«16 ассоциаций». Упражнение.

«16 ассоциаций». Упражнение.

В продолжение темы исполнения наших желаний, хочу дать вам упражнение, которое поможет понять, что мешает желанию исполниться.

Еще оно поможет вам понять, чего на самом деле вы хотите, какой выбор в сложной ситуации сделать. Это одно из тех упражнений, которое может подойти для самодиагностики своих чувств. А так же оно может запустить положительные изменения в вашей жизни, потому что этим упражнением вы выводите свои желания из подсознания и в дальнейшем уже более осознанно идете к своей цели. В какой-то момент вы обнаружите, что мечта исполнилась.

Эту технику придумал К. Юнг, глубоко изучавший наше бессознательное. Сейчас её широко используют в коучинговых сессиях. Например, бизнес-тренер Ольга Губанова расширила и адаптировала технику.

В этой статье я расскажу про ее находки касательно 16 ассоциаций и дополню материал своими размышлениями.

Суть техники в следующем.

Мы ищем глубинную «спрятанную» ассоциацию. На ее основании мы принимаем решения, делаем или не делаем что-то.

Наш мозг запоминает что-либо с помощью кода. Код – это набор визуальных образов, информация от органов чувств, связанная с эмоциями и ощущениями в теле. Все это хранится в нашей долговременной памяти.

Причем все эти «кусочки памяти» тоже, в свою очередь, закодированы подобным набором, из-за чего активация одного из воспоминаний активирует целые цепи. Это и есть ассоциации и цепочки ассоциаций.

Поэтому, например, когда мы думаем о слове «работа», то у нас одновременно могут активироваться такие кусочки памяти как: ощущение необходимости ездить час на метро каждый день; радость от самореализации; злость на коллегу, данное матери в детстве обещание построить успешную карьеру; лицо первого наставника в профессии – и еще множество вещей. Все это активируется одномоментно, в доли секунды. А мы не понимаем, почему при мысли о работе внезапно хочется кофе конкретного сорта «Колумбия Сан Августин». А потому что работают ассоциативные связи.

Польза от упражнения 16 ассоциаций.

Мы выполняем упражнение и осознаем, что на нас влияет. Осознание позволяет менять ассоциации — трансформировать их.

Ученые установили: мы вспоминаем не само событие, а последнее воспоминание о нем.

Чем больше новых ассоциаций мы приложим к ключевому слову, тем сильнее изменится активируемая этим словом цепь.

Общий эмоциональный окрас всей цепи зависит от того, как будут окрашены ассоциации из которых эта цепь состоит, и какие чувства у нас возникнут при следующем вспоминании этого слова.

А мы знаем, что чем ярче будет эмоция, тем сильнее (и быстрее) будет эффект перезаписи.

Выполнив упражнение, мы получаем готовую КАРТУ для дальнейшей работы: становится понятно, что можно использовать как ресурс, а что и почему необходимо поменять.

После выполнения упражнения оставьте листик при себе, подпишите дату, а через некоторое время выполните упражнение заново и сравните результаты.

Как правильно выполнять упражнение.

1. Ищите СВОИ ассоциации, а не общепринятые. Перебирая слова, прислушайтесь к тем, что откликаются именно вам, избегайте поверхностных ассоциаций. Их появление сигналит о том, что есть боль, и мы неосознанно защищаемся.

2. Слово-ассоциация может использоваться только один раз. Повторяться нельзя. Если оно всплывает снова и снова, необходимо после окончания упражнения выписать слово отдельно и уже к нему подобрать 16 ассоциаций.

3. Иногда (особенно на последнем и предпоследнем уровнях) может произойти внезапный ступор. Это нормально. В этом случаем можно медленно проговорить вслух два слова, которые вы сейчас объединяете. Можно представить каждое слово в виде образа и через образы их объединить.

4. При написании слов следите за осанкой. Правильная прямая спина помогает быстрее находить ассоциации и объединяющие образы.

5. Следите за ощущениями в теле. Если найденная ассоциация ваша – вы это почувствуете в буквальном смысле, телом. Особенно сильной будет телесная реакция при нахождении последнего слова, той самой глубинной ассоциации.

Задайте себе контрольный вопрос комфортно ли вам с такой ассоциацией. Если ответ отрицательный проанализируйте, что вызывает дискомфорт.

