Тренировка пловца на суше с тренажером “резина для рук”

Тренировка пловца на суше с тренажером “резина для рук” для развития силы гребка.

Всем пловцам рано или поздно приходиться заняться развитием силы гребка на суше.

На каких тренажерах пловец может имитировать гребок?

Биокинетики(сюда входят тренажеры, которые в своей конструкции используют магнитные муфты), миниджим, тренажер Хюттеля-Мартенса, тележка и резина.

В данной в статье мы рассмотрим: подбор резины для тренировок на суше, место резины в тренировочном процессе, упражнения с резиной и ошибки в работе с тренажером.

Какую резину выбрать?

Первый шаг, который нам нужно сделать – это выбрать резину.

Есть резина в матерчатой оплетке и резина в виде трубки из чистого латекса(фото 1, 2 и 3). Резина на основе латексной трубки лучше, чем резина в матерчатой оплетке, она, если сказать одним словом, живее: значительно выше коэффициент растяжения, мягкая, более качественно распределяет мощность, долговечнее и компактнее.

Латексная трубка и резина в матерчатой оплетке

Фото 1. Латексная трубка и резина в матерчатой оплетке.

Латексная трубка и резина в матерчатой оплетке.

Фото 2. Латексная трубка и резина в матерчатой оплетке.

Тренажеры для плавания на основе латексной трубки и резины в матерчатой оплетке.

Фото 3. Тренажеры для плавания на основе латексной трубки и резины в матерчатой оплетке.

Видео 1. “Сравнение тренажеров для плавания на суше. Коэффициент растяжения латексной трубки и резины в матерчатой оплетке”.

По силе сопротивления резины растяжению, обычно, есть 3 ступени градации это: тяжелая, средняя и легкая резина. Желательно иметь у себя в коллекции все три резины т.к. в разных упражнениях нужна разная резина. Для каждой цели в занятии выбираем подходящую резину, например, для тренировки на развитие максимальной силы берем тяжелую, а для силы – среднюю. Если такой возможности нет, тогда выбираем одну, где величину силы сопротивления будем регулировать дистанцией.

 Комплект пловца для занятия с резиной на суше

Фото 4. Комплект пловца для занятия с резиной на суше. Легкая, средняя и тяжелая резины – тренажер для плавания на суше Dry Swim. Жгуты – для восстановительных упражнений.

 Крепление тренажера Dry Swim

Фото 5. Крепление тренажера Dry Swim.

Кронштейн тренажера

Фото 6. Кронштейн тренажера.

Идеальный вариант попробовать все резины, и подобрать ту, которая отвечает следующим условиям:

Первое условие. Подбор резины по силе сопротивления. Здесь важный ориентир – натяжение резины. В упражнениях используют два режима натяжения – умеренный (до 12 качественных повторений, максимально до 20-ти) и сильный (до 6-ти качественных гребков, максимально 8).

а) в наклоне, имитируя гребок дельфином(фото 7 и 8), при умеренном натяжении резины, нужно сделать 10-12 гребков. Если, вы почувствуете, что , начиная с 6-го гребка движения выполняются с трудом, падает качество греба(корявое исполнение в начале, по всей длине или в конце), значит резина подходит;

б) то же исходное положение, но растяжение резины должно быть сильное(по своему собственному ощущению). Постараться сделать 6 гребков дельфином и ощутить, что уже третье движение выполняется с трудом, невозможно сделать качественный гребок. В этом случае также резина подходит.

Упражнение для плавания на суше “Руки дельфин” - начальная фаза гребка

Фото 7. Упражнение для плавания на суше “Руки дельфин” – начальная фаза гребка.

Упражнение для плавания на суше “Руки дельфин”

Фото 8. Упражнение для плавания на суше “Руки дельфин”.

В случаях, когда эти два упражнения выполняются легко или же уже с первых движений невмоготу, тогда резина не подходит.

Если такое тестирование недоступно, тогда резину нужно выбирать по массе тела (хотя это немного обобщает подход подбора): легкая до 45 кг(9-13 лет), средняя 45-70 кг(13-16лет) и тяжелая выше 70 кг(16 лет и старше).

Второе условие – это то, за какой держатель мы будем тянуть резину. Обязательное условие – держатель должен быть в виде лопаток(фото 9, 10, 11, 12 и 13). В этом случае имитация гребка будет качественной с высоким локтем. Если держатель будет в виде ручек, то пловец будет не грести, а тянуть за ручки , как “паровоз” с проваленным локтем, имитируя не плавание, а лазание по канату.

Держатель в виде лопаток

Фото 9. Держатель в виде лопаток.

Фиксация кисти

Фото 10. Фиксация кисти.

Положение кистей

Фото 11. Положение кистей.

вид лопатки

Фото 12.

Держатель тренажера - лопатка

Фото 13.

Фото 12 и 13. Держатель тренажера – лопатка.

Место резины в тренировочном процессе.

В годичном цикле подготовки резину можно использовать постоянно. Это касается подготовительного периода, предсоревновательного, соревновательного и восстановительного периодов.

Например, в подготовительном периоде используем резину на всю катушку, применяя ударные тренировки, в предсоревновательном периоде расставляем акценты в упражнениях, в соревновательном используем резину в “натяжку”, как бы для поддержания тонуса мышц на пике формы. В восстановительном периоде можно использовать резину для того, чтобы не уйти в зону детренированности.

На планировании недельного цикла тренировок с резиной остановимся подробнее.

В недельном цикле резину желательно использовать два раза, с условием соседства занятий – 1 раз в 3 дня, в таком случае, мы добиваемся качественного восстановления мышц и избегаем всяческих травм.

Также, соседство занятий 1 раз в 3 дня является очень важным моментом в недельном планировании сочетания занятий в зале. Приведем пример такого сочетания. Например, понедельник-четверг посвящаем занятиям ОФП(общая физическая подготовка), вторник-пятница – занятие с резиной, среда-суббота – силовой зал. Обязательно “разбросать” по дням нагрузку на мышцы т.е. если, например: во вторник планируется занятие на резине, то в понедельник в зале сделать ОФП на мышцы туловища; в среду – силовой зал с акцентом на ноги; в четверг ОФП на подвижность(набивной мяч, реакция, брусья и прочее); в пятницу – резина; в субботу – упражнения в силовом зале на блочных снарядах, штанга, но, обязательно, исключая “гребковые” мышцы.

Например, планирование недельного занятия с резиной: 1-е занятие во вторник, посвящаем работе над развитием силы гребка путем работы на резине до 12-ти (при стрессовой тренировке максимум 20) движений за подход. Количество подходов 8-12 (максимум 15). Отдых между подходами не менее 3-х минут. Отдых – активный. Натяжение резины умеренное, рассчитать нагрузку так, чтобы качественно выполнить 12 движений в подходе, удерживая высокий локоть в начале и контролируя окончание гребка. Возврат резины должен быть мягким, мышечно-контролируемым, не допускать, чтобы руки как плеть летели в обратном направлении.

2-е занятия проводим с учетом соседства 1 раз в 3 дня т.е. в пятницу. Занятие посвящаем развитию взрывной силы “гребковых” мышц. Количество движений за подход 6-8. Количество подходов 3-5. Время отдыха между подходами не менее 5 минут. Отдых должен быть активным, ни сидеть, ни лежать нельзя. Натяжение резины сильное. По ощущениям должно быть так, чтобы чувствовать, что последние движения в подходе приходиться делать с очень большим трудом.

Стоит особенно отметить, что планировать следующее занятие после стрессовой нагрузки(работа максимально до “отказа” мышц) на резине, нужно не ранее, чем через 14 дней. При стрессовой работе на резине соседство занятий 1 раз в 3 дня будет неправильным. Пример, стрессовой нагрузки при работе на резине: работа до “отказа” в мышцах, тяжелая резина, количество гребков за подход 8, количество подходов 12-14, активный отдых между подходами не менее 5 мин.

Перед занятиями на резине следует проводить качественную разминку. Хорошо разогреть мышцы и суставы верхнего плечевого пояса. Разминка должна быть минимум 20 минут. В разминку рекомендуется включить тонизирующие упражнения из ОФП, 2-3 подхода, например, отжимание от пола, пресс и подтягивание.

После занятия на резине следует сделать короткий комплекс статических упражнений на верхний плечевой пояс. Эти упражнения нужны для того, чтобы компенсировать серьезную динамическую нагрузку на плечи и верхний отдел позвоночника, особенно отдел позвоночника между лопаток. Например, взять упражнение из йоги – классическая планка(фото 14) 3-5 подходов по 4-6 секунд фиксации в стойке за подход.

Восстановительное упражнение “планка”

Фото 14. Восстановительное упражнение “планка”.

Основное упражнение 1 – “Руки дельфин”.

