Содержание
Как научить ребенка плавать в 3, 4 года и в 5 лет: упражнения и методика обучения плаванию для дошкольного возраста
С чего начинать занятия
В первую очередь нужно выбрать бассейн, в котором малыш будет учиться. Предпочтение стоит отдать крытому помещению. Это позволит избежать превратностей погоды, даже если обучение проходит в летнее время года.
Для посещения бассейна нужна медицинская справка стандартной формы. Понадобятся купальные принадлежности:
- купальник;
- памперс для плавания (если нужно);
- резиновые шлепанцы;
- очки для плавания (для защиты глаз от воды);
- шапочка для плавания;
- мыло и полотенце (до и после занятий желательно помыться).
- купальник;
- памперс для плавания (если нужно);
- резиновые шлепанцы;
- очки для плавания (для защиты глаз от воды);
- шапочка для плавания;
- мыло и полотенце (до и после занятий желательно помыться).
6. Плавание. Игра и техника обучения плаванию детей от 4 лет и старше.
Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.
В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.
С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
1. Этап начального обучения плаванию – стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
2. Этап углубленного обучения плаванию – стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:
а. игры для начального обучения
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала.
У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью – формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.
Существуют следующие советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении “стрелочка” (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: “У Васи были самые большие брызги – молодец!
А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!
А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!”
и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: “Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну настоящая торпеда!”. Применяйте количественные сравнения – много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.
Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1а до пункта 7в. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, мы все равно рекомендуем выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты “а”) а игр для повторения старого материала (все пункты “в”).
1. Игры по ознакомлению со свойствами воды.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
2. Игры, обучающие погружению и всплытию.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
3. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
4. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
5. Игры, обучающие дыханию.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
6. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
основы техники плавания кролем на груди
основы техники плавания кролем на спине
7. Игры по овладению простейшими прыжками.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала
Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: “У Васи были самые большие брызги – молодец!
А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!
А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!”
и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: “Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну настоящая торпеда!”. Применяйте количественные сравнения – много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.
«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Бальбух Алевтина Валентиновна
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
«Особенности обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста»
Бальбух Алевтина Валентиновна,
инструктор по физической культуре
МОУ д/с № 350 г. Волгограда
Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, является создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Эти задачи успешно решаются на занятиях по плаванию в бассейне в детском саду. Цель занятий по плаванию – создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде.
Влияние плавания на организм ребенка нельзя недооценивать. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание с ранних лет способствует развитию дыхательной системы, оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливания.
В нашем дошкольном учреждении дети начинают посещать бассейн с 3-х лет, ведь важно как можно раньше начать процесс обучения плаванию. Это понимают и специалисты, этого хотят и родители. С первого дня посещения детского сада родителей интересует вопрос: когда же их малыш будет плавать в бассейне. По их мнению, все дети очень любят воду, с удовольствием плещутся в ванной. Подчас родители не понимают, для чего нужно сначала на суше освоить дыхательную и двигательную технику, и только с середины учебного года занятия проходить в воде. Поэтому для родителей важна информация инструктора по плаванию, какие задачи решаются на первом году обучения плаванию, какие методы и приёмы важно использовать при этом, какие особенности маленьких детей нужно учитывать.
Первый год обучения плаванию – это помимо общеукрепляющих и оздоровительных целей, решение ряда конкретных задач:
- привыкание к воде;
- освоение воды;
- овладение дыхательными и элементарными плавательными движениями.
Следует понимать, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, ведь для большинства детей бассейн – это не ванна для купания, это огромное водное пространство. Преодолевать эту тревогу нужно постепенно, без насилия и принуждения. Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая помогает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, познакомиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть навыками плавания облегченными способами. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде.
Поэтому на первом этапе дети осваивают дыхательные упражнения, которые проходят «на суше». Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Главное – задать ритм. «Раз!» – вдох, «Два, три!» – выдох. В этом нам помогают различные игровые упражнения – например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие.
Игра «Ноги врозь». Попросите ребенка вытянуть руки вверх, кисти рук наложить одну на другую, прижать подбородок к груди. Выполнить 10 фаз. Проследите за тем, чтобы малыш при этом «подтягивал» живот.
Игра «Воронка». Для этой игры нам нужны разноцветные тазики с водой. Попросите малыша дуть на поверхность воды до образования воронки. Играйте с детьми, превратите упражнение в соревнование: чья воронка будет глубже?
