Оздоровительное плавание для любого возраста

Заниматься оздоровительным плаванием можно людям любого возраста, даже в младенчестве. Верхний возрастной предел не ограничен. Есть желание – можно плавать до глубокой старости. Занятия плаванием для каждого возраста имеют свои особенности.

оздоровительное плавание

Оздоровительное плавание в раннем возрасте

В самом начале погружать малыша в воду следует на короткое время, буквально, на несколько минут. Температура воды вначале должна быть около + 34 — +36 градусов. Постепенно ее нужно снижать, но не менее чем до + 28 градусов к концу первого года жизни.

Занятия с младенцем сразу проводят в ванной. Конечно, их проводят родители. Желательно на первые занятия пригласить опытного специалиста, который расскажет и покажет, как правильно держать младенца, каковы признаки утомления, и как должен реагировать ребенок на водные процедуры.

15 минут, не более – такова продолжительность занятий с ребенком, возраст которого не превышает 4 месяца. Плавание в ванной для младенцев должно быть регулярным. В среднем, 5-6 раз в течение недели. Сразу ребенка аккуратно погружают в воду до уровня шеи. Далее мама может начинать «проводить» малышом вперед-назад с разной скоростью, делать восьмерки. При движении тела младенца создается гидростатическое давление. Благодаря сопротивлению потока проводится своеобразный «водный массаж».

Чуть позже желательно записаться в специальный «бассейн для грудничков». Инструктор научит маму, как правильно плавать с малышом. Польза будет обоюдная.

Что дает раннее плавание:

  • Регулярные водные процедуры закаливают организм младенца;
  • Тренируются мышцы, отвечающие за дыхание; Улучшается теплообмен благодаря перепадам температур, к которым организм вынужден приспосабливаться;
  • Вода различной температуры улучшает кровообращение; прохладная – до +29 градусов – укрепляет сердечную мышцу, теплая — от +32 и выше уменьшает отеки и делает суставы подвижнее. Если нагреть воду до +36, +37 градусов – снижаются проявления боли. Эти свойства воды используют при реабилитации, даже у грудничков;
  • Уравновешивается нервная система. Гиперактивным детям подходит плавание в бассейне, вялым, слабо реагирующим на раздражители – обливание прохладной водой;
  • Активные движения в воде помогают лучшему развитию коры головного мозга;
  • Вода помогает малышу, особенно недоношенному, адаптироваться к действию гравитации;
  • Снижается риск простудных заболеваний.

Так как водная среда — практически родная для только что родившегося человечка, то большинство младенцев хорошо переносят водные процедуры.

Оздоровительное плавание для дошкольников

Плавание для дошкольников просто необходимо. У детей 2-6 лет некоторые особенности развития организма хорошо корректируются с помощью занятий в воде, например:

  • Мышцы неравномерно развитые в различных частях тела. Очень слабы мышцы задней поверхности бедер, живота, шеи, стоп. Мышцы плечевого пояса у девочек намного слабее, чем мышцы ног. Позвоночник недостаточно гибкий. Систематическое плавание заставляет работать основные группы мышц, укрепляет осанку, предупреждает плоскостопие.
  • Сердце увеличивается почти в 4 раза, если сравнить периодом новорожденности. Плавание для детей дошкольного возраста облегчает работу сердца, укрепляет желудочки и предсердия.
  • Занятия плаванием для дошкольников увеличивают подвижность и силу процессов нервной регуляции. «Маленький пловец» — уравновешенный, спокойный. Сон ребенка – спокойный и глубокий.
  • Благодаря плаванию крепче становятся мышцы таза и брюшного пресса. Улучшается обмен веществ и аппетит.

Дети во время занятий учатся общаться, слушать руководителя, развивают силу, приобретают уверенность в своих силах.

Идеальный вариант – бассейн при садике. Если же возможности нет – записывайтесь на занятия в ближайший комплекс. Занятия проходят в форме игры. Частота занятий: 1-2 раза в неделю. Длительность — 15-20 минут. Группа — 10 человек, не более. Вода должна около +28 градусов, чтобы дети не расслаблялись и не теряли активность.

Оздоровительное плавание школьников

В период быстрого роста организма плавание помогает поддерживать мышцы в тонусе, развивает мускулатуру, тренирует легкие и сердце. Занятия плаванием для школьников уже проводят с тренером, который учит детей добиваться определенных целей. Не обязательно заниматься спортивным плаванием. Оздоровительное плавание будет поддерживать хорошую физическую форму ребенка.

Важно учитывать, что нужно дозировать нагрузки, чтобы не вызвать переутомления в период полового созревания и гормональных изменений.

Температура воды: от +28 до +30 градусов. Тренировки: 1 или 2 раза в неделю. 12 человек одного возраста — таков должен быть состав группы. Предпочтительные стили плавания — «кроль на груди» и «кроль на спине».

