Содержание
Как восстановить нейроны головного мозга?
Нейробика — это комплекс упражнений, которые запускают работу обоих полушарий головного мозга, синхронизируя их. Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой повышается способность к обучению, улучшается память и активизируется мозговая деятельность.
Что такое нейробика?
Нейробика — это специальный комплекс упражнений, который разработал профессор-нейробиолог Лоуренс Кац. Данная методика была разработана на основе собственных наблюдений ученого, а также общепринятых принципах работы головного мозга человека.
Эту концепцию активно разрабатывал американский нейропсихолог Роджер Сперри, который в 1981 году удостоился Нобелевской премии за открытия относительно функциональной спецификации полушарий мозга.
Нейробика утверждает, что при регулярном выполнении одной и той же работы способность мозга сосредотачиваться и концентрироваться на новом ухудшается. Память начинает постепенно ослабевать.
Они эффективно развивают головной мозг, повышают память и концентрацию внимания. Методика повышает способность к запоминанию новой информации и учит человека мыслить нестандартно, развивая в нем креативность.
Одной из особенностей нейробики является то, что во время выполнения упражнений задействованы все 5 человеческих чувств — слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. За счет этого в головном мозге активизируются различные отделы, которые спустя короткое время начинают работать значительно эффективнее, слаженнее и быстрее.
Эффективные упражнения для нейронных связей
Упражнения нейробики отличаются легкостью, простотой и высокой эффективностью. Они не требуют от человека специальных знаний, опыта или предварительной подготовки.
Упражнение | Техника выполнения |
Маршрут | Если вы привыкли ходить на работу или в супермаркет одним и тем же маршрутом, попробуйте изменить привычную дорогу |
Ароматы | Сразу же после утреннего пробуждения старайтесь вдыхать новые ароматы — кофе, пряностей, эфирных масел |
Ответы на вопросы | Постарайтесь придумать новый, креативный ответ на привычные вопросы окружающих — например, на вопрос о том, как у вас дела |
Новый темп | Если вы привыкли выполнять какую-либо работу очень быстро, измените темп и делайте медленно. И наоборот, при медленном выполнении постарайтесь ускориться |
Чтение вслух | Читайте вслух друг другу, чередуя роли слушателя и читателя. Это стимулирует новые нейронные цепи, которые не задействуются при чтении про себя |
Эти простые и доступные упражнения отлично тренируют память и мышление, улучшают концентрацию внимания и способность к восприятию новой информации. Их можно выполнять дома или на работе, по дороге в магазин, во время отдыха, просмотра любимого фильма или в общественном транспорте.
Полезное чтение
Старайтесь как можно читать книги, журналы, газеты, интернет-издания и статьи, которые никогда не входили в круг ваших интересов. Если вы всегда читали специальную литературу о кулинарии или моде, обратите внимание на специализированные издания об автомобилях или биржевых брокерах.
Любителям вязания или вышивания можно почитать о выращивании комнатных цветов или разведении шиншилл.
Поклонникам шумных вечеринок помогут «натренировать» мозг детективная или историческая литература, любовные романы или ознакомление с мировой архитектурой, биографией известных личностей или сборники лучших кулинарных рецептов.
Лучше всего постепенно «знакомиться» с темами, явлениями, вещами и понятиями, о которых раньше имели весьма отдаленное понятие. Периодически читайте вслух — кому-нибудь из домочадцев, чередуя роль читателя и слушателя. В процессе чтения про себя задействуются только отдельные отделы головного мозга, при чтении вслух — совершенно другие. Это простое упражнение активизирует работу головного мозга и укрепляет память.
Смена «рабочей» руки
Одно из самых простых и действенных упражнений — смена «рабочей» руки. Для начала вы можете устроить эксперимент и сменить руку во время выполнения простого, привычного ежедневного действия — чистки зубов, расчесывания.
В случае если вы привыкли держать чашку или ложку, размешивать сахар в кофе, набирать сообщения на телефоне, держаться за поручень в общественном транспорте только правой рукой, устройте день ей «выходной» и выполняйте все действия исключительно левой рукой.
Очень полезно правшам и левшам выполнять следующее упражнение — переложить авторучку в «нерабочую» руку и постараться написать буквально несколько слов. Не забывайте о том, что тренировка мозга требует регулярности, выполнение упражнений время от времени не принесет никаких результатов.
Благодаря этому простому упражнению можно эффективно улучшить работу менее развитого мозгового полушария, а также укрепить нейронные связи между двумя полушариями, развить креативное, нестандартное мышление и творческие способности.
Креативность в ответах
В большинстве случаев каждый день, слыша стандартные вопросы, человек дает на них шаблонные, стандартные ответы. В результате этого снижается способность к творческому, нестандартному и креативному мышлению.
