Содержание
Без ремейка никак — в чем проблема Commandos 2 HD Remaster
Даниил «Smacked» Хвалёв
Недавно создатели тактической серии Commandos выпустили ремастер второй части. Игра получила улучшенную графику и множество негативных отзывов от фанатов оригинала. Рассказываем, почему этой тактике в реальном времени нужен полноценный ремейк, а не лишние полигоны.
Классика тактики
Оригинальная Commandos 2 вышла в 2001 году и получила высокие оценки, а также подтвердила статус одной из лучших тактик (первую часть серии тоже все повально хвалили). В ней было легко потерять счет времени — так много вариантов прохождения предлагала игра.
В Commandos пользователь управляет отрядом бойцов, которым поручено выполнить ряд заданий во время Второй мировой войны. Это не Company of Heroes, где нужно с боем выбивать противника и занимать высоты, — здесь важна тактика и терпение. Можно проходить игру и в стиле «Рэмбо», но Commandos 2 раскрывается во всей красе, если пользователь избирает путь стратегического мышления.
Даже спустя 19 лет игра удивляет количеством разнообразных механик и тактическими возможностями на каждом уровне. Изначально в отряд коммандос входят восемь бойцов, каждый из которых обладает разными умениями. К примеру, мины может обнаружить только сапер, а заставить немецкого солдата отвернуться — только шпион в форме вражеского офицера.
В каждой миссии игрок управляет определенными героями, но от этого вариативность геймплея не страдает. Почти все уровни — настоящие операции, прохождение которых занимает несколько часов. Добавьте к этому различные механики для отвлечения врага, ловушки, пса по кличке Виски и транспорт — скучать не приходится.
Военное дело прошлого
Commandos 2 была и остается очень хорошей игрой, особенно для любителей длительных вдумчивых сессий. Однако, как и у многих старых релизов, у нее есть свои проблемы, которые не ограничиваются устаревшей графикой и над которыми можно было бы поработать в ремастере.
На что точно не обращали внимание в 2001 году, так это на дружелюбность интерфейса и удобство управления. Сейчас в Commandos 2 местами просто больно играть, особенно если остановиться на середине миссии и вернуться к ней спустя сутки. Приходится постоянно искать нужные горячие клавиши, которые у каждого героя отвечают за разные действия. Конечно, это не оригинальная DotA с уникальной раскладкой для каждого героя, но и здесь приходится трудно после современных шаблонов.
Больше всего игре не хватает расширенного интерфейса и интуитивно понятного инвентаря. Искать нужный предмет приходится в выпадающих меню крохотной панели быстрого доступа или в рюкзаке, который открывается в отдельном окне. При этом в итоге может оказаться, что выбранный персонаж не умеет пользоваться определенной вещью. Конечно, спустя час в миссии начинаешь делать все это не глядя, играючи, но до этого чувствуешь, будто пропустил все обучение, хотя читал все справки от начала и до конца.
Для сравнения я запустил Shadow Tactics, где интерфейс максимально прост, а все основные механики объясняют сразу на конкретных геймплейных ситуациях. В Commandos 2 приходится снова и снова учиться всему на ходу, пока не будешь знать игру назубок. В 2001 году это было интересно и забавно, а сейчас такая система только мешает наслаждаться геймплеем.
Ремастер от подмастерья
Единственное, за что можно похвалить Commandos 2 HD Remaster, — возможность сыграть в оригинальную версию без проблем с запуском на Windows 10. В остальном разработчики явно схалтурили: хорошей графикой и отполированным геймплеем здесь и не пахнет.
Стоит отметить, что HD действительно добавили, но визуальная составляющая осталась где-то на уровне 2007 года. Возможно, разработчики хотели сохранить общий стиль оригинала и узнаваемость всех элементов, но в итоге просто слегка увеличили количество полигонов. Анимации и визуальные эффекты тоже почти не изменились.
При этом кто-то наверняка захотел вернуться к оригиналу. Во-первых, многие столкнулись с различными глитчами и багами. Возможно, мне повезло, потому что нормально работать отказывалась только камера при повороте. Во-вторых, люди пожаловались на повсеместную цензуру, которая идет вразрез со стилем оригинальной Commandos 2. Как оказалось, разработчики решили издать единую версию ремастера во всем мире, поэтому им пришлось убрать все намеки на символику стран «оси». Насколько странно это выглядит в игре про Вторую мировую войну, объяснять не нужно.
