Методика организации физкультурного занятия в первой младшей группе детского сада

малыш смеется

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Тем более когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках — ребятах первой младшей группы (1,5–3 года), которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе

Назначение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе звучит в унисон с целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), и состоит в:

  • развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения;
  • пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки);
  • тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела;
  • воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), призванными решать поставленные цели, является:

  • обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами;
  • развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели;
  • освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки;
  • формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, переносить, катать, бросать);
  • тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см;
  • отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно левой, правой;
  • приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как курочки и пр.);
  • воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.

Дети с помощью палок имитируют паровоз

На физкультурных занятиях дети приобщаются к подвижным играм

Виды уроков физической культуры в первой младшей группе

НОД по физкультуре в первой младшей группе реализуется следующими разновидностями занятий:

  • традиционными уроками, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему;
  • сюжетными уроками, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, лисы, Незнайки, Буратино и др.);
  • ритмической гимнастикой (к примеру, организованными по типу фитнес-тренировки или ленивой гимнастики (гимнастики пробуждения), детальнее о которой можно узнать здесь;
  • нетрадиционных уроков (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).

Это интересно. Одной из разновидностей ритмической гимнастики является модульная гимнастика, состоящая из блоков упражнений с прищепками: дети под сопровождение рифмовки крепят прищепки на картонную основу и получают законченное изображение (солнышко, ёжик и пр.). Основной целью работы с этими модулями является тренировка мелкой моторики, играющая важную роль в развитии речи малышей первой младшей группы.

Фотогалерея: примеры модульной гимнастики для детей первой младшей группы

Модульная гимнастика с лягушкой, ладошкой Модульная гимнастика тренирует мелкую моторику Модульная гимнастика с солнышком, тучкой Задания для модульной гимнастики можно сделать самостоятельно, используя картинки и прищепки Модульная гимнастика с жирафом, солнышком Модульная гимнастика сопровождается рифмовками

Виды физических упражнений для детей 1,5–3 лет

Как правило, педагог использует элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на урок времени.

Это интересно. С самыми младшими дошколятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку на уроках.

Таблица: разновидности упражнений для занятий с малышами первой группы

Направленность упражненийОсобенности физического развитияПримеры упражнений
Бег, ходьбаМалыши слабо держат равновесие, наталкиваются друг на друга.«Иди и повторяй»
Дети с флажком в руке в колоне по одному становятся напротив педагога, шагающего спиной вперёд. Взрослый предлагает малышам шагать за ним, повторяя движения флажком (размахивая в разные стороны).
«Перешагни»
Упражнения на перешагивание препятствий: кубиков, верёвки и пр.
«Пробеги по дорожке»
Малыши пробегают между двумя обозначенными верёвками линями, расстояние между которыми в первом полугодии составляет 30 см, а во втором 25 см.
РавновесиеВсе задания выполняются при поддержке взрослого.«Ходьба по дорожке»
Малышам предлагается пройти по прямой дорожке шириной 20 см.
Это интересно. В качестве усложнения малыши проходят по бревну или рейкам гимнастической стенки.
«Перешагни»
Детям предлагается перешагнуть через предметы высотой 10–15 см, расположенные наклонно.
«Танцуем с ленточками»
Дети кружатся влево и вправо с платочками, листочками или ленточками в руках.
ПрыжкиДетям сложно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться на носки.«Допрыгни до мяча»
На расстоянии выше 5–7 см от вытянутой руки малыша подвешивается погремушка. Задача ребёнка состоит в том, чтобы допрыгнуть до цели.
Примечание. Упражнения такого рода проводятся индивидуально в приемлемом для конкретного малыша темпе.
«Перепрыгни ручеёк»
Малыши перепрыгивают выложенный верёвками «ручеёк» шириной от 10 до 30 см.
Метание, катание, бросаниеМалыши держат мячики одной рукой, бросают, наоборот, двумя.«Кати мне»
Дети садятся на пол в парах и катят мячик друг другу.
«Кто перебросит мячик через верёвку?»
Каждый малыш тренируется в перебрасывании мяча через верёвку воспитателю. Вначале расстояние между взрослым и ребёнком должно быть 50 см, затем увеличивается до 1 м.
«Забрось мяч в корзину»
Малыши забрасывают мячик или мягкий мешочек в корзину с расстояния 50 см. Упражнение выполняется всеми детьми одновременно (фронтально), каждый делает до 6 попыток.
Примечание: если вплоть до четвёртой попытки броски были неудачными, то педагог направляет движение руки ребёнка при помощи совместного выполнения броска.
ЛазаниеПереход от лазанья на животе к лазанью на четвереньках, опираясь на колени и локти.«Доползи до цели»
Детям предлагается доползти до погремушки и погреметь ею.
«Подползём под радугой»
Малыши проползают под дугой из крепкой проволоки, декорированной тканью под радугу.

Дети идут за педагогом

В упражнениях малыши отрабатывают основные движения

Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

  • картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры);
  • сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме);
  • игрушками-персонажами занятия;
  • атрибутами для урока (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.);
  • демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания;
  • показом — презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.

Комплекс утренней зарядки для первой младшей группы

Комплекс утренней зарядки для первой младшей группы

  • Зарядка для детей 2-3 лет в первой младшей группе детского сада
  • Зачем детям утренняя гимнастика
  • Игровая гимнастика для детей 2-3 лет
  • Комплекс гимнастических упражнений для малышей
  • Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе
  • Анализ утренней гимнастики в младшей группе

Детский возраст подразумевает активное развитие. Улучшение состояния организма, начиная с умственного и заканчивая физического, является задачей физкультуры. Поставленные задачи должны достигаться путем совмещения работы с малышом в семье и в дошкольном учреждении, которое посещает ребенок.

Среди развивающих комплексов отдельно выделяется проведение ежедневной зарядки с дошкольниками. Упражнения подбираются относительно возраста детей в группе, физических показаний и целей, которые необходимо достичь.

Зарядка для детей 2-3 лет в первой младшей группе детского сада

Отдавая ребенка в ясельную группу сада на третий год жизни, родители уверены в том, что там предоставят все требуемое для активного и органичного развития их маленького чада. Часто возникает вопрос о том, насколько оправдана необходимость проведения ежедневных физминуток.

Занятия могут проводиться:

  • В группе. Небольшой комплекс упражнений, который не требует большого количества пространства.
  • На улице. Осуществляется летом. Совмещение прогулки и физических нагрузок положительно влияет на результат.
  • В зале. В данном случае возможно сочетание с музыкальным сопровождением. Использование музыкальных композиций помогает дошкольникам развивать слух и умение соблюдать ритм. Понимание ритмичности положительно влияет на становление речи ребенка.

Для проведения гимнастики рекомендовано выбирать утренние часы.

К сведению. Утренняя зарядка для малышей 2 лет дает заряд энергии и бодрости. Это повышает эффективность восприятия информации ребенком во время развивающих занятий.

Как показывает практика, в домашних условиях дошкольники редко соблюдают необходимость правила выполнения ряда физических упражнений. По этой причине важно сохранение утренних физкультминуток в детских садах.

Важно! Развитие ребенка должно быть органичным на каждом этапе взросления. Превышение умственного или физического допустимого уровня нагрузки недопустимо.

Зарядка на улице

Зачем детям утренняя гимнастика

Гимнастика для детей 2-3 лет необходима как профилактика большинства проблем физического характера, а также в качестве предотвращения заболеваний (при выполнении упражнений на свежем воздухе).

К сведению. Более детально задача, поставленная перед физкультминуткой, отображается в планах для дошкольных групп, в зависимости от возраста.

Цель утренней гимнастики в младшей группе включает 3 составляющие:

  • Физический компонент.
  • Психологический элемент. Включает в себя комплекс, развивающий зрительное восприятие. Обучает работе в команде, а также выполнению указаний воспитателя/учителя. Это улучшает поведенческий уровень дошкольника.
  • Нравственная составляющая развития малыша. Объяснение необходимости соблюдения культуры здоровья, выработка привычки соблюдения ежедневной гимнастики. Упражнения воспитывают в ребенке целеустремленность и организованность, необходимые для будущего развития на базе старших групп и школы.

Основная часть задач, поставленных перед проведением гимнастики, направлена на физическое развитие детей раннего возраста.

  • Двигательные навыки. Упражнения, выполняемые детьми, направлены на решение задачи по формированию и закреплению координации, реакции, движению глаз за предметами и т.д.
  • Отдельные задания даются для улучшения мелкой моторики. Позволяют освоить необходимые для письма движения руками. В данном случае на помощь приходит пальчиковый и артикуляционный тип упражнений.
  • Правильная физическая нагрузка направлена на достижение цели по обучению дошкольников правильно дышать.
  • Формируется осанка, вырабатывается правильная походка. Данная цель выступает как профилактика косолапости и т.д.
  • Формирование навыков правильного, постепенного пробуждения организма. Является необходимым навыком как для детей, так и для взрослых.

Важно! Зарядка для детей 2-3 лет должна быть соблюдена в соответствии с ФГОС. Выполнение этого условия позволяет максимально органично соблюдать необходимые по возрасту нагрузки физического и умственного характера.

Игровая гимнастика для детей 2-3 лет

В результате экспериментов и научных работ, было выведено правило: любую работу или информацию дошкольники лучше воспринимают во время игры. В связи с этим, детская утренняя гимнастика адаптирована под каждый возраст путем имитации игрового процесса.

Воспитатель выступает в роли ведущего. При этом соблюдается еще одно предписание: лучше воспринимается информация на личном примере взрослого.

Для соблюдения аутентичности, в игровой процесс гимнастики малышей в два-три года могут быть включены:

  • Игрушки. В качестве спортивного инвентаря при отработке упражнений на развитие спинных мышц.
  • Мячи.
  • Гимнастические палки разной длины.
  • Обручи. Большинство детей воспринимает работу с обручем, как развлечение.
  • Ленты или канат, как имитация тропинки, по которой ребята должны пройти. Пример: упражнение «змейка». Направлено на развитие координации.
  • Скамейки в спортивном зале.
  • В некоторых случаях допускается внедрение в гимнастику работу с элементами детской площадки на территории садика. Осуществляется в летний месяц.

К сведению. Для игровой гимнастики подходит использование музыки. Она вносит в некоторую хаотичность игровой деятельности элемент ритмики.

Комплекс гимнастических упражнений для малышей

Комплексный подход к выполнению поставленных целей подразумевает сочетание заданий, направленных на развитие каждого отдела мышечной и костной систем.

  • Общеразвивающие упражнения для туловища. Утренняя гимнастика в первой младшей группе начинается с заданий на общее укрепление организма. Сюда можно отнести потягивания. В качестве игрового элемента, дошкольников просят представить пробуждение. Далее идут наклоны (перед дошкольниками может быть поставлена задача что-то собрать с пола во время наклонов). Одним из любимых игровых занятий считается «птица», когда перед ребенком поставлена задача изобразить полет птицы. Задание направлено на совершение махов.
  • Упражнения для разминки плечевого пояса. Во время игр, рисования и лепки, плечевой пояс детей напряжен. В качестве профилактики травм и перенапряжения, показана разминка мышц. С этой целью предписано выполнение упражнений: вращение руками, махи по типу мельницы. Упражнение «ножницы» позволяет совершать перекрестные маховые движения руками.
  • Упражнения для разминки ног и стоп. Осуществляются как профилактика развития плоскостопия, косолапости и т.п. Задания направлены на постепенное увеличение нагрузки на мышцы нижних конечностей. Позволяют предотвратить развитие судорожных явлений при перенапряжениях. Здесь можно встретить упражнения по типу паровозик/змейка, строевой шаг, адаптированный под детей, беговые упражнения, имитация езды на велосипеде, приставной шаг и т.д.

К сведению. Зарядка для детей 2-3-летнего возраста сочетает все три компонента в равных условиях. К ним может быть добавлен комплекс мероприятий для разминки мышц шеи. Равномерное распределение нагрузок дает возможность избежать переутомления.

Картотека утренней гимнастики в первой младшей группе

В качестве вспомогательного элемента для составления утреней гимнастики в младших группах воспитателями разрабатывается специализированная картотека упражнений. В ней находится перечень всех упражнений, используемых для детей в 2 и 3 года.

Подобный конспект может дополнить системную картотеку. Он представляет собой документ, где прописывается задача гимнастики, количество выделенного на нее времени (5-7 минут), в течение какого периода делается (5-9 дней или более). Каждое упражнение в конспекте прописывается по пунктам:

  1. Название.
  2. Процесс выполнения.
  3. Слова воспитателя перед упражнением, во время и после. Они могут быть обыграны в стихотворной форме или в качестве просьб/вопросов.
  4. Используемый гимнастический инвентарь. В некоторых случаях могут быть заменены на подручные материалы.
  5. Указывается время, выделенное на конкретное упражнение. К примеру: бег — 10 секунд, ходьба в спокойном ритме — 15 секунд, приставной шаг — 7 секунд и пр.

К сведению. Картотека, состоящая из готовых конспектов, удобнее для исполнения по сравнению с картотекой, которую составляют отдельные упражнения.

Анализ утренней гимнастики в младшей группе

Прежде чем новый комплекс гимнастических мероприятий будет введен в работу дошкольного учреждения, должен быть проведен анализ на актуальность его проведения и соответствие нагрузок возрасту детей в группе.

Анализ происходит в несколько этапов, один из которых направлен на проверку упражнений соответствию ФГОС.

Цель утренней гимнастики в младшей группе — организация укрепления здоровья детей и обеспечение их всестороннего развития. В случае несоответствия разработанной зарядки соответствующим требованиям, ставится под сомнение польза от ее проведения.

Важно! Если конспект не проходит одну из проверок, он направляется на доработку, пока не будут исправлены указанные ошибки или недочеты (погодные условия, температурный режим, выбранная музыкальная композиция и т.д.).

Важно помнить, что от качества развивающих мероприятий зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Только правильное выполнение зарядки сделает детей здоровыми и крепкими.

https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspekt-fizkulturnogo-zanyatiya-v-mladshey-gruppe.html
https://vospitanie.guru/fizicheskoe/kompleks-utrennej-zaryadki-dlya-pervoj-mladshej-gruppy