Постарайтесь придумать на совершенно обыденные вопросы нестандартные ответы, проявить свою фантазию. Для этого очень полезно регулярно расширять свой словарный запас — читать новые книги, журналы и периодические издания, просматривать интересные и познавательные телепередачи.
Очень полезно смотреть телефильмы с различными жизненными ситуациями и ставить себя на место главных героев. Мысленно представьте, как бы вы себя повели и что ответили бы на месте героя. Старайтесь продумывать про себя новые фразы и слова, которые вы раньше не употребляли. Это не только поможет расширить словарный запас и стать интересным собеседником, но и активизировать работу головного мозга, укрепив нейронные связи между правим и левым полушарием.
Просмотр телевизора
Это упражнение можно и нужно выполнять во время отдыха перед телевизором. Оно не отнимет много времени и сил, но поможет отлично потренировать головной мозг, укрепить нейронные связи между двумя полушариями и укрепить память.
Отключите звук на телевизоре во время интересной телепередачи, кинофильма или сериала, после этого постарайтесь представить, о чем говорят главные герои, какие слова и фразы они употребляют.
Выразите вслух свои мысли. Не бойтесь использовать слова и выражения, которые вы никогда раньше не применяли в своем лексиконе и слышали только в кино. Можно выполнить это упражнение другим способом — не придумывать свои фразы, а попробовать угадать.
Это простое и действенное упражнение можно выполнять самостоятельно или же совместно с супругом, друзьями или кем-нибудь из домочадцев. Это не только станет отличной тренировкой для головного мозга, но и поможет весело, забавно и приятно провести время с близкими людьми.
Путешествия
Если вы привыкли проводить свой отпуск в одном и том же месте — на морском побережье, в пансионате или просто в деревне у родственников, обязательно проведите свой отдых в совершенно новом и неожиданном месте.
Для этого совсем необязательно отправляться в экзотические страны. Не менее выраженный эффект можно получить от поездки в другой город своей страны.
Во время поездки внимательно изучайте окружающие пейзажи, особенности архитектуры, пообщайтесь с местными жителями. Изучите местные достопримечательности, фразы и понятия, характерные для этой местности, почитайте вывески с названиями окружающих баров, ресторанов, отелей и салонов. В случае если у вас нет возможности путешествовать, прогуляйтесь по интересным, новым местам своего города. Прогуляйтесь по отдаленным районам, посетите интересную выставку, галерею, музей или театральную премьеру.
Другие эффективные упражнения
Одно из самых простых и действенных упражнений для тренировки мозга — изменение темпа при выполнении привычных действий. Если вы привыкли завтракать быстро, стараясь уложиться в полчаса, постарайтесь замедлить процесс употребления пищи.
И наоборот, если вы любитель длительных трапез — сократите свой обед.
Выберите другую дорогу — более дальнюю или короткую, прогуляйтесь или проедьтесь на общественном транспорте. Такое упражнение оказывает комплексное действие. Оно не только помогает активизировать работу незадействованных участков головного мозга, но и оказывает положительное влияние на мышцы, помогая сжигать лишние калории.
Хорошая тренировка головного мозга — передвижение по дому или квартире с закрытыми глазами. Благодаря тому, что глаза закрыты, обостряются другие органы чувств и становятся максимально чувствительными к внешним факторам и раздражителям. Это улучшает, активизирует и обостряет их работу. Начинать тренировку нужно с преодоления небольших расстояний, после чего их можно постепенно увеличивать.
Краткое резюме
Нейробика — это эффективный комплекс упражнений, помогающий укрепить нейронные связи между правым и левым полушарием головного мозга. Эта интеллектуальная гимнастика помогает активизировать мозговую деятельность, улучшить память, скорость мышления и способность к восприятию новой информации, развить креативность и творческие способности.
Тренировка мозга
— Ася, вам знание нейробиологии пригождается в обычной жизни?
— Полезно быть биологом, потому что понимаешь, как много глупостей мы делаем по своей природе. Мозг склонен к истощению, переутомлению, ведь в современных условиях он вынужден перерабатывать больше информации, чем может. Наша задача — обеспечить ему наиболее благоприятные условия для работы. Например, очень важно спать. Во сне мозг обрабатывает информацию, которую приобрел в течение дня, и решает, что из этого запомнит, а что забудет.
Хорошо известно: человек, который что-то выучил и лег спать, потом воспроизведет информацию лучше, чем тот, кто выучил, затем весь день занимался другими делами и только после этого лег спать. В мире очень неэффективно устроен рабочий процесс. Поэтому когда мы, нейробиологи, придем к власти, все будут учиться и работать во вторую смену (зловещий смех за кадром).
— Вы считаете, что детям лучше ходить в школу после обеда?
— Вторая смена — действительно хорошая вещь, потому что люди высыпаются! Хотя если до учебы еще отправить ребенка на плавание, английский и пр., может быть только хуже: ребенок придет на занятия уже уставший.
