Подвижные игры в подготовительной группе детского сада: картотека с целями по ФГОС

Подвижные игры для подготовительных групп детского сада

Подвижные игры для подготовительных групп детского сада

  • Организация подвижных игр в подготовительной группе
  • Требования к организации подвижных игр
  • На каких занятиях проводятся подвижные игры
  • Виды подвижных игр для подготовительных групп
  • Классификация игр по степени подвижности
  • Картотека подвижных игр с целями по ФГОС
  • Для проведения на улице
  • Для игр в помещении детского сада
  • Методы анализа проведения подвижных игры

Подвижные игры в детском саду являются обязательными. Они развивают ребёнка физически, повышают концентрацию его внимания и стимулируют память. Игры проводятся ежедневно. В них участвуют все дети и воспитатель. Игровая деятельность проводится на свежем воздухе и в помещении.

Организация подвижных игр в подготовительной группе

В подготовительную группу ходят дети 6-7 лет. В этом возрасте они выбирают занятия в соответствии со своими интересами. Воспитатель должен предложить забаву, которая увлечёт, погрузит в процесс и принесёт пользу.

Подвижная деятельность в детском саду

Подвижные занятия являются обязательным ежедневным досугом. Правильно подобранная и организованная деятельность способствует гармоничному развитию.

Игровая деятельность оказывает следующее влияние:

  • Укрепляет здоровье. Во время забавы дети активно дышат. В организм попадает больше кислорода и ускоряются обменные процессы. Это способствует: повышению аппетита, укреплению иммунитета, полноценному развитию дыхательной системы и мышечной массы.
  • Улучшает навык обучения. Каждая игра строится на правилах. Двигательная моторика способствует повышению интеллектуальных способностей.
  • Развивает эмоциональную сферу. Весёлая и интересная деятельность повышает настроение и укрепляет дружеские взаимоотношения в коллективе.
  • Стимулирует развитие личных качеств. Деятельность, построенная на соревновательном характере, помогает формированию лидерских качеств и стимулирует стремление к победе. Групповые упражнения развивают чувство поддержки и побуждают оказать помощь партнёру по игре, чтобы совместными усилиями привести команду к победе.

Занятия с подвижными действиями формируют в детях дисциплинированность и терпение, вырабатывают чувство ответственности.

Обратите внимание. В процессе выплёскиваются эмоции и растрачивается избыточная энергия. Нервная система укрепляется, а проявление эмоций в виде истерик и повышенной агрессии в течение дня значительно снижается.

Требования к организации подвижных игр

Подвижные игры должны соответствовать требованиям, разработанным Министерством Здравоохранения и входить в образовательный стандарт. Они составлены с учётом возраста, физических возможностей и места проведения.

Проведение упражнений в соответствии с разработанными нормами

Нормы проведения включают в себя следующие предписания:

  • количество отведенных часов на физическую активность в неделю не должно превышать более 8;
  • должны проводиться ежедневно. Утром длиться не более 15-30 мин, а вечером — 15-20 минут;
  • занятия с активной физической нагрузкой не должны продолжаться более получаса;
  • в зависимости от погодных условий и времени года нужно выделять как минимум один день в неделю для забав на свежем воздухе;
  • все обязательно должны иметь спортивную одежду во время занятий.

Обратите внимание. Время, отведённое для занятий, должно состоять из активных упражнений. Они занимают по времени от общей продолжительности занятия: до 80% на свежем воздухе и до 70% внутри помещения.

Педагог, прежде чем подобрать и организовать игру, должен учитывать следующие моменты:

  • Чтобы она была увлекательной и принесла пользу, стоит ориентироваться на физические возможности. До её окончания малыш не должен устать и потерять интерес. Все движения должны легко запоминаться и без труда повторяться.
  • Если в ней используется сказочный персонаж, то он должен быть знаком. При ознакомлении с новым героем, предварительно стоит рассказать о нём.
  • Постепенно стоит усложнять: вводить более сложные правила, движения делать более активными и направленными на координацию.

Педагог должен чётко знать, какой навык во время игры должен быть развит. Это может быть: умение играть на большой площади, развития равновесия и координации движения, навык сотрудничества в паре и другое.

Командный результат зависит от слаженных действий

Количество участников и время проведения:

  • Игра должна быть подобрана так, чтобы в ней участвовали все. Никто не должен оставаться в стороне.
  • Если ранее была спокойная деятельность, то скопившуюся энергию нужно выплеснуть через активные движения. И, наоборот, незадолго до сна или перед занятиями, требующей концентрации, забавы стоит подбирать спокойные, без соревновательного характера.

Обратите внимание. Также все игры стоит подбирать в зависимости от наличия спортивного инвентаря.

На каких занятиях проводятся подвижные игры

Весь комплекс игровых действий распределён на несколько временных промежутков в течение дня.

Проведение игр по времени:

  • Утренние. Длятся не более 10-15 минут. Могут завершиться гимнастическими упражнениями.
  • После завтрака. Она не должна состоять из действий, требующих физической нагрузки.
  • Вечерние. Проводятся после полдника. Могут быть активными и продолжительными по времени.
  • Пятиминутки. Их проводят в виде перерыва во время занятий, требующих усидчивости. Дети выполняют комплекс упражнений в игровой форме. Пятиминутку можно провести возле парт и столов, отойдя от них на пару шагов.
  • Во время прогулки. Педагог занимает весёлой деятельностью на свежем воздухе.

Обратите внимание. Во время занятий воспитатель должен уделить внимание детям, не успевающим за сверстниками в некоторых видах игровой деятельности. Ребята могут повысить координацию с помощью инвентаря, забав с мячом, прыжками через скакалку.

Виды подвижных игр для подготовительных групп

Все подвижные игры можно разделить на несколько категорий. К ним относятся:

  • Сюжетные. Здесь используются образы сказочных героев. Малыши вживаются в роль и пробуют повторить повадки и движения персонажей.
  • Бессюжетные. Смысл заключается в воплощении замысла — построить фигуру с помощью товарищей по игре. Для этого детям нужно уметь объединять усилия для достижения результата.
  • Спортивные. Педагог учит ребят основам взрослых занятий, таких как футбол, баскетбол, теннис и другие. При данной деятельности используется инвентарь.
  • Народные. Они просты и основной задачей является сплочение детского коллектива. Элементами игры служат хороводы, ручеек и гуси-лебеди.

Требующие разной физической активности:

В разное временя суток и места проведения, малышей нагружают физической упражнениями разной интенсивности: от лёгкой до средней или активной.

Различающиеся по целенаправленности дви­жений:

В зависимости от занятий и физических возможностей ребят, забавы подбираются для оттачивания определённого навыка. К ним относятся: метание мяча, бег и прыжки через препятствия, лазанье по канату и другие.

Классификация игр по степени подвижности

Цель подвижной игры для детей подготовительной группы — создать условия для развития силы, скорости, умения выдерживать нагрузки, ловкости, пластичности, координации движений и способности ориентироваться в пространстве.

Игровая деятельность по степени интенсивности физической нагрузки делится на три группы:

С небольшой динамикой. Движения плавные, не интенсивные и не резкие, с небольшими наклонами и поворотами. Такие игры предназначены для снятия напряжения после продолжительного сидения в одной позе, а также помогают расслабиться.

Обратите внимание. Подходят для проведения зимой.

