Развитие навыков ходьбы инвалидов в домашних условия — 4″П»

Советы и рекомендации для родителей и родных

24 апреля 2020г. Елена Нобл, MPT

(перевод и редакция Панкадж Кушваха, Rehab and Medical Ltd. и Наталия Кушваха, ООО «РехабМедикал»)

По сравнению со школой или клиникой, дом имеет уникальные проблемы для занятий по развитию ходьбы: меньшее пространство, временные ограничения, меньшее количество рук, доступных для установки в оборудование и выхода из него, а также отсутствие непосредственных терапевтических услуг.

Мы предлагаем несколько рекомендаций и направлений для проведения успешных и продуктивных занятий развития навыков ходьбы в домашних условиях.

Они классифицируются четырьмя «П»:

  1. Practice – Практика (Тренировка)
  2. Purpose – Предназначение (Цель)
  3. Positioning — Позиционирование
  4. Progress — Прогресс

1. Практика

Время тренировочных занятий является важным фактором в тренировке ходьбы. За исключением медицинских противопоказаний, исследования показывают, что чем больше времени человек проводит в вертикальном положении, практикуя навыки ходьбы, тем быстрее и тщательнее он/она будет продвигаться в своих достижениях. Это не означает заставлять ребенка делать сверх того, что он может вынести. Надо просто давать ему, как можно чаще, возможность находиться в вертикальном положении и передвигаться. Движение не обязательно должно быть красивым (правильным). Именно постоянное повторение шага имеет значение: практика, практика, практика.

2. Предназначение (Цель)

Будет ещё лучше, если мы сможем придать практике тренировки ходьбе смысл и разработать движение, направленное на достижение определенных целей. Если вы прилагаете усилия, чтобы установить ребенка в тренажер для ходьбы или ходунок, найдите способы дать ему понять, что его движение имеет ценность. Например: «Пойдем в гараж и найдем грабли “или» не хочешь ли ты пойти в гостиную и покормить золотых рыбок?» Выполнение целенаправленной деятельности вместо ходьбы ради ходьбы мотивирует ребенка, и именно мотивация является движущей силой в моторном обучении и формировании навыков.

Этот метод может быть применен в равной степени и к практике стационарной вертикализации (в положении стоя). Зафиксируйте все четыре колеса тренажера для ходьбы, и он станет модифицированным стендером (вертикализатором). Ваш ребенок, например, может стоять за кухонным столом и лепить пельмени, или стоять и смотреть любимую телепрограмму.

Дети очень умные. Они знают, когда тренировка ходьбы является выполнением только терапевтической рекомендации, или является средством для достижения веселой и захватывающей цели.

3. Позиционирование

Правильное позиционирование вашего ребенка в тренажере ходьбы позволит пройти ему вместо минимальных трёх метров — тридцать три! Правильное позиционирование также имеет решающее значение для предотвращения травм от давления или натирания кожи во время тренировки ходьбы. Ниже приведены некоторые основные советы на примере тренажера для ходьбы – комплексного модульного ходунка «Rifton Pacer» (или просто «Пейсер»). Помните, что это общие рекомендации, а не конкретные инструкции терапевта для Вашего ребёнка.

А. Высота тренажера для ходьбы

Высота верхней планки рамы обычно регулируется на уровне бедер пользователя. Поднимите раму немного выше, если у пользователя есть контрактуры в бедрах или в коленях, чтобы гравитация помогла расслабить их перед началом шага. Если пользователь провисает вниз, не поднимайте раму еще выше. Сначала попробуйте поднять крепление таза или седла “MPS”, или отрегулируйте крепления предплечий, чтобы лучше распределить веса тела на части (объяснено ниже). Поднятие тренажера слишком высоко, когда пользователь провисает на опорах, часто приводит к неправильному общему позиционированию и к затруднению шага.

Б. Положение предплечий

Крепления предплечий могут быть отрегулированы так, чтобы приспособиться к большинству потребностей позиционирования. Но самое главное — расположить руки и локти близко к телу. Это стабилизирует туловище и плечевой пояс, а также позволяет предплечьям брать на себя часть весовой нагрузки и облегчает перенос веса тела с ноги на ногу во время ходьбы.

Когда руки подняты вверх и вытянуты в стороны, как показано на рисунке — это неправильное, плохое позиционирование. Мы называем это положение «куриным крылом». Его следует избегать, так как оно создает ненужную нагрузку на плечи и неэффективно. При этом положении невозможно равномерно распределить вес тела на разные части для оптимальной поддержки и обеспечить помощь со стороны предплечий в переносе веса тела при движении.

При использовании крепления туловища для Пейсера, правильное расположение крепления предплечий часто можно оценить, посмотрев на положение крепления туловища. Если пользователь провисает в креплении туловища или верхний край крепления туловища упирается в его подмышечные впадины, попробуйте переместить крепления предплечий ближе к телу, чтобы пользователь мог использовать их для лучшей поддержки себя в вертикальном положении. Если это не помогает, то, возможно, крепление туловища установлено слишком высоко, или сиденье Пейсера (крепление таза или «МПС») установлено слишком низко.

В. Положение туловища с наклоном вперед

Такое положение полезно для ребенка, который испытывает трудности с выполнением шага. В этом положении шагу помогают сила тяжести, импульс и “шагающий рефлекс.”

Переместите крепление туловища так, чтобы оно располагалось немного впереди сиденья (крепление таза или «МПС»), выдвинув плечи пользователя вперед относительно бедер. Вы можете наклонить крепление туловища вперед, ослабив ручки, которые крепят горизонтальные стержни к опорной стойке. Пользователь может поддерживать часть веса своего тела, опираясь на опору туловища.Чтобы создать такое положение, необходимо понимать, что сиденье (крепление таза или «МПС»), крепление туловища и крепления предплечий могут способствовать равномерному распределению весовой нагрузки, чтобы пользователь смог эффективно перенести общий вес тела. Используя эти крепления, вы можете расположить пользователя в оптимальном наклоне вперед.

Поместите крепления для предплечий дальше вперед, все еще держа локти близко к телу для удержания веса. Если пользователь не нуждается во всех креплениях, вы все равно можете создать положение с наклоном вперед, используя комбинацию любых двух из трех креплений, упомянутых выше.

Г. Советы по регулировке колес Пейсера

Колеса Пейсера можно эффективно использовать для занятий развития навыков ходьбы в небольших пространствах на дому. Вот краткое практическое видео про различные настройки и функции колес:

Если пользователь имеет тенденцию вытягиваться назад или толкать ходунок назад при ходьбе, попробуйте задействовать как поворотные, так и направляющие замки задних колес.