Стоя в наклоне, имитируем гребок дельфином, см.фото 15 и 16. Правильность выполнения: уверенно стоять на всей ступне; ноги слегка согнуть в коленях; корпус должен быть практически параллелен полу; руки делают гребок с высоким локтем мягко без рывков, не спеша; возврат рук мягкий, контролируемый по всей длине. Нужно избегать следующих ошибок при выполнении упражнения: раскачивание корпуса вверх вниз, стараясь тем самым придать начальный импульс гребку; рывковые движения руками; расслабление рук на возврате в исходное положение; слишком быстрые гребковые движения; тянуть резину как “паровоз” т.е. делая гребок с провалившимся локтем.

“Руки дельфин” - упражнение на резиновом тренажере для развития силы гребка

Фото 15.

упражнение на резиновом тренажере для развития силы гребка

Фото 16.

Фото 15 и 16. “Руки дельфин” – упражнение на резиновом тренажере для развития силы гребка.

Видео 2. “Упражнение на развитие силы гребка “Руки дельфин””.

Основное упражнение 2 – “Руки кроль”.

Стоя в стойке как на фото 17, 18 и 19, имитируем гребок по очереди правой и левой рукой. Правильность выполнения: уверенно удерживать статическую позу для обеих сторон см.фото. Нога должна быть параллельна полу. Принцип работы рук и ошибки выполнения такие же как и в 1 упражнении.

Упражнение “Руки кроль”

Фото 17.

Выполнение гребка рукой

Фото 18.

Окончание гребка в упражнении на резине Dry Swim

Фото 19.

Фото 17, 18 и 19. Упражнение “Руки кроль”.

Видео 3. “Развитие силы гребка на суше, упражнение с резиной “Руки кроль”.

Дополнительное упражнение 3 – “Начальная фаза гребка”.

Стоя спиной к резине, руки вытянуты над головой, имитируем начальную фазу гребка дельфином. Данное упражнение является дополнительным к основным. Главная его суть – это прокачать(пробудить) “неуловимые” мышцы, которые работают в самом начале гребка.

Восстановительный комплекс упражнений.

Восстановительные упражнения рекомендуются выполнять после основных упражнений с резиной и не только, например, в сочетании с биокинетиками, штангами и прочими тренировками на суше. Цель этих упражнений держать плечи пловца в здоровом и крепком состоянии. Общие правила ко всем ниже восстановительным упражнениям: резина должна быть легкая, так как мы задействуем маленькие мышцы; количество повторений за подход 8-12, 3-4 серии.

Восстановительное упражнение 1 – “Планка”

Восстановительное упражнение “Планка”

Фото 20. Восстановительное упражнение “Планка”.

Восстановительное упражнение 2 – “Движение предплечья к центру”

Видео 4. “Восстановительное упражнение для плечей пловца – “Движение предплечья к центру””.

Восстановительное упражнение 3 – “Растягивание резины предплечьями”

Видео 5. “Восстановительное упражнение “Растягивание резины предплечьями” ”.

Восстановительное упражнение 4 – “Поднятие предплечья вверх”

Видео 6. “Восстановительное упражнение “Поднятие предплечья вверх””.

Ошибки при работе с резиной .

Главный минус резинового тренажера – это процесс возврата рук в исходное положение. В тренажере биокинетик, который на магнитных муфтах, возврат делает специальный роликовый механизм, делает его мягко без рывков. В тренажере Хюттеля – Мартенса возврат контролирует машинный амортизатор, этот процесс также мягкий и плавный.

Самая главная ошибка в работе с резиной – это неконтролируемый возврат рук в начальное положение . При работе с резиной нужно заставить себя делать мягкий плавный возврат рук, тщательно контролируя этот процесс на всей длине возврата. На практике часто бывает так, что пловец, сделав мощный гребок, отпускает расслабленно руки, резина как бы вырывает руки вперед. Расслабленный неконтролируемый возврат ведет к 100% травмам плечей и спины между лопаток. Если вы, поначалу, не почувствуете какого-нибудь дискомфорта, то знайте, это обманчивая штука. После длительной работы (2-3 года) на резине травмы появятся обязательно.

Вторая ошибка – “дергать” резину 50-150 и больше за подход – можно “убить” плечи и спину. Сила гребка навряд ли увеличится, выносливость тоже под вопросом. При таких больших повторениях сильно страдает качество гребка, невозможно контролировать мягкий возврат, руки как плети летают туда сюда. Бесконечные гребковые движения оставьте для плавания в бассейне.

Третья ошибка – заниматься на резине более, чем 1 раз в 3 дня.

Четвертая ошибка – делать упражнение, лежа на топчане. Лежа на топчане, пловец излишне расслабляется, в момент начала гребка и при возврате рук существует большая вероятность травматизации плечей и спины. Правильно – устойчиво стоять на ногах, корпус должен быть в статико-динамическом тонусном напряжении на всем протяжении гребка и возврате рук в исходное положение.

О плюсах резины.

Резина компактная, её можно таскать в рюкзаке на тренировку, на сборы и на соревнования.

Доступная по цене.

То, как резина реагирует на растяжение, ощущение её “живости” в гребковых мышцах дает ей самый большой плюс в сравнении с остальными тренажерами. Ни тренажер Хюттеля-Мартенса, ни тележка и прочее не могут обеспечить такую качественную проработку мышц. Тренажер Хюттеля-Мартенса всегда был “трактороватым” из-за встроенного машинного амортизатора, тележка – это вовсе абсолютно ненужный тренажер для пловца. Биокинетик – хорошая штука, но он не всем доступен, и, все же, он немного по ощущениям отличается от резины. Хороший вариант – использовать и резину и биокинетик в тренировочном процессе.

Александр Волынец
финалист Олимпийских Игр на 50вс в 2000г и 2004г
призер ЧМ и ЧЕ

Мы готовы к сотрудничеству и ищем авторов по спортивной тематике. Вы можете связаться с нами и разместить ваш материал на страницах нашего сайта здесь.

Правильное питание. Диеты. Рецепты блюд. Спорт и упражнения

Гигиеническое обеспечение занятий плаванием. Гигиеническое обеспечение при занятиях плаванием

Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоническому развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно необходимые навыки передвижения в воде. Занятия плаванием доступны людям любого возраста.

При гигиеническом обеспечении тренировки пловцов необходимо учитывать основные тенденции развития современного плавания. Прежде всего это значительные тренировочные нагрузки: за один день спортсмены проплывают до 18-20 км. В последнее время резко снизилась нижняя возрастная граница спортсменов: выдающихся достижений в плавании достигают спортсмены в возрасте 14- 15 лет.

Распорядок дня должен обеспечивать проведение двух и трех тренировок в день. Обычно первая тренировка (утренняя) начинается в 7.00-7.30 ч. В связи с этим необходимо предусматривать более ранний подъем и отход ко сну. В режиме дня следует выделять время для дневного сна. Особое внимание уделяется правильному чередованию различных видов деятельности для обеспечения необходимого отдыха в течение дня. В тренировках пловцов следует широко использовать своевременное переключение с одного вида тренировочной нагрузки на другой, переход от работы большого объема к работе высокой интенсивности. Занятия должны быть возможно более вариативными.

Закаливание имеет важное профилактическое значение для пловцов. Прежде всего необходимо использовать различные водные процедуры: обливания холодной водой, обмывание стоп на ночь холодной водой. Вместе с этим рекомендуется применять солнечные и ультрафиолетовые облучения. Все это оказывает благоприятное влияние на организм, иммунобиологические процессы и функции кожи. Пловцам желательно также в целях закаливания систематически проводить в осенне-зимнее время кроссовые пробежки и занятия лыжным и конькобежным спортом. Все это способствует повышению неспецифической устойчивости организма и профилактике типичных для пловцов заболеваний уха, горла и носа. В этих же целях следует регулярно проводить утром и вечером полоскание горла холодной водой.

Личная гигиена пловца связана с тщательным уходом за телом и профилактикой кожных заболеваний, и прежде всего эпидермофитии.

Одежда и обувь пловцов при тренировках на суше подбираются с учетом соответствующих метеорологических условий. При участии в соревнованиях мужчин, юноши, мальчики выступают в специальных плавательных трусах, а женщины, девушки, девочки — в купальных костюмах. Женский купальный костюм должен иметь вырез не более 12 см на шее спереди и не более 20 см от шеи сзади, не более 5 см от подмышечной впадины впереди и 7 см сзади.

Вам будет интересно  Занятие плаванием в бассейне

Питание пловцов должно быть разнообразным, с широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения.

Калорийность суточного рациона у пловцов должна составлять в среднем 65-70 ккал, а при длительном плавании — 68-72 ккал на 1 кг массы тела.

