Содержание
13 простых упражнений для развития голоса: Как использовать голос на 100% и научится манипулировать людьми с его помощью
Почему ваш голос не звучит красиво
Всё очень просто. Когда вы родились, природа в вас заложила идеальный механизм вашего голоса. Первый ваш крик является совершенным вокалом и голосом. При рождении у вас этот механизм работает и функционирует идеально и абсолютно у каждого человека.
Но, что происходит потом очень важно. Вы растёте, учитесь говорить в возрасте двух, трёх лёт, каждый день кричите, что-то пытаетесь петь под магнитофон, если играет музыка или имитируете звуки в окружающем мире, тренируете ваш голос каждый день и используете его на 100 процентов! Если вы не верите моим словам сейчас, то зайдите в любой детский сад, вы просто оглохните, у вас перепонки выпадут из ушей, дети кричат, громко говорят, бегают что-то поют
В общем механизм их голоса работает идеально, и их голоса абсолютно не устают в течении дня. И вы были такими же. Вспомните себя в детском садике. Вы использовали свой голос в соответствии со своими инстинктами на 100 процентов возможностей. Или если у кого-то из вас есть маленькие дети посмотрите на них, понаблюдайте и вы всё поймёте. Это как- бы напоминание вам о том, как на самом деле нужно использовать свой голос. А что происходит дальше? Вы растёте и вам либо родители или чужие дяди или тёти в общественных местах, да где угодно говорят: «Что ты кричишь, замолчи!» Но на самом деле вы не кричите, а говорите свободным красивым мощным голосом, это у них уже его не осталось, но у вас он пока ещё есть. В результате этого у вас наступает психологический блок, потому что вас ругают за это и вы понимает, что это плохо говорить громко, кричать, петь, где вы хотите, и весь ваш голосовой аппарат начинает работать сначала в полсилы. А не на 100 процентов, как до этого. А поскольку голос это мышечная система. А что происходит, когда мышцы не тренируются? Они атрофируются становятся слабыми, заплывают жиром и плохо питаются кислородом.
Тоже самое происходит и с вашим голосом. Голос – это мышцы, которые нужно тренировать каждый день и в младенчестве вы так и делали, но потом вам сказали, что это плохо. В результате вы перестали это делать. А теперь пример. Что произойдёт если целый день сидеть в офисе на протяжении 5-10 лет и не тренировать мышцы? Человек заплывает жиром, мышцы атрофируются, становятся слабыми и не могут выполнять на 100 процентов возможностей свою функцию и сам механизм ломается в целом. Тоже самое и с голосом, каждый человек должен использовать свой голос на 100 процентов возможностей и тренировать его правильно, если этого не делать, то к 50-ти годам от вашего голоса уже ничего не останется, он будет слабым и противным по звучанию, потому что слабый голос, некрасивый и безжизненный. Теперь возвращаемся к тому моменту, когда весь ваш механизм голоса ломается. Это происходит в школе, да именно там, а затем в университете. Вы всё больше молчите в течении дня и вообще не поёте, не кричите с эмоциями, не выражаете ярко свои чувства голосом. Вы перестаёте эмоционально общаться. А раньше в глубоком детстве вы это делали каждый день в детском саду.Наш мозг так устроен, что он избавляется от той функции, которая не нужна.
Если вы перестали петь в детстве или школе, мозг отключает это всё, если вы перестали общаться эмоционально, если вы не рассказываете стихотворения с выражением, не читаете эмоционально сказки детишкам на ночь, не поёте колыбельные, не зовёте в чистом поле кого-то-то, чтоб вас услышали за пять километров, значит это сигнал мозгу, что вам это не нужно. И он всё отключает. И вся система работы голосового аппарата весь её потенциал просто умирает и так происходит с каждым днём, годом, десятилетием. И вот вам сейчас уже 30 или 40 или 45. И вы слышите всё, что осталось от вашего голоса. Это тоже самое, если вы не будете тренировать своё тело в течении хотя бы 5 лет, оно будет слабым безжизненным и не способным нормально функционировать в пространстве. Я знаю о чем говорю, потому что сам не занимался своим телом лет так 8, и был ходячим трупом – постоянная слабость, усталость вялость, слабые мышцы. Меня это состояние просто достало и я пошёл в фитнес клуб. Купил абонемент и начал заниматься с тренером. Уже после месяца тренировок у меня появилась энергия, сила, выносливость, тело стало преображаться, а мышцы крепнуть. И тоже самое было у меня и с голосом. В 8 лет я перестал много петь, а после окончания школы вообще про это забыл. И когда я вспомнил про свой голос в 27 лет. Он был ужасен. В моменты прослушивания его на записи я удивлялся вообще, как люди со мной общаются. Он был на столько противный и слабый. Через пять лет я сделал себе голос. Просто очень захотел и сделал. Начните делать свой привлекательный, сильный, мощный, естественный, природный голос уже сегодня. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Об Алексее Коваленко
Алексей Коваленко – камерный певец, вокальный педагог с уникальным тембром голоса, лирический баритон с диапазоном в 4 октавы. Алексей Коваленко создал собственный авторский метод пения и постановки голоса. Живет он в Санкт-Петербурге, учит красиво петь естественным методом и совершенствует голоса людей из разных стран. Направления его творчества широки: камерная вокальная музыка, классическая эстрада 1950-80-х годов, русская классика. Приведу одно из упражнений Алексея Коваленко для расслаблении мышц гортани. Очень эффективное упражнение для расслабления мышц голосового аппарата — «Правильный зевок»
У человека существует множество мышц голосового аппарата — около 75-85 штук. Но есть основные группы мышц, которые необходимы для того, чтобы голос звучал красиво, свободно, расслабленно и приятно. Схема строения горла Гортань — считается одним из самых важных органов, который производит наш голос, в гортани как раз и зарождаются первоначальные звуки и тона, которые образуют голосовые связки. Затем эти звуки преобразовываясь, озвучиваются в резонаторах, в верхних полостях, во всём нашем теле, в нашем рту, уже выходят в виде голоса.
Поэтому если гортань зажата, а у большинства людей как раз обстоят дела именно таким образом, голос не будет выходить свободно. Голос будет постоянно сжатым, некрасивым и будет много проблем с голосом, а именно — напряжение и невозможность долго говорить, отсутствие резонанса в голосе и отсутствие резонанса в речи.
В этом занятии, как раз, мы научимся расслаблять мышцы гортани, как улучшить звучание Вашего голоса.
Гортань находится вот здесь вот. Вы можете спокойно нащупать. То есть, место где у вас находится кадык или правильно это называется — щитовидная кость. Когда вы её трогаете, здесь вы чувствуете кость. Вот это и есть щитовидная кость. Она закрывает и защищает ваши голосовые связки, которые находятся в самой гортани. Гортань — очень большая.
То есть это как будто коробка, в которой находятся голосовые связки. В области гортани располагается огромное количество мышц, использующихся в процессе звукоизвлечения.
Если у человека имеется спазм мышц в гортани, то у человека голос не будет звучать свободно, ярко и легко.
Алексей Коваленко везде искал информацию о том, как расслабить гортань, и находил множество всевозможных методов, но они были очень малоэффективными, потому что они не были естественными.
Данное упражнение он подсмотрел у животных, а именно у кошек и собак. Этот процесс у них происходит самопроизвольно и естественно. Это упражнение называется — «Правильный зевок».
