Содержание
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
- Новости проекта
- Журналы
- Газеты
- Книги
- Статьи
- Диссертации
- Фото
- Видео
- Персоны
- Правила
- Журналы
- Фото
- Газеты
- Видео
- Книги
- Персоны
- Статьи
- Правила
- Автоспорт
- Академическая гребля
- Альпинизм и скалолазание
- Американский футбол
- Армрестлинг
- Бадминтон и сквош
- Баскетбол
- Бейсбол
- Биатлон
- Бильярд
- Бобслей
- Бодибилдинг
- Бокс
- Борьба вольная
- Борьба греко-римская
- Борьба спортивная
- Боулинг
- Вейкбординг
- Велоспорт — BMX
- Велоспорт — трек
Популярное
Самозащита без оружия
Планета Баскетбол
Охота — национальный охотничий журнал
PRO Баскет
Вестник Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России «Русская зима»
Постарайся попасть по кольцу
Английская Болезнь
Азбука бокса
Новая энциклопедия бодибилдинга. Книга 5. Здоровье, питание и диета
Красной карточкой по мягкому месту
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Индивидуальный подход в построении многолетней тренировки юных пловцов
ВВЕДЕНИЕ
Направленное воздействие тренировочных нагрузок, рациональное построение и содержание многолетней подготовки, оценка перспективности юных спортсменов должны основываться на знании индивидуальных особенностей морфофункциональ-ного развития пловцов с различным типом биологической зрелости в разных фазах полового созревания [1, 2, 3, 4].
Цель настоящего исследования заключалась в выявлении возрастных закономерностей физического и функционального развития в зависимости от типа биологической зрелости пловцов 11-16 лет.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для оценки физического развития пловцов измерялись продольные, поперечные, обхватные размеры тела, вес тела, фракционирование веса тела. Для определения функциональных возможностей организма пловцов применялся тест с возрастающей нагрузкой 5Х200 м. В результате тестирования фиксировались показатели, характеризующие механизмы энергообеспечения организма: уровни МПК, легочной вентиляции, ЕхсСО2 и др. Биологический возраст определялся с учетом выраженности вторичных половых признаков.
В эксперименте приняли участие 162 юноши, специализирующиеся в плавании кролем на груди, со спортивной квалификацией от III разряда до мастера спорта
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ полученных данных показал, что пловцы с нормальным и замедленным типами созревания развития проходят те же стадии развития, аналогичные акселератам, с опозданием на 1,5 — 2 года. Пубертатный период акселератов длится 4 года и практически завершается к 14 годам. Он характеризуется бурным развитием основных антропометрических и морфофункциональных показателей в 12 лет. В этом возрасте у них создаются благоприятные предпосылки для последующего развития аэробных и анаэробных способностей. К 13 годам наблюдается значительное повышение функциональных возможностей. Период с 13 до 14 лет является ключевым, или сенситивным в развитии антропометрических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Темпы прироста большинства из них достигают максимальных значений. После 14 лет продолжается развитие функциональных возможностей, особенно анаэробных, скоростно-силовых и силовых.
У пловцов-нормотипов более продолжительный период пубертата, который завершается к 16 годам. Развитие антропометрических и морфофункциональных показателей происходит относительно равномерно на протяжении всего пубертата. Пики прироста этих показателей в сенситивные периоды с 11 до 12 и с 13 до 14 лет менее выражены, чем у акселератов. С 13 до 14 лет происходит бурное развитие аэробных возможностей и силовой выносливости, которое продолжается с меньшими темпами прироста до 16 лет. После 15 лет начинается ускоренное развитие анаэробных возможностей организма.
Самый длительный период пубертата у пловцов-ретардантов, который продолжается после 16 лет. Развитие длиннотных размеров тела у ретардантов в целом совпадает с их развитием у акселератов, динамика показателей длины корпуса, ширины плеч, ширины таза, обхвата грудной клетки и морфофункциональных показателей схожа с их динамикой у нормотипов. С 11 до 13 лет у ретардантов наблюдается относительно равномерное развитие основных соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей. Период с 13 до 14 лет является сенситивным для большинства антропометрических, морфофункциональных и анаэробных показателей. После 14 лет наблюдается бурное развитие аэробных возможностей организма. С 15 до 16 лет отмечено замедление прироста длиннотных размеров тела и показателей аэробной производительности, наряду с параллельным увеличением анаэробных и силовых возможностей, показатель биологической зрелости достигает 7,7 балла. После 16 лет до завершения пубертата спортсмены ретардированного типа способны повысить свой уровень функциональной, силовой и скоростно-силовой подготовленности.
