Методика обучения технике комплексного плавания. Программа тренировок по плаванию

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно-урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно-урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно — урочная система.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися.

Цель работы: изучить состояние вопроса путем реферативной обработки литературных данных

Задачами курсовой работы являются:

1. Проанализировать состояние вопросов по данным специальной литературы.

2. Изучить технику плавания различными способами.

3. Рассмотреть ошибки в технике различных способов плавания и пути их устранения.

Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен тренерам, преподавателям и инструкторам по физической культуре для подготовки спортсменов, а также студентам факультета физической культуры при подготовке к занятиям; для коррекции основной направленности тренировочного процесса прыгунов с шестом.

Организация процесса обучения плаванию

Успешность учебной работы невозможна без четкой ее организации. Каждое занятие требует точного ограничения во времени. Формы организации обучения являются внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и учащихся, проводимой в установленном порядке и определенном режиме.

В педагогике различают три системы обучения: индивидуальное обучение; классно — урочная система; лекционно-семинарская система.

При индивидуальном обучении каждый ученик выполняет свое задание, и даже если учитель занимается с группой, он с каждым работает отдельно.

Классно — урочная система заключается в том, что учащиеся группируются в классы по возрасту и уровню подготовки и выполняют общую работу, а также учебный материал расчленяется на ряд разделов, тем, частей, которые следуют одна за другой.

При лекционно-семинарской системе основными формами являются лекции и семинары. Характерно также подразделение учебного процесса на отдельные звенья и наличие специализированных форм учебного процесса в каждом звене (лекции, семинары, практические занятия, учебная практика). При этой системе создаются учебные потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся могут заниматься по индивидуальному плану.

При обучении навыку плавания в основном применяется индивидуальная и классно — урочная система. Полноценное решение задач обучения по плаванию возможно только при сочетании и преемственности различных форм, которые группируются по двум направлениям.

Рассматривая структуру организации занятия по плаванию, необходимо выделить несколько звеньев этой работы, она может быть представлена в виде схемы:

Используя различные способы проведения упражнений, нужно учитывать контингент занимающихся и решаемые задачи на занятии, регулируя воздействия упражнений с помощью различных вариантов нагрузок: малой, средней и большой.

Рассмотрев общие вопросы организации занятий по плаванию, необходимо остановиться на организации построения учебного процесса, который имеет свои закономерности.

Учебный процесс по плаванию подчиняется общим признакам системы физического воспитания. Они, в свою очередь, основываясь на различных методах обучения с использованием множества средств, решают задачи, поставленные педагогом перед занимающимися. Основные принципы, методы и средства обучения плаванию приводятся ниже.

Принципы обучения плаванию :

сознательность и активность;

доступность и индивидуализация;

систематичность и последовательность;

повторность и постепенность.

Методы обучения плаванию:

контроля и оценки.

Средства обучения плаванию (упражнения):

для развития физических качеств;

игры и развлечения;

для освоения начального плавания;

для изучения техники облегченных способов плавания;

учебные прыжки в воду;

для разучивания техники спортивных способов плавания;

для устранения ошибок;

для совершенствования техники;

Одной из форм организации занятий по плаванию на этапах начального обучения навыку плавания является урок. В связи с основными дидактическими целями и задачами, реализуемыми преподавателем, выделяют три типа уроков:

комбинированный, 2) по усвоению нового материала, 3) урок закрепления пройденного, урок проверки знаний, умения и навыков.

Урок по плаванию имеет три части: подготовительную, основную и заключительную. В отличие от традиционной последовательности этих частей, в уроке по плаванию они располагаются на суше и в воде. В зависимости от типа урока будет изменяться и расположение частей урока. Обычное расположение частей на уроке по плаванию выглядит так: на суше — подготовительная, основная; в воде — подготовительная, основная, заключительная; на суше — заключительная. Планирование учебной работы по обучению плаванию отличается по своему содержанию от планирования по другим предметам. Это обуславливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие занимающихся. Основными документами планирования являются: план — график (учебный план) прохождения программного материала в учебном году, который основывается на программе по обучению плавания; конспект (план — конспект) отдельных уроков.

К каждому уроку по плаванию педагог составляет план — конспект по описываемой ниже форме.

Во второй графе план — конспекта последовательно указываются части урока, и продолжительность каждой части. В третью графу подробно записываются все упражнения, включая эстафеты, игры, развлечения. В четвертой графе указывается дозировка упражнений, выраженная количеством повторений, временем выполнения, длиной проплываемой дистанции и пр. В пятой графе указываются организационные указания по уроку: порядок выполнения упражнений, расположения занимающихся и методические приемы, обеспечивающие безошибочное выполнение упражнения и эффективное освоение элементов техники.

Эффективность урока во многом зависит от правильного подбора упражнений для занятия на суше и в воде. Она определяется задачами каждого урока. При проведении занятия на суше нужно предусмотреть выполнение упражнений из всех основных групп упражнений: строевые упражнения, ходьба и бег, общеразвивающие, специально — гимнастические и имитационные упражнения. В воде упражнения подбираются согласно изучаемому способу плавания и его элементам. Последовательность выполнения подобранных упражнений обуславливается функциональными особенностями занимающихся. Особое внимание необходимо уделять умелому дозированию нагрузки: определять длину проплываемых отрезков, количество повторений, продолжительность отдыха, скорость и темп выполнения упражнений и т.п.