«Правильный зевок» потому что оказывается большинство людей зевают абсолютно неправильно. Теперь мы научимся как правильно делать зевок. И это упражнение позволит расслабить мышцы Вашей гортани.
Если будете делать это упражнение минимум 10-15 минут в день в течение 1 месяца, Вы почувствуете как расслабится ваш голос. Описание метода выполнения этого упражнения:
Особенности функционала программ для обработки вашего голоса
Существуют различные программные инструменты, позволяющие обрабатывать голос и человеческую речь как таковую. Одни из таких программ предназначены для изменения голоса, что называется, «на ходу», позволяя менять характеристики голоса прямо во время произношения (удобно использовать, к примеру, при общении в Skype). В таких программах вы указываете нужные характеристики звучания, активируете микрофон, говорите что-либо, и на выходе получаете обработанный программой результат.
Вторые позволяют постобработку, когда меняется звучание записанного ранее голоса. Такие программы, по сути, являются полнофункциональными аудио редакторами (уровня Adobe Audition), позволяя редактировать, микшировать, добавлять эффекты в базовый аудиофайл, и, в конечном счёте, получать на выходе результат высокого качества.
В данном материале я остановлюсь на нескольких таких программах, и поясню, как пользоваться их возможностями. Также рекомендую попробовать говорилку онлайн с мужским голосом на русском языке.
Используем программы для изменения голоса
Улучшаем тембр голоса
Тембр голоса – индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.
Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:
- Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
- Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
- Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
- Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
- Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
- Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
- Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
- Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
- Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.
Как развить красивый голос, вы теперь знаете. Необходимо выполнять все упражнения методично каждый день. Надеемся, что наши рекомендации помогут добиться успеха и ваша речь и тембр голоса будут звучать так как хотелось бы вам.
Вера для билингвов
В планах Stafory — научить нейросеть справляться и с такой задачей. «Если найдём какой-то бизнес-кейс, то обязательно сделаем. Нужны примеры голосов — желательно публичных людей, которые говорят на русском и тут же на английском. Можно сетку обучать, что есть спикер, а у него есть такая переменная как language (язык. — Прим. „Секрета“). Если таких спикеров будет много, теоретически сможем кого угодно научить», — говорит Свешников.
Пока что Stafory сконцентрировалась на озвучке фильмов и рекламы. «У нас есть контракт с „Кубиком в кубе”. Делаем голос Руслана Габидуллина, думаю, в ближайшее время зарелизим. Уже есть три или четыре проекта, которые готовы его голос использовать. Обсуждаем нюансы», — рассказывает Свешников. По его словам, стартап ведёт переговоры со многими знаменитостями: некоторые из них обращаются сами, на других есть запросы от бизнеса. О ком именно идёт речь — пока не известно.
Стартап победителей
Сейчас стартап работает над контролируемым синтезом, который учитывает шесть базовых эмоций: счастье, удивление, страх, отвращение, гнев и печаль. Особенно это поможет при озвучивании аудиокниг и рекламных роликов.
«В случае с песнями когда-нибудь мы получим какой-то суперконтролируемый голос, и он начнет выигрывать на Евровидении. Уже сейчас нейросети побеждают в гейм-индустрии — в „Доте“ (Dota2) и в го.
Думаю, что с песнями будет то же самое. Нейросети могут участвовать в рэп-баттлах. Будет в шоубизнесе не группа такая-то, а стартап такой-то, который генерирует рэп», — прогнозирует Владимир Свешников.
Как поставить голос самостоятельно в домашних условиях
Если вы задались целью развить свой голос и настроить его, скажем, для любительского пения, или подготовить голос к выступлению, то сделать это результативно в домашних условиях вполне возможно.
Давайте проделаем гимнастику для постановки голоса и начнем ее с освоения правильного дыхания.
Учимся дышать
- Встаньте прямо, расправьте плечи, слегка расставьте ноги. Положите ладонь на область живота. Выдохните и сделайте медленный вдох нижней частью легких. Ощутите, как живот движется вперед. При выдохе он возвращается в обычное положение. При этом плечи не должны подниматься. Подышите так несколько раз.
- Стойте прямо, руки на поясе. Дышите глубоко. Наблюдайте за движением грудной клетки, как она расширяется на вдохе и опадает на выдохе, не поднимаясь и не опускаясь при этом.
- В том же положении сделайте медленный вдох в три этапа. Сначала нижней частью легких, выпятив живот; затем средней их частью, расширяя грудную клетку; потом верхушкой, поднимая ключицы вверх. Плавно выдохните.
Эти упражнения разрабатывают легкие, таким образом помогая развить сильный голос. Вдох делайте не полный, а такой, чтобы оставалась возможность «довздохнуть». Дышите плавно, нешумно, свободно, равномерно.
Освоение навыка дышать «животом» при неподвижной верхней части туловища впоследствии придаст «ту самую» силу вашему голосу.
Ну, и очевидные моменты. Проветривайте помещение перед занятиями, не делайте гимнастику сразу после еды, не переутомляйтесь, занимайтесь регулярно.
А теперь — упражнения для низкого грудного и высокого головного голоса.
Настраиваем голос
Чтобы поставить голос, выполняйте эти простые, но эффективные упражнения:
- Представьте, что у вас во рту горячая картошка. Она заставляет вас широко раскрыть не рот, нет, горло. Ощутите поднятое верхнее небо, опущенную нижнюю челюсть, открытое горло и закрытый рот. Запомните это ощущение.
- Попробуйте зевнуть с закрытым ртом. Добейтесь этим, чтобы верхняя челюсть и мягкое небо поднялись, а горло расслабилось и опустилось.
- Вот в таком положении, когда горло максимально широко раскрыто, используя дыхание «животом», начинайте мычать, протяжно тяните звук «ммммм». Почувствуйте, как работающая диафрагма создает твердую дыхательную опору для вашего голоса, и он, свободно проходя через широкое расслабленное горло, приобретает сильное и яркое звучание.
- Сохраняйте то же положение и тяните звуки «мммм-моооо» уже используя весь диапазон, переходя от высоких нот к низким и обратно. С помощью музыкального инструмента можно добиться правильности звучания. Ощутите, что низкие звуки создают вибрацию в груди, а высокие — в верхней части лица.
Далее поработаем над подвижностью речевого аппарата для улучшения дикции. Ведь невнятное произношение хорошо поставленным голосом это не совсем то, чего бы вам хотелось, правда?
Оттачиваем дикцию
- Увеличиваем подвижность губ. Сомкните губы, вытяните их сначала вперед, а потом растяните в улыбку. Проделайте круговые движения вытянутыми губами. Держа неподвижной нижнюю челюсть, выпячивайте нижнюю губу и возвращайте обратно.
- Стараемся расшевелить язык. Попробуйте дотянуться языком до мягкого неба. Высуньте язык, опустите его вниз до подбородка, поднимите вверх к носу. В том же положении подвигайте языком влево, вправо.
- Разрабатываем челюсти. Сделайте движение нижней челюстью вперед-назад, влево-вправо. Позевайте с закрытым ртом, как было описано выше,- это упражнение хорошо воздействует на челюстные мышцы и помогает выработать красивый голос.
- Упражняемся со звуками. Сначала — произношение отдельных звуков, например, «п», «б», «д», «т» и слов с ними «баба», «папа», «пакет», «балаган», «дом», «дятел», «труба», «танк». Потом — сочетания согласных в слогах пти-пта-пту, бда-бдо-бдэ, дби-дбу-дбо, тпо-тпэ-тпа. Когда четкость произношения будет достигнута, можно переходить к текстам и стихам.
