Реализация дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сиделева Екатерина Игоревна, Тинькова Зинаида Сергеевна

В статье рассмотрена методика реализации дифференцированного подхода в процессе тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сиделева Екатерина Игоревна, Тинькова Зинаида Сергеевна

IMPLEMENTATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE METHOD OF TRAINING SWIMMERS IN THE GROUP OF INITIAL TRAINING OF THE THIRD YEAR OF TRAINING

The article considers the method of implementation of the differentiated approach in the process of training swimmers in the group of initial training of the third year of training.

Текст научной работы на тему «Реализация дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения»

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В МЕТОДИКЕ ТРЕНИРОВКИ ПЛОВЦОВ В ГРУППЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

IMPLEMENTATION OF THE DIFFERENTIATED APPROACH IN THE METHOD OF TRAINING SWIMMERS IN THE GROUP OF INITIAL TRAINING OF THE THIRD YEAR OF TRAINING

Сиделева Екатерина Игоревна

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Sideleva Ekaterina Igorevna

Orel State University named after I. S. Turgenev

Тинькова Зинаида Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Теория и методика избранного вида спорта» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Tinkova Zinaida Sergeevna Ph.D., associate professor department «Theory and methodology chosen sport» Orel State University named after I. S. Turgenev

Аннотация. В статье рассмотрена методика реализации дифференцированного подхода в процессе тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.

Abstract. The article considers the method of implementation of the differentiated approach in the process of training swimmers in the group of initial training of the third year of training.

Ключевые слова: дифференцированный подход, методика, тренировка пловцов, группа начальной подготовки.

Keywords: differentiated approach, methodology, training of swimmers, group of initial training.

Реализация дифференцированного подхода в тренировочном процес -се одна из актуальнейших тем, так как от качества и степени освоения зависит результат тренировочного процесса.

Вам будет интересно  Как увеличить скорость плавания брассом

Нами было организовано исследование целью которого является определить влияние дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения на здоровье тренирующихся.

1. Рассмотреть тренировочный процесс пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.

2. Определить место дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.

3. Установить степень влияния реализации дифференцированного подхода в методике тренировки пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения на здоровье занимающихся.

Объектом исследования выступает тренировочный процесс пловцов в группе начальной подготовки третьего года обучения.

Предмет исследования: методика реализующая дифференцированный подход у пловцов.

Базой исследования выступила ДЮСШ «Нептун». Инструктором реализующим методику была Ермаковой М. А.

Занятия по плаванию тренер проводила в соответствии с образо-вательной программой. Основой планирования круглогодичной спортивной тренировки инструктор использовала поурочную программу ДЮСШ «Нептун» Учебный год состоял из 49 недель учебно-тренировочных занятий. Незначительно увеличивается количество соревнований по специальной физической подготовке на воде, что касается соревнований проводимых по общей физической подготовке на суше, то, несмотря на их незначительное количество, они проводились в основном в игровой форме между двумя или тремя группами начальной подготовки в виде, игры в футбол и тому подобное.

Объем основных разделов спортивной подготовки пловцов

учебно-тренировочной группы по годам обучения _в ДЮСШ «Нептун»_

Разделы подготовки Годы обучения

Второй год Третий год

1. Количество дней занятий 291 292

2. Количество занятий на воде 261 317

3. Объем плавания, км 480 760

4. Объем ОФП на суше 210 210

5. Теоретическая подготовка 12 12

б.Количество соревнований по ОФП на суше 4 4

7. Количество соревнований по СФП на воде 6 8

В подготовительной части урока, тренером Ермаковой М. А. сообщались задачи урока, осуществлялась организация обучающихся. В ней применялось построение и сообщение плана тренировки на воде, небольшая разминка на суше: ходьба, бег, общеразвивающие, подготовительные и имитационные упражнения. В основной части урока решались задачи овладения элементами техники плавания, изучалась и совершенствовалась техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Заключительная часть была направлена на постепенное снижение нагрузки и приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние с помощью медленного плавания, выполнения стартовых

и учебных прыжков.

Ермакова М. А., изначально, подготавливала комплекс упражнений и в определенной последовательности, с целью развития навыка плавания, стимулирования роста спортивных достижений ребенка и развития детской моторики.