В учебном процессе по плаванию широко используются различные способы проведения упражнений: сигналы, ориентиры и образные сравнения. При объяснении упражнений они значительно повышают эффективность обучения и уменьшают количество ошибок.

О системе подачи сигналов учитель должен заранее договориться с учащимися, познакомить их с каждым из них.

Сигналы на занятиях различают: звуковые, зрительные и комбинированные.

Применяемые ориентиры в плавании подразделяются на внешние, внутренние, постоянные и временные.

При изучении подготовительных упражнений по освоению с водой и техники плавания используются образные выражения и сравнения, облегчающие понимание сущности задания. Например, изучая всплывания и скольжения, употребляют выражения: «нырни в бочку», «нырни как утка», «вытянись в струнку», «смотри, как убегает дно»; при обучении вдоху и выдоху говорят: «задуй горящую свечу», «гуди как паровоз», «дуй на горячий чай»; при изучении техники движения конечностями: «смахни крошки со стола», «работай руками как мельница», «растопырь пальцы на ногах», «работай ногами как лягушка» и т.д.

Значительное место в работе преподавателя по плаванию занимает жестикуляция — способ общения педагога с учениками с помощью жестов. Это необходимое условие работы, так как повышенный шум (40-80 децибел) в бассейне не всегда позволяет педагогу руководить занимающимися при выполнении упражнения через слово. Поэтому преподаватели по плаванию применяют большой арсенал условных сигналов, ориентиров и жестов, позволяющих установить тесный контакт с группой.

Наиболее простыми средствами звуковой сигнализации служат короткий возглас педагога, хлопок в ладоши и т.п. Они могут напомнить занимающимся о необходимости выполнить определенное движение, стимулировать усилие, создать нужный темп, ритм и т.п. Однако возможности звуковой сигнализации в работе преподавателей плавания ограничены. Поэтому широко пользуются специальной условной сигнализацией, т.е. жестами. К настоящему времени в плавании разнообразие жестов классифицировано Пыжовым В.В.

Два самых главных упражнения при обучении плаванию. Уважаемые любители плавания! Запомните! Нет важнее этих двух упражнений для новичка, который решил научиться плавать правильно! Потому что именно с их помощью вы приучите тело занимать в воде единственно правильную позицию, при которой сопротивление в воде будет минимальным. У этих упражнений «говорящие» названия: «Сосисочка» «Стрелка» С помощью первого упражнения – «Сосисочки» – мы научимся расслабляться в воде, сливаться с ней, опираться на неё. Упражнение же «Стрелка» поможет выработать навык занимать единственно правильную позицию тела в воде при плавании кролем, брассом или баттерфляем .

Упражнение «Сосисочка» . Стоя в воде по пояс нужно вдохнуть, расслабиться и погрузиться в воду лицом вниз. А после – повисеть так в воде на задержке дыхания. При этом важно, чтобы все Ваше тело полностью расслабилось. Ваши ноги должны плетьми висеть в воде, ни в коем случае не опирайтесь на них! Но особенно важно, чтобы были расслаблены шея и голова! Повисев так в воде «сосиской», через 20-30 секунд мягко встаньте на ноги и поднимите голову из воды. Смысл этого упражнения: Вы должны получить две точки опоры (внимание!) в воде: первая точка – Ваше лицо, вторая – грудь. При этих двух точках опоры Вам будет удобно совершать движения руками и ногами, каким бы стилем Вы не плыли в дальнейшем. Потому что эти две точки опоры – это устойчивость, Ваш «фундамент» в воде! И не думайте пока, а как же я буду вдыхать?! Дыхание в плавании мы разберем позже!! Типичная ошибка взрослого человека, обучающегося плаванию: неумение с первого раза расслаблять голову при погружении в воду. В чём причина? Рабочий день за компьютером, регулярное длительное напряжение, страх воды с детства. Поэтому посвятите этому упражнению столько времени, сколько понадобится для успешного его выполнения. При выполнении «Сосисочки» должны быть расслабленными шея, руки, голова, глаза и даже брови. Ещё один важный момент: глаза должны быть обязательно открытыми. Опытным путём многократно проверено: с закрытыми глазами упражнение выполняется намного хуже, чем с открытыми.

Упражнение «Стрелка». Важно! Позиция пловца в «Стрелке» является базовым положением тела в воде при плавании кролем, брассом или баттерфляем! Нет смысла разучивать какие-то другие элементы из этих стилей, если не научились правильно выполнять «Стрелку». Все остальные движения из перечисленных стилей плавания словно «приклеиваются» к этому базовому положению. Итак, для выполнения этого упражнения нужно вытянуть руки перед собой. Лучше, если руки будут разведены параллельно друг другу, особенно если упражнение выполняется новичком. В таком положении обе руки опираются на воду. Можно представить руки парой лыж, расположенных параллельно друг другу и упирающихся в лыжню, в нашем случае – на воду. Руки нужно держать на поверхности воды, не опуская их под воду и не поднимая полностью из воды. При этом одна нога изначально согнута и опирается в бортик. Сделайте вдох, опустите голову в воду «сосисочкой», взгляд направлен на дно. И только после того, как мы ляжете грудью и головой на воду, подтяните вторую ногу к бортику и сделайте мягкий, упругий толчок. А после – проскользите так до полной остановки. В чём смысл этого упражнения? Такая позиция тела в воде вызывает наименьшее сопротивление! А значит, чем чаще Вы будете приводить тело в такое эталонное положение во время скольжения при плывании брассом, кролем или баттерфляем, тем больше сил будете экономить! Но если начнете напрягать шею, и приподнимать лицо, туловище тут же начнет опускаться в воду, давать осадку «на корму». А в таком полувертикальном положении плыть значительно трудней. Если же голова не просто опускается в воду, но ещё и расслабляется, то начинает всплывать грудная клетка. При расслабленном лице мы на него и опираемся. В таком горизонтальном положении, являющимся базовым, плыть гораздо легче. А это нам и нужно!

