СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «Детский сад Алёнушка» ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево

Home » Упражнения на координацию движений для детей

  • Интерактивная экскурсия по детскому саду
  • Питание
  • Работа с родителями
  • Наши достижения
  • Наши поздравления!
  • ФГОС ДО
  • Форум
  • Инструкция по проведению самостоятельной регистрации граждан в ЕСИА
  • Информация для родителей по приему в 1 класс
  • Гостевая книга
  • Информация для родителей
  • Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы
  • Социальные акции
  • Безопасность детей в сети интернет
  • ПРОФСТАНДАРТ
  • Противодействие коррупции
  • Охрана труда
  • госуслуги
  • Телефон доверия
  • 75 лет великой победы!
  • Мы вместе против коронавируса!
  • Горячая линия
  • 60-летия полёта Ю.А.Гагарина
  • Войти
  • Лента записей
  • Лента комментариев
  • WordPress.org

Упражнения на координацию движений для детей

Упражнения на координацию движений для детей

Когда вы наблюдаете за маленьким ребёнком, то видите его неловкость в движениях, а иногда и падения. В этом нет ничего страшного, ведь малыш только учится правильно владеть своим телом. Любящий родитель должен помочь своему чаду в этом обучении для того, чтобы его движения стали ловкими и уверенными. Сегодня мы поговорим о координации у детей, что делать, чтобы её развить.

Особенности детской координации

Упражения на координацию движений для детей

В первую очередь вы должны знать, что координация движений начинает развиваться ещё в утробе матери, а активная фаза продолжается с шестимесячного возраста и до 18 лет, то есть пока малыш растёт. Поэтому очень важны разнообразные упражнения для координации.

Что дают упражнения

В процессе выполнения подобных комплексов у детей хорошо развивается мозжечок, который играет важную роль в развитии координации, а также тренируются мышцы, зрительные органы, укрепляется вестибулярный аппарат. Знаете ли вы? Постоянные тренировки способствуют ускорению созревания нервных клеток мозжечка, именно поэтому самый развитый мозжечок имеют спортсмены, которые занимаются гимнастикой и фигурным катанием, а также танцоры балета.

Простой тест на координацию

Перед началом занятий проведите с малышом простой тест, который поможет вам оценить насколько хорошо он может управлять своим движением.

Тест на координацию

Для этого попросите ребёнка махать руками как при ходьбе, то есть правая вперёд – левая назад и наоборот. Затем пусть малыш попеременно сгибает в локте руки, поднимая и опуская их. Попробуйте синхронизировать эти действия с движениями ног.Также проведите тест на координацию и равновесие, который заключается в следующем:

  1. Из стойки прямо поставить ноги друг за другом так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
  2. Глаза открыты, руки можно развести в стороны.
  3. Стараться удержать равновесие как можно дольше.

Такими нехитрыми способами вы сможете оценить уровень развития координации у вашего ребёнка и приступить к физическим занятиям.Узнайте о комплексе упражнений на растяжку для детей, а также об утренней гимнастике для детей разных возрастов.

Упражнения на развитие координации

В общем случае все упражнения на развитие координационных способностей делятся на статические и динамические. Приведём некоторые из них с учётом возраста.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.;
  • покорение вертикальной лестницы.

Важно! Обязательно находитесь рядом с малышом, чтобы в любой момент его можно было подхватить и, таким образом, уберечь от ненужных травм.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.);
  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
  • бег вперёд, назад, с поворотами;
  • прыжки со скамьи и на скамью.

Важно!Дети не любят однообразия, поэтому меняйте разные виды занятий почаще, чтобы они не заскучали. Очень хорошим примером будет, если вы будете заниматься вместе!

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях);
  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);
  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).

Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.Знаете ли вы?В далёкой Бразилии самым страшным наказанием для детей является запрет на игру в футбол.

Общие игры на координацию

Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

  • дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
  • делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
  • изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
  • бег со сменой траектории по условленной команде;
  • прыжки на батуте.

Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

Как развивать координационные способности

Зачем развивать?

Процесс освоения двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые координационные способности (КС): умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. К тому же высокий уровень развития физических способностей – важный компонент хорошего состояния здоровья.

В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Они проявляются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик – как качественных, так и количественных. Координационные способности (координация, или ловкость) содействуют точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений; ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях; согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности; произвольному расслаблению мышц, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие.

Когда развивать?

Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 11–12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей учащихся. В этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике этих видов спорта основывается на приобретенных в период обучения в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение учащихся в возрасте 10–11 лет наиболее тесно переплетается с развитием КС.

Статья опубликована при поддержке электронного курса подготовки к ЕГЭ. Подготовка к ЕГЭ по математике — базовый уровень, а также профильный. Видео-лекции, онлайн презентации, удобные тесты, современный подход. Отличное решение для подготовки к экзамену онлайн, бесплатный доступ к большинству материалов сайта. Подробную информацию Вы сможете найти на сайте, который располагается по адресу: http://егэ-по-математике.онлайн.

