Снаряды для спортивной гимнастики: история, виды, характеристика

Соревнования по спортивной гимнастике проходят в следующих дисциплинах:

  • командные соревнования;
  • многоборье;
  • вольные упражнения;
  • конь;
  • кольца;
  • опорный прыжок;
  • параллельные брусья;
  • разновысокие брусья;
  • бревно;
  • перекладина.

Соревнования командные, многоборье, соревнования по отдельным видам дисциплин проходят — в 6 видах среди мужчин (вольные упражнения, конь, кольца, опорный прыжок, параллельные брусья, перекладина) и 4 видах среди женщин (опорный прыжок, разновысокие брусья, бревно, вольные упражнения).

  1. Виды гимнастических снарядов
  2. Спортивный снаряд «конь»
  3. Спортивный снаряд «кольца»
  4. Спортивный снаряд «брусья»
  5. Спортивный снаряд «перекладина»
  6. Спортивный снаряд «бревно»
  7. Площадка для вольных упражнений

Виды гимнастических снарядов

Гимнастические снаряды в спортивной гимнастике условно можно разделить на мужские и женские. Вольные упражнения выполняют на площадке размером 14х14 м с маркированной рабочей областью 12х12 м.

Мужские снаряды в спортивной гимнастике:

  • конь гимнастический маховый;
  • гимнастический конь для опорного прыжка;
  • кольца гимнастические;
  • параллельные брусья;
  • гимнастическая перекладина.

Мужские снаряды в спортивной гимнастикеЖенские снаряды в спортивной гимнастикеВиды гимнастического снаряда конь

Конь гимнастический маховый

Соревнования проходят только среди мужчин и входят в программу командного и индивидуального многоборья, а также выделены в отдельную дисциплину.

Первый Олимпийский чемпион в дисциплине «Конь» — Иштван Пелле
(Венгрия) в 1932 году. Первые чемпионы мира — Жорж Дежаэжер
(Франция), Жозеф Люкс (Франция), Хенрикус Тиссен (Нидерланды) в 1903 году.

Сборная конструкция имеет:

  1. Корпус деревянный или пластиковый с закругленными краями и углами. Для уменьшения болевых ощущений у спортсменов сверху корпус покрыт пеноматериалом и чехлом из искусственной высокопрочной кожи.
  2. Четыре стационарные ноги.
  3. Четыре выдвижных телескопических опор (копыт).
  4. Две симметрично расположенные ручки.
  5. Комплект для крепления к полу.

Снаряды для спортивной гимнастики: история, виды, характеристика

Кольца выпускаются диаметром:

  • 28, 30, 32, 35, 40 мм — для взрослых;
  • 25 мм — для детей.

Производство гимнастических колец на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 56436-2015 «Оборудование гимнастическое. Кольца. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» от 01.06.2016 года.

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 12655:1998* «Оборудование гимнастическое. Кольца. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» и устанавливает функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний гимнастических колец.

Для изготовления колец применяется:

Гимнастическое бревно виды

  • дерево (береза, дуб, бук, граб);
  • многослойная фанера;
  • пластик;
  • металл.

Бревно гимнастическое напольное

Спортивный снаряд для гимнастики используют для отработки спортсменками новых гимнастических элементов, обучения начинающих гимнасток, проведения уроков физкультуры в школе.

Сборная конструкция состоит из двух опор и бруса:

  • Клееный брус. Для изготовления используется древесина хвойных пород. Брус шлифуется и покрывается бесцветным лаком.
  • Опоры. Могут быть металлическими, деревянными, из фанеры. Металлические опоры покрываются порошковой краской.
  • Чехол. Детские бревна могут иметь чехол из ковролина или искусственной кожи, который снижает возможность получить травму и формирует лучшее сцепление поверхности бревна и детской ноги.
  • Антислип — покрытие из синтетической кожи для предотвращения скольжения. Используется на бревнах для обучения начинающих спортсменов.
  • Для совсем маленьких детей деревянный брус, чтобы придать мягкость снаряду, обтягивают изолоном. Сверху надевают чехол из искусственной кожи.
  • Размеры: длина бруса — 1500-5000 мм, ширина бруса — 100-130 мм, высота бруса — 100-160 мм, ширина рабочей поверхности — 100 мм, высота опоры — 40-110 мм.

