Особенности обеспечения учебного процесса по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста в ДЮСШ и фитнес-клубах Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Козьяков Роман Валерьевич

Обучение детей плаванию является популярной физкультурно-оздоровительной услугой, оказываемой широкой сетью фитнес-клубов в России. Система организации подобных занятий, готовность инструкторов фитнес-клубов к их проведению на сегодняшний день остается весьма конфиденциальной информацией. В статье предпринята попытка определить особенности обучения дошкольников плаванию в фитнес-клубах и сравнить полученные данные с содержанием и деятельностью тренеров ДЮСШ в этом направлении.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Козьяков Роман Валерьевич

Features of educational process providing in swimming with preschool age children at the youth sport schools and fitness-clubs

Teaching children to swim nowadays is a popular sports and health-saving service provided by a wide network of fitness-clubs in Russia. Unfortunately, the system of organization of such activities and willingness of trainers’ staff for their conducting, nowadays, remains very confidential information. The article attempts to define the characteristics of preschool children learning to swim in the fitness-clubs, comparing these data with the content and activity of the sports school coaches work in this direction.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения учебного процесса по плаванию с детьми старшего дошкольного возраста в ДЮСШ и фитнес-клубах»

Контактная информация: revenko.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2017

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ПЛАВАНИЮ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЮСШ И ФИТНЕС-

Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II; Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Обучение детей плаванию является популярной физкультурно-оздоровительной услугой, оказываемой широкой сетью фитнес-клубов в России. Система организации подобных занятий, готовность инструкторов фитнес-клубов к их проведению на сегодняшний день остается весьма конфиденциальной информацией. В статье предпринята попытка определить особенности обучения дошкольников плаванию в фитнес-клубах и сравнить полученные данные с содержанием и деятельностью тренеров ДЮСШ в этом направлении.

Ключевые слова: плавание, фитнесс-клуб, старший дошкольный возраст, плавательные умения и навыки, игровой материал, групповые занятия.

FEATURES OF EDUCATIONAL PROCESS PROVIDING IN SWIMMING WITH PRESCHOOL AGE CHILDREN AT THE YOUTH SPORT SCHOOLS AND FITNESSCLUBS

Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Failia Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical science, professor, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow; Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer,

Russian State Social University, Moscow

Teaching children to swim nowadays is a popular sports and health-saving service provided by a wide network of fitness-clubs in Russia. Unfortunately, the system of organization of such activities and willingness of trainers’ staff for their conducting, nowadays, remains very confidential information. The article attempts to define the characteristics of preschool children learning to swim in the fitness-clubs, comparing these data with the content and activity of the sports school coaches work in this direction.

Keywords: swimming, fitness-club, senior preschool age, swimming skills, playing material, group lessons.

В Москве разработана и действует Государственная программа «Спорт Москвы», рассчитанная на 2012-2018 годы, задача которой является оптимизация системы физического воспитания детей и молодежи. Одним из значимых средств физического воспитания детей является плавание — популярнейший вид спорта, жизненно необходимый навык, имеющий высокий оздоровительный эффект.

До недавнего времени массовое обучение плаванию детей и подростков осуществлялось в дошкольных образовательных учреждениях, средних образовательных школах, физкультурно-оздоровительных комплексах и группах спортивно-оздоровительной под-

готовки ДЮСШ [1, 5, 10, 11]. В последние годы появилось и активно развивается в системе физического воспитания новое звено — фитнес-клубы, позволяющее приобщить дошкольников и школьников к занятиям физической культурой, и, в частности, обучать жизненно важному плавательному навыку. Шаговая доступность клубов, наличие мелких плавательных ванн, вариативные дополнительные услуги, возможность выбора времени посещения, плавание вместе с ребенком привлекательно как для детей, так и для родителей. Однако, предоставляя объемную информацию по услугам, фитнес-клубы не раскрывают специфику обеспечения учебного процесса по плаванию.

Цель исследования — провести сравнительный анализ обеспеченности процесса обучения плаванию дошкольников в фитнес-клубах и московской ДЮСШОР по водным видам спорта «Юность Москвы».

Мы предположили, что значительное количество и разнообразие фитнес-клубов предусматривает наличие, как инновационных программ физического воспитания населения разных возрастов, так и следование общепринятым педагогическим постулатам.