Чтобы улучшить управление в узких коридорах, задействуйте либо два задних, либо два передних поворотных замка. Если вам нужно, чтобы ваш ребенок шел по прямой линии по особенно длинному коридору, вы можете даже включить все четыре поворотных замка. Если ребёнок предрасположен отклоняться в одну сторону или в другую, попробуйте отрегулировать притормаживающую функцию на противоположном заднем колесе, чтобы помочь переключить управление ходьбой в правильном направлении.

Для получения более подробной информации, пожалуйста, прочитайте статью “Пять общих целей обучения ходьбе и как их достичь.”

В завершении, не забывайте осматривать своего ребенка после каждой тренировки, особенно если вы внесли некоторые изменения в положение тела. Повреждение кожи может произойти быстро, но натирание кожи также быстро может быть устранено с помощью простого изменения положения тела или настройки тренажёра. Если вы заметили, что кожа повреждена, прекратите тренировку и сделайте соответствующие регулировки. Если это не помогает, обратитесь к курирующему Вас специалисту.

Рекомендуем посмотреть видео, где рассмотрены возможные варианты использования оборудования для позиционирования при различных потребностях пользователя и для разных целей тренировки.

4. Прогресс

Отличный способ стимулировать прогресс в обучении ходьбе – это добавить элемент едва преодолимой сложности. Ваш ребенок может достичь большего, чем вы могли бы ожидать, если бы вы ему предоставили такую возможность. Это не означает, что дети выходят за пределы своих возможностей, а скорее находят творческие пути для развития своих навыков ходьбы. Это может быть так же просто, как увеличить расстояние их ходьбы, побуждая их идти быстрее, или идти в гору или по травянистому двору. Включение функции затормаживания задних двух колес Пейсера для добавления сопротивления — это еще один способ создать некоторую дополнительную сложность. Исследования показывают, что когда создается интенсивность (сложность) в тренировке ходьбы, люди показывают улучшение ходьбы.

Мы хотим подчеркнуть, что практика и повторение шагов являются наиболее важными аспектами тренировки ходьбы. И с постоянной практикой, некоторые дни будут лучше, чем другие. Однако, в целом, помните, что постепенные улучшения и изменения в навыках ходьбы будут происходить медленно. Отсутствие очевидного прогресса иногда может обескураживать, но этого следует ожидать.

Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов

Зачем людям с ограниченными возможностями заниматься спортом

Ограниченная мобильность часто вызывает осложнения в виде ожирения, одышки, сердечно-сосудистых болезней, сахарного диабета, артрита. С возрастом эти болезни еще больше усугубляются.

  • Зачем людям с ограниченными возможностями заниматься спортом
  • Как правильно подобрать упражнения
  • С чего начать
  • Кардиоупражнения для колясочников
  • Упражнения на гибкость и растяжку
  • Силовые тренировки

Выполнение физических упражнений позволяет повысить выносливость, улучшить осанку и координацию, укрепить мышцы и улучшить подвижность суставов. Спорт помогает избавиться от нарушений в работе пищеварительной системы, улучшить работу сердца и легких, укрепить иммунитет и даже предотвратить такие заболевания головного мозга, как болезнь Альцгеймера и деменция.

Доказано, что во время занятий спортом в организме человека повышается количество гормона эндорфина [1]. Это вещество отвечает за хорошее настроение, помогает противостоять стрессам, облегчает боль и повышает самооценку, что в большинстве случаев крайне необходимо для людей, которые по определенной причине потеряли возможность активно передвигаться.


Стоимость ухода и проживания в доме престарелых

Состояние пациента / Условия проживания* Стандарт Улучшенные условия Люкс
Самостоятельные, способные к самообслуживанию от 1150 руб от 1450 руб от 1800 руб
Нуждающиеся в посторонней помощи от 1300 руб от 1500 руб от 1900 руб
Лежачие и тяжелобольные от 1450 руб от 1650 руб от 2400 руб

* При выборе пакета услуг с проживанием в доме престарелых на срок от 1 месяца вы можете сэкономить. Подробности узнавайте по телефону +7, на которые с удовольствием ответит наш платный пансионат для пожилых.

Как правильно подобрать упражнения

Многие из тех упражнений, которые без труда могут выполнять здоровые люди, не подходят лицам с ограниченными физическими возможностями. Но это не является причиной отказываться от занятия понравившимся видом спорта. Специально для таких случаев существуют адаптированные варианты упражнений.

Людям, использующим коляску с ручным приводом, в программу тренировки важно включать упражнения для крупных мышц туловища, а также на растяжку мускулатуры плеч и груди. Большинство пользователей инвалидных колясок во время управления ими чрезмерно напрягают свою верхнюю часть тела, особенно трицепсы и плечи. Поэтому, во избежание неправильного распределения нагрузки, травмирования мышц и связок, тренировку колясочникам следует строить таким образом, чтобы укрепить мышцы спины и в то же время расслабить мускулы груди.

Все упражнения для людей с ограниченными двигательными возможностями можно разделить на 3 группы.

  1. Кардиотренировки. Это комплекс упражнений, которые повышают выносливость, тонизируют сердечную мышцу, улучшают циркуляцию крови. Многие считают, что кардиотренировка – это только бег, спортивная ходьба, езда на велосипеде или танцы, которые по понятным причинам не подходят людям с ограниченными возможностями. Зато многие люди с ограниченной мобильностью осваивают теннис и акватренировки. Последние полезны еще и тем, что вода поддерживает тело и тем самым снимает нагрузку с суставов и мышц.
  2. Силовые тренировки. Это комплекс упражнений с использованием специального инвентаря для наращивания мышечной массы, укрепления костной ткани и улучшения балансировки. Для лиц на инвалидных колясках подходит большинство силовых упражнений, рассчитанных на тренировку верхней части тела.
  3. Упражнения на гибкость. Эти упражнения важны тем, что помогают расширить диапазон движений, предотвратить травмы и скованность суставов, облегчают боль. Это могут быть классические упражнения на растяжку или занятия йогой. Кстати, упражнения из этой группы не просто подходят, но и очень важны для лиц с ограниченной двигательной активностью, поскольку помогают предотвратить или замедлить атрофию мышц, улучшить осанку, уменьшить боль в спине.

Поскольку люди с ограниченными физическими возможностями ведут менее активный образ жизни, регулярные занятия спортом для них очень важны. Специалисты советуют колясочникам в течение недели выделять 150 минут на кардиотренировки умеренной сложности или 75 минут – для более интенсивных упражнений на укрепление сердечно-сосудистой системы. Кроме того, хотя бы 2 раза в неделю следует уделять время силовым тренировкам [2].