Три ошибки при при выполнении «стрелки» Часто, освоив «Стрелку, новички, особенно дети, делают такую ошибку, как подпрыгивание при нырянии. Чем чревата такая ошибка? После такого прыжка голова уходит сразу же под воду. И при этом, во-первых, в нос может попасть вода, а во-вторых, провалившись после прыжка под воду, новичок инстинктивно хочет поднять голову наверх. А плыть в Стрелке с напряженно-приподнятой головой неправильно по причине, которую мы описали выше! При правильном подходе нужно вдохнуть, мягко положить лицо на воду, без прыжков, а потом оттолкнуться и второй ногой, подтянув её предварительно к бортику. Вторая ошибка – это раздвинутые ноги во время скольжения, потому что они будут цепляться за воду и затормаживать продвижение в воде. После толчка от бортика держите ноги вместе, а носки вытяните. Третья ошибка не очень принципиальная, но обратить на нее внимание все-таки стоит: новичок зачастую при выполнении Стрелки держит руки впереди не прямыми, а полусогнутыми. При обучении кролю на груди важно, чтобы руки были прямыми в момент их вывода вперед, в подготовительную позицию для гребка. А если при разучивании «Стрелки» руки недостаточно прямые, то потом будет происходить то же и при плавании кролем: Вы их будете выводить вперед полусогнутыми, а от этого длина гребка будет маленькой, недостаточной для хорошего и правильного скольжения. Именно поэтому «лыжи» у «стрелки» должны быть изначально прямыми. Держите руки прямыми!!

Повторение – Мать учения. Если у Вас есть возможность захватить с собой смартфон в бассейн, и, выбрав безопасное для него место, просмотреть еще раз материалы этого видео урока в режиме он-лайн, то эффект от занятий будет еще выше. И будет очень здорово, если во время выполнения Вами упражнений, кто-нибудь сможет сделать их видеозапись. Просмотрев записанный материал, Вы сможете значительно быстрее устранить ошибки и научиться правильно выполнять Сосисочку и Стрелку. Два Главных упражнения при обучении плаванию. А после – двигаться дальше! К следующим нашим урокам!!

Понятно опишем что такое методика обучения плаванию. Многие подумали что сейчас увидят в этом разделе подробное описание о том, как научиться плавать? Нет, этот раздел совсем о другом. Здесь, как говориться вода и сырость, здесь просто текст. Но прочитав его, Вы просто поймете суть обучения плаванию, ведь это не сухое повторение упражнений за тренером.

Итак, — это схема последовательного изучения и освоения отдельных элементов способа плавания и их согласования.

Вот общая схема методики обучения плаванию :

1. Обучение дыханию;

2. Обучение работе ног;

3. Обучение согласованию работы ног и дыхания;

4. Обучение работе рук;

5. Общее согласование работы рук, ног и дыхания.

Это касается каждого способа плавания. Всему надо учиться последовательно и начинают изучение плавания с дыхания и работы ног. И на последующих занятиях отрабатывают сначала дыхание и работу ног, а потом уже приступают к изучению нового материала, например работе рук.

Теперь важные моменты по методике обучения! У каждого тренера может быть своя методика отличающаяся от методики другого тренера. Эти различия основываются на опыте тренера.

Второе, методика обучения плаванию зависит и от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, так что приведенная схема не строго регламентирована и могут быть отступления. Но всё же данная схема — это основа методики обучения спортивным способам плавания проверенная многолетним опытом разных поколений тренеров по плаванию.

На мой взгляд, а взгляд у меня опытного тренера)) каких то уникальных методик обучения плаванию нет. Это я к чему, а к тому чтобы вы не велись на красивые слова «оригинальная методика обучения плаванию», «уникальная методика». Всё зависит от тренера, его опыта обучения, его знаний, и умений как бывшего пловца, а то сейчас плавать учат все кому не лень, даже те кто плавать сами толком не умеют. И такое встречается.

Что можно ещё отнести к методике обучения плаванию помимо упражнений? Ответ: ну надо же ещё уметь доступно объяснить, как говориться разложить по полочкам, заинтересовать, увлечь, в конце концов влюбить ученика в плавание)). Итак встречайте к методике относят словесные методы, это беседа, разъяснение, и тд.

Также к методике можно отнести применение на своих уроках соревновательного и игрового метода, если обучение проходит в группе.

С какого способа лучше начать обучение плаванию?
Или последовательность обучения в плавании.