В ДЮСШОР «Юность Москвы» Москомспорта были проведены беседы с 26 тренерами, проводящими обучение плаванию дошкольников: 11 тренеров по спортивному плаванию, 9 по прыжкам в воду и 6 по синхронному плаванию. Все респонденты имеют высшее физкультурное образование, соответствующую спортивную специализацию и опыт работы от 5 до 30 лет [6]. По итогам бесед было выяснено, что никто из тренеров по спортивному плаванию не приглашает старших дошкольников в бюджетные группы, хотя, согласно примерной программе, возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах может быть 6-17 лет. В то же время на коммерческой основе в индивидуальном порядке и в абонементных группах тренерами проводятся занятия с дошкольниками 3-7 лет. В бюджетные группы по прыжкам в воду приглашаются дети 5-6 лет без предварительного отбора, а для занятий в группах синхронного плавания девочки 5-6 лет проходят отбор по уровню физической подготовленности и внешним данным [7, 8]. Проведенный опрос родителей (106 человек) показал, что в группы синхронного плавания все родители приводят девочек с перспективой на дальнейшую спортивную деятельность. О спортивной карьере для своих детей, посещающих занятия в абонементных группах по спортивному плаванию и бюджетных группах по прыжкам в воду, об этом задумываются менее половины родителей, соответственно 43,5% и 33,3%.

Вам будет интересно  Что такое сплит тренинг, виды и преимущества сплит тренировок, сновы и принципы раздельной тренировки

В ходе бесед было выявлено, что занятия с дошкольниками проводятся не менее 3 раз в неделю; тренеры самостоятельно выбирают средства обучения, руководствуются собственным опытом и ориентируются на программу спортивной школы.

На сегодняшний день имеется множество разнообразных авторских методик и программ для формирования плавательных умений и навыков у детей дошкольного возраста [6, 12]. Например, в Москве популярна одновременная методика Т. А. Протченко и Ю. А. Семенова, направленная на освоение облегченных способов плавания и формирование прикладных плавательных умений; широко известны методические разработки, выполненные под руководством профессора В.С. Васильева, обеспечивающие учет индивидной предрасположенности каждого ребенка к освоению конкретной техники плавания. Нами было выявлено, что более половины тренеров по спортивному плаванию, что составляет 23,1% от всех респондентов, имеют информацию о существовании авторских методик, но в то же время продолжают руководствоваться личным опытом работы, следуя традиционному алгоритму обучения плаванию.

Занятия в ДЮСШОР «Юность Москвы» проводятся в стандартных учебных бассейнах. На занятиях с группами применяется традиционный инвентарь: нарукавники, плавательные доски, спасательный шест, мелкие тонущие предметы для ныряния, легкие резиновые мячи; на занятиях по синхронному плаванию дети иногда плавают в ластах. На индивидуальных (коммерческих) занятиях инвентарь более разнообразный: вариативные яркие надувные игрушки, мелкие плавающие шарики, нудлсы, специальный ин-

вентарь для изучения погружений и ныряний.

По словам тренеров, всех детей изначально «выкупывают»: знакомят с подготовительными упражнениями и упрощенными плавательными движениями, надев на дошкольников надувные нарукавники, постепенно снижая их поддерживающие свойства; применяют плавательные доски и страховочные шесты; будущих прыгунов в воду, привязав к фалу, знакомят с простейшими прыжками с бортика и метрового трамплина. Индивидуальные занятия с использованием поддерживающих средств, в том числе и надувных нарукавников, проводят более половины опрошенных тренеров (65,4%).

Игровой материал на групповых занятиях, как правило, сводится к свободному плаванию на последних 2-х — 3-х минутах. Индивидуальные занятия с ребенком тренеры проводят, широко применяя игровую форму, причем, чем младше ребенок, тем больше игрового материала — от 50 до 100% времени занятия [2, 4].

В процессе обучения все дошкольники, занимающиеся в бюджетных группах по прыжкам в воду и синхронному плаванию, проходят строгий отбор: тех, кто не может выполнять требования тренера, отчисляют с предоставлением возможности продолжить занятия на коммерческой основе.

