Содержание
Содержание занятий плаванием коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лернер В. Л., Мукина Е. Ю., Бударин М. В.
В статье рассмотрены основные двигательные нарушения детей с последствиями ДЦП; проанализированы преимущества занятий в водной среде; описано содержание занятий коррекционно-развивающей направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП; исследован уровень развития физических способностей детей данной нозологии, проведен сравнительный анализ показателей.
Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лернер В. Л., Мукина Е. Ю., Бударин М. В.
Текст научной работы на тему «Содержание занятий плаванием коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП»
с представителями регионального сообщества также подтвердила эффективность организационно-педагогических условий.
Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал эффективность разработанной организационно-педагогической модели, положительное влияние выявленных педагогических условий на выработку профессиональных компетенций проектной деятельности спе-циалиста-информатика.
1. Самохвалов А.В. Подготовка студентов ин-форматиков к трудовой деятельности при помощи метода проектов // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2007. № 2 (12).
1. Samohvalov A.V. Podgotovka studentov informa-tikov k trudovoj dejatel’nosti pri pomoshhi meto-da proektov // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2007. № 2 (12).
PROJECT ACTIVITIES OF COMPUTER SCIENCE STUDENTS AT HIGH SCHOOL
Tambov State University named after G.R. Derzhavin
Tambov, Russia. e-mail: samohvalov@gmail.com
Article describes the problem of project activities use in the educational process of high school for training computer scientists. Pedagogical model of project activities management at the university is represented in the article. The model was tested at the Center for Innovative Development of Tambov State University named after G. R. Derzhavin under the national project «Education» and showed high efficiency of its use. Identified and experimentally proved pedagogical conditions for method of projects use at the computer scientists high school training system.
Analysis of the results showed the effectiveness of the developed pedagogical model, the positive impact of the identified pedagogical conditions for improvementof project activities competencies of computer science specialists.
Key words: project-based method, project activities, system of training of specialists-information scientists, preparation for professional activity.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЦП1
В.Л. Лернер, Е.Ю. Мукина
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: vikun69@yandex.ru
ТОГАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная адаптивная школа»
Россия, г. Тамбов
В статье рассмотрены основные двигательные нарушения детей с последствиями ДЦП; проанализированы преимущества занятий в водной среде; описано содержание занятий коррекционноразвивающей направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП; исследован уровень развития физических способностей детей данной нозологии, проведен сравнительный анализ показателей.
Ключевые слова: детский церебральный паралич, коррекционно-развивающие занятия, адаптивное и оздоровительное плавание.
Заболевание ДЦП является актуальной проблемой в адаптивной физической культуре. Детские церебральные параличи являются следствием недоразвития или повреждения головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Они проявляются нарушениями мышечного тонуса и произвольных движений.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-16-68004.
Двигательные нарушения часто сочетаются с изменениями психики, речи, судорогами. За последние 40 лет во всем мире увеличилось число инвалидов детства с диагнозом ДЦП и составляет 1,88 случая на 1000 детей. Тяжесть инвалидизации у 20-35 % больных оказывается настолько значительной, что они не могут обслуживать себя, передвигаться, трудно обучаемы. Важность этой проблемы определяется увеличивающейся распро-
страненностью и социальной значимостью заболевания, влекущего за собой тяжелую инвалидизацию.
Исследование детского церебрального паралича на протяжении многих лет считалось неперспективным. Отсутствие эффективных методов лечения и реабилитации, квалифицированных специалистов в области адаптивной физической культуры, специализированных учреждений способствовало тому, что дети с ДЦП направлялись только в учреждения социального обеспечения. Однако за последние 15 лет доказано, что только комплексная реабилитация может значительно улучшить общее состояние ребенка с последствиями ДЦП [1]. И значительная роль здесь принадлежит занятиям плаванием.
Вода — колыбель жизни на планете. Нет другого такого вещества, чье значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни. Постоянное умелое и комплексное общение с водой имеет важное значение для гармоничного развития детей и подростков. Хорошо известно большое оздоровительное влияние воды как естественного фактора. Водная реабилитация отражает единство взаимоотношения человека и водной среды как внутри организма, так и снаружи [2]. Присутствие детей в плавательном бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций -радость, счастье, развитие свободы и повышение двигательной активности.