Оздоровительное плавание взрослых

Плавание для взрослых не менее важно, чем в более раннем возрасте. Занятия позволяют снимать стрессы, получать эмоциональный заряд, расслабляться с пользой для организма.

Плавание — вид физической нагрузки, имеющий множество положительных сторон так как:

  • Укрепляет опорно-двигательную систему;
  • Стимулирует газообмен в легких;
  • Тренирует сердечную мышцу и сосуды;
  • Во время занятий организм закаляется;
  • Позвоночник отдыхает от нагрузок;
  • Укрепляет нервную систему;
  • Помогает контролировать вес и сохранить стройную фигуру;
  • Человек испытывает положительные эмоции и удовольствие, благодаря выбросу в кровь эндорфинов и т. д.

Посещение бассейна желательно 2-3 раза в неделю. Длительность занятий: около 1 – 1,5 часа. Подразумеваются не спортивные тренировки, а, именно плавание для сохранения здоровья.

Оздоровительное плавание в пожилом возрасте

Плюсов у плавания в пожилом возрасте очень много:

  • Занятия в воде положительно действуют на гиппокамп, то есть часть нашего мозга, в которой хранится и воспроизводится информация. Проще говоря, память у человека, который занимается плаванием, остается ясной намного дольше. Процессы старения замедляются.
  • Сосуды поддерживаются в тонусе. При варикозе плавание усиливает отток крови и улучшает кровообращение.
  • При заболеваниях суставов, плавание сохраняет их подвижность;
  • Артериальное давление снижается, так как в воде сердце работает с меньшей нагрузкой;
  • Боли в позвоночнике, вызванные остеохондрозом, уменьшаются, ведь позвоночник расслабляется в водной среде;
  • Уменьшается дряблость мышц, улучшается работа всех внутренних органов;
  • При помощи водных процедур можно снизить вес без дополнительной нагрузки на системы организма.

Частоту занятий пожилым людям обязательно подбирает врач. Необходимо пройти обследование, чтобы увидеть, какие нагрузки допустимы. Обычно в неделю проводится 1-2 занятия. Продолжительность – не более 30 минут-1 часа. Все строго индивидуально. Важна не скорость пловца, а движение в воде, которое дает массажный эффект для тела.

Если в частном доме имеются условия, то водные процедуры можно проводить чаще, но время обязательно сокращать. Не должно наступать переутомление. Обязательно контролировать АД и пульс.

Плавание для пенсионеров – не только оздоровление, но и способ общения, лекарство от одиночества и скуки. Лучше сходить на занятия, чем сидеть на скамейке у подъезда и жаловаться на болезни.

Резюме: Заниматься плаванием нужно на протяжении всей жизни. Занятия в воде помогают развитию юного организма, сохраняют здоровье, здравый рассудок и оптимизм даже в преклонном возрасте.

Влияние плавания как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студента

педагогические науки

  • Воронина Кристина Сергеевна , студент
  • Шаймарданова Люция Шарифзяновна , старший преподаватель
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • ЗДОРОВЬЕ
  • СТУДЕНТ
  • ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  • ПЛАВАНИЕ

Похожие материалы

  • История возникновения и развития баскетбола
  • Бег — как метод оздоровления студентов
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Футбол. Правила и требования игры
  • Должна ли физическая культура быть включена в образовательную программу?

Введение

В наше время существует множество различных видов спорта как для укрепления здоровья студентов, так и для повышение физической активности студента. Из различных видов физической деятельности стоит выделить занятия плаванием. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ дошкольных, средних и высших специальных учебных заведений.

Кроме того, для плавания характерны некоторые особенности, прежде всего при занятиях плаванием участвует все тело, то есть движения совершаются и верхними, и нижними конечностями. Поэтому происходит укрепление скелетно-мышечной системы. По мнению многих авторов, занятия плаванием оказывают положительное влияние на показатели объективного здоровья студентов, что проявляется в нормализации деятельности их костной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Стоить отметить, что занятия положительно влияют на субъективное здоровье занимающихся: снижается количество жалоб на вегетативные расстройства и психоэмоциональную усталость, самооценка своего здоровья становится более адекватной. А это в свою очередь положительно отражается на всеобщем укреплении здоровья студента. Так как учебный процесс является весьма напряженным, то соответственно необходимо снятие стресса, и для этого врачи рекомендуют посещать бассейн и заниматься плаванием.

