Содержание
Спортивные упражнения для детей с овз
Детям с особенностями развития необходима регулярная гимнастика. Как она помогает и какие виды гимнастики для детей с ОВЗ должны входить в программу тренировок, рассказываем в статье.
Для детей движение — это естественная потребность, которая стимулирует развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, помогает познавать своё тело и окружающий мир. Физическое воспитание также необходимо для достижения хорошего самочувствия, физического и двигательного развития ребёнка.
Из-за особенностей физического развития и ограниченных возможностей освоения движений формирование двигательных навыков у детей с ОВЗ — непростая задача. Однако формирование и развитие моторики с помощью комплексов упражнений и игр — необходимый элемент коррекционных занятий.
Почему важно развивать моторику
Важный компонент физического развития детей с ОВЗ — формирование движений и моторики. У детей с ментальными нарушениями чаще всего наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной) и мелкой, в лицевой и артикуляционной.
Развитие крупной и мелкой моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, улучшению гибкости. Также моторика положительно влияет на формирование навыков речи и развитие интеллекта, помогает адаптироваться в социальной среде и познавать мир. Чем лучше ребёнок будет развит физически, тем более уверенно он будет чувствовать себя в среде сверстников и будет лучше учиться.
Основные компоненты развития моторики
Огромную роль для коррекции моторики играет мышечный тонус. Слабые мышцы не способны удерживать необходимые положения тела и не позволяют ребёнку контролировать движения, сохранять равновесия и расслабляться. Последнее оказывает влияние на общее психосоматическое состояние: необходимо тренировать мышцы, чтобы уметь снимать напряжение и зажимы.
Не менее важные компоненты моторики — это темп и ритм движения. Их нарушения выражаются в замедленности и слабости движений. При тяжёлой умственной отсталости, к примеру, наблюдаются ритмические раскачивания головы и туловища.
Ещё один важный компонент крупной моторики — проприоцепция, т. е. ощущение и осознание своего тела в пространстве. Проприоцепция обеспечивает координацию движений и позволяет человеку правильно двигаться в окружающем пространстве: бегать, сидеть, стоять, лежать. Чтобы развить двигательные функции, необходимо работать с ощущением движений. Проприоцепция помогает преодолевать пространство, не натыкаясь на препятствия; забираться по шведской стенке, ловить предметы и держать их.
Вот пример хорошей настольной игры «Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра» , которая позволит ребенку научиться чувствовать и управлять своим телом. Игра предназначена для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и даже взрослых. Играть можно как индивидуально, так и в группе. В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений — задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы. Проводить игру могут и неспециалисты, поскольку она проста и понятна.
Следующий необходимый компонент моторики — координация движений, т.е. способность контролировать положение тела в разные моменты движения. Когда ребёнок совершенствует контроль тела в движении, он может двигаться точнее.
Особенности проведения гимнастики для детей с ОВЗ
Следует принять во внимание, что дети с аутизмом сканируют состояние окружающих, поэтому не стоит заниматься, если у взрослого плохое настроение. Окружающее пространство должно быть знакомым ребёнку и дружелюбным. Упражнения лучше всего делать перед едой и следить за притоком свежего воздуха в помещение.
Чтобы помочь ребёнку концентироваться на движениях родителя или педагога, взрослый должен ему помочь выполнить заданное движение, физически вмешавшись в процесс. Далее следует повторить инструкции и снова помочь ребёнку выполнить движение.
Следует отдавать команды в четко определенной форме, уверенным, но при этом спокойным тоном. Важно, чтобы ребёнок выделял инструкции среди другой речи взрослого. Не забывайте хвалить и поощрять ребёнка после правильного выполнения действий.
Пальчиковая гимнастика для детей с ОВЗ
Пальчиковая гимнастика — это эффективный способ развития крупной и мелкой моторики, координации движений и речевых навыков. Упражнения связывают в так называемые «пальчиковые игры», где пальцы детей становятся героями рифмованных сказок. Дети повторяют движения за взрослыми, учатся управлять ими и концентрироваться. Также такие игры помогают развивать речь и творческую деятельность.
Вот несколько примеров пальчиковой гимнастики:
Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ
Ритмика помогает детям научиться выполнять физические упражнения под музыку. Дети учатся передавать скорость и характер музыки, исполняя простые танцевальные движения и имитируя движения взрослых.