  • Создание фигур. Ведущий озвучивает нужный образ, а участники пробуют его изобразить.
  • Замри-отомри. Дети свободно ходят и по команде ведущего замирают.

Со средней динамичностью. Ребята совершают во время игры активные движения. Они ходят бодрым шагом, приседают, прыгают и делают упражнения с инвентарём. Игры помогают укрепить физическую форму и развить координацию движений.

Забавы со средней динамикой

  • С мячом. Задача попасть в цель. Это может быть кегля или другой ориентир.
  • Передача предметов. Участники преодолевают несложное препятствие в виде узкой полосы или обогнуть столб, чтобы передать предмет следующему члену команды.

С повышенной динамичностью. Занятия состоят из упражнений, которые быстро сменяют друг друга. Ребёнок бегает, активно прыгает и приседает. Часто используется инвентарь.

  • С мячом. Дети перекидывают мяч друг другу или участвуют в другие спортивные игры.
  • С воспитателем. Педагог предстаёт в образе персонажа, который ловит детей.
  • Соревнование. Делятся на команды и выполняют ряд действий, направленных на общекомандный результат в виде победы.

Картотека подвижных игр с целями по ФГОС

Воспитатель выбирает игру из программы, предложенной и разработанной ведущими педагогами. Игры, предложенные в ней, ориентированы на всестороннее развитие ребёнка в физическом, эмоциональном и умственном плане.

Обратите внимание. Подвижные игры в подготовительной группе по картотеке с целями по фгос рассчитаны на проведение в любую погоду.

Для проведения на улице

Проведение занятий на свежем воздухе

В хорошую погоду, а также весной и осенью на свежем воздухе воспитатель может занять детей следующими играми:

  • Весёлые ребята. Дети становятся в круг и берутся за руки. Педагог находится в середине и даёт команду к движению. Дети начинают двигаться по кругу и петь:
    Мы весёлые ребята, любим бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать! Раз, два, три — лови!
    Дети разбегаются, педагог их ловит. Пойманные ребята отходят в сторонку. Оставшиеся смыкают круг и снова поют, ведя хоровод.
    Роль ловца может быть предложена любому из детей.
  • Иголочка. Дети берутся за руки и выстраиваются в ряд. Направляющий начинает движение проходя между детьми и окружающими предметами. Не расцепляя рук, малыши должны следовать друг за другом.
  • Мышеловка. Ребята делятся на две неравные группы. Маленькая группа представляет собой мышеловку, остальные дети мышей. Дети из группы мышеловки сцепляют руки и становятся в круг. Начинают хороводное движение. Остальные бегают вокруг круга и забегают в него. По команде дети-мышеловки присаживаются на корточки. Те дети-мышки, кто остался в круге, считаются пойманными.
  • ПДД. Дети знакомятся с правилами дорожного движения и учатся переходить дорогу на зеленый свет.

Для игр в помещении детского сада

Для проведения забав внутри помещения в зимнее время и в плохую погоду стоит выбирать менее интенсивные по действиям.

К ним относятся:

  • Пять шагов. Участвуют одновременно несколько детей. Они становятся в ряд, а затем быстро делают шаги по прямой. На каждом шаге приостанавливаются и произносят слово. Слова выбираются из одной категории: имена, фрукты, названия животных.
  • Неправильное движение. Дети становятся в круг, а педагог в центре. Он делает 5-6 несложных движений, одно из которых неправильное и его нельзя повторять. Далее, дети пытаются воспроизвести все движения и пропустить неправильное.
  • Повтор. Педагог располагает детей напротив себя и предлагает изобразить какое-то животное или предмет.

Коллективные упражнения в помещении

Внимание! Больше игр можно найти в специализированной литературе.

При проведении подвижной игры в подготовительной группе, педагог должен ориентироваться на приготовленный заранее конспект, в котором прописан план подвижных игр.

При его составлении стоит ориентироваться на следующие рекомендации:

  • Мероприятие не должно длиться более получаса.
  • Перед началом игры воспитатель должен заинтересовать детей. Рассказать о предстоящем веселье. По времени это не должно занять более нескольких минут.
  • Объяснить правила. Проконтролировать, чтобы все дети поняли. Для этого ребята должны сами проговорить основные правила. Стоит отвести на это 2-4 минуты.
  • Сама игра длится 15-20 минут. Воспитатель контролирует процесс и старается вовлечь в неё всех детей. Все возникающие конфликты и обиды старается устранить.

Обратите внимание. В конце воспитатель подводит итоги и спрашивает мнение ребят. Важно узнать, понравилось ли занятие, были ли сложности или, наоборот. Стоит уложиться в несколько минут.

Методы анализа проведения подвижных игры

Чтобы всесторонне развить ребёнка и скорректировать его поведение, нужно проводить ежедневный анализ по нескольким характеристикам и заносить в специальные карточки.

Педагогу стоит обращать внимание на следующее:

  • Игра должна соответствовать времени её проведения.
  • В процессе стоит выявлять лидеров и стеснительных детей. Предлагать им другие роли для полноценного развития личности и воспитания волевых качеств.
  • Следить за поведением детей во время игры. Воспитывать в них уважительное отношение к членам коллектива.
  • Обращать внимание на физическое состояние ребёнка и подбирать некоторым детям особые игры для развития навыков, которые недостаточно у них развиты.
  • Мотивировать детей на повторение некоторых действий для развития дисциплины и силы воли.

Обратите внимание. Своевременное внесение корректировок в план будущих игр позволяет вовлечь всех детей в игру и сделать её не только полезной, но и весёлой.

При правильном подборе и организации подвижных игр происходит всестороннее развитие детей. Пробуждается интерес к новому и стремление к победе. Нервная система не перенапрягается и в большинстве случаев снимается избыточное напряжение. Дети всесторонне развиваются и учатся взаимодействовать с коллективом.

Картотека спортивных упражнений для старшей группы

Прививая ребенку любовь к движению, физкультуре, спорту, родители решают один из важнейших вопросов — здоровье малыша. С раннего возраста привлекая и вовлекая кроху в различные виды гимнастики, мамы и папы прививают карапузу желание соблюдать принципы здорового образа жизни.

Сложность обучения детей дошкольного и ясельного возраста в неустойчивости нервной системы. Мальчики и девочки еще не могут долго концентрировать свое внимание на однообразных действиях, им не интересно повторять однотипные упражнения. Выход из этой ситуации — использовать различные виды игровой гимнастики, о которой мы сегодня и поговорим.

Для самых маленьких

младшая группа

С первых недель жизни для развития зрительного контакта и восприятия рекомендуется делать следующее упражнение. Возьмите яркую игрушку и показывайте ее малышу на расстоянии в 70 сантиметров, пока его взгляд не задержится на ней. Немного покачайте ее влево-вправо, затем перемещайте ближе к ребенку, а потом отдаляйте на расстоянии вытянутой руки. Занятие достаточно проводить по 2-3 минуты два раза в день, можно утром и вечером.

Игровые упражнения, цель которых развить слуховое и двигательное восприятие, вводятся после первого месяца жизни. Для этого вешают над ребенком гирлянду из погремушек так, чтобы он мог достать ее ручками. Для привлечения внимания слегка потеребите ее; так малыш должен заниматься около 7 минут.

