Содержание
Обучение детей 5–7 лет ходьбе на лыжах в условиях ДОУ № 12 «Солнышко»
I. Введение
Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты и в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. В России издавна стар и млад, пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.
Уже в начале нашего столетия передовые педагоги начинают все больше и больше уделять внимание лыжному спорту детей.
Передвижение на лыжах вполне доступно детям, лыжи – прекрасное средство физического развития ребенка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания.
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья на основе дифференцированного подхода к каждому ребенку. Создание таких условий очевидно преимущество системы самостоятельной спортивной деятельности.
Преимущество зимнего катания на лыжах.
Во-первых, обучение строится на основе спортивных занятий по самым разнообразным направлениям деятельности.
Во-вторых, занятия дошкольного образования обеспечивают: чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.
В-третьих, общение инструктора и детей в процессе совместной спортивной деятельности на занятиях и досуговых мероприятиях способствует развитию способностей – закрепляют двигательные навыки и умение ходьбы на лыжах, развивают познавательные способности детей, расширяется их кругозор, воспитываются положительные черты характера.
В-четвёртых, игры, праздники, катания на лыжах отдых всей семьей, позволяют педагогу органично создавать ситуацию успеха, а детям – переживать чувства эмоционального благополучия, поддерживая тем самым интерес к лыжному виду спорта и желание вновь достичь хороших результатов.
II. Основная часть
Нашему детскому саду «Солнышку» р.п. Юрты в 2008-2009 учебном году отдел образования Тайшетского района подарил лыжи – 20 пар. В полном комплекте (крепление, палочки, ботинки). В программе детского сада «Солнышко» предусматривается «Обучение ходьбе на лыжах». Лыжная подготовка – одно из важнейших средств физического воспитания старших дошкольников. Её организация – трудоемкое и ответственное дело. Немаловажно, чтобы ребенок уже с малых лет умел ходить на лыжах, тогда он может принимать участие в семейных лыжных походах. Нормально развивающемуся крепкому ребенку можно вставать на лыжи с 2-2,5 лет. Но, так как лыжи в детском саду недавно, провожу занятия старшего дошкольного возраста.
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятий и т.п.).
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах провела с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, т.е. те месяцы, когда снежный покров для передвижения на лыжах еще недостаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводились упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь провела игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. На физкультурных занятиях особое внимание уделяю упражнениям, укрепляющим мышцы стоп.
Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамейке, бег с высоким подниманием ног, упражнение со скакалкой и другие.
В этот же подготовительный период дети познакомились с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.
Работа продолжалась в группе, где мы беседовали, рассматривали картинки о зиме, зимних видах спорта, разбирали положение тела, рук и ног, при ходьбе на лыжах. Сами дети рассказывали, какие у них дома лыжи, где на них катались. Работу с родителями по вопросу одежды я начала заранее.
Пока снегу выпало еще мало, я учила детей надевать лыжи, застегивать ремни, чистить лыжи и ставить их на место.
Во время обучения я распределила детей по способностям (сильные и более слабые) на две группы. С детьми первой группы (более слабые) отрабатывала навыки передвижения на лыжах. Дети второй группы (более сильные) учились спуску с горы и подъему. (Принуждать детей нельзя. У ребенка самого должен возникнуть интерес к конкретной деятельности, тогда и результаты будут лучше.) Я обращала их внимание на то, что лыжи надо ставить внутренним ребром и что они должны быть параллельны друг другу. Если ставить лыжи носками вверх, а пятками вниз, то начнется скольжение. Обучение ходьбе на лыжах я организую на прогулке, когда достаточно снега. (В наших условиях это конец октября – начало ноября). Занятия с детьми старшего дошкольного возраста провожу подгруппой (8-10 детей): первая с инструктором физического воспитания занимается лыжами, вторая в это время катается на санках с горок или играет в снежки, лепит постройки из снега и т.д. Потом подгруппы меняются.
Лучше всего занятия проходят при температуре воздуха -8 -12ºС, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Лучшее время для проведения занятий с детьми – 10-12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30мин, в подготовительной – 30-35мин. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку или инструктор проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки – для пятилетних детей) и «След в след» ходьба друг за другом – для детей 6-7 лет и т.д. Пробежка для детей пяти лет – 15сек, для детей 6 лет – 18сек, для детей 7 лет – 20-22сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой.
