Содержание
Возрастные особенности формирования техники плавания с моноластом Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Александр Иванович
Изучение особенностей техники плавания с моноластом у мальчиков и юношей различного возраста позволило выявить возрастной ритм развития показателей, определяющих технику плавания с моноластом и распределить средства технической подготовки в соответствии с возрастными особенностями спортсменов.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов Александр Иванович
Age peculiarities of improving swimming technique with mono-float
The research of mono-float swimming technique is done for boys of different ages. As a result the most favorable age periods are defined to improve parameters for effective movements when swimming with a mono-float.
Текст научной работы на тему «Возрастные особенности формирования техники плавания с моноластом»
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
УДК 796.015.1+797.21 Д. И. ИВАНОВ
Омский государственный институт сервиса
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ С МОНОЛАСТОМ
Изучение особенностей техники плавания с моноластом у мальчиков и юношей различного возраста позволило выявить возрастной ритм развития показателей, определяющих технику плавания с моноластом и распределить средства технической подготовки в соответствии с возрастными особенностями спортсменов.
Ключевые слова: техника плавания с моноластом, возрастные особенности.
Достаточно большое количество исследований свидетельствует о том, что влияние определенных факторов среды, в частности тренировочных воздействий, на человеческий организм не одинаково на различных этапах его развития [1, 4, 5, 7, 11]. Ряд авторов указывает на то, что для каждого возрастного периода может быть определен свой специфический набор наиболее действенных тренировочных воздействий, которые во взаимодействии с генетической информацией и изменениями на предыдущих этапах развития дадут наибольший тренировочный эффект. В том случае если направленность тренировочных воздействий не будет совпадать с естественным возрастным ритмом развития моторики, тренировочные воздействия будут выступать в роли сбивающего фактора и замедлят естественный ход развития организма [2, 3, 6, 8, 9, 10].
Анализ доступной литературы показал, что вопрос влияния возрастных особенностей развития моторики на формирование техники плавания с моноластом не изучен. Поэтому целью данного исследования явилось выявление особенностей формирования техники движений при плавании с моноластом у мальчиков 8—17 лет.
В исследованиях приняли участие 270 мальчиков — девять возрастных групп по 30 человек в каждой. Они обучались технике плавания с моноластом по стандартной программе 20 тренировочных занятий по три занятия в неделю. После этого испытуемые проплывали 30 м с максимальной скоростью. Регистрировались показатели, характеризующие эффективность движений: скорость плавания, темп, шаг, относительные колебания внутрицикловой скорости, сила тяги, развиваемая при плавании на привязи, коэффициент эффективности гребковых усилий (КЭГУ), максимальные углы сгибания в голеностопных и разгибания в коленных суставах.
Для обработки полученных результатов использовались общепринятые методы математической статистики.
Изучение показателей, характеризующих технику плавания с моноластом у мальчиков и юношей 8 — 17 лет показало, что, выполнив одинаковую тренировочную программу, мальчики и юноши различного возраста достигают неодинаковых результатов (табл. 1). Прослеживается явная неравномерность развития элементов моторики определяющих эффективность выполнения движений при плавании с моноластом.
Между группами мальчиков 8 — 9 и 9—10 лет статистически достоверных различий по рассматриваемым показателям не выявлено.
У мальчиков 10—11 лет статистически достоверно выше, чем в предыдущей возрастной группе, частота движений и сила тяги, развиваемая при плавании на привязи.
В следующем возрастном периоде 11 — 12 лет отмечается увеличение длины шага. Это увеличение, на наш взгляд, обусловлено ростом силовых показателей. Сила тяги в этом возрастном периоде увеличивается более чем на 20% по сравнению с предыдущим. В этом же возрастном периоде отмечается увеличение относительных колебаний внутрицикловой скорости, что свидетельствует об ухудшении координации движений.
После 11 — 12 лет отмечается уменьшение максимальных углов сгибания в голеностопных и разгибания в коленных суставах. Тенденция ухудшения подвижности в суставах сохраняется во всех последующих возрастных периодах.
Начиная с 12—13 лет отмечается статистически достоверное увеличение скорости плавания в каждой последующей возрастной группе. По сравнению с предыдущей возрастной группой уменьшаются относительные колебания внутрицикловой скорости т.е. улучшается способность рационально распределять усилия.
В 13—14 лет увеличение скорости идет за счет увеличения длины шага. Продолжается рост силы тяги при плавании на привязи. Улучшается способность к рациональному распределению усилий при выполнении гребковых движений (уменьшаются относительные колебания внутрицикловой скорости). Увеличивается коэффицент эффективности гребковых усилий, характеризующий способность сохранять обтекаемое положение тела во время выполнения гребковых движений.
К 14—15 годам относительные колебания внутрицикловой скорости достигают минимальных значений в исследуемом возрастном интервале. Увеличение скорости плавания идет преимущественно путем увеличения длины шага. Сохраняются высокие темпы увеличения силы тяги. Юноши 14—15 лет превосходят мальчиков 8 — 9 лет по силе тяги при плавании на привязи, более чем в три раза.
Юноши 15—16 лет превосходят юношей предыдущей возрастной группы по скорости плавания, силе тяги при плавании на привязи и КЭГУ.