Игра «Пузыри». После вдоха он опускает голову в таз с водой и производит глубокий выдох. Опять же устройте соревнование: у кого получится больше пузырей? Проследите за тем, чтобы ребенок не вытирал глаза руками, а стряхивал воду движениями головы. Это очень важно! Это упражнение прекрасно учить задерживать дыхание. Сделать такое же упражнение, только задержку дыхания выполнять с опущенной в воду головой. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде и закаливания, я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. На этом основано правило: сначала занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.
Кроме дыхательных упражнений дети на этом этапе овладевают двигательными и плавательными навыками, осваивают игровые упражнения на обучение работе ног, согласованию дыхания с работой ног, обучение работе рук, общее согласование работы ног, рук и дыхания. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на занятиях используется литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы дети могли воссоздать тот или иной образ и были способны имитировать движения.
Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка.
Со 2-го полугодия с детьми 3-4 лет решаются следующие задачи:
- обучение детей вхождению в воду, ознакомление со свойствами воды, преодоление страха перед ней.
- обучение передвижению по дну бассейна различными способами на различной глубине.
- обучение погружению в воду с открытыми глазами; обучение дыханию в воде (выдохи в воду).
Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника. Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию зависит, чтобы эти впечатления были положительно окрашены.
На первых занятиях дети учатся входить в воду. Основная трудность входа в бассейн чаще всего связана с тем, что в него дети спускаются по лестнице, на которой могут оступиться, поскользнуться, упасть в воду. Глотнув воды, ребенок может напугаться и не захочет больше приходить в бассейн. Важно предупредить его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей. Того, кто входит в воду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности воды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незаметно отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за поручень или мою руку. Не рекомендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец». Детям младшего возраста необходимо 4 занятий, чтобы научиться входить в воду. В группе всегда есть тревожные дети, с которыми нужно заниматься отдельно, соблюдая большую деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей.
После того как дети научились самостоятельно входить в воду, надо приучать их к простейшим передвижениям. Малыши ощущают, насколько труднее двигаться в воде, чем на суше. Разнообразные упражнения (ходьба, бег, прыжки) не трудны для малышей, они выполняют их с удовольствием в том случае, если глубина невелика и соответствует реальному уровню подготовленности детей. Сначала эти упражнения проводятся при глубине ниже коленей и до колен. Постепенно глубина увеличивается до уровня бедер, пояса. Дети учатся ходить по одному («Мы гуляем»), группой («Дружные ребята»), держась за палку («Тележка»), ходят вдоль бортика бассейна большими и маленькими шагами, придерживаясь за поручень («Ножки идут по дорожке»), в заданном направлении («По прямой дорожке»), до условного места («Дойди до рыбки»), по кругу, держась за руки («Закружилась карусель»), помогая себе гребковыми движениями руками («Лодочки»). Особое удовольствие доставляет детям вбегать в воду, выбегать из неё, шлепая ногами, поднимая брызги («Футболисты, «Принеси игрушку»), высоко поднимая колени («Как лошадки»), помогая себе руками («Весла гребут»), убегать от взрослого и догонять его («Догонялки»), с разбега падать в воду (на руки инструктора).
Оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду. Дети учатся подпрыгивать на двух ногах с поддержкой взрослого, держась за поручень, а также без опоры («Зайка серенький», «Мячик»), «опираясь», отталкиваясь ладонями о воду (на глубине по пояс) и приседая («Спрячемся в воду»). Учатся на двух ногах продвигаться вперед, прыгать в длину с места, подпрыгивать и падать в воду вперед на глубине до бедер, по пояс («Самолет»).
Немаловажное значение имеет обучение движениям рук. Дети хлопают по воде ладошками, изображая «дождик», стучат по ней кулачками, как «молотком», гладят воду ладошками, как «утюгом», двигают руками вверх-вниз, вправо-влево, изображая «полоскание белья» или «волны», скрестив пальцы кистей рук, изображают «рубку дров». Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. Они выполняются на небольшой глубине и часто с трудом осваиваются детьми. Поэтому в младшей группе используется только ползание на животе («Доползу до кораблика», «Крокодилы», «Раки»).
Следующий шаг в освоении с водой, который делают дети младшего возраста -погружение. К сожалению, не всем детям погружение в воду дается легко. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду самостоятельно. Ни в коем случае нельзя заставлять его делать это, если он не хочет, бросать, сталкивать в воду и т. д. В противном случае у ребенка появится страх перед водой, может надолго пропасть желание заниматься плаванием. Если на «суше» погружение в воду (в тазик с водой) с задержкой дыхания отработано, то проблем с этим упражнением в бассейне дети не будут испытывать.