В опросе сотрудников шести крупнейших фитнес-клубов города Москвы: Wellness Park, LaSalute, I love fitness, Dr. Loder, World Class, «Зебра» приняли участие 6 менеджеров бассейнов и 36 инструкторов плавания. В ходе опроса менеджеров выявлено, что только в четырех клубах из пяти имеются специальные ванны для обучения плаванию детей дошкольного возраста, хотя во всех клубах в наличии ванны с пологим дном, в которых в индивидуальном порядке проводят занятия с дошкольниками. Во всех бассейнах огромный выбор разнообразного игрового и спортивного инвентаря, специального оборудования: горки, гейзеры, водопады. Со слов менеджеров, все инструкторы, работающие с клиентами бассейна, имеют педагогическое или физкультурное образование (колледж, вуз), спортивную квалификацию не ниже I разряда по плаванию и опыт работы по обучению плаванию не менее года. При приеме на работу на должность аква-инструктора оценивается наличие и уровень коммуникативных навыков; приятный и опрятный внешний вид; знание анатомии, физиологии, правил оказания доврачебной помощи пострадавшему на воде, знание основ технологии продаж. Как заявили менеджеры, все инструкторы фитнес-клубов ежегодно обучаются на краткосрочных курсах повышения квалификации (12-18 часов) и проходят итоговую аттестацию на профпригодность. Во всех клубах на вопрос о текучести кадров нам отказались ответить.

Однако опрос инструкторов показал, что физкультурное образование имеют лишь 61,1% опрошенных (из них высшее образование у 54,6%), 69,4% респондентов не имеют спортивных разрядов по плаванию, но в прошлом были спортсменами-разрядниками по другим видам спорта (гимнастика, лыжные гонки, легкая атлетика, бодибилдинг). Стаж работы по обучению плаванию у 88,9% респондентов колеблется в пределах от 1 года до 4 лет; 11,1% опрошенных имеют стаж 8-10 лет. Ежегодное повышение квалификации персонала было организовано только в трех фитнес-клубах.

Поскольку менеджеры фитнес-клубов не предоставили нам программ по обучению плаванию, можно сделать вывод, что инструкторы бассейна работают без этих документов, используя знания и опыт, приобретенные в ходе собственных тренировок, в процессе обучения в вузе или колледже, самообучении или на курсах повышения квалификации. Большая часть респондентов (61,1%) предпочитает заниматься с взрослыми, объясняя это простотой общения, и лишь 27,8% опрошенных (все — женщины) отметили, что отдают приоритет занятиям с детьми, поскольку им нравится общение с малышами. Затруднились расставить приоритеты в этом вопросе 11,1% инструкторов. Причем, все респонденты склоняются к проведению индивидуальных, а не групповых занятий, поскольку первые оплачиваются по более высоким тарифам и, по их мнению, более эффективны.

Было выяснено, что только 16,7% — шестеро недавних выпускников физкультурных вузов — знакомы с современной специальной литературой по методике обучения плаванию: они смогли назвать одну-две книги, имена авторов, но затруднились в раскрытии особенностей их методик. По данным опроса, лишь 11,1% инструкторов применяют инновационные подходы к обучению плаванию, но в беседе не смогли раскрыть их суть. Тем не менее, 80,6% инструкторов считают, что обучают детей плаванию по общепринятой методике, но лишь 34,5% из них смогли её разъяснить. Почти половина респондентов (47,2%) доверяет собственному опыту, но раскрыть его секреты отказалась [12]. Аква-инструкторы клубов, так же как и в ДЮСШОР не уделяют внимания определению плавательной предрасположенности детей, отдавая при обучении приоритет кролю на груди.

Вам будет интересно  Сайт о плавании: разминка перед плаванием

Изначально на групповых занятиях все инструкторы применяют надувные нарукавники, постепенно снижая их поддерживающие свойства, на индивидуальных занятиях от нарукавников отказались все респонденты, т.к. инструктор вместе с ребенком находится на мелкой воде. В беседах было выявлено, что на групповых занятиях все инструкторы используют игровой материал в два-три раза больше (не менее 70% времени от продолжительности всего занятия), нежели на персональных занятиях. Такие же данные были получены и при проведении педагогических наблюдений над ходом 30 групповых и 50 персональных занятий с детьми. Данный факт объясняется тем, что на индивидуальных занятиях инструкторы значительное внимание уделяют именно технике плавания, находятся с учеником в воде и оказывают ему непосредственную помощь; игры являются вознаграждением ребенка за положительные результаты в бучении. Все занятия проводятся весьма эмоционально с широким использованием вариативного инвентаря и оборудования [3, 9].

