Модель построения тренировки юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аккуин Данис Юсупович

В статье рассматривается один из путей оптимизации учебно-тренировочного процесса его целевых ориентиров, показателей результативности, носящий закономерный, целенаправленный и поступательный характер, отражающий логику и последовательность данного процесса соответственно этапам предварительной подготовки, начальной спортивной специализации и углублённой тренировки. В основе каждого этапа лежит конкретная цель , достижение которой, возможно только через решение основных задач тренировки соответствующими средствами и методами подготовки, учитывающими закономерности возрастного развития организма. Достижение цели этапа определяется выполнением требований к спортивной подготовленности. Представленная модель многолетней тренировки дзюдоистов, способствует определению направленности учебно-тренировочного процесса, оптимизации учебной программы и многолетнего перспективного плана подготовки спортсменов, повышению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аккуин Данис Юсупович

Model of training build up for the young judo competitors at the initial stages of the preparation

This article discusses one of the ways for optimization of the training process, its targets, performance indicators, that bears logical, goal-oriented and sustained character, reflecting the logic and sequence of the process with respect to the initial phases of the preparation, sports specialization and advanced training period. Each phase has its specific aim, which is possible to attain only through the solution of the main training tasks by appropriate means and methods of preparation, taking into account the age patterns of development of the organism. The achieving of the stage goal is determined by implementation of the requirements for sports preparation. The presented model of multi-year training of Judo athletes contributes to definition of the training process orientation, optimization of the curriculum and multi-year perspective plan of athletes` training, improving the efficiency of sports schools activity.

Текст научной работы на тему «Модель построения тренировки юных дзюдоистов на начальных этапах подготовки»

SAAM, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: [email protected]

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ

Данис Юсупович Аккуин, соискатель,

Уральский государственный университет физической культуры,

В статье рассматривается один из путей оптимизации учебно-тренировочного процесса его целевых ориентиров, показателей результативности, носящий закономерный, целенаправленный и поступательный характер, отражающий логику и последовательность данного процесса соответственно этапам предварительной подготовки, начальной спортивной специализации и углублённой тренировки. В основе каждого этапа лежит конкретная цель, достижение которой, возможно только через решение основных задач тренировки соответствующими средствами и методами подготовки, учитывающими закономерности возрастного развития организма. Достижение цели этапа определяется выполнением требований к спортивной подготовленности. Представленная модель многолетней тренировки дзюдоистов, способствует определению направленности учебно-тренировочного процесса, оптимизации учебной программы и многолетнего перспективного плана подготовки спортсменов, повышению эффективности работы детско-юношеских спортивных школ.

Ключевые слова: многолетняя тренировка, модель, этапы, цели, задачи, средства, методы, тренировочные нагрузки, контроль.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p11-15 MODEL OF TRAINING BUILD UP FOR THE YOUNG JUDO COMPETITORS AT THE INITIAL STAGES OF THE PREPARATION

Danis Yusupovich Akkuin, the competitor,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

This article discusses one of the ways for optimization of the training process, its targets, performance indicators, that bears logical, goal-oriented and sustained character, reflecting the logic and sequence of the process with respect to the initial phases of the preparation, sports specialization and advanced training period. Each phase has its specific aim, which is possible to attain only through the solution of the main training tasks by appropriate means and methods of preparation, taking into account the age patterns of development of the organism. The achieving of the stage goal is determined by implementation of the requirements for sports preparation. The presented model of multi-year training of Judo athletes contributes to definition of the training process orientation, optimization of the curriculum and multiyear perspective plan of athletes’ training, improving the efficiency of sports schools activity.

Keywords: multi-year training, model, milestones, objectives, tasks, means, techniques, training loads, control.

Практическая деятельность тренеров работающих с детьми часто не соответствует целям и задачам, стоящим перед начальными этапами многолетней подготовки, конкретная направленность, которых определена в теории юношеского спорта. Одни тренеры

допускают это из-за желания быстрее получить результат, у других, особенно начинающих свой путь наставника в спорте, отсутствует практический опыт или он очень мал, третьи, в течении многих лет занятий с детьми постепенно ограничили круг тренировочных заданий однообразными и узкоспециализированными упражнениями. Результатом выше названной деятельности, как правило, становиться:

— ранняя специализация — выполнение больших объёмов специальных упражнений не соответствующих возрастным особенностям юного спортсмена;

— форсированная техническая и тактическая подготовка — юные борцы не осваивают в необходимом объеме технические и тактические действия, того что должно было бы способствовать в дальнейшем, на следующих этапах многолетней тренировки, более эффективной подготовки.