Каждые пять дней в течение месяца меняйте игрушки местами. Для развития моторики давайте малышу с третьего месяца жизни в ручки игрушки различной формы, цвета и структуры. Можно еще выкладывать их перед ребенком, когда переворачиваете его на животик, чтобы он видел их перед собой.

Игровые упражнения для детей на развитие речи выполняются также с первых месяцев жизни. Говорите с ребенком, чаще произносите слоги и звуки «агу», «ага», «бу-бу», «а-а-а», «о-о-о» и прочие.

В шесть месяцев можно играть с ним в прятки. Закрыв лицо руками, спрашивать: «где мама?», а потом открывать и говорить: «вот мама!». В книге или среди игрушек называйте животных и произносите характерные для них звуки: «мяу», «гав», «хрю», «пи-пи» и другие. Можно использовать для этого перчатку с игрушками или специальными пальчиковыми куколками.

Временной план спортивной игры и упражнений

Спортивные упражнения, как правило, являются своего рода подготовкой к играм и проводятся в начале основного этапа.

Выполнение упражнений носит ещё и характер разминки, а не только способа отработки той или иной спортивной техники

Таблица: хронометраж этапов проведения спортивной игры с упражнениями

Этап Цель Хронометраж (младшая группа — средняя — старшая и подготовительная группы)
Вводный Мотивирует детей на игру. (около 2 минут — 2–3 минуты — 3 минуты)
Основной Знакомит ребят с новой информацией по теме (спортивными атрибутами, техникой того или иного вида спорта, знаменитыми спортсменами и пр.). Практикует малышей в этом виде деятельности сначала с помощью упражнений, а потом в играх. (10–11 минут — до 15 минут — до 20 минут)
Заключительный Подводит итог участия детей в играх и упражнениях. Педагог благодарит всех участников. (около 2 минут — 3 минуты — 3 минуты)

Это интересно. Если игры и упражнения проводятся на улице, то в заключительный этап может быть включена самостоятельная деятельность ребят. Обычно это игры разной степени подвижности.

Таблица: пример составления конспекта спортивной игры на прогулке в подготовительной группе «Наш весёлый мяч» (фрагменты)

Автор — Еремеева А.Д., воспитатель МБДОУ «Детский сад №3», г. Лебедянь, Липецкая область.

Игра «Что делать?». Для ее проведения детей усаживают в круг и раздают флажки. Воспитатель звенит в бубен, при громком звуке дети машут флажками, при тихом – держат руки на коленях. Педагог должен следить за правильной ровной осанкой и как малыши реагируют на звук, усиливая или ослабляя громкость бубна.

Игра «Что звучит?». Воспитатель демонстрирует детям различные предметы со звуковым сопровождением, вместе с малышами называет их. После педагог прячется за ширму и действует с этими вещами, а по звукам дети должны угадать, что это за предмет. Каждый ребенок учится распознавать звуки, а воспитатель объясняет, что существует очень много звуков в природе, и все они звучат по-разному.

Игра «Лети, бабочка!». Для ее проведения берут ярких бумажных бабочек и подвешивают их на нити так, чтобы они располагались напротив лица ребенка. Воспитатель старается заинтересовать детей словами: «Посмотрите, сколько красивых бабочек! Они словно живые сидят на веточках. Давайте проверим, умеют ли они летать?» и дует на них. Далее предлагает детям подуть на них. Это игровое упражнение в младшей группе помогает выработать длительный ротовой выдох. Воспитателю нужно следить, чтобы дети стояли прямо, не поднимали плечи и делали выдох, не добирая воздуха. Они не должны надувать щеки, выдыхать, чуть выдвинув губы, и дуть десять секунд, иначе при долгом выдохе может закружится голова.

Игра «Съесть конфетку». Для развития артикуляционного аппарата воспитатель предлагает детям изобразить, как они едят конфетку. Показывают, как разворачивают и кушают конфету, причмокивая и облизывая губы. Цель этой игры — разработать язычок, поэтому нужно следить, чтобы дети проводили языком сначала по верхней, а потом по нижней губе, изображая круговые движения.

Игра «Зайка говорит». Цель упражнения — научить правильно произносить слова. Для этого воспитатель берет игрушечного зайца и мешочек с картинками. Зайка как бы достает изображения с животными и называет их неправильно, а дети должны его исправлять. Например: «ишка», «иса», «ошка». Дети говорят: «Мишка», «лиса», «кошка» и так далее. После того, как они исправили зайку, он повторяет за ними с правильным произношением для закрепления результата.

Суть понятий: разбираемся с терминологией

Во многих методических источниках понятия спортивная игра и спортивное упражнение отождествляются. Между тем это не одно и то же. Спортивные игры — это отдельные виды спорта, которые предполагают командное или индивидуальное противоборство, определённое конкретными правилами (футбол, хоккей, волейбол). Спортивные упражнения — это способы решения определённых двигательных задач (например, катание на велосипеде по прямой или по кругу во второй младшей группе или скольжение, стоя или присев, по ледяной дорожке в подготовительной группе). Поскольку в дошкольном детском учреждении практикуются не только игры и упражнения, но и упражнения игрового характера (например, бросать мяч в корзину двумя руками от груди в средней группе), то имеет смысл говорить о понятии, включающем все эти элементы, – спортивных играх и упражнениях.

Обычно малыши с большим удовольствием включаются в спортивные виды деятельности

Цели и задачи проведения спортивных игр и упражнений

Миссия проведения спортивных игр и упражнений состоит в создании условий для:

  • физического развития (спорт укрепляет сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, тренирует ловкость, выносливость, темп и ритм движений);
  • умственного развития (дети учатся ориентироваться в пространстве и времени, а за счёт необходимости выполнять игровые задачи в определённый хронометраж, происходит активизация процессов мышления, стимулируется сообразительность);
  • коммуникативного развития (во время участия в спортивных играх ребята учатся взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в коллективе);
  • нравственно-духовного воспитания (в ходе участия в спортивной деятельности у малышей воспитывается самодисциплина, воля, честность, самообладание и т.д.).

Это интересно. Для всех возрастных групп цели и задачи организации спортивных игр и упражнений будут одинаковы, но с разработкой разных по сложности задач.

Для реализации этих целей при организации игр и упражнений спортивного характера предполагается решение таких задач, как:

  • получение начальных представлений о различных видах спорта;
  • обогащение опыта движений (к примеру, в средней группе дети учатся отбивать мяч ногой в футболе или перебрасывать его через сетку в волейболе и пр.);
  • обучение техническим нюансам выполнения элементов спортивных упражнений и игр (так, например, в старшей группе для более сильного и направленного удара по воротам в хоккее, игроки учатся держать клюшку двумя руками);
  • развитие устойчивого интереса к спортивной деятельности игрового и неигрового характера (к примеру, в младшем дошкольном возрасте это достигается заданиями развлекательного характера — прокати куклу на санках и пр.);
  • воспитание самостоятельности (если вначале, в младших группах, педагог показывает игры и упражнения, то впоследствии дети сами проявляют инициативность в выборе игр);
  • развитие стремления к здоровому образу жизни;
  • формирование эстетических и этических представлений о мире вокруг и взаимодействии людей.

Это интересно. Спортивные игры и упражнения проводятся инструктором по физической культуре на занятиях по физкультуре, а также воспитателем на прогулках, при проведении досуга.