Логопедическая ритмика повышает общий тонус, улучшает моторику, развивает внимание и несколько видов памяти: зрительную, слуховую, моторную, музыкальную, логическую. Благодаря чувству ритма развивается умение правильно произносить звуки.
Артикуляционная гимнастика для детей с ОВЗ
Это вид гимнастики направлен на укрепление мышц артикуляционного аппарата и подвижности органов, которые участвуют в речевом процессе. Она включает упражнения для тренировки положений губ, языка, мягкого нёба. Дети развивают речевую моторику и умение объединять простые движения в цепочки действий для корректного произношения звуков. Постепенно речевой аппарат нагружается, набирает силу и подвижность, готовится к регулярной речевой нагрузке.
Сюда же относится мимическая гимнастика, которая помогает развить подвижность мышц лица. Мимика становится выразительнее, ребёнок учится изображать и имитировать различные эмоции, передавать чувства. Через работу с мышцами лица также развивается подвижность артикуляционного аппарата, мышц губ и щек.
Для занятий дома отлично подойдут книги:
Дыхательная гимнастика для детей с ОВЗ
Для выполнения физических упражнений, развития выносливости и умения правильно произносить звуки необходимо научить ребёнка дышать. У детей с нарушением интеллекта наблюдают несформированность речевого дыхания: они быстро глотают воздух, прерывают речь вдохами.
Комплекс дыхательной гимнастики для детей с ОВЗ помогает ребёнку правильно управлять дыханием, формировать воздушную струю, регулировать глубину вдоха и выдоха, развивать носовое дыхание. Также работа с дыханием помогает расслабиться при психоэмоциональном напряжении, которое часто встречается у детей с интеллектуальными нарушениями.
В отношении физической нагрузки дыхательная гимнастика развивает выносливость организма и умение координировать движения тела с дыханием, позволяет насытить органы кислородом, что необходимо для хорошего самочувствия и мозговой деятельности.
Программа по физкультуре адаптированная для детей с ОВЗ
Физкультура – один из обязательных учебных предметов…
…которые ребенок начинает познавать еще с детского сада. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны ею заниматься по особой адаптированной программе, учитывающей проблемы вызванные основным заболеванием.
Физкультура для ОВЗ в школе и в детском саду обязательны
Практически любое заболевание должно сопровождаться реабилитационными занятиями, замещающими физкультуру, это касается как отклонений физиологического характера – сопровождающихся нарушением правильного развития тела или нервной системы, так и психологического здоровья.
Правильно подобранные занятия по физкультуре помогут научиться контролировать свое тело, стимулируют интеллектуальное, психологическое и физическое развитие. Для детей разного возраста с ОВЗ разрабатываются специальные адаптированные программы, учитывающие особенности их заболевания.
В детском саду больший уклон идет на привыкание к регулярным физическим нагрузкам. Любые занятия должны проходить в легкой форме, часто они совмещают двигательную активность с интеллектуальными игровыми заданиями. Постепенно в школе, начинают добавляться нормативы, для детей с ОВЗ они не обязательны, но все равно они должны их сдавать в виде теста, чтобы врачи и педагоги видели динамику их развития и реабилитации.
Основные задачи и цели адаптированных программ по ОВЗ
Цель адаптированной рабочей программы для ребенка с ОВЗ – сохранение и укрепление здоровья, реабилитация. Основные задачи программы, практически не отличается от задач уроков для здоровых учеников:
- обеспечение адекватного развития всех органов и систем;
- формирование физических навыков и умений;
- воспитание физической культуры, адекватного понимания важности своего здоровья;
- содействие развитию морально-волевых качеств.
Кроме того, они обязательно включают в себя реабилитацию, для контроля основного заболевания и обучение как справляться с отклонениями в собственном здоровье, которые оказывают влияние на психику, самочувствие и движения.
Виды физкультуры, адаптируемой под детей с ОВЗ
В детском саду и начальной школе, все виды физкультуры могут подойти для детей с ОВЗ. Некоторые виды занятий наиболее часто используются в школах и детских садах – гимнастика, занятия на моторику, бег. При этом стоит помнить о том, что при интегрированном инклюзивном обучении надо следить за тем, чтобы к более сложным заданиям, школьник приступал только после разрешения врача.
