Содержание
«16 ассоциаций». Упражнение.
В продолжение темы исполнения наших желаний, хочу дать вам упражнение, которое поможет понять, что мешает желанию исполниться.
Еще оно поможет вам понять, чего на самом деле вы хотите, какой выбор в сложной ситуации сделать. Это одно из тех упражнений, которое может подойти для самодиагностики своих чувств. А так же оно может запустить положительные изменения в вашей жизни, потому что этим упражнением вы выводите свои желания из подсознания и в дальнейшем уже более осознанно идете к своей цели. В какой-то момент вы обнаружите, что мечта исполнилась.
Эту технику придумал К. Юнг, глубоко изучавший наше бессознательное. Сейчас её широко используют в коучинговых сессиях. Например, бизнес-тренер Ольга Губанова расширила и адаптировала технику.
В этой статье я расскажу про ее находки касательно 16 ассоциаций и дополню материал своими размышлениями.
Суть техники в следующем.
Мы ищем глубинную «спрятанную» ассоциацию. На ее основании мы принимаем решения, делаем или не делаем что-то.
Наш мозг запоминает что-либо с помощью кода. Код – это набор визуальных образов, информация от органов чувств, связанная с эмоциями и ощущениями в теле. Все это хранится в нашей долговременной памяти.
Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.
Поэтому, например, когда мы думаем о слове «работа», то у нас одновременно могут активироваться такие кусочки памяти как: ощущение необходимости ездить час на метро каждый день; радость от самореализации; злость на коллегу, данное матери в детстве обещание построить успешную карьеру; лицо первого наставника в профессии – и еще множество вещей. Все это активируется одномоментно, в доли секунды. А мы не понимаем, почему при мысли о работе внезапно хочется кофе конкретного сорта «Колумбия Сан Августин». А потому что работают ассоциативные связи.
Польза от упражнения 16 ассоциаций.
Мы выполняем упражнение и осознаем, что на нас влияет. Осознание позволяет менять ассоциации — трансформировать их.
Ученые установили: мы вспоминаем не само событие, а последнее воспоминание о нем.
Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь.
Общий эмоциональный окрас всей цепи зависит от того, как будут окрашены ассоциации из которых эта цепь состоит, и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова.
А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.
Выполнив упражнение, мы получаем готовую КАРТУ для дальнейшей работы: становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.
После выполнения упражнения оставьте листик при себе, подпишите дату, а через некоторое время выполните упражнение заново и сравните результаты.
Как правильно выполнять упражнение.
1. Ищите СВОИ ассоциации, а не общепринятые. Перебирая слова, прислушайтесь к тем, что откликаются именно вам, избегайте поверхностных ассоциаций. Их появление сигналит о том, что есть боль, и мы неосознанно защищаемся.
2. Слово-ассоциация может использоваться только один раз. Повторяться нельзя. Если оно всплывает снова и снова, необходимо после окончания упражнения выписать слово отдельно и уже к нему подобрать 16 ассоциаций.
3. Иногда (особенно на последнем и предпоследнем уровнях) может произойти внезапный ступор. Это нормально. В этом случаем можно медленно проговорить вслух два слова, которые вы сейчас объединяете. Можно представить каждое слово в виде образа и через образы их объединить.
4. При написании слов следите за осанкой. Правильная прямая спина помогает быстрее находить ассоциации и объединяющие образы.
5. Следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации.
Задайте себе контрольный вопрос комфортно ли вам с такой ассоциацией. Если ответ отрицательный проанализируйте, что вызывает дискомфорт.
Выполнение упражнения.
Выбираем слово, с которым будем работать. Берите то слово, которое вызывает в вас отклик. Вот если бы вас могло продвинуть осознанное исследование какого-то слова, то какое бы это было слово?
Теперь возьмите лист А4, расположите его горизонтально, как обычный альбомный лист. С левого края пишем в столбик цифры от 1 до 16.
Например, это слово учеба.
Думаем об учебе… учебе вообще… учебе, как понятии… вашей личной учебе… А теперь пишем в столбик 16 ваших ассоциаций к слову учеба. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения…
Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения. Здесь нет ни плохих, ни хороших слов — пишите все, что приходит в голову»
Теперь, когда вы написали 16 ассоциаций, объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.
Теперь для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.
Теперь, когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку…
Снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.
Продолжаем, пока не останется одно слово.
В итоге получается такая картина:
Когда все закончили, переходим к обратной связи.
Анализ состояния.
1. Как вам сейчас?
2. Как бы вы описали ощущение, когда вы нашли свое слово-ключ?
3. Что вы замечаете, глядя на слова в своем списке?
4. Какой столбец было заполнить сложнее?
Обратите внимание на позитивные и негативные слова. Каких больше? В каком столбце?
«Ключи» к технике «16 ассоциаций»
Что скрывается в каждом столбце.
Первый уровень
Показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…
Второй уровень
Уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.
Третий уровень
Образы наших эмоций в отношении ключевого слова.
Четвёртый уровень
Корень проблемы, самые значимые вопросы. Содержат внутренние стратегии выбора.
Обращайте повышенное внимание не только на глубинную ассоциацию, но и на предпоследний уровень слов — «ключевую тройку».
Например, одна молодая женщина на выбранное ключевое слово «деньги» нашла глубинную ассоциацию — слово «радость». «Странно, — сказала она. – Слово позитивное. У меня вообще почти везде позитивные слова. Почему у меня денег нет?» В «последней тройке слов» (глубинная ассоциация и два слова перед ней) она использовала слово «сила».
— А ты свою силу принимаешь? Позволяешь себе быть сильной?
— Нет, не позволяю. Я вообще боюсь быть сильной
Меняем ассоциации.
Трансформировать то, что получилось можно любыми способами.
Глубинная ассоциация — это всего лишь ассоциация. Это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать заново.
Ассоциации, вызывающие дискомфорт, можно вычеркнуть и заменить положительными.
Можно работать с образами — картинками, углубляться в них, задавать вопросы для чего сейчас этот образ нужен (какую пользу приносит, о чем предупреждает).
Можно разукрашивать и преобразовывать сами буквы в словах. Делать их ярче и сильнее.
«16 ассоциаций» — это техника с большим потенциалом, которая стала для многих людей приглашением к осознанному самоисследованию. Попробуйте и вы!
К предыдущей статье:
Техника свободного письма или писанка.
К следующей статье:
Как начать действовать. Упражнение «Цепочка».
http://www.onrely.ru/articles/16-assotsiatsiy