Спортивные упражнения и игры проводятся на улице или в помещении, воспитателем или инструктором по физкультуре

Видео: спортивные упражнения и игры как средство взаимообучения детей разного возраста в детском саду

Средняя группа

У детишек средней группы в возрасте 4-5 лет уже лучше развита координация движений, больше понимания и возможностей. Отрабатывать навыки можно подвижными играми и игровыми упражнениями.

Игра «Докати обруч». На разном расстоянии друг от друга ставятся флажки, а детям раздаются обручи. Задача заключается в том, чтобы докатить обруч до флага, не роняя его по пути. На каждом преодоленном этапе выдается картонная звездочка, а по прохождению задания подсчитывается, у кого их больше всех.

Игра «Дальше всех». Детям раздают обручи и по сигналу, стоя на одной распределительной линии, они толкают обручи вперед. На месте их падения каждый ребенок отмечает свою черточку. Побеждает тот, у кого пометка окажется дальше всех.

Игра «Бросай – догоняй». На расстоянии 20-30 сантиметров от земли натягивается веревка, а перед ней через два метра обозначается линия. Дети должны от этой линии из положения лежа кинуть мячик через веревку и догнать его. Побеждает тот, кто первый поднимет мяч. Можно усложнить задание: догнать мяч и вернуться на исходную линию, перепрыгнув по пути через веревку.

игры с мячом

Игра «Брось дальше». От отмеченной линии детям предлагается кинуть мяч, чтобы он улетел дальше всех. Если мячик большой, то кидается он обеими руками из-за головы или от груди, если маленький, то сначала правой рукой, потом левой.

Игра «Скользкий мешочек». В центр ставится стул, вокруг него на расстоянии два с половиной метра выстраиваются дети. Каждому дают завязанный мешочек с песком. Задача состоит в том, чтобы докинуть его до стула так, чтобы мешочек не упал и не соскользнул. Бросать нужно снизу, за каждое попадание начисляется балл. Побеждает тот, у кого больше всего баллов.

Рекомендации по проведению спортивных игр и упражнений в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены психолого-педагогические рекомендации относительно организации спортивных игр и упражнений.

  1. Каждый месяц дети младшего дошкольного возраста знакомятся с 2–3 играми и упражнениями. Со среднего дошкольного возраста количество увеличивается до 3–4, при этом 4–5 подбираются для повтора.
  2. Игры и упражнения спортивного характера проводятся в три приёма: утром до завтрака, на прогулке и после дневного сна. Утренние игры не должны быть слишком энергоёмкими, иначе дети истощатся до следующих учебных занятий. Во время прогулки упражнения и игры могут быть с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, а также отработка технических приёмов разных видов спорта. После сна больше внимания уделяется командным играм, особенно тем, технические тонкости которых рассматривались до обеда.
  3. Педагог детально, чётко описывает или напоминает условия игры или порядок выполнения упражнения.
  4. Во время прогулок педагог даёт малышам индивидуальные задания, направленные на освоение базовых движений (например, «постоять как цапля» на одной ножке на бортике песочницы).
  5. Игры и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей. Так, слишком лёгкие задания в старшей группе или слишком сложные в младшей снизит интерес к выполнению заданий.

Инвентарь для спортивных игр и упражнений также должен соответствовать возрасту малышей

  • Если предполагает командная или парная работа, то участники должны быть приблизительно равны по силе: в каждой группе должны быть малоактивные и подвижные ребята. При этом важно акцентировать внимание малышей на необходимости оказывать посильную помощь товарищам.
  • Следует озаботиться обеспечением оборудования для упражнений и игр: мячами разных размеров, скакалками, кеглями, кольцебросами, верёвками разной длины, мешочками с песком и пр.
  • Несколько раз в год (3–4 раза) рекомендуется проводить показательные мероприятия (физкультурные праздники), в которых малыши смогут продемонстрировать свои спортивные достижения («Проводы зимы», «День защиты детей» и др.). В эти формы работы рекомендуется подключать родителей, организуя соревнования «Мама, папа, я — спортивная семья».
  • Старшая группа

    Подвижные игры и игровые упражнения в старшей группе помогают наладить контакт со сверстниками, проявить свои таланты и умения, обучаться и получать хорошее настроение. Дети 6-7 лет уже самостоятельно могут выбрать, как и во что им играть, главная задача воспитателя — направить их в правильное русло и заинтересовать обучающими упражнениями. Двигательная активная деятельность необходима им для поддержания физиологических процессов и улучшения работы внутренних органов в растущем организме. Развитие мелкой моторики влияет на формирование памяти, интеллектуальных способностей и даже речи.

    Соревновательные игровые упражнения в подготовительной группе воспитывают дух лидерства, решительность, желание добиваться успеха.

    игры с мячиком

    Игра «Поймай моль». Воспитатель назначает одного ребенка ведущим – хозяином дома, который будет определять, где сидит моль. Хлопками в ладоши или по определенным предметам он начинает убивать моль, остальные начинают ему помогать, как бы убивая вредителей.

    Игра «Платочек» помогает научиться координировать движения и воспитывает целеустремленность ребенка. Дети встают в круг, одному дают платок, и он идет по кругу и отдает его любому другому. Тот, кто получил платочек, бежит, стараясь опередить ведущего, занять его место.

    Игра «Весна». Развивает умение сопоставлять речь с двигательной деятельностью. Дети встают в хоровод, идут и поют, сопровождая слова действиями:

    Солнышко, золотое донышко (руки замыкают кругом над головой),

    Гори ясно, чтобы не погасло.

    Побежал в саду ручей (бегут),

    Прилетело сто грачей. (Изображают птиц, махая руками).

    А сугробы тают (медленно приседают),

    А цветочки прорастают. (Поднимаются на носочках и тянутся вверх руками).

    Игра «Фигурки». Развивает воображение. Дети разбегаются по комнате и по сигналу воспитателя останавливаются и принимают позу. Ведущий подходит к кому-либо и дотрагивается до ребенка; тот, в свою очередь, начинает показывать, кого он задумал. Все остальные должны угадать.

    Игра «Волк и козлята». Посередине площадки рисуется ров из двух линий: с одной стороны — дом козлят, с другой — луг. Выбирается волк, который сидит во рву, остальные – козлята. Они выбегают на импровизированный луг погулять, а по команде воспитателя должны через ров перепрыгнуть в домик. В это время волк, не выходя за линии, пытается их поймать.

    Игра «Запрещенное движение». Воспитатель заранее договаривается с детьми, какое движение делать нельзя: например, хлопать в ладоши. Потом включается музыка, и воспитатель с ребятами начинает танцевать, показывая различные движения. В один момент он делает запрещенное движение, если кто повторил, тот должен выполнить задание, например, рассказать стишок или спеть.

    Игра «Где мяч». Дети встают в круг, выбирается один ведущий. Воспитатель дает одному из ребят мяч, который он прячет за спиной. Ведущий должен угадать, у кого мяч. Тот, кто попался, меняется с ним местами. Когда воспитатель дает мяч, у ведущего должны быть закрыты глаза.

    Игра «Угадай кто». Выбирается ведущий, которому завязывают глаза. Дети берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг него, при этом произнося считалочку:

    Мы немного порезвились,

    По местам все разместились,

    Ты, Сережа (Маша, Даша или тому подобное), угадай,

    Кто позвал тебя, узнай.