В своей работе тренер использовал основные педагогические прин -ципы: принцип научности, принцип сознательности и активности, принцип доступности, принцип динамичности заключался в цикличном изменении заданий и нагрузок.

В процессе тренировочного процесса инструктор применял следую -щие средства обучения:

1) общеразвивающие и специальные физические упражнения на суше;

2) подготовительные упражнения в воде;

3) учебные прыжки в воду;

5) упражнения для изучения, уточнения, и закрепления спортивного плавания.

1. Создание на первом занятии целостного представления чаемом способе плавания. Это достигается непосредственным образцовой техники плавания и другими путями обеспечения ности.

Вам будет интересно  Можно ли при месячных ходить в тренажерный зал – Занятия спортом при месячных: можно ли тренироваться?

2. Применение подготовительных и подводящих упражнений и в воде, включающих основные элементы техники плавания.

3. Облегчение условий обучения. Для этого, Ермакова М. А. применяла упражнения с непосредственной помощью собственного показа, поддерживающие средства, специальный инвентарь и учебные трена -жеры на суше и в воде. В качестве поддерживающих средств исполь -зовались, прежде всего, детские плавательные доски, надувные круги для поддержания ног при плавании с помощью движений руками, специальные плавательные лопатки для упражнений на руки

4. Использование наглядных ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера. имелся запас образных выражений для точного выполнения упражнения.

К практическим методам обучения, непосредственно, применяемых преподавателем, в группах начальной подготовки относят: метод практических упражнений, соревновательный метод и игровой метод. Главным из них является метод практического упражнения. Как было изложено выше, в методических приемах, все упражнения разучиваются сначала по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде.

Соревновательный и игровой методы также широко применялись в тренировочном процессе. Оба метода приносили в занятия оживление, радость, эмоции. Администрация ДЮСШ «Нептун» организовывала сорев -нования на городском и региональном уровне, в результате которых юные пловцы выполняли спортивные разряды и завоевывали призовые места. Инструктором использовались игры включающие скольжения

об изу-показом наглядна суше

(«буксир»), погружения с головой в воду и ныряние («лягушата», «найди кольца»), игры с мячом («водное поло»), спортивные эстафеты.

Все педагогические приемы и методы обучения были взаимосвязаны. Применение тех или иных методов в каждом конкретном случае зависело от содержания занятия, возраста и подготовленности занимающихся. Таким образом, проведенное педагогическое наблюдение и тестирование в г. Железногорске в ДЮСШ «Нептун» показало, что обучение детей плаванию в группах начальной подготовки носит преимущественно игровой характер.

Для оценки влияния занятий на здоровье занимающихся в ДЮСШ «Нептун» города Железногорска были проведены тестирования и замерены основные показатели организма в динамике 2018 — 2019 учебного года: рост (см), вес (кг), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), обхват грудной клетки (ОГК). Полученные данные были систематизированы и обработаны в ходе чего мы, убеждаемся, что занятия плаванием оказывают высокий оздоровительный эффект, что наглядно видно в таблице 2.

Показатель уровня здоровья занимающихся в секции «плавание»

в динамике 2018-2019 учебного года

№ Показатели Начало учебного Конец учебного Достоверность

1 Рост, см 139,8±0,79 141,5±0,90 2,17 >0,05

2 Вес, кг 39,25±0,84 41,35±0,82 1,79 >0,05

3 ЖЕЛ, мл 1340±27,91 1596±18,04 7,70 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика двигательной подготовленности детей (ОФП), занимающихся в секции «плавание» в ДЮСШ

№ Контрольные нормативы (тесты) по ОФП Начало (п=10) Конец (П = 10) ^Критерий Стъюдента

1. Прыжок в длину с места; см 157 1,52 161,5 1,29 2,30

2. Сгибание рук в упоре от скамьи, раз 13,7 0,68 17,3 0,60 5,43

3. Челночный бег 3*10 м; с 9,8 0,09 9,54 0,08 2,74

4. Наклон вперед стоя на скамье; см 2,6 0,73 2,4 0,74 1,64

Вам будет интересно  Обучение плаванию взрослых и детей (методики) — SportWiki энциклопедия

5. Бросок набивного мяча 1 кг; м 3,84 0,04 4,11 0,08 2.24

□ Длина скольжения 5,8 7,01

□ 200 сп/б по выбору 60% 90%

□ Выполнение сп.разряда 50% 100%

Рис 1. Динамика специальной работоспособности юных пловцов

На рисунке 1 результаты в основном, представлены в процентном соотношении, потому что, так лучше видны изменения в показателях.