Опять же всё не строго регламентировано. Один тренер начинает с кроля на груди, другой с кроля на спине, а третий вообще с брасса. Дельфин, тяжёлый физически способ плавания и без сомнений его учат последним, но в уроки можно и нужно добавлять работу ног дельфином. Считается, что проще обучить плавать сначала с кроля на спине , так как нет фазы выдоха в воду, а это многим сначала даётся не просто. Но, есть взрослые и дети, которые сильно бояться лечь на воду на спину. И тогда им такой вариант не подойдёт. Таких учеников учат плавать сначала с кроля на груди или брасса.

Допустим мы начали учить плавать с кроля на груди. Сначала дыхание, потом работу ног. И тут очень хорошо показать ученику движения руками брассом с дыханием. Поверьте, это новички осваивают очень хорошо. Итак, в обучение кролю встроилось упражнение из брасса: руки брасс с дыханием, а ноги работают кролем. Таким образом отрабатываем дыхание и работу ногами кролем. А далее уже руки кролем и дыхание.

А вообще тренеру виднее на месте с какого способа учить плавать своего ученика.

Ученик не умеет плавать вообще!

Всё это подходит, если ученик умеет хоть как то держаться на воде. А если ученик вообще нулевой. Пришёл в бассейн и увидел воды больше, чем у него в ванной. Тогда начинаем с таких упражнений, как «подуть на воду», «выдохи в воду у бортика», «поплавок», «медуза», скольжение, работа ног сидя на бортике. То есть самые простые ознакомительные упражнения с водой.

Вот и получилась интересная и доступная для понимания статья.

Методы обучения — теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач (Н.В. Чертов, 2001).

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

  • —словесные;
  • —наглядные;
  • —практические.

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов. Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил. Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе. Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому. Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты. Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников. Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия. Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай». Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и. » Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения. Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» — при освоении выдоха в воду. Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кинограмм, кинофильмов:

  • —непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спортсменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяющими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый технический элемент;
  • —разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,
  • —разучивание и совершенствование движений в целом;
  • —устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

  • 1)инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
  • 2)занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают. Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

  • —метод практических упражнений;
  • —соревновательный метод;
  • —игровой метод.

Метод практических упражнений может быть:

  • —преимущественно направленным на освоение спортивной техники;
  • —преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая — на последующих. Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений. Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

  • —равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);
  • —переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);
  • —повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);
  • —интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов. Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий. Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.

Эффективным средством для укрепления здоровья и физического развития человека — плаванье. Методика тренировок разработали для того, чтобы плаванье приносило пользу человеку от рождения и до старости. Для достижений спортсменов и новичков разработали программу тренировок по плаванью для правильной тренировки и быстрого достижения своих целей.

У спортсменов практика повышает мастерство. Для пловцов разрабатывается план тренировок по плаванью. Спортсмен уделяет внимание теоретической части, так продуктивнее будет практическая. Пловец тренируется и быстрее плывет. Плаванье не перегружает, положительно влияет на психику человека, снимает стресс. Программа тренировок для плавания в бассейне проходит с полной отдачей и способствовует улучшению результатов спортсмена.

Плавание методика тренировок

Подготовка к плаванию. Местом тренировки пловца — вода, к здоровью предъявляются специфические требования. Их учитывает программа тренировок по плаванию. Для этого спортсмен проходит обследование у врача и получает одобрение на начало тренировок.

Фото 1. Упражнение по силовой подготовке для пловцов на суше с эластичным ремнем и удобными ручками

Врачами назначается специальное питание. Для каждого пловца — индивидуальное. В некоторых случаях программа назначается как реабилитационные тренировки в воде для спортсмена в случаях травм или долгий период времени отсутствия. Также спортивных врачей интересуют легкие. Ведь у пловца они должны быть хорошо развиты, важен объем легких. Надувание воздушного шара — эффективный способ для их развития.

После одобрения врачами, пловец приступает к тренировкам. Позволяет атлету продемонстрировать эффективное плавание, методику тренировки пловцов и триатлетов. Начиная с разминки на суше и заканчивая продуктивной тренировкой в бассейне на воде. Для эффективных тренировок важно соблюдать правильное питание и вести здоровый образ жизни. Занимаясь плаванием, снижается частота сердечных сокращений, что позволяет сердцу работать в экономном режиме. Чем меньше ЧСС, тем сердце не тратит усилий на сокращение, отдыхает.

Чрезмерная интенсивность тренировок приводит к перенагрузкам и вызвает истощение. Процесс проходит по установленному плану.

Фото 2. При отработке спортсменами плавательных движений на суше задействуется множество мышц

План тренировок по плаванию

На соревнованиях некоторая категория пловцов выступает в специальных гидрокостюмах, а для того, чтобы продемонстрировать результаты разрабатывают специальную программу тренировок по плаванью. Спортсмен не преодолевает дистанцию, а борется с мощным сопротивлением воды.

Еще с древних времен пловцы брили не только тело, а даже голову. Натирали кожу маслом, для снижения силы трения и увеличения скорости.

При планировании тренировки по плаванию программа для профессионалов составляется тренером. Планируя свою тренировку на воде, пловец ставит перед собой цель: чего хочет добиться, подготовиться к соревнованиям по плаванью или триатлону, возможно совершенствование тела, общее укрепление здоровья или снизить вес. Поставить перед собой задачу и мотивировать себя на выполнение действий, вследствие которых достигнет желаемого результата.

