Обучение плаванию детей — лучшие методы и техники для разного возраста

Обучают ребёнка плаванию в любом возрасте. Чем раньше вы приступите к занятиям, тем здоровее и счастливее будет малыш. Методика обучения напрямую зависит от того, сколько месяцев или лет юному пловцу. Дальше вы узнаете, как сделать уроки плавания эффективными, весёлыми и безопасными.

Когда начинать?

Дети от рождения – отличные пловцы, поэтому к плаванию их разрешается (и даже рекомендуется) приучать с самого раннего возраста. Малыши, которым от роду всего несколько недель, ничего не имеют против купания.

Дети плавают

Как возраст влияет на обучаемость:

  1. До года. Первое занятие начинают примерно с трёх недель. Ребёнок, находясь девять месяцев в околоплодных водах, воспринимает воду как естественную среду обитания. Начинают занятия в ванной. Когда малыш усваивает элементарные упражнения, переходят в бассейн.
  2. От года до 4-х лет. Обучение ребёнка плаванию в этом возрасте – неблагодарное занятие. Этот возраст лучший для познания мира игровым способом, поэтому малыш должен получать от жизни удовольствие. Пусть плескается в воде под присмотром взрослых, но насильственное учение не применяйте.
  3. От 4-х до 6-7 лет. В этом возрасте ребёнок уже может безукоризненно выполнять указания и воспринимать команды. Самое время отправляться в бассейн.

С 6-7 лет дети полностью готовы к обучению и могут быть зачислены в спортшколу. Если вы не научили ребёнка плавать до этого возраста, отведите его в бассейн к профессиональному тренеру.

Выбор подходящего места

Главные критерии при выборе места для обучения детей плаванию – безопасность водоёма и возраст ребёнка. Малышей лучше учить в бассейне, открытая вода подходит только детям от 5-7 лет, максимум с 4-х, если условия в водоёме хорошие.

При выборе бассейна руководствуйтесь его репутацией и отзывами посетителей. Вас должна интересовать санитария и гигиена заведения, чистота воды и отношение персонала к своим обязанностям.

Выбирая открытый водоём, обратите внимание на такие моменты:

  • имеется ли разрешение санэпидстанции на купание;
  • какая температура воды (минимально допустимая – 23°С при температуре окружающей среды не менее 25°С);
  • чистое ли дно (нельзя учиться плавать там, где имеются коряги, строительный или бытовой мусор);
  • какая глубина водоёма, спуск и дно, нет ли поблизости водоворотов.

Учить детей рекомендуется в морях, реках, прудах и озёрах с пологим спуском, чистым песчаным дном и небольшой глубиной. Если условия не соответствуют требованиям безопасности, предпочтение отдают бассейну.

В водоёмах с подходящими условиями для обучения отводят полосу длиной 10-15 м. Вода в месте обучения плаванию должна доходить до уровня груди ребёнка. Он должен двигаться только вдоль прибрежной полосы и постоянно находиться в поле зрения взрослого. Плыть от берега запрещено.

Основы правильного плавания

При обучении плаванию ребёнок не должен пострадать ни физически, ни психологически, поэтому родителям следует ответственно подойти к занятиям. Понадобится время и терпение. Все занятия проводятся в благоприятной психологической атмосфере.

Подготовка ребёнка

Для занятий плаванием ребёнку экипировка не понадобится – нарукавники и жилет снимают. Кругов, досок и прочих приспособлений обычно не требуется – они только мешают обучению. Если вы от них не откажетесь, ребёнок так и не научится держаться на воде.

Что понадобится для плавания, так это очки. Если малыш против того, чтобы их надевать, придётся прорекламировать аксессуар и показать его преимущества.

Запаситесь терпением, не всегда удаётся сразу добиться желаемого. Как только ребёнок поймет, как удобно плавать в очках, он уступит.

Смотрите видео о том, в какой воде учить детей и как приучить их к очкам:

Как побороть страх воды?

Многие дети испытывают страх перед водной средой. Чтобы малыш не испугался, прежде чем идти в бассейн, подготовьте его к встрече с «большой водой». Техника подготовки зависит от возраста.

Малыши воды не боятся, а детям 4-6 лет объясняют, что плавание – очень интересная игра. А чтобы они в этом убедились, переводят процесс подготовки в развлечение.