Обучаясь погружению по шею на глубине воды по пояс, дети моют руки, плечи, грудь, шею, лицо, поливают воду себе на спину («Чистюли»), с ними проводятся игры: «Лягушата умываются», «Сделаем дождик» (брызгать себе в лицо). Обучая игровому упражнению «Водопад», когда малыши поливают на голову воду из бутылочки, важно научить их дышать приоткрытым ртом. В этом случае исключаются неприятные ощущения от попадания воды в нос, дети привыкают к ощущению воды на лице. И только после этого дети погружаются до уровня подбородка («Островки»).
Следующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду («нос утонул», «глазки в воде», «загляни в колодец», «достань игрушку» и погружение в воду с головой, задерживая дыхание на вдохе). Затем дети знакомятся с простыми упражнениями, которые подводят к овладению выдохом: подуть на плавающую игрушку; на воду, как на горячий чай; опустить губы в воду и вспенить ее; погрузить голову в воду и сделать выдох. Выдыхать в воду дети учатся долгое время. Параллельно дети учатся открывать глаза в воде. После высокой двигательной нагрузки с детьми проводятся релаксационные паузы, с целью снятия мышечного напряжения. Дети, при поддержке инструктора или в нарукавниках отдыхают на воде, лежа на спине, или выполняют упражнения на восстановление дыхания («веселые пузыри», «попрощайся с водичкой»).
Все дети, которые регулярно посещали занятия в бассейне, не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всех акватории бассейна, с радостью и желанием выполняют игровые упражнения в воде, что позволяет им легко осваивать программу по обучению плаванию. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формирование у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей.
- Булгакова, И.Ж. Познакомьтесь – плавание [Текст] / И.Ж.Булгакова. – М.: аст астрель, 2002.
- Егоров, Б.Б., Ведерникова, О.Б., Яковлева, А.В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна [Текст]: методическое пособие / под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Гном и Д, 2004.
- Протченко, Т.А., Семенов, Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников [Текст]: методическое пособие / Т.А.Протченко, Ю.А.Семенов. – М.: Айрис дидактика, 2003.
- Соколова, Н.Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н.Г.Соколова, – Р-н-Д.: Феникс, 2007.
Игра «Пузыри». После вдоха он опускает голову в таз с водой и производит глубокий выдох. Опять же устройте соревнование: у кого получится больше пузырей? Проследите за тем, чтобы ребенок не вытирал глаза руками, а стряхивал воду движениями головы. Это очень важно! Это упражнение прекрасно учить задерживать дыхание. Сделать такое же упражнение, только задержку дыхания выполнять с опущенной в воду головой. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде и закаливания, я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. На этом основано правило: сначала занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде.
Как не нужно обучать ребёнка плаванию
Перед тем, как обучать ребёнку плаванию, следует чётко знать методы, которые не следует применять. Это позволит ускорить процесс обучения и избежать печальных последствий.
К распространённым ошибкам родителей относятся:
- экстремальные методы. Например, экстремальным вариантом является забрасывание ребёнка в воду против его воли. Родители, используя такой метод, ожидают, что ребёнок, чувствуя опасность, по волшебству мгновенно научится плавать. Такие действия могут привести к развитию у ребёнка аквафобии — панического страха перед купанием, входом в воду и плаванием;
- навязывание детям необходимости научиться плавать. Если ребёнок не хочет обучаться в данный момент, не стоит его принуждать ни действиями, ни уговорами. Обучение плаванию будет успешным лишь тогда, когда ребёнок будет готов к нему психологически. Когда это произойдёт, ребёнок сам попросит вас научить его держаться на воде;
Плавание должно доставлять ребёнку положительные эмоции, а не быть принудительным занятием
Плавательная доска — полезное приспособление, при помощи которого ребёнок быстрее научится держаться на воде
Когда человек плавает «по-собачьи», перегружается шейный отдел позвоночного столба, что может привести к развитию сколиоза, остеохондроза и других ортопедических заболеваний.
Оптимальное место для обучения ребёнка плаванию — неглубокий бассейн. Открытые естественные водоёмы имеют неровное дно, что может затруднить процесс обучения. К тому же большая площадь водоёмов, а также некоторые природные факторы (ветер, волны) у многих детей могут вызывать или усиливать страх перед водой.