Фото 3. Обладатель двух серебряных и золотой медали на соревнованиях по плаванию на 200 м Маркус Роган выступает в гидрокостюме

Вода в бассейне должна отвечать требованиям питьевой воды. Для проверки воды в бассейне работает специальный инженер, который берет пробу воды минимум два раза в день. Следит за стабильной температурой воды (не ниже 24 и не выше 27 градусов), чтобы пловец не тратил свои силы для разогрева и не расслаблялся в тепле.

Тренируются каждый день, не пропуская, или результата спортсмен не получит. Раз в неделю он ставит перед собой новую цель и стремится выполнить ее. Тренироваться позволяет программа тренировок по плаванию на год на основании которой в последующем составляется план тренировки по плаванию на неделю, увеличивая нагрузку.

Фото 4. Тренер составляет г рафик тренировок и указывает на недочеты при плавании

Вам также будет интересно:

Программа тренировок по плаванию для начинающих

Главной целью для начинающих пловцов это по максимуму развить выносливость и выработать правильное дыхание. Программа тренировок по плаванию для начинающих отличается от профессиональных спортсменов. Перед любой физической деятельностью разрабатывают, разминают и разогревают мышцы. Для этого в обязательном порядке перед тренировкой в воде проводят разминку на суше.

  • Подготовить сердечно-сосудистую систему для выполнения физических нагрузок;
  • Разогреть мышцы, связки и суставы, так они работают продуктивнее. Разминкой пловец повысит гибкость и эластичность связок и суставов. Следовательно, и движения в воде будут эффективными. Кроме этого повысится чувство воды;
  • Понизить вероятность травм;
  • Психологическая подготовка к плаванию — является немаловажной составляющей разминки. В процессе выполнения упражнений на суше пловец настраивается на тренировку. Обдумывает сколько проплыть, рассчитывая свои силы и время, цели предстоящей тренировки.

Фото 5. Комплекс специальных упражнений перед тренировкой на разогрев мышц

Как выполняют специальные упражнения на суше:

  • Разминают шею, плавными наклонами назад-вперед, вправо-влево;
  • Круговые движения головой, по три раза;
  • Разминают плечевые суставы, круговыми движениями рук вперед и назад;
  • Выполнить упражнение махи руками, при этом ноги на ширине плеч;
  • Вращение руками, по одной и по две руки, по 15 раз на каждую;
  • Вращение двумя руками с выполнением прыжка 10 раз вперед и назад;
  • Выполнить наклоны в стороны, при этом руки на поясе, упражнение повторить по 10 раз;
  • Выполнить наклоны, касаясь руками пола: к правой ноге, к левой, посередине;
  • Разогреть коленные суставы с помощью круговых вращений коленями;
  • Выполнить упражнение «мельница» 20 раз в быстром темпе вперед и назад;
  • Растянуть группы мышц.

Людям, которые приходят в бассейн после тяжелого дня на работе или любой другой занятости тренировка служит своего рода переключением от одного вида деятельности к другому.

Фото 6. Плавательный тренажер Vasa Trainer Pro SE для подготовки пловцов применяет систему нагружения с использованием веса тренирующегося

После разминки на суше начинают специальные упражнения в воде. Для начинающих пловцов в форме, средняя дистанция будет составлять около 600 метров.

Этапы тренировки в воде:

Этап 1. Плыть разминку 100 метров кролем , при надобности отдыхать на повороте;

Этап 2. Выполнить 4х50 метров кролем, стараясь плыть в одинаковом темпе, отдыхая между 50 метрами не более 30 секунд;

Этап 3. Выполнить 4х25 метров кролем с изменением гребка: плыть, дыша на 2 гребка, увеличивать и плыть на 4 гребка и так чередовать;

Этап 4. Плыть 2х50 метров любым, удобным способом, отдыхать между ними по 30 секунд;

Этап 5. Заканчивать тренировку: плыть 100 метров кролем — чтобы расслабить группы мышц, уравнять дыхание.

По окончанию заплыва, делают около 10 выдохов в воду, это поможет успокоить дыхание. После того как начальный этап тренировок будет пройден, для дальнейшего развития используется программа тренировок по плаванию средний уровень подготовки.

Плавание в бассейне как идеальный способ похудения и коррекции проблемной фигуры

Насколько эффективно плавание для похудения и коррекции фигуры? Этот вопрос на сегодняшний день остаётся открытым для обсуждений и весьма актуальным. Есть несколько точек зрения и разные результаты занятий.

Кто-то сумел таким способом избавиться от жировых отложений и лишнего веса, а кому-то тренировки не принесли никакой пользы и не уменьшили цифры на весах. Почему так происходит? Какие секреты таит в себе этот вид спорта для тех, кто мечтает стать стройным? Всё — по порядку.

Эффективность

Эффективность плавания для похудения

Для начала стоит разобраться, как плавание влияет на похудение с медицинской точки зрения. Исследований по этому поводу проводилось немало.

Их результаты однозначны: сочетание данного вида спорта с правильным питанием — один из самых эффективных способов борьбы с лишними килограммами и жировыми отложениями на различных частях тела. Причём интенсивные водные процедуры оказываются более предпочтительными, чем любой другой вид физических нагрузок. И вот почему:

  • в зависимости от стиля плавания, за полчаса активных занятий можно сжечь от 200 до 400 калорий;
  • если выбирать, что лучше для похудения: плавание или бег, — специалисты утверждают, что первый вариант предпочтительнее, так как в этом случае тратится гораздо больше энергии — до 25%;
  • двойное ускорение обмена веществ;
  • отсутствие растяжений суставов и мышечных перегрузок;
  • исчезновение целлюлита, что очень важно для женщин, страдающих от апельсиновой корки;
  • улучшение здоровья: нормализуется функционирование лёгких, сердца, увеличивается работоспособность, стабилизируется давление, снижается нервное напряжение;
  • массирующее действие воды (так называемый естественный гидромассаж) формирует стройную, гибкую, рельефную фигуру, так как не только сжигает калории, но и прорабатывает практически все группы мышц.

