги. В то время как лицо опускается в воду, шею надо удерживать на одной прямой линии со спиной. При гребках голова поворачивается в одну, затем в другую сторону. Когда она находится над водой, следует делать выдохи и вдохи. Плавание кролем укрепляет мышцы плеч, груди, пресса, спины, бедер и икр.
Залогом обретения красивой, стройной фигуры станет правильная техника выполнения движений каждого стиля.
Общая тренировка
Наиболее подходящую программу может помочь составить инструктор. Он будет исходить из физиологических и анатомических особенностей человека, его возрастной категории, наличии заболеваний и других важных показателей.
Примерная общая программа может выглядеть следующим образом:
- Понедельник. В течение первых 30 минут надо плавать, придерживаясь среднего темпа, не совершая ускорений или перерывов. Начинающие пловцы должны начинать занятие с 5 минут, после чего можно немного увеличить скорость.
- Среда. 5-10 минут проводят разминку, затем плывут в одну сторону кролем, придерживаясь максимально возможной скорости. Обратно в спокойном темпе двигаются брассом. В ходе движения надо следить за пульсом: его частота не должна быть выше 60% от показателей в спокойном положении. Цикл быстрого и медленного плавания повторяют 5-10 раз. Заканчивают занятия плаванием в медленном темпе.
- Пятница. В течение 5-10 минут проводят разминку, затем повторяют тренировку среды. После того как тело привыкнет к нагрузке, ее начинают увеличивать: проплывают в быстром темпе не 1 дорожку, в 2-3. Количество циклов тоже можно менять. Заканчивать тренировку следует медленным плаванием 2-3 дорожек.
Если человек с помощью занятий плаванием планирует скорректировать некоторые участки тела, ему необходимо знать, какой стиль на какие зоны воздействует больше всего и, исходя из этого, строить свою программу.
Для похудения рук
Большая нагрузка на руки приходится при передвижении брассом. Это обусловлено тем, что каждое движение сопровождается раздвиганием воды, в ходе которого руки преодолевают ее сопротивление. Желая уменьшить объем верхних конечностей, можно проплыть в быстром темпе одну дорожку (25 м), а другую – в медленном. Необходимо сделать 10 повторов за тренировку. В случае, если длина бассейна составляет 50 м, то количество повторов уменьшается до 5.
Наибольшее воздействие испытывают руки при движении кролем. Рекомендуется чередовать эти 2 стиля. Чтобы еще нагрузка увеличилась, можно в ходе работы задействовать лопатки.
Использование колобашки поможет снизить участие ног, сконцентрировав внимание на работе проблемных участков тела.
Для похудения живота
Убрать живот, укрепить мышцы пресса можно с помощью плавания кролем. Движения способствуют проработке мышечной массы верхнего пресса, благодаря чему можно быстро сжечь жировые отложения.
Чтобы эффект был видимым, надо правильно плавать, придерживаясь программы. Так, при посещении бассейна 3 раз в неделю можно придерживаться предложенной схемы. На первой неделе каждую тренировку проплывают 200 м, на второй – по 300. На четвертой и пятой расстояние увеличивают до 400 м.
На пятой неделе первое занятие проплывают 400 м, а 2 других – по 500. Неделя 6, 7 и 8 включает заплывы по 500 м каждое посещение. На девятой и десятой дистанция на первом занятии дистанция увеличивается на 100 м, достигая 600. Однако последующие тренировки расстояние вновь уменьшают до 500 м.
11 и 12 неделя включают заплывы на 700 м на первом занятии и 500 м – на втором и третьем.
Плавание с ластами увеличит нагрузку на нижние конечности, что приведет к уменьшению объема бедер и сжиганию жира на боках.
Для похудения ног
Убрать дряблость и обвислость с внутренней стороны ног, укрепить мышцы бедер поможет плавание в стиле брасс и баттерфляй.
При брассе ноги повторяют движения, которые осуществляют лягушки: производится сгиб в коленях и отталкивание от воды. Это способствует особой проработке мышц этой части тела.
При плавании баттерфляем становится возможным задействовать мышцы бедер, приходится нагрузка на мускулатуру пресса. Тренировки в этом стиле полезны как для женщин, так и для мужчин, поскольку удается хорошо проработать ягодичные мышцы, сделав их крепкими и упругими.
4-5 дорожек проплывают брассом, после чего такое же расстояние баттерфляем. Заметить эффект от таких тренировок можно будет уже через 2-3 месяца.
Эффективность
Эффективность плавания в борьбе с лишним весом была признана только в конце XX века. Ученые провели исследования, в которых испытуемые плавали в течение 3 месяцев 45 минут 3 раза в неделю. В сочетании с правильным питанием наблюдались такие результаты: уменьшение веса на 6-7 кг и уменьшение жировых отложений на 3-4%.
При этом плавание оздоравливает организм, улучшая его состояние. Возрастает сила мышечной массы, ее выносливость, тело обретает стройность, гибкость.
Отзывы
Рита, 29 лет, Казань: “У меня протрузии в позвоночнике, поэтому в зал я ходить не могу. А хочется и вес лишний сбросить, и тело подкачать. Начала осваивать плавание. Сначала плавала брассом. Похудеть за месяц смогла только на 2 кг, но при этом в теле появилась легкость. Через недель 6-7 начала учиться плавать кролем. Хожу в бассейн уже 8 месяцев. Результатом я довольна: тело гибкое, сильное, дыхание ровное”.
Андрей, 33 года, Тула: “Плавание для снижения веса можно применять, когда не ждешь быстрого результата. Но при этом он будет длительный. Важно, что тело становится не только стройным, но и здоровым. Я всем плавание рекомендую”.
Лена, 45 лет, Сыктывкар: “Я всего 1 раз в неделю хожу в бассейн. Но стараюсь проводить максимально интенсивные тренировке. Если летом еду отдыхать, то в море плаваю не столько для удовольствия, сколько для нагрузки на тело. Морская вода еще и на кожу хорошо влияет. Избавиться от жира непросто. Надо много работать. Тренажерный зал, правильное питание и бассейн – это то, что нужно для красивого, здорового тела”.
http://mywod.ru/inventar/programma-trenirovok-po-plavaniyu-edem-na-more-kak-nauchit.html