В настоящее время в области теории и методики адаптивной физической культуры, оздоровительного плавания, адаптивного плавания, гидрореабилитации, лечебной физической культуры происходит активный поиск и разработка новых средств и методов обучения двигательным действиям детей с ДЦП и совершенствования имеющихся. Определяющим критерием разработки эффективных средств и методов является их доступность и посильность усвоения в соответствии возрастным периодам развития и физической подготовленности ребенка. Особый учет и индивидуальный подход в выборе дидактических средств необходим для организации и проведения занятий с детьми-
инвалидами, имеющими последствия детского церебрального паралича, проявляющиеся в двигательных действиях, в том числе в водной среде, несущей потенциальную опасность для жизни и здоровья [3].
Анализ литературных источников, посвященных проблеме детей с ДЦП, специфике их физического развития и особенностям двигательных нарушений, показал следующее. Двигательные нарушения наблюдаются у всех детей с ДЦП, которые проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений. Изучение проявлений двигательных действий ребенка с тяжелыми нарушениями в условиях действия гравитации воды, а также специальных упражнений в воде, направленных на преодоление последствий, позволяет сделать вывод, что плавание является эффективным средством не только физического развития и закаливания. Также во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме этого, оно корректирует у детей с ДЦП сколиозы, осанку, снижает спа-стичность, способствует расслаблению мышц.
На основании вышесказанного мы посчитали необходимым разработать коррекционно-развивающие занятия по плаванию для детей с ДЦП и проверить их эффективность на практике. Для достижения поставленной цели нами был проведен педагогический эксперимент, который осуществлялся на протяжении 7 месяцев (октябрь 2012 г. -апрель 2013 г.).
На констатирующем этапе педагогического эксперимента мы исследовали уровень развития физических качеств детей с ДЦП, занимающихся адаптивным плаванием во Дворце спорта «Антей» г. Тамбова. В педагогическом эксперименте приняли участие шесть детей с гемипаретической формой ДЦП, при которой поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушарий головного мозга [4].
В качестве диагностического инструментария, определяющего уровень развития физических качеств детей с ДЦП, мы выбрали следующие тесты (контрольные упражнения): равновесие на правой (левой) ноге, поднимание туловища из положения лежа на спине, разгибание туловища в положении
лежа на бедрах на скамейке за 30 с, прыжки на двух ногах.
Тестирование следует проводить в начале основной части занятия после короткой разминки. Контрольным упражнениям не должна предшествовать большая физическая нагрузка, так как в этом случае сложно управлять движениями, требующими точности, экономичности, скорости, стабильности или их сочетаний. Перед выполнением упражнения следует показать его
технику и предложить занимающимся ее опробовать. В процессе занятий двигательные задания, лежащие в основе тестов, можно применять в измененной, вариативной форме [5]. Все тесты, если в этом есть необходимость, можно выполнять с помощью инструктора.
В таблице 1 представлены результаты тестирования исходного уровня развития физических способностей детей с ДЦП, принявших участие в эксперименте.
Результаты тестирования исходного уровня развития физических качеств детей с ДЦП
Тестовое упражнение Результат (М±m)
1. Равновесие на правой ноге (с) 11,5±1,9
2. Равновесие на левой ноге (с) 11,3±1,7
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 7,7±0,9
4. Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (кол-во раз) 10,3±0,8
5. Прыжки на двух ногах (кол-во раз) 13,7±1,5
Формирующий этап нашего педагогического эксперимента представлял собой дополнительные занятия по плаванию коррекционно-оздоровительной направленности с детьми, имеющими последствия ДЦП. Занятия проводились с октября 2012 г. по апрель 2013 г. в плавательном бассейне ДС «Антей» во внеурочное время два раза в неделю. Эти занятия включали: подготовительные упражнения, плавание способом на боку (подводящие и имитационные упражнения на суше и в воде), подвижные игры. Продолжительность занятий — 45 минут.
Подбор упражнений по плаванию в бассейне должен быть индивидуальным. Рассмотрим более подробно каждый из компонентов оздоровительно-коррекционных занятий плаванием.
Подготовительные упражнения проводятся в начале занятия (подготовительная часть) на суше и воде.
1. Быстрый семенящий бег на месте, руки соединены (кисти наложены одна на другую) и вытянуты вверх, голова затылком касается рук.