Задачами основной части задания являются обучение детей элементам техники передвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так дети шести лет ходят по учебной лыжне на расстоянии от 30 до 100 метров. Это может быть ходьба по кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за инструктором, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100 метров для отработки длинного скользящего шага и т.п. В основной части занятия провожу упражнения (ходьба под воротца, Ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, с скольжением и пробежкой). Сюда же входят проведение спусков (крутизна склонов – 15-20º, длина раската 20-30м), подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и ни разу не упадет», «Кто пройдет и ни разу не уронит мешочка» и др.
Основной задачей заключительной части являются постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности. Содержанием заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа. Длительность таких прогулок на лыжах определяется качеством снега, температурой и влажностью воздуха, силой ветра.
Ребята усвоили и соблюдают правила ходьбы на лыжах: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции; при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому; скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет; если на пути при спуске с горки неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.
Подъем «лесенкой» дети усвоили быстро. При спуске учила тормозить. Сначала осваивали спуск на низкой стойке, затем стоя. Ходьба по учебной лыжне для детей 5-7 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Я, как инструктор, нахожусь в середине круга, по мере необходимости (если дети допускают ошибки) могу показать детям те или другие элементы ходьбы на лыжах. Для развития ритмичной ходьбы на лыжах применяю бубен. Это помогает детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны при длине спуска 10-12м. Перед спуском со склона обращаю внимание детей на стойку лыжника, предлагаю ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед. Правильность стойки лыжника проверяю на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важно напомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается вперед, руки сгибаются в локтях. Для полной подачи согнутых коленей вперед можно предложить ребенку ритмично похлопать по коленям. Вначале сама показываю, как надо спускаться, обращаю внимание детей на уверенный спуск их товарищей. Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендую пружинистые покачивания на ногах. Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки.
С этой же целью можно использовать игровые моменты при спуске со склонов. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одно подгруппа спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру (позу): «Зайчик» — прижать пальчики (ушки) к голове, «Матрешки» — скрестить руки на груди или одну руку прижать к щеке, «Дозорные» — смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети, стоящие внизу, должны определить, какую фигуру изображает тот или иной ребенок, кто выполнил фигуру лучше всех, чье задание было самым интересным. Затем они меняются ролями. Игра повторяется снова.
Обучение подъемам здесь так же требует большой подготовительной работы. При подъеме «Лесенкой» надо четко отработать боковые приставные шаги, где лыжи ставятся четко параллельно. А для этого проводим упражнения со зрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага).
Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «Лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу. Необходимо следить, чтобы все дети стремились преодолеть подъем, не снимая лыж.
В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. Здесь стремимся к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатисным, ритмичным. На каждом занятии провожу упражнения скольжения по прямой лыжне. С первых занятий большое внимание уделяю правильной посадке лыжника. Я показываю позу лыжника и поясняю: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть надо прямо».
Дети 5-7 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому провожу задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка» (10-15меторов).
В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.
Для закрепления навыка поворотов с детьми провожу игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т.д.
Постепенно дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения.
III. Заключение
Систематической работой с детьми можно добиться хороших результатов.
В конце марта месяца провела открытое занятие на лыжах – малые зимние «Олимпийские игры», где родители познакомились с успехами наших детей.
Подводя итоги проделанной мною работы, нужно отметить, что к концу первой зимы, катаясь на лыжах, дети еще не умели принимать правильное положение, недостаточно согнутая в колене нога не давала возможности сильно отталкиваться при скольжении. Навыки скольжения только начинали формироваться. Самые лучшие результаты были у тех детей (Чеботарева Андрея, Ходаковской Полины, Шаповалова Артема, Жадовец Ульяны), которые уже раньше дома катались на лыжах, и у тех, кто проявлял большой интерес к лыжам, и катались почти ежедневно.