Сравнительный анализ темпов прироста балла биологической зрелости (ББЗ), соматических, морфофункциональных и биоэнергетических показателей пловцов 1116 лет с различным типом полового созревания показал, что темпы прироста ББЗ у акселератов значительно выше, чем у нормотипов и ретардантов на протяжении всего пубертата (особенно в сенситивные периоды с 11 до 12 лет и с 13 до 14 лет). Темпы прироста этого показателя у нормотипов менее выражены, чем у акселератов с пиками прироста также в 12 и 14 лет плюс в 16 лет. У ретардантов с 11 до 14 лет идет относительно равномерное половое созревание, после чего темпы прироста балла биологической зрелости резко возрастают до своих максимальных значений в 15 лет, заметно снижаясь (с 50% до 20%) к 16 годам (рис. 1).
При рассмотрении динамики темпов прироста длины тела картина у трех типов развития весьма схожая, однако, пики прироста в 12 и 14 лет значительно выше у акселератов, чем у ретардантов и нормотипов (рис. 1).
Очень похожую картину развития имеют показатели активной массы тела и мышечной массы. Темпы их прироста равномерно увеличиваются у спортсменов трех типов развития с 11 до 13 лет и резко возрастают к 14 годам, причем у акселератов они значительно выше, чем у нормотипов и ретардантов. В дальнейшем до 16 лет темпы прироста у нормотипов и ретардантов сохраняются на уровне 20% (рис. 1).
Динамика темпов прироста показателя ЖЕЛ у пловцов трех типов развития в целом совпадает с динамикой биологического созревания.
Во второй половине пубертата, начиная с 13 лет темпы прироста МПК аналогичны биологическому развитию, т. е. с максимальными пиками прироста у акселератов и нормотипов в 14 лет, у ретардантов в 15 лет.
Пики прироста показателя анаэробной мощности ЕхсСО2 у пловцов акселератов наблюдаются в 13 и 15 лет.
Рис. 1. Темпы прироста соматических и функционального показателей у пловцов юношей 11-16 лет с различным типом полового созревания (А — акселераты, Н — нормотипы, Р — ретарданты).
У нормотипов и ретардантов с отставанием на один год в 14 и 16 лет, причем своих максимальных значений ретарданты достигают в 13 лет, нормотипы в 16 лет (рис. 1).
Таким образом, у акселератов и нормотипов темпы прироста биологического созревания совпадают с темпами прироста морфофункциональных и аэробных показателей, что свидетельствует о готовности организма юных пловцов к работе на выносливость и демонстрации высоких результатов в своих возрастных группах. У ретардантов такое совпадение имеет место по отношению только к темпам прироста показателей ЖЕЛ и МПК. Максимальные пики прироста длины тела и показателя ЕхсСО2 у ретардантов происходят с 13 до 14 лет, т.е. на 1 год раньше максимального прироста ББЗ, ЖЕЛ и МПК. С одной стороны это создает благоприятные предпосылки для постепенного развития выносливости на 1-1,5 года позже акселератов и нормотипов. С другой стороны, на деле, чтобы избежать отсева в своих возрастных группах, им необходимо выполнять классификационные нормативы, соответствующие паспортному возрасту. Это приводит к форсированной подготовке за счет применения анаэробной тренировочной работы в 13-14 лет, что чревато срывом адаптации и перетренировкой.
Следовательно, перетренировка может быть вызвана не только превышением допустимых объемов тренировочной работы, но и преждевременным применением упражнений различной физиологической направленности, адекватной для старших возрастных групп.
Таким образом, представление о сенситивных периодах развития физических и функциональных возможностей связано с их целенаправленной тренировкой в возрастных зонах наибольшего прироста. В возрастные периоды с высокими уровнями мату-рации и темпами прироста морфофункциональных и биоэнергетических показателей целесообразнее проводить тренировку, направленную на развитие этих качеств. У пловцов-акселератов оптимальный период для развития выносливости — возраст 12 -14 лет, у нормотипов — 13 — 16 лет, у ретардантов — 12 — 15 лет; для развития силовой выносливости и анаэробной производительности у акселератов — возраст 12,5 — 15 лет, у нормотипов и ретардантов с 13 — 16 лет. Следовательно, при работе с юными пловцами в возрастных группах выполнению упражнений скоростно-силового и гликоли-тического характера должна предшествовать тренировка по укреплению опорно-двигательного аппарата, созданию структурных предпосылок гребка и развитию базовой выносливости. Максимальные по объему и интенсивности нагрузки направленные на развитие функциональных и силовых возможностей следует применять с 13-14 лет с учетом индивидуальных темпов биологического развития и после пубертатного скачка основных показателей физического и функционального развития. Наступление сенситивного периода — сигнал для аккордного применения тренировочных нагрузок, направленных на развитие тех качеств, которые в этот период растут наиболее быстрыми темпами.