Методика обучения детей плаванию
Дети дошкольного возраста плохо воспроизводят движения, показанные им в воде, и слабо понимают словесное объяснение. Упражнения или отдельные плавательные движения они делают с большим трудом. В этот период обучения они особо нуждаются в непосредственной помощи и моральной поддержке преподавателя. Поэтому до тех пор, пока дети не научатся самостоятельно и уверенно входить в воду и выполнять плавательные упражнения, преподаватели должны быть особенно внимательны. Они должны ободрять их своим непосредственным присутствием и помогать им правильно выполнять плавательные движения ногами и руками. При этом желательно, чтобы преподаватель был в воде вместе с детьми.
Обучение в бассейне
Все вышеописанные техники можно применять для обучения как в водоеме, так и в бассейне. В бассейне юный пловец может удерживаться за бортики и лежать на животе с вытянутыми руками. При этом малыш должен оживлённо двигать ногами, изображая лягушку. Эти же упражнения можно повторять уже с помощью пенопластовой доски. Держась руками за доску, малыш должен двигать ногами, после чего поплывёт вперёд. Такое упражнение дает малышам ни с чем не сравнимые эмоции. Со временем доска убирается, а подключаются движения руками.
Есть довольно полезное упражнение «Поплавок», которое подойдет в идеале для детей от 3 до 4 лет. Для этого ребенок должен вдохнуть воздух и опуститься на дно бассейна, а затем, как поплавок, опять плавно подняться наверх. Как правило, такое упражнение должно проводиться в небольшом бассейне или же на мелководье.
Сначала необходимо объяснить и показать своему ученику, в какой позе ему надо находиться. Для этого присядьте на корточки, колени зажмите руками, голову наклоните вперёд, колени и подбородок прижмите к груди.
Необходимо обратить внимание на то, чтобы у малыша не болели ушки, не развивался отит.
Сначала необходимо объяснить и показать своему ученику, в какой позе ему надо находиться. Для этого присядьте на корточки, колени зажмите руками, голову наклоните вперёд, колени и подбородок прижмите к груди.
Занятия с детьми 5-7 лет
Если перед вами стоит задача научить плавать ребенка 6-7 лет, дыхательные упражнения усложняются, они требуют большей концентрации внимания:
- Стать в исходное положение – ноги врозь. Сцепить руки за головой, локти развернуть в стороны. Слегка запрокинув голову, глубоко вдохнуть и выдохнуть 8-10 раз.
- Аналогичная стойка. Руки вытянуть вверх, заведя немного за голову. Кисти наложить друг на друга, подбородок прижать к груди. Вдохнуть и выдохнуть 8-10 раз. Живот при дыхании должен быть подобран.
- Стойка ноги врозь, руки опущены вдоль бедер. Ведем счет, на «один-два» руки разводим в стороны и поднимаем вверх, приподнимаемся на носки, делаем вдох. «Три-четыре» – опускаем руки, становимся на пятки, наклоняемся вперед и выдыхаем.
- Задержка дыхания в воде. Опустить лицо в воду, задержать дыхание на 3-5 секунд, повторяем 3-4 раза. Соблюдаем перерыв между упражнениями в одну минуту, чтобы не вызвать у ребенка головокружения.
- Игра «Поплавки». Подходит для обучения детей разного возраста. Ребенок присаживается под воду, обхватывает руками колени и всплывает на поверхность.
- «Дельфинарий». Имитация движения дельфина. Делая глубокий вдох, надо погрузиться в воду и высоко из нее выпрыгнуть, выдохнуть.
- «Звезда». Заходим в воду, поднимаем руки вверх, плавно укладываемся на живот, разводим ноги и руки в стороны, расслабляемся, лежим на воде.
- «Опорный мяч». Берем надувной мяч, отдаем ребенку в руки, предлагаем лечь вместе с мячом на воду. Мяч служит опорой для пловца. Улегшись на мяч, ребенок начинает работать ногами и пытается менять направление.
- «Наперегонки». Игра направлена на устранение боязни глубины. На расстоянии 3-4 метра от берега надо разложить на воде нетонущие игрушки. Затем предложить ребенку добежать до какой-нибудь из них наперегонки с вами. Игрушку необходимо взять и вернуться на берег. Победителем становится тот, кто соберет больше предметов.
- «Скольжение». Упражнение начинается с принятие исходной стойки ноги вместе-руки вверх, ладони наложены друг на друга. Станьте сзади ребенка, предложите ему глубоко вдохнуть, плавно лечь на воду и оттолкнуться ногами от ваших ног, чтобы проплыть, опусти голову под воду, до завершения скольжения.