- Тараторим скороговорки. Выучите несколько понравившихся вам скороговорок. Проговаривайте их четко, не торопясь. Попробуйте читать их с различными эмоциями — это интересно. Например, «Карл у Клары украл кораллы» — с негодованием, юмором, интригой, сожалением и т.д.
Получается? Главное, чтобы не механически, а с настроением. Тогда и результат — не за горами.
Есть еще один очень важный момент. И о нем — далее.
Дыхательная гимнастика для развития голоса
Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.
Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.
Упражнение №1
Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).
Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.
- контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
- задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
- если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).
Упражнение № 2
Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.
Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.
- на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
- рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
- упражнение можно делать лежа/сидя.
Упражнение № 3
Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.
Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.
Все предельно просто, а именно:
- Скачиваете архив
- Распаковываете
- Устанавливаете 2 программы
- Изучаете PDF документацию
- Изучаете видеуроки
- Если есть устройство на Android или IOS (если только компьютер или ноутбук, то подойдет тоже), устанавливаете приложение.
- Работаете только при помощи голоса (не волнуйтесь, работать с клиентами не потребуется)
- Зарабатываете деньги
- Снимаете деньги хоть каждый день!
- Повышаете уровень дохода и уровень жизни!
Вы получаете не Воздух, а полноценную рабочую систему + 100% поддержку если что спросить и прочее, почтовый ящик реальный, ответ получите в любом случае!
ОТЗЫВЫ ВЫКЛАДЫВАТЬ НЕ ВИЖУ НИКАКОГО СМЫСЛА, ИХ ОЧЕНЬ МНОГО! ЕСЛИ ВЫ ВЕРИТЕ «КУПЛЕННЫМ ОТЗЫВАМ» И «АКТЕРАМ С ДЕНЬГАМИ В РУКАХ», ТО ВОТ ВЫ И ПОПАДАЕТЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ЛОХОТРОНЫ И ОБМАНЫ! У МЕНЯ ВСЕ ЧИСТО И ПРОЗРАЧНО! ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ РАД БУДУ ОТВЕТИТЬ! ТОРОПИТЕСЬ КУПИТЬ ПО СКИДКЕ 80%
Служба поддержки по адресу: (метод не связан с форексом, просто я дополнительно торгую на форексе, именно почта так и называется). Вся ваша работа заключается в голосе! ГОЛОС 2.0 — ПОКУПАЙ, ИЗУЧАЙ, ЗАРАБАТЫВАЙ!
Простые правила для красоты звучания
Сам себе экзаменатор
Как улучшить звучание голоса? Чтобы развить голос – нужно его тренировать. Песни под фонограмму – отличный вариант для домашних упражнений. Для оценки качества звучания собственного голоса нужно сделать аудио-запись для начала одной пропетой песни. После записи самое время оценить свой труд – прослушать запись. Следует быть критичным к себе – представьте, что спетая Вами песня будет транслироваться по радио. Также можно дать прослушать свои певческие тренировки друзьям. После освоения пения с «минусовкой» стоит попробовать спеть любимую песню без музыкального сопровождения. Для оценки качества звучания также нужно записать пение на аудио-носитель.
Дневник наблюдений за голосом
Такой дневник нужно завести любому, кто хочет улучшить свой голос. Записи стоит поделить на несколько колонок: интонация, крик, смех, шепот, пение. Свои наблюдения стоит записывать при малейших изменениях, которые происходят с голосом. Такие записи помогают анализировать процесс развития.
Кривляние + подражание
Всегда есть идеал, к которому человек стремится. Наверняка, найдется любимый певец или певица, чей голос Вас завораживает и привлекает. Стоит попробовать изобразить для начала небольшой отрывок из песни, подражая певческой манере «любимчика». С каждым днем тренировок пение все больше будет становится похожим на то, к которому стремишься.
Игра в «молчанку»
Как бы это странно не звучало, но каждому, озабоченному проблемой – как улучшить голос для пения, – стоит ввести такое правило. Нужно молчать хотя бы один час каждый день. Это состояние можно сравнить с вакуумом – ощущение должно быть такое, как будто внутри пустота и густое молчание. Ни мыслей, ни звуков… только – тишина.
Советы певца и преподавателя по вокалу Алексея Коваленко
В повседневной жизни людям приходится много разговаривать, особенно, лекторам, преподавателям, всем людям связанным с преподавательской деятельностью.
Чтобы Ваш голос звучал громко, не напрягались голосовые связки и не чувствовалась усталость при длительном выступлении, в этом Вам помогут занятия преподавателя по вокалу Алексея Коваленко.
Певец и преподаватель по вокалу Алексей Коваленко даёт советы, как улучшить звучание Вашего голоса, развить настоящую резонаторную речь и правильное пение. Главное, как он считает — вначале необходимо поставить красивую речь на резонансе и потом правильно петь.
Используй правильную тональность
Всего бывает 3 типа тональностей:
- ищущая/ нуждающаяся;
- нормальная;
- рваная.
Ищущая или нуждающаяся тональность (1)
При таком общении в конце голос поднимается всегда немного вверх. Так разговаривают люди, которые нуждаются в чем-то и ищут одобрения.
Так же на улице попрошайки подходят на улице к людям и спрашивают денег. Это ищущий, пытающийся понравиться раппорт.
- Время не подскажите?
- Покушать пиццы вкусной со мной не хотели бы?
- У меня компьютер сломался, исправь, пожалуйста.
Комплекс упражнений для развития голоса у детей и взрослых будет не так эффективен, если вы будете продолжать общаться с людьми, используя нуждающуюся тональность.
Это непривлекательно и вызывает отторжение.
Нормальная тональность (2)
Когда вы разговариваете с человеком полностью нейтрально, без каких-либо особых эмоций.
Например:
- У нас сегодня все хорошо.
- Я неплохо провел время в парке.
- Папа купил новую машину.
Рваный раппорт (3)
Со стороны по подаче эта тональность смотрится так, будто бы ты ничего не хочешь от этого человека и как будто и не хочешь особо с ним разговаривать.
С этой тональностью ты не стараешься впечатлить собеседника, меньше пытаешься и меньше напрягаешься.
Эта тональность будет полезна мужчинам, чтобы вести правильную интеракцию при знакомстве с женщинами.
Примеры 3 тональности:
- Вообще, круто отдохнули позавчера.
- Отличная футболка у тебя.
- Едем сейчас в наше любимое место у реки.
Чтобы быть центрированным и быть в перманентном состоянии при общении, с большинством людей нужно разговаривать от рваной до нормальной тональности. Если основное количество времени твой голос между рваной и нормальной тональностью, и еще ты разнообразишь его иногда ищущим раппортом, то твой голос будет дерзким и забавным одновременно. Это будет весело и разнообразно одновременно.
Поэтому используй все три типа тональности умеючи, и тогда ты будешь знать все о том, как поставить речь и голос. У тебя появится чарующая и уникальная тональность.
Поднять инвестиции
Точную сумму вложений в нейросеть назвать сложно, потому что стартаперы одновременно работали над Vera Voice и роботом Верой. «Но вообще это достаточно затратно. Речь идёт о десятках миллионов рублей. Во-первых, деньги нужны на серьёзных специалистов. Простому программисту с улицы будет тяжело разобраться: там несколько моделей нейронных сетей, и нужно понимать, что такое звук, волна, какие у неё характеристики», — рассказывает Владимир Свешников.