Как правило, следствием такой деятельности является невозможность достижения вершин мастерства спортсменом [2,11].

Одним из основных факторов, влияющих на качество спортивного резерва для пополнения сборных команд России по олимпийским видам спорта является разработка совершенной программно-нормативной базы, обеспечивающей преемственность программ и требований к уровню разносторонней подготовленности и спортивного мастерства юных спортсменов на этапах многолетней подготовки [1,6,8,10,12]. Внедрение в практическую работу тренеров научно-обоснованных и проверенных практикой результатов исследований, по проблемам построения многолетней спортивной тренировки. Важнейшим критерием оценки эффективности этой работы является наивысший, спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах [13]. Достижение наивысшего результата возможно через тщательное построение тренировочного процесса, где исходным звеном является модель построения многолетней тренировки.

Модель способствует более правильному определению направленности учебнотренировочного процесса, оптимизации учебной программы и многолетнего перспективного плана подготовки спортсменов, повышению эффективность работы детско-юношеских спортивных школ [4,5,9]. В дзюдо не в полной мере обоснована модель спортивной тренировки на начальных этапах подготовки, на основе, которой разрабатываются все последующие документы текущего и оперативного планирования, учебный план, учебная программа и многолетний перспективный план подготовки спортсменов.

Анализ и обобщение специальной литературы, результатов многолетнего наблюдения, анкетирования в ходе практических занятий с юными дзюдоистами, где из широкого спектра средств общей, специальной физической, технико-тактической психологической, интеллектуальной подготовки, восстановления, определялись наиболее значимые, способствовали разработке модели построения многолетней тренировки юных дзюдоистов на этапах подготовки в спортивной школе (рисунок 1).

Согласно нормативно-правовым основам регулирующим деятельность спортивных школ, юные спортсмены сначала набора и до выпуска проходят два этапа подготовки, 2-3 года начальный и 4-5 лет учебно-тренировочный.

Многолетняя спортивная подготовка делиться на пять этапов занимающиеся в ДЮСШ спортсмены проходят обучение на трёх: предварительной подготовки; начальной, спортивной специализации; углублённой тренировки. Это будет соответствовать следующему: первый этап — группы начальной подготовки 1, 2, 3 годов обучения, в возрасте 9-12 лет; второй этап — учебно-тренировочные группы 1, 2, 3 годов обучения, 12-15 лет; третий этап — учебно-тренировочные группы 4, 5 годов обучения, 15-17 лет. В основе каждого этапа лежит конкретная цель, исходя из которой, решаются основные задачи тренировки, с учётом закономерностей возрастного развития организма. Эффективному решению задач тренировки определён круг средств и методов, отвечающих основной

цели этапа. Тренировочные нагрузки представлены общим объемом согласно нормативным требованиям спортивных школ. Соотношение средств общей, специальной и технико-тактической подготовки составлено с учетом возрастной направленности интересов к средствам подготовки в учебно-тренировочном процессе; условий повышающих стабильность состава занимающихся.

Рисунок 1. Модель многолетней тренировки юных дзюдоистов Требования к спортивной подготовленности соответствуют содержанию данного

раздела в учебных программах по дзюдо. С целью исключения форсированной техникотактической подготовки, в требования введены средства контроля за овладением технико-тактическими действиями в объёме модельных характеристик сильнейших юных дзюдоистов [7]. Необходимость этого подтверждают и многолетние наблюдения за становлением технико-тактического мастерства спортсменов. Используя на начальном этапе, в соревновательных схватках, ограниченный набор технических действий у них возникают проблемы в повышении технической подготовки на следующих этапах, особенно при переходе юношей, юниоров в категорию взрослых спортсменов.