2. И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вверху, кисти соединены (ладонями вперед). Поочередные наклоны влево — вправо.
3. И.п. — упор лежа сзади. Пружинящие движения тазом вверх до отказа.
4. И.п. — упор присев. Поднимаясь на носки, потянуться руками вверх (ладони вперед), посмотреть на кисти.
5. И.п. — упор присев. Выпрыгнуть вверх, прогнуться.
6. И.п. — стоя в наклоне. Растягивать резиновый шнур руками попеременно. (Желательно, чтобы кисть опиралась ладонью на плоскую пластину, закрепленную на конце шнура).
7. И.п. — ноги на ширине плеч, руки впереди (в руках резиновый шнур). Разведение рук в стороны, преодолевая сопротивление шнура.
В воде (глубина по грудь).
1. И.п. — стоя на дне, ноги на ширине плеч — вдох, присесть, погрузится с головой в воду — выдох.
2. И.п. — стоя в положении наклона (глубина по пояс), руки на коленях, голова повернута в сторону верхней руки — вдох, голову повернуть лицом в воду — выдох.
3. И.п. — стоя, руки назад, вниз (ладонями вниз). Погружение с головой в воду, открывая под водой глаза и делая продолжительный выдох. Выполнить 10-12 погружений подряд.
4. И.п. — то же, что и в упр. 3. Погружение с задержкой дыхания. Затем выпрыгнуть из воды, сделать энергичный выдох — вдох во
время прыжка и вновь погрузится в воду. Выполнить 10-12 прыжков подряд.
5. Бег по мелководью (руки вытянуты вверх).
6. Погружение в воду с продолжительным выдохом под водой на 4-5 с.
7. И.п. — лежа на груди. Скольжение по поверхности воды с помощью взрослого. Ребенок ложится в воде грудью и бедрами на руки взрослого и вытягивает руки вперед; сделав вдох, он опускает лицо в воду, после чего взрослый перемещается вместе с ребенком вперед, имитируя скольжение, а затем плавно подталкивает ребенка, давая ему возможность проскользить самостоятельно.
8. Скольжение на груди за буксиром [3].
Плавание на боку
Плавание способом на боку — один из самых доступных видов плавания для детей с гемепаретической формой ДЦП. В настоящее время плавание на боку утратило свое спортивное значение, однако прикладное значение его достаточно велико. Он применяется при преодолении вплавь водных преград в одежде, с предметом или оружием в одной руке (вторая под водой), работая ногами и одной рукой, находившейся в воде. Этому способу быстрее и легче обучить плавающих детей с ДЦП. Плавать можно как на левом, так и на правом боку.
Во время плавания способом на боку ребенок совершает поочередные движения руками и одновременно ногами. В каждом цикле выполняются поочередные движения правой и левой рукой и одно движение ногами (сведение), вдох и выдох [2].
В процессе проведения занятий по плаванию необходимо осуществлять индивидуальный подход, так как в силу объективных причин обучение конкретному способу плавания затруднено, поэтому дети с ДЦП на занятиях могут выполнять подводящие и имитационные упражнения с помощью инструктора. При этом обучение конкретному способу плаванием не должно являться главной целью [5]. Плавание на боку являлось основной частью занятий коррекционнооздоровительной направленности.
Далее мы приводим вариант методики обучения детей с ДЦП плаванию на боку.
Движения ногами условно можно разделить на три части: подтягивание (подготовительное движение), толчок (рабочее движение) и скольжение.
Из исходного положения обе ноги, выполняя подготовительное движение, сгибают одновременно в тазобедренных и коленных суставах и подтягивают к туловищу. Угол между голенью и бедром около 900. В это время стопу верхней ноги сгибают (носок берут на себя), а стопу нижней ноги оттягивают и поворачивают внутрь. Из этого положения за счет одновременного энергичного разгибания в тазобедренных и коленных суставах ноги выполняют толчок.
При толчке основными рабочими поверхностями у верхней ноги являются ступни и задняя поверхность голени, у нижней ноги — подъем стопы и передняя поверхность голени. При сведении (толчке) ноги движутся по дуге до исходного положения. Далее наступает фаза скольжения.