Бревно гимнастическое универсальное

Гимнасты и учащиеся после освоения комплекса упражнений или элемента переходят тренироваться на гимнастическое бревно на высоких опорах, отрабатывать соскоки и сложные акробатические элементы.

Сборная конструкция состоит из двух опор и бруса:

  • Клееный брус. Для изготовления используется древесина хвойных пород. Данный материал относится к категории высокопрочных, долговечных и экологичных. Брус шлифуется и покрывается лаком.
  • Стальные опоры. Широкие планки опор обеспечивают устойчивость гимнастического бревна и не позволяют снаряду перевернуться. Некоторые модели имеют регулировку высоты, что позволяет использовать снаряд для разных возрастных групп.
  • Размеры: длина бруса — 1500-5000 мм, ширина бруса — 100-130 мм, высота бруса — 100-160 мм, ширина рабочей поверхности — 100 мм, высота от пола — 1200 мм.

Производство гимнастического бревна на территории России регулируется национальным стандартом ГОСТ Р 56438-2015 «Оборудование гимнастическое. Бревна. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» от 01.07.2016 года.

Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 12432:1998 «Оборудование гимнастическое. Бревна. Функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний» и устанавливает функциональные требования, требования безопасности и методы испытаний.

Площадка для вольных упражнений

Вольные упражнения выполняются гимнастами на специально оборудованной площадке размером 14×14 м с обязательным выделением рабочей зоны.

Ковер гимнастический для вольных упражнений, сертифицированный ФИЖ, состоит из 3 слоев:

  1. Базовый слой (помост). Представляет собой устойчивое основание из фанеры, установленное на более чем 2000 пружин, чтобы обеспечить гимнасту моментальный отскок при выполнении элемента.
  2. Средний слой. Состоит из пены двойной плотности в форме «пазл», придает площадке высокий уровень комфорта и амортизации.
  3. Верхний слой. Состоит из дорожек, которые скрепляют между собой при помощи монтажной ленты.
  4. На верхний слой наносится разметка в виде квадрата 12х12 м контрастной лентой.

Тренировочный ковер состоит из двух слоев — мягкого многослойного настила из пенополиэтилена и безворсового ковролина.

Мужское и женское многоборье: тонкости различных дисциплин спортивной гимнастики

Спортивная гимнастика включает в себя ряд самостоятельных дисциплин, каждая из которых по-своему сложна и уникальна. При этом некоторые разделы этого вида спорта входят в программу физической подготовки спортсменов иных направлений. Рассмотрим нюансы гимнастического многоборья женских и мужских программ.

Гимнастическое многоборье для женщин

Дисциплины спортивной гимнастики делятся на женские и мужские. Существует несколько дисциплин, в которых соревнуется прекрасный пол.

Брусья разной высоты

Изначально на снаряде выполнялись в основном несложные элементы, что было обусловлено тем, что расстояние между жердями было небольшим. С 60-х годов прошлого столетия величина между брусьями увеличилась, что позволило гимнасткам значительно расширить арсенал гимнастических упражнений и показать в полной мере красоту этой дисциплины. Вместе с тем выступления спортсменок стали походить на мужские программы, которые выполнялись на перекладинах.

Современные композиции на брусьях начинаются с наскока, затем осуществляются всевозможные маховые движения и обороты, полетные упражнения. Легкие элементы обычно используются в качестве связки между сложными по технике исполнения упражнениями, которыми и пытаются гимнастки удивить судей. Тяжелыми по технике выполнения элементами считаются:

  • перелет Шапошниковой;
  • сальто Егера;
  • сальто Пак;
  • перелет Ткачева;
  • Бревно.

Завершается программа соскоком.

