Содержание
Почему от плавания худеют не все? Плавание для детей: польза, правила, упражнения
МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа №1»
Формирование у детей навыков плавания через применение игрового
п. Красная Яруга, 2013 год
1.Информация об опыте. -2.Технология опыта. -3.Результативность опыта. -4.Библиографический список. -5. Приложения к опыту. —
Информация об опыте:
Условия возникновения опыта:
С 2001 года работаю преподавателем плавания в Краснояружской СОШ №1, где обучаю плаванию детей с 1 по 11 классы . Столкнулся со сложностью в обучении детей плаванию, особенно спортивными способами, таких как: кроль на груди, спине, брасс, баттерфляй. И тогда решил использовать игровой метод в обучении детей плавать разными видами плавания.
Актуальность темы
Обучение плаванию связано с необходимостью преодолеть боязнь воды и неуверенность в своих силах. Поэтому правильно организованные занятия плаванием способствуют развитию таких волевых качеств, как смелость, решительность, настойчивость. Занятия плаванием, как правило, групповые, что способствует формированию чувства товарищества, дружбы, коллективизма .
Плавание оказывает на организм человека всестороннее воздействие. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, водная среда и создаваемое ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Плавание в определенной мере способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Вода и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, уменьшают чрезмерное возбуждение. Плавание благотворно влияет на сердечнососудистую систему. В настоящее время плавание считается одним из лучших средств лечебной физкультуры для укрепления и развития сердечной деятельности. Занятия плаванием — лучшая тренировка дыхательной системы. Во время вдоха происходит усиленная работа мышц, участвующих в акте дыхания, которым приходится преодолевать давление воды на поверхность грудной клетки. Выдох, который обычно происходит в воду, также затруднен. Такая регулярная «гимнастика» приводит к укреплению и развитию мышц, участвующих в акте дыхания, увеличению подвижности грудной клетки и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). При регулярных занятиях плаванием нормализуется секреторная, моторная, всасывающая функция органов пищеварения. Во время плавания происходят
значительные изменения в крови. Даже обычное пребывание в воде температуры +20 С° в течение одной минуты вызывает увеличение количества эритроцитов на 20-25% и повышает содержание гемоглобина в крови.
Систематические движения в горизонтальном положении являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке — сутулость, искривления позвоночного столба в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), туго подвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньший — кролем на груди и на спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.
Плавание применяется также при лечении последствий переломов конечностей, заболеваний спинного мозга, связанных с расстройством двигательных функций, рекомендуется даже людям с хроническим повреждением двигательного аппарата. Занятия плаванием приводят к уменьшению лишних жировых отложений, а у худых стимулируют увеличение подкожной основы, что вместе с увеличением силы и объема мышц также способствует улучшению осанки.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в организации учебного процесса, направленная на развитие у детей с разной физической подготовленностью двигательных навыков в воде, умении плавать, используя игровой метод.
Диапазон опыта
Работа по теме опыта была начата в 2003 и проводилась в течении 10 лет на базе бассейна МОУ «Краснояружская СОШ №1».
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств (для техники плавания). Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в процесс обучения плаванию.
Теоретическая база опыта
Навыки, сложившиеся на основе применения широкого круга упражнений и игр, оказываются значительно более пластичными, легче переносятся в новые измененные обстоятельства, чем те, которые формировались при суженой, ограниченной выборке средств и условий задач. В настоящее время известно, что в обучении плаванию детей наиболее продолжительной и трудоемкой работой является формирование двигательного навыка спортивных способов плавания, стартов и поворотов. Это связано, прежде всего, с некоторыми особенностями любого циклического вида спорта: необходимостью выполнения однообразных движений, неоднократно повторяемых в течение всего занятия. Причем в плавании эти движения выполняются в специфических условиях водной среды, т. е. в относительно большой изоляции от преподавателя, обучаемого коллектива, поэтому на этой стадии у детей часто снижается интерес к разучиваемому упражнению. Упражнения перестают привлекать новизной, а кропотливая работа, направленная на изучение техники, не всегда достаточно привлекательна для занимающихся.
Неоднократное повторение отдельных технических элементов в игровых условиях содействует скорейшему развитию у занимающихся способностей наиболее целесообразно выполнять изучаемые движения в изменяющихся условиях. Включая изученные элементы техники плавания в игровые ситуации, «мы способствуем развитию процессов стабилизации, обеспечивающих сопротивляемость сбивающим фактором» (ИА Бернштейн, 1946). отмечал, что самое существенное в обучении — выработка навыка: «Это не заучивание постоянной формулы двигательных импульсов». Должен формироваться не постоянный способ решения задач, а процесс решения двигательной задачи меняющимися способами. Таким образом, игры применяю для закрепления навыков скольжения (приложение № 1-5), отдельных плавательных движений (приложение № 6-8), а также техники плавания в целом.