Лыжные прогулки и занятия способствуют воспитанию у детей морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучают преодолевать трудности и препятствия, формируют выдержку, воспитывают чувство дружбы, взаимопомощи. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями. Занятия лыжной подготовкой повысили активность детей, у них появилось желание кататься на лыжах в любую погоду.
Хочется обратить внимание на следующее: родители интересуются успехами детей, принимали активное участие: в конкурсе на лучшую фотографию «Зимняя прогулка на лыжах»; в ремонте спортивного лыжного инвентаря; участвуют в проведении занятий.
В заключении хочу подчеркнуть, что лыжные прогулки в лес, способствуют воспитанию у детей любви к природе, пробуждают чувства прекрасного и желания узнать что-то новое, интересное о своем родном крае.
Подготовка и проведение спортивных игр и упражнений в детском саду
Период дошкольного детства — это важный этап в формировании представлений о здоровом образе жизни. Поэтому образовательной концепцией детского сада предусмотрено всестороннее физическое развитие малышей. А поскольку ведущим видом деятельности у детей является игра, то наиболее эффективным способом достижения поставленной цели является организованная игровая активность, предполагающая физические нагрузки. На некоторых психолого-педагогических и методических тонкостях организации спортивных игр и упражнений стоит остановиться более подробно.
Суть понятий: разбираемся с терминологией
Во многих методических источниках понятия спортивная игра и спортивное упражнение отождествляются. Между тем это не одно и то же. Спортивные игры — это отдельные виды спорта, которые предполагают командное или индивидуальное противоборство, определённое конкретными правилами (футбол, хоккей, волейбол). Спортивные упражнения — это способы решения определённых двигательных задач (например, катание на велосипеде по прямой или по кругу во второй младшей группе или скольжение, стоя или присев, по ледяной дорожке в подготовительной группе). Поскольку в дошкольном детском учреждении практикуются не только игры и упражнения, но и упражнения игрового характера (например, бросать мяч в корзину двумя руками от груди в средней группе), то имеет смысл говорить о понятии, включающем все эти элементы, – спортивных играх и упражнениях.
Обычно малыши с большим удовольствием включаются в спортивные виды деятельности
Цели и задачи проведения спортивных игр и упражнений
Миссия проведения спортивных игр и упражнений состоит в создании условий для:
- физического развития (спорт укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, тренирует ловкость, выносливость, темп и ритм движений);
- умственного развития (дети учатся ориентироваться в пространстве и времени, а за счёт необходимости выполнять игровые задачи в определённый хронометраж, происходит активизация процессов мышления, стимулируется сообразительность);
- коммуникативного развития (во время участия в спортивных играх ребята учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в коллективе);
- нравственно-духовного воспитания (в ходе участия в спортивной деятельности у малышей воспитывается самодисциплина, воля, честность, самообладание и т.д.).
Это интересно. Для всех возрастных групп цели и задачи организации спортивных игр и упражнений будут одинаковы, но с разработкой разных по сложности задач.
Для реализации этих целей при организации игр и упражнений спортивного характера предполагается решение таких задач, как:
- получение начальных представлений о различных видах спорта;
- обогащение опыта движений (к примеру, в средней группе дети учатся отбивать мяч ногой в футболе или перебрасывать его через сетку в волейболе и пр.);
- обучение техническим нюансам выполнения элементов спортивных упражнений и игр (так, например, в старшей группе для более сильного и направленного удара по воротам в хоккее, игроки учатся держать клюшку двумя руками);
- развитие устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера (к примеру, в младшем дошкольном возрасте это достигается заданиями развлекательного характера — прокати куклу на санках и пр.);
- воспитание самостоятельности (если вначале, в младших группах, педагог показывает игры и упражнения, то впоследствии дети сами проявляют инициативность в выборе игр);
- развитие стремления к здоровому образу жизни;
- формирование эстетических и этических представлений о мире вокруг и взаимодействии людей.
Это интересно. Спортивные игры и упражнения проводятся инструктором по физической культуре на занятиях по физкультуре, а также воспитателем на прогулках, при проведении досуга.
Спортивные упражнения и игры проводятся на улице или в помещении, воспитателем или инструктором по физкультуре
Видео: спортивные упражнения и игры как средство взаимообучения детей разного возраста в детском саду
Классификация спортивных игр
В методической литературе можно найти несколько классификаций спортивных игр и упражнений, основывающихся на разных определяющих признаках.