Снаряд представляет собой большой брус, покрытый кожей. Выступление на нем условно можно поделить на три этапа:

  • подъем (наскок);
  • основная часть;
  • завершающий элемент (соскок).

Начаться программа может с простого прыжка на брус или с акробатических элементов. Гимнастки любят выполнять перемахи, вертикальный шпагат, кувырки, перекидки, горизонтальные упоры с выходом в стойку, круги.

Прыжки могут осуществляться с поворотами или без них, при этом их выполнение возможно не только на ноге, но и животе, спине. В общей сложности упражнения отличаются положением тела гимнастки, например, в позиции согнувшись или в группировке. Усложнение программы возможно за счет добавления упражнений с разведением ног в шпагат.

Заканчивается выступление соскоком. Обычно это однократное или многократное сальто вперед либо назад. Вся композиция длится не более 90 секунд.

Опорные прыжки

Этот вид прыжков составляет отдельную группу ввиду специфики его выполнения. Техника выполнения опорного прыжка такова:

  1. спортсменка разбегается;
  2. прыгает на мостик на пружине и отталкивается от него;
  3. перепрыгивает специальный снаряд.

Длина дорожки для разбега достигает от 20 до 30 метров, а высота специального снаряда – от 130 до 140 см.

В процессе прыжка гимнастка выполняет различные акробатические элементы, которые оценивает жюри по сложности исполнения. Судьи берут в расчет, в том числе момент приземления. Если гимнастка упала после прыжка, то это может существенно повлиять на итоговую оценку не в лучшую сторону.

Опорные прыжки подразделяют на:

  • прыжки через голову без переворота;
  • прыжки с переворотом.

В современных программах по опорным прыжкам гимнастки часто выполняют прыжки без сальто, но с переворотами в любое направление (вперед, назад, боком).

Двухфазовые прыжки (поворот на 360 градусов в первой части, сальто вперед во второй части) появились в женских комбинациях тоже не сразу. Первыми спортсменками, которые позаимствовали такие элементы из мужской программы, стали Давидова и Корбут. Эти упражнения сложны, поэтому и сегодня редко исполняются на соревнованиях. Рекордный прыжок зафиксирован у Продуновой Елены.

Аналогом «прыжков Щербо» в мужском выступлении является «прыжок Юрченко». Он представляет собой прыжок с поворотом на 180 или 360 градусов. Исполняется этот трюк ввиду сложности нечасто, хотя техника его выполнения хорошо изучена.

Вольные упражнения

Демонстрация программ осуществляется гимнастками на помосте квадратной формы, который также носит название «ковер». Его площадь составляет 144 см 2 . Особенность данного покрытия состоит в том, что оно изготовлено из специального материала, который смягчает приземление гимнастки на пол после, например, прыжка.

Продолжительность вольных упражнений не превышает 90 секунд. Показательное выступление у женщин сопровождается музыкальным аккомпанементом. Судьи оценивают сложность упражнений, отсутствие технических ошибок, уровень хореографической подготовки. Во время выступления гимнасткам нельзя выходить за пределы ковра или падать, показывать элементы, находясь на одном и том же месте.

Классы упражнений, которые демонстрируют спортсменки:

  • прыжки (отличаются положением тела, наличием поворота, по способу приземления и т. д.);
  • повороты (могут отличаться по количеству градусов вокруг оси, по положению ног, по числу оборотов);
  • опора на руки (кувырки, медленные и быстрые перевороты);
  • сальто (вперед, назад, боком, твисты).

Наличие технических ошибок при выполнении технических действий значительно уменьшает шансы гимнасток на победу в соревнованиях.

Гимнастическое многоборье для мужчин

Спортивная гимнастика для мужчин включает следующие дисциплины:

Вольные упражнения

Демонстрация соревновательной программы осуществляется на том же помосте, что и у женщин. Отличие мужских выступлений от женских состоит в технике выполнения упражнений и отсутствии музыкального сопровождения. Продолжительность вольной программы у мужчин составляет 70 секунд.