Чтобы не увеличивать сопротивление продвижению пловца, ноги подтягивают не резко, свободно и ненапряженно. В это время мышцы ног отдыхают, так же как во время скольжения.
В момент подтягивания и при толчке колени в стороны не разводить.
1. И.п. — стоя на правой ноге на полу, с опорой правой рукой о стенку, другая рука на поясе.
Имитация движения верхней ногой (левой).
2. То же, но другой ногой.
3. И.п. — лежа на матах на правом боку, правая рука вверху (вытянута, прямая) на мате, голова на плече, левая рука упирается в мат. Имитация движения верхней (левой) ногой.
4. И.п. — то же, но на левом боку. Имитация движения верхней (правой) ногой.
5. И.п. — то же, но имитация движений обеими ногами (ножницы), лежа поочередно на правом и левом боку.
1. Держась верхней рукой за край корытца, а нижней, согнутой в локте, упираясь в стенку ванной или опираясь о дно водоема, движение верхней ногой; то же нижней ногой; то же обеими ногами, как при плавании на боку.
2. То же на другом боку.
3. Плавание на боку при помощи ног в скольжении на боку.
4. Плавание на боку при помощи ног с доской в руках. Нижняя рука согнута в локте, захватывает доску снизу сбоку за край хватом снизу, ладонь верхней руки на доске сверху. Голова на доске (щекой касается доски). Дыхание произвольное. То же на другом боку.
5. Плавание на боку с доской в нижней руке при помощи ног и гребка верхней рукой. Голова на доске (щекой касается доски). Вдох в конце гребка и в начале проноса верхней руки.
6. Плавание на боку при помощи ног и гребков верхней рукой.
Обычно начинают изучать параллельно с освоением движений ногами.
1. И.п. — наклонный выпад вправо, нижняя (правая) рука вверху ладонью вниз, верхняя (левая) рука у бедра. Имитация движений нижней рукой. То же, но выпад вправо.
2. И.п. — то же. Согласование имитационных движений обеими руками. То же, но выпад влево.
3. И.п. — то же. Имитация согласования движений обеими руками с дыханием.
4. Стоя на дне, наклонный выпад вправо, верхняя рука прижата к бедру, плечевой сустав на поверхности воды, нижняя рука вверху прямая, у поверхности воды ладонью вниз, щека на поверхности воды. Движение нижней рукой. Дыхание произвольное.
5. И.п. — то же. Согласование движений обеими руками. Дыхание произвольное.
6. Проплывание небольших отрезков дистанции в положении на боку при помощи рук со слабо надутым резиновым кругом между ног. Дыхание задержано.
7. То же с дыханием. Вдох выполняется в конце гребка и в начале проноса верхней руки по воздуху. Выдох в момент скольжения и гребка.
Согласование движений руками, ногами с дыханием.
При обучении согласованным движениям обратить внимание на то, чтобы дети все движения выполняли свободно, без рывков и остановок, занимая наиболее рациональное
положение в воде, которое способствовало бы более успешному продвижению пловца.
1. Стоя на нижней ноге, нижняя рука вверху ладонью наружу, верхняя рука у бедра, согласование движений руками с движением верхней ноги.
2. То же, но стоя на другой ноге.
3. Проплывание небольших отрезков дистанций в положении лежа на боку, согласуя движения ногами с движением нижней рукой. Дыхание задержано.
4. То же на другом боку.
Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей с ДЦП. Глубочайший смысл игры заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют [6]. Мы проводили подвижные игры в воде в заключительной части занятий. Далее мы приводим список подвижных игр, которые мы использовали в коррекционно-оздоровительной работе.
1. «Удочка» — обучение произвольной задержки дыхания.
2. «Меткий бросок» — развитие быстроты перемещений в воде, точности движения.
3. «Морской поезд» — развитие умения взаимодействовать с другими участниками команды, развитие мышц рук и ног.
4. «Салки» — развитие быстроты и координации движений.
5. «Кто быстрее» — закрепление техники ходьбы в воде, правильному дыханию, укреплению мышц ног и брюшного пресса.
6. «Каракатица» — развитие ориентировки в пространстве, координации движений.
7. «Мяч за черту» — развитие быстроты, умение работать в коллективе [7].