Развивать КС необходимо по четырем основным причинам:

1. Хорошо развитые КС способствуют успешному освоению физических упражнений.
2. Полно сформированные КС – необходимые условия подготовки школьников к жизни, труду, службе в армии.
3. КС обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей – силы, быстроты, выносливости) учащихся, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, используемые для развития КС, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности.

Выделяют пять видов КС:

– кинестетическое дифференцирование;
– чувство ритма;
– реакция;
– равновесие;
– ориентировка в пространстве.

Все пять КС необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе.

Как развивать?

Упражнения с мячами

Эти упражнения – важное средство развития и совершенствования координационных способностей у младших школьников, в том числе в игре. Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у детей разнообразных навыков при письме, рисовании, лепке и т.д. Уже первые упражнения в ловле, передаче и ведении мяча требуют от учащихся младших классов развития координационных способностей. Работа с мячами на уроках положительно сказывается на развитии КС у детей.

Обучение владению мячом разной тяжести и формы можно начинать с первого класса, и эти умения закрепляются и совершенствуются год от года. На уроках можно применять следующие упражнения:

– передача мяча из рук в руки, стоя в шеренге (перед грудью, за спиной);
– передача мяча из рук в руки, стоя в колонне (над головой, между ногами);
– броски мяча вниз и ловля его двумя руками;
– броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, в седе, ноги врозь;
– удары мячом в пол двумя руками и одной рукой (спереди, справа, слева) с последующей ловлей двумя руками;
– передача и ловля мяча двумя руками снизу от груди, из-за головы, в парах;
– подбрасывание правой, левой рукой с последующей ловлей двумя руками;
– броски мяча в стену с последующей ловлей двумя руками;
– ведение мяча на месте, вокруг туловища, правой, левой рукой в ходьбе и беге;
– перебрасывание мяча через сетку;
– эстафеты и подвижные игры: «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».

Игровые единоборства

Координационные способности хорошо развиваются в игровых единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга», а в старших классах – все спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) и др.

Подвижные игры

Развитие КС также успешно осуществляется в таких играх и эстафетах, как: «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мяч после поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т.д.

Спортивные игры

Спортивные игры больше, чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Рассмотрим несколько примеров.

Урок волейбола

Верхняя прямая подача

При обучении подаче мяча в волейболе можно применить следующие упражнения для совершенствования КС:

1. Многократное принятие и.п. для верхней подачи мяча, передвигаясь вдоль боковых и лицевых линий.
2. Многократное подбрасывание мяча левой рукой вверх с замахом бьющей руки.
3. Многократное подбрасывание мяча и ловля его в момент удара (левая рука преграждает путь мячу).
4. Упражнение в парах. Занимающиеся располагаются на противоположных боковых линиях площадки. Один игрок выполняет верхнюю прямую подачу в направлении партнера, другой, поймав мяч, выполняет то же задание.
5. Верхняя прямая подача в стенку с расстояния 7–9 м, которая должна быть выполнена не ниже линии, проведенной на стене на высоте, соответствующей верхнему краю стенки.
6. Подача мяча через стенку с расстояния 7–9 м.
7. Выполнение верхней подачи мяча с расстояния 7–9 м от сетки в правую и в левую часть площадки.

Нападающий удар

При изучении нападающего удара можно применять следующие упражнения для совершенствования КС:

1. Имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево при наличии стационарного одиночного блока.
2. Метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо и влево.
3. Выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока.
4. Нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования.
5. Нападающие удары с переводом из зоны 3 после передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования.

Урок легкой атлетики

На уроках легкой атлетики можно использовать много различных способов бега, в том числе челночного (3?10 м, 4?9 м, 6?5 м, 10?10 м, 5?10 м), прыжки, метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов.

При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов применяют следующие упражнения для совершенствования КС:

1. Рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию.
2. Бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой; двумя ногами.
3. Рывки из разных и.п. (лежа, сидя и т.д.).
4. Прыжки в чередовании с бегом.
5. Бег от одного ориентира к другому с остановкой у каждого.
6. Бег с преодолением препятствий.
7. Бег с перекладыванием различных предметов.
8. Эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам»).

Соревновательно-игровой метод

В наши дни необходимо больше применять соревновательно-игровой метод. Он способствует как общефизической, так и специальной подготовке учащихся. К тому же такого рода задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Условия игры приучают детей подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели, действовать с максимальным напряжением сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

Тестирование координационных способностей

На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании – от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз – в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы.

Для определения КС лучше использовать следующие тесты:

– челночный бег 3×10 м;
– 3 кувырка вперед;
– метание теннисного мяча ведущей рукой на дальность;
– метание теннисного мяча на точность из положения сидя на полу, ноги врозь;
– ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения.

Галина Жеребцова ,
учитель физической культуры, МОУ «СОШ № 6», г. Калининград

https://mdou-detsad7.minobr63.ru/?page_id=10316
https://spo.1sept.ru/view_article.php?ID=200900402