В указанных клубах было проведено ранжирование имеющихся и желаемых физкультурно-оздоровительных услуг для старших дошкольников. К ранжированию были привлечены родители 74 детей-дошкольников 6-7 лет (30 девочек и 44 мальчиков) — клиентов клубов. Выявлено, что большинство родителей, независимо от пола ребенка, предпочитают занятия в группах плавания (94,6%).

На базе фитнес-клуба Wellness Park был проведен опрос 50 детей-дошкольников 67 лет (29 девочек и 21 мальчик) и их родителей, посещающих занятия плаванием. В ходе опроса было выяснено, что большинство родителей (60,0%) привели своих детей в клуб в основном для обучения плаванию, более трети — для укрепления здоровья (34,0%), остальные — для ликвидации дефицита общения и приобретения новых знакомств (6,0%). Выбор занятий плаванием в фитнес-клубе, а не в коммерческой группе бассейна детского сада, абонементной группе ФОК или бюджетной группе спортшколы, в первую очередь, аргументируется удобным расположением клуба и свободой варьирования временем занятий в распорядке дня, самостоятельным определением их количества в недельный или месячный период (100,0%), а так же возможностью присутствия на занятиях родителей (80,0%). Из всех опрошенных родителей только 4,0% видят в своих детях будущих мастеров спорта по плаванию, а из родителей девочек лишь трое (10,4%) задумываются о перспективе отдать детей в синхронное плавание.

В ходе опроса дошкольников было выявлено, что 86,0% из них с удовольствием приходят на занятия, причем 18,0% детей самостоятельно приняли решение заниматься плаванием; 90,0% дошкольников и их родителей считают, что занятия эффективны, и никто не желает переходить к другому инструктору.

Мнения по поводу формы организации занятий, разделились. Одни предпочитают заниматься в группе, так как это весело и можно приобрести новых друзей (22,0%); другие же (64,0%) боятся в глазах других показаться слабым, родители хотят обеспечить своему ребенку максимум внимания от инструктора и выбирают занятия с персональным тренером; остальные опрошенные (14%) приходят в бассейн покупаться вместе с родителями, и помощь инструктора в данном случае сводится лишь к консультативной деятель-

ности. По мнению родителей, персональные занятия более емкие, инструктор отдает все свое внимание лишь одному ребенку, составляет специальную программу для обучения, учитывая особенности ребенка; может находиться во время обучения в воде. Однако, при опросе инструкторов данного клуба, информации о персонально разработанных программах получено не было; в ходе наблюдений было выявлено, что инструкторы осуществляют индивидуальный подход при общении с ребенком, но не всегда предлагают посильные упражнения; все занятия представляют собой красочное действо, способное не только заинтересовать и удержать маленького клиента, но и привлечь к занятиям других.

Достоинством фитнес-клубов является многочисленность их отделений, что приближает эти физкультурно-оздоровительные площадки к месту жительства потенциальных клиентов. Бассейны клубов, по сравнению с бассейнами, в которых проводятся занятия ДЮСШОР «Юность Москвы», оснащены вариативным оборудованием и инвентарем, что привлекает клиентов и способствует повышению интереса дошкольников к занятиям плаванием; родителя могут выбирать и изменять расписание занятий, присутствовать на них. Однако программных документов, утвержденных руководством клубов, в наличии не имеется. Руководство клубов не информирует клиентов о профессионально-педагогической подготовленности своих сотрудников, программах обучения. Инструкторы, не всегда обладающие физкультурным образованием и даже соответствующей спортивной специализацией, в основном привлекают к себе клиентов личностными качествами, умением развлечь ребенка, создать оптимально-положительную атмосферу на занятиях, что на наш взгляд, подкупает родителей, поскольку перспектив спортивной специализации своих детей они, в своем большинстве, не видят. Разные основные задачи, которые стоят перед инструкторами фитнес-клуба (финансовый доход клуба и инструктора посредством оказания высококачественных услуг физкультурно-оздоровительной направленности) и профессионально-подготовленными тренерами ДЮСШОР (массовое обучение плаванию с перспективой выявления талантливых, способных детей с целью подготовки высококлассных спортсменов) определяют специфику отбора, содержания занятий, требований. Однако условия и атмосфера занятий, созданные для дошкольников в бассейнах фитнес-клубов, для родителей не менее важны, чем профессионализм тренеров ДЮСШОР.