    Дети останавливаются, а воспитатель показывает на одного из ребят. Тот зовет ведущего по имени. Если ведущий угадал, то меняется с ним местами, если нет, то хоровод начинает идти заново со считалочкой в противоположную сторону. Цель игрового упражнения не только научить распознавать голоса, но и наладить контакт между сверстниками.

    Примеры подвижных игр

    В игре «Бездомный заяц»
    дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Одна ученица была так занята выполнением движений, что забыла про лису и очень была удивлена и растеряна, когда осталась без домика. При повторном проведении игры мы ей напомнили про лису. Она была очень довольна, когда успела занять домик. Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре
    «Гуси и волк»
    . Для того чтобы сплотить детский коллектив мы используем групповые игры (особенно командные) объединят игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями. В процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус. В процессе игровых действий у детей формируется морально — волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. Подвижная игра с правилами — сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и конечно физического воспитания. Как отмечает Шапкова л.в., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности и общей работоспособности.» С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела. Для реализации задач необходимо применить следующие методы:

    • Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Анкетирование.

    Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физическим развитием с детьми. Усвоив общие задачи воспитания, мы применяем их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого мы использовали данные врачебного осмотра по всем показателям, для того чтобы знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Впервые дни работы проанализировали состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.

    Наметили конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания мы их чаще привлекаем к играм, способствующим развитию тормозных процессов. Незнакомую игру мы внимательно разбираем, мысленно проигрываем и только после этого предлагаем детям. Также предварительно продумываем, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке. В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени. Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Отмечаться, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группкой детей, какие предложит отдельным детям. С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач: укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой —- метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д. При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении или на площадке.

    Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д. Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру. При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры — степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано». Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую — основную часть занятия (обязательно), другая — в заключительную. Подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

    В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.

    Логопедические игры

    К сожалению, не всегда детям удается овладеть произношением всех звуков родного языка к моменту зачисления в школу. Для развития правильного фонетического звукопроизношения с дошколятами проводятся специальные упражнения. Сформировавшаяся речь ребенка напрямую влияет на дальнейшее его обучение в школе, поэтому очень важна автоматизация звуков в игровых упражнениях.

    игры с кубиками

    «Большой и маленький». Ребенку показывают картинки с большими и маленькими предметами, сначала называют их вместе с ним, а потом предлагают ему самому рассказать, что изображено. Например, большой и маленький домик и так далее. Цель задания: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Игра «Найди букву». Задание рассчитано на развитие произношения дефектной буквы. Ребенку дается табличка с различными изображениями, он называет их по порядку. Его цель — обвести те картинки, в которых встречается заданная буква: например, р. Тогда ребенок обводит трактор, рыбу, ворону и так далее.

    Игра «Кто лишний?». Цель игрового упражнения — развить фонематическое восприятие, логическое мышление. На картинке изображено четыре животных, например: коза, заяц, волк, зебра. Ребенок должен выбрать, кто из них лишний и объяснить почему. Ответ: волк, потому что в нем нет буквы з. И так продолжать с другими картинками.

    Игра «Выбери нужное». Направлена также на автоматизацию звука. На картинке изображены различные предметы и один персонаж: например, заяц. Далее ребенок называет все предметы на картинке и выбирает нужные, в которых встречается необходимая буква, например: зайчику нужны забор, замок, зонт и прочее.

    Игра «Где звук?». Можно играть с картинками, а можно просто предложить ребенку найти в комнате предметы, в которых встречается заданная буква. Далее с произнесенным словом нужно придумать предложение. Например: найти предмет со звуком [р] — игрушка. «Я пойду на улицу, играть в песочнице и возьму с собой игрушки».

    Особенности проведения игровых упражнений с детьми младшего дошкольного возраста

    Игровые упражнения — основное средство физического воспитания. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка.

    Игровые упражнения являются чрезвычайно эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма ребенка младшего дошкольного возраста.

    В работе с детьми широко используются игровые упражнения, не имеющие правил. Особенно нужны они в начале года, когда вновь принятые малыши осваивают разнообразные новые для них движения, выполняя их в индивидуальном темпе. В этих упражнениях нет сюжета, и они содержат почти все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание и т.д.)

    Целью игровых упражнений является:

    • развитие внимательности, сообразительности, памяти, наблюдательности, ловкости, быстроты реакции;
    • укрепление сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной и других систем организма;
    • ориентировка в пространстве;
    • формирование и закрепление двигательных умений;
    • получение удовольствия и создание хорошего настроения;
    • сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
    • повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни.

    Основываясь на закономерностях формирования двигательных навыков в теории и методике физического воспитания ребенка, педагог решает практические задачи обучения. Каждой стадии навыка соответствует определенный этап обучения:

    1-й этап — начальное разучивание двигательного действия;

    2-й этап — углубленное разучивание;

    3-й этап — закрепление и совершенствование двигательного действия.

    На первом этапе

    (начальное разучивание движения) ставятся задачи по ознакомлению ребенка с новыми двигательными действиями; созданию у него целостного представления о движении, выполнение его.

    Показ образца физического упражнения ребенку осуществляется педагогом четко, безукоризненно правильно, в надлежащем темпе. Такой показ заинтересовывает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, формирует представление о динамике движения, вызывает желание выполнить его.

    В младших группах для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения. Это определяется спецификой младшего возраста, когда ребенок еще не обладает достаточной концентрацией внимания и получает удовлетворение от простого подражания конкретному образцу.

    Успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально-положительного отношения ребенка к движению, что вызывается благодаря поощрению, которым педагог сопровождает его выполнение.

    На втором этапе

    (углубленное разучивание движений) уточняется правильность выполнения ребенком деталей техники разучиваемого упражнения, исправляются ошибки. Зная механизм образования условных рефлексов, воспитатель восстанавливает в сознании и мышечном ощущении ребенка последовательность элементов движения и конкретность ощущений от выполняемого действия.

    На третьем этапе

    (закрепление и совершенствование двигательного действия) при повторении движений постепенно развивается дифференцированное торможение. Все лишние движения затормаживаются, исчезают, соответствующие показу движения закрепляются словом педагога.

    Е.А. Тимофеева в книге «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» о.

    В чем же заключается суть игровых упражнений и почему при обучении детей движениям им отдается предпочтение?

    Практика подтверждает, что успех обучения в значительной степени зависит от руководства воспитателя и от желания ребенка овладеть тем, чему его учат.

    Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца», «Перешагни через палку», «Пройди по мостику», «Найди игрушку» и др.)

    Обучение в игровых упражнениях направлено на развитие познавательной активности, на формирование элементарных знаний о самом движении. Ребенок выполняя упражнение разными способами, соблюдая последовательность действий, узнает, что одно и то же движение можно выполнять по – разному: бегать можно медленно и быстро; между предметами (врассыпную) и в прямом направлении; по гимнастической доске. Малыши так же узнают, что с одним и тем же предметом можно выполнять различные действия: обруч можно катить и крутить, через него можно пролезать.

    В игровых упражнениях показаны варианты сочетания нескольких видов движений. Так дети прокатывают мяч по гимнастической доске, по скамейке, затем скатывают его по наклонной плоскости, при этом мяч должен прокатиться через «ворота». Такой подход к организации игровых упражнений позволяет расширять двигательный опыт детей.