Таблица: основные виды спортивных игр
Критерий | Виды | Примеры (возрастная группа) |
По сложности | Элементарные | Эта классификация основывается на уровне сложности выполнения игровых действий. При этом содержательный компонент остаётся единым. Так, к примеру, в игре «Ловишки» в младшей группе водящему нужно поймать и осалить разбежавшихся по площадке ребят. В этой же игре в старшей группе водящему завязывают глаза, что усложняет его задачу. |
Сложные | ||
По содержанию | Сюжетные | Народные игры |
Бессюжетные | Перебежки, эстафеты, игры с мячами, кеглями и пр. | |
Игры-забавы | «Ладушки», «Коза рогатая» (первая младшая группа). | |
Игры-аттракционы | «Кто быстрее» в старшей группе (дети наматывают на две катушки нитку с разных концов, задача — домотать до середины быстрее соперника). | |
Соревновательные игры | Волейбол, футбол, хоккей | |
По развитию ведущих физических качеств | На ловкость и быстроту | «Мышеловка» (старший дошкольный возраст): несколько человек, взявшись за руки, образуют круг-«мышеловку», остальные — бегают вокруг, изображая мышей. По команде водящего: «Мышеловка» ребята в кругу поднимают руки, «мыши» забегают с одной стороны и выбегают с другой. По сигналу: «Захлопнулась мышеловка» дети опускают руки и присаживаются. Те «мыши», что не успели выйти из круга, выбывают. |
На выносливость | «Смена мест» (средний, старший дошкольный возраст): дети присаживаются на корточки в две шеренги на отмеченных линиях-«домах», по сигналу, перепрыгивая на корточках, малыши должны как можно быстрее добраться до противоположного «дома». | |
На силу | «Корабль и ракета» (старшая, подготовительная группы): дети делятся на две команды, выбирают капитана, строятся за ним в колонну. Колонны, разделённые чертой, выстраиваются напротив друг друга и, обхватив впереди стоящего за талию, стараются перетянуть соперников на свою сторону. Чей капитан переступит черту, та команда проиграла. | |
По двигательному содержанию | С ходьбой и бегом | «Поезд» (вторая младшая группа): дети строятся в колонну, держась за плечи. Первый участник – «паровоз», остальные – «вагоны». По команде педагога поезд начинает движение, переходя с ходьбы на бег. По сигналу: «Поезд приближается к станции» ребята замедляют движение. |
С лазаньем | «Обезьянки» (первая младшая): дети-обезьянки поднимаются на 3–4 ступени гимнастической лестницы за «фруктами», потом осторожно спускаются. | |
С прыжками | «Удочка» (старший дошкольный возраст): ребята-«рыбки» становятся в круг, водящий-«рыбак» в середине раскручивает скакалку по-над землёй, задача «рыбок» не попасться на удочку. Кого скакалка задела, становится «рыбаком». | |
С метанием | «Попади в обруч» (средняя, старшие группы): дети становятся в круг, в центре лежит обруч. Малыши по очереди бросают мешочки с песком или мячики в круг. Педагог оценивает точность броска. Примечание: для усложнения бросать можно из-за спины, сидя, только справа или только слева, из-за головы. | |
По степени физической нагрузки | Большой подвижности | «Линеечка» (подготовительная группа): дети строятся в две шеренги, по сигналу разбегаются, а на команду «Линеечка» быстро возвращаются в свои шеренги. Примечание: для усложнения можно закрепить очерёдность в шеренге. |
Средней подвижности | «День и ночь» (средняя группа): у каждого участника в руках мяч, по команде: «День» дети подбрасывают мяч вверх и ловят, по команде: «Ночь» замирают в той позе, в которой их застал сигнал. | |
Малой подвижности | «Мяч соседу» (старшая группа): дети стоят по кругу, двое игроков с разных сторон держат по мячу, начинают передавать их в одном направлении. Тот, у кого окажется в руках два мяча, выбывает. | |
Со спортивным инвентарём | С мячом, кеглями, скакалками и пр. в тёплое время года. На лыжах, санках, ледянках и пр. зимой. |
Видео: спортивные игры и упражнения с обручем
Видео: спортивные игры и упражнения зимой
Рекомендации по проведению спортивных игр и упражнений в детском саду
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены психолого-педагогические рекомендации относительно организации спортивных игр и упражнений.