В обычных условиях для пловцов рекомендуются следующие нормы пищевых веществ (г на 1 кг массы тела): белков — 2,1-2,3, жиров — 2,-2,1, углеводов — 9,5- 10. Учитывая, что юные пловцы находятся в стадии роста и развития, следует обеспечивать в рационе необходимое количество продуктов, богатых белками животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, бобовые). Особое внимание обращается на содержание в пище витаминов (особенно витаминов С и группы В) и минеральных веществ. Питание должно быть четырехразовым. Перед утренней тренировкой необходим небольшой завтрак, для чего можно использовать питательные смеси.

В подготовительном периоде тренировки при общефизической подготовке, направленной на увеличение мышечной массы и силы пловцов, впищевых рационах необходимо увеличивать содержание белков. На этапах тренировки с преимущественным развитием выносливости рекомендуется обогащать пищу витаминами В 1 В 2 , PP и С. Желательно также применять продукты, содержащие железо. При тренировках на выносливость количество белков в пищевом рационе на 1 кг массы тела должно составлять 2-2,1 г, углеводов — 9-10, жиров — 2,4-2,5 г.

При тренировочных циклах, в которых преобладают скоростные упражнения, в пищу следует включать продукты, содержащие фосфористые соединения (молочные продукты, мясо, сыры). При совершенствовании скоростных и скоростно-силовых качеств пловцов в пищевом рационе должно содержаться на 1 кг массы тела до 2,1-2,3 г белков, 2-2,1 г жиров и 8-9 г углеводов. При этом норма углеводов должна покрываться главным образом за счет овсяной крупы или хлопьев, гречневой каши, картофеля, овощей и фруктов, а не за счет хлеба, макарон или других круп.

При составлении пищевых рационов для юных пловцов можно использовать следующие данные. У пловцов в возрасте 14 лет при напряженной тренировке в соревновательном периоде суточный расход энергии составляет в среднем 3558 ккал (61,3 ккал на 1 кг массы тела). При этом специфические энерготраты, обусловленные спортивной тренировкой, равны 1056 ккал (И. И. Александров, Н. Н. Шишина).

Для пловцов и игроков в водное поло на различных этапах подготовки рекомендуются четыре пищевых рациона (табл. 38):

Этап базовой подготовки — рацион 3 или 4;

Этап предсоревновательной и соревновательной подготовки — рацион 3;

Этап восстановления — рацион 1 или 2.

В периоды напряженной подготовки при двух или

трех тренировочных занятиях в день следует применять продукты повышенной биологической ценности.

Нормирование тренировочных нагрузок, особенно у юных пловцов, должно осуществляться при постоянном врачебном контроле, с учетом возрастных особенностей и необходимости обеспечения гармонического развития растущего организма. Нерациональное планирование подготовки юных пловцов может оказать отрицательное воздействие на организм.

Высокие тренировочные нагрузки в плавании требуют широкого применения различных средств восстановления и повышения работоспособности. Применение в фазе значительного утомления после занятий с большими нагрузками тренировок со средними и малыми нагрузками с принципиально отличающейся направленностью способствует интенсификации восстановительных процессов.

При подготовке пловцов в целях быстрейшего восстановления применяются различные виды массажа, душ, теплые ванны, контрастные ванны, сауна и другие средства (О. В. Кучнев).

Массаж применяется после больших по объему и интенсивности тренировок, когда пловец согреется в течение 5-7 мин под теплым душем или в теплой ванне (35-38°С).

После каждой тренировки в течение 5-10 мин принимают душ, температуру которого постепенно повышают. Можно также принимать теплую ванну (36-38°С), в которую добавляется две столовые ложки хвойного экстракта.

Время пребывания в ванне 10-15 мин. Под душем и в ванне пловцы выполняют приемы самомассажа для тех групп мышц, в которых чувствуется усталость и боль после тренировки.

Хороший восстановительный эффект дает теплый гидромассаж, продолжительность которого 15-20 мин. Напор струи подбирается индивидуально.

В процессе подготовки пловцов предлагаются следующие комплексы восстановительных мероприятий.

На первом этапе подготовительного периода в недельном цикле с днем отдыха в воскресенье: понедельник — теплый душ; вторник — местный ручной массаж с использованием растирок; среда — гидромассаж или хвойная ванна (лучше первое); четверг — местный ручной массаж с растирками и теплый душ; пятница — гидромассаж или хвойная ванна; суббота — общий восстановительный массаж или парная баня с массажем.

На втором этапе подготовительного периода с ярко выраженной специальной направленностью в тренировке: понедельник, среда, пятница — гидромассаж или хвойная ванна; суббота-парная баня, или парная баня с массажем, или теплый душ и общий восстановительный массаж.

В соревновательном периоде рекомендуется проводить: предстартовый ручной массаж (с растирками) перед утренними и вечерними стартами; общий восстановительный массаж продолжительностью 20-30 мин через 1,5-2 ч после утренних или вечерних заплывов; теплая хвойная ванна или душ перед сном.

Типичные заболевания пловцов, связанные с длительным пребыванием в водной среде, — конъюнктивит, болезни верхних дыхательных путей и органов слуха, эпидермофития.

Возникновение конъюнктивита у пловцов связано с раздражающим действием хлора при чрезмерном хлорировании воды или ее загрязнении. Лечение проводится с помощью специальных глазных капель. В целях профилактики необходимо строго осуществлять контроль за качеством хлорирования воды и применять специальные герметические очки.

Заболевания верхних дыхательных путей и органов слуха возникают в связи с длительным пребыванием спортсменов в воде. Чаще всего у пловцов наблюдаются хронические риниты (насморки). Обычно они являются признаками хронического заболевания придаточных пазух носа. Основной причиной этих заболеваний является постоянное попадание воды в пазухи при нарушении нормального носового дыхания. Эти же причины вызывают у пловцов хронические тонзиллиты. Необходимо тщательное лечение указанных заболеваний на ранних стадиях их развития. В профилактических целях следует широко использовать различные закаливающие процедуры.

Эпидермофития вызывается патогенным грибком эпидермофитоном. У пловцов предрасполагающими факторами является воздействие водной среды и возможность заражения в душевых и других помещениях бассейнов. Эпидермофития требует систематического лечения. До полного излечения пловцам нельзя тренироваться в бассейне. Для профилактики следует использовать в помещениях бассейна резиновые или пластмассовые шлепанцы, тщательно выбирать ноги, проветривать и дезинфицировать обувь.

Современные плавательные бассейны должны иметь необходимые помещения и оборудование для проведения различных восстановительных, диагностических и лечебных процедур. В этих целях разработан специальный комплекс помещений. Он включает в себя следующие помещения: блок для проведения водных процедур (суховоздушная баня, душевой зал, контрастная ванна, процедурные ванны), гидромассаж, восстановительный бассейн, кабинет сухого массажа, кабинет электропроцедур, кабинет функциональной диагностики, кабинет врача, процедурную, комнату отдыха, обслуживающего персонала.

Ключевые понятия: система гигиенического обеспечения при подготовке спортсменов, гигиенические принципы спортивной подготовки, адаптация, акклиматизация, особенности основных компонентов системы подготовки спортсменов в различных видах спорта.

План лекции:

1. Гигиеническое обеспечение в легкой атлетике и плавании.

2. Гигиеническое обеспечение при занятиях спортивными играми и сложно координационными видами спорта.

3. Гигиеническое обеспечение при занятиях единоборствами и тяжелой атлетикой.

4. Гигиеническое обеспечение при занятиях зимними видами спорта.

5. Гигиенические требования к проведению занятий физической культурой и спортом со спортсменами-инвалидами.

Система гигиенического обеспечения спортсменов является одним из факторов дополняющих тренировку и соревнования и оптимизирующих их эффект. Система гигиенического обеспечения подготовки спортсменов имеет определенную структуру и состоит из следующих элементов: оптимальные социально-гигиенические факторы быта, учебы, трудовой деятельности; личная гигиена, включая рациональный суточный режим; закаливание; рациональное сбалансированное питание, оптимальные условия проведения тренировок и соревнований, гигиенические мероприятия по восстановлению и повышению работоспособности. Только совокупное действие перечисленных компонентов может обеспечить рост спортивных достижений.