В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья молодого поколения, поддержания потребности в здоровом образе жизни, а также здоровом досуге и оно вполне заинтересовано средствами привлечения молодого поколения к спорту. И это является достаточно актуальной проблемой на данный момент. Плавание является уникальным видом физической активности. Кроме того, именно занятия плаванием пользуются популярностью у молодых людей. Исследования различных проблем повышения уровня здоровья и качества жизни при активном занятием плавания представлены в работах таких авторов, как: Кондаков В.Л., Горелов А.А. (2013); Курко Я.В. Федчишин О.Я. (2012); Козина Ж.Л., Ермаков С.С., Базылюк Т.А., Волошина Е.В. (2012); Скирене В.В., Скирюс Э.Р. (2012); Дрогомерецкий В.В., Ганчар А.И. (2012); Баламутова Н.М. (2012); Баламутова Н.М., Сидоренко Г.М. (2011); Химич И.Ю. (2009). Данные авторы показали пути эффективного решения имеющихся проблем и привели практические рекомендации, касающиеся студентов с различным уровнем подготовки. Вместе с тем, многие авторы отмечают заметное снижение уровня здоровья студенческой молодежи. Поэтому не следует упускать возможность способствовать оздоровлению собственного организма с помощью плавания как спортивно оздоровительного процесса.

Целью работы является выделение особенностей воздействия занятии плаванием как спортивно оздоровительного процесса на уровень здоровья студентов.

Задачей работы является анализ значимых исследований в данном виде спорта, для того что бы обозначит положительную динамику занятий плаванием на здоровье студентов как спортивно оздоровительным комплексом.

В работе были использованы теоретические методы, мы основывались на исследованиях, проведенных ранее. А также нами были применены такие методы как эксперимент и наблюдение.

В качестве материалов для анализа были использованы специализированные журналы, которые содержат материалы об исследованиях по вопросам здоровья студентов.

Основная часть

С учетом поставленной цели возникает вопрос каковы педагогические условия развития и модель эффективного процесса, оказывающего положительный эффект от занятий плавания на общее состояние студента? Занятия плаванием и их эффективность во многом зависят от правильной организации учебного процесса, соответствующего технического и кадрового обеспечения. Рекомендации Ганчара А.И. стоит выделить в этом аспекте. Автор отмечает пять основных аспектов в теории и практике формирующих навыков. Каждый из них детально характеризует качественную реализацию учебно-воспитательных, оздоровительно-гигиенических, профессионально-прикладных, лечебно-профилактических и спортивно-педагогических влияний процесса плавания на людей различного возраста с учетом их анатомических, морфологических, функциональных и гендерных отличий.

Особенно автор акцентирует внимание на уровне и степени формирования навыков плавания и считает необходимым корректировку государственных тестов и программ по физическому воспитанию разных групп населения. Вместе с тем, такой подход позволил установить доминирующие аспекты формирования навыков плавания для разных возрастных групп.

Анализируя результаты исследований было отмечено, что плавание как спортивно оздоровительный процесс оказывает благотворное влияние на сердечно сосудистую систему. Регулярные занятия данным видом спорта повышают функциональные возможности сердца и позволяют работать сердечной системе более экономичной. Это достигается благодаря: увеличению силы сердечной мышцы и объема выталкиваемой за один цикл крови, непосредственно при движениях, происходящих в воде; снижению частоты сердечных сокращений (чем реже сокращается сердце в состоянии покоя, тем мощнее сердечная мышца, сердце работает в более экономном режиме — за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются, сердце успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, следовательно, тратится меньше усилий и сердце напрягается гораздо меньше); повышению выносливости к физическим нагрузкам(сердце учится адекватно реагировать на преодоление тяжелой нагрузки и даже перегрузки, так как оно научилось проталкивать в сосуды необходимое для этого количество крови).

Кроме того, если посещать занятия плавания в качестве физической нагрузки, то однозначно будет оказано положительное влияние на дыхательную систему. Прежде всего тренируется дыхательная мускулатура: повышается сила дыхательных мышц, увеличивается их тонус; совершенствуется дыхательный ритм, вырабатывается более глубокое и редкое дыхание; усиливается вентиляция легких, увеличивается количество альвеол и их эластичность; в работу включаются мало-задействованные ткани легких; увеличивается устойчивость организма к пониженному содержанию кислорода в организме.

Благодаря исследованиям, нам удалость установить, что плавание как спортивно-оздоровительный комплекс способствуют укреплению, а также процессу тренировки опорно-двигательного аппарата. Это особенно полезно для студентов, так как нам известно, что учебный день в ВУЗе составляет около 6–8 ч. А также, затрачивается время на самоподготовку, и оно колеблется в среднем 3–4 ч, в период сессии возрастает до 7–8 ч. Это очень значимая психофизиологическая нагрузка на организм молодых людей, которая в итоге показывает, что учебный процесс является весьма напряженным.