Как подготовить ребёнка к плаванию:

  • Занимайтесь сначала в «лягушатнике». Это мелкий бассейн, в котором дети адаптируются к водной среде.
  • Устройте «морской бой». Создавайте брызги и привлеките к этому занятию малыша. Пусть вода попадает ему прямо в голову, чтобы пропал страх.
  • Предложите опустить лицо в воду и пускать пузыри – делайте это вместе. Научив малыша выпускать воздух через рот, учите делать то же самое носом.
  • Показывайте друг другу под водой забавные рожицы.
  • Предложите ребёнку присесть, целиком окунувшись в воду, а потом, буквально через секунду, вынырнуть.

Видео о том, как побороть страх воды, расположено ниже:

Техника дыхания

Еще один важный момент – обучение технике дыхания. Начинайте с освоения выдоха. Какой стиль ни взять, везде предусмотрено выпускание воздуха в воду. Пускать пузыри ребёнок уже попробовал во время подготовки, плескаясь в «лягушатнике», поэтому с выдохом в воду проблем не возникнет.

Как закрепить умение выдыхать в воду:

  • повтор ранее выполняемых упражнений – пускание пузырей, прыжки, приседания, выдохи при погружении;
  • новое упражнение – пусть малыш наберёт воздух в лёгкие, закроет ладошкой рот и носом издаёт протяжные звуки, например, «м-м-м-м-м».

После того, как ребёнок научился выдыхать, его учат правильно вдыхать. Умея только задерживать дыхание, много не поплаваешь. Следующий этап – научиться делать вдох, поднимая голову и не прекращая движение.

Вдыхание производится исключительно ртом, так как при дыхании носом есть риск попадании воды в носоглотку.

Учите малыша вдыхать с помощью упражнений:

  • «Медлительная рыба». Ребёнок, стоя ногами на дне (на небольшой глубине), отталкивается от борта и плывет к вам, опустив в воду лицо.
  • «Любопытная рыба». Выполнив упражнение «медлительная рыба», малыш поднимает голову вверх, когда услышит вашу команду. Причём вдох делать не надо.
  • «Весёлая рыба». Ребёнок повторяет действия предыдущего упражнения, но на этот раз во время поднятия головы совершается быстрый и короткий вдох.

Опускание лица в воду

Один из ключевых моментов обучения – погружение лица под воду. Чтобы преодолеть страх и недоверие, опять прибегните к игре.

Порядок обучения игровым методом:

  1. Начните с брызг. Поиграйте, брызгая друг другу в лицо. Пусть малышу станет весело.
  2. Приседайте и прыгайте так, чтобы погружаться всё глубже – сначала до рта, потом до глаз. В конце концов, он присядет так, чтобы голова полностью оказалась в воде. Предложите ребёнку не закрывать глаза, чтобы увидеть под водой что-нибудь интересное.
  3. Разбросайте игрушки на дне так, чтобы для их извлечения пришлось погружаться под воду с головой.

Если во время игр, в ходе которых производится погружение под воду, малыш закашлялся, не паникуйте, реагируйте спокойно. Пусть он выдохнет воду через нос – она удалится из носоглотки, и неприятное ощущение тут же пройдёт.

Вашему вниманию представлено видео о том, как научить ребёнка опускать лицо в воду:

Первые упражнения

Обучение начинают с упражнений, которые учат держаться на воде. Они простые и благодаря выталкивающему эффекту очень нравятся детям.

С чего начинать обучение:

  • «Медуза». Ребёнок ложится на воду, а взрослый при необходимости поддерживает его. Тело расслаблено, руки и ноги опущены вниз, как щупальца у медузы.
    Медуза
  • «Звезда». Юный пловец ложится на воду, разведя руки и ноги в стороны, чтобы получилась «звёздочка». Лицо опущено в воду, а шея расслаблена. Перевернувшись на спину, делают второй вариант упражнения.
    Звезда

Отработка плавательных движений

После того, как ребёнок научился держаться на воде, не боится опускать лицо и голову в воду и умеет правильно дышать, переходите к отработке движений. Начинайте со скольжения, а затем покажите малышу, как двигать руками и ногами.