Показатели, характеризующие технику плавания с моноластом у мальчиков и юношей различного возраста, х ± а
Показатели Возраст, лет
8-9 9-10 Ро 10-11 Ро 11-12 Ро 12-13 Ро 13-14 Ро 14-15 Ро 15-16 Ро 16-17 Ро
Скорость, м/с 1, 18±0, 1 1,20 ±0, 1 >0,05 1,22 ±0, 1 >0,05 1,25 ±0, 1 >0,05 1,38 ±0, 1 0,05 78 ±13 >0,05 100 ±12 0,05 48 ±7 >0,05
Темп, цикл/мин 127 ± 7 129 ±7 >0,05 140 ±13 0,05 122 ± 8 >0,05 121 ±13 >0,05 123 ±8 >0,05 129 ±7 0,05 53 ± 7 >0,05 62 ±9 0,05 89 ±8 >0,05
Разгибание в коленных суставах, град. 15 ± 3 15 ±4 >0,05 15 ±3 >0,05 14 ±2 >0,05 12 ±4 >0,05 11 >0,05 11 ±3 >0,05 9 ±3 >0,05 10 ±4 >0,05
Сгибание в голеностопных суставах,град. 13 ± 3 12 ±4 >0,05 13 ±2 >0,05 9 ±3 0,05 6 ± 2 >0,05 5 ±4 >0,05 5 ±3 >0,05 6 ±4 >0,05
Сила тяги, усл.ед. 19 ± 3 20 ±4 >0,05 24 ±4 0,05 128 ±6 >0,05 130 ±7 >0,05 127 ± 8 >0,05 133 ±12 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Возрастные периоды, рекомендуемые для акцентированных тренировочных воздействий, направленных на совершенствование показателей, определяющих эффективность движений при плавании с моноластом
Показатели Возраст, лет
8-9 9-10 10-11 11-12 12-13 13-14 14-15 15-16 16-17
Относительные колебания внутрицикловой скорости + + +
Разгибание в коленных суставах + + +
Сгибание в голеностопных суставах + + +
о> 1сЮиО И Ус1Д1Я/ЛЖИф 6002 ‘(38) 9 оМ «яинюэа И1ЯНЬА¥Н ИИЮ1Л10»
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 6 (82), 2009
В 16—17 лет увеличение скорости идет за счет увеличения частоты движений. Характеризуя изменения остальных показателей, можно сказать, что сохраняются тенденции предыдущего возрастного периода.
Анализ возрастных особенностей техники выполнения движений при плавании с моноластом позволил распределить акценты педагогических воздействий при работе над совершенствованием техники плавания спортсменов-подводников следующим образом (табл. 2).
В возрасте 8 — 9 и 9—10 лет акцентировать внимание на развитии подвижности в суставах.
В 10—11 лет активно использовать упражнения направленные на повышение частоты движений, продолжать работу над развитием подвижности в суставах и начинать работу по развитию силовых возможностей.
В 11 — 12 лет акцент тренировочных воздействий целесообразно перенести на увеличение силы греб-ковых движений.
Возраст 12—13 лет благоприятен для увеличения силы гребковых движений и совершенствования обтекаемого положения тела.
В 13—14 и 14—15 лет целесообразно активно использовать упражнения направленные на увеличение силы, совершенствование способности рационально распределять усилия при выполнении гребковых движений и упражнения направленные на совершенствование обтекаемого положения тела.
Возраст 15-16 лет благоприятен для развития силы и совершенствования обтекаемого положения тела.
В 16—17 лет акцент воздействий должен быть направлен на повышение частоты движений, увеличение силы и совершенствование обтекаемого положения тела.
1. Показатели, характеризующие эфективность движений при плавании с моноластом у мальчиков в возрасте от 8 до 17 лет, изменяются неравномерно. Отмечаются периоды ускоренного и замедленного развития.
2. Большинство рассмотренных показателей от 8 до 17 лет улучшаются. Исключение составляют: темп, угол сгибания в голеностопных суставах и угол разгибания в коленных суставах.
3. Выявление возрастных особенностей техники плавания с моноластом позволяет рационально распределить средства подготовки спортсменов-подвод-ников, согласовать направленность тренировочных
воздействий с естественным ритмом развития моторики у мальчикв 8—17 лет.
1. Аикин В.А. Возрастная дифференцировка средств обучения и совершенствования техники стартового прыжка в скоростном плавании : автореф. дис. . канд. пед. наук / В.А. Аикин. — Киев, 1983. — 23 с.
2. Бальсевич В.К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека /5 — 65 лет/ : автореф. дис. . докт. биол. наук / В.К. Бальсевич. — М., 1971. — 58 с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — 190 с.
4. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) качеств и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного возраста : автореф. дис. . докт. пед. наук / А.А. Гужаловский. — М., 1979. — 26 с.
5. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника / А.А. Гужаловский. — Челябинск, 1980. — 152 с.
6. Казарян Ф.Г. Особенности возрастной динамики мышечной силы и проблема силовой подготовки в школьном возрасте : автореф. дис. . докт. пед. наук / Ф.Г. Казарян. — М., 1975. — 52 с.
7. Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека / Т.В. Карсаевская. — М. : Медицина, 1970. — 269 с.
8. Кузнецов В.К. Развитие двигательных качеств школьников / В.К. Кузнецов. — М. : Просвещение, 1967. — 204 с.
9. Курилов В.А. Возрастные особенности развития мышечной силы у юных пловцов : автореф. дис. .канд. пед. наук / В.А. Курилов. — М., 1970. — 19 с.
10. Лапин И.В. Исследование выносливости в спринтерском беге у школьников 7—16 лет : автореф. дис. . канд. пед. наук / И.В. Лапин. — М., 1972. — 23 с.
11. Любомирский Л.Е. Возрастные особенности движений детей и подростков / Л.Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — 96 с.
12. Оноприенко Б. И. Методика определения эффективности гребковых усилий в спортивных способах плавания / Б. И. Оноприенко // Теория и практика физ. культуры. — 1976. — № 12. — С. 12—13.
ИВАНОВ Александр Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания.
644043, г. Омск, ул. Певцова, 13.
Дата поступления статьи в редакцию: 26.05.2009 г.
http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-formirovaniya-tehniki-plavaniya-s-monolastom