Как уже говорилось, у юных пловцов с разными типами полового созревания возрастные зоны наибольших темпов прироста соматических и функциональных характеристик различны. Поэтому в средних возрастных группах тренировочные программы, направленные на развитие и совершенствование силовой выносливости и анаэробной производительности, необходимо планировать с учетом биологической возраста юных спортсменов, ориентируясь на разработанные нами шкалы соматической и функциональной зрелости.
ВЫВОДЫ
- Установлено, что в возрастном диапазоне 11-14 лет скорость плавания достоверно связана с баллом биологической зрелости, уровнем развития соматических и функциональных показателей (т.е. в младших и средних возрастных группах лидируют акселерированные дети). Однако наиболее перспективны дети, имеющие высокие уровни физического и функционального развития при нормальных и замедленных темпах полового созревания, так как они имеют большую продолжительность пубертата и многолетней тренировки.
- Юные пловцы с разным типом полового созревания имеют достоверные различия в динамике возрастного физического развития, возрастных зонах наибольших темпов прироста, уровнях матурации соматических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания.
- Для повышения эффективности применения тренировочных нагрузок различной направленности необходим дифференцированный индивидуальный подход к их выбору и величине (объему и интенсивности) в зависимости от типа биологического развития. Контроль за уровнями биологической зрелости и матурации основных морфофункциональных и биоэнергетических показателей особенно важен для определения индивидуальных сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
- Булгакова, Н. Ж. Соотношение темпов биологического развития и прироста основных морфо-функциональных показателей юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов, И.Ю. Радыгина // Теория и практика физической культуры. — 1984. — № 3. -С. 16-18.
- Закономерности возрастно-полового развития соматических и функциональных показателей, лимитирующих скорость плавания с 11 до16 лет, как факторы определяющие построение и содержание многолетней тренировки / Н.Ж. Булгакова, В.Р. Соломатин, Я.В. Рыбина, Е.Е. Вовк // Теория и практика физической культуры. -1995. — № 3. — С. 48-50.
- Тимакова, Т. С. Многолетняя подготовка пловца и ее индивидуализация / Т.С. Тимакова. — М. : Физическая культура и спорт, 1985. — 145 с.
- Тимакова, Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза : методическое пособие / Т.С. Тимакова. — М. : Симилия, 2006. — 132 с.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп Шлейникова Галина Владимировна
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников
240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья
Шлейникова Галина Владимировна. Формирование устойчивых спортивных интересов к занятиям плаванием у учащихся учебно-тренировочных групп : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2002 196 c. РГБ ОД, 61:03-13/340-X
Содержание к диссертации
ГЛАВА 1. Аналитический обзор состояния проблемы
1.1 . Отсев контингента учащихся как показатель эффективности работы ДЮСШ 10
1.2. Связь мотивации юных спортсменов с закреплением контингента спортивных школ 16
1.3. Проблема формирования мотивации в свете воспитания личности и спортивной подготовки учащихся ДЮСШ 23
1 4 Структурная характеристика мотивационной сферы в процессе возрастного развития и занятий спортом 28
1.5. Роль направленной психолого-воспитательной работы тренера по формированию мотивации юных спортсменов в повышении качества работы ДЮСШ 37
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования
2.1. Этапы и сроки проведения исследования 42
2.2. Контингент исследования 46
2.3. Методы исследования 47
2.3.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы 48
2.3.2. Педагогическое наблюдение 48
2.3.3. Методы опроса и анкетирования 49
2.3.4. Методы тестирования 50
2.3.5. Метод педагогического эксперимента 54
2.3.6. Методы статистической обработки данных 56
ГЛАВА 3. Возрастные особенности отсева в аспектах развития мотивационной сферы учащихся и организации учебно-тренировочного процесса
3.1. Возрастные пики отсева и зоны относительной стабилизации контингента на этапах многолетней спортивной подготовки 56
3.2. Анализ особенностей развития мотивационной сферы пловцов разных возрастно-квалификационных групп (девочки, мальчики) 61
3.3. Анализ показателей профессиональной компетентности тренеров в их практической деятельности 75
3.4. Связь отсева с показателями пригодности учащихся ГНП к занятиям спортивным плаванием 87
ГЛАВА 4. Экспериментальная проверка разработанного комплекса педагогических мероприятий по повышению эффективности учебно-тренировочного процесса на этапе начальной спортивной подготовки .