Если вы планируете похудеть, многочисленные исследования говорят о том, что активное и регулярное плавание в бассейне эффективно поможет вам в этом. Значит, если у кого-то не получилось сбросить вес таким способом, они просто не выполняли рекомендаций инструкторов по аква-фитнесу и диетологов, и могли не учесть какие-то нюансы таких занятий.

Действительно, достаточно всего неделю походить в бассейн, чтобы оценить все его преимущества в борьбе с лишним весом.

Согласно исследованиям. Даже просто держась на поверхности воды (плавать не обязательно), можно сжечь около 300 калорий в час.

Преимущества

Если вы всё ещё сомневаетесь, хорошо ли плавание для похудения, список его неоспоримых достоинств в этом деле убедит вас, что с ним можно стать стройной и подтянутой. Именно этот вид физической нагрузки настоятельно рекомендован женщинам с лишним весом по нескольким причинам:

  • плавание — это незначительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, так что много килограммов — не помеха для данного вида спорта;
  • вода создаёт эффект «гидроневесомости», который позволяет выполнять даже самые сложные упражнения, не ощущая усталости и серьёзной нагрузки на мышцы, которая всё-таки идёт;
  • плавание подходит для похудения любых категорий граждан: подростков и пенсионеров, атлетов и даже инвалидов;
  • дополнительный и очень приятный бонус такого способа похудения — естественный гидромассаж, устраняющий целлюлит и апельсиновую корку;
  • активное сжигание калорий.

Так что плавание как способ похудения — отличный вариант для полных людей, которым по каким-то причинам не подходят тренировки в зале или занятия другим видом спорта.

И всё-таки не у всех получается избавиться от лишних килограммов, посещая бассейн. Всё дело в том, что если просто время от времени приходить в бассейн поплавать, без всякого комплекса упражнений и программы, без поддержки тренера и схемы правильного питания, ничего не получится. Как и у любой медали, здесь есть и обратная сторона — недостатки.

Любопытный факт. Если сравнивать пловцов с другими спортсменами, среди них в 2 раза меньше тех, кто страдает от гипертонии.

Недостатки

Далеко не у всех получается похудение с помощью плавания в бассейне, и здесь виноваты вовсе не индивидуальные особенности организма. В данном случае отыгрывают свою роль особые свойства этого вида спорта. Именно они не дают телу расстаться с лишними килограммами. И происходит это по следующим причинам:

  1. Плавание коварно для всех женщин, потому что после него у многих просыпается зверский аппетит, и если отдаться ему во власть, потраченные в бассейне калории вернутся снова.
  2. После такого вида физической активности очень сильно устаёшь, так что есть риск остаток дня провести без движения, а это чревато отложением жиров.
  3. Сжигание калорий происходит непосредственно во время плавания, но оно не имеет эффекта памяти, т. е. как только вы выйдете из бассейна, этот процесс тут же прекратится.

Из-за этих недостатков некоторые фитнес-тренеры и инструкторы полагают, что плавание способствует похудению не столь эффективно, как другие виды спорта. Поэтому они рекомендуют его выбирать как дополнительную методику к основной программе борьбы с лишним весом.

К недостаткам стоит отнести и список противопоказаний для занятий в бассейне:

  • проблемы с кожей;
  • эпилепсия;
  • венерические заболевания;
  • онкология;
  • порок сердца;
  • гипертония III стадии;
  • туберкулёз.

В бассейн не допускают без справки от терапевта и дерматолога об отсутствии данных заболеваний. А худеть, купаясь в открытом водоёме (озере, реке и даже море), не всегда эффективно, потому что нет тренера, оснащения, программы и т. д.

Но если проблемы со здоровьем отсутствуют и недостатки можно обойти, собрав волю в кулак, — пора приобретать необходимый инвентарь для занятий.

Это интересно. Плавание — очень полезная процедура для сердечно-сосудистой системы. Если заниматься им регулярно, ЧСС будет составлять от 55-60 ударов в мин вместо 60-65, как у обычных людей.

Необходимый инвентарь

Инвентарь для плавания в бассейне

Решительно настроены на похудение с помощью плавания? Что ж, это похвально, но для начала отправляйтесь в спортмагазин и приобретите необходимую экипировку для занятий.

Несложный и совсем недорогой инвентарь сделает походы в бассейн настоящим праздником, позволит почувствовать себя профессионалом, а самое главное — тоже будет активно участвовать в борьбе с лишним весом.

  • Очки

Самый важный критерий при выборе очков для плавания — герметичность, т. е. способность не пропускать воду.

  • Купальник

Для активного плавания женщине потребуется практичный, комфортный купальник. Он нигде, не должен натирать и вы не должны постоянно бояться его потерять. Предпочтение лучше отдать цельной модели, которая должна соответствовать вашему размеру.