С появлением робота Вера стартап начал привлекать инвестиции. «Мы сами начинали делать маркетплейс. Тогда своих денег было миллиона два рублей. Мы несколько раз подавали заявки в разные российские акселераторы. Нас не взяли в акселератор в Карелии и в Дагестане. Во ФРИИ нас взяли далеко не сразу
А когда на нас всё же обратили внимание и мы стали активно работать над продуктом, дело пошло. Сначала получили два миллиона от ФРИИ
Потом — 15 млн, 50 млн и ещё 226 млн (от фонда и частного инвестора)»,— говорит он.
MorphVOX Pro — софт изменения речи
Первая программа для обработки речи, на которой я хочу остановиться – весьма популярная MorphVOX Pro. Данная программа позволяет обрабатывать ваш голос в режиме «реального времени», когда во время процесса общения в сети вы говорите своим обычным голосом, а собеседник получает изменённое с помощью MorphVOX Pro звучание. Вы можете изменить свой голос на детский, женский или мужской, добавить ему грозных ноток или наоборот убрать таковые, говорить голосом демона, робота или другого персонажа (дополнительный комплект голосов можно скачать отдельно от самой программы).
- Для работы с программой необходимо её скачать (к примеру, с ресурса Softportal) и установить на ваш ПК.
- Затем перейдите в настройки программы (кнопка «Preferences» слева сверху).
- Выберите вкладку «Device settings», в опции «Мicrophone» установите используемый системой микрофон, а в опции «Playback» — используемые в системе динамики.
- Затем нажимаем на кнопку «ОК» внизу, больше ничего не меняем.
Установите нужное значение параметров «Microphone» и «Playback»
Если вы всё сделали правильно, то на звучание вашего голоса будет непосредственно реагировать зелёный индикатор в центре окна программы (рядом с кнопкой «Mute»).
Рабочий экран программы делится на три части. Слева вы можете выбрать готовые настройки какого-либо голоса для звучания. Это может быть ребёнок (Child), мужчина (Man), женщина (Woman), робот (Robot), демон (Hell demon) и другие.
Рабочий экран MorphVOX Pro
В центре расположены ползунки позволяющие постепенно изменять характеристики голоса: pitch shift (изменение тона), Timbre (тембр), Shift (изменение тембра), Strength (изменение мощности тембра).
Справа находится графический эквалайзер (вы также можете менять там звучание вашего голоса), а также выбрать какие-либо из голосовых эффектов (Voice effects).
Чтобы использовать изменённый с помощью MorphVOX Pro голос, к примеру, в Skype, необходимо перейти в настройки Скайпа, выбрать там вкладку «Настройки звука», и установить по умолчанию микрофон на значение «Screaming Bee Audio».
Чтобы открыть голос
Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.
Звукорежиссёр
Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.
Кью-икс
Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.
Зевок
Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.
Выдох-стон
Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.
Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.
Как развивать голос для вокала
Дыхание. Вокальное дыхание отличается от привычного нам способа дышать. В жизни человек чаще дышит грудью, при этом плечи подвижны и воздушный поток контролировать непросто. Вокалисты же используют диафрагмально-нижнереберное дыхание, при котором напрягаются мышцы диафрагмы и живота. Во время вдоха живот выпячивается, а плечи остаются неподвижными. При помощи мышц вокалист регулирует силу воздушного потока и распределяет воздух при пении.
Чтобы развить голос для вокала, делайте специальные дыхательные упражнения не менее двадцати минут в день.
Звукообразование. В звукообразовании участвуют голосовые связки, дыхательная система, мышцы лица и другие части певческого аппарата. Контролируя их, вы изменяете звучание голоса и добиваетесь необходимого результата. Чтобы проанализировать «слабые места» своего вокала, посетите занятия по вокалу. Постановка голоса – сложный процесс, и если от природы у вас нет правильной постановки (что случается редко), то необходимо консультироваться с педагогом. Он продиагностирует ваше пение, прослушает на предмет зажимов, пения в нос и других дефектов, о которых самостоятельно вы не узнаете.
Несколько занятий с педагогом дадут понимание того, какие упражнения вам подойдут. Вы получите индивидуально подобранный комплекс упражнений, подходящий именно для вашей ситуации. Сюда входят упражнения на развитие активности мышц лица, рта, языка; скороговорки (включают работу над дыханием и подачей звука) и другие упражнения.
Уделяя тренировке по десять минут в день, вы добьётесь большего результата, чем просто посещая занятия раз или два в неделю. Но необходимо осуществлять домашние занятия под руководством педагога по вокалу т.е. консультируясь на занятиях.
Занимаясь самостоятельно без предварительной подготовки, велика вероятность повредить связки, заучить неправильные дыхательные движения и усугубить голосовые зажимы.
Учитесь контролировать свой голос. Записывайте записи пения на диктофон, прослушивайте себя и исправляйте недочеты.
Музыкальный слух
Зачем его развивать? Без музыкального слуха невозможно уловить мотив, спеть правильно куплет или припев. Именно поэтому необходимо развивать слух. Вот несколько упражнений, которые помогут в этом:
- Вам понадобится музыкальный инструмент или соответствующее приложение в телефоне. С его помощью нужно воспроизвести: “до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до”, при этом пропеть их, стараясь попадать в ноты. Играйте гаммы с самого начала до конца, а затем в обратном порядке: “до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до”. За один подход такое действие нужно проделывать около 30 раз, чтобы запомнить и прочувствовать каждую ноту.
- Упражнение под названием “Эхо”. Оно подходит не только взрослым, но и детям. Прослушайте песню, а затем постарайтесь сами ее воспроизвести. Делайте это вслух. Можете разучивать строчку за строчкой. Повторяйте правильно не только слова, но и мотив. Не переходите к следующей, пока у вас не получится предыдущая. Это делается для того, чтобы четко и правильно попадать в каждую ноту.
- Нотная грамота. Научитесь читать ноты, сопоставлять их звучание с мелодией песни. Тогда это будет способствовать тому, что музыкальный слух начнет развиваться быстрее, а воспроизведение звуков станет более осмысленным и понятным.
- Пойте интервалы. Для выполнения этого упражнения понадобится музыкальный инструмент. Интервал – это расстояние между двумя нотами. Например, “до-ре”, “до-ми”, “до-фа”, “до-соль”, “до-ля”, “до-си”. Поднимайтесь по нотным “ступенькам” вверх, а затем спускаясь по ним вниз.
- Пение соседних нот, например, “до-ре”, “до-си-до”.
- Изучение классики. Когда мы стремимся в чем-то преуспеть, то начинаем больше интересоваться этим предметом. Интерес к классике возникнет как раз при изучении азов пения. Бывает, что сложный аккорд гораздо легче запомнить, если заучить мотив, в котором он содержится.
Упражнения на «Полный зевок»
- Теперь нужно кое-что добавить. Также разомкнуть зубы. Закройте глаза и представьте, Вы едете в поезде и засыпаете, но Вы при этом улыбаетесь. И улыбка у Вас не пропадает в процессе. Просто улыбнитесь.
- Зубы у Вас разомкнуты. Представляем, что Вы засыпаете, но с улыбкой, и при этом Вы делаете плавный, медленный зевок. Не переживайте то, что у вас будут растягиваются мышцы челюсти. Так и должно быть. Растягивается также мышцы вашей гортани.
- Это простое упражнение, но очень эффективное. Если будете делать его, то Вы получите очень хорошие результаты в расслаблении мышц Вашей гортани.