1.Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой. Легкая атлетика объединяет разные по структуре и физиологическому воздействию на организм физические упражнения: преимущественно аэробной направленности (стайерский, марафонский бег, спортивная ходьба); требующие общей выносливости и анаэробной направленности (спринт, метания, прыжки); требующие преимущественно скоростно-силовых качеств . Занятия легкой атлетикой могут проводиться на местности, на открытых (стадион) и крытых (легкоатлетический манеж) спортивных сооружениях. В современных спортивных сооружениях легкоатлетическая беговая дорожка должна быть с ровной горизонтальной поверхностью и водонепроницаемым покрытием. Наилучше качества имеют дорожки с синтетическими покрытиями, такими как тартан, рекортан, арман. Место для прыжков с шестом должно включать дорожку разбега, стойку с планкой, место для упора шеста и место приземления. Зона безопасности оборудуется шириной 1 м от края дорожки, от места приземления – 5 м, перед местом для упора – 5 м. Освещенность на дорожках для разбега во всех видах прыжков должна быть не менее 30 лк; в местах отталкивания и приземления не менее 50 лк; для прыжков с шестом вертикальная освещенность на высоте 6 м – 50 лк. Место для прыжков в высоту должно состоять из сектора для разбега, стоек с планкой, места для приземления. Зона безопасности должна иметь ширину 1,5 м от места приземления. Ямы для прыжков должны иметь стенки из дерева, выступающие над землей на 5 см. На ширину 1 м от края ямы и дорожки оборудуется зона безопасности. Сектор для метаний должен оборудоваться таким образом, чтобы траектория полета снарядов соответствовала его длинной оси и исключала встречные метания. Для метания молота и диска круг ограничивается металлической сеткой; для каждого снаряда определяется сектор приземления.

Одежда легкоатлетов должна включать трусы, майки, тренировочные костюмы из хлопчатобумажной, шерстяной и ветрозащитной ткани. На каждую тренировку костюм комбинируется с учетом погодных условий. Обувь – кроссовки; спринтеры и прыгуны используют туфли с шипами; стайеры, марафонцы, ходоки – с эластичной утолщенной подошвой; метатели копья – туфли, охватывающие голеностопный сустав, с пяточными и подошвенными шипами.

В основе питания легкоатлетов лежат общие гигиенические принципы. Однако для спортсменов тренирующих качество общей выносливости основным механизмом получения энергии является аэробный режим. При сравнительно небольшом и постоянном весе стаейрам требуются большие запасы гликогена, В данном случае большое значение приобретают жиры (лучше ненасыщенные, то есть рыба и морепродукты) и сложные углеводы. При этих нагрузках происходит значительное обезвоживание организма с вымыванием водорастворимых витаминов и минеральных солей. У спринтеров преобладают скоростно-силовые нагрузки механизм получения энергии, в основном, анаэробный. В данном случае, для спринтеров важным является адекватное потребление белков, простых углеводов, витамина В 1 и фосфора.

Гигиеническая профилактика основных травм легкоатлетов состоит в создании необходимых условий тренировки, проведении соответствующих восстановительных мероприятий. С целью профилактики плоскостопия в утреннюю зарядку, разминку на каждой тренировке следует включать упражнения для свода стопы. Восстановительные мероприятия строятся на основе использования специальных упражнений для активного отдыха, различных видов массажа, водно-тепловых процедур, аэроионизации.

2. Гигиеническое обеспечение занятий плаванием. Занятия плаванием развивают все основные функции организма, но особенно, дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы, положительно влияют на ЦНС, устраняют возбудимость и раздражительность, способствуют формированию осанки и гармоничному развитию организма в целом. Движение в водной среде в горизонтальном положении оказывает на организм своеобразное влияние. Вода, имеющая более высокую, чем воздух, теплопроводность, повышает отдачу тепла, увеличивая энерготраты. Плавать можно почти в любом водоеме, если обеспечена необходимая безопасность занимающихся, либо в специально оборудованных для плавания сооружениях – бассейнах. Вода в бассейнах должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде. В целях профилактики заболеваний, передающихся водой необходимы регулярный контроль за её качеством, очистка и смена воды. Температура воды для закрытых бассейнов должна быть в пределах 24-28 0 С, температура воздуха – на 2-3 градуса выше температуры воды. Питание пловцов направлено на увеличение массы и силы и снижение потерь при теплоотдаче. Поэтому в их рационах увеличена норма жира, обладающего при малом объеме большим энергетическим потенциалом. При тренировках с преимущественным развитием выносливости необходимо увеличить содержание витаминов С и группы В. При тренировках в которых преобладают скоростные упражнения в пище должно быть больше продуктов, содержащих фосфор (молочные продукты, бобовые).

Пловцам свойственны заболевания, связанные с долгим пребыванием в воде: верхних дыхательных путей (тонзиллиты, гаймориты, фарингиты, риниты, отиты), что связано с длительным охлаждением всего тела и но­соглотки, попаданием воды в придаточные пазухи, в среднее ухо, конъюнктивиты, что обусловлено раздражающим воздействием хлора на слизистую оболочку глаза или её загрязнением, эпидермофития.

Гигиеническая профилактика заболеваний у пловцов заключается в закаливании организма: воздушные ванны, контрастные души, специальные процедуры закаливания носоглотки, обмывание ног холодной водой на ночь. Наряду с этим рекомендуются солнечные ванны, тренировки на воздухе: в теплую погоду – кроссы, гребля, езда на велосипеде; зимой – бег на коньках, лыжах. Гигиеническая профилактика функциональных нарушений позвоночника у прыгунов заключается в укреплении позвоночных мышц для усиления их «корсетной» функции, эффективной разминке на суше перед тренировкой и соревнованиями с включением упражнений на гибкость (растяжение).

3. Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми. Спортивные игры характеризуются большим разнообразием движений переменной интенсивности, насыщены элементами бега, прыжков и другими видами динамической работы при редких кратковременных и небольших статических усилиях, высокая эмоциональность. Занятия спортивными играми совершенствуют такие двигательные качества как быстрота, точность и координация и движений, ловкость, сила, выносливость, умение мгновенно оценивать ситуацию, быстро принимать решение. Тренировки по баскетболу, гандболу и волейболу проходят в спортивных залах, к которым предъявляются основные гигиенические требования по соблюдению норм показателей микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха). Высота залов должна быть не менее 7 метров, отделка стен и потолков касается цветового оформления и состава красок, которые не должны осыпаться. Уровень освещенности вертикальной и горизонтальной плоскостей должен составлять не менее 200 лк. У футболистов тренировки проходят либо на открытых стадионах, либо в манеже. Костюм спортсменов-игровиков прост и состоит из майки, трусов и мягкой обуви без каблуков и выступающих рантов, хорошо прикрывающей голеностоп. У футболистов дополнительно гетры и щитки, у вратарей – налокотники. Обувь футболиста — бутсы. Шипы на бутсах могут быть литые или съемные из кожи, резины, алюминия, пластмассы.

Питание игровиков строится на общих гигиенических принципах. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов должно быть: 10-15%: 20-25% : 60-65%. Пищевой рацион должен быть небольшим по объему, но высококалорийным, легкоусвояемым, разнообразным, насыщенным белками животного происхождения, продуктами богатыми фосфором.

Потребность в витаминах у игровиков выше рекомендуемых норм в 4-5 раз, особенно нужны антиоксиданты А, Е и С и витамины группы В.

В игровых видах спорта часты разрывы и надрывы мышц, сухожилий и связок, возникающие в результате предельных нагрузок, травмы и ушибы из-за столкновений игроков, падений, ударов мячом или клюшкой. Гигиеническая профилактика травматизма в спортивных играх заключается в тщательной достаточной разминке, обеспечивающей разогрев мышц и повышение их эластичности в совершенствовании техники и общефизической подготовки, строгом соблюдении правил игры, исключения случаев грубой игры и применение недозволенных приемов.

4. Гигиеническое обеспечение занятий сложно-координационными видами спорта, к которым относятся спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фристайл и др. Упражнения в данных видах спорта относятся преимущественно к скоростно-силовым, воздействующим, главным образом, на скелетные мышцы, костно-суставную систему, периферическое кровообращение. В занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой и художественной гимнастикой преимущественно развиваются такие двигательные качества, как взрывная сила ног (прыгучесть), прыжковая выносливость (способность поддерживать высоту и длину прыжка при повторениях во время выступления), максимальная сила, силовая выносливость (статическая и динамическая), гибкость, ловкость. Спортсмены тренируются во всех видах многоборья. Гигиенические требования к оборудованию и эксплуатации гимнастических залов определяются нормами планировочных элементов и габаритов спортивных зданий. Спортивные снаряды должны размещаться на безопасном расстоянии друг от друга и от стен (не менее 1,5 м). Специальные приспособления для крепления снарядов размещаются на стенах и потолке и рассчитываются исходя из динамической нагрузки на снаряды весом 100 кг. Площадь зала в расчете на одного занимающегося зависит от спортивной квалификации спортсменов и должна составлять 10-12 м 2 для гимнастов III, II взрослого и II, I юношеского спортивных разрядов, 12-15 м 2 – для спортсменов I разряда и кандидатов в мастера спорта и 15-20 м 2 для мастеров спорта и мастеров спорта международного класса. Воздушный куб и приточно-вытяжная вентиляция при условии 2,5-3-кратной смены воздуха в час должны обеспечить 90 м 3 воздуха в час на спортсмена и 30 м 3 на зрителя. Естественное освещение должно иметь световой коэффициент равный 1:6, коэффициент естественного освещения – 1,5-2,0%; температура воздуха – +15…+16 0 С, относительная влажность воздуха – 30-60%, скорость движения воздуха – 0,5 м/с.