Все элементы подразделяются на следующие классы:

  • неакробатические упражнения (круги в позиции прогнувшись или ноги врозь, повороты и прыжки);
  • акробатические упражнения (перевороты, сальто в разных положениях тела, твисты, вращения).

Если гимнаст использует связки, то получает дополнительную надбавку к итоговой оценке. При этом связующие элементы не должны повторяться.

Опорные прыжки

Мужчина в процессе прыжка демонстрирует больше сложных элементов по сравнению с женщинами.

  1. Прыжки лётом. Данный элемент тяжел в техническом плане, но оценка за его выполнение довольно низкая. По этой причине в мужской программе данное упражнение встречается нечасто. Некоторые гимнасты усложняют прыжки контрсальто.
  2. За прыжки вперед с поворотом вокруг вертикальной оси на 360 градусов члены жюри тоже ставят низкий балл. Давно не используется на международных турнирах.
  3. «Ямасита». Прыжок с переворотом в позиции сгибаясь-разгибаясь назван в честь своего первого исполнителя. Это самый сложный тип прыжка в плане физической нагрузки, однако за него спортсмен может получить весьма высокий балл.
  4. «Рондатом» называют поворот в прыжке с прямым углом. В эту группу входят элементы Цукахара (прыжок с рондатом и сальто) и Касамацу (полупируэт вперед). Разницу между ними сложно заметить даже тому человеку, который имеет солидный опыт занятий гимнастикой.
  5. «Фляка». В этот класс относят прыжки Немова, Юрченко, Щербо. Они отличаются наскоком на мостик с рондатом. Во фляке совершается поворот не только на 90, но и 180, 360 градусов.

Техника последней группы элементов еще мало изучена, а потому встречается крайне редко на международных соревнованиях.

Гимнастический конь представляет собой снаряд, основа которого может быть выполнена из пластика или дерева. Верхняя часть конструкции располагается на металлической подставке, а основу обтягивают специальным материалом, который препятствует скольжению. Раньше снаряд также использовался при опорном прыжке. Особенность гимнастического коня состоит в том, что спортсмен может регулировать его высоту под себя.

Комбинация упражнений состоит из таких структурных групп:

  • махи;
  • круги;
  • переходы;
  • соскоки.

Маховые движения можно усложнить прыжками или поворотами. Во время выполнения махов ногами гимнасты часто совершают ошибки. Это связано с тем, что для исполнения маховых движений требуется определенный уровень мастерства.

Основными элементами на коне являются круги. Они подразделяются на движения с поворотами по ходу вращения или в противотемп либо без них. Круг – это перемахи через боковую плоскость двумя ногами, которые выполняются друг за другом. Наиболее сложным по исполнению является элемент Деласала-Томаса. Смотрятся круги эффектно и судьи ставят высокий балл, если нет претензий к технике исполнения.

При выполнении кругов гимнаст использует всю поверхность коня. Очень сложными считаются элементы, в которых требуется упор только на одну ручку. Еще одно тяжелое в исполнении упражнение – «винт». Его противоположностью является элемент с поворотом по ходу вращения. Также имеется интересный элемент, представляющий собой связку кругов с поворотом на одной ручке – «Флоп». По правилам в одной комбинации больше двух флопов использовать нельзя. Заканчивается выступление соскоком.

Кольца

Снаряд представляет собой два кольца, которые подвешены на специальных тросах. Выполняется конструкция из материала, который практически невозможно согнуть или деформировать. Подвешивают кольца на высоту до трех метров от поверхности пола. Их диаметр составляет около 20 см, а расстояние между ними – порядка полуметра.

Спортсмены демонстрируют на кольцах статические и динамические элементы. Завершается выступление акробатическим соскоком. Наскока на этот снаряд не существует (ассистент помогает гимнасту взобраться на кольца перед началом демонстрации программы). Упражнения на такой конструкции считаются сложными. Кроме того, статические элементы являются более тяжелыми, так как засчитываются, только если гимнаст задержался в положении более двух секунд. К числу высоко оцениваемых упражнений относятся:

  1. «Крест» – неподвижный вис на прямых руках.
  2. «Самолет» – тело находится на одном уровне с кольцами, руки разведены в сторону.