Напоследок хочу Вам сказать интересную вещь. В нашем обществе не принято естественно зевать. Мы постоянно сдерживаем этот процесс, даже тогда, когда наше тело требует это. Мы закрываем рот, либо мы зеваем про себя. Но на самом деле это неестественно, ведь Ваши мышцы требуют растяжение, расслабление. И как раз зевок это то, что надо — он полностью растягивает мышцы гортани, которые обычно не тренируются.
И поэтому это упражнение — это тренировка и фактически йога для мышц Вашей гортани. Она помогает улучшить звучание Вашего голоса. Просто эффективней этого упражнения, по словам Алексея, он нигде не видел.
Можете сходить в зоопарк, и просто понаблюдайте как зевают животные, наблюдайте как они это делают и старайтесь никуда не торопиться.
Для занятий постарайтесь выделить время. Выделите хотя бы 5 или 10 минут на это упражнение, чтобы Вам никто не мешал. Просто насладитесь этим процессом, процессом выполнения упражнения. Можно также включить приятную музыку. Или что-то представлять, медитировать.
Я очень надеюсь, что данное упражнение поможет вам расслабить мышцы Вашей гортани, и Ваши голоса зазвучат ещё лучше, ещё красивее. Ссылка на упражнение, видео:
Поделиться ссылкой:
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
После постановки дыхания и упражнений, позволяющих улучшить чистоту голоса, можно перейти к тренировке тембра. Работа над силой поможет поставить голос в домашних условиях и научиться регулировать низкое и высокое звучание. Главное выполнять задания, избегая перенапряжения связок, иначе в дальнейшем можно получить повреждения, которые приведут к необратимым последствиям.
1. Во время этого упражнения нужно наносить себе легкие удары по груди, как это делал Тарзан в мультфильме, и при этом распевать набор каких-либо гласных звуков
Важно произносить их довольно громко, можно даже кричать, но не стоит переусердствовать с ударами, чтобы не нанести себе травму
Чтобы усовершенствовать силу своего голоса, важно произносить звуки не только речевым аппаратом или горлом, но попытаться включить в работу все тело целиком. Таким образом, звучанию придается большая глубина и бархатистость
3. И последней совет: рекомендуется чаще слушать любимые песни и подпевать им, подражая тембру вокалистов. Со временем это позволит научиться контролировать голос и изменять его силу, регулируя звучание.
Упражнения на развитие силы голоса.
Ауканье. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем ещё громче.
Вьюга. Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» вы тихо произносите: «У-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» говорите громко: «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносите тише и смолкаете по сигналу «Вьюга кончилась».
Гудок паровоза. Изобразим гудок паровоза: «У-у-у-у». Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.
Маленькое привидение из Вазастана. Вспомним повесть А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: «У-у-у».
Пожарная машина. Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издаёт пронзительные звуки сирены: «у-у-у-у-у».
Высота голоса
Высота голоса – слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками. Между частотой звука и его высотой существует сложное соотношение. Умение точно воспринять мелодику речи, то есть уловить на слух все высотные изменения голоса, – одно из необходимых условий эффективного общения. Не менее важно научиться управлять своим голосом так, чтобы его высотные параметры позволяли реализовать любой мелодический рисунок, чтобы высотный диапазон голоса был достаточен для выражения широкой гаммы чувств и эмоций.
Важно отметить, что все характеристики голоса: и высота, и громкость, и тембр – тесно взаимодействуют. Так, громкость растёт с высотой голоса. В связи с этим часто возникает терминологическая путаница. Например, говорят: «Он повысил голос» или «Собеседники говорили на повышенных тонах», при этом вовсе не имея в виду высоту голоса, а лишь степень его слышимости, т.е. громкость.
В самом деле, высота голоса – весьма существенный фактор, влияющий на восприятие нашей речи. Считается, что человек с низким голосом производит впечатление самодостаточного и более уверенного, чем обладатель высокого голоса.
А те, у кого голос от природы низкий, напротив, хотели бы научиться говорить более «нежно и прозрачно», чем это им удаётся, а также получить возможность «повысить голос» или «говорить на повышенных тонах», когда это необходимо.
Повысить или понизить тон речи можно, развивая свой диапазон,
раскачивая голос при помощи упражнений вверх и вниз от своего основного, естественного, так называемого «примарного», тона. Но примарный тон по-прежнему останется основой вашего голоса. Его легко найти при помощи «доречевых» звуков. Необходимо привыкнуть к звучанию своего собственного голоса (
на том тоне, где вы смеётесь, стонете и зеваете
), полюбить свой голос, только тогда он будет вас слушаться. Иногда по разным причинам нам перестаёт нравиться собственный голос, и мы начинаем говорить «не своим голосом», искусственно завышая или занижая его. И голос не прощает подобного отношения: звучит неестественно, зажимается, устаёт.
Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца.
Тон голоса
Тон голоса – это интонационная характеристика, включающая несколько видов информации о говорящем. К этим видам относится информация следующего характера: физическое и эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, самооценка, внутреннее действие (чего хочет, чего добивается).
Примеры тонов, отображающих разные виды информации:
1. Физическое состояние: усталый, бодрый, вялый, слабый, сильный, немощный, умирающий, гиперактивный.
2. Эмоциональное состояние: раздражённый, тревожный, радостный, гневный, сомневающийся, неуверенный, уверенный, меланхоличный, испуганный, печальный, возбуждённый.
3. Отношение к собеседнику: возвышающий, хвалебный, пренебрежительный, ласковый, язвительный, дружелюбный, негодующий, сокрушающийся, холодный, влюблённый.
4. Самооценка: гордый, надменный, спотыкающийся, неуверенный, уверенный, спокойный.
5. Действие: провоцирующий, укоряющий, принуждающий, просящий, требующий, ободряющий, успокаивающий, соблазняющий, отталкивающий, манящий.
Обычно в тоне содержится одновременно несколько видов информации.
Ваша цель – легко изменять тон голоса по собственному желанию, в зависимости от ситуации. Для этого надо научиться не только слышать его внутри, извлекая из слуховой памяти, уметь воспроизводить, но также в какой-то мере возбуждать различные эмоции и выражать их в голосе.
Упражнение «Игра тонами».
1. Произнесите одну и ту же фразу (например: «Посмотрите сюда») несколькими видами тонов:
Представьте, что вы говорите каждую фразу в какой-то конкретной ситуации и добиваетесь какой-то конкретной цели. В качестве тренировочных можно использовать любые фразы, в том числе и скороговорки.
2. Произнесите небольшой монолог, удерживая уверенно-доброжелательный тон.
Тоновый диапазон человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц.
Полётность голоса
Полётность–способность голоса быть слышимым на большом расстоянии при минимальных затратах сил говорящего или поющего. При этом и у того, кто говорит, и у того, кто слушает, возникает ощущение облегчённого звукоизвлечения
: голос как бы «летит». Независимо от типа голоса, высоты и тесситуры, а также громкости звучания, в полётном голосе всегда присутствует некоторая металличность, слышится своеобразный «звоночек» – призвук в области четвёртой октавы, если воспользоваться нотным обозначением. Высокочастотные обертоны в этой области, названные «
высокой формантой
», с наибольшей лёгкостью воспринимаются нашим слухом, поэтому голос, в тембре которого содержатся такие обертоны, отличается хорошей слышимостью. Полётный голос, испытывающий воздействие всевозможных шумов, рельефно выделяется и тем самым проявляет помехоустойчивость.