Выполнение упражнения.

Выбираем слово, с которым будем работать. Берите то слово, которое вызывает в вас отклик. Вот если бы вас могло продвинуть осознанное исследование какого-то слова, то какое бы это было слово?

Теперь возьмите лист А4, расположите его горизонтально, как обычный альбомный лист. С левого края пишем в столбик цифры от 1 до 16.

Например, это слово учеба.

Думаем об учебе… учебе вообще… учебе, как понятии… вашей личной учебе… А теперь пишем в столбик 16 ваших ассоциаций к слову учеба. Это могут быть существительные, наречия, глаголы, местоимения…

Главное правило — ни одно слово не должно повторяться на протяжении всего упражнения. Здесь нет ни плохих, ни хороших слов — пишите все, что приходит в голову»

Теперь, когда вы написали 16 ассоциаций, объедините получившиеся слова скобками по два — первое со вторым, третье с четвертым и так далее.

упражнение 16 ассоциаций фото 1

Теперь для каждой пары найдите то слово, которое объединяет для вас эти понятия. Будьте максимально честными, прислушивайтесь к себе — это должна быть ваша, именно ваша личная ассоциация на эти два слова.

упражнение 16 ассоциаций фото 2

Теперь, когда у вас получилось 8 слов, снова объединяем их в пары по порядку…

Снова найдите вашу ассоциацию к каждой паре слов. Будьте внимательны, прислушивайтесь к себе. Откликается ли вам это слово. Чем честнее, чем искреннее вы будете с собой, тем сильнее будет результат.

упражнение 16 ассоциаций фото 3

Продолжаем, пока не останется одно слово.

В итоге получается такая картина:

упражнение 16 ассоциаций фото 4

Когда все закончили, переходим к обратной связи.

Анализ состояния.

1. Как вам сейчас?

2. Как бы вы описали ощущение, когда вы нашли свое слово-ключ?

3. Что вы замечаете, глядя на слова в своем списке?

4. Какой столбец было заполнить сложнее?

Обратите внимание на позитивные и негативные слова. Каких больше? В каком столбце?

«Ключи» к технике «16 ассоциаций»

Что скрывается в каждом столбце.

Первый уровень

Показывает стереотипы пишущего, поверхностные и вполне осознаваемые ассоциации. То, что нам вложили в головы в детстве, и то, что мы сами впитали из окружающей среды, телевизора/интернета и социума…

Второй уровень

Уровень мыслей, того, о чем мы думаем в связи ключевым словом.

Третий уровень

Образы наших эмоций в отношении ключевого слова.

Четвёртый уровень

Корень проблемы, самые значимые вопросы. Содержат внутренние стратегии выбора.

Обращайте повышенное внимание не только на глубинную ассоциацию, но и на предпоследний уровень слов — «ключевую тройку».

Например, одна молодая женщина на выбранное ключевое слово «деньги» нашла глубинную ассоциацию — слово «радость». «Странно, — сказала она. – Слово позитивное. У меня вообще почти везде позитивные слова. Почему у меня денег нет?» В «последней тройке слов» (глубинная ассоциация и два слова перед ней) она использовала слово «сила».

— А ты свою силу принимаешь? Позволяешь себе быть сильной?

— Нет, не позволяю. Я вообще боюсь быть сильной

Меняем ассоциации.

Трансформировать то, что получилось можно любыми способами.

Глубинная ассоциация — это всего лишь ассоциация. Это не само понятие, это якорь, который дергает ассоциативная цепь. И только вам решать, использовать ее для усиления вашего потенциала или переписать заново.

Ассоциации, вызывающие дискомфорт, можно вычеркнуть и заменить положительными.

Можно работать с образами — картинками, углубляться в них, задавать вопросы для чего сейчас этот образ нужен (какую пользу приносит, о чем предупреждает).

Можно разукрашивать и преобразовывать сами буквы в словах. Делать их ярче и сильнее.

«16 ассоциаций» — это техника с большим потенциалом, которая стала для многих людей приглашением к осознанному самоисследованию. Попробуйте и вы!

К предыдущей статье:

Техника свободного письма или писанка.

Онлайн психолог Наталья Бабух

К следующей статье:

Как начать действовать. Упражнение «Цепочка».

http://www.onrely.ru/articles/16-assotsiatsiy