- Каждый месяц дети младшего дошкольного возраста знакомятся с 2–3 играми и упражнениями. Со среднего дошкольного возраста количество увеличивается до 3–4, при этом 4–5 подбираются для повтора.
- Игры и упражнения спортивного характера проводятся в три приёма: утром до завтрака, на прогулке и после дневного сна. Утренние игры не должны быть слишком энергоёмкими, иначе дети истощатся до следующих учебных занятий. Во время прогулки упражнения и игры могут быть с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, а также отработка технических приёмов разных видов спорта. После сна больше внимания уделяется командным играм, особенно тем, технические тонкости которых рассматривались до обеда.
- Педагог детально, чётко описывает или напоминает условия игры или порядок выполнения упражнения.
- Во время прогулок педагог даёт малышам индивидуальные задания, направленные на освоение базовых движений (например, «постоять как цапля» на одной ножке на бортике песочницы).
- Игры и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей. Так, слишком лёгкие задания в старшей группе или слишком сложные в младшей снизит интерес к выполнению заданий.
Инвентарь для спортивных игр и упражнений также должен соответствовать возрасту малышей
Приёмы для проведения спортивных игр и упражнений
В работе с дошкольниками педагог пользуется тремя группами приёмов, комбинируя их в той или иной последовательности в зависимости от содержания вида деятельности и темы.
Это интересно. Игровые приёмы в этом виде деятельности являются не вспомогательным способом наладить взаимодействие с детьми, а формой этого самого взаимодействия, так как речь идёт именно об играх и упражнениях спортивного характера.
Словесные приёмы
Речь сопровождает любое (!) действие ребёнка. Тем более если речь идёт о знакомстве и отработке игровых действий.
Объяснение
Каждое движение малышу мало показать, нужно ещё и описать. К тому же так дети учатся формулировать условия игры, что является важным условием успешного воспитания самостоятельности в этом виде деятельности. Если игра детям уже знакома, то есть предполагается повторение, то и условия нужно стараться напоминать одним и тем же набором речевых средств. Важно, чтобы педагог говорил выразительно, без излишней эмоциональности и не прерывался на замечания или другие отступления.
Педагог должен сопровождать объяснение демонстрацией
Загадки и стихотворения
Традиционно используются для мотивации детей. Рифмованные строки привлекают внимание ребят, к тому же загадки ещё и возбуждают азарт в разгадывании. Также эти приёмы могут использоваться для создания положительного эмоционального фона, сюрпризного момента. По своему опыту знаю: мои воспитанники старшей группы очень любят спортивные игры, поэтому эффект неожиданности поддерживаю тем, что предлагаю малышам сначала угадать, во что будем играть:
- Мяч по травке шустро скачет От ворот и до ворот. Бьют ногами — он не плачет. Кто игру мне назовёт? (Футбол);
- В этом спорте игроки Все ловки и высоки. Любят в мяч они играть И в кольцо его кидать. Мячик звонко бьёт об пол,
Значит, это … (баскетбол); - — Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы? Что за невод во дворе? — Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошёл. Мы играем в… (волейбол).
Это интересно. Поскольку детям может оказаться нелегко угадывать, о какой конкретно игре идёт речь, загадки даже для старшего дошкольного возраста могут быть с ответами по рифме.
Если на прогулке предполагаются игры и упражнения со спортивным инвентарём, то настроить детей на работу, а также напомнить, какие предметы нужно захватить с собой из спортивного уголка, помогут стихотворения:
- Ускакал от Кати мяч И пропал куда-то. Нет нигде его, хоть плачь, Скрылся, вот беда-то! За диваном, под столом, В печке, под кроватью И в углу за сундуком Мячик ищет Катя. А того не знает, Что Барбос и серый кот В волейбол играют.