- «Стрела». Закрепляющее упражнение, напоминающее «Скольжение», но с отталкиванием от дна водоема. Исходное положение и выполнение аналогичны ранее описанному упражнению.
Как научить ребенка плавать в 1-2 года
Как уже говорилось выше, детям до 3-4 лет достаточно игр в воде. Но есть несколько упражнений, которые можно делать с малышами.
Главное в плавании – это правильное дыхание: длинный вдох носом до погружения в воду и быстрый выдох ртом. Освоение техники дыхания поможет ребенку стать более выносливым.
Обучение плаванию детей до 3 лет должно проходить в игровой форме и изначально на суше, чтобы ребенок не отвлекался на движение рук и ног.
deti.mail.ru
«Кораблик»
В тазик с водой поместите бумажный кораблик или фантик (лепесток), пусть малыш опустит бороду в воду и дует на кораблик, заставляя его двигаться вперед.
«Не дыши!»
При умывании, прежде чем брызнуть воду на лицо ребенка, говорите: «Не дыши!». Так ребенок научится по команде задерживать дыхание.
«Ныряй!»
Научите малыша опускать голову в емкость с водой (или погружать лицо в воду во время купания в ванне), предварительно набрав воздух в легкие и задержав дыхание. Перед тем, как нырнуть, скомандуйте: «Ныряй!». Так ребенок учится не бояться воды.
Для того, чтобы малыш не боялся оставлять глазки открытыми под водой, приобретите специальные очки для плавания.
www.odevaika.ru
«Звездочка»
Если малыш смело опускает голову в воду, самое время научить его лежать на воде в горизонтальном положении расставив руки и ноги в стороны.
Важно! Погружать ушки в воду можно только в том случае, если у ребенка нет заболеваний ушей и носа.
vsemturistam.com.ua
Надевайте шапочку
Перед началом занятий в бассейне обязательно купите специальные очки и шапочку, экипировку, которая будет вам удобна. Плавательные спецпринадлежности помогут вам ощущать себя комфортно во время занятий. Обязательно соблюдайте меры предосторожности, чтобы избежать травм в воде.
Отметим, что масса тела в воде уменьшается в 10 раз, потому трудности с удержанием на плаву обычно психологического происхождения. Аквафобия встречается довольно часто. Причиной страха воды может быть какой-то травмирующий опыт, с ним можно справиться, накапливая постепенно позитивные эмоции при общении с этой стихией.
Брасс
Продолжим разбирать, как взрослому человеку, боящемуся воды, научиться плавать стилем брасс. Главное его отличие от кроля – все движения здесь совершаются в горизонтальной плоскости. Если взглянуть на пловца сверху, невольно возникнет ассоциация с движениями лягушки.
В начале цикла руки, погруженные в воду, выводят вперед, для гребка. Во время последнего совершается движение, как будто пловец раздвигает воду. Руки одновременно совершают полукруг в разные стороны, и снова собираются в районе груди под водой. В это время ноги также совершают круговые движения. Сначала они сгибаются в коленях и подтягиваются к животу, затем колени раздвигаются и совершают вращательное движение в обе стороны. Вдох совершают в момент, когда руки выносятся вперед. В это время голова выходит на поверхность и у атлета появляется доступ к кислороду. Далее, в фазе гребка голова погружается, и пловец осуществляет выдох.
Техника только на первый взгляд кажется сложной – попробуйте и вы поймете, что все гораздо проще, чем выглядит. Учиться плавать брассом взрослому, который еще вчера даже зайти в бассейн боялся – это уже подвиг. Раз победили себя однажды, продолжайте в том же духе!
Брасс это самый комфортный для любительского плавания стиль. Он не требует хорошей физической формы, предполагает комфортный расслабленный темп, дает возможность плавать на большие расстояния. Отличные плюшки для вчерашнего «мешка», не так ли?
Ну что же, мы рассказали, как нужно правильно плавать двумя базовыми стилями, советуем начинать обучение именно с них. Обратите внимание, мы были очень краткими в описании правильной техники плавания для начинающих взрослых, ведь статья посвящена не разбору стилей, а именно советам, чтобы быстро научиться. Рекомендуем изучить другие публикации, где подробно и детально описаны схемы и анализ движений в выбранном виде плавания.
Конечно, ваша техника вряд ли сразу будет идеальной, но ведь вопрос не в этом! Самое главное – вы держитесь, не тонете, и даже немного сдвинулись с места. И совсем не боитесь!