Предлагаемая модель многолетней тренировки юных дзюдоистов включает этапы предварительной подготовки, начальной спортивной специализации и углублённой тренировки, перед ними последовательно стоят следующие цели: укрепление здоровья; привитие интереса к занятиям физической культуры и спорта; формирование фундаментальной разносторонней подготовленности, как предпосылки для будущих высоких достижений; формирование умения реализовывать индивидуальные особенности в соревновательной деятельности. Достижение целей лежит через решение задач по разделам подготовки, эффективность их решения обоснованно соответствующими средствами, методами, общим объёмом тренировочных нагрузок, соотношениями средств подготовки, требованиями к спортивной подготовленности.

Модель тренировки юных дзюдоистов является основой оптимизации учебнотренировочного процесса его целевых ориентиров, показателей результативности, носит закономерный, целенаправленный и поступательный характер; отражает логику и последовательность данного процесса соответственно этапам (предварительной подготовки, начальной спортивной специализации и углублённой тренировки). Данная модель может быть использована в практической подготовке юных борцов дзюдо, разработки программ для детско-юношеских спортивных школ.

1. Акопян, А. О. Дзюдо : примерная программа для системы дополнительного образования детей, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. О. Акопян, В. В. Кашавцев, Т. П. Клименко.

— М. : Советский спорт, 2003. — 96 с.

2. Алиханов, И.И. Техника и тактика вольной борьбы / И. И. Алиханов. — М. : Физкультура и спорт, 1986. — 304 с.

3. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 4. — С. 21-26, 39-40.

4. Борьба вольная : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва / Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили, Г. М. Грузных, А. П. Купцов. — М. : Советский спорт, 2005. — 216 с.

5. Греко-римская борьба : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. — М. : Советский спорт, 2004. — 272 с.

6. Дзюдо : учебная программа для учреждений дополнительного образования / авт.-сост. И. Д. Свищев [и др.]. — М. : Советский спорт, 2003. — 112 с.

7. Модельные характеристики соревновательной деятельности высококвалифицированных дзюдоистов : метод. рекомендации / А. В. Еганов, Ю. Г. Мартемьянов, Ф.А. Керимов, П. Л. Боярогло ; Узбекский гос. ин-т физ. культуры. — Ташкент : [б.и.], 1986. -19 с.

8. Еганов, А.В. Методика начального обучения в дзюдо : учебник для тренеров-преподавателей, работающих с начинающими дзюдоистами / А. В. Еганов ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. — Челябинск : [б.и.], 2008. — 283 с.

9. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под ред. М. Я. Набатни-ковой. — М. : Физкультура и спорт, 1982. — 280 с.

10. Квашук, П.В. Совершенствование управления развитием детско-юношеского спорта в России / П. В. Квашук, Н. П. Грачёв, И. Н. Маслова // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 5. — С. 64-68.

11. Пархомович, Г. П. Основы классического дзюдо / Г. П. Пархомович. — Пермь : Урал-Пресс Лтд, 1993. — 303 с.

12. Свищёв, И. Д. Дзюдо : примерная дополнительная образовательная поурочная программа для спортивно-оздоровительных групп (СОГ), спортивных клубов (СК), детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) / И. Д. Свищёв, С. В. Ерёгина. — М. : Спор-тУниверПресс, 2003. — 77 с.

13. Филин В. П. Актуальные проблемы теории и методики юношеского спорта / В. П. Филин // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 2. — С. 25-31.

1. Akopian A.O. (2003), Judo: Sample program for a system of supplementary education for children: children’s sports schools and specialized youth sports schools of Olympic reserve, Soviet Sport Moscow, Russian Federation.

2. Alikhanov I. (1986), Technique and tactics wrestling, Physical Culture and Sport, Moscow, Russian Federation.

3. Balsevich V. (1999), «Prospects for the general theory and technology of sports training and physical education», Theory and Practice of Physical Culture, No. 4, pp. 21-26, 39-40.

4. Podlivaev, B.A., Mindiashvili, D.G., Overweight, G.M. and Merchants A.P. (2005), Wrestling: Example program of sports training for youth sports schools, specialized youth Olympic reserve schools and colleges of Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

5. Podlivaev, B.A. and Overweight, G.M. (2004), Greco-Roman wrestling. Example program of sports training for youth sports schools, specialized schools for children and youth Olympic reserve, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

6. Svishchev, I.D. (2003), Judo. Training program for institutions of additional education, Soviet Sport, Moscow, Russian Federation.