Полётность – одна из важнейших характеристик тембра профессионального голоса. Если в голосе нет полётности, то это не только обедняет выразительные возможности говорящего, но и указывает на нерациональную организацию фонации, недостаточное владение голосом. Дело в том, что появление высокой форманты обусловлено определённой конфигурацией резонаторов речевого тракта, а также специфическим взаимодействием мышц дыхательной системы и гортани. Правильная постановка голоса позволяет придать ему помимо других качеств и полетность.
Интересно, что полётностью звука обладают музыкальные инструменты, и зависит она не только от мастерства исполнителя, но также и от «природных» свойств самого инструмента. Известно, что великие скрипичные мастера Гварнери, Страдивари, Амати и некоторые другие умели создавать скрипки-шедевры, которые ценились не только своим великолепным, благородным звучанием, но также и поразительной полётностью звука. Секрет этого чудесного свойства скрипок Страдивари, давно ставших музыкальной редкостью, несмотря на усилия многих исследователей, всё ещё не разгадан до конца.
Музыканты, певцы и актёры высоко ценят это важное свойство звука – его полётность. Измерения показали, что у хороших (звонких) голосов коэффициент полётности равняется 25–30 децибелам, а у плохих («сырых») голосов – всего лишь 15–20 децибелам.
Диапазон
(от греч. dia pason (chordon) – через все (струны)) – совокупность звуков (тонов), которые могут быть воспроизведены данным голосом. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.
Чаще всего говорят о высотном (мелодическом), или тоновом диапазоне, который определяется как интервал между самым низким и самым высоким звуком (тоном) в пределах возможностей данного голоса. Высотный диапазон зависит от многих факторов: возраста, анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата, эмоционального и физического состояния человека, его обученности (в процессе целенаправленной работы над голосом диапазон его расширяется). Большой высотный диапазон необходим для расширения выразительных и изобразительных возможностей голоса, мелодичности речи.
Различают также диапазон динамический
и диапазон
тембральный
. Что касается динамического диапазона, то он представляет собой ряд градаций силы или громкости голоса. Динамический диапазон прямо не связан с абсолютной силой или громкостью. Например, голос, который может увеличивать звучность от едва слышного до умеренно громкого, будет по динамическому диапазону шире, чем тот, который воспринимается в пределах от громкого до не очень громкого. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы голос охватывал максимум градаций звучности – это позволяет сделать речь хорошо слышимой и выразительной. При этом надо избегать форсирования звука, когда голос искажается и находится на грани срыва. В музыке, пении и в сценической речи принято обозначать градации громкости итальянскими терминами – в порядке возрастания: пианиссимо (pp), пиано (p) меццо-пиано (mp), меццо-форте (mf), форте (f), фортиссимо (ff).
Тембральный диапазон
– это разнообразие тембров, звуковая «палитра» голоса, определённый набор специфически звучащих вариантов. Известно, что каждый человек обладает индивидуальным, присущим только ему тембром, который обусловлен особенностями функционирования речевого аппарата. Но речевой аппарат достаточно пластичен и может гибко перестраивать свою работу. Так, не представляет большого труда осуществить назализацию, лабиализацию, палатализацию звука, что приводит к существенному изменению тембра. При известной тренировке удаётся произвольно расширять и сужать глотку, опускать и поднимать гортань (с размахом до нескольких сантиметров), менять режим смыкания голосовых складок.
Чем больше вариантов артикуляции усваивает человек, тем разнообразнее в тембровом отношении звучит его голос, тем шире его тембральный диапазон, а это обеспечивает более точное решение коммуникативных и сценических задач.
Тоновый диапазон
человеческого голоса представлен последовательностью тонов, которые могут быть произведены голосовым аппаратом в пределах границ между самым низким и самым высоким звуками. Человеческий голос обычно включает в себя тоны от 64 до 1300 герц. В двух формах проявления человеческого голоса – пении и разговоре – качества голоса представлены несколько различно. Разговорный голос составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного и зависит от вокального образования.
Голосовой диапазон расширяется в основном в результате повышения верхней тоновой границы.
Кроме того, приобретается необходимая сила голоса и тренированность Наибольший тоновый диапазон для мужских голосов – 35 полутонов, для женских – 38. Если учитывать также и крайне низкие тоны басовых голосов (43,2 герца) и высокие свистящие тоны детских голосов (4000 герц), то получится,
что человеческий голос охватывает 6 октав
.
Интенсивность голоса
Интенсивность голоса
(от лат.
intensio
– напряжение) – энергетическая характеристика голоса, которая может быть измерена специальными приборами и определяется звуковой энергией, проходящей за единицу времени через единицу площади. Интенсивность голоса почти никогда не измеряется непосредственно. При помощи микрофона измеряется звуковое давление, а интенсивность, пропорциональная квадрату звукового давления, если это нужно, определяется либо аналитически (по формуле), либо с помощью соответствующей электронной схемы.
Данные о значениях звукового давления или интенсивности обычно представляются в логарифмической шкале, то есть в децибелах (дБ) по отношению к начальному логарифмическому уровню, принимаемому за 0 (нуль).
Интенсивность голоса зависит от режима работы голосовых складок и величины воздушного давления под ними. Чем выше подскладочное воздушное давление и чем плотнее смыкаются голосовые складки, тем больше интенсивность голоса.
Тембр
– психоакустическая характеристика голоса, обусловленная совокупностью факторов: степенью выраженности шумовых компонентов, обертонов, модуляционными процессами, атакой и затуханием голосового сигнала. Характерные звуковые особенности различных источников определяются не только свойствами основного тона, но и в не меньшей степени наличием обертонов. Именно присутствие тех или иных обертонов, представленных в определённом числе и соотношении, характеризует тембр источника звука.
Слово «тембр» происходит из французского языка и означает «печать», «клеймо». Служит тембр для характеристики источника тона. По тембру мы различаем звуки окружающей нас живой и неживой природы, судим об их происхождении. Тембр голоса воспринимается как специфическая окраска голоса, позволяющая различать людей (не видя их) по голосам, даже если высота, громкость и длительность звучания этих голосов одинакова. Тембр голоса имеет важное коммуникативное значение. Гораздо легче, например, установить контакт с собеседником или с аудиторией, если говорящий обладает приятным, красивым тембром голоса. Тембр голоса или, как ещё говорят, его «окраска» – обертональный ряд, который делает неповторимым голос каждого человека.
Тембр зависит от физических данных человека
: объёма лёгких, строения голосовых связок и костей черепа. Но он может существенно меняться, если мы научились направлять звук через различные резонирующие части тела: грудную клетку, живот, зубы, лоб, затылок.
Именно с помощью игры резонаторов пародисты подражают чужим голосам.
При владении резонаторами, «внутренними микрофонами» нашего тела, мы можем добавить голосу высокие обертоны, делая его более звонким, «полётным», пробивающим пространство даже большого зала. Можем подстроить наш тембр в соответствие с характеристиками помещения, где мы говорим, находя общий резонанс со стенами, полом, потолком. Таким образом, наш голос становится достаточно звучным (да ещё и красиво «окрашенным») при минимальной нагрузке на голосовые связки.
Тембр голоса может быть спонтанным (непроизвольным) и креативным (специально сформированным). Спонтанный тембр характерен для непоставленных голосов, особенно когда говорящий взволнован или когда слуховой контроль затруднён. На основании спонтанного тембра можно довольно точно определить физическое и эмоционально-психологическое состояние говорящего. Креативный тембр свойствен голосам поставленным, профессиональным.