Описанные выше занятия по плаванию с детьми, имеющими последствия ДЦП, проводились нами на протяжении 7 месяцев. Для проверки их эффективности после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента нами был осуществлен сравнительный анализ исходных и итоговых показателей (табл. 2).
Сравнительный анализ показателей развития физических способностей детей с ДЦП
Тестовое упражнение Исходный уровень М±т Итоговый уровень M±m Разница %
1. Равновесие на правой ноге (с) 11,5±1,9 15,3±1,3 +33,0
2. Равновесие на левой ноге (с) 11,3±1,7 14,8±1,9 +30,9
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 7,7±0,9 12,2±0,9 +20,8
4. Разгибание туловища в положении лежа на бедрах на скамейке за 30 с (кол-во раз) 10,3±0,8 10,3±0,8 +21,3
5. Прыжки на двух ногах (кол-во раз) 13,7±1,5 17,9±1,5 +30,6
Сравнительный анализ результатов тестирования уровня развития физических способностей детей с ДЦП показал, что относительно исходных показателей в конечном результате наблюдается четкая тенденция к положительной динамике во всех проведенных тестах. В частности: в тестовом упражнении № 1 (равновесие на правой ноге) показатели улучшились на 33,0 %; в тестовом упражнении № 2 (равновесие на левой ноге) вновь наблюдается улучшение результатов на 30,9 %; в тестовом упражнении № 3 (поднимание туловища из положения лежа на спине) также заметно улучшение показателей, в процентном соотношении результат улучшился на 20,8 %; в тестовом упражнении № 4 (разгибание туловища в положении на бедрах на скамейке за 30 с) вновь наблюдается заметное улучшение результатов, что составляет 21,3 % от исходного результата; в последнем тестовом упражнении (прыжки на двух ногах) положительная динамика показателей составляет 30,6 %.
Таким образом, результаты, полученные в ходе педагогического исследования, экспериментально подтверждают эффективность использования занятий плаванием в адаптивной физической рекреации детей с ДЦП.
1. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре. М., 2004.
2. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. Ростов н/Д, 2001.
3. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. М., 2005.
4. Гросс Н.А. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2000.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. М., 1999.
6. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физической культурой с детьми, страдающими церебральным параличом. М., 1991.
7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М., 1994.
1. Evseev S.P. Tehnologii fizkul’turno-sportivnoj dejatel’nosti v adaptivnoj fizicheskoj kul’ture. M., 2004.
2. Kardamonova N.N. Plavanie: lechenie i sport. Rostov n/D, 2001.
3. Ozdorovitel’noe, lechebnoe i adaptivnoe plavanie / pod obshh. red. N.Zh. Bulgakovoj. M., 2005.
4. Gross N.A. Fizicheskaja reabilitacija detej s naru-shenijami funkcij oporno-dvigatel’nogo apparata. M., 2000.
5. Shevchenko S.G. Korrekcionno-razvivajushhee obuchenie: organizacionno-pedagogicheskie as-pekty. M., 1999.
6. Efimenko N.N., Sermeev B.V. Soderzhanie i metodika zanjatij fizicheskoj kul’turoj s det’mi, stradajushhimi cerebral’nym paralichom. M., 1991.
7. Strakovskaja V.L. 300 podvizhnyh igr dlja ozdo-rovlenija detej ot 1 goda do 14 let. M., 1994.
ESSENCE OF SWIMMING LESSONS OF CORRECTIONAL AND HEALTH-IMPROVING ORIENTATION WITH CHILDREN HAVING CONSEQUENCES OF ICP
V.L. Lerner, E.Y. Mukina
Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: vikun69@yandex.ru
Children’s and Youth Sports School of adaptive Tambov, Russia
Main movement disorders of children with consequences of ICP are considered; advantages of lessons in water medium are analyzed; essence of lessons of correctional and health-improving orientation with children having consequences of ICP are described; the level of de-
velopment of physical abilities of children of this nosology Key words: infantile cerebral paralysis (ICP), correc-
is studied, the comparative analysis of indices is conducted tional and developmental lessons, adaptive and therapeutic
in the article. swimming.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ОДНОРОДНЫЕ ГРУППЫ ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ТОГАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная адаптивная школа» г. Тамбов, Россия. е-таіі: aleksandrstrekalov@yandex.ru
МБДОУ детский сад № 42 г. Кубинка, Московская обл., Россия
В работе доказана необходимость сопряженного развития двигательных и познавательных способностей детей с ограниченными возможностями. Рассматривается способ дифференциации детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью на однородные группы. Определены основные критерии дифференциации.