Длительное ограничение двигательной активности приводит к снижению умственной работоспособности, ослаблению скелетной мускулатуры, нарушению осанки. В основном на лекциях студенты принимают сидячее положение. И конечно же после лекционных занятий каждый студент нуждается в снятии напряжения позвоночника. У тех, кто занимается плаванием, имеется прекрасная возможность усовершенствовать осанку, ведь во время плавания: уменьшается статическое напряжение тела, происходит естественная разгрузка позвоночника от давления на него веса тела; укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета; улучшается координация движений; исчезает асимметрия в работе межпозвонковых мышц; восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков; формируется чувство правильной осанки.

Совершая двигательные действия в воде тело плывущего человека находится в горизонтальном положении. Для того, чтобы удержаться на поверхности воды и проплыть определенное расстояние, преодолевая лобовое сопротивление воды, человеку, находящемуся в воде, приходится выполнять специфические движения, характерные только для плавания и не имеющие аналогов в других видах физической деятельности как спортивно оздоровительных комплексов. В плавании задействованы все группы мышц, в том числе и те, укрепить которые на суше довольно таки сложно. Во время плавания чередование напряжения и расслабления разных мышц увеличивает их силу и работоспособность, благодаря этому, плавание не перенапрягает мышечный аппарат и позволяет грамотно дозировать уровень физической нагрузки. А равномерная работа мышц всего тела способствует формированию красивой гармоничной фигуры.

В рамках нашего исследования была организована экспериментальная группа, в число которых входило десять юношей и десять девушек, в возрасте от 18 до 22 лет, в их обязанности входило посещения бассейна после лекционных занятий три раза в неделю, посещать бассейн студенты должны были в течении четырех недели. Результаты увенчались успехом потому как, в следствии проведенного нами опроса, студенты, участвовавшие в эксперименте, изъявили желание продолжить заниматься физической культурой именно в таком темпе, обусловив это тем что, что вода и движения в воде снимают усталость, напряженность и стресс непосредственно от учебных занятий. А некоторым студентам удалось на себе ощутить оздоровительный эффект от занятий плаванием.

Результаты опроса студентов

Рисунок 1. Результаты опроса студентов

Таким образом, нами было выявлено, что большинство студентов имеют огромное желание заниматься в бассейне, аргументируя это тем, что при занятиях плаванием, они чувствуют, как сам процесс влияет на их уровень здоровья. Со слов студентов из нашей организованной экспериментальной группы, после плавания, становилось гораздо легче дышать; плавание влияло на коррекцию осанки; а также студенты не чувствовали усталости от умственной деятельности в которую вкладывают свои силы студенты непосредственно на занятиях и лекциях в учебных заведениях.

Выводы

Основываясь на результатах многочисленных исследований, нами было выявлено, что общие движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность кишечно-желудочного тракта, совершенствуют терморегуляцию, организм становиться менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов. Занятия плаванием является эффективным профилактическим средством против остеохондроза и суставной патологии. Также хотелось бы отметить, что исследователями было выявлено повышения уровня здоровья студентов на организм в целом при занятиях плавания.

Плавание — это прекрасный процесс физического развития и укрепления здоровья, который необходим студентам для поддержания собственного уровня здоровья. Таким образом, проведение занятий плаванием как спортивно оздоровительным комплексом имеет выраженный оздоровительный эффект, который воздействует на мощность аппарата внешнего дыхания; в развитии органов дыхания, в физической работоспособности, в адаптационных возможностях организма к окружающей среде, то есть происходит активная работа иммунной системы организма, что особенно полезно для физической и умственной активности студентов ВУЗов, колледжей, лицеев и других высших учебных заведений.

Список литературы

  1. Базылюк Т.А., Козина Ж.Л., Безнес Е.Е., Коверя В.Н. Применение аква фитнеса игровой направленности в физическом воспитании студенток // Физическое воспитание студентов. – 2010.– № 6. – С. – 8 – 12
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учеб. пособие. –М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с.
  3. Ганчар А.И. Гаркуша С.В. Теоретико-методические аспекты формирования навыков плавания среди разных групп населения в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий обучающихся // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 3. – С. – 24 – 28.
  4. Ганчар А.И. Динамика показателей плавательной и физической подготовленности курсантов морского профиля в процессе физического воспитания и спорта с учетом гендерных отличий // Физическое воспитание студентов. – 2012. – № 4. – С. – 37 – 41.
  5. Дрогомерецкий В.В., Кондаков В.Л., Горелов А.А. Применение средств оздоровительного плавания с целью коррекции нарушений суставно-связочного аппарата студентов // Физическое воспитание студентов. – 2013. – № 5. – С. 46-54.
  6. Маклауд Йен. Анатомия плавания: иллюстрированное руководство по развитию силы, скорости и выносливости. – М.: ПОПУРРИ, 2010.200 – С.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    http://plavaem.info/plavanie-dlya-lubogo-vozrasta.php
    http://novainfo.ru/article/5076