Путешествуем без барьеров

“Я делаю множество усилий над собой. Иногда мне бывает лень, случаются срывы, каждую минуту я борюсь с болью в теле. Но мое желание ходить настолько сильно, что я не отступлю от своей цели”,

-житель Екатеринбурга Александр Березин титаническим усилием воли опроверг страшный вердикт профессоров медицины , которые заявили, что пациент уже не встанет с инвалидного кресла. После семи лет напряженных занятий Александр сделал свой первый шаг.

Трагедия с молодым человеком случилась летом 2006 года. Тогда он только сыграл свадьбу с любимой девушкой и отправился в путешествие в Краснодарский край. Во время медового месяца Александр неудачно прыгнул в бассейн при отеле и сломал позвоночник. Из-за серьезнейшей травмы спинного мозга и органов таза молодой, полный сил мужчина оказался полностью парализован. Врачи, обследовавшие пострадавшего, сразу заявили родителям и молодой жене, что он больше не сможет ходить.

– Я был таким счастливым, только женился, – вспоминает Александр. -Однако в первую же неделю неудачно нырнул в бассейн, сильно ударился иначал тонуть, меня едва откачали врачи. Оказалось, что я сломал позвоночник, и в итоге не мог пошевелить даже пальцами. Березина срочно доставили в одну из больниц Екатеринбурга. Но все врачи, осматривавшие Александра, лишь разводили руками: победить паралич, по их мнению, было невозможно. Со временем прикованного к кровати мужчину бросила жена, которая не смогла вынести страданий любимого. После выписки из больницы жизнь Александра сильно изменилась. На смену солидной зарплате менеджера по продажам автозапчастей пришла скромная пенсия в 10 тысяч рублей. Молодому человеку как могли помогали родители: счета за лечение в реабилитационных центрах и погашение ипотеки легли на их плечи.

– Из-за развода у сына началась депрессия. Он сильно разочаровался в женщинах, потерял веру в себя, – рассказывает его мама Тамара Березина. Врачи говорили, что Саша никогда не встанет на ноги, но я твердо знала,что он будет ходить! Мы с мужем помогали сыну в его стремлении выздороветь: сами мастерили тренажеры, освоили массаж. Каждое движение для Александра было как для ребенка – в новинку. Сутками напролет, превозмогая боль в теле, мужчина пытался вернуть подвижность пальцев: крутил гайки, упражнялся на брусьях и кольцах.

Спустя семь лет ему все-таки удалось победить приговор врачей:наперекор прогнозам, что он никогда не будет ходить, Александр встал с инвалидного кресла и сделал свой первый шаг.

– Однажды, когда я лежал в больнице, ко мне приехали старые друзья,которых я не видел несколько лет. Мне так надоело разговаривать с ними лежа, что я попросил, чтобы меня посадили в кресло. В сидячем положении я почувствовал себя плохо от сильного прилива крови к ногам. Они предложили снова положить меня на кровать, но я настоял на том, чтобы меня оставили в кресле. С тех пор я начал понемногу сидеть, а потом стал активно работать над собой, – отметил Александр, вспоминая переломный момент своей новой жизни.

Врач, который наблюдал мужчину долгие годы, считает, что это большая личная победа его пациента.

– Я могу назвать историю Саши чудом! – говорит заведующий реабилитационным центром города Ялта Григорий Дорофеев, у которого наблюдается Березин. – И то, что парализованный пациент вновь начал ходить, в первую очередь его достижение, а не врачей. У него такая сила воли, что, уверен, в будущем он сможет передвигаться без всякой поддержки!

Пока что мужчина ходит с посторонней помощью, но с каждым шагом он все ближе и ближе к своей заветной цели.

– Я делаю множество усилий над собой. Иногда мне бывает лень,случаются срывы, каждую минуту я борюсь с болью в теле, – говорит Александр. – Но мое желание ходить настолько сильно, что я не отступлю от своей цели.

С чего начать


Первое, что надо сделать, прежде чем заняться спортом – проконсультироваться со своим врачом или физиотерапевтом. Специалист поможет подобрать наиболее подходящий тип тренировки, ее интенсивность, а также посоветует, каких упражнений следует избегать, учитывая особенности организма.

Любые занятия спортом необходимо начинать с самого легкого уровня и делать те упражнения, которые нравятся человеку. Это позволит быстрее достигнуть первых целей, обрести уверенность в своих силах и сохранить мотивацию. Со временем можно будет перейти к более сложным тренировкам. Но надо заранее быть готовым к тому, что в любом спорте есть взлеты и падения, и даже если что-то не будет получаться – это не причина падать духом и прекращать заниматься. Чтобы избежать разочарований, изначально следует ставить перед собой реалистичные цели. Для достижения положительных результатов занятия спортом должны стать частью повседневной жизни человека с ограниченными физическими возможностями.

Во время любой тренировки очень важно соблюдать технику безопасности. Не стоит продолжать занятие, если оно приносит боль, дискомфорт в груди, вызывает головокружение, тошноту, нарушение сердцебиения, одышку или очень сильное потоотделение [3]. Важно внимательно прислушиваться ко всем сигналам своего тела. Если тренировка в 15 минут вызывает дискомфорт, тогда ее необходимо сократить к 10 или даже 5 минутам. Во избежание травм следует выбирать упражнения с минимальным риском для мышц и суставов, и хотя бы на начальном этапе тренироваться под наблюдением опытного инструктора или физиотерапевта.

Дыхательная гимнастика для лежачих больных

Положительное влияние занятий дыхательной гимнастикой на исход болезни очень велико. Данная методика ЛФК способствует предотвращению развития сопутствующих заболеваний у обездвиженных пациентов и дает импульс организму для преодоления недуга.

Дыхательная гимнастика для лежачих больных:

  • предупреждает появление застойной пневмонии, развивающейся из-за нарушения кровотока в легких, и поэтому избавляет от неправильного кислородного обмена в бронхах;
  • способствует профилактике атрофии мышц легких, возникающей по причине длительного пребывания больного в лежачем положении;
  • оказывает положительное воздействие на психическое и неврологическое состояние пациента, так как помогает расслабиться и успокоиться;
  • предотвращает появление тромбов;
  • стимулирует функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • является профилактикой нарушений деятельности кишечника и мочевого пузыря, моторика которых в большой степени зависит от достаточного снабжения кислородом органов и тканей организма;
  • оказывает общее тонизирующее воздействие, поскольку при нормальном кислородном обмене у пациента улучшается настроение, что укрепляет стремление к выздоровлению и способствует восстановлению сил.