7. Eganov, A.V. (2008), Method of elementary education in judo, UralGAFK Chelyabinsk, Russian Federation.

8. Nabatnikovoy, M. J. (1982), Basics of preparation of young athletes, Physical Culture and Sport, Moscow, Russian Federation.

Дзюдо для детей

Чем полезно дзюдо для ребенка

Дзюдо – один из самых безопасных видов единоборств для детей. Не зря название переводится как «Мягкий путь», здесь, в отличии от тхэквондо, карате, нет ударов по голове и корпусу, а дети могут начать заниматься уже в возрасте от 3 лет. Это единственный вид восточных единоборств, входящий в программу олимпийских игр.

Дзюдо для детей со скольки лет

Занятия дзюдо проходят в специально оборудованных залах для тренировок – додзе. В некоторые секции детей принимают уже с 3 лет, но опытные тренеры советуют родителям приводить ребят на занятия не раньше 6 лет, ведь задача сен-сея – не только научить малыша самообороне, но и донести до него глубокую философию этого боевого искусства.

Для записи в секцию детям проводят не сложную эстафету для зачисления в начальные группы, ребенку желательно продемонстрировать следующие показатели:

  • Координация движений – стойка прямо на одной ноге, руки на поясе (мальчики 10 с, девочки 8 с);
  • Уровень силы – отжимания из положения упор, лежа на полу (мальчики 4 раза, девочки 3 раза);
  • Скорость и сила – прыжок без разбега в длину (мальчики 90 см, девочки 70 см);
  • Уровень гибкости – Наклон из положения стоя, с прямыми ногами с касанием пальцами пола.

В целом, в дзюдо нет жестких возрастных ограничений и на вопрос, со скольки лет начинать занятия — на любительском уровне можно в любом возрасте. Но если вы мечтаете вырастить олимпийского чемпиона, привести его в секцию нужно не позже 7 лет.

Перед записью в секцию можно пройти специализированный тест, который поможет узнать какой вид спорта подходит ребенку. По результатам этого теста родители смогут определить, в какой секции малыш достигнет наибольших успехов.

Чем полезно дзюдо для ребенка

Как и другие виды единоборств, дзюдо может стать для ребенка не только увлечением, но и философией жизни. Дзюдо поможет развить в ребенке следующие качества:

  • Физическая сила. Во время занятий ребята укрепляют все группы мышц, становятся более сильными, гибкими и выносливыми;
  • Внимательность и мышление. В процессе боя соперники должны предугадывать следующее движение друг друга и вырабатывать собственную тактику борьбы;
  • Самооборона. Дзюдо не учит проявлению агрессии, но дает прекрасный опыт самообороны. Занимаясь в секции, ребята учатся в первую очередь решать конфликты мирным путем, а также оборачивать силу противника против него самого;
  • Уверенность в себе. Получая духовные знания и навыки самообороны, ребенок становится уверенным в себе. Он больше не боится конфликтов и всегда может постоять за себя;
  • Дисциплинированность. Главное требование сен-сея на занятиях – безупречная дисциплина. Здесь не позволяется баловство и применение запрещенных приемов. Любое нарушение моментально пресекается и наказывается;
  • Психологическая устойчивость. Во время тренировок ребят учат побеждать соперника не только физически, но и психологически. Здесь учат полностью владеть своими эмоциями, не поддаваясь на провокации соперника.

Ну и самое главное, что дает дзюдо ребенку – это глубокая философия жизни, согласно которой, чтобы победить, нужно поддаться сопернику и обратить его силу против него самого. Такая философия схожа с принципами ведения боя айкидо, спортивное самбо, где ребят также учат не драться без необходимости и обезвреживать соперника без оружия.

Противопоказания

Учитывая, что в этом виде спорта практикуются броски и различные приемы, дзюдо имеет ряд противопоказаний, среди которых абсолютными принять считать:

  • Сердечно-сосудистые патологии;
  • Почечная недостаточность;
  • Болезни позвоночника и опорно-двигательного аппарата;
  • Астма, диабет, легочная недостаточность и др.

Перед записью в секцию необходимо получить справку от участкового терапевта, о том, что у ребенка нет противопоказаний для занятий спортом.

Дзюдо для девочек и мальчиков

Борьба дзюдо без приоритета по половому признаку, принимают как мальчиков, так и девочек, и девочки в этом спорте достигают больших успехов. Примеру этому служат истории таких известных российских дзюдоисток как Кузютина, Бабинцева, Межецкая и др.