Операция «Ремейк»
Commandos 2 HD Remaster вполне могла дать серии вторую жизнь и даже привлечь новую аудиторию, но, кажется, провалила обе боевые задачи. Стала ли игра визуально приятнее? Определенно нет — посмотрите на новые версии Spyro и Crash Bandicoot и сравните с их оригиналами. Стала ли Commandos 2 более дружелюбной к молодой аудитории? Тоже нет, а могла бы сделать это без каких-либо потерь в геймплее.
Если бы разработчики отважились на полноценный ремейк, все могло бы сложиться иначе. Так у Commandos появился бы шанс найти новую аудиторию, как это случилось с Resident Evil 2 или теми же Crash и Spyro. Старым же фанатам серии этот ремастер не нужен точно.
Ремастер Commandos 2 на Switch — это больно и неудобно
Начало Второй мировой войны, Европа тонет в огне и руинах, силы Гитлера неостановимы — чтобы вставить им хоть какие-то палки в колеса, союзники формируют отряд коммандос, специализированных на выполнении локальных, но крайне важных задач. Зеленый берет, сапер, военный ныряльщик, снайпер и другие — люди-функции, легко читаемый комплект с разделением обязанностей.
Как же без этой картинки? Вся рок-группа в сборе. А хотя нет — не хватает вора и его собаки. Вместо них на постере левый и правый соски Анны.
Оригинальная Commandos: Behind Enemy Lines вышла в 1998 году, ее продолжение с подзаголовком Men of Courage — спустя три года, в 2001-м. Тогда три года разницы между релизами ощущались заметно, не то что сейчас: Commandos 2 была на голову выше оригинала во всем — от визуала до разнообразия механик. Если в первой части уровни приходилось распутывать, как замысловатые головоломки, то вторая шагнула в сторону уверенного стелс-экшена с ощутимым многообразием вариантов прохождения, пусть и с некоторыми условностями. Например, в исходной Commandos плавать умел только ныряльщик, а переодеваться в немцев — только шпион. Было грубовато, и в Commandos 2 сделали правдивее: и плавать, и переодеваться могли все, но только ныряльщик умел пользоваться аквалангом, и только шпион мог переодеться в офицерскую форму и убедительно в ней выглядеть — остальные довольствовались солдатскими кителями с кратким сроком годности.
В исходной Commandos 1998 года разделение труда было неправдоподобным: например, машиной мог управлять только водитель.
Заканчивая с необходимой ретроспективой, нужно отметить две важные вещи. Во-первых, после второй части серия Commandos покатилась под гору. Уже следующая игра, Destination Berlin, не вызвала былого отклика у публики и критиков, а о том, что происходило дальше, лучше не вспоминать. Во-вторых, принципы работы Commandos подсмотрели и другие разработчики: так, немецкая студия Spellbound с 2001 по 2007 годы выпустила три части Desperados (третья называлась Helldorado из-за проблем с правами, но в России издавалась без особого стеснения — «Десперадо 3») и одну игру про Робина Гуда, а затем студия Mimimi Games сделала Blades of The Shogun («коммандос» про ниндзя и самураев, хорошая!) и, в конце концов, Desperados 3, которая вышла в этом году. Все эти игры не только эксплуатировали, но и развивали принципы, заложенные в Commandos, причем с умом: ни одну из них нельзя назвать бесстыжей калькой с оригинала. На этом фоне спустя почти двадцать лет после выхода оригинальной Commandos 2 я запустил ее ремастер на Nintendo Switch — и понял, что это уже очень старая игра, возраст которой усугубился совершенно кошмарным новаторским интерфейсом.
Первая обучающая миссия представляет сапера с миноискателем и вора, который умеет лазать по столбам и проводам — в 2001 году эта внезапная трехмерность поражала.
Говоря по чести, Commandos 2 не то чтобы нуждалась в серьезной реставрации: большая часть игры выполнена в поразительно детализированном 2D-стиле, который не устаревает.