Вам будет интересно  9 причин заняться плаванием уже сегодня: как плавать, чтобы похудеть

Одежда гимнастов должна включать гимнастические брюки, трусы и майку, у женщин – купальник; обувь – кожаные туфли, хлопчатобумажные тапочки, для предупреждения продольного и поперечного плоскостопия рекомендуется оснастить обувь ортопедическими супинаторами.

Особенностью питания при занятиях сложно-координационными видами спорта является необходимость поддержания постоянной (сравнительно небольшой) массы тела при сравнительно низкокалорийном рационе, обеспечение организма достаточным количеством энергии и всеми необходимыми веществами. Спортсменам необходим относительно малый объем мускулатуры в сочетании с пластичностью и высокой функциональностью. Общая калорийность рациона должна строго регулироваться, чтобы не допустить истощения или заметного увеличения массы тела. Продукты должны быть малообъёмными и легкоусвояемыми.

Тренировочный процесс у гимнастов высокой квалификации обычно включает две тренировки в день. Основная тренировка проводится, как правило, в первой половине дня. Во второй половине тренировки (после 3-4 вида) возрастает утомление, что повышает опасность травматизма. Для лучшего восстановления в процессе тренировки целесообразно использовать кратковременный восстановительный массаж в интервалах отдыха между отдельными видами упражнений. При преимущественном утомлении центральной нервной системы, проявляющемся в заторможенности, чрезмерном нервно-эмоциональном напряжении и выраженном локальном мышечном утомлении, эффективен массаж, который включает встряхивание рук, разминание и метод точечного массажа. При преимущественном утомлении периферического нервно-мышечного аппарата, проявляющемся в уменьшении силы, быстроты движений, ощущениях болезненности в мышцах, более эффективен массаж, который включает выжимание, встря­хивание рук и разминание, гидропроцедуры.

В целях профилактики перенапряжения, заболеваний и травм следует использовать комплекс педагогических и гигиенических мероприятий: планирование программы занятий в соответствии с подготовленностью занимающихся, эффективную разминку, квалифицированную страховку с использованием специальных страховочных приспособлений, соответствием гимнастического зала гигиеническим требованиям, применение комплекса оздоровительных и восстановительных мероприятий.

5. Гигиеническое обеспечение занятий борьбой, боксом, тяжелой атлетикой. Эти виды спорта объединяет ряд сходных физиологических показателей мышечной деятельности. Кроме того, в каждом из этих видов имеет место разделение на весовые категории. Борьба требует от спортсмена высокого развития многих силовых качеств – абсолютной силы, силовой выносливости (статической и динамической), взрывной силы; бокс – скоростно-силовых качеств и специальной скоростной выносливости. Борьба и тяжелая атлетика связаны со значительными мышечными напряжениями, сопровождающимися натуживанием, что предъявляет повышенные требования к дыхательной и сердечно-сосудистой системам. Во всех этих видах необходима высокая координация движений, определяющая эффективность использования силового и скоростно-силового потенциала. Поэтому тренировка спортсменов должна быть разносторонней: занятия в зале и на свежем воздухе (кроссы, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание), позволяющие развивать общую выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость, способствующие повышению закаленности. Гигиенические требования к местам занятий указанными видами спорта (показателям микроклимата, воздухообмена, освещенности, химическому составу воздуха являются общими для спортивных залов.

Питание занимающихся единоборствами и тяжёлой атлетикой строится на общих гигиенических положениях, с учетом некоторых особенностей. С учетом весовых категорий расход энергии у борцов и боксеров колеблется от 65 до 75 ккал на 1 кг массы, у тяжелоатлетов – от 48 до 85 ккал на 1 кг массы. Наибольшее внимание уделяется белкам животного происхождения, продуктам, содержащим фосфористые соединения, витаминам группы В. Для поддержания оптимальной массы тела в процессе сгонки веса спортсменам указанных видов спорта рекомендуется постепенное снижение (10-15 дней) снижение веса за счет соответствующего изменения питания, питьевого режима, тренировочных программ (длительные по времени нагрузки субмаксимальной мощности), применение тепловых процедур. Нецелесообразно применять форсированные методы сгонки веса.

В профилактике травматизма важную роль играет соответствие мест занятий гигиеническим требованиям: ежедневная влажная уборка и проветривание помещений, уборка ковра, ринга, помоста для штангистов. Для обеззараживания помещений и спортивного инвентаря и оборудования эффективны бактерицидные лампы. Вокруг ринга и ковра должна оборудоваться зона безопасности шириной не менее 1,5-2 м. Обязательным является применение защитных приспособлений: у боксеров – бинты, шлемы, бандажи, раковины, капы, у борцов – бандажи, плавки под трико, у тежелоатлетов – бандаж, поясной ремень, напульсники.

6. Гигиеническое обеспечение занятий лыжным спортом. Занятия лыжным спортом оказывают разностороннее функциональное воздействие на организм, способствуют улучшению физического развития, закаливанию организма, способствуют совершенствованию двигательных качеств, особенно выносливости, приобретению прикладных навыков. Значительные физиологические требования предъявляются к аэробной системе (сердечно-сосудистой, дыхательной, системе крови). Поскольку лыжные трассы пролегают по местности со сложным рельефом, а использование пластиковых лыж значительно повысило скоростно-силовые характеристики движений лыжников, лыжные гонки требуют от спортсмена высокого уровня развития скоростно-силовых качеств. Для достижения высоких спортивных результатов им необходима общая высокая работоспособность при аэробном, смешанном аэробно-анаэробном и анаэробно-гликолитическом режимах работы. Тренировки лыжников, как правило, проходят на свежем воздухе, что оказывает закаливающее действие, однако интенсивность охлаждающего воздействия может превысить меру защитных возможностей организма спортсмена и вызвать простудные заболевания. В силу этого, одежда лыжников должна состоять из хлопчатобумажного или шерстяного белья, спортивного костюма, шапочки. В тренировках умеренной интенсивности ветро- и влагозащитные костюмы пригодны только для дождливой или ветреной погоды, т.к. они значительно затрудняют теплоотдачу. Обувь – мягкие, лёгкие ботинки с эластичной подошвой и сандальным рантом для креплений, каблук широкий и низкий, голенища короткие, чтобы не мешать работе голеностопа.

Питание лыжников имеет выраженную углеводную ориентацию с преобладанием сложных углеводов. Калорийность суточного рациона составляет от 65 до 73 ккал на 1 кг массы тела при беге на короткие дистанциях и 74- 82 – на длинных. Особое внимание необходимо уделять витаминам антиоксидантного комплекса и группы В. Учитывая холодный сезон тренировок, питание должно быть горячим на всех приемах пищи.

Значительные по объему и интенсивности нагрузки лыжников приводят к возникновению у них выраженного утомления, сопровождающегося явлениями повышенного тонуса мышц. Классический массаж с восстановительной целью в этих случаях малоэффективен, поэтому предпочтительнее гидропроцедуры и аппаратный массаж. У лыжников-гонщиков относительно часты хронические заболевания верхних дыхательных путей (хронические тонзиллиты, фарингиты, риниты), их гигиеническая профилактика должна заключаться в постоянном применении комплекса закаливающих процедур. Профилактикой перенапряжения мышц, сухожилий, суставного аппарата должна быть хорошая разминка и силовая подготовка для создания мышечного корсета.

7. Гигиена инвалидов-спортсменов. По данным ВОЗ в настоящее время инвалиды составляют около 10% населения Земли. Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалидов. Многообразие физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют отбирать целесообразные сочетания для каждого отдельного случая, что обуславливает преимущество средств физического воспитания в реабилитации инвалидов. Спорт содействует интеграции инвалидов в общественную жизнь. В спорте человек с ограниченными возможностями получает возможность самореализации и самосовершенствования. Спортивное движение инвалидов представлено Паралимпийским и Дефлимпийским движением, а также программой «Спешиал олимпикс». В паралимпийском движении участвуют инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения. Организация соревнований для инвалидов отличается необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования соответствующих групп. С этой целью используется специально разработанная спортивно-медицинская классификация. Соревнования проводятся с учетом международных правил по данному виду спорта для инвалидов данной категории. Спортсменам инвалидам присваивают спортивные квалификации и звания. Основной организационной структурой по работе с инвалидами являются физкультурно-оздоровительные клубы, в которых работа проводиться по двум направлениям: физкультурно-оздоровительному и спортивному. При работе со спортсменами-инвалидами требуется знание особенностей патологии тренируемых, методик тренировки и средств восстановления. Основные требования к местам занятий относятся к регулярной тщательной влажной уборке, УФ-облучению, хорошей вентиляции, температурному режиму.