У последнего упражнения есть элемент-антагонист – «Обратный самолет». Его особенность состоит в том, что спина гимнаста смотрит в пол, а живот направлен к потолку.

Параллельные брусья

На этом снаряде занимаются только мужчины, у женщин аналогом являются разновысокие брусья. Высота снаряда от пола составляет два метра. Под брусьями в целях безопасности располагают маты. Гимнасты при выполнении программы сочетают маховые и силовые упражнения. Спортсмены исполняют статические элементы, движения с махами, вращениями, сальто. Упражнения на брусьях выполняются поперечно или продольно. Структурные группы:

  1. Упор. Основная позиция на снаряде, похожая на положение тела при отжимании.
  2. Элементы из виса. Это подъемы на перекладине в продольном положении, а также с разгибом. Сюда же можно отнести переход из виса большим махом.
  3. Упражнения из-под жердей. Выполняются редко, но визуально выглядят эффектно, чем привлекают внимание не только зрителей, но и судей.

Сальто вперед или назад завершает выступление спортсменов.

Перекладина

Этот снаряд еще называют турником. Он представляет собой стальной стержень на стойках, который закреплен металлическими растяжками. Самыми простыми элементами на перекладине считаются подтягивания и подъемы переворотами, они даже входят в школьную программу по физкультуре.

Спортсмены демонстрируют членам жюри всевозможные виды висов и хватов, например, снизу или сверху, обратный. Судьи оценивают не только технику исполнения, но и связки элементов. Одними из сложнейших упражнений на турнике считаются вращения. Когда спортсмен выполняет такой трюк, он не должен касаться телом перекладины. Выполняются вращения на одной или двух руках.

Согласно правилам, все разрешенные упражнения можно распределить по структурным группам:

  • большой мах в висе;
  • полеты;
  • элементы, близкие к перекладине;
  • обратный хват и вис сзади;
  • соскоки.

В данной дисциплине соскок также является завершающим элементом выступления гимнаста.

Федерации

На территории РФ организацией, отвечающей за проведение мужского и женского многоборья, является ФСГР (Федерация спортивной гимнастики России). Она представляет интересы отечественных спортсменов на европейских и международных соревнованиях, координирует развитие гимнастики на территории страны, содействует в создании условий для подготовки профессионалов (тренеров, судей). Практически в каждом российском регионе есть филиалы ФСГР.

Федерация международного уровня (ФИЖ) представляет спортсменов сразу нескольких направлений: акробатики, спортивной и художественной гимнастики. Организация не только занимается проведением спортивных мероприятий международного масштаба, но и разрабатывает регламенты, на основании которых судьи оценивают выступления гимнастов. Федерация образована летом 1881 года в Бельгии.

Еще одна крупная организация – Европейский гимнастический союз (УЕЖ). Союз основан в 1982 году и отвечает за проведение соревнований на территории Европы.

Историческая справка о развитии спортивной гимнастики

Спортивная гимнастика официально вошла в программу Олимпийских игр в XIX веке, однако некоторые ее элементы активно использовались еще до официального признания дисциплины. Например, упражнения, выполняемые на снарядах, были популярными в Европе в конце XVIII века. В то время выступления спортсменов были весьма примитивны, а техника реализации гимнастических движений была примитивной. Но, несмотря на это, этот вид спорта уже в то время успел завоевать любовь и симпатию зрителей.

Первые соревнования начали проводиться во второй половине XIX века. В этот же период спортивную гимнастику как летний вид спорта включили в олимпийскую программу, однако принимать участие в состязаниях могли исключительно мужчины. В 1923 году Олимпийский комитет внес поправки в действующее на то время законодательство, и дорога в большой спорт открылась, в том числе для женского дивизиона.