    Чем больше способов выполнения движений ребенок знает, тем разнообразнее его самостоятельная двигательная деятельность. У детей довольно быстро проявляется умение переносить знакомые движения в новые условия. В результате у них развивается умение выделять сенсорные признаки в предметах: например, они определяют, что один мячик гладкий, а другой, массажный, «колючий».

    Одновременно у малышей формируется представление о величине и весе. Ребенок начинает понимать, как изменяется способ выполнения движения в зависимости от величины предмета: маленький мяч он бросает одной рукой, а большой – двумя; вращать и прокатывать маленький мяч легче, чем большой.

    Деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы обеспечить понимание детьми двигательного задания, лучшее его воспитание и правильное воспроизведение. Только благодаря непосредственному контакту воспитателя с каждым ребенком, педагогически грамотному сочетанию методических приемов, регулирующих деятельность детей, педагог добивается положительного отношения малышей к процессу познания.

    Игровые упражнения помогают решать разнообразные задачи. У детей развивается умение выслушивать и понимать задание, а чтобы малыши смогли удержать в памяти в процессе выполнения двигательного действия, педагог отдельных частей тела ребенка. На индивидуально общается с каждым ребенком. При этом развивается слуховая и зрительная ориентировка. Дети по интонации голоса педагога, по темпу произношения им слов учатся измерять длину шага и темп своего движения, по зрительным ориентирам и по звуковому сигналу находить направление движения.

    Необходимо добиваться точного выполнения задания. Малыша увлекает движение, и в процессе действия он может забыть поставленную задачу. Надо напоминать ему, что он должен сделать, сопровождать его действия словами: «Ты не достаешь ленточку. Поставь ножку на перекладину, одной рукой держись, а другой – снимай ленточку.

    Чаще всего в процессе обучения нужна непосредственная помощь педагога для уточнения положения отдельных частей тела ребенка. На перекладину гимнастической стенки малыш часто ставит ногу, опираясь на переднюю часть ступни. «Нужно поставить ножку вот так», — говоря это, поставьте ногу на перекладину серединой ступни.

    При выполнении задания ребенок прилагает усилие, сосредотачивает внимание. Он должен знать не только то, какое движение выполняет, но и как он это делает, каким должен быть результат. Поэтому в процессе выполнения действий надо оценивать каждого ребенка. Слово педагога, обращенное к ребенку, помогает выделить из обширного комплекса мышечных ощущений наиболее значимые для данного движения.

    Игровые упражнения достаточно разнообразны и по содержанию и «растут» вместе с детьми. Малыши быстро привыкают к знакомым движениям и при многократном повторении теряют к ним интерес. Поэтому, когда упражнение освоено детьми, его целесообразно совершенствовать при помощи различных вариантов двигательного действия. Дети охотно выполняют новые, более сложных задания. Преодолевая посильные трудности, ребенок учится решать новые двигательные задачи, приобретает новые представления о способах деятельности. Это делает процесс обучения развивающим.

    Не следует злоупотреблять готовыми образцами, полезнее вызвать ребенка на самостоятельное выполнение движения. Нужно, чтобы малыш при выполнении двигательного задания в игровом упражнении как можно чаще был хозяином положения.

    С помощью игровых упражнений взрослый создает условия для выполнения движений, стимулирует двигательную активность ребенка, регулирует ее. Воспитателям важно творчески подходить к проведению физкультурных занятий детей младшего дошкольного возраста и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

    Принеси игрушку

    Воспитатель просит кого-нибудь из детей принести игрушку, положенную заранее на стул в противоположном конце комнаты. Когда ребенок принесет игрушку, воспитатель благодарит его, предлагает рассмотреть и назвать игрушку, а затем просит отнести ее на место. Следующему ребенку предлагается принести другую игрушку.

    Указания к проведению. Упражнение можно организовать и для группы детей. В этом случае воспитатель раскладывает на противоположной стороне комнаты различные игрушки (колечки, кубики, флажки) по числу участвующих в игре детей и просит одновременно всех играющих пойти и принести по одной игрушке, а затем отнести их на место. Предметы нужно положить на видных местах, не слишком близко один от другого, чтобы малыши, приближаясь к ним, не сталкивались. Можно усложнить задание, предложив каждому играющему принести определенную игрушку.

    Педагог должен следить за выполнением своего требования. Дети могут идти или бежать за игрушкой только по указанию воспитателя.

    К куклам в гости

    Дети сидят на стульях, расставленных вдоль одной из стен комнаты. Воспитатель говорит им, что сейчас они пойдут в гости к куклам. Дети встают со стульев и вместе с воспитателем медленно идут в кукольный уголок. Они здороваются с куклами, разговаривают с ними, а когда воспитатель скажет: «Уже поздно, пора домой», поворачиваются и уходят, каждый садится на свой стул.

    Указания к проведению. Несколько кукол перед началом игры можно расположить в другом месте комнаты. При повторении игры дети навещают и этих кукол. По разрешению воспитателя они могут взять их, погулять с ними, поплясать, затем посадить на место и вернуться на свои стулья.

    Дети играют в комнате или на площадке. Воспитатель подзывает к себе нескольких и предлагает им побегать за мячом, поиграть с ним. Он раскатывает мячи в разных направлениях, а каждый ребенок бежит за мячом, ловит его и приносит воспитателю, который снова бросает мячи, но уже в другом направлении.

    Чтобы мячик догнать, надо быстро бежать!

    Указания к проведению. Играть могут одновременно от 1 до 6-8 детей. Вместо мячей можно использовать разноцветные пластмассовые шары, резиновые кольца, небольшие обручи.

    Воспитатель, дав задание нескольким детям бежать за мячами, раскатывает все мячи сразу. Малыши способны с увлечением бегать за катящимися мячами много раз подряд, поэтому педагог должен привлекать к выполнению упражнения группы детей поочередно. Количество одновременно играющих детей увеличивается постепенно.

    По тропинке

    На полу или на земле (асфальте) на расстоянии 25 — 30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут две веревки, шнура) длиной 2,5-3 м. Воспитатель говорит детям, что это тропинка, по которой они пойдут гулять. Дети медленно идут друг за другом по тропинке туда и обратно.

    Указания к проведению. Дети должны идти осторожно, стараться не наступать на линии, не мешать друг другу, не наталкиваться на идущего впереди. Ширину и длину тропинки воспитатель может увеличить или уменьшить в зависимости от возможностей детей.

    Принеси флажок (кубик)

    Дети сидят или стоят на одной стороне комнаты (площадки). На противоположной стороне, на расстоянии 6-8 м от них, на стульях или на скамейке разложены флажки (кубики). Группа детей по предложению воспитателя идет к флажкам, берет их и направляется к воспитателю. Затем по его сигналу дети бегут к стульям, кладут флажки (кубики) и возвращаются обратно.

    Указания к проведению. Флажки нужно раскладывать не слишком близко один от другого, чтобы малышам было удобно их брать. Воспитатель следит, чтобы дети шли в определенном направлении, организованно, не наталкиваясь друг на друга, поощряет тех, которые идут с флажком красиво, ровно.

    При проведении упражнения в теплую погоду на площадке можно привлечь к его выполнению большее число детей, а также увеличить расстояние для ходьбы и бега.

    На праздник

    Дети становятся парами, взявшись за руки. У каждого из них по флажку. Дети проходят парами, держа в руках флажки.

    Указания к проведению. Воспитатель помогает малышам стать в пары, дает каждому по флажку и объясняет, как надо красиво и ровно идти парами, не тянуть друг друга, не отставать.