Дыхательная гимнастика для лежачих больных

Выполнение любых упражнений (дыхательная гимнастика не является исключением) предполагает контроль квалифицированного медицинского работника. Если не соблюдать рекомендации, ошибки в действиях могут привести к осложнениям заболевания и другим негативным последствиям. Чтобы влияние на организм дыхательной гимнастики было исключительно благотворным, необходимо соблюдать следующие правила:

  • делать упражнения под строгим контролем профессионала – это обеспечит оптимизацию и дозирование нагрузки с целью определения подходящего уровня для быстрейшего выздоровления и профилактики осложнений;
  • упражнения должны быть несложными, но при этом способствовать проработке как можно большему количеству мышц;
  • лежачему больному нужно продемонстрировать правильную технику выполнения, чтобы он смог ее верно повторить;
  • выполняя задания, нельзя допускать перенапряжение мышц грудной клетки;
  • все дыхательные упражнения делаются плавно, в медленном темпе.

Занятия гимнастикой для лежачих больных не должны длиться излишне долго, иначе глубокое дыхание может вызвать у пациентов головокружение, а также ухудшить их состояние.

Если больной устал, или его самочувствие стало хуже, комплекс необходимо прекратить.

Степень тяжести состояния лежачего больного оказывает прямое влияние как на исход болезни, так и на способность человека выполнять гимнастику.

Специалистами разработано несколько простых для реализации, но тем не менее эффективных действий, которые помогут улучшить самочувствие даже тяжелобольного полностью обездвиженного человека.

— Вставьте трубочку в емкость с водой и попросите лежачего больного дуть в нее. Этот прием способствует вентиляции нижних легочных отделов, что является профилактикой возникновения застойных явлений и дыхательной недостаточности.

— Попросите пациента надувать воздушные шарики. Неглубокие вдохи и выдохи, которые он будет делать, помогут улучшить функционирование мышц, а также поспособствуют поднятию настроения.

— Проведите пассивные упражнения рук лежачего больного, во время которых его дыхание будет равномерным. Это также положительно повлияет на его состояние.

— Выполните поднимание и опускание обеих рук пациента одновременно.

— Это упражнение лежачему человеку нужно помочь выполнить, так как самостоятельно он не справится: аккуратно возьмите больного за локти и оттягивайте их назад или вперед в зависимости от того, в каком положении он пребывает.

Такая гимнастика поможет улучшить самочувствие пациента. При этом важно не забывать, что любое, даже самое незначительное движение является шагом к исцелению. Гимнастику необходимо осуществлять комплексно, плавно увеличивая нагрузку. Чтобы вернуть здоровье и возможность наслаждаться радостями жизни, нужно быть готовым к полноценному и длительному курсу занятий. Рекомендуется приложить максимум усилий, чтобы как можно быстрее подняться на ноги и ходить, поскольку у лежачих больных существует риск развития большого количества заболеваний, в том числе тяжелой формы воспаления легких. При этом неторопливые, однако регулярные перемещения, постоянная двигательная активность – это не только уверенность в своих силах, но и серьезный шаг к улучшению здоровья.

Рекомендуем

«Уход за пожилым родственником: как оформить и правильно организовать» Подробнее

Кардиоупражнения для колясочников

Основная задача упражнений из этой группы – ускорить частоту сердечных сокращений и улучшить циркуляцию крови, то есть предотвратить застой в сосудах.

Для пожилых людей, а также лиц с ограниченными физическими возможностями существует специальная программа кардиозанятий – так называемая аэробика на стуле. Программа состоит из комплекса упражнений для верхней части тела, которые необходимо повторять по несколько раз в довольно быстром темпе. Кстати, упражнения из этой программы не только укрепляют сердце, но и улучшают функциональность суставов.

Одно из популярных упражнений – с использованием фитнес-резинок с небольшим сопротивлением. Резинку пропускают под стулом, на котором сидит человек, так чтобы один ее край находился в правой руке, другой – в левой. Удерживая спортивный инвентарь, необходимо в быстром темпе 20-30 раз поднять руки, натягивая резинку. Количество повторений со временем можно увеличивать. Главное в упражнении – соблюдать темп.

Второе полезное для колясочников упражнение из кардиогруппы – боксирование, сидя на стуле. Во время его выполнения необходимо делать интенсивные махи руками, имитирующие движения боксеров. Это отличная тренировка для сердца, рук и спины.

В некоторых бассейнах предусмотрены занятия для людей на инвалидных колясках. Аквааэробика также является полезным видом спорта для таких лиц. Кроме того, существуют адаптированные под колясочников программы занятий баскетболом, волейболом, легкой или тяжелой атлетикой. Кстати, психологи советуют таким людям в качестве кардиотренировки выбирать командные игры, такие как баскетбол или танцы на колясках. Они позволяют не только поддержать в тонусе сердечно-сосудистую систему, но и оставаться в социуме.

Гимнастика для инвалидов-колясочников

(из монографии Льва Индолева «Тем, кто в колясках и рядом с ними»)

Данный комплекс направлен на поддержание тонуса мышц, подвижности суставов и увеличение подвижности тела. Упражнения удобно выполнять как в коляске, так и лёжа. Самая оптимальная методика выполнения – это медленные движения, чтобы не травмировать себя. Длительность каждого упражнения – от десяти секунд и выше.

Упражнение №1:

Пальцы рук переплетаем на уровне грудной клетки, выворачивая ладони вверх. Вытягиваем сцепленные руки, как будто хотим потрогать потолок.

Упражнение №2 :

В положении лежа или сидя разводим руки в стороны примерно на уровне плеч. Разводим руки в стороны и вверх выше плеч примерно под углом 40 градусов. Из данных исходных положений вытягиваем руки прямо назад. Разогните с силой кулаки в запястьях (это способствует растяжению сгибателей кистей).

Упражнение №3:

Грудью ложимся на колени, можно и на стол. Затем поднимаем максимально высоко сцепленные сзади спины руки.

Упражнение №4:

Ложимся на спину, сгибаем ноги, кладём голени на достаточно высокий стул. Такое положение тела выравнивает спину, способствует расслаблению ног в бёдрах. Выпрямленные руки выносим за голову, выворачиваем плечи наружу . Большие пальцы направляем ладонями вниз через потолок по направлению к полу. Это помогает растянуть мышцы спины, предотвращает деформации плеча вовнутрь.

Упражнение №5:

Одну руку заводим за спину, захватываем её пальцами другой руки, которая опущена вниз за лопатку, тянем ею вверх. Повторяем движения, поменяв положение рук.

Упражнение №6:

Сгибаем руку, заводим её за верхнюю часть головы и лопатку, затем направляем её книзу вдоль спины, одновременно другой рукой надавливаем в районе локтя. Повторяем, меняя положение рук.

Упражнение №7 (направлено на растягивание группы мышц шеи и верхней части спины):

Опускаем по очереди то одно плечо, то другое. Пальцами держимся за спицы колес коляски, возле оси , наклоняем голову в обратную сторону, словно хотим свалить коляску на бок.