Подготовка
Задаваясь вопросом, как правильно плавать в бассейне, нужно не забыть про тренировку на бортике. Перед заходом в бассейн размять мышцы, сделав несколько простых движений. Обычно выполняют махи руками и ногами, растяжку.
Входят не торопясь, лучше с той стороны бассейна, где можно достать до дна ногами. Первый раз человек может испытывать небольшую боязнь такого количества воды, поэтому к ней нужно привыкнуть. Выполнить несколько простых движений конечностями, держась за края бортика. А также можно окунуться с головой, сделав несколько вдохов – выдохов.
Важно, размышляя, как плавать в бассейне, научиться доверять воде, не бояться захлебнуться, понять, что эта стихия вполне управляема при правильном подходе к ней. Тем более что вокруг всегда есть спасительные бортики и поплавки – разделители дорожек.
В основе техники плавания лежит ровное дыхание во время преодоления дистанций. Сбивчивое дыхание не позволит чётко продвигаться по водной глади, человек начнёт задыхаться. Сохранению ровного дыхания способствует следующее упражнение. Стоя у бортика бассейна, сделать глубокий вдох, опустить голову и выпустить воздух в воду. Повторяют эти упражнения несколько раз, чтобы добиться автоматизма.
От теории к практике
Освоить плавание можно абсолютно в любом возрасте. Единственными преградами для взрослого человека к достижению желаемой цели могут стать предрассудки и страхи. Избавиться от них позволяет четкое понимание того, что плавание и в бассейне, и в открытом водоеме приносит не только удовольствие, но и благоприятно воздействует на здоровье.
Занятия плаванием на регулярной основе способствуют:
- развитию дыхательной системы;
- тренировке сердца и кровеносных сосудов;
- стимуляции обменных процессов;
- укреплению мускулатуры, иммунитета и нервной системы.
Начинать учиться плавать следует в неглубоком бассейне или открытом водоеме. Ноги должны чувствовать твердую опору, голова и плечи — находиться над водой. Ощущать себя в полной безопасности и обрести уверенность позволяет присутствие умеющего хорошо плавать человека.
Альтернативой могут стать занятия с квалифицированным тренером. Посещение специальных занятий не является обязательным условием, постичь азы плавания можно и самостоятельно.
Занятия плаванием на регулярной основе способствуют:
Скольжение по воде
Скольжение – это следующий шаг в освоении техники плавания, т.к. он лежит в основе всех четырёх стилей. Поэтому необходимо освоить его самому как из неподвижного состояния, так и в движении.
Техника кроля на спине очень похожа на вышеуказанный стиль, основное отличие заключается в перевёрнутом положении тела: лицо смотрит вверх, руки двигаются вверх и назад, погружаясь в воду у уха, а корпус тела немного разворачивается вслед за движением рук.
Как научиться плавать кролем самостоятельно
Кроль – популярный стиль плавания, подразумевающий попеременное совершение гребков правой и левой половинами тела.
Необходимо начать с выполнения простых движений. Лягте в воду лицом вниз и перебирайте ногами, поочередно отпуская и поднимая их. В это же время совершайте движения руками: одну руку вынесите вперед и опустите в воду, сложите ладонь в форме ковша и сделайте гребок по направлению к бедру, выполните аналогичное движение второй рукой.
Для дыхания голову выносят из воды при каждом втором взмахе руки. Лицо при этом поворачивается в сторону конечности, которая в этот момент находится над водой.
Для дыхания голову выносят из воды при каждом втором взмахе руки. Лицо при этом поворачивается в сторону конечности, которая в этот момент находится над водой.
1. Выдох в воду
YouTube-канал Sikana English
- Наденьте очки. Проверьте, чтобы они плотно прилегали к лицу. Если останутся щели, в них зальётся вода и будет очень неприятно.
- Встаньте рядом со стенкой бассейна, положите на бортик руку. Сделайте глубокий вдох ртом.
- Опуститесь под воду и медленно выпустите воздух на три счёта. Можете делать это только через нос или через нос и рот одновременно.
- Всплывите и снова сделайте резкий глубокий вдох ртом.
- Повторите упражнение 10–12 раз.
На освоение упражнений у вас уйдёт два-три занятия. Далее можете приступать к отработке конкретной техники плавания.
http://pro-plavaniie.ru/plavanie/kak-nauchit-rebenka-plavat-v-3-4-goda-i-v-5-let-uprazhneniya-i-metodika-obucheniya-plavaniyu-dlya-doshkolnogo-vozrasta