Условия, которые выполняют в игре, заученные ранее действия, — разнообразны. Участвуя в игре, занимающийся приобретает способность совершенно точно выполнять требуемое упражнение даже при наличии отвлекающих (внутренних или внешних) раздражителей. Динамический стереотип, лежащий в основе навыка, становится более прочным и сложным. Более того, в игровой ситуации вырабатывается гибкость навыка, создаются предпосылки для появления его в новых динамических условиях. Разученные упражнения выполняются в ускоренном темпе из разных исходных положений.
Игры на воде часто использую и для активного отдыха (приложение № 9-10). Как показывают исследования ученых, «положительный феномен Сеченова» наблюдается не всегда, а лишь при определенных условиях. Переключение на другой вид деятельности вызывает интерес и не утомляет.
Технология опыта
Игры на занятиях по плаванию применяю строго целенаправленно, с учетом конкретных задач каждого занятия, его содержания, в тесной связи со всем изучаемым на уроках учебным материалом. Успешно решить задачу при обучении плаванию игровым методом помогают мне методические указания:
1. Участники игры должны понимать содержание и задачи.
2. Преподаватель обязан:
Правильно определить место выбранной игры среди других упражнений;
Учитывать длительность игры;
Использовать игры, распределенные по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся;
Распределять играющих на команды, равные по силам;
Соблюдать объективное и беспристрастное судейство;
Обеспечить оптимальные нагрузки, интенсивность нагрузки следует чередовать с отдыхом;
Четко и кратко объяснять правила игры;
Отмечать и оценивать успехи участников игры;
Проводить анализ игровой деятельности;
Привлекать занимающихся к анализу своих действий;
Поручать организацию уже знакомых игр самим занимающимся;
При определении результатов игры надо учитывать не только конечный результат, но и качество выполнения двигательного действия.
3. Между играми и другими упражнениями, включенным в урок, должна быть тесная организационно-методическая взаимосвязь.
4. Необходимо включать в игры только те элементы техники плавания или упражнения, которые достаточно хорошо освоены занимающимися.
5. Нецелесообразно совмещать на одном и том же занятии изучение новых упражнений с разучиванием новой игры. Использование игры в целях содействия обучению плавания должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств.
Игры и развлечения на воде провожу в конце основной и в заключительной частях занятия, их продолжительность — 5-20 минут, а иногда и больше. Рекомендую завершать игры веселыми награждениями.
Подготовка к проведению, организация участников и объяснение игры
Самая важная роль в организации игры принадлежит руководителю. Я обязан до малейших деталей продумать весь ход игры, особенно в тех случаях, когда игра проводится впервые и трудно предвидеть все ситуации, возникающие в ее ходе. Необходимо подготовить место проведения, инвентарь. От того, насколько быстро и четко будут организованы играющие, во многом зависят успех проведения и конечный результат игры. В начале игры выбираю водящего или разделяю участников на команды.
Водящего может назначить или выбрать члены команды (с помощью
«считалки», по жребию).
Если участников нужно разделить на команды, то пользуюсь такими
Расчет в строю. Игроки рассчитываются по 2, по 3, в зависимости от числа команд;
Капитаны по очереди выбирают себе игроков, вызывая их из строя. Формируя команды, стремлюсь к тому, чтобы состав каждой из них был примерно равен по силам. Капитанов команд обычно выбирают участники. Объяснение игры провожу в исходном игровом построении. Этому правилу изменять нельзя. Чтобы у играющих не возникло лишних вопросов, объяснение сопровождаю показом. Если вода в бассейне прохладная, рассказываю об условиях проведения игры на суше. Объясняю игру предельно кратко и ясно, особенно в тех случаях, если играющие находятся в воде.
Чаще всего придерживаюсь следующего плана изложения:
Роль играющих и их расположение;
Начиная игру необходимо разумно ее дозировать, своевременно закончить. В зависимости от подготовки играющих я упрощаю или усложняю отдельные правила. Особенно нужно следить за правилами выполнения технического приема, для изучения или закрепления которого применяется игра. В игре нельзя допускать пререканий, грубостей. Даю сигнал к окончанию тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры предупреждаю словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий». Необходимо предоставлять играющим максимум инициативы, оставаясь объективным и беспристрастным судьей. Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеет большое воспитательное значение. Во время игры даю оценку действиям отдельных игроков, указываю на нарушения правил и ошибки, которые были допущены, отмечаю лучших игроков. К оценке игры привлекаю и участников. Объективный анализ приучает к правильной самооценке, критическому мышлению, повышает сознательную дисциплину, способствует развитию инициативы, укрепляет товарищеские отношения в команде, усиливает интерес к дальнейшим занятиям плаванием и в итоге способствует лучшему усвоению и закреплению материала.