В первую очередь разработчики ремастера подтянули трехмерные модели персонажей, анимированные портреты и другие мелочи. В общем и целом картинка в игре стала более резкой — не могу сказать, что это на сто процентов пошло ей на пользу: мягкая графика оригинала была одной из приятных особенностей игры. Почему переходу игры в HD сопутствовало выкручивание резкости на 12 из 10? Наверное, потому же, почему вся игра работает в соотношении сторон 16:9, а кадры военной хроники из заставок — в ванильных 4:3.
Но все это полная чепуха по сравнению с тем, что ждет вас уже на второй обучающей миссии (первая чересчур миниатюрная для каких-то выводов). Любая часть серии Commandos требует от игрока точности и скорости — и схема управления, реализованная авторами ремейка на Nintendo Switch не помогает, а наоборот, только сбивает с толку. Вместо привычного управления курсором перемещение героев осуществляется напрямую при помощи левого стика. Решение кажется очевидным, но эта иллюзия развеивается, стоит дойти до дела.
Во время первой полноценной операции вор находит собаку, которая может отвлекать врагов. Иногда собака просто замирает на месте и без видимых причин перестает реагировать на команды.
Commandos 2 — во многом игра про пиксель-хантинг.
Любая задача требует точечного прицеливания во что-нибудь мелкое: будь то мина, которую необходимо обезвредить, или тело немецкого патрульного, которое нужно спрятать. При приближении персонажа интерактивный объект подсвечивается, предлагая выбор действий: например, связать, обыскать, поднять — если дело касается немцев, которые получили по голове. Во всяком случае, такова была задумка авторов. На практике выясняется, что герои то на полшага слишком далеко, то на полшага слишком близко к телу противника или к мине или к чему-нибудь еще — и пока вы судорожно пытаетесь установить подопечного бойца в положение, которое в состоянии правильно считать игра, вас уже замечают и уничтожают.
И тут же выясняется еще один замечательный нюанс: Commandos 2 потрясающе долго загружается. Учитывая, сколько проб и ошибок совершает даже опытный игрок, продолжительность загрузки — просто преступление против времени. Покушение на единственную молодость. Жалкие секунды, которые складываются в часы, проведенные за любым другим (гарантированно более приятным) занятием. Страшно представить, какое впечатление о Commandos 2 сложится у публики, прежде не знакомой с серией, но наверняка много о ней слышавшей и наконец дорвавшейся до культовой классики на Switch.
Когда будете принимать решение о покупке в eShop, помните о главном: в этом магазине нет рефанда.
Ключевые выводы тут напрашиваются сами собой. Когда Nintendo только запустила Switch, мы искренне полагали, что даже самая заурядная игра может раскрыться по-новому, если не заставлять игроков сидеть за ней у компа, а положить в карман и дать свободу выбора поз и обстоятельств. У нас даже есть специальный список игр, о портировании которых мы мечтаем — Commandos в этом вишлисте, кстати, не было.
Первый немец, которого нужно успеть вырубить, а затем быстро унести с глаз долой — первое испытание управления в ремастере Commandos 2.
Все же толковый ремастер — это чуть больше нововведений, чем просто подтянутая графика, особенно учитывая, что в 2020 году Commandos 2 только внутри жанра конкурирует с гораздо большим количеством игр, чем в 2001: например, конкретно на тему Второй мировой недавно вышла Partisans 1941. Хитрому обновленному управлению нужно больше, чем просто экран помощи с подсказками и списком комбинаций кнопок, от которого больно глазам. Заряженный своим умением играть в Commandos 2, которую помнишь наизусть, в ремейке сталкиваешься с проблемами совершенно неожиданного уровня: думал, умеешь, а оказывается, что не умеешь совсем.
К сожалению, облом такой степени — последнее, что останется в памяти про Commandos 2 у многих. Порта на Switch могло бы не быть — он только навредил.
Commandos 2 HD Remaster для Switch в продаже с 4 декабря 2020 года. Ключ предоставлен издателем Kalypso Media.
https://www.cybersport.ru/games/articles/bez-remeika-nikak-v-chem-problema-commandos-2-hd-remaster