4.1. Формирование концепции педагогического эксперимента: определение основных направлений совершенствования учебно-тренировочного процесса 101
4.2. Методы и средства реализации воспитательной направленности в педагогическом эксперименте 112
4.3 .Особенности построения учебно-тренировочного процесса в экспериментальных группах 120
4.4. Методы и средства повышения качества образовательно-просветительской работы 126
ГЛАВА 5. Обсуждение полученных результатов исследования
5.1 .Обсуждение результатов проведенных исследований 130
5.2. Пути повышения качества работы спортивной школы 134
Практические рекомендации 146
Список литературы 153
Приложения 1-10 168
Введение к работе
Актуальность. Спортивная школа является основной государственной формой работы по массовому привлечению молодежи к занятиям физической культурой. Потребность вовлечения как можно большей части детей и подростков в занятия спортом сегодня усиливается теми неблагоприятными тенденциями в развитии общества, которые обусловлены сменой в последнее десятилетие системы жизненных ценностей, стилей жизни, стандартов мышления и оценок (1).
Сложившаяся ситуация в стране способствует росту криминализации подростков, массовой наркомании в среде молодежи и других негативных явлений и процессов. Именно поэтому спорту, массовой физической культуре, здоровому образу жизни отводится роль надежной психологической защиты подрастающего поколения. Тем самым спортивная школа несёт моральную ответственность перед обществом за воспитание активных граждан-патриотов своей страны.
В связи со сказанным в современных условиях особенно актуализируется проблема повышения эффективности работы спортивных школ. Снижение объема бюджетных средств на развитие спорта, сокращение числа спортивных школ и перенос части финансовых затрат на родителей делают занятия физической культурой мало доступной для значительной части молодёжи. Вместе с тем анализ работы ДЮСШ по плаванию, проведенный разными авторами в разные годы, выявил высокую текучесть и отсев контингента, низкий процент выхода квалифицированных спортсменов, завершивших полный цикл обучения и спортивной подготовки (11,12). А, как известно, именно отсев является одним из основных показателей качества организации системы спортивной подготовки и служит критерием невысокой эффективности работы спортивных школ (2).
В проведенных исследованиях по изучению рентабельности работы спортивных школ по плаванию показано, что наиболее высокий отсев — до 100% — выявлен в группах начальной спортивной подготовки. Невысокую продуктивность работы спортивных школ в целом связывают, прежде всего, с влиянием таких факторов, как неправильная организация учебно-тренировочного процесса и слабая постановка воспитательной и просветительской работы. Причем в ряде исследований было показано, что использование средств направленного педагого-психологического воздействия на мотивацию к занятиям спортом, систематическую и напряженную спортивную тренировку способствует закреплению контингента спортивных школ.
Особо следует отметить, что в современном спорте резко возросла роль тренера, его профессионального и педагогического мастерства, его личностных качеств. Поэтому именно сегодня на систему подготовки юных спортсменов, сохранившую свою государственную основу, на администрацию и на тренерский состав спортивных школ ложится особая ответственность не только за спортивные успехи своих воспитанников, но и за здоровье и нравственно-моральный облик будущего поколения страны.
Цель исследования. Снижение уровня отсева учащихся на этапах начальной спортивной подготовки и повышение эффективности работы спортивной школы.
Научная гипотеза. В своей работе мы исходили из того, что отсев контингента ДЮСШ по плаванию, прежде всего, обусловлен нарушениями закономерностей построения многолетней спортивной подготовки и отсутствием направленной воспитательной работы по закреплению учащихся. Предполагалось, что объективная оценка уровня пригодности детей к занятиям спортивным плаванием, включение в учебно тренировочный процесс мероприятий по развитию у них стойких спортивных интересов и мотивации на занятия спортом будут способствовать закреплению контингента учащихся и повышению эффективности работы ДЮСШ в целом.
Предмет исследования. Динамические процессы изменения интересов и мотивации у юных пловцов разных возрастно-квалификационных групп.
Объект исследования. Организационно-методические аспекты построения учебно-тренировочной работы с пловцами на этапе начальной спортивной подготовки.
1. Определить возрастно-квалификационные особенности и причины отсева учащихся спортивной школы по плаванию.
2. Выявить динамику развития интересов и мотивов занятия плаванием у учащихся на разных этапах многолетней спортивной подготовки.
3. Разработать и экспериментально обосновать комплекс педагогических мероприятий, способствующих закреплению контингента групп начальной подготовки и формированию у них устойчивых спортивных интересов.
Научная новизна исследования. Впервые было проведено изучение профессиональной компетентности тренеров (на примере детских спортивных школ Уральского региона и Оренбургской области), соответствие теоретических знаний проводимой ими практической работе по подготовке юных пловцов. Показано, что типичным недостатком работы большинства тренеров является нарушение закономерностей построения тренировочных занятий относительно возрастных особенностей детей, их интересов и направленности мотива занятий плаванием. В работе показано, что перестройка традиционно сложившейся системы подготовки учащихся на этапе начальной спортивной подготовки существенно снижает отсев и способствует закреплению контингента занимающихся.