Он вырабатывается с целью выразить в голосе только те эмоции и краски, которые имеют прямое отношение к данной речевой задаче.
Человек способен в широких пределах менять тембр своего голоса как непроизвольно, так и целенаправленно. Однако при этом в той или иной степени тембр сохраняет черты индивидуальной неповторимости. Индивидуальность тембра обусловлена тем, что размеры речевых органов и функционирование нервной системы, управляющей ими, у каждого человека неповторимы. В то же время широкое варьирование тембра возможно благодаря способности речевого аппарата работать в разнообразных режимах.
Голос, как любой звук, характеризуется с точки зрения его восприятия во времени атакой, модуляциями или отсутствием модуляции, затуханием. Эти акустические процессы оказывают непосредственное влияние на тембр. Короткая, «взрывная» атака делает голос жёстким, напористым. Плавное, как бы с «раздуванием» начало звука придаёт ему противоположный характер: голос становится мягким, задушевным, может быть даже завораживающим. Если вслед за фазой атаки наступает короткая фаза затухания, то голос воспринимается как выкрик, лающий звук. Если фаза затухания длительная, то возникает эффект стона или плача.
Как правило, между атакой и затуханием существует достаточно продолжительная фаза, которая характеризуется либо отсутствием изменений громкости и высоты, либо модулированием этих параметров. Модуляция громкости и высоты со строгой периодичностью (по синусоидальному закону) и частотой от 4 до 8 Гц называют эффектом вибрато. Легче всего проследить вибрато в оперном пении, где оно крупное, «размашистое». В бытовой речи вибрато возникает довольно редко, лишь в минуты особого эмоционального подъёма и у хорошо обученных актёров. И у поющего, и у говорящего вибрато является украшением голоса.
Пульсации вибрато делают голос живым и одухотворённым. Если вибрато нет, голос кажется безжизненным и невыразительным, по образному выражению вокалистов – «прямым, как палка». Вибрато придаёт голосу определённую эмоциональную окраску, от него зависят эстетические свойства голоса. Некоторые известные драматические артисты для выражения сильных эмоциональных переживаний также иногда прибегают к вибрато.
Упражнение «вибрато».Вдохните через нос и рот, затем на выдохе спойте упражнение на гласную «а» с интервалом в секунду. Поём эту секунду 10 раз на одном дыхании: сначала медленно, затем увеличивая темп. Положите руку на горло в области кадыка и если вы делаете упражнение правильно, то почувствуете, что вместе с дыханием задействованы мышцы гортани (они колеблются, то есть вибрируют).
Тембр голоса трудно поддаётся описанию. Обычно для обозначения тембров используют слова, значение которых связано с представлением о разных свойствах предметов, почти не имеющих отношения к звуку: бархатный, богатый, горячий, раскалённый, жёсткий, задавленный, мягкий, острый, полный, пустой, светлый, сжатый, слабый, твёрдый, тёмный, тёплый, тусклый, тяжёлый, широкий, холодный, ясный. Долгое время в сценическом искусстве была известна система четырёх знаменитых тембров: золотого, серебряного, медного и бархатного.
Интересны высказывания о тембровых красках голоса известного итальянского баритона Титто Руффо: «Я стремился создать при помощи специальной вокальной техники подлинную палитру колоритов. При помощи определённых изменений я создавал звук голоса белый, затем, заменяя его звуком насыщенным, я доводил его до колорита, который называл синим; усиливая тот же звук и округляя его, я стремился к колориту, который называл красным, затем к чёрному, то есть тёмному».
Очень мало используются собственно звуковые представления: глухой, дрожащий, звонкий, крикливый, назальный. Известен и такой приём характеристики тембров, когда пытаются назвать те чувства, которые они выражают: эмоционально-волевой тембр, шутливо-иронический тембр, грустный, нежный, спокойный, угрюмый. В некоторых случаях целесообразно использовать названия тембров, построенные на основе ассоциаций с той или иной фонемой: у-образный тембр, и-образный тембр и т.п.
Работа над тембром является центральной задачей при постановке голоса. Умение сформировать адекватный речевой задаче тембр голоса – одно из важнейших профессиональных умений.
Тайна тембра человеческого голоса издавна привлекала исследователей-акустиков и музыкантов, инженеров связи и лингвистов, врачей-фониатров и вокальных педагогов, логопедов и актёров, певцов, физиологов и даже математиков. Первым попытался изучить «анатомию» тембра знаменитый немецкий физик Герман Гельмгольц. Для этого он использовал очень простые устройства – стеклянные или металлические шары с двумя отверстиями. Узкое отверстие прислонялось к уху, и если шар резонировал, это означало, что в голосе содержатся обертоны, близкие по звучанию к резонансному тону шара. Для выделения обертонов разной высоты существовали шары разных размеров.
Сейчас для исследования тембра голоса применяется несравненно более сложная, точная и объективная аппаратура, например, звуковые спектрометры. Подобно тому, как солнечный луч, проходя через призму, разлагается на составляющие его цвета радуги, звук голоса, пройдя через спектрометр, расчленяется на отдельные составляющие его обертоны. В результате ряда электроакустических преобразований на экране прибора появляется серия светящихся столбиков, каждый из которых соответствует определённой частоте обертона, а высота столбика – его интенсивности.
Картина, получающаяся при разложении звука на экране спектрометра, носит название спектра звука
, а отдельные сильно выдающиеся пики, состоящие из группы обертонов и влияющие на распознавание речевых звуков, были названы
формантами
. Форманта во многом определяет секрет индивидуального звучания тембра. Исследования показали, что в каждой гласной содержатся три, четыре и даже пять формант. Каждая из них влияет на опознаваемость звуков, но наиважнейшими оказываются первые две-три. У разных людей форманты даже в одних и тех же гласных звуках несколько разнятся по своему частотному положению, ширине и интенсивности. Индивидуальные особенности формант и придают голосу каждого человека неповторимый, присущий только ему одному тембр.
Красивый голос
Как тренировать голос? Этот вопрос часто задают те, кто хочет самостоятельно научиться петь. После того как вы научились четко и быстро говорить, следует перейти к упражнениям для пения. Сам голос при этом станет более низким, диапазон расширится, а произношение улучшится в несколько раз. Главное, перед началом упражнений для постановки голоса записывайте, как он звучит на первом уроке, а после нескольких недель тренировок сравните с тем, каким он стал. Вам нужно выполнить такие действия:
- Встаньте перед зеркалом и начинайте произносить гласные звуки в последовательности “и-э-а-о-у”, протягивая каждый из них до того момента, пока хватает дыхания. Почему именно такая последовательность? Дело в том, что это упражнения начинается со звука “и”, который имеет самую высокую частотность. Далее следуют все остальные звуки по мере уменьшения этого показателя. Каждый звук обладает уникальной особенностью. Например, “и” при протягивании будет способствовать тому, что положив руки на голову, вы будете ощущать легкую вибрацию кожи.
- Теперь активизируйте диафрагму, произнося звук “м” с закрытым ртом по три раза в день. При этом его нужно тянуть, словно это гласный (“м-м-м-м”). Первый раз произносите звук тихо, далее чуть громче, а потом совсем громко, чтобы при этом голосовые связки напряглись. Если после упражнений на следующий день они болят, то необходимо в следующий раз не так громко произносить звуки, уменьшая диапазон звучания.