Упражнение №8:

Оставаясь в этом положении, берем гантели и поднимаем на вытянутых руках , разводим в стороны, сводим вместе лопатки, как будто машем крыльями. Количество упражнений должно увеличиваться медленно, чтобы не нарушить деятельность сердца.

Упражнение №9:

Ложимся на неширокую скамейку, поднимаем гантели с пола на уровень груди . Локти сохраняем прижатыми к бокам.

Упражнение №10:

Ложимся на неширокую скамью, которая наклонена примерно на 40 гр. Располагаем руки с гантелями так, чтобы они под скамьёй слегка соприкасались. Совершаем взмахи выпрямленными руками, направленными в стороны и слегка вперед, лопатки сводим вместе.

Упражнение №11 (выполняем в коляске):

Гантели в руках расположены между ногами, большие пальцы направляем книзу и вовнутрь. Выпрямленные руки разводим по диагонали поначалу в стороны, а затем вверх, на уровне плеч.

Упражнение №12 (выполняем в коляске):

За головой располагаем одну руку, вторую ладонью вверх отводим в сторону. Прогибаем корпус, слегка поворачивая его в сторону левой руки. Повторяем упражнение в обратную сторону, поменяв положение рук. По счету «4» — делаем вдох и делаем основное движение. Потом ещё на четвертый счет делаем выдох и возвращаемся в исходное положение. Выполняем 1-2 минуты.

Упражнение №13:

В суставах рук делаем движения по кругу. Начинаем с кистей, постепенно переходим к предплечьям, заканчиваем выпрямленными руками. Повторяем движения в прямо противоположную сторону. Постепенно необходимо увеличивать амплитуду.

Упражнение №14:

Головой выполняем движения по кругу, постепенно увеличивая амплитуду движений. Нужно постараться, чтобы выполняемые движения были подобны раскручиванию спирали, замедляющиеся настолько, что при достижении максимума амплитуды круг был выполнен на «раз, два, три, четыре, пять». Выполняется одну минуту.

Внимание! Следующие два упражнения должны выполняться очень внимательно. Они направлены на тренировку мышц спины, разрабатывают грудной и поясничный отделы позвоночника.

Упражнение №15:

Кладём под поясницу валик. Интенсивно поднимаем руки вперед и вверх, стараемся достаточно резко фиксировать положение в плечевых суставах, в самой верхней точке. Продолжаем без остановки движения руками назад, исключительно за счет сгибания в груди и пояснице. По желанию можете выполнять с помощью гантелей. Коляска должна быть установлена устойчиво, и желательно спинкой опереться на стол. В коляске хорошо сидеть с валиком. Следите за тем, чтобы плечи и спина в течение дня были расположены прямо. Опираясь на локти и приподняв голову, полезно почаще лежа на животе смотреть телеперадачи, читать или просто лежать.

Упражнение №16:

Отталкиваемся от подлокотников или бедер руками, прогибаемся максимально дальше. Отведите плечи и голову назад. Ощутите как напрягаются мышцы спины. Во время следующих подходов старайтесь не помогать себе руками. Методика данного упражнения: пять секунд пытаемся удержать прогиб, пять секунд — расслабляемся. Лучше начинать с минуты и до тех пор, пока утомление в спине будет вполне ощутимым.

Упражнение №17:

Сидя на коляске, делаем развороты, противоположно направленными вращениями обручей руками. Начинаем делать упражнение со спокойных движений, постепенно увеличивая интенсивность и резкость движений. Выполнять 1-2 минуты до ощущения усталости в мышцах.

Упражнение №18:

Делаем повороты туловища справа налево (и наоборот), начиная сначала с помощью расставленных в стороны рук, потом — палочки, заведённой за плечи. Каждый день угол разворота постепенно увеличиваем. Можно встать спиной к стене , при этом палкой пытаясь дотронуться до стены .

Упражнение №19:

Обеими руками делаем резкие взмахи с поворотом туловища в эту же сторону, например, влево. Повторите движения в обратную сторону. При таких движениях коляска начинает немного смещаться. При постоянных тренировках вы будете так передвигаться даже по ковру, не используя колёса.

Данное упражнение увеличивают подвижность позвоночника, тренирует косые мышцы живота, координацию движений.

Упражнение №20:

Выполняем его при помощи гантелей или специального бинта длиной три м. Берем бинт и складываем пополам, передними колесами коляски наезжаем на бинт (можно зацепить его за подножки). Концы бинта начинаем постепенно растягивать, сгибая руки в локтях, нагружая бицепсы. Упражнение следует выполнять до 12 раз. С помощью гантелей упражнение делаем таким же образом.

Упражнение №21:

В руки берем бинт и поднимаем над головой. Растягиваем. Разводим руки вниз и в стороны, опускаем бинт на плечи за голову.

Упражнение №22:

В положении рук впереди растягиваем бинт . Разводим руки в стороны, пока не коснемся бинтом груди .

Упражнение №23:

За спинку и ручки коляски заводим бинт. Руки сжимаем в кулаки сжимаем и сгибаем у плеч. Растягиваем бинт вперед или вверх таким образом, что при этом локти не опускаются, а только двигаются предплечья.

Упражнение №24:

Под колесами коляски (задними) растягиваем резину, разводя руки в стороны и слегка назад . Если вы хотите использовать гантели, то руки нужно поднимать ладонями вниз.

Упражнение №25:

Руки полностью выпрямляем, держась за поручни, поднимаемся максимально высоко над коляской. Данное упражнение необходимо делать почаще. Оно развивает руки, снимает нагрузку с позвоночника, ягодиц. Кроме этого, нормализует кровообращение в органах малого таза. Дополнительно можно еще висеть на перекладине.

Упражнение №26:

Берем бинт и перебрасываем его через дверной проем, ручку или крючок, расположенные от пола на расстоянии 1,5 метра. Руками тянем бинт вниз и назад, словно катимся на лыжах. Коляску тормозим таким образом, чтобы выпрямленные руки начинали двигаться на уровне немного выше плеч.

Пожелания к выполнению данного комплекса:

  1. Начинать упражнения необходимо с минимума нагрузок.
  2. Заниматься стоит до принятия пищи или через 1-2 часа после еды.

Упражнения на гибкость и растяжку

Людям, которые большую часть времени проводят в кресле, растяжка помогает облегчить боль и снять напряжение в мышцах. Упражнения на растяжку можно делать лежа в кровати. Кроме того, существует адаптированный вариант йоги, которой можно заниматься в кресле. Специальные упражнения для лиц с ограниченной мобильностью есть и в пилатесе.