    По сигналу воспитателя дети могут разойтись в разные стороны, а затем снова найти свою пару.

    С кочки на кочку

    Дети стоят в одной стороне зала. Воспитатель раскладывает на полу обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу воспитателя малыши переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.

    Молодцы, дети! Никто не оступился!

    Указания к проведению. Вместо обручей можно использовать небольшие фанерные кружки диаметром 30-35 см. Если упражнение проводится на участке, то можно начертить на земле небольшие кружки. Когда дети научатся хорошо перешагивать, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок.

    По коридорчику

    На полу расставляются кегли (булавы) в два ряда. Расстояние между ними 35-40 см, а между кеглями одного ряда 15-20 см. Дети должны пройти или пробежать по коридорчику, не задевая за кегли.

    Указания к проведению. Дети проходят по коридорчику сначала по одному, а затем и несколько человек друг за другом. Можно дать задание одному ребенку пройти по коридорчику туда и обратно.

    Пройди и не сбей

    На полу расставляют в один ряд несколько кеглей или кладут кубики на расстоянии не менее 1 м один от другого. Дети должны пройти на другую сторону комнаты, огибая кегли (змейкой) и не задевая за них.

    Надо так пробежать, чтобы не задеть кегли

    Указания к проведению. Воспитатель ставит сначала только 3 кегли, показывает как надо пройти, а затем предлагает проделать это упражнение детям, помогает им пройти. При повторении упражнения можно увеличить количество кеглей или кубиков и предложить детям пробежать между ними.

    Прыгни в обруч

    На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз.

    Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.

    Из обруча в обруч

    Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

    1. «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Москва, Мозаика – синтез, 2008г. 2. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни» М.Ф. Литвинова, Москва, Линка – пресс, 2005г.

    Ранний старт

    Начиная с двух лет, ребенка можно начинать приучать к физкультуре. Для укрепления здоровья и навыков маленьких детей рекомендованы следующие виды игровых упражнений.

    «Забей гол». Обозначается линия и на расстоянии двух метров устанавливаются дуги, служащие воротами. Ребенок садится на указанное линией место и отталкивает мяч, чтобы тот попал в ворота. Отталкивать можно как одной, так и двумя руками. Каждое попадание нужно радостно отмечать: хлопать в ладоши и говорить «гол!», мотивируя ребенка к дальнейшему успеху. Как только дети освоят попадание в ворота, можно усложнить задание, поставив после ворот кеглю, которую необходимо будет сбить.

    Чтобы научить детей прыгать на двух ногах, перепрыгивать через препятствия, слушать и различать сигналы, проводятся следующие игровые физические упражнения. Воспитатель приглашает по одному ребенку и над его головой, на небольшом расстоянии, держит ладонь. Ребенок должен на двух ногах подпрыгнуть так, чтобы ладонь коснулась его головы. Задача воспитателя — объяснить, как правильно прыгать и мягко приземляться. Дети должны быть обуты в легкую обувь, например, в чешки или тапочки. Далее можно положить на пол цветной шнур и предложить детям перепрыгнуть через него.

    Когда знакомить ребенка с разными видами игровой гимнастики

    В жизни ребенка игровая гимнастика может появиться с 14 дней от рождения. Обычно в этот период кроху знакомят с фитбол гимнастикой. Рекомендуется первое занятие провести под руководством опытного тренера по фитбол гимнастике на базе поликлиники или спортцентра.

    До года этого вида гимнастики вполне хватает для полноценного развития мышц тела ребенка. С того момента, когда сын или дочка начнут ходить, можно постепенно вводить новые виды: дыхательную гимнастику, зарядку, физкультминутки с использованием упражнений, доступных крохе.

    К 3-м годам малыш осваивает основные двигательные умения, его можно начинать знакомить с более сложными видами игровой гимнастики: степ-аэробикой, игровым стретчингом, пальчиковой гимнастикой и упражнениями для глаз.

    При желании, разные виды игровой гимнастики комбинируются между собой или включаются в общий комплекс физических упражнений.

    Ходим и бегаем

    Рассмотрим еще несколько развивающих игр из картотеки игровых упражнений, цель которых — научить детей бегать и ходить в небольших группах, в определенных направлениях, друг за другом или врассыпную, развить ловкость в движениях. Такие игры подходят для детей от двух лет. Воспитатель просит одного ребенка принести определенную игрушку, после этого благодарит, и все вместе называют предмет, потом малыш кладет ее на место. Затем взрослый просит следующего ребенка принести другую игрушку и так далее. Игрушки заранее нужно расположить на видном месте, не очень близко друг от друга, чтобы дети не сталкивались.

    Игра «Идем в гости». Дети сидят на своих стульчиках, воспитатель говорит им, что все они пойдут сейчас к куклам в гости. Ребята встают со стульев и идут к кукольным домикам. Там они могут поиграть с ними, походить и потанцевать. Потом воспитатель говорит, что уже поздно, и куклам пора спать. Дети возвращаются на свои стульчики. Повторить игру можно несколько раз, так ребята еще и запоминают расположение своих кукол.

    Игра «Догони мячик». Воспитатель зазывает к себе группу малышей и раскатывает одновременно несколько мячей в разных направлениях. Дети бегут догонять мячи и приносить их воспитателю. Игру можно повторять несколько раз и выполнять ее с другими предметами: например, обручами.

    Игра «Тропинка». Это упражнение хорошо проводить во время прогулки на улице. На асфальте рисуются две параллельные линии на расстоянии 30 сантиметров друг от друга. Это импровизированная тропинка, по которой дети идут за воспитателем друг за другом. Идти нужно осторожно, не заходя за линию, не толкаясь и не обгоняя друг друга.

    Картотека спортивных игр и упражнений

    Игры и упражнения спортивного характера группируются так, чтобы в одном блоке были представлены оба вида деятельности. При этом они объединяются темой и/или используемым спортивным инвентарём. Поскольку в зависимости от возраста воспитанников за один приём рекомендуется практиковать 2–4 игры и упражнения, то комбинацию этих видов деятельности выбирает педагог.

    Это интересно. Чтобы создать дополнительную мотивацию у малышей, сначала проводятся упражнения, а затем игры. В противном случае «перестроить» ребят с игрового настроения будет очень нелегко.

    Таблица: пример составления картотеки спортивных упражнений и игр

    Автор — Губанова Г.Г., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 189», г. Самара.

    Развитие связной речи

    Чтобы ребенок мог внятно и полно отвечать на вопросы, выражать свои мысли и свободно общаться, важно развить к дошкольному возрасту его связную речь. С формированием речи тесно связано речевое и умственное развитие детей. Нужно уметь сначала представить себе объект рассказа, сформулировать мысль и изложить ее с правильной интонацией. Большую помощь в этом окажут специальные для детей игровые упражнения.

    рисующие дети

    Игра «Продолжи предложение». Воспитатель предлагает ребенку продолжить начатое им предложение, давая в подсказку наводящие вопросы. Например: «Дети идут…». (куда? зачем?). Для упрощения задания можно начинать выполнять упражнение по картинкам, чтобы было легче описать происходящее.