  • Шапочка

Выбрасывать на ветер деньги, приобретая шапочку для плавания, не нужно. По своей функциональности они все одинаковы — принципиальной разницы в моделях нет.

  • Тапочки

Нескользящая подошва — вот основной критерий для выбора тапочек, в которых вы будете добираться до бассейна.

  • Ласты

Пожалуй, единственный спортивный инвентарь, который хоть как-то способствует похудению. Ведь плавание с ластами увеличивает нагрузку на ноги и заставляет активнее худеть в талии и боках.

Конкретно для тренировок в бассейне и упражнений в воде никакого специализированного инвентаря не понадобится. А вышеуказанные вещи многие игнорируют, считая, что они никакой роли в похудении не играют.

И только некоторые понимают, что без них, плавая, есть риск подцепить инфекцию, заболеть конъюнктивитом, поскользнуться и получить травму. А все эти обстоятельства надолго отлучат вас от занятий, соответственно — распрощаться с лишним весом тоже не получится.

На заметку. Лучшее время для занятий плаванием — 7-9 и 18-20 часов. С утра организм расслаблен и очень восприимчив к подобного рода нагрузкам. Вечером этот вид спорта способен сжечь максимум калорий.

Тренировки

Как уже было сказано, потребуется комплексная программа по плаванию в бассейне для похудения, которую нужно будет либо найти и адаптировать под себя самостоятельно, либо позвать на помощь опытного тренера.

Если у вас уже имеются неплохие навыки в этом виде спорта, скорее всего, вам предложат так называемые интервальные тренировки, которые считаются самым оптимальным вариантом для всех, кто желает расстаться с лишним весом и откорректировать фигуру.

Интервальные тренировки (для тех, кто хорошо плавает)

Интервальная тренировка по плаванию для похудения при правильно выполненной технике позволяет сжечь почти в 10 раз больше калорий, чем занятия аэробикой за тот же интервал времени. Самостоятельно их начинать не стоит, потому что это серьёзная нагрузка на многие органы. Кроме того, они подходят лишь тем, кто умеет очень хорошо плавать и чувствует себя в воде, как рыба.

Проконсультируйтесь с тренером, постарайтесь объективно оценить свои возможности — и только тогда приступайте к их выполнению по следующей методике:

  1. Сделать 10-минутную разминку на суше.
  2. 10 минут поплавать в бассейне разными стилями — тоже в качестве разминки.
  3. В течение 30 секунд выжать из себя силы на 90%, проплыть баттерфляем.
  4. Следующие 30 секунд — отдых, когда нужно проплыть в спокойном темпе брассом.
  5. За 1 занятие повторить от 5 до 7 циклов, по возможностям.
  6. На последнем цикле сил уже не должно оставаться.
  7. Со временем тело натренируется и к концу последнего интервала будет оставаться достаточно сил. Это сигнал к тому, чтобы фазу активного плавания увеличить, а фазу отдыха — укоротить на одинаковое количество времени.
  8. Занятия проводятся через день (или через 2) трижды в неделю.
  9. Курс похудения — 3 недели, затем — интервал в 2 месяца и возврат к занятиям.

Такова техника плавания для похудения с помощью интервальных тренировок. Такие занятия очень сильно выматывают, требуют определённой физической подготовки, но в то же время вытачивают фигуру и делают мышцы более рельефными и красивыми. С такой коррекцией не нужно бояться анорексии или дистрофии.

Но что же делать тем, кто не умеет так хорошо плавать и не готов к столь изнурительным нагрузкам?

Средний уровень физической подготовки

Часто человек умеет неплохо плавать, но уровень его физической подготовки не позволяет ему выполнять интервальные тренировки. Им для похудения можно посоветовать более облегчённую схему занятий:

  1. 10 минут разминки на суше.
  2. 15 минут спокойного плавания для того, чтобы тело привыкло к воде.
  3. Держа в руках доску (мяч), проплыть 200 м, задействуя только ноги.
  4. На обратном пути этот же инвентарь (мяч, доску) зажать ногами и проплыть то же самое расстояние, используя только руки.
  5. Проплыть в одну сторону максимально быстро, в другую — медленно. Выполнять в одном стиле. Сделать 4-5 раз.
  6. Расслабиться. Несколько минут поплавать на спине.

Обычно такую технику похудения с помощью плавания выбирают люди с избыточным весом, которым тяжело выполнять слишком интенсивные нагрузки.

Новички

Некоторые специально учатся плаванию для того, чтобы похудеть. И вовсе не зря. Ведь для них тоже есть целая программа занятий для борьбы с лишним весом. Сначала они должны длиться не более 30 минут, но постепенно, по мере привыкания тела к воде, их увеличивают до 1 часа. Схема тренировок:

  1. 5 минут разминки на суше.
  2. Столько же — в воде.
  3. 5 минут — кролем.
  4. 5 минут отдыха.
  5. 5 минут — брассом.
  6. 5 минут отдыха.
  7. 5 минут — на спине.
  8. 5 минут отдыха.

Если поставить себе цель похудеть с помощью плавания, сделать это можно, только подойдя к делу грамотно. Данные программы тренировок ориентировочные. Обычно тренеры их корректируют с учётом индивидуальных особенностей клиента.

В частности, нужно уметь правильно подобрать для своего тела стиль плавания. Ведь каждый из них работает в приоритете над определённым участком тела.