Контрольные вопросы для самоподготовки :

1. Какие основные компоненты входят в систему подготовки спортсменов?

2. В чем заключается различие процессов адаптации и акклиматизации?

3. Назвать отличительные особенности: условий проведения тренировок, питания, экипировки, режима дня, личной гигиены, средств повышения работоспособности и восстановления при занятиях легкой атлетикой.

4. Назвать отличительные особенности: условий проведения тренировок, питания, экипировки, режима дня, личной гигиены, средств повышения работоспособности и восстановления при занятиях плаванием.

5. Назвать отличительные особенности: условий проведения тренировок, питания, экипировки, режима дня, личной гигиены, средств повышения работоспособности и восстановления при занятиях спортивными играми и сложно-координационными видами спорта.

6. Назвать отличительные особенности: условий проведения тренировок, питания, экипировки, режима дня, личной гигиены, средств повышения работоспособности и восстановления при занятиях спортивными единоборствами и тяжелой атлетикой.

7. Назвать отличительные особенности: условий проведения тренировок, питания, экипировки, режима дня, личной гигиены, средств повышения работоспособности и восстановления при занятиях зимними видами спорта.

8. Назвать отличительные особенности: условий проведения занятий, питания, экипировки, личной гигиены, средств восстановления и повышения работоспособности, средств профилактики возникновения вторичных диагнозов при занятиях со спортсменами — инвалидами.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать понятие о значении плавания как средства укрепления здоровья.

Основные задачи:

  • Начать формирование знаний о значении плавания как средства укрепления здоровья.
  • Ознакомить учащихся с понятиями личная гигиена и гигиена плавания.
  • Способствовать воспитанию сознательной дисциплинированности, активности, уважительного отношения друг к другу.

Место проведения: учебный класс

Необходимый инвентарь: мягкий мячик (1 шт.), карточки трех цветов (красный, оранжевый, зеленый), презентация по теме, лист бумаги.

Тип урока – комбинированный.

Этапы урока

1. Подготовительная часть.

Учащиеся достают дневники, ручку; им выдается лист бумаги. Ознакомить учащихся с темой и задачами на урок. Опрос по материалу предыдущего урока. (фронтальный. Учитель бросает мягкий мячик отвечающему ученику).

Вопрос 1: Что такое плавание как вид физических упражнений и спорта?

Ответ: плавание – это умение держаться на воде (статическое плавание) и передвигаться в нужном направлении (динамическое плавание).

Вопрос 2: Что такое статическое плавание?

Ответ: статическое плавание — держание на воде в горизонтальном положении без движения

Вопрос 3: Что такое динамическое плавание?

Ответ: динамическое плавание – передвижение по воде в горизонтальном положении с выполнением элементов техники

2. Объяснение нового материала (лекция с элементами беседы) Слайд №3 Первая подтема урока – это гигиена плавания

Учитель : “Ребята, кто знает, что это за понятие гигиена!?”

(Беседа с детьми на тему гигиены)

Это понятие сформировалось еще в древние века и пошло от имени богини Гигиеи, которая изображалась сидя на камне и кормящей змею из чаши. Она символизировала принцип здоровья во всех сферах человеческой деятельности.

Давайте с Вами закрепим, что входит в понятие личная гигиена:

  • режим дня;
  • чередование труда, отдыха и спорта;
  • чистота (уход за кожей, уход за волосами, гигиена полости рта, правильное питание).

Учитель : “Как Вы думаете, существует ли гигиена воды?”

Понятие гигиена воды также имеет место быть. Для того чтобы занятия в бассейне были комфортными и полезными для здоровья, в нем проводится комплекс мероприятий по подготовке воды и уходу за ней.

  • подогрев воды (Необходим для поддержания комфортной температуры в чаше бассейна. Температура воды в бассейне составляет 25-28 °С);
  • обеспечение рециркуляции воды (Необходима для равномерного перемешивания воды во всех частях бассейна.);
  • обеззараживание воды (Уничтожение биологически активных загрязнителей и продуктов жизнедеятельности (микроорганизмы, водоросли, бактерии, вирусы, потожировые выделения);
  • механическая очистка воды (Очистка воды от таких загрязнителей как мусор, пыль, песок, отмершие микроорганизм. Осуществляется с помощью специальных фильтров (песочных, мембранных, угольных).

Остановимся на обеззараживании воды. Этот процесс в нашем бассейне осуществляется комплексно или комбинированным методом. А именно у нас добавляют хлор, а так же применяют ультрафиолет. В некоторых бассейнах применяются отдельно реагентные или безреагентные методы.

Итак, воду в бассейне очищают от механических включений, неорганических и органических примесей.

Теперь давайте обсудим значение плавания для укрепления здоровья.

Плавание относят к одному из лучших видов физической активности. Во-первых, плавание в бассейне, является одним из самых безопасных и полезных видов физических нагрузок. Во-вторых, плавание подходит для людей разного возраста. В-третьих, плавание помогает людям приблизиться к природе, ведь мы на 85 % состоим из воды, а человеческий плод развивается так же в водной среде.

Плавание оказывает мощный оздоровительный эффект на

  • иммунную систему

Плавание — эффективное средство закаливания. Оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям.

  • опорно-двигательную систему

В воде происходит полная проработка всех мышц, независимо от выбранного стиля плавания. Равномерная работа мышц всего тела способствует формированию гармоничной фигуры.

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. Плавание требует координации всех двигающихся мышц. При этом вода создает большее сопротивление, чем воздух, значит, чтобы плыть, нам приходится напрягаться сильнее. Поэтому в результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы. В тоже время во время плавания тело поддерживается водой так, что не возникает чрезмерной нагрузки ни на одну группу мышц или суставов.

В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на позвоночник, он правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия.

Плавание помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах.

  • дыхательную систему

Плавание способствует повышению силы дыхательных мышц и увеличению их тонуса, способствует увеличению жизненного объема легких и усиливает их вентиляцию.

Дыхание пловца согласовано с движениями его конечностей. Один цикл движений руками как правило выполняется за один вдох и выдох. Так как при плавании тратится много энергии, потребность в кислороде растет. Именно поэтому пловец стремится максимально полно использовать каждый вдох. Более полному выдоху способствует давление воды на грудную клетку, оно же способствует развитию мышц, расширяющих грудную клетку.

В итоге занятий плаванием увеличивается жизненная емкость легких и повышаются функциональные возможности дыхательной системы, увеличивается количество и эластичность альвеол.

  • сердечно-сосудистую систему

Плавание способствует усилению деятельности сердечно-сосудистой системы, но при этом работа сердца протекает в благоприятных условиях. Давление воды облегчает отток крови от периферии к сердцу. Поэтому занятия плаванием показаны даже людям с ослабленным сердцем.

Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1,5-2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня.

И наконец, плавание оказывает оздоровительный эффект на:

  • нервную систему

Занятия плаванием способствуют формированию уравновешенного и сильного типа нервной деятельности.

Плавание тонизирует нервную систему, уравновешивает процессы возбуждения и торможения, улучшает кровоснабжение мозга.

Приятные ассоциации, связанные с плаванием, поддержкой равновесия тела в воде, благотворно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона. Плавание помогает избавиться от водобоязни, снимает утомление, помогает при нервном перенапряжении, поднимает настроение. улучшает сон, внимание и память.

Регулярные занятия плаванием дисциплинируют и повышают волевые качества.

3. Обобщение и закрепление

По ходу урока учащиеся составляют таблицу – “Значение плавания на физиологические системы организма”

Подводя итог выше сказанному, мы можем сделать вывод, что плавание — прекрасный и очень полезный для здоровья вид физической активности.

5. Домашнее задание

Написать рассуждение на тему: “Что для меня значит плавание”

  • если урок для Вас был полезен и интересен, покажите/нарисуйте зеленый прямоугольник
  • если урок показался Вам скучным и неинтересным, покажите/нарисуйте красный прямоугольник
  • если урок был не плох, покажите/нарисуйте оранжевый прямоугольника
Вам будет интересно  Как научить ребенка плавать самостоятельно: упражнения в бассейне детям 6, 7, 8, 9,10, 11, 12 лет

13.2. Плавание

Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно необходимые навыки передвижения в воде. Занятия плаванием доступны мужчинам и женщинам в любом возрасте.