Лучшие материалы месяца

  • Почему нельзя самостоятельно садиться на диету
  • 21 совет, как не купить несвежий продукт
  • Как сохранить свежесть овощей и фруктов: простые уловки
  • Чем перебить тягу к сладкому: 7 неожиданных продуктов
  • Ученые заявили, что молодость можно продлить

Одни из самых простых, но очень полезных для колясочников – упражнения на растяжку мышц плеч и груди. Они же улучшают подвижность в суставах, что позволяет предотвратить травмы и облегчить боль. В качестве инвентаря для занятия можно использовать любую палку или даже веник. Суть упражнения: взять палку, держа руки чуть шире плеч, поднять вытянутые руки над головой и попытаться завести их как можно дальше за голову. Задержаться в этом положении на 5 секунд и вернуть руки в исходное положение. Повторять по 10 раз в день. Во время этого упражнения в работу включаются мускулы груди, спины и дельтовидная мышца.

Упражнения для инвалидов-спинальников

  1. Разогреваем и растягиваем мышцы шеи. Сидя в коляске, поворачиваем головой влево-вправо по 10 раз. Движения очень плавные без рывков. Далее совершаем наклоны головой — стремимся к плечу 10 раз, вперед-назад 10 раз. Заканчиваем полукруговыми движениями по 5 в каждую сторону (если кружится голова, уменьшите количество движений или вообще оставьте их).
  2. Теперь во внимании руки. Вращаем кисти рук, затем вращаем предплечья, заканчиваем вращением всей рукой. Можно присоединить плечевые вращения, когда руки опущены вниз.
  3. Переплетаем пальцы, вывернем переплетение и тянемся к потолку вывернутыми руками.
  4. Сидя в коляске, ложимся так, чтобы грудь располагалась на коленях. В это время сцепляем руки за спиной и поднимаем как можно выше — 5-6 раз.
  5. Упражнения-наклоны из положения «сидя», к положению «грудь на колени, руки за спиной». При каждом наклоне тянемся верхней частью тела вперёд, затем можно задерживаться в таком состоянии на несколько секунд.
  6. Сидим прямо. Согнутая рука заводится за затылок и опускается вдоль спины, стремясь как можно ниже. Каждой рукой до 8 раз.
  7. Схожее упражнение — сидя в коляске, заводится согнутая рука снизу спины как можно выше. Также до 8 раз. При достаточной тренировке можно сцеплять руки в замок.
  8. Упражнения для растяжки мышц верхней части спины — наклоны. Плечи опускаются по очереди, пальцы той руки, плечо которой опущено, находятся на оси колеса. Совершаем при этом наклоны головой в противоположную сторону, как будто хотим перевернуть коляску набок.
  9. Упражнение с небольшим весом — нужны гантели примерно по 2 кг. Берём гантели и опускаем их между ног, чтобы большие пальцы, указывали на пол. Далее по диагонали разводим руки в стороны и поднимаем гантели до уровня плеч.

Далее рассмотрим 3 упражнения, которые рекомендуется выполнять после разминки (можно использовать написанную выше разминку — упражнения 1-8). Для каждого упражнения вы выбираете три подхода. Повторяйте упражнение каждые 10 раз без остановки, а затем отдыхайте от 30 секунд до 1 минуты. Повторите еще 10 раз, отдохните снова и повторите в третий раз. В большинстве случаев постарайтесь оставить 48 часов между тренировками, чтобы дать полностью отдохнуть мышцами и суставами. Напряженные ткани требуют времени для восстановления!

Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов

В физическом воспитании инвалидов должны широко использоваться все средства этой системы, хотя в то же время они должны быть разработаны и применяться в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами для той или иной группы инвалидов. Средства физического воспитания инвалидов целесообразно систематизировать следующим образом.

По преимущественному проявлению двигательных качеств:

а) упражнения силового характера; б) упражнения скоростного характера; в) упражнения скоростно-силового характера, г) упражнения для развития общей и специальной выносливости; д) упражнения для развития гибкости; е) упражнения для развития ловкости.

По характеру двигательной деятельности: а) физические упражнения циклического характера; б) физические упражнения ациклического характера; в) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.

По видовому признаку: а) гимнастические упражнения; б) плавание; в) спортивные и подвижные игры; г) туризм и экскурсии; д) элементы тяжелой атлетики и атлетической гимнастики; е) элементы легкой атлетики; ж) элементы лыжного спорта; з) элементы гребного спорта; и) элементы велоспорта; к) упражнения и игры на инвалидных колясках и др.

Основными формами физической культуры инвалидов являются:

1. Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, ближний туризм, коррекционные занятия и др.).

2. Организационные групповые и секционные занятия физической культурой и спортом (ЛФК и коррекционные занятия в лечебно-санаторных учреждениях и реабилитационных центрах, занятия доступными видами спорта в группах и секциях общественных физкультурных организаций, производственная гимнастика для лиц, занятых в сфере материального производства и службы быта, и др.).

3. Спорт инвалидов (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).

Самостоятельные занятия физическими упражнениями в условиях быта необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности инвалидов. В течение дня целесообразно проводить 3-4 занятия продолжительностью 15-30 мин. В целях повышения эффективности воздействия физических упражнений на функциональное развитие организма и уровень физической подготовленности рекомендуется использовать в индивидуальных занятиях различные тренировочные системы, приспособления и снаряды (гантели, эластичные, резиновые бинты, эспандеры, блочные системы и др.), что позволяет облегчить задачу нормирования физических нагрузок, создания программ локального воздействия на отдельные группы мышц и системы организма.

Утренняя гигиеническая гимнастика проводится ежедневно в течение 15-20 мин независимо от того, где находится инвалид (дома, в больнице, санатории, реабилитационном центре). Дома ему помогают родственники, в медицинских учреждениях – инструктора ЛФК, медсестры и др. В комплекс УГГ включаются 9-10 гимнастических упражнений с задачами, обычными для УГГ. Занятия проводят сидя на стуле, в кресле-каталке или стоя в фиксирующих аппаратах. Дозировка упражнений зависит от степени и уровня повреждений, возраста, функционального состояния организма занимающихся и от уровня их физической подготовленности.

Прогулки, ближний туризм – формы физического воспитания, не требующие двигательной подготовки и использования сложного оборудования и приспособлений. Прогулки включают в ежедневный двигательный режим на всех этапах реабилитации, длительность их зависит от температуры окружающей среды, функционального состояния инвалидов, возможности использовать этот вид самостоятельных занятий в домашних условиях. Ближний туризм может быть организован группой инвалидов, занимающихся в одной секции или объединении по территориальному принципу (районный клуб, дома для инвалидов, лечебные учреждения санаторного типа), а также самостоятельно, как правило, в течение дня. Включение ближнего туризма в недельный двигательный режим инвалидов, позволяя обеспечить сочетание активного восприятия окружающей среды с дозированной физической нагрузкой, способствует снижению напряжения нервной системы, улучшению функционального состояния основных систем организма, повышению уровня физической подготовленности инвалидов.