Так, средний показатель в первом тестировании в мае был выполнен на 70 процентов, а к середине февраля достиг 100 процентов, средний показатель длины скольжения увеличился на 1,3см, в плавании 200м способом по выбору, средний показатель составил 60 процентов, в то время как, в феврале уже 90 процентов. Средний показатель выполнения спортивного разряда вырос с 50 до 100 процентов.

Также мы проследили динамику роста спортивной квалификации юных спортсменов конца 2018 учебного года (май) и середины 2019 учебного года (февраль) а результаты вынесены в таблицу 5. По данной таблице мы видим что, в конце мая 2018 учебного года пять из десяти занимающихся не имели спортивного разряда, четыре пловца имели третий юношеский разряд, два юношеский разряд имел один спортсмен. В феврале 2019 учебного года все спортсмены имели спортивные разряды, шесть из них имели третий юношеский разряд, четыре спортсмена проплыли по третьему юношескому разряду. Данная таблица показывает высокий уровень роста спортивной квалификации юных пловцов, выполнивших в течение полугода второй и третий юношеские разряды.

Показатель уровня роста спортивной квалификации занимающихся в ДЮСШ «Нептун» города Железногорска

Время Спортивная квалификация

Конец 2018 уч. года 5 4 1

Начало 2019 уч. года 6 4

Реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе юных пловцов возможна при соблюдении следующих педагогических условий: тестирование физической, технической подготовленности и уровня физического здоровья с целью контроля за динамикой результатов занимающихся проводится два раза в год; формирование трех групп пловцов зависит от направленности тренировочного занятия и проводится по результатам контрольного тестирования; применение комплексов упражнений по физической, технической подготовленности с учетом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности занимающихся.

Предложенная нами методика дифференцированного применения средств подготовки способствовала повышению эффективности учебно-тренировочного процесса юных пловцов: увеличился объем грудной клетки на 3 сантиметра, показатель ЖЕЛ уна 259 миллилитров; в тесте «длина прыжка в длину с места» увеличилась на 4,5 сантиметра, в тесте «сгибание рук в упоре от скамьи», почти на 4 раза, сократилась средняя скорость в тесте «челночный бег» на 0,26 секунды, сократился средний показатель в тесте «наклон из положения стоя на скамье», на 0,4 см и незначительно увеличился средний показатель в тесте «бросок набив -ного мяча» на 0,27 кг; увеличились показатели специальной подготовленности в тесте «проплывании 100 метровой дистанции» возросло с 70% до 100%, длина скольжения увеличилась с 5,8 до 7,1 сантиметра,

дистанцию 200 метров по результатам второго тестирования проплыли 9 человек из 10, в то время как в конце прошлого года эту дистанцию проплывали всего лишь 6 человек; все занимающие выполнили второй и третий юношеские разряды.

1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого / В. К. Бальсевич. — М. : Изд-во Физкультура и спорт, 1999. — 144 с.

2. Куценко Г.И. Книга о здоровом образе жизни / Г. И. Куценко — М. : Изд-во Профиздат, 1997. — 256 с.

3. Спорт и здоровый образ жизни [Электронный ресурс]. — URL: http://www.healthy-info.ru/stati/sport-i-zozh (дата обращения 20.09.2019)

1. Balsevich V. K. Fizicheskaya kul’tura dlya vsekh i dlya kazhdogo [Physical culture for everyone and for everyone]. Moscow, Physical Culture and Sports Publ., 1999, 144 p.

2. Kutsenko G. I. Kniga o zdorovom obraze zhizni [The book is about a healthy lifestyle]. Moscow, Profizdat Publ., 1997, 256 p.

http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-differentsirovannogo-podhoda-v-metodike-trenirovki-plovtsov-v-gruppe-nachalnoy-podgotovki-tretiego-goda-obucheniya