    Игра «Подарок». Воспитатель собирает детей в круг. Показывает коробочку со словами, что в ней лежат подарки, но показывать их друг другу нельзя. Дети по одному подходят к воспитателю и достают из коробочки картинку. Они не показывают ее другим ребятам. Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они узнать, кто какие подарки получил. Далее каждый ребенок начинает описывать, что у него на картинке, не называя предмет, а остальные должны угадать, какой у него подарок.

    Игра «Если бы». Воспитатель предлагает детям пофантазировать на разные темы, начиная предложение со слов «если бы». Например: «если бы я был сильным, то…»; «если бы я был волшебником, то…» и тому подобное. Игра развивает воображение и высшие формы мышления, такие как логика, причинно-следственная связь.

    воображение детей

    Игра «Опиши предмет». У ребенка спрашивают, какой фрукт или ягоду больше всего он любит, и просят описать его качества. Например: «арбуз — он большой, круглый, зеленый, с темными полосками. Внутри у арбуза красная мякоть с черными семечками. Он вкусный и сладкий. В нем много сока».

    Роль подвижных игр в воспитании ребенка

    В педагогике широко используются подвижные игры, в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
    Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.

    Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, а позднее В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова, Н.Н. Кильпио и др.

    Игровые упражнения для развития дыхания

    Часто для того, чтобы ребенок говорил хорошо и красиво, нужно не только правильно произносить звуки, но и правильно дышать. Дыхательные упражнения развивают легкие, помогают выработать необходимую воздушную силу для произношения тех или иных звуков. Например, для буквы с достаточно спокойного выдоха, а для р — более сильного и интенсивного.

    «Пилим дрова». Дети становятся парами друг напротив друга, свою левую ладошку сцепляют с правой и вытягивают руки вперед. Далее инсценируют пиление дров: руки на себя — при этом делают вдох, а когда от себя – выдох.

    «Греемся на морозе». Дети изображают, что им холодно. Они вдыхают воздух через нос и плавно выдыхают через рот на «замерзшие» руки, якобы их согревая.

    «Шелест листьев». Для этой игры вырезаются листочки из зеленой бумаги и прикрепляются к веточке; нужно, чтобы они задевали друг друга. Воспитатель объявляет, что подул ветер, и дети начинают дуть на листики так, чтобы они зашелестели. Можно регулировать выдох, изображая слабый или сильный ветерок.

    Ход игры:

    Все играющие делятся на 2 команды.Каждый игрок команды принимает следующее исходное положение: приседает на корточки, опирается на руки сзади, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Если играющий потерял мяч, то он начинает движение с того места, откуда произошла потеря предмета. Побеждает та команда, которая прошла дистанцию первой.

    Подвижная игра «Наездники»

    Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

    Материалы необходимые для игры: мячи Хоппа, мел или верёвка для обозначения линии старта (финиша, колпачки для обозначения места поворота.

    Ход игры:

    В начале игры с помощью считалочки выбирается водящий. Остальным игрокам прикрепляются ленточки (хвостики)

    так, чтобы их было легко оторвать. Водящий, догоняя участников
    игры, пытается забирать у них ленточку (хвост)
    . Игроки, у которых забрали
    «хвост»
    выбывают из
    игры.
    Эстафета «Посадка картошки»

    Цель игры: развивать ловкость и выносливость.

    Материалы необходимые для игры: 6 больших набивных мячей, 4 обруча, колпачки для обозначения места поворота.

    Ход игры

    В игре принимают участие 2 команды. На игровой площадке устанавливают дуги (столбики, за которые привязывают веревки так, чтобы получились арки)

    . Каждая последующая дуга должна быть ниже другой. Количество дуг может быть различным.
    Задача игроков — пройти все дуги, наклонившись назад. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.
    Эстафета с гимнастической палкой.

    Цель игры: развить гибкость.

    Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические палки.

    Ход игры:

    Все участники игры делятся на две команды. Каждая команда получает по 2 «кочки»

    .
    Задание,которое получают игроки: «Перед вами болото, его необходимо пройти. Но просто так по болоту не ходят, можно утонуть. У вас есть волшебные кочки, по которым вы и переберётесь на тот берег. Кладёте одну кочку, встаёте на неё, рядом кладёте вторую кочку, перепрыгиваете на неё, затем подбираете первую, перекладываете её вперёд, перепрыгиваете на неё и т. д. до поворота и в таком же порядке возвращаетесь к своей команде и передаёте кочки следующему игроку. Выигрывает та команда, все игроки которой пройдут дистанцию».
    Подвижная игра «Хвосты»

    Цель игры: развивать выносливость, ловкость и внимание.

    Материалы необходимые для игры: разноцветные ленточки для каждого игрока.

    Ход игры:

    Все играющие делятся на 2 команды, строятся в колонну по одному и занимают место на старте. Первый участник каждой команды зажимает мяч между коленями. По сигналу ведущего игроки прыжками начинают передвигаться по игровой площадке до флажка и обратно. На старте они должны передать мяч следующему участнику команды. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.

    Игровое упражнение «Кто дальше бросит?»

    Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

    Материалы необходимые для игры: мячи, мел для обозначения линии старта.

    Играющие делятся на две команды, становятся с одной стороны площадки. У впереди стоящих игроков в руках набивные мячи. По сигналу воспитателя дети, стоящие в колоннах первыми, бросают мяч способом из-за головы правой, левой рукой и встают в конец колонны.

    Подвижная игра «Тачки»

    Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

    Необходимые материалы и наглядные пособия: мел для обозначения линии старта (финиша, колпачки для обозначения места поворота.

    Ход игры

    Игроки делятся на 2 команды. В каждой команде должно быть четное число игроков.Игроки встают парами: одни из участников — на руки, второй держит первого за ноги. В таком положении игроки по сигналу ведущего передвигаются по игровой площадке. Побеждает та команда, участники которой первыми пройдут дистанцию.

    Подвижная игра «Чехарда»

    Цель игры: развивать физическую силу и ловкость.

    Необходимые материалы и наглядные пособия: мел для обозначения линии старта (финиша, колпачки для обозначения места поворота.

    Ход игры:

    Игроки делятся на 2 команды, занимают место на старте. Первый участник каждой команды садится на мяч и по сигналу ведущего прыгает до флажка и обратно. На старте он передает мяч следующему участнику. Выигрывает команда, первая прошедшая дистанцию.

    Подвижная игра «Кенгуру»

    Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

    Материалы необходимые для игры: мячи, мел для обозначения линии старта (финиша, колпачки для обозначения места поворота.

    Ход игры

    Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

    Эстафета «Передача мяча сверху – снизу»

    Цель игры: развить гибкость.

    Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.

    Ход игры

    Игроки делятся па 2 команды. Первый игрок наклоняется вперед. Следующий игрок перепрыгивает через него и встает, наклонившись вперед. Затем следующий игрок перепрыгивает через двух стоящих и также встает, согнувшись. Как только все участники команды встанут на дистанции, первый игрок, который теперь оказался последним, перепрыгивает через всех стоящих впереди и опять встает, согнувшись. И так до тех пор, пока все игроки не пересекут линию финиша. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.

    Подвижная игра «Пожарные на учении»

    Цель игры: развивать физическую силу и выносливость.

    Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастическая стенка, колокольчики, мел.

    https://sportdush.ru/sportivnye-uprazhneniya/podvizhnye-igry-v-podgotovitelnoj-gruppe-detskogo-sada-kartoteka-s-celyami-po-fgos/
    https://alfleth-spb.ru/metodichki/igrovye-uprazhneniya.html