При гигиеническом обеспечении тренировки пловцов необходимо учитывать основные тенденции развития современного плавания. Прежде всего, это значительные тренировочные нагрузки при двух и трех тренировках в день, в процессе которых спортсмены проплывают 18–20 км. В последнее время резко снизилась нижняя возрастная граница спортсменов: выдающихся достижений в плавании достигают спортсмены в возрасте 12–13 лет.

Распорядок дня строят с учетом проведения двух, а иногда и трех тренировок в день. Обычно первая тренировка начинается рано утром – в 7.00–7.30. В связи с этим необходимо предусматривать более ранний подъем и отход ко сну. В режиме дня следует выделять время для дневного сна. Особое внимание уделяется правильному чередованию видов деятельности для обеспечения необходимого отдыха в течение дня. В тренировках пловцов следует широко использовать переключение с одного вида тренировочной нагрузки на другой, переход от работы большого объема к работе высокой интенсивности. Занятия должны быть возможно более вариативными.

Закаливание имеет важное профилактическое значение для пловцов. Прежде всего необходимо широко использовать различные водные процедуры (обливание холодной водой, обмывание стоп на ночь холодной водой). Вместе с этим рекомендуется применять солнечные и ультрафиолетовые облучения. Все это оказывает благоприятное влияние на организм, иммунобиологические процессы и функции кожи. Пловцам следует также рекомендовать в целях закаливания систематически проводить в осенне-зимнее время кроссовые пробежки и занятия лыжным и конькобежным спортом. Все это способствует повышению неспецифической устойчивости организма и профилактике типичных для пловцов заболеваний уха, горла и носа. В этих же целях следует регулярно проводить полоскание горла холодной водой утром и вечером.

Личная гигиена пловца связана с тщательным уходом за телом и профилактикой кожных заболеваний, и прежде всего эпидермофитии.

Одежда и обувь пловцов при тренировках на суше подбирается с учетом соответствующих метеорологических условий. При участии в соревнованиях мужчины, юноши, мальчики выступают в специальных плавательных трусах, а женщины, девушки, девочки – в купальных костюмах.

Питание пловцов должно быть разнообразным, с широким ассортиментом продуктов животного происхождения.

Суточный расход энергии у пловцов должен быть в среднем 65–70 ккал, а при длительном плавании – 68–72 ккал на 1 кг веса.

В обычных условиях для пловцов рекомендуются следующие нормы пищевых веществ (г на 1 кг веса): белков – 2,1–2,3, жиров – 2–2,1, углеводов – 9,5–10. Учитывая, что юные пловцы находятся в стадии роста и развития, следует обеспечивать в рационе необходимое количество продуктов, богатых белками животного происхождения (молоко, молочные продукты, мясо, рыба, бобовые). Особое внимание следует обращать на содержание в пище витаминов (особенно витаминов С и группы В) и минеральных веществ. Распорядок приема пищи должен предусматривать четырехразовое питание. Перед утренней тренировкой необходим небольшой завтрак, для чего можно использовать питательные смеси.

В подготовительном периоде тренировки при общефизической подготовке, направленной на увеличение мышечной массы и силы пловцов, в пищевых рационах необходимо увеличивать содержание белков, используемых организмом для пластических целей. На этапах тренировки с преимущественным развитием выносливости рекомендуется обогащать пищу витаминами В 1 , В 2 , РР и С. Желательно также применять пищевые источники железа (из препаратов – глицерофосфат железа). При тренировках на выносливость количество белков в пищевом рационе на 1 кг веса тела должно составлять 2–2,1 г, углеводов – 9–10, жиров – 2,4–2,5 г.

При тренировочных циклах, в которых преобладают скоростные упражнения, в пищу следует включать продукты, содержащие фосфористые соединения (молочные продукты, мясо, сыры). При совершенствовании скоростных и скоростно-силовых качеств пловцов в пищевом рационе должно содержаться на 1 кг веса тела до 2,1–2,3 г белков, 2–2,1 г жиров и 8–9 г углеводов. При этом углеводы должны покрываться главным образом за счет овсяной крупы или хлопьев, гречневой каши, картофеля, овощей и фруктов, а не за счет хлеба или круп.

При составлении пищевых рационов для юных пловцов можно использовать следующие данные. У пловцов в возрасте 14 лет при напряженной тренировке в соревновательном периоде суточный расход энергии составляет в среднем 3558 ккал, а на 1 кг веса – 61,3 ккал. При этом специфические энергозатраты, обусловленные спортивной тренировкой, равны 1056 ккал.

В периоды напряженной подготовки при двух или трех тренировочных занятиях в день следует применять следующие продукты повышенной биологической ценности: спортивный напиток с белковым гидролизатом, глюкозно-белковый шоколад, белковое печенье «Олимп».

Дозирование тренировочных нагрузок, особенно у юных пловцов, должно осуществляться при постоянном врачебном контроле, с учетом возрастных особенностей и обеспечения гармоничного развития растущего организма. Нерациональное планирование подготовки юных пловцов может оказать отрицательное воздействие на организм.

При подготовке пловцов в целях быстрейшего восстановления применяются различные виды массажа, душ, теплые ванны, контрастные ванны, сауна и другие средства.

Открытые и крытые искусственные плавательные бассейны, в которых проходят тренировочные занятия пловцов, должны отвечать гигиеническим требованиям к плавательным бассейнам (СНиП 11–76–78).

Контроль за состоянием бассейна осуществляется медицинским персоналом и работниками СЭС. Пропускная способность бассейна должна соответствовать СНиП 11–76–78. Промежуток между сеансами плавания должен быть 30 мин.

По характеру очистки и методу использования воды различают бассейны рециркуляционного и проточного типа. Независимо от системы заполнения бассейнов и методов очистки во всех случаях необходимо соответствующее обеззараживание воды.

Лучшими с гигиенической и экономической точек зрения являются бассейны рециркуляционного типа. В них вода из ванны постоянно поступает на очистные сооружения и затем опять возвращается в нее. Устройство очистных сооружений представляет собой замкнутую систему, в цепь которой последовательно включены насосы, устройства для коагуляции воды, фильтры и аппаратура для обеззараживания воды.

Рециркуляция воды в бассейне увеличивает эффект ее обеззараживания, уменьшает общее бактериальное загрязнение, позволяет обеззараживающему средству равномерно распределяться по всей массе воды, а также снижает расход подогретой воды.

Санитарно-гигиеническое состояние воды в бассейне во многом зависит от методов и режима ее обеззараживания. Для этого в современных бассейнах применяется хлор, бром, а также соли меди и серебра, озонирование, ультрафиолетовое облучение или комплексные методы.

Вода, подаваемая в бассейн, должна по всем показателям отвечать требованием ГОСТ 2878–73 «Вода питьевая».

В последнее время все шире ведется работа по изысканию и внедрению в практику новых средств обеззараживания воды, с тем чтобы избегать отрицательного воздействия хлорированной воды на пловцов.

Из книги Уроки верховой езды автора Пчелина М Л

Плавание Правильно Неправильно

Зрение и подводное плавание Погружение под воду приводит к значительным изменениям в органах зрения, как под воздействием прямых эффектов гидростатического давления, так и из-за разницы в показателе преломления воды и

Плавание В данном случае речь идет о плавании без снаряжения. Очевидно, что плавание в бассейне различными стилями и с соблюдением графика тренировок — отличный способ почувствовать себя в гармонии с водной средой. Развитие привыкания к воде является одним из главных

Плавание лицом вверх Речь идет о том, чтобы переплывать бассейн под водой в перевернутом положении, с лицом, направленным к поверхности. Такое упражнение позволяет привыкнуть к плаванию в неестественном положении, когда вода затекает в нос, и приходится постоянно

Плавание в ластах Говоря о плавании в ластах, мы, по сути, имеем в виду перемещение человека в воде при помощи искусственных конечностей, которые, к тому же, нужно уметь использовать, чтобы получать наилучшие результаты при минимальных усилиях. Рис. 44 Правильная работа

Плавание Часто приходится слышать, что плавание в олимпийском триатлоне не столь важно, потому что на велосипедном этапе можно выиграть значительно больше, ведь плыть приходится всего 1,5 км (это занимает 20–30 мин.), а ехать — целых 40 км (1 ч. — 1 ч. 10 мин.). Отчасти в этом

1. Плавание Разделяем дистанцию на следующие этапы: Первый буек. Задача — приплыть к первому буйку в лучшей группе. Начинайте достаточно быстро, но не максимально. Не забывайте отслеживать траекторию через каждые 5–7 гребков. Поворот (повороты). За 5 м до поворота и