По мнению тренеров, если выбирать между дзюдо или другими видами единоборств, для девочек предпочтительнее заниматься именно дзюдо, ведь они по своей природе более гибкие и хитрые. Это восточное единоборство воспитывает в девочках такие важные качества как:

  • Уверенность в себе;
  • Сила характера;
  • Целеустремленность;
  • Короткость;
  • Женственность.

Весовые категории в дзюдо для девочек начинаются с веса в 24 кг, для мальчиков в 26 кг. С возрастом ребята переходят в следующую весовую категорию, а спаринги проводятся только среди участников одной весовой категории.

Что нужно для занятий дзюдо ребенку

Готовясь отдать ребенка в секцию дзюдо, в первую очередь нужно получить справку от врача, а также оформить спортивную страховку. Страховой полис необходим всем ученикам и является допуском к тренировкам и соревнованиям. Также родителям потребуется приобрести кимоно.

Форма для занятий дзюдо называется дзюдоги и состоит из:

  • Куртки (уваги);
  • Брюк (дзюбон);
  • Пояс (оби).

Цвет формы может быть любым (по выбору клуба), но чаще всего спортсмены облачаются в белое кимоно. Также на соревнованиях часто встречаются борцы в синей форме. Если в соревнованиях используют 2 цвета кимоно, белый одевает спортсмен, которого первым вызвали на ринг, второй облачается в синюю форму. Важным атрибутом дзюдоиста является оби (пояс). Именно пояс показывает, каких успехов добился спортсмен. Начинающим ребятам повязывают белый оби, что олицетворяет чистоту и невинность. Перед тем как выбрать кимоно нужно снять мерку с ребенка и подобрать правильный размер, не рекомендуется приобретать форму на вырост, иначе ребенку будет неудобно. Стоимость комплекта, к примеру, в Москве от 3 000 руб. до 15 000 руб.

Как выбрать секцию дзюдо

Чаще всего секции дзюдо расположены в больших спортивных клубах, где также могут быть секции самбо, тхеквондо, ацкидо, ушу и других единоборств.

При выборе секции следует особое внимание уделить следующим моментам:

  • Репутация клуба и тренера. Лучше всего выбирать клуб, входящий в состав спортивных федераций, это станет гарантией качественного обучения и участия в крупных соревнованиях;
  • Тактика сен-сея. Есть две основных тактики обучения – игровая форма и жесткая дисциплина. Выбирать тактику обучения следует исходя из основных черт характера ребенка. Если малыш еще не достиг 7 лет, лучше выбрать тактику обучения в игре;
  • Стоимость занятий. Занятия могут быть как платными, так и условно-бесплатными. Бесплатные секции не берут оплату за тренировки, но родители в складчину собирают на необходимый инвентарь, а также поездки на соревнования. Платные секции в Москве стоят от 600 до 2 000 за занятие;
  • Удаленность от дома. Для ребенка дошкольного и младшего школьного возрасте лучше выбирать секцию в шаговой доступности от дома или школы. Также обратите внимание на график тренировок, они не должны пересекаться с графиком школьных занятий. У ребенка должно оставаться время на отдых и сборы между школой и тренировками.

Наш каталог секций позволит вам выбрать клуб единоборств в вашем городе, где ребенок получит все необходимые знания и сможет проявить себя на международных соревнованиях.

Заключение — польза и вред дзюдо для детей, советы родителям

Дзюдо для детей – один из наименее травмоопасных видов восточных единоборств. Этот вид спорта поможет вам вырастить самодостаточную личность с сильным и уравновешенным характером, четкими целями в жизни.

Дзюдо практически не имеет противопоказаний, кроме серьезных врожденных болезней жизненно-важных органов, а потому подойдет многим ребятам и девушкам. Главное, что должны знать родители, что при записи в секцию ребенок сам должен иметь желание заниматься, иначе занятия могут превратиться в мучение как для ребенка, так и для вас.

https://cyberleninka.ru/article/n/model-postroeniya-trenirovki-yunyh-dzyudoistov-na-nachalnyh-etapah-podgotovki
https://sport.insure/blog/dzyudo-dlya-detey/