Скольжение по воде

Основа плавания – умение скользить по воде. Научиться скольжению помогает упражнение «стрела»:

Скольжение

  1. Возьмите ребёнка под грудь двумя руками. Он поднимает руки вверх, а затем медленно и плавно ложится на воду. Тело при этом выпрямлено, а шея расслаблена.
  2. Закрепив умение, ребёнок выполняет упражнение самостоятельно. Он отталкивается от борта и двигается к вам, скользя по воде.

Работа рук

Более естественным движением для детей являются гребки, совершаемые сразу двумя руками – именно так пловцы работают, плывя брассом. Не требуйте от ребёнка точного выполнения контуров движений – пусть гребёт, как ему удобно, хоть по-собачьи.

Отработка упражнений начинается из положения «стрела». Ребёнок сначала скользит по воде, а затем в работу вступают ноги и руки. Позднее, когда он научится плавать, можно приступать к отработке движений в соответствии со стилем плавания.

Движения ног

Какой вариант больше подходит, становится ясно во время движения. Попросите ребёнка проплыть пару метров и посмотрите, как он двигает ногами – машет или отталкивается.

Отработайте два варианта движений:

  • Вверх-вниз. Это движение используется при плавании кролём. Ноги по очереди поднимаются. Это похоже на упражнение «ножницы».
  • «Лягушка». Ноги согнуты в коленях, пловец толкает воду так, как это делает лягушка. Такое движение используется в баттерфляе. Сам данный стиль для ребёнка труден, а вот движение ногами можно взять на вооружение.

Обучение в зависимости от возраста ребёнка

Подход к занятиям зависит от возраста юного пловца. При выборе стратегии и техники обучения учитываются физические и психологические особенности возраста.

До года

У малышей до года развит рефлекс, благодаря которому вода не попадает в дыхательные пути. Важно закрепить это умение, так как с течением времени оно угасает, и тогда детей гораздо сложнее научить нырять и плавать под водой.

Как малышей до года учат нырять:

  1. Опустите ребёнка на воду и, сказав «Ныряем!», погрузите его под воду.
  2. «Поплавайте» несколько секунд под водой – поносите малыша туда-сюда и вытаскивайте на поверхность.

Упражнение повторите 3 раза. Занимайтесь каждый день. Начинайте погружения с небольшого срока – хватит 2 секунд. Постепенно увеличивайте длительность погружения. Через 10 дней она должна достигнуть 5-7 секунд.

Ребенок в бассейне

Занятия проводите в ванной. Температура воды – от +35 до +37°С. В бассейн отправляйтесь в 9 месяцев.

1-3 года

На этом этапе с ребёнком отрабатывается техника дыхания. В таком возрасте навыки новорождённого уже ослабевают, появляется страх перед водой, и малыш может захлебнуться, если не научить его правильно дышать.

Плавание с кругом

  1. Разработка лёгких. Налейте в таз воды, поставьте туда игрушечный кораблик и попросите малыша дуть на него.
  2. Задержка дыхания. Делается в ванной. Пусть ребёнок вдохнет, погрузится в воду, и находится там, сколько может.
  3. Плавание с кругом. Оденьте круг на малыша и пустите его плавать – пусть приобретает навыки передвижения в воде.

3-4 года

Обучение ведут в игровой форме, так как малыш в этом возрасте неохотно выполняет какие-либо команды. Отрабатывают движения ногами и руками, что пригодится в дальнейшем, когда начнётся обучение конкретному стилю плавания.

  • «Лягушка». Ребёнок держится за борт бассейна, вытянув ноги. Затем он прижимает их к телу, разводит в стороны, и, в вытянутом состоянии, смыкает их, возвращаясь к исходному положению.
  • «Сердечко». Малыш стоит в воде так, чтобы она доходила ему до груди. Он вытягивает вперед обе руки и разводит их в стороны, сгибает в локтях и возвращает в начальное положение. Ребёнок словно рисует на воде «сердечко».

Освоив оба упражнения, малыш может объединить их и приступать к плаванию в бассейне на расстояние 8-10 м.

Смотрите видеоурок с упражнением «Лягушка» и другими:

4-6 лет

Если обучаемому ребёнку больше 4-х лет, начинают занятия с дыхательных упражнений. Проще всего делать это в ванной. Научившись вдыхать и выдыхать воздух, переходят в бассейн.