Плавание против потока Работая над этой книгой, я параллельно готовил подвал своего дома к установке «Бесконечного бассейна» — бассейна со встроенным противотоком. Раньше я считал, что динамика плавания на месте, в то время как вода двигается мимо вас, может повредить

Плавание Олимпийские победы киноактера Джон Вейсмюллер стал первым спортсменом, сумевшим проплыть 100 метров вольным стилем быстрее, чем за минуту. Тогда ему было 18 лет. Позже Вейсмюллер на играх двух Олимпиад завоевал 5 золотых медалей. Не раз устанавливал мировые

Плавание под спинакером Этот легкий пузатый парус можно нести почти на всех полных курсах — от фордевинда до галфвинда. В отличие от основных парусов — грота и стакселя, которые ставят при выходе из гавани, спинакер всегда приходится ставить на ходу: либо когда яхта идет

13.2. Плавание Плавание имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Оно способствует гармоничному развитию организма и укреплению мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оказывает хороший закаливающий эффект. При плавании формируются жизненно

Плавание Совет 24 Разомнитесь в течение 15–25 минут перед стартом. Я обычно залезаю в воду за 15 минут перед тем, как пушка даст старт, и делаю 10-минутную разминку (с небольшими ускорениями), а потом 5 минут на стартовой линии расчищаю место вокруг себя. Я не бегаю перед

Колебания атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, загрязнения воды и почвы, негативное влияние производственных условий, длительные перегрузки, недостаточной или избыточный уровень двигательной активности, нерациональное питание – основные факторы, обусловливающие кратковременные или длительные негативные изменения в здоровье человека.

Важное гигиеническое значение имеет первостепенное врачебное обследование, обязательное для всех студентов 1 курса вуза. На основе полного обследования состояния здоровья, показателей физического развития и функционального состояния врач делает заключение о возможности допуска к занятиям и рекомендует заниматься в соответствующем отделении по состоянию здоровья (основном, подготовительном или специально-медицинском).

Важное гигиеническое значение имеет применение в процессе физического воспитания различных педагогических средств и методов, направленных на формирование длительной адаптации и работоспособности студентов.

Преподаватель или тренер, как лицо, ответственное за безопасность студентов, должен предотвращать травматизм, негативным воздействиям факторов окружающей среды на организм своих подопечных, создавать оптимальные гигиенические условия во время занятий.

Плавания – вид спорта, который способствует развитию всех основных функций организма, особенно дыхательного аппарата и системы кровообращения, оно положительно влияет на центральную нервную систему, нормализуя ее дияльшсть, устраняет чрезмерную возбужденность и раздражительность, повышает общий жизненный тонус, равномерно развивает большинство мышечных групп, способствует формированию осанки и гармоничной телосложения.

Занятия с плавания проводятся в естественных открытых водоемах или в открытых и крытых бассейнах для плавания

Выделим рекомендации относительно условий создания таких бассейнов. При выборе необходимо учитывать скорость течения воды, глубину водоема, особенности почвы берегов и дна, санитарное состояние водоема и берегов, условия для переодевания студентов, пути и возможности транспортных средств.

Конструкции бассейнов могут быть разными, однако все они должны быть прямоугольными длиной 25 или 50 м. Однако за природных условий возможно создание бассейна меньшего за стандарты, принятые для соревнований по плаванию.

По принятым нормам площадь водной поверхности бассейнов для массового купания и плавания в проточных водоемах 5 м 2 на взрослого, в непроточных – не менее 8 м2 на человека, независимо от возраста. Специалисты отмечают систематическом ежедневном контроле за целостностью дна и станок бассейна и регулярном их очистке.

Открытые искусственные бассейны для плавания как сооружения по сравнению с открытыми водоемами имеют ряд преимуществ гигиенического и спортивного характера. Искусственные бассейны позволяют сделать занятия по плаванию полностью безопасными, отсутствие течения и волн в них обеспечивают благоприятные условия для тренировок и соревнований.

Ванну бассейна обычно делают из железобетона, ее внутреннюю поверхность облицовывают кафельными плитами

В зависимости от размеров ванны делят на малые длиной 25 м и большие – длиной 50 м, при ширине 10; 12,5; 15; 21 и 25 м, что делает возможным создание нескольких дорожек, шириной не менее 2,25 м. Глубина бассейна зависит от его назначения. По его продольных стенках обустраивают желоба для слива в канализацию загрязненного верхнего слоя воды. На глубине 1,2 м от уровня воды делают выступление шириной 15 см для отдыха пловцов.

Температура воды в открытых бассейнах для плавания и прыжков в воду должна составлять 24-26 ° С, для водного поло – 24 ° С Закрытые искусственные бассейны строят с одной или несколькими ваннами различных размеров. Длина бассейнов 25 или 50 м и ширина – 10; 12,5; 15 и 21 м, что позволяет разделить его на 4, 5, 6, и 8 дорожек для заплывов. Рекомендуемая единовременная пропускная способность малых бассейнов – 25-30 человек, крупных – 50-60.

Вокруг ванны обустраивают обходные дорожки: продольную – шириной не менее 1,5 м, поперечную – шириной не менее м. Для предотвращения переохлаждения ног поверхность дорожек и скамейки для отдыха подогревают до 31 ° С Борт ванны маэ выступать над уровнем дорожки на 8 10 см.

Зал бассейна должен иметь хорошо естественное и искусственное освещение

Окна располагают на продольных стенах зала на высоте не менее 1,5-2 м от пола. Температура воздуха в зале должна составлять 26-27 ° С и быть на 1-2 ° С выше температуры воды.

В душевых рекомендуется устраивать ванны для ног, а в местах выхода из душевой на обходную дорожку бассейна – проходные ванны для ног с раствором хлорной извести для профилактики грибковых поражений кожи ног. В туалетах необходимо наличие ванны с теплой проточной водой.

Занятия различными видами аэробики помогают уменьшить вес тела, гармонично развить мышцы, приобрести хорошей осанки и фигуры. Существует несколько разновидностей аэробики, из которых самыми популярными в фанк-аэробика, степ-аэробика, шейпинг, аква-аэробика.

Важным эмоциональным и мобилизующим фактором аэробики является музыкальное сопровождение. Фанк – это низкоударный, низко интенсивный вид аэробики. Фанк-аэробика отражает стилистический характер движений с использованием музыки. Она является эффективным средством уменьшения веса тела. Подавляющее большинство упражнений строится на танцевальных элементах, силовые упражнения почти отсутствуют.

Шейпинг – это удачное сочетание аэробики и атлетизма

Простота атлетических упражнений шейпинга, умеренный темп их выполнения, длительные паузы для отдыха, возможность дифференцировать нагрузки делают их доступными для студенток с разным уровнем функциональной и физической подготовленности.

Специфика аква-аэробики заключается в том, что все упражнения выполняются в водной среде. Воду используют как элемент нагрузки и восстановления, она расслабляет мышцы и выполняет массажную функцию. Упражнения в воде способствуют формированию осанки, развитию сбалансированной силы мышц, повышению гибкости, улучшению координации движений и похудению. Занятия аква-аэробикой можно проводить в любом бассейне, желательно с регулируемым температурным режимом. При температуре воды 28-30 ° С целесообразно работать над гибкостью, а при 25-26 ° С – над высокоинтенсивными упражнениями (ходьба в воде, прыжки, подскоки, махи).

Занятия аэробикой и ритмической гимнастикой следует проводить в хорошо проветренном помещении, в залах для спортивных игр или в специально оборудованных помещениях. Наиболее благоприятным для гимнастических залов является температурный режим в пределах 14-16 ° С, относительная влажность воздуха 30-60%, скорость движения воздуха 0,4-0,5 м / с. Если в зале отсутствует центральная вентиляция требуется проветриваемом к занятиям (20-30 мин), после них и во время перерывов. Залы по шейпингу имеют ковровое покрытие, которое необходимо тщательно чистить пылесосом. А инвентарь (гантели, гимнатические палки и т.п.) протирать сухой тряпкой.

При отсутствии ковра, студентки имеют возможность заниматься на поролоновых ковриках.

Главным требованием для залов аэробики или ритмической гимнастики есть достаточное акустичность помещения, то есть стены должны хорошо отражать звук, быть высокую звукоизоляцию.

Проанализировав общие гигиенические особенности в процессе занятий плаванием, аква-аэробикой и ритмической гимнастикой мы выделили, учитывая территориальные условия, гигиенические требования к спортивным сооружениям: бассейнов, бассейнов для аква-аэробики и др. Перспективными для дальнейших исследований выделяем темы личной гигиены студента, начал занятия плаванием и аква-аэробикой и др.

http://www.topswim.pro/dry-swim-trenager/
http://rgtemp.ru/gigienicheskoe-obespechenie-zanyatii-plavaniem-gigienicheskoe-obespechenie-pri.html