Правила проведения игры
При проведении игры соблюдаю следующие правила:
Объясняя игру, четко рассказываю ее содержание и правила, выбираю водящего и делю игроков на группы, равные по силам;
В каждой игре должны участвовать все занимающиеся, находящиеся в воде;
Если вода в бассейне прохладная, игра должна быть активной и проводиться в быстром темпе;
Во время игры тщательно слежу за выполнением правил, строго наказываю за все нежелательные проявления: грубость, нетоварищеское поведение, нарушение правил игры;
После окончания игры обязательно объявляю результаты, называю победителей и проигравших, особо поощряю взаимную помощь и действия в интересах коллектива;
Каждую игру нужно вовремя закончить, пока она не надоела занимающимся, и они не очень устали.
Успешному проведению игр в воде помогает непосредственное участие педагога. Это позволяет быстрее организовать занимающихся, вовлечь их в игру. Если я не участвую в игре, то я должен выбрать для себя такое место, чтобы хорошо видеть, как идет игра.
Игры на воде провожу как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. По мере повышения спортивной подготовленности занимающихся игры делаю более сложными.
Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, условий для проведения игры, глубины и температуры воды, количества занимающихся в группе, их возраста, уровня подготовленности.
Результативность опыта проявляется в том, что в целом качество знаний учащихся по предмету высокое.
Результаты успеваемости учащихся
Качество знаний
Успеваемос ть
В течении последних 3-х лет МОУ «Краснояружская СОШ №1» всегда побеждает в первенстве района по плаванию. Учащиеся школы, в составе сборной района, в 2011 году заняли 1 место в области среди допризывной молодежи (2012г.-2 место,2013г.-3 место), где одним из видов является плавание;2011-12 г. — 2 место в области по многоборью(2013г.-3 место), где одним из видов является плавание; в 2012 году 4 человека сдали норматив на 1 юношеский разряд, 2 человека сдали на 2 юношеский разряд.
Эти игры предназначены для обучения технике прыжков в воду и стартов
«Не отставай» Задача игры :
Описание игры : участники садятся на бортик и свешивают ноги в воду. По сигналу ведущего игроки спрыгивают в воду, быстро поворачиваются лицом к бортику и дотрагиваются до него руками. Выигрывает тот, кто занимает положение раньше всех.
Методические указания: игры можно проводить с неумеющими плавать, если глубина воды доходит до пояса или груди занимающихся.
«Прыжки в круг» Задачи игры : отработка навыка прыжка в воду.
Описание игры : участники игры поочередно спрыгивают ногами вниз в воду, стараясь попасть в обруч или круг, лежащий на воде. Методические указания: сначала прыжки могут выполняться из положения приседа, затем из положения стоя с шага, с толчком от бортика. Победит тот, кто меньше всех коснется руками круга. Преподавателю необходимо обращать внимание на правильное исходное положение при выполнении прыжков в воду. Перед прыжком игроки должны захватывать пальцами ног передний край тумбочки, бортика, чтобы не поскользнуться и не упасть назад.
Задачи игры : формирование навыка глубокого погружения под воду с
Описание игры : занимающиеся становятся на бортик бассейна на
расстоянии 1 м друг от друга. По команде ведущего выполняют прыжок
ногами вперед — вниз («На старт!», «Марш!»). Выигрывает тот, кто дальше
Методические указания : прыжки выполняются всеми участниками
одновременно (по команде ведущего).
Игры с выдохами в воду
«У кого больше пузырей?»
Задача игры : совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры : но команде ведущего игроки погружаются с головой в воду и выполняют продолжительный выдох через рот. Выигрывает участник, у которого при вдохе было больше пузырей, т. е. сделавший продолжительный выдох в воду. Методические указания : необходимо напомнить играющим, что перед погружением в воду обязательно нужно сделать вдох.
«Ваньки — встаньки»
Задачи игры : освоение с водой, совершенствование навыка выдоха в воду. Описание игры : разделившись на пары, участники становятся друг напротив друга, берутся за руки. По первому сигналу находящиеся справа, делая глубокий выдох, приседают под воду. По второму сигналу под воду приседают участники, что находятся слева. Их партнеры выпрыгивают из воды и делают вдох.
Задача игры : совершенствование ритма дыхания. Описание игры: игроки, взявшись за руки, становятся парами спиной друг к другу. Поочередно наклоняясь к воде, они поднимают своих партнеров на спину. Выигрывает та пара, которая больше других несколько раз подряд выполнит вдох-выдох в воду. Методические указания : участники игры должны стать боком к ведущему.
Игры с имитацией элементов техники плавания
«Моторная лодка» Задача игры : ознакомление с техникой движений ногами при плавании способом кроль на груди.