Адаптивная физкультура для детей с ОВЗ в детском саду
Для любого ребенка с ОВЗ лучше начинать общение с окружением в детском саду с интегрированной инклюзивной формой, то есть в коллективе из обычных здоровых сверстников. Это будет его мотивировать и хорошо влиять на развитие, если педагог правильно будет работать с воспитанниками. Физкультура в детском саду обычно включает в себя элементарную гимнастику, подвижные игры и пальчиковую гимнастику.
Классическая гимнастика в детском саду обычно заключается в разминке, простых движениях, несложных заданиях. Подвижные игры полностью дополняют занятие, позволяя расслабиться.
Пальчиковая гимнастика, делается в группе, она сочетает в себе легкие движения и массажи. Ее применяют для улучшения моторики рук и расслабления пальцев, при длительной работе. Кроме того, она идеально подходит для подготовки к школе.
Практически все занятия по физкультуре в детском саду, одинаковы для всех, педагог специально подбирает программу с учетом особенностей всех детей, в том числе и тех, кто обучается по инклюзивной программе. В играх должны быть задействованы все участники группы, для них продумываются роли. Детей учат принимать себя и свое здоровье таким, какое оно есть и при этом мотивируют к дальнейшему развитию.
Группы здоровья в школе
При поступлении в школу и при дальнейшем обучении дети на физкультуре распределяются на несколько групп. Обычно группу здоровья родители узнают при прохождении медицинского осмотра перед первым и последующими классами. Имея статус ОВЗ, они обязательно уточняют, к какой группе здоровья должны отнести школьника и предупредить об этом преподавателя и школьный медицинский персонал. В случае внезапного возникновения причин для получения статуса ОВЗ (приобретенная инвалидность или нарушения здоровья, в том числе и психологические), они могут самостоятельно пройти комиссию и среди года поменять группу здоровья.
Классически в школе ученики разделяются на три группы здоровья:
- I группа, основная – нет ограничений по занятиям, есть допуск ко всем видам спорта;
- II группа, подготовительная – программа урока подготавливается с учетом рекомендаций лечащего врача, со снижением физических нагрузок ГТО сдается только после прохождения дополнительной комиссии;
- III группа, специальная – программу обязательно изучает лечащий врач, уровень нагрузок максимально занижен, тестирование проводится только в определенных лечащим врачом формах, к сдаче нормативов ГТО ученик не допускается.
В каждом случае определяются индивидуальные возможности школьника и определяется в какой из групп он должен находиться. При этом не стоит бояться отделения его от коллектива в отдельную группу, обычно в школах они занимаются все вместе, только преподаватель предоставляет им разные задания и при оценивании уровня подготовки предъявляет другие требования.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки учащихся оценивается для понимания их развития и своевременного обнаружения отклонений. Дети, относящиеся к первой группе, сдают нормативы, ученики с ОВЗ также имеют свои требования, но при этом их сдача в большей степени имеет информационный характер для врача и преподавателя. Если школьник не может осилить норматив, это будет учтено при разработке следующей адаптивной программы для него.
Уровень развития с каждым классом становится выше и требования также. Ученик во втором классе, будет сдавать нормативы, значительно проще, чем учащийся пятого класса. Если ребенок с ОВЗ в 5 классе, не дотягивает по нормативам до обычного второклассника (например, при сдаче стометровки), но при этом повысил свои прошлые результаты, можно считать, что он справился с учебной программой. Любые нагрузки, как во время тренировок, так и тестирования обязательно обсуждаются с лечащим врачом.
Физкультура важна и отказываться от нее нельзя
Практически все дети школьного и дошкольного возраста должны заниматься физкультурой, она важна как для первого класса, так и для десятого. Повышенная физическая активность в умеренных количествах, должна присутствовать в жизни человека от рождения и до глубокой старости. Именно на это направлены все занятия в школе и детском саду, никто не требует от ребенка рекордов, но он должен быть мотивирован на них. Физкультура позволяет добиться правильного физического развития и лучше справляться с основным заболеванием.
https://geroy.org/blog/vidy-gimnastiki-dlya-detej-s-ovz/