Ключевые слова: дифференциация, умственная отсталость, однородные группы, двигательные, познавательные способности, адаптивная физическая культура, дети старшего дошкольного возраста.
Совершенствование научно-методических подходов обучения двигательным действиям и интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями является одним из наиболее перспективных направлений адаптивной физической культуры. При этом одна из тенденций современного адаптивного физического воспитания связана с ориентацией на более обстоятельный анализ и коррекцию как моторных, так и познавательных способностей проблемного ребенка с целью повышения эффективности его обучения и передачей ребенку социального опыта, соответствующего уровню его развития [1].
Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются и развиваются двигательные навыки и физические качества, необходимые для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций, интеллектуальных и познавательных способностей ребенка.
В исследованиях Р.Д. Бабенковой,
В.А. Ванюшкина, И.Ю. Горской, Д.В. Григорьева, Н.А. Козленко, Е.М. Мастюковой,
В.М. Мозгового отмечено, что нарушение интеллекта не только влияет на социализацию и интеграцию умственно отсталых детей дошкольного возраста, но и отрицательно сказывается на их двигательной сфере, формировании морфофункционального статуса и познавательной сферы.
На сегодня также доказано, что адаптивная физическая культура и спорт являются мощным средством коррекции и компенсации нарушенных и недоразвитых психофизических функций умственно отсталых дошкольников.
В работах С.П. Евсеева, А.А. Дмитриева и Л.В. Шапковой обосновано, что использование разнообразных форм и средств физического воспитания в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях способствует более активному формированию двигательных, в том числе и познавательных способностей, физическому развитию детей с ограниченными возможностями и позволяет предупредить вторичные отклонения в их развитии.
Основным средством адаптивной физической культуры являются физические упражнения, с помощью которых достигается направленное воздействие на занимающегося и решаются коррекционно-развивающие,
Плавание для детей с ДЦП.
Почему важно плавать?
Вода для детей — привычная и родная среда. А плавать — это врожденная способность, обусловленная их внутриутробным развитием в жидкой среде (околоплодных водах).
Доказано, что почти у 96 % младенцев сохраняется плавательный рефлекс до 3 месяцев.
Так, группа ученых, погрузив около 30 новорожденных детей в воду, обнаружили удивительный факт — младенцы не тонули. Наоборот, они улыбались, когда их вытащили из воды. Было установлено, что малыши инстинктивно могли задержать дыхание при погружении в воду.
Именно этот врожденный рефлекс задержки дыхания при погружении в воду используется в обучении грудничков плаванию и нырянию.
Более того, когда ученые попросили родителей подержать своих детей на поверхности воды животиками вниз, малыши могли удержаться на воде, перебирать ножками и ручками, имитируя плавательные движения. Данные этого эксперименты доказали, что новорожденные дети обладают инстинктивным умением нырять и плавать.
Эта врожденная способность плавать грудных младенцев была известна в древности. Многие племена и народности, в том числе и славянские, которые жили около воды, учили своих детей плаванию до того, как они впервые вставали на ноги. В Древнем Египте будущих воинов учили плавать в младенческом состоянии. Гиппократ рекомендовал купаться в родниковой воде как способ лечения болезней. А швейцарские монахи использовали термальные воды для лечения больных или инвалидов в своих общинах.
А если у ребенка — сложная родовая травма, поврежденна центральная нервная система, когда фактически теряется управление над своим телом?
Вот тут вода может стать основным ресурсом для развития, ведь память генетическая, что о том, что водная среда — это родная среда, мощная и устойчивая.
Так, ребенок с двигательными нарушениями может с трудом удерживать голову, возможно не стоит, с поддержкой сидит. Но как только попадает в воду, он начинает автоматически перебирать руками и ногами. И в этом случае вода становится пусковым моментом для восстановления и развития всей системы движений у ребенка.
После родовой травмы многие рефлекторные движения сильно ослабленные. Развитие и формирование навыков на суше может нести опасность получить травму. Вода благодаря своим физическим свойствам в разы снижает эту опасность.
Что же такое гидрореабилитация?