Тяжелее всего подросткам
— Проблема невысыпания актуальнее всего для подростков. Они сильнее, чем дети и взрослые, склонны к совиному образу жизни: у них в среднем позже начинает вырабатываться мелатонин, гормон сна, и уснуть в 9 вечера у большинства подростков не получается, даже если очень хочется. Проводили эксперимент: 8-классников и 10-классников, которые вставали в одно и то же время в течение недели, сажали в лаборатории при приглушенном свете и проверяли их уровень мелатонина каждые 15 минут. Чем старше оказывался школьник, тем позже он достигал того пика мелатонина, при котором мог бы заснуть.
У детей повышается успеваемость на 3%, если сдвигать занятия с раннего утра на час или два. Повышается потому, что они получают больше сна. Лучше всего это видно по подросткам.
Но эти 3% — средний показатель. Заметнее всего улучшаются результаты у тех, кто хуже всех учился. Может, они плохо учились именно потому, что хронически не высыпались.
— И сколько нужно спать?
— В целом работает принцип: чем моложе человек — тем больше сна ему нужно. Взрослым, как правило, достаточно 7,5 часа сна, а старшекласснику желательно спать 9 часов. Почти никто из них так не делает. И, возможно, многие психологические проблемы проявлялись бы у подростков гораздо мягче, если бы у них была возможность регулярно высыпаться.
А вот во сколько ложиться и вставать — не важно, если делать это каждый день в одно и то же время.
Пробежка и танцы улучшают память
— Со сном понятно. Что еще важно для тренировки мозга?
— Движение. Для нормального кровоснабжения мозга необязательно двигаться много. Достаточно 150 минут в неделю, в случае если это не очень интенсивное движение: быстрая ходьба, плавание, танцы. Или хотя бы 70 минут, если говорим про интенсивный спорт. Скажем, бег.
Дети и подростки свои 150 минут ходьбы так или иначе получают, потому что у них есть уроки физкультуры, они активнее, у них много энергии и мало денег. А вот после 40 лет, когда у человека есть машина или деньги, чтобы вызвать такси, заказать пиццу на дом, всегда есть возможность посидеть у телевизора, вместо того чтобы куда-то идти, он начинает страдать от малоподвижности.
Когда человек ведет сидячий образ жизни, он не только толстеет. Гораздо раньше начинаются проблемы с мозгом: сердце не получает нужной нагрузки и недостаточно активно прогоняет кровь через сосуды. Мозг страдает от недостатка глюкозы, кислорода и питательных веществ. Это плохо отражается на внимании и памяти.
— Тогда самыми умными людьми должны быть профессиональные спортсмены. Но часто бывает наоборот.
— Я не имею в виду спортивные подвиги! Они-то как раз могут отвлекать от интеллектуальной деятельности. Речь идет о нормальной умеренной регулярной нагрузке. Люди, которые каждый день 20 минут бегают по дорожке, в тестах на интеллект, память и внимание стабильно показывают более высокие результаты.
Тренировки для ума важнее еды
— Что еще полезно мозгу?
— Спать, двигаться и. учиться. Когда мы учимся чему-то, мозг изменяется на анатомическом уровне. Чем больше вы занимаетесь интеллектуальной деятельностью, тем легче вам этим заниматься.
— А может, что-нибудь поесть для улучшения памяти?
— Вопрос еды для мозга не так принципиален. Он и так в организме главный, поэтому так или иначе соберет себе самое полезное из того, что вы съели. Вопросы здорового питания на мозг, конечно, тоже влияют, но не напрямую, а в долгосрочной перспективе — за счет общего состояния здоровья. Если вы едите вредную пищу, это плохо отражается на работе сосудов. И дальше уже из-за плохой работы сердца и сосудов мозг начинает недополучать кровь и не может полноценно работать.
— Как сохранить ясность ума в пожилом возрасте?
— Доказано, что у пожилых людей, которые занимались интеллектуальной деятельностью, намного медленнее происходит снижение функций, связанных с работой мозга. В том числе — ухудшение памяти. Сейчас в Тасмании (штат в Австралии. — Ред.) запустили проект — заставляют пожилых людей ходить в университет, учиться, сдавать зачеты, делать домашку. Выяснили, что у этих пенсионеров-студентов улучшаются знания — но они связаны только с дисциплиной, на которой они учатся. А если смотреть на общие интеллектуальные функции — объем рабочей памяти, способность решать головоломки, скорость принятия решений, — то оказывается, что на это обучение в старости особо не влияет. Но зато на это хорошо влияет обучение, пройденное в более молодом возрасте.
https://karpov-clinic.ru/articles/nevrologiya/1112-kak-vosstanovit-nejrony-golovnogo-mozga.html
https://www.kp.ru/putevoditel/zdorove/trenirovka-mozga/