Специальные коррекционные занятия как основное звено активной коррекции включают в себя комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.), способствующих полному или частичному устранению недостаточности опорно-двигательного аппарата. Различают коррекцию активную и пассивную. Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения в сочетании с общеукрепляющими. Пассивная – предусматривает ряд корригирующих воздействий без активного участия инвалида (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.). Коррекция делится также на общуюиспециальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физических упражнений: гимнастические упражнения общеукрепляющего характера, игры, спорт, закаливание, режим. Специальная – использует преимущественно активную и пассивную коррекцию для устранения недостаточности опорно-двигательного аппарата. Коррекционные занятия проводятся, как правило, в специальных залах ЛФК под руководством инструкторов. Возможен также способ организации самостоятельных индивидуальных коррекционных занятий дома под контролем врача, педагога. Коррекционные занятия необходимо включать в недельный двигательный режим путем ежедневных занятий продолжительностью 15-30 мин.

Одним из эффективнейших средств физического воспитания инвалидов является использование в коррекционных целях тренажеров комплексного и локального воздействия, позволяющих, применяя индивидуально дозированные нагрузки различной направленности и мощности, получать нужный реабилитационный и тренировочный эффект. В настоящее время отечественной промышленностью выпускается целый ряд тренажеров, которые могут быть рекомендованы для использования в коррекционных целях: «Здоровье», «Грация», «Кавказец», тренажеры нового поколения конструкции профессора В.К. Зайцева, а также эспандеры, мини-штанги и др.

ЛФК – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма – сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную, нервную, эндокринную, а с другой – восстанавливающим и тренирующим эффектом при недостаточности тех или иных функций организма, т.е. оказывает строго специальное воздействие. В ЛФК используются самые различные группы упражнений и их сочетания с массажем, физиотерапией, ортопедическими приспособлениями и аппаратами и психологическими воздействиями.

В условиях производственной деятельности инвалидов вынужденные положения тепа и недостаточная мышечная активность создают условия для формирования ряда отрицательных последствий функционального и психогенного характера. Средством профилактики этих изменений у инвалида является производственная гимнастика. В результате педагогических наблюдений за характером профессиональной деятельности инвалидов было установлено, что более высокая эффективность физических упражнений достигается при их применении на протяжении всего рабочего дня в следующих формах. Вводная гимнастика помогает организму быстрее войти в рабочий ритм и сохранить работоспособность в течение продолжительного времени. Комплекс составляется из 7-8 специальных упражнений и выполняется в течение 5-7 мин непосредственно перед работой. Физкультурная пауза (ФП) повышает двигательную активность, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. Комплекс составляется из 7-8 упражнений и выполняется в течение 5-6 мин. Для усиления воздействия упражнений применяются вспомогательные предметы (гантели, эспандеры, резиновые бинты, гимнастические палки). Выполняется комплекс 1-2 раза во время работы за 1-1,5 ч до окончания первой и второй половины рабочего дня.

Физкультурные минутки (ФМ) способствуют снятию локального утомления; предназначены для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систем организма занимающихся. В зависимости от самочувствия и степени утомления каждый самостоятельно выбирает необходимый для себя комплекс и выполняет в удобное время непосредственно на рабочем месте. Комплекс составляется из 3-4 упражнений и выполнятся в течение 1,5-2 мин.

Физкультурные микропаузы (ФМП) повышают умственную работоспособность, активизируя нервные центры, снимая излишнюю возбудимость. Комплекс составляется из 1-3 упражнений и выполняется в течение 1 мин непосредственно во время работы, желательно каждый час.

В программу ежедневных занятий производственной гимнастикой следует включать разнообразные ее формы: 1-2 раза – ФП, 2-3 раза – ФМ, 3-4 раза ФМП. В целом на активный отдых в течение рабочего дня инвалидов целесообразно отводить 20-25 мин. Программы занятий необходимо менять ежемесячно.

Регулярные занятия производственной физкультурой способствуют выработке привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями и созданию благоприятных условий для высокопроизводительного труда и сохранения здоровья инвалидов.

Методы физического воспитания инвалидов. В физическом воспитании инвалидов необходимо выполнять два методических подхода при организации занятий. Первый подход определяет организационные моменты занятия или спортивной тренировки и характеризует состав занимающегося контингента. При занятиях с инвалидами могут быть использованы следующие организационные методы:

1. Индивидуальный, т.е. метод, определяющий возможность организации занятия тренером с одним спортсменом-инвалидом. В этом случае методика подбирается строго индивидуально, с учетом особенностей патологии спортсмена-инвалида, его функциональных возможностей и подготовленности. Индивидуальный метод организации занятий является наиболее эффективным.

2. Групповой, когда тренер работает с группой инвалидов до 10 человек. Как правило, в этом случае целесообразно присутствие ассистентов, выполняющих в основном чисто вспомогательные функции по организации занятия и установке оборудования и инвентаря.

3. Индивидуально-групповой, при котором методически занятие организует и ведет тренер, а ассистенты работают индивидуально со спортсменами под руководством тренера. Эффективность этого метода также очень высока. Кроме того, в этом случае в занятии участвуют сразу несколько инвалидов, что повышает эмоциональный тонус, формирует навыки общения в коллективе. Особенно важно участие здоровых ассистентов, которое является мощным фактором социальной адаптации инвалидов.

4. Метод самостоятельных занятий подразумевает организацию занятий по рекомендации тренера или самостоятельно. Использование этого метода позволяет повысить эффективность занятий за счет непрерывности воздействия независимо от внешних факторов.

Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:

1. Метод строго регламентированного упражнения, определяющий применение конкретных, хорошо подобранных и строго направленных упражнений в каждом занятии.

2. Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии. Характер игры можно также придать любому упражнению. Это особенно эффективно при организации занятий с детьми-инвалидами.

3. Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на тренировках, а также как вариант повышения эмоционального тонуса занятий при организации, например, «Веселых стартов».