Гидрореабилитация — это комплекс упражнений в воде, которые помогают улучшить физические способности и функции человека. Данный вид реабилитации был одобрен медицинским сообществом как метод лечения давно.
Занятия в воде должны проводиться регулярно и последовательно под контролем специально обученных специалистов — аквареабилитологов. Оптимальный температурный режим для лечебного физкультурного комплекса в воде — 32-34 С. Ниже температура воды может усиливать спастичность мышц, выше 35 С — уменьшает двигательную активность ребенка.
Только теплая вода обеспечивает обезболивающий эффект, помогает снять спастичность в мышцах, стабилизирует процессы раздражения и торможения в центральной нервной системе.
Важна систематичность занятий. Это дает больший оздоровительный эффект, чем эпизодические походы в бассейн. Благодаря систематичным занятиям в бассейне простые рефлекторные движения постепенно формируются в более сложные. И процесс нового навыка в воде и перенесенный в последствии на сушу может быть эффективнее и безопаснее, нежели выработанный сразу на суше.
Дозированные физические нагрузки с правильным чередованием “нагрузка-отдых” — обязательный компонент при гидрореабилитации. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Когда все же появились даже минимальные признаки переутомления, нагрузку в последующем стоит уменьшить, а комплекс лечебных мероприятий должен быть пересмотрен.
Саму нагрузку на ребенка и сложность упражнений увеличивают постепенно с учетом возможностей самого ребенка.
Необходимо. чтобы была обеспечена профилактика травматизма и контроль аквареабилитолога, пока ребенок находится на занятиях в воде.
Аквареабилитация нужна в комплексном лечении при многих состояниях. Часто это дети с детским церебральным параличем, расстройством аутистического спектра, дети с последствиями перинатального поражения ЦНС, с синдромом Дауна, в качестве постртравматической реабилитации.
Лечебное воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.
1. Антигравитационные силы воды благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы. Состояние невесомости снимает нагрузку с опорно-двигательного аппарата, позволяет детям с двигательными нарушениями двигаться менее болезненно, увереннее справляться с теми двигательными задачами, с которыми он не в состоянии справиться на суше.
2. Когда тело или его часть выполняют движения под водой, возникает вихревое сопротивление, при котором образуются вихревые потоки, создающие сопротивление движению, и для сохранения равновесия в воде необходимо дополнительное напряжение мышц и энергичное выполнение упражнений. Таким образом, вихревое сопротивление способствует созданию хорошего мышечного корсета, тренировке равновесия и координации движений.
3. При погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардио респираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.
4. Важное значение имеет также психотерапевтический эффект лечебного плавания. Облегченные и безболезненные движения в водной среде повышают уверенность в своих силах, улучшают самочувствие, способствуют быстрейшему выздоровлению. Таким образом, лечебное плавание детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.
Благодаря аквареабилитации у ребенка:
1. Формируются новые двигательные навыки, улучшение опорно-двигательной функции рук и ног;
2.Улучшается равновесия и координация движений;
3.Снимает болезненное напряжение в мышцах и суставах;
4.Улучшается кровообращения в сосудах и тканях организма за счет тренировки сердечно-сосудистой системы.
Как у каждого метода, при занятиях в воде нужно учитывать моменты, которые приведут к ухудшению общего состояния ребенка.
1. Не рекомендуется длительная задержка дыхания при выполнении всех видов упражнений (гидроцефалия);
2. Упражнения с длительным статическим напряжением эффектом не делают из-за возможного усиления спастики;
3. Убирают из основного комплекса упражнения, развивающие подвижность в суставах при артродезах суставов, при синдроме гипермобильности суставов;
4. При вывихе бедра и после его вправления нельзя упражнения с формированием приведения и наружной ротации бедра.
Таким образом, гидрореабилитация помогает вернуть ребенку с ДЦП способность к свободному движению, достичь более высокого уровня жизни и самообеспечения.
Читайте также:
Как развить математические способности у ребенка с помощью книг?
На портале Vikids вы можете:
http://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-zanyatiy-plavaniem-korrektsionno-ozdorovitelnoy-napravlennosti-s-detmi-imeyuschimi-posledstviya-dtsp
http://www.vikids.ru/articles/plavanie-dlya-detey-s-dtsp