Поскольку клуб и инструкторы материально заинтересованы в успехах своей деятельности, а руководство клубов, анонсируя требования к сотрудникам, обязуется их четко соблюдать и регулярно проводить курсы повышения квалификации, в работе бассейнов фитнес-клубов просматриваются перспективы положительных сдвигов в профессиональной подготовленности инструкторов и современном методически грамотном обеспечении занятий.

1. Васильев, В.С. Подготовительные упражнения для обучения спортивным способам плавания / В.С. Васильев, О.Ю. Савельева // Физическая культура в школе. — 1988. — № 6. — С. 43.

2. Игры и развлечение на воде : учеб. пособие / В.Ю. Карпов, В.Ю. Давыдов, О.Ю. Савельева, Н.М. Лапина ; Сочинский гос. ун-т. — Сочи : [б.и.], 2012. — 100 с.

3. Исследование индивидуальной предрасположенности школьников к освоению техники плавания на этапе освоения с водой / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, А.В. Романова, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. — 2016. — № 4 (134). — С. 237-242.

4. Карпов, В.Ю. Игровой метод обучению плаванию детей 8-9 лет на этапе начальной подготовки / В.Ю. Карпов, И.В. Зворыкин, В.А. Ляшенко // Наука и образование в XXI веке : сб. науч. тр. по материалам Международной науч.-практ. конф. — М. : ООО «АР-Консалт», 2015. — С. 106-109.

Вам будет интересно  Комплекс упражнений по плаванию при сколиозе - Красота и здоровье

5. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева ; Самарский гос. пед. ун-т. — Самара : Издательство Сам ГПУ, 2002.

6. Карпов, В.Ю. Современные требования к подготовке специалистов спортивного профиля в условиях модернизации Российского образования / В.Ю. Карпов, М.Н. Комаров, Е.А. Токарева // Эволюция современной науки : сборник трудов Международной науч.-практ. конф. — Киров : Аэтерна, 2016. — С. 189-190.

7. Карпов, В.Ю. Выявление индивидуальных особенностей юных пловцов на этапе отбора / В.Ю. Карпов, А.В. Абросимова, Р.В. Козьяков // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей международной науч.-практ. конф.

— Омск : Омега сайенс, 2016. — С. 163-166.

8. Давыдов, В.Ю. Отбор и контроль в плавании на этапе многолетней подготовки спортсменов : учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, В.Б. Авдиенко, В.Ю. Карпов. — М. : Теория и практика физической культуры, 2003. — 101 с.

9. Распопова, Е.А. Очень важная задача / Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева, Т.А. Протченко // Физическая культура в школе. — 2013. — № 3. — С. 40-41.

10. Савельева, О.Ю. История возникновения и развития плавания : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / О.Ю. Савельева. — М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2016. — 132 с.

11. Савельева, О.Ю. Основы начального обучения плаванию : учебное пособие / О.Ю. Савельева. — М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2012. — 180 с.

12. Савельева, О.Ю. Спецкурс «Авторские методики обучения плаванию» как средство расширения профессионально-педагогического кругозора студентов физкультурного вуза / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы IV науч.-практ. конф. с международным участием. — М., 2014. — С. 364-367.

1. Vasiliev, V.S. and Savelieva, O.Yu. (1988), «Preparing exercises at the sport-swimming technique teaching», Physical culture at school, No.6, pp.43.

2. Karpov, V.Yu., Davydov, V.Yu., Savelieva, O.Yu. and Lapina, N.M. (2012), Water games and recreations: Tutorial, publishing center SSU, Sochi.

3. Savelieva O.Yu, Karpov, V.Yu., Romanova, A.V. and Bakulina, E.D. (2016), «The study of individual predisposition of pupils to the development of swimming technique at the stage of development of water», Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No.4 (134), pp. 237-242.