Первые чемпионаты мира по спортивной гимнастике были проведены в начале XX века. Однако такие мероприятия проходили на нерегулярной основе (примерно раз 2-4 года). Как правило, самыми мастеровитыми спортсменами в этом виде спорта считались граждане Италии, Чехословакии, Венгрии, США, Франции, Германии и других стран.

Появление спортивной гимнастики в РФ

Гимнастика появилась в России примерно в то же время, что и в Западной Европе. Петр I и полководец Суворов считали гимнастические упражнения хорошим средством для поддержания тела в тонусе, воспитания воли, дисциплины, терпения и упорства. Первыми гимнастами в нашей стране можно считать солдат.

Во второй половине XIX века П. Ф. Лесгафтом в северной столице были открыты первые курсы для обучения гимнастическому искусству. Программа подготовки была рассчитана на два года. Чуть позже было основано общество российских гимнастов. Его возглавил В. А. Гиляровский. Благодаря его активной позиции поклонники этого вида спорта на собственные средства открыли в Москве первый зал, в котором проходили занятия по спортивной гимнастике. Помещение было оснащено всем необходимым – от инвентаря до снарядов.

Становление спортивной гимнастики как полноценной дисциплины пришлось на 80 – 90-е года XIX столетия. В это же время в Москве состоялись первые соревнования. Немного позже спортивная гимнастика была включена в программу физической подготовки юношей в мужских учебных заведениях.

Популяризация спортивной дисциплины началась в начале XX века. В этот период во многих регионах Советского союза открывались курсы, кружки для взрослых и детей, проводились регулярные соревнования. Особым толчком в развитии спортивной гимнастики в СССР явилась состоявшаяся в 20-х годах Спартакиада. В Первой всесоюзной спартакиаде приняло участие пять команд гимнастов. Спустя пять лет соревнование было проведено повторно, а в мероприятии приняло участие намного больше команд. С этого времени такие чемпионаты стали проводить на регулярной основе.

В 1934 году были введены свод правил и система спортивных титулов. В середине прошлого столетия советская федерация гимнастики была включена в состав европейской и международной организаций, после чего советские гимнасты стали выступать на Олимпийских играх, мировых и европейских чемпионатах.

Учебные пособия

Представленные ниже издания помогут новичкам не только разобраться в техниках правильного выполнения упражнений, но и узнать поближе о судьбах профессиональных гимнастов.

  • О. Усольцева. «Спортивная гимнастика».

Пособие будет полезно не только для начинающих спортсменов, но и тренеров. Книга охватывает вопросы основ гимнастики, описывает тонкости тренировок для отдельных дисциплин: брусьев, колец, коня, перекладины. Все представленные техники предназначены для разных возрастных групп, а также в отдельности для каждого пола.

  • Р. Терехина. «Профессионально важные качества судьи по спортивной гимнастике».

Иногда, чтобы досконально разобраться в спортивной дисциплине, стоит окунуться в изнанку соревнований и понять, по каким критериям оценивают члены жюри гимнастов. По этой причине издание будет полезно не только для экспертов, но и обычных спортсменов. В пособии подробно представлены методы и средства судейства, а также способы ухода от субъективной оценки.

  • Т. Сергеева. «Вольные упражнения».

В издании представлены ценные советы гимнастам. Изюминкой работы является оригинальная подача материала – в форме диалога тренера и юной спортсменки. Из книги читатель узнает о том, чем живет профессионал, как грамотно построить карьеру, откуда черпать мотивацию для продолжения дела всей жизни.

В завершение следует отметить, что в гимнастических направлениях мужского и женского многоборья есть масса тонкостей. При этом не стоит забывать о том, что путь к вершине каждой из дисциплин складывается из упорных и регулярных тренировок.

https://rebenokvsporte.ru/snaryady-v-sportivnoj-gimnastike-istoriya-vidy-harakteristika/
http://alvin-almazov.ru/rules/muzhskoe-i-zhenskoe-mnogobore-tonkosti-razlichnyx-disciplin-sportivnoj-gimnastiki/