- Мы с Маринкою и Галкой На одной большой скакалке Дружно прыгаем и скачем, Вверх взлетаем словно мячик, Вместе с нами прыгают Вероника с Лизою. Приходите на скакалку — Вместе прыгать Нам не жалко.
- В руки мы возьмём скакалку, Обруч, кубик или палку. Все движения разучим, Станем крепче мы и лучше.
Ответы к загадкам могут быть в картинках
Короткие сказки
Дети любят сказки, и этот факт позволяет поставить небольшие по объёму сюжетные зарисовки вместе с загадками и стихотворениями на ступень пьедестала наиболее эффективных мотивационных приёмов.
В работе с воспитанниками средней группы к составлению таких сказок я прибегаю тогда, когда малыши с неохотой отрываются от игр в группе, чтобы собираться на улицу. В этом случае я говорю им о том, что на прогулке нас ждёт много интересных спортивных занятий, и подкрепляю эту перспективу сказкой о Зайчонке Пушке, Бурундуке Орешке и Медвежонке Тришке. «В одном лесу жили-были Зайчонок Пушок, Бурундук Орешек и Медвежонок Тришка. Пушок и Орешек постоянно бегали, прыгали, устраивали соревнования, Тришка ленился и пропадал в малиннике. Однажды в лесу случился пожар, Тришка, спасаясь, побежал к реке, но очень скоро устал и остановился. Тогда Орешек и Пушок схватили его за толстые передние лапы и потащили вперёд. Но мостик, через который им нужно было пройти, под весом Медвежонка сломался, и друзья упали в воду. С трудом удалось им выплыть: тяжёлый Тришка тянул под воду. Когда Пушок, Орешек и Тришка оказались на берегу, Медвежонок пообещал, что будет заниматься физкультурой, чтобы быть в форме. С тех пор Тришка каждый день делает упражнения. Он стал потянутым, сильным, а главное, активным, а не ленивым». После прослушивания сказки есть смысл проверить, насколько хорошо малыши поняли её смысл. Сделать это можно с помощью беседы по вопросам:
- «Почему Тришка не смог бежать, когда начался пожар?»;
- «Как Пушок и Орешек помогли Медвежонку?»;
- «Почему важно заниматься спортом?».
Это интересно. Последний вопрос для детей среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется делать проблемным. Так ребята учатся рассуждать, делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.
Чтение
Многие педагоги довольно скептически относятся к чтению вслух вне занятий по развитию речи. Но на самом деле этот словесный приём, если его правильно применять, может стать отличным вариантом настроить детей на выполнение спортивных упражнений или «переключить» с одного вида заданий на другие. Под уточнением «правильно» понимается:
- нечасто (иначе у малышей сложится образ воспитателя, постоянно читающего, а не рассказывающего, играющего);
- коротко (отрывки для чтения должны быть на пару небольших по объёму предложений);
- интересно (информация должна быть новой и обязательно интересной, возможно, необычной, например, неизвестные факты о футболе и пр.).
Если в группах есть дети, умеющие читать, то зачитывание коротких описаний можно отдать им на откуп.
Отрывки для чтения не должны быть слишком длинными, с непонятными для детей словами
Наглядные приёмы
Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В отношении работы с детьми это правило действует, может, и не на 100%, но на 70–80% точно (оставшиеся проценты пойдут на слово и практику). Использование наглядности — важное условие достижения поставленных образовательных целей и задач. Среди наиболее действенных приёмов, воздействующих на зрительный канал восприятия малышей, можно выделить:
- картинки (с изображением порядка выполнения упражнений);
- фотографии спортивных соревнований (в старших группах, когда дети уже немного разбираются в тех видах спорта, которые в ходу в семье, такое расширение кругозора помогает пополнить копилку знаний новыми фактами);
- демонстрация (это может быть показ педагогом тех или иных игровых действий или упражнений, а также просмотр презентаций, мультфильмов подходящей тематики, например, о важности спорта в жизни человека);
- атрибуты для игр и упражнений (мячи, скакалки, кегли — в общем, инвентарь, который содержится в уголке физической культуры в группе и в спортивном зале ДОУ).
https://urok.1sept.ru/articles/605069
Подготовка и проведение спортивных игр и упражнений в детском саду