4. Karpov, V.Yu., Zvorykin, I.V. and Lyashenko, V.A. (2015), Game method swimming training of children 8-9 years old at the stage of initial training, Science and education in XXI century, Materials of the International scientific and practical Conference, «AR-Consult» Ltd., pp.106-109.

5. Karpov, V.Yu. and Savelieva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.

6. Karpov, V.Yu., Komarov, M.N. and Tokareva, E.A. (2016), «Modern requirements for training sports profile in the conditions of modernization of Russian education», Evolution of modern science, Materials of the International scientific and practical conference, «Aetherna» Ltd, pp.189-190.

7. Karpov, V.Yu., Abrosimova, A.V. and Kozyakov, R.V. (2016), «Identification of individual characteristics of young swimmers at the selection stage», Innovative research: problems of implementation of the results and trends of development, Materials of the International scientific and practical conference, «Omega science» Ltd, pp.189-190.

8. Davydov, V.Yu., Avdienko, V.B. and Karpov, V.Yu. (2003), Selection and control at the stage of long-term sport training, Training handbook, Publishing house «Theory and practice of physical culture», Moscow.

9. Raspopova, E.A., Savelieva, O.Yu. and Protchenko, T.A. (2013), «It’s a very important problem», Physical culture at school, No.3, pp.40-41.

10. Savelieva, O.Yu. (2016), The history of the emergence and development of swimming: Tutorial, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow.

11. Savelieva, O.Yu. (2012), Fundamentals of the initial swimming training: Tutorial, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow.

12. Savelieva, O.Yu. (2014), «Special course «All methods of teaching swimming,» as a means for expanding professional pedagogical outlook of students of sports high school», Innovative technologies in sport and physical education of the younger generation, Materials of the International scientific and

practical conference, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow, pp.364-367.

Контактная информация: u2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.02.2017

ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ И ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Андрей Викторович Савенко, старший преподаватель, Ирина Сергеевна Ворошилова, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Цель исследования — разработка универсального метода диагностики компетенций и лич-ностно-профессиональных качеств. Известно, что компетенции и личностно-профессиональные качества, как составляющие социально-профессиональной компетентности, включают операционный, мотивационный, рефлексивный и поведенческий компоненты. Авторами предложены универсальные критерии сформированности компетенций и их компонентов, количественная оценка которых основана на методе каменистой осыпи и иных современных математических методах. Практическая значимость результатов исследования — в том, что их можно применять в системах мониторинга личностно-профессионального развития обучающегося; теоретическая значимость — в том, что на их основе возможно дальнейшее научное осмысление проблемы становления конкурентоспособной личности в системе непрерывного образования. При обосновании критериев авторы учитывали как взаимосвязь функциональных компонентов компетенций, так и взаимосвязи между компетенциями, детерминирующие целостность социально-профессиональной компетентности и многоаспектность конкурентоспособной личности.

Ключевые слова: компетенции, диагностика, метод каменистой осыпи, сформированность.

COMPETENCIES AND PERSONALLY-PROFESSIONAL ABILITIES ASSESSMENT BASED ON MODERN MATHEMATICAL METHODS

Andrew Viktorovich Savenko, the senior teacher, Irina Sergeevna Voroshilova, the senior teacher, Natalia Petrovna Fedorova, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher,

Dmitry Alexandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

The purpose of investigation is elaboration of the competencies assessment universal methods. It is known that the competencies and personally-professional abilities, as socially-professional competence components, includes the operating, motivational, reflecting and behavioral components. The authors offered the universal criteria for completeness of the competencies and their components, which quantity evaluation is based on scree plot method and other modern mathematical methods. The practical importance of the investigation results is in possibility of their using in system of trainee personally professional development monitoring; the theoretical importance is in possibility of the perspective scientific understanding of the problem of the competitive person formation in the continuous education system. During the criteria proving the authors regarded the correlations between the competencies components and between competencies that determined the integrity of the socially professional competence and poly-aspect of the persona competitiveness.

Keywords: competencies, assessment, scree plot method, completeness.

http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obespecheniya-uchebnogo-protsessa-po-plavaniyu-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-dyussh-i-fitnes-klubah