- Звук “р” придает голосу напористость звучания, энергию и силу. Подготовьтесь к упражнению, подняв кончик языка к небу и произнося звук “р”. У вас должно получиться некое подобие рычания. После этого начните выразительно и с разной интонацией произносить этот звук в словах “роль”, “руль”, “рубль”, “ринг”, “рыло”, “риск”, “рысь”, “ритм”, “товар”, “сыр”, “повар”, “мороз”. Используйте слова, в которых звук находится в разных частях слова, а также повторяется, Например, “терраса”.
- Упражнение “Тарзан”. Его вы должны выполнять в обязательном порядке, если вас интересует, как тренировать голос. Оно является эффективным завершением заданий, о которых мы рассказали выше. Вам нужно проделать упражнение под номером 1, протягивая звуки в такой же последовательности, но при этом нужно стучать себя по груди кулаками (только не очень сильно, чтобы не навредить себе).
Все упражнения дадут более действенный эффект, если выполнять их по утрам. Кроме того, при этом вы зарядитесь положительной энергией на весь день, а ваше дыхание будет легким.
Как разработать голос за неделю
За короткий промежуток времени профессиональным вокалистом не стать и с нуля навыки правильного дыхания, чистого интонирования, пения в резонаторы не развить.
Дело в том, что когда мы поём — задействуются многие органы: лёгкие, гортань, связки, твёрдое и мягкое нёбо, язык, зубы, щеки и т.д. И все они должны правильно двигаться, принимать верное положение для того, чтобы пение получалось красивым и управляемым.
Происходить эти действия должны на автомате — только так удастся добиться слаженной работы певческого аппарата и необходимости отыгрывать роль при пении. А чтобы довести работу голоса до автоматизма, нужно дать мышцам привыкнуть к новому способу звукоизвлечения и запомнить его, т.е. тренироваться правильно петь.
По сути, регулярно посещая занятия по вокалу, мы тренируем мышцы. Как в тренажерном зале. Но мы же не ждем, что наше тело приобретет формы Арнольда Шварцнегера за два занятия!
Поэтому необходимо дать время своему певческому аппарату, чтобы привыкнуть к новым движениям и довести их до автоматизма. В среднем за два-три месяца регулярных занятий организм осваивает технику вокального (диафрагмально-нижнереберного) дыхания, и задействует этот навык при пении без вашего участия. Чем больше времени пройдёт — тем прочнее вобьются в мышечную память эти движения.
То же касается и артикуляции. Развивая регулярно подвижность мышц лица и ротовой полости, вы не только «разбудите» и прокачаете их, но и заставите работать, участвовать в звукоизвлечении при пении.
В целом процесс развития и постановки голоса длительный – для долговременного результата необходимо потратить не менее полугода и поддерживать его домашними тренировками: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, распевками и исполнением песен.
Vera Voice в Голливуде
Ближайшие планы — выйти на рынок США. «В России клонированием голоса занимаемся мы и Сбербанк (он синтезировал голос Грефа и Станиславского). В США таких сервисов, конечно, больше: это и Amazon, и Google, и стартап Dessa, который делал голос Джо Рогана. Это известный комик, который брал интервью у Маска, когда тот курил траву. Они сделали его голос, очень круто получилось», — рассказывает Владимир Свешников.
Нейросеть Vera Voice может успешно конкурировать с американскими сетками. Только потребуется меньше данных, меньше времени и меньше затрат — а качество будет таким же, отмечает Свешников. «Их нейросети обучаются на восьми часах, минимум — на четырёх часах. А у нас Путин получился на двух. Кажется, что мы знаем, как сделать и на одном часе. Возможно, у нас получится сделать голос и на 10 минутах», — говорит он.
«Купи-ка кока-колу, Вова»
В чём основные плюсы синтеза голоса? Можно озвучить какой-то большой текст или динамическую рекламу. «Для увеличения дохода от рекламы, круто делать персонифицированную рекламу голосом знаменитости. Наша технология это позволяет. Условно, я послушал песню Шнура на Spotify, а в конце песни Шнуров мне говорит: „Слушай, а купи-ка кока-колу, Вова“. И я такой: „Опа!”»,— говорит Владимир Свешников.
Есть и социальное направление — для людей, у которых серьёзные проблемы с голосом. «Например, Стивен Хокинг — все мы знаем голос его робота. А могли бы просто знать голос Стивена Хокинга. Настоящий. У нас, кстати, есть запрос сделать голос робота Стивена Хокинга», — говорит Владимир Свешников.
Как сделать голос более высоким
Спорить с природой бесполезно, поэтому кардинально «перековать» голос не поможет ни один преподаватель. Однако можно расширить диапазон голоса в сторону верхних частот. Это значит, что кроме привычных, удобных для вас нот, вы сможете уверенно брать и те, которые находятся выше нынешнего предела. Достигается это упорными и регулярными тренировками, опять-таки под руководством преподавателя – иначе есть риск навредить голосу.
Занятия могут строиться следующим образом:
- распевка, обязательно включающая в себя пропевание нижних нот диапазона – чтобы растянуть связки перед занятием;
- работа над вокальными зажимами, связанными с неуверенностью в успешном взятии высокой ноты;
- отработка «вокального зевка» — чтобы «поставить» голос «на опору».
Важно во время занятия по вокалу обращать внимания на ощущение в горле. Боль, першение – любой дискомфорт может сигнализировать об ошибках, которые вредят связкам. В этом случае необходимо немедленно прервать выполнение упражнения и сообщить о своём состоянии преподавателю. Это поможет избежать серьёзных проблем с голосом, которые могут даже поставить крест на мечте петь.
Чтобы сделать голос сильнее
Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.
Звуки «и», «э», «а», «о», «у»
Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.
Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».
Упражнение Тарзана
Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.
Мычание
Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.
Рычание
Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».
Диета для усиления голоса
Помимо того, что сегодня можно найти массу всяких диет, благотворно сказывающихся на физическом и даже душевном здоровье, есть и особая диета, которая оказывает целенаправленное влияние на силу голоса. Но если вы подумали, что теперь вам нужно будет кардинально изменить рацион своего питания, то спешим вас успокоить: особо ничего менять не придётся.
На сегодняшний день доподлинно известно, что яичный желток, если употреблять его в сыром виде, прекрасно воздействует на поверхность голосовых связок и горла, делая их более мягкими и упругими. По этой причине диетологи профессиональных артистов настаивают на том, что каждое утро нужно обязательно употреблять в пищу одно сырое яйцо.
Кроме яиц, есть и другие продукты, способные помочь в усилении голоса. В первую очередь, говоря о таких продуктах, нужно сказать о молоке – оно, как и яйца, делает голосовые связки эластичными и мягкими. Но молоко нужно употреблять никак не холодным, но и не горячим. Оно должно быть тёплым, т.е. его температура должна быть ниже, чем температура молока, которое многие из нас пьют при простудных заболеваниях, иначе вы просто напросто обожжёте свои связки.
Если же вы не любите молоко или у вас, не дай бог, аллергия на него, можно заменить этот продукт сладким тёплым чаем. Сахар здесь упоминается не случайно, ведь в нём содержится глюкоза, которая также влияет на эластичность связок.
Вот, собственно, и всё. Проделывайте представленные нами упражнения хотя бы раз в день, и уже через неделю ваш голос станет сильнее и бархатистее. А введя эти упражнения в систему, через некоторое время вы уже и не вспомните, что когда-то ваш голос был слабым, т.к. организм адаптируется и привыкнет к новым нагрузкам.
https://xn--e1afbapcvjk6htb.xn--p1ai/na-zametku/uprazhneniya-na-razvitie-sily-golosa.html