Методика обучения инвалидов двигательным действиям и формирование двигательных навыков. Обучение двигательным действиям является одним из важнейших вопросов двигательной адаптации инвалидов к бытовой и производственной деятельности, следовательно, программа физического воспитания инвалидов должна включать принципиальные вопросы обучения двигательным действиям. В свете современных теоретических и практических представлений о формировании двигательных умений и навыков, составляющих фонд жизненно важных двигательных действий, процесс обучения необходимо рассматривать как целостную педагогическую систему, состоящую из 3 этапов:

I этап начального изучения двигательного действия, в процессе реализации которого решаются следующие ведущие задачи по обучению новым двигательным действиям инвалидов:

а) сформировать у инвалидов общее представление о закономерностях изучаемого двигательного действия;

б) научить частям техники изучаемого двигательного действия,

в) сформировать предпосылки общего ритма изучаемого двигательного действия;

г) устранить причины, провоцирующие возникновение ошибок в технике изучаемого двигательного действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения: метод наглядной демонстрации; словесный метод; практический метод обучения, который реализуется в двух основных направлениях – метод строго регламентированных упражнений, который предполагает изучение новых двигательных действий расчлененно-конструктивным и целостным способами; метод частично-регламентированного упражнения – использование разнообразных форм игровой и соревновательной деятельности в целях изучения новых видов двигательной деятельности инвалидами. При решении ведущих задач указанного этапа применяются методы расчлененно-конструктивного упражнения и наглядной демонстра­ции при сохранении доминирующего значения словесных методов

II тап углубленного изучения инвалидами двигательных действий. Решаются следующие задачи:

а) углубить понимание инвалидами биомеханических закономерностей изучаемых двигательных действий;

б) уточнить технику двигательных действий, изучаемых инвалидами, по пространственным, временным, пространственно-временным и динамическим характеристикам,

в) усовершенствовать общий ритм изучаемого двигательного действия;

г) сформировать предпосылки вариативного выполнения изучаемого двигательного действия

III этап совершенствования (закрепления навыка выполнения двигательного действия), решаются задачи:

а) закрепить навык техники изучаемого двигательного действия,

б) реализовать предпосылки к индивидуализации техники изучаемого двигательного действия;

в) расширить диапазон вариативного проявления техники изучаемого двигательного действия;

г) сформировать предпосылки в случае необходимости перестройки элементов техники изучаемого действия.

Для решения поставленных задач применяется комплекс методов обучения при преимущественном значении практических методов обучения.

Система обучения новым двигательным действиям инвалидов включает подсистему контроля за качественным уровнем техники выполняемых двигательных действий, которая изучает:

1. Степень автоматизации двигательного действия.

2. Устойчивость двигательного навыка в условиях эмоциональных сдвигов.

3. Диапазон вариативности проявления техники изучаемых двигательных действий.

4. Устойчивость техники изучения двигательных действий в условиях утомления с сохранением высокого результата.

5. Результат, доступный в условиях соревновательной деятельности инвалидов.

В процессе физического воспитания инвалидов одной из ведущих задач является воспитание их двигательных способностей. Обучение и воспитание двигательных действий (навыков) базируется на системе методических принципов.

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил: а) знать возрастные особенности занимающихся; б) изучить и учитывать их индивидуальные особенности; в) соблюдать правило – от известного к неизвестному, от легкого к трудному.

Принцип наглядности имеет большое значение при изучении новых физических упражнений и обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений или техники отдельных элементов в возможно более совершенном исполнений. Как правило, следует показывать образцы техники или образцовое выполнение упражнений. Для этого необходимы образцовый показ физических упражнений методистом, использование кино грамм, рисунков, макетов, плакатов и других наглядных пособий.

Специфичным содержанием принципа наглядности при обучении физическим упражнениям является создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Для этого важно обеспечить тесную функциональную взаимосвязь различных анализаторов (зрительного, двигательного, тактильного, слухового и др.).

Объяснение станет по-настоящему образным и сможет вызвать нужные ассоциации, если будет опираться на жизненный опыт инвалидов. Мастерство специалистов в этом случае заключается в умении найти сходные, знакомые инвалидам признаки физических упражнений с учетом их двигательного опыта. Чем ярче и эмоциональнее будут наведены эти ассоциативные «мосты», тем эффективнее будет осваиваться новый двигательный материал. При изучении комплекса упражнений методист должен по возможности расширять свой диапазон сравнений и предметных заданий. Такая форма объяснений как сравнение и образцовый показ физических упражнений, наиболее адекватна для восприятия инвалидами.

Чтобы обеспечить наглядность в обучении, следует руководствоваться следующими правилами.

а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;

б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;

в) применяя средства наглядности, учитывать предыдущий двигательный опыт и знания занимающимися физических упражнений;

г) заранее продумать, как обеспечить средствами наглядности активное и сознательное восприятие нового учебного материала;

д) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у занимающихся.

Принцип систематичности формирования двигательных навыков у инвалидов происходит в соответствии с закономерностями условно-рефлекторной деятельности. Известно, что условные рефлексы носят характер временных связей. Они угасают или даже совсем исчезают в тех случаях, когда не повторяются условия, их породившие. Поэтому всякие непредвиденные перерывы в занятиях, как и недостаточная дозировка (повторность) упражнений в каждом из них нежелательны, поскольку занимающиеся теряют способность четко выполнять отдельные двигательные действия, хуже согласовывают их, утрачивают так называемое мышечное чувство пространства и времени в условиях двигательной деятельности.

Однако подготовка занимающихся инвалидов не может быть сведена к хаотическому повторению различных упражнений. Это сложная система взаимообусловленных средств и методов обучения двигательным действиям. В соответствии с нею последовательность основных упражнений должна соответствовать решению конкретных задач каждого из этапов двигательной подготовки инвалидов, подбор и повторность упражнений – отвечать закономерностям «переноса» двигательных навыков и физических качеств, а чередование нагрузок и отдыха – неизменному повышению функциональных возможностей организма занимающихся инвалидов.

При систематических занятиях инвалиды достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную функциональную подготовку. Наряду с постепенным усложнением заданий от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, изменяя интенсивность выполняемых упражнений, темп их выполнения, продолжительность отдыха между упражнениями и т.д.

Принцип прочности. Весь процесс физического воспитания следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно. Прочность отдельных навыков играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной деятельности, когда вследствие ряда обстоятельств недостаточно упроченный навык не ломается и возникают условия формирования двигательных ошибок. Необходимыми условиями выработки прочного навыка являются: сознательное его усвоение (чем с большей сознательностью навык формируется, тем прочнее он закрепляется), многократное систематическое повторение освоенного материала (благодаря чему создаются условия для более эффективного усвоения новых упражнений, для сохранения силы, гибкости, быстроты и выносливости), так называемое попутное повторение.

Прочность освоенных навыков зависит не только от методов обучения, но и от координационных особенностей некото­рых физических упражнений. Для реализации в физическом воспитании принципа прочности следует руководствоваться следующими правилами:

а) не переходить к изучению новых упражнений, пока не будет основательно изучен предыдущий материал;

б) включать в занятия ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;

в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;

г) систематически вести учет успеваемости и оценивать достижения занимающихся, проводить нормативные испытания, соревнования и выступления.

https://rehabmedical.ru/stati/razvitie-navykov-khodby-invalidov-v-domashnikh-usloviya-4-p
https://ar-citygym.ru/gruppy-myshc/uprazhneniya-dlya-invalidov-2.html