Практическая значимость. Экспериментальным путем было доказано, что при существенном увеличении объема времени (до 30 — 40% и более времени занятий первого полугодия) на проведение направленной воспитательной работы способствует раннему формированию у детей устойчивых спортивных интересов и снижению отсева в группах начальной подготовки. При этом по показателям физической и технической подготовленности пловцы экспериментальной группы не уступали сверстникам из других групп, тренирующихся традиционным способом. Изменение основной направленности занятий на фоне применения методики тренировки в большей степени отвечающей возрастным особенностям детей, их интересам и потребностям, способствует не только закреплению отобранного контингента ДЮСШ, но и позволяет решать важнейшие задачи педагого-психологической направленности, их нравственно-этического воспитания.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нарушения организационно-методических принципов в работе тренеров спортивных школ, не учитывающих возрастных особенностей юных пловцов, включая особенности формирования у них мотивационной сферы, оказывают существенное влияние на отсев учащихся.
2. Выделенные зоны повышенной текучести и относительной стабилизации контингента учащихся спортивной школы обусловлены во многом характером и направленностью мотивов на занятия плаванием, изменением их отношения к тренеру как к взрослому другу и наставнику.
3. С возрастом и стажем занятий развитие мотивационной сферы меняется от потребности в обучении навыкам плавания и оздоровления ребенка, а также его интересов в посещении бассейна как формы приятного досуга к прагматически-направленной ориентации на выбор профессии и спорта как сферы своей жизнедеятельности.
4. Закрепление контингента групп начальной спортивной подготовки требует изменения организации учебно-тренировочной работы на основе учета специфики потребностей и интересов детей и при доминирующей направленности работы на формирование спортивных черт характера и воспитания дружного коллектива.
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендации, списка литературы и приложений, актов внедрения работы в практику. Работа изложена на 144 страницах компьютерного текста и содержит 24 таблицы, 3 рисунка, 9 приложений, 2 акта внедрения. Список литературы обобщает 165 источников, из них 14 на языке оригинала.
Используемые сокращения: ДЮСШ — детская спортивная школа; ГНП — группы начальной подготовки; УТГ — учебно-тренировочные группы; ГСС — группы спортивного совершенствования; ЖЕЛ — жизненная емкость легких; SV — коэффициент вариативности показателей в выборке (%).
Отсев контингента учащихся как показатель эффективности работы ДЮСШ
Основные направления деятельности ДЮСШ определены нормативно-правовыми основами и положением о спортивных школах. Будучи учреждением дополнительного образования, спортивная школа «призвана способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям» (2). Таким образом, спортивная подготовка детей, подростков и молодежи решает задачи не только разносторонней физической подготовки, развития и совершенствования разнообразных способностей, но и формирования личности занимающихся.
Основной государственной задачей для ДЮСШ остается развитие массового спорта путем привлечения максимально возможного числа детей и подростков. Последнее, прежде всего, относится к этапу начальной спортивной подготовки, задачами которой является укрепление здоровья, повышение уровня физического развития, воспитание морально-этических и волевых качеств учащихся спортивных школ. В то же время современный уровень спортивных достижений предъявляет высокие требования к профессиональным качествам тренеров, их знаниям и практическим навыкам.
Юношеский спорт как важнейшая база подготовки спортивных резервов и универсальное средство воспитания требует эффективной организации многолетней подготовки спортсмена, поиска все более рациональных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы.
Поставленные перед спортивной школой задачи предполагают целенаправленность и преемственность всего процесса многолетней спортивной подготовки. Вместе с тем в зависимости от последовательно решаемых задач, обусловленных закономерностями возрастного развития и спортивной тренировки, в многолетнем процессе выделяют несколько этапов. В спортивном плавании принято делить весь многолетний процесс на этапы предварительной спортивной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации и спортивного совершенствования (20, 86, 108,131 и др).
В соответствии с многочисленными разработками специалистов в области спортивного плавания оптимальный возраст привлечения детей к занятиям спортивным плаванием (этап предварительной подготовки) составляет для девочек 7-8 лет, для мальчиков — 8-Ю лет. Обычно этап предварительной подготовки продолжается от одного и до двух лет. За это время дети должны обучиться основам правильной техники одного — двух спортивных способов плавания.
Этап начальной спортивной специализации считается этапом базовой подготовки, в течение которого продолжается совершенствование техники плавания спортивных способов плавания, участков старта и поворотов при доминирующей направленности на развитие механизмов аэробного энергообеспечения, лежащих в основе общей работоспособности. В среднем продолжительность этапа три года — для девочек возраст 9-11 лет, для мальчиков — 10-12 лет. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта продолжается в среднем три-четыре года: у девочек — это возраст 12 -14 лет, у мальчиков — 13-15 лет. В работах многих авторов в последние годы все чаще звучит мысль о необходимости продления сроков базовой и углубленной тренировки (67, 132, 148 и др).
Детско-юношеские спортивные школы предоставляют детям и подросткам возможность поступления, обучения и достижения высоких индивидуальных результатов. Тем не менее, по официальным данным систематически занимаются спортом менее 9-10 % детей и подростков (12). Следовательно, трудно считать проблему развития массового спорта с помощью ДЮСШ удовлетворительно решаемой.
Значительный отсев и преждевременное прекращение своего спортивного совершенствования учащимися ДЮСШ снижает эффективность работы спортивных школ по подготовке спортивных резервов. Для такого вида спорта как плавание вопросы закрепления контингента одаренных спортсменов в ДЮСШ особенно актуальны. Подготовка спортивного резерва в плавании, осуществляемая в системе всех возрастных групп, достаточно дорогостоящая. Вместе с тем многие авторы отмечают низкую рентабельность работы по выходу их выпускников в сборные команды страны даже среди специализированных спортивных школ по плаванию (11, 12, 20, 144 и др.).
Как отмечает Н.Ж. Булгакова — один из авторитетнейших специалистов в области спортивного плавания, одной из причин малой численности подготовленных пловцов высокой квалификации является небольшое общее количество групп начальной спортивной подготовки, слабый интерес к массовому обучению в детско-юношеских спортивных школах (19, 20). Это существенно снижает возможности выявления и привлечения к занятиям плаванием спортивно одаренных детей. Автор отмечает необходимость планирования работы ДЮСШ по подготовке спортивного резерва при оптимальном количественном соотношении пловцов разного классификационного уровня.
Этапы и сроки проведения исследования
Решение поставленных задач осуществляли в три этапа. На первом этапе (1996-1997 гг.) с помощью анкетирования и педагогических наблюдений определяли степень реализации целей и задач работы ДЮСШ в соответствии с установками официально утвержденных программно-нормативных документов. Соответственно этим директивным документам критериями оценки эффективности работы спортивной школы являются: 1) уровень физической и технической подготовленности, состояние здоровья учащихся; 2) стабильность контингента учебных и учебно-тренировочных групп; 3) показатель числа учащихся ДЮСШ, соответствующих квалификации юношеского резерва для контингента сборных команд и требованиям спорта высших достижений (2, 108).
Для групп начальной подготовки именно показатели отсева и стабильности состава групп рассматриваются как важнейший показатель эффективности работы тренера.
Первый этап проведения исследования (1996-1997 ггЛ На этом этапе реализовывали решение первой задачи по установлению возрастной динамики и основных причин отсева учащихся спортивной школы плавания в процессе многолетней спортивной подготовки. На рисі в виде схемы представлены важнейшие составляющие, определяющие качества обучения учащихся ДЮСШ и ее продуктивность во взаимосвязи с фактором мотивации по данным проведенного анализа литературных источников и опыта работы тренером. Поэтому на первом этапе работы особое внимание было уделено изучению показателей возрастной динамики отсева в сопоставлении с особенностями развития мотивационной сферы детей на начальных этапах многолетней подготовки, направленности изменения ее содержания в возрастно-квалификационном аспекте.
В качестве основных причин отсева изучали: а) связь отсева с качеством проведения учебно-тренировочного процесса; б) роль тренера в процессе становления личности ребенка с устойчивым интересом к занятиям плаванием; в) влияние особенностей мотивационной сферы на процесс отсева; г) отношение родителей к занятиям своего ребенка плаванием.
Методами анкетирования тренеров и направленных педагогических наблюдений за проведением учебных занятий и во время соревнований определяли также возможные причины отсева, обусловленные профессиональным уровнем тренеров и особенностями организационного характера.
Второй этап исследования (1997-1998 ггЛ Поскольку уровень развития мотивационной сферы у юных спортсменов во многом определяют качество учебного процесса и профессионализм тренера, его личностные качества, то на втором этапе исследования изучали наиболее характерные особенности организации процесса обучения и тренировки. Помимо изучения качества организации учебно-тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки проводили анкетирование учащихся ДЮСШ с целью установления тех личностных особенностей, которые хотели бы учащиеся видеть у своего тренера-наставника.
В качестве критериев оценки качества учебно-тренировочного процесса использовали показатели общей и моторной плотности тренировочных занятий; посещаемость; соответствие применяемых средств и методов тренировочных воздействий возрасту и уровню подготовленности учащихся; применение приемов индивидуализации занятий, а также формы и уровень их организации (дисциплина, наличие теоретической и воспитательной работы и т.д.). Отдельно изучали использование тренером основного и дополнительного времени для проведения различного рода соревнований и мероприятий воспитательного характера (спортивные праздники, походы, организация и участие в лекциях, встреч с ветеранами спорта и т.д.).
Особое внимание при анализе работы тренеров на начальных этапах многолетней подготовки пловцов уделяли качеству решения спортивной школой задач по обучению детей жизненно необходимому навыку, развития и совершенствования физических качеств, воспитание личности с твердыми гражданскими позициями и подготовка резерва для сборных команд.
На втором этапе исследования была также сделана попытка изучения структурного распределения объема часов учебно-тренировочной работы в ДЮСШ и СДЮШОР с учетом специфических условий функционирования спортивных школ в настоящее время.
Возрастные пики отсева и зоны относительной стабилизации контингента на этапах многолетней спортивной подготовки
Анализ литературы по теме исследования (глава 1) показал, что один из путей повышения эффективности работы ДЮСШ связан с поиском и устранением причин преждевременного прекращения занятий юными спортсменами. Проведенное в разное время изучение причин отсева контингента спортивной школы, свидетельствует о том, что источники нерационального ухода юных спортсменов следует прежде всего искать в области некачественной организации учебно-тренировочной процесса и воспитательной работы. Следовательно, ранний отсев и уход из ДЮСШ до завершения обучения спортсменами можно отнести к области недостатка профессионализма в деятельности тренерско-преподавательского состава. В этом случае отсев рассматривается как критерий качества работы всей ДЮСШ, а динамика отсева указывает на наиболее слабые места в организации многолетней подготовки.
В связи со сказанным выше, важным было определить наиболее узкие места в работе тренеров с юными спортсменами. Особое внимание было уделено установлению возрастных зон наибольшего отсева во взаимосвязи с особенностями мотивации двух категорий учащихся — контингента закрепившихся в спортивной школе и контингента отсева (самоотсева), с учетом специфики этапов многолетней подготовки.
Проведенная нами ретроспекция данных журналов учета посещаемости учащихся ДЮСШ выявила определенные, вполне закономерные, тенденции отсева пловцов в зависимости от возраста и этапа многолетней подготовки.
На рис. 1 представлена в виде кривой динамика отсева по годам подготовки пловцов всего возрастного диапазона занятий в ДЮСШ — от 8 до 16 лет. Подтвердилась ранее установленная рядом исследователей тенденция массового ухода детей из спортивной школы в группах начальной подготовки (этап начальной специализации в избранном виде спорта). Действительно, по величине процентного отношения прекративших обучение в спортивной школе учащихся наиболее «критическими» периодами являются первый год занятий этапа начального обучения и восьмой год обучения в группах спортивного совершенствования. Только после первых трех месяцев занятий в группах начальной подготовки прекратили посещать занятия 32.2% от списочного состава детей. К концу первого учебного года в ДЮСШ прекратили тренироваться еще 33.3% учащихся. Таким образом, всего на первом году обучения отсеялось до 65.5% от прошедших начальное обучение и включенных в списочный состав ДЮСШ детей.
На втором году обучения в группах начальной подготовки (ГНП) наблюдается относительная стабилизация контингента учащихся. На протяжении следующих четырех лет обучения отсев из ДЮСШ в возрасте от 10 до 14 лет составил 11,1 — 21,4 %. В возрасте 15-16 лет, т.е. на восьмом году обучения, отсев снова резко увеличивается, достигая 63.6% от списка занимающихся на начало учебного года.
Ретроспективный анализ журналов посещения занятий пловцов только одного года набора позволил изучить средние данные по годичной динамике отсева пловцов на протяжении всех лет занятий в ДЮСШ. Так, при зачислении 90 детей в возрасте 8 лет в ГНП первого года обучения к началу этапа спортивного совершенствования осталось только 4 человека, т.е. 4,5 % от исходного числа зачисленных. Таким образом, число отсева на протяжении всей многолетней спортивной подготовки составил 95,5%. Причем при значительно меньшем числе принятых тренерами девочек их отсев практически не превышает процентное число прекративших занятия мальчиков (табл. 3.1).
При сходстве общих тенденций отсева некоторые различия в характере возрастной динамики между мальчиками и девочками все же прослеживаются. Так, пик отсева у мальчиков приходится на первый год этапа предварительной подготовки и составляет 73,84 % от списочного состава на начало учебного года. В возрасте 9 еще отсеялось 11,76 % от списка группы. Следовательно, от исходного числа посещающих группы начальной подготовки за два года отсеялось свыше 85 % мальчиков. В диапазоне возраста 10-11 лет у мальчиков отсев был минимален, составив за год в среднем 6-7%.
При существенно меньшем числе отобранных девочек в первый год занятий прекратило заниматься относительно меньшее их число (44,4 %). Однако в следующие годы, на этапе начальной спортивной специализации (или, начало этапа базовой подготовки), отсев девочек увеличивается, составляя 20 — 37 % от предыдущего списка занимающихся.. Период относительной стабилизации контингента у девочек наступает позже, на этапе углубленной спортивной тренировки: здесь отсев составил всего 20 % за три года. С началом этапа углубленной специализации в избранном виде спорта (ГСС) отсев у мальчиков (юношей) увеличился, резко возрастая в возрасте 15 лет (57,14 %). В этом же возрасте у девочек (девушек) наблюдается также явный пик отсева — до 75 % от их предыдущего списка на начало учебного года.
Формирование концепции педагогического эксперимента: определение основных направлений совершенствования учебно-тренировочного процесса
Присущая возрастной группе 8-10 лет слабая устойчивость мотивов и неразвитость интересов, сравнительно невысокий потенциал физических возможностей и психической работоспособности объясняют, почему в силу вполне объективных причин, в условиях достаточно продолжительной работы монотонного характера, многие юные спортсмены не способны демонстрировать трудолюбие, упорство в достижении поставленной тренером цели.
Представленные в предыдущей главе материалы по изучению возрастной динамики отсева учащихся ДЮСШ разных возрастно-квалификационных групп в сопоставлении с характеристиками их мотивационной сферы позволили обозначить определенно слабые звенья в сложившейся системе начальной подготовки пловцов. В первую очередь их формируют противоречия между существующей практикой тренировки детей в спортивном плавании и особенностями развития мотивационной сферы, обусловленной слабой направленностью интересов детей на тренировку, с другой стороны. Эти противоречия еще больше усугубляются низким уровнем образованности родителей в области понимания социальной значимости и физиологической роли систематических занятий спортом и спортивным плаванием, в частности.
Исходя из анализа полученных данных возрастной динамики отсева, содержания и направленности тренировочного процесса у детей на этапе спортивной начальной подготовки можно выделить целый ряд противоречий, провоцирующих уход большой части детей из УТГ первого года обучения в ДЮСШ:
Несоответствие мотивов занятий спортивным плаванием специфике интересов и потребностей детей младшего школьного возраста. Так, общим и основным для детей и их родителей мотивом прихода в бассейн является потребность в освоении жизненно важного навыка плавания с целью обеспечения будущей безопасности пребывания ребенка в условиях водоемов и водной среды. Не менее важным мотивом для родителей является контролируемое взрослыми и хорошо образованными специалистами полезное времяпровождение ребенка в бассейне. Именно эти два мотива соответствуют решаемым тренером задач на этапе предварительного обучения детей плаванию. В определенной степени этот период обучения отвечает основным интересам и потребности детей в обучении и веселом проведении времени со сверстниками. С переходом в ДЮСШ отношение детей к занятиям не претерпевает еще принципиальных изменений, тогда как мотивы тренера относительно задач пребывания детей в бассейне и методы их реализации меняются существенно. 2. Эмоционально-оптимистическое желание всех детей в первый год пребывания в бассейне «стать чемпионами» явно противоречит снижению числа позитивных ответов по отношению к оценке спортивного плавания как «приятного и интересного вида спорта» среди учащихся первого года обучения в ДЮСШ. Еще меньший процент позитивных ответов у них на вопрос «доставляют ли занятия плаванием удовольствие» указывает о неготовности значительной части принятой в ДЮСШ детей к серьезной тренировочной работе. 3. В возрасте 10 лет все девочки положительно ответили на вопрос о необходимости выполнять «трудные задания» для совершенствования спортивной кондиции и достижения высоких результатов в плавании на фоне явного снижения у них желания участвовать в соревнованиях. Одновременно у мальчиков сокращается процент желающих «стать чемпионами». Следовательно, в возрасте 10 лет эмоционально-завышенные ожидания удовольствия от занятий спортом как веселого и интересного времяпровождения, которыми отличались дети на курсах начального обучения, сменяются во многом трезво-пессимистическим взглядом на занятия спортивным плаванием как на тяжелый и мало привлекательный вид двигательной деятельности.
Отсутствие в этот, как мы видим теперь, сложный переходный период в жизни детей поддержки со стороны домашнего окружения, учителей в школе, а также слабо выраженный индивидуальный подход к каждому ребенку со стороны тренера без каких-либо принципиальных изменений в практике начальной спортивной подготовки делают эти противоречия трудно разрешимыми.
В соответствии с проведенными исследованиями в таблице 4.1. были выделены негативные моменты в работе педагогического коллектива спортивной школы.
http://sportfiction.ru/articles/individualnyy-podkhod-v-postroenii-mnogoletney-trenirovki-yunykh-plovtsov/
http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/formirovanie-ustojchivyh-sportivnyh-interesov-k-zanjatijam-plavaniem-u-uchawihsja.html