Описание игры : команды принимают исходное положение (лежа, руки вверху, одна напротив другой), интервал между игроками- 1 м. По сигналу преподавателя игроки принимают положение прогнувшись, начинают быстро работать ногами вниз-вверх от тазобедренных суставов. Задание выполняется в течение 10-15 секунд. Игроки другой команды считают количество движений, преподаватель суммирует их. Затем меняются местами. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков. Методические указания : положение игроков следующее: голова между руками, ноги в коленях выпрямлены, носки натянуты, ступни повернуты вовнутрь.
«Кто сильней?» Задача игры : ознакомление с техникой движений руками при плавании способом кроль на груди.
Описание игры : нужно организовать три-четыре колонны игроков с интервалом между игроками 1 м; линию финиша обозначить на расстоянии 3-5 м. По сигналу тренера направляющие принимают исходное положение (лежа, руки вверх). По другому сигналу игроки быстро двигаются вперед, работая руками: сгибают правую руку и ставят ее под грудью на пол, затем отталкиваются вперед. Имитация повторяется левой рукой. При движении ноги выпрямлены, носки натянуты. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Методические указания : при движении ноги сгибать запрещается.
«Согласованные движения» Задача игры : ознакомление с техникой движений руками при плавании кролем на груди.
Описание игры ; участники принимают исходное положение (наклонившись, ноги врозь, правая рука впереди, ладонью вниз). По сигналу преподавателя игроки выполняют движения руками способом кроль. Преподаватель оценивает технику выполнения и координацию движений. Методические указания : упражнение можно выполнять лежа на гимнастической скамейке (при задержанном дыхании и в сочетании с дыханием).
«Круговое движение» Задача игры : ознакомление с техникой движений руками при плавании способом кроль на спине.
Описание игры : по сигналу преподавателя участники выполняют круговые движения назад руками, имитируя гребки, как при плавании кролем на спине. Упражнение выполняют 15-20 раз правой, а потом -левой рукой, в конце — поочередно. Преподаватель определяет игроков, у которых лучше подвижность в суставах и которые точнее выполняли движения. Методические указания: упражнения можно выполнять лежа на спине (в таком случае на три коротких шага приходится один гребок).
«Плывем брассом»
Задача игры : ознакомление с техникой плавания способом брасс. Описание игры : принять исходное положение лежа на гимнастической скамейке, руки вверху. На счет «раз» — гребок руками, ладони наружу (вдох). На «два» — сгибание рук в локтевых суставах и подтягивание ног (начало выдоха). На «три» — руки вверх, толчок ногами (выдох). На «четыре» — исходное положение (скольжение). Упражнение выполняется 2-3 раза по 10-15повторений. Методические указания : преподаватель оценивает технику движений.
Задача игры : ознакомление с техникой старта с тумбочки. Описание игры : по сигналу преподавателя игроки принимают исходное положение — старт пловца. По команде «Марш!» игроки приседают и, используя мах рук вперед и вверх, сильным толчком ног прыгают вверх, выпрямив вверх руки и туловище. Методические указания : побеждает тот, кто точнее и выше выпрыгнул. Упражнение повторить 8-10 раз.
Игры, применяющиеся при обучении различным элементам техники
Задачи игры: обучение и совершенствование техники работы ногами
способом кроль на спине.
Описание игры : играющие входят в воду и берутся на руки, образуя круг.
По сигналу, не отпуская рук, ложатся на спину, вытягивая ноги к центру
круга, и начинают одновременно работать ногами, стараясь поднять как
можно больше брызг.
Методические указания : ноги в коленях не сгибать, движение — от бедра.
Задачи игры: обучение и закрепление техники работы ногами
способом кроль на груди и на спине.
Описание игры : игроки берутся за руки, образуя круг. Затем
|рассчитываются на первый-второй. Первые номера занимают
исходное положение: лежа на спине, ноги направлены в центр круга, работают способом кроль. Вторые номера, лежа на груди, держат первых за руки и двигаются по кругу, ногами выполняя способ кроль. Через 30 секунд игроки меняются местами. Победителем
признается тот, кто дольше удержался в горизонтальном положении и лучше
«Плавающие стрелы» Задачи игры : постановка обтекаемого положения тела, умения тянуться вперед, сохраняя равновесие; обучение технике работы ногами способом кроль на груди.
Описание игры: играющие выстраиваются в одну шеренгу и по сигналу преподавателя выполняют упражнение — скольжение сначала без помощи ног, затем с движениями ногами, как в кроле. Методические указания : скольжение на груди выполняется с вытянутыми вперед руками; движение ног — от бедра. Упражнение выполняется и лежа на спине.
«Мельница» Задача игры : обучение технике движений руками способом кроль