Ничего себе! В воде масса человеческого тела уменьшается аж в 10 раз. Вот бы и с весом было так же!

Стили плавания

Основные стили плавания

Описанные выше схемы тренировок способствуют эффективному похудению. Но если включить в них определённый стиль плавания, который корректирует форму тела в какой-то определённой части, это позволит избавиться от жировых отложений в этих проблемных зонах.

Приведённая ниже «карта» раскроет вам эти секреты:

  • самым эффективным считается для похудения плавание брассом, который делает форму женских ножек невероятно стройной;
  • кроль, баттерфляй тренируют мышцы бёдер, ягодиц, пресса, так что используйте их для похудения в этих местах;
  • плавание на спине поможет избавиться от жира на боках.

И абсолютно любой стиль плавания всегда работает на плечевой сустав и укрепление пресса. Если регулярно ходить в бассейн, животик будет плоским и упругим вне зависимости от того, как именно вы плаваете.

Кроме всех этих тренировок существуют ещё и специальные упражнения для выполнения в воде, которые тоже позволяют корректировать фигуру в различных местах.

А Вы знали. Среди пловцов-женщин считается, что такой стиль, как кроль, делает талию тоньше и стройнее.

Упражнения

Если нужно похудение в какой-то определённой части тела, страдающей от жировых отложений, подберите себе специальный комплекс упражнений для плавания. За каждое посещение бассейна к ним нужно выполнить 5 подходов. Начинайте с 10 раз за 1 подход, постепенно наращивая это количество.

Максимальная цифра — 100. Признак того, что вы всё делаете правильно, — напряжение в той области, которую вы хотите откорректировать.

Ноги

  1. Если вам нужно плавание для похудения ног, делайте ими взмахи прямо в воде.
  2. Ходьба в воде с вытянутыми вперёд руками и высоким подъёмом колен. Время от времени пытаться ускориться.
  3. Ноги — вместе, руки — по сторонам. Развести ноги в стороны, одновременно свести вместе руки.

Талия, бока

  1. Лечь на спину.
  2. Руки — по сторонам.
  3. Глубокий выдох.
  4. Коленями потянуться к груди.
  5. Вдох.
  6. Опустить ноги.
  7. Это упражнение называется «Балерина», и его лучше использовать для похудения живота в воде.

Руки

  1. Зажать ногами мяч и плавать, задействуя только руки.
  2. Сделать упражнение ножницы вытянутыми вперёд руками в воде.
  3. Баттерфляй — лучшее плавание для похудения рук.

Есть разные комплексы упражнений для выполнения их в воде с целью похудения. Нужно искать тот, который будет эффективным для вашего тела. В помощь — тренер и всемирная сеть.

При этом не забывайте, что в плавании есть свои нюансы, которые могут помешать избавиться от лишнего веса. Их нужно уметь обходить стороной.

Это касается упражнений на воде. Для тех, кто желает дополнительно заниматься вне бассейна, мы рекомендуем ознакомиться с упражнениями для похудения этих же частей тела, только дома или в тренажёрном зале: «Упражнения для похудения живота и боков» и «Упражнения для похудения рук и плеч».

Имейте в виду. Плавание — отличное решение, если другие виды спорта противопоказаны из-за проблем с суставами, спиной, ожирения или беременности.

Полезные советы

Чтобы плавание действительно приносило пользу и способствовало эффективному похудению за минимальные сроки, нужно стараться выполнять следующие правила.

  1. Для первых занятий и выбора схемы тренировок возьмите инструктора.
  2. Начинать всегда нужно с 10 минут разминки на суше, чтобы разогреть мышечную ткань.
  3. Ещё 10 минут — разминка у бортиков, чтобы тело привыкло к воде.
  4. Темп увеличивается постепенно к середине занятия, а затем так же постепенно снижается.
  5. Для восстановления дыхания используйте плавание на спине.
  6. Первые 2 недели занятия должны длиться не более получаса, следующие 2 — по 45 минут и, наконец, можно перейти к часовым тренировкам.
  7. Частота занятий — через день.
  8. Сочетайте несколько стилей плавания для похудения в разных частях тела.
  9. Очень важную роль играет питание при занятии плаванием для похудения. На диетах сидеть не нужно, но придётся сделать порции меньше, участить приёмы пищи (до 6 раз в день), исключить всё вредное (или хотя бы ограничить) и приналечь на мясо, рыбу (только отварные или на пару), фрукты, овощи, зелень.
  10. За 1,5 часа до плавания и столько же времени после него нельзя вообще есть.

Есть мнение. Фитнес-инструкторы по плаванию считают, что для похудения самый полезный стиль — брасс. Если активно им поплавать всего полчаса, можно сжечь сразу 360 калорий. При этом в процесс будет вовлечено почти 70% мышц.

Насколько плавание окажется эффективным как средство похудения, будет зависеть от соблюдения всех выше данных рекомендаций и правильного выбора техники и комплекса упражнений.

А если во всё это действо органично вплести консультации и замечания тренера, уже через месяц интенсивных занятий в бассейне какая-то часть килограммов уйдёт, жировых отложений станет меньше, а самое главное — фигура будет блистать своими очаровательными, рельефными формами.

http://redstarcorp.ru/metodika-obucheniya-tehnike-kompleksnogo-plavaniya-programma.html
http://hudeyko.ru/plavanie-dlya-pohudeniya.html