Ребенок ныряет

  • На дыхание. Разложите на дне ванной тяжёлые игрушки или предметы (не всплывающие), и пусть ребёнок собирает их, опустив под воду голову и не закрывая глаза. Упражнение учит задержке дыхания и нахождению под водой с открытыми глазами.
  • На движение. С этого возраста обучают кролю. Начинайте с движений рук и ног. Пусть ребёнок ляжет на воду лицом вниз, повернёт голову и вдохнёт воздух. Ноги в это время делают «ножницы», а руки – небольшие полукруги и погружаются в воду.

Если ребёнок нечаянно хлебнёт воды, достаньте его из ванной, укутайте полотенцем и дайте возможность прокашляться. Успокойте малыша и перенесите занятия на другой день.

Школьного возраста

Если до 6 лет ребёнок не научился плавать, обучение начинают с преодоления страхов. К этому возрасту дети уже имеют негативный опыт встречи с неизвестным или неприятным, поэтому становятся более осторожными.

Упражнения на дыхание:

  • На суше начинают разработку лёгких. Сначала ученик глубоко вдыхает, а через несколько секунд плавно выдыхает.
  • Продолжают упражнения в воде. Ученик стоит на такой глубине, чтобы вода достигала уровня груди. Вдохнув как можно глубже, он опускает голову под воду и, согнув ноги, подтягивает их к груди. В этом положении он находится максимально долго.
    Упражнение повторяют подряд пять раз. С каждым занятием время погружения увеличивают, постепенно доводя его до одной минуты.

Детей с 6 лет обучают различным стилям плавания. Выбирая подходящую технику, исходят из физической подготовки детей, способности координировать движения и управлять телом.

Какие стили подходят для обучения детей?

Существует несколько стилей плавания, которые отличаются друг от друга координацией движений и техникой дыхания. Ребёнку рекомендуется начинать обучение с самого простого стиля – кроля.

Какие стили плавания проще всего освоить детям:

  • «По-собачьи». В программе олимпийских игр такого стиля нет, но огромное количество людей использует его для перемещения по воде. Секрет популярности – простейшая техника движений и возможность не погружать голову под воду.
    Руки согнуты в локтях, а ладони собраны в «ковши». Гребки выполняют поочередно. Голова пловца находится над водой, а полусогнутые ноги выполняют движение «ножницы». Ограничиваться этим стилем не стоит, настоящий пловец должен уметь плавать с погружением, выдыхая воздух в воду.

Видео о плавании по-собачьи находится ниже:

  • Кроль на груди. Тело пловца лежит на воде, а руки по очереди совершают мощные гребки. Ноги работают по принципу «ножниц» – одна поднимается вверх, вторая опускается вниз. Голова пловца опущена в воду, вдох выполняется во время её поворота.
  • Кроль на спине. Техника аналогична обычному кролю, но пловец плывет, перевернувшись на спину.

Брасс и баттерфляй – самые сложные стили. Не начинайте обучение с них. Пловцу сначала надо освоить кроль. У него должна быть великолепная координация движений и отличная физическая подготовка. Учиться технически сложным стилям плавания рекомендуется в школьном возрасте.

Об обучении кролю смотрите в следующем видеоролике:

Как научить ребёнка плавать под водой?

Хороший пловец, уверенно чувствующий себя в водной среде, должен уметь плавать не только по поверхности, но и под водой. Этот навык считается базовым, с которого рекомендуют начинать плавание. Умея перемещаться в толще воды, ребёнок легче осваивает «поверхностные» стили.

Ныряние

Ныряние полезно для здоровья. Оно развивает лёгкие, закаляет организм. Дети, занимающиеся в бассейне, умеющие нырять и плавать под водой, практически не болеют простудными заболеваниями, избегают заражения ОРВИ. Учёные считают, что ныряние способствует усиленному развитию детского мозга.

Самые маленькие без проблем погружаются под воду, а вот детей постарше приходится обучать:

  1. Научите ребёнка не закрывать глаза под водой. Используйте для этого упражнение с игрушками (его применяют при обучении опускать лицо в воду). Пусть малыш достаёт со дна определённый предмет. Чтобы сделать это, он должен погрузить голову под воду, а ноги окажутся вверху.
  2. Повторите упражнение, положив предмет подальше. Теперь, чтобы достать его, ребёнок должен проплыть под водой. Нырнув, пловец поднимает ноги выше головы. Тогда вода не выталкивает тело на поверхность. Гребки направлены по очереди то вперед, то вниз.

Когда ребёнок почувствует себя уверенно под водой, переходите к ныркам с небольшой высоты и с разбега. Как правильно нырять с небольшой высоты:

  1. Голову и руки опускают вниз.
  2. Ноги сгибают, а когда таз оказывается выше головы, выпрямляют.
  3. В воду входят под углом 45-90 градусов.
  4. Руки вытянуты вперед и направлены в точку входа в воду.
  5. Ныряющий с силой отталкивается и прыгает.

Прежде, чем нырять с высоты, ребёнок должен безупречно освоить технику нырка и плавания под водой. Если нырнуть неправильно, можно сильно удариться животом о воду.

Смотрите видео, как научить малыша плавать и нырять:

Техника плавания

Если ребенок не боится воды, проблем с подводным плаванием у него не возникнет. Как учиться плавать под водой:

  1. Ребёнок глубоко вдыхает и, присев, погружается в воду.
  2. Оттолкнувшись ото дна и вытянув вперёд руки, пловец скользит и перемещается под водой, не выныривая на поверхность.

Плавать под водой учатся любым стилем плавания. Малыши плавают по-собачьи, инстинктивно совершая движения руками и ногами. Дети постарше используют движения из разных стилей – например, руки совершают движения по технике кроля, а ноги двигаются, как в брассе.

Дальше расположен видеоролик об обучении плаванию на глубине:

Полезные советы

Чтобы учить ребёнка плаванию, важно самому владеть техникой перемещения в воде. Прежде чем приступать к обучению, ознакомьтесь с теорией применительно к возрасту обучаемого, а также прислушайтесь к советам тренеров:

  • Ориентируйтесь на настроение ребёнка. Если у него нет желания заходить в воду, выясните, в чём причина.
  • У детей определённая координация движений, которая не позволяет быстро и точно выполнять указания. Учитывайте это и не нервничайте, относитесь спокойно к тому, что у юного пловца многое не получается.
  • Никогда не повышайте голос и не применяйте физическую силу во время занятий плаванием. Это может привести к пожизненной боязни воды (гидрофобии).
  • Ни в коем случае не применяйте старинный метод обучения – бросать в воду, чтобы сам выплыл. Не все способны выйти «без потерь» из подобной ситуации. Ребёнок потеряет к вам доверие, и всю жизнь будет бояться воды.
  • Во время занятий юный пловец должен плыть только к берегу, если вы занимаетесь на открытом водоёме.
  • Находите новые методики обучения, пользуйтесь видеоуроками, ходите на соревнования. Будьте заинтересованы, и ребёнок обязательно «заразится» вашим энтузиазмом.

Приступая к обучению, помните, что плавание должно вызывать у ребёнка только положительные эмоции. Если он не испытывает удовольствия от общения с водой, перенесите занятия на год-другой. Не торопите события, всему своё время.

Моя история

Мои первые учителя по плаванию

Мой папа страстно хотел научить меня плавать… Лето, тепло, огромное озеро Мстино.. И мне всего 5 лет. Папа держал меня на руках и заходил в воду на глубину, отчего у меня внутри все обмирало. Он радостно и, одновременно, сосредоточенно смотрел, потом клал меня грудью на воду и говорил: греби ручками, давай вот так! И ножками!! Бултыхай ими в воде! Не бойся, давай! Я держу тебя!

А я боялся! Но очень не хотел его подвести! Ведь папа с детства приучал меня быть мужчиной. И бултыхал ножками, и руками там что-то делал.. А потом папа потихоньку отпускал меня в воде, надеясь, что я поплыву. Но, начиная проваливаться под воду с головой и захлебываться, я судорожно вцеплялся ему в шею.

И сколько бы отец не пытался меня таким образом научить плавать, ничего не получалось… Папа очень расстраивался.

Дни шли за днями, а я по-прежнему болтался на мелководье, когда все ходили на озеро купаться. И вот однажды из города приехал мой двоюродный дедушка Саша. Мудро и тихо посмотрел на мои барахтанья в воде, а потом спросил: «А можешь ли ты задержать дыхание и не дышать, пока я буду считать до 10-ти?»Я ответил: «Конечно!»

Ну, он и начал считать, а я стоял, и, задержав дыхание, смотрел на него. Мне было интересно, что такое придумал мой дедушка. Он был потрясающим художником, известным на всю страну. Огромного роста, очень умный, добрый. И при всей своей знаменитости, в хорошем смысле этих слов — очень простой человек. Такой добрый спокойный великан. Тогда деду было 47. Столько же, сколько и мне сейчас… При общении с ним всегда возникала уверенность, что он никогда не будет торопить, и … поймет, и выслушает, и всегда-всегда поможет. В общем, даже будучи маленьким мальчиком, я тихо восхищался дедом. Это был мой первый тренер по плаванию.

И вот я выполнил его первое задание. Дедушка Саша порадовался за меня, а потом спросил: а можешь ли теперь зайти в воду по пояс, присесть, обнять свои ноги крепко, не отпускать их, и ждать, когда я досчитаю до 10-ти?

Раззадоренный интересной игрой, я с восторгом согласился! И по его команде присел под воду, обняв свои ноги, и слушая счет деда…Я практически сразу же оторвался ото дна, и … всплыл на поверхность…

Вот мне сейчас уже 47 лет, а до сих пор – счастливые мурашки по коже от этих воспоминаний! Хоть мои ноги постоянно отрывались от земли, я продержался под водой до 10 счетов деда, а потом выскочил на поверхность, счастливый.

Поплыл.

Надо ли говорить, что с дикими воплями восторга я тут же позвал всех родных на берег, и демонстрировал им, как я могу висеть в воде!

А дед Саша уже предложил мне раскинуть руки и ноги звездой во время такого всплытия. И я сделал это! А дальше — больше!

Мы сели с ним в лодку, отплыли от берега на несколько метров, а я с лодки прыгал на глазах у всех в темную вечернюю воду, и сам доплывал до берега.

Это было – счастье! Это был полет! Это было мое первое плавание..

Спасибо.

Спасибо, дедушка Саша. Спасибо и тебе, папа! Кто, как не ты повлиял на меня в жизни более всех и вложил в меня столько интересного и доброго?! Вы оба сейчас уже далеко от меня, в иных мирах, но я всегда буду помнить и эту лодку, и берега в вечернем тумане, и пронзительное счастье, которое захлестнуло меня в теплой и черной воде озера Мстино!

Годы тренировок. Лилия Михайловна Константинова

Тренер по плаванию. Мне исполнилось 7 лет, я пошел в первый класс. А буквально через несколько недель пришли представители спортивного общества «Буревестник» и пригласили первоклашек с родителями на отбор в спортивную секцию по плаванию.

Я прошел этот отбор, а потом … было почти 6 лет тренировок. Странное дело… мысленным взором оглядываю мой жизненный путь с 7 до почти 13 лет… Тренировки, тренировки, соревнования, снова тренировки, соревнования.. У нас были разные тренеры, много мальчиков и девочек меня окружало. А ведь почти никого не запомнил… Уже несколько раз на тренировочных заплывах в свои 12 с половиной лет я выполнял нормативы КМС при заплыве кролем на груди на 50 метров. Но вот тут как раз и наступил слом, я не выдержал и закончил с плаванием. А точнее – моя мама.

Хорошо помню, что когда ей помогал дома хозяйству, и выносил мусорное ведро, то втихаря плакал рядом с мусоросборником.. Мне было стыдно, но слезы сами лились.. От обессиленности.

Думаю, кто занимался спортом всерьез, поймет, о чем я. Я всегда выделялся в нашей секции силой, больше всех подтягивался, быстрее всех плыл на коротких дистанциях в кроле, от этого меня любили ставить на эстафеты.

Но я возненавидел плавание кролем на длинные дистанции: голова кружится, все тело кипит, порой вообще — тошнит, а приплываю не самым первым.. И мама, видя как я переживаю, в конечном счете забрала меня из секции…

Если честно, эти годы учебы плаванию мало отложили в памяти теплых воспоминаний. Но все же есть одно яркое пятно: Лилия Михайловна. Наша главная тренер по плаванию. Лилия Михайловна Константинова.

В свои 40 с небольшим лет она была худощава, красива, как-то неуловимо изящна и грациозна.. Я был тихо влюблен в нее… Очень уверенно, спокойно и терпеливо она объясняла все приемы! Что и как надо делать! А я очень старался!! Боялся не выполнить тех заданий, которые она давала! Всегда спешил выполнить их отлично!

А она … меня тоже отмечала. Видела, какой ученик растет. И хоть особо внешне не показывала (похвалу у нее нужно было заслужить!), но на каком-то животном уровне я чувствовал это. И вот этот родничок взаимной симпатии подталкивал меня еще больше стараться, еще лучше плыть.

Столько лет уже прошло, а я до сих пор помню лицо Лилии Михайловны, ее миндалевидные черные глаза.. И я уверен: именно она заложила в меня все лучшие навыки по плаванию в те годы. Спасибо, Лилия Михайловна! Я пытался хоть что-то узнать о Вас сейчас, но … лишь короткая справка в сети: что с 1989 года Вы работали в школе «Экран», тренер по плаванию..

И еще … пытаясь найти хоть одну Вашу фотографию в сети, я случайно наткнулся на такое изображение. Я знаю, что это не Вы. Но – очень похоже!!

Где Вы сейчас, Лилия Михайловна? В этом ли мире, или уже очень далеко? Не знаю… И совсем не уверен, что когда–то прочтете эти строчки. Но всегда Вас буду помнить. Теперь и я делюсь с другими учениками Вашими знаниями, Вашим теплом, Вашим участием!

Спасибо, Лилия Михайловна. Низкий Вам поклон.

Серебряный Кит

Спустя год, после того как вернулся со службы, я снова начал плавать. Не ради карьеры пловца, а для себя, для здоровья … Вот интересно: в детстве и юности меня ведь так выматывало плавание. Зачем снова к нему вернулся? Не знаю сам точно. Видимо, ушло напряжение, связанное с соревнованиями, с заплывами на скорость на большие дистанции. А воду я всегда любил, и она снова потянула к себе.

Вставал рано, и уже в 7 утра был на дорожке бассейна. Мне нравилось приходить в это время, потому что людей было мало, и я мог наматывать бассейн за бассейном, не теряя скорости. Тогда же, в свои 22 года я совершил первый заплыв на открытой воде на Лемболовском озере, и именно тогда хорошо узнал, что такое переохлаждение даже в относительно теплой летней воде.

Как-то я плыл в бассейне, держа крейсерскую скорость. И тут сбоку от себя, на соседней дорожке увидел, как меня обгоняет большой седой мужчина. Он тоже плыл кролем. Более внимательно приглядываясь, обратил внимание, что у него какая-то особая техника в кроле: совсем нечасто работает ногами. А гребки – размеренные, длинные, с перекатами с боку на бок… Как огромный седой кит на соседней дорожке. Такая странная ассоциация возникла.. Уже в раздевалке еще раз его увидел, не выдержал, подошел и выразил свое восхищение. Спросил, откуда у него такая удивительная техника? А он .. как сейчас помню: смущенно и грустно улыбнулся, сказал «спасибо», а потом добавил, что он ведь в 1968 году был Олимпийским призером на соревнованиях по кролю…

Позже я посмотрел в интернете, кто же из наших пловцов в 1968 году стал призером на Олимпиаде. И без труда узнал своего «кита» по фотографии …Это был он. Мой серебряный кит.

И пожалуй, именно с того момента, мне стало по настоящему интересно, что же это за особая техника, при которой можно так долго и красиво плыть кролем, сохраняя высокую скорость продвижения.

Владимир Сальников

Из обрывочных сведений в интернете я узнал, что оказывается, еще великий Владимир Сальников применял специальную технику при заплывах на дистанциях свыше 400 метров: двухударный кроль. Когда на каждый гребок рукой приходится только по одному удару ногой. Не знаю, почему меня не учили этому в секции. Думаю, что просто был не тот уровень, а может быть, 2-х ударник все-таки не был таким популярным, как в последние 15-20 лет.

Будучи увлеченным плаванием, 1998 по 2012 год я совершил более 30-ти заплывов различной протяженности на открытой воде: Волга, Байкал, озеро Ильмень, Ладога, Вуоксовские разливы. От 3 до 15 км. А самый длинный заплыв был на Дону в 2007 году. Тогда я проплыл 25 км. И именно техника 2-х ударного кроля мне очень помогала на длинных заплывах.

А еще как-то незаметно для самого себя я обрел новое хобби: стал обучать плаванию детей и взрослых во время летних походов, совместных отдыхов на море или на других водоемах. У меня это сходу получалось. И очень нравилось видеть, как буквально на глазах новичок преображается, начинает плыть правильно и красиво.

Таиланд

А в 2012 году жизнь сделала резкий поворот, мой сын начал сильно болеть в климате Санкт-Петербурга, и по совету врачей мы увезли его к теплому морю, в Таиланд. Спустя несколько месяцев сынок полностью поправился, а мы решили остаться в Таиланде всей семьей уже на длительное время.

Будучи деятельным человеком, я не мог сидеть на месте, и уже спустя месяц после прилета в Таиланд начал обучать взрослых и детей плаванию.

Терри Лафлин

А в 2014 году я наткнулся в ютубе на видео уроки Терри Лафлина. И вот тогда-то снова вспомнил и «серебряного кита», и мои попытки разобраться, как же плавал великий Сальников на длинные дистанции. Все пазлы стали складываться!

Я не только прочел, но и увидел, что такое 2-х ударный кроль. И понял, как надо использовать баланс при плавании любым стилем.. А после, будучи опытным пловцом, буквально за несколько недель разобрался и освоил эту технику по урокам Терри Лафлина. И мое отношению к плаванию поменялось!!

Если раньше я воспринимал длинные заплывы, как некую обязанность, как труд, как … просто зарядку для тела, то теперь это стало наслаждением!!

Я понял, что можно плыть совсем по-другому!! Ранее я даже не представлял, что можно плыть с таким удовольствием. Долго, не уставая, смакуя каждое движение.

Это очень классное чувство! Когда скользишь по воде, совсем не борешься с ней, а вливаешься всем телом, опираешься на нее, паришь в ней…

Верно говорит Терри Лафлин, что такое плавание — своего рода медитация. И с того момента я не только стал плавать легче и свободнее, но и значительно более эффективно начал обучать плаванию своих учеников.

Наставник и тренер по плаванию

За последние 6 лет я обучил плавать с нуля свыше 2000 учеников в возрасте от 1 года до 73 лет. А также — стал записывать видео уроки по плаванию на свой ютуб-канал, как подспорье и методический материал для учеников. Если что-то забыли – всегда можно посмотреть упражнения по плаванию и потренироваться без меня.

Эти уроки стали обретать популярность в интернете и среди других любителей плавания, с которыми я еще не был знаком. Так родилась идея делиться своим опытом со значительно большим количеством людей! И поэтому я создал полностью оформленные в отдельные видеокурсы уроки по плаванию различными стилями.

Тренер по плаванию. Количество удаленных учеников растет день ото дня. Любители плавания с самых разных городов и стран учатся по моим курсам. Видя, насколько эффективным получается такое обучение, я привлек к работе профессиональных переводчиков, и осенью планирую выпустить обучающие видеокурсы по плаванию уже и на английском языке.

Параллельно с этой работой, я поступил на заочное отделение «Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодежи И Туризма (ГЦОЛИФК)», на кафедру теории и методики спортивного и синхронного плавания, аквааэробики, прыжков в воду и водного поло ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» и в 2016 году закончил обучение по специализации «Современные аспекты теории и методики обучения плаванию», тренер по плаванию, под руководством профессора кафедры Павловой Татьяны Николаевны.

Так же в планах на ближайший год: пройти мастер-классы у других зарубежных мастеров по обучению плаванию, а после — передавать этот опыт своим ученикам через видеоуроки и на своих личных мастер-классах (уроках-тренингах).

А нынешние успехи и достижения моих учеников лишь вдохновляют меня на дальнейшую работу. Каждый день я получаю благодарные письма, отзывы и комментарии. Вот лишь их малая часть! Спасибо и низкий поклон!! Приятного и легкого Вам плавания!! До встречи.

Ваш тренер по плаванию и наставник, Денис Тараканов.

http://morevdome.com/articles/kak-nauchit-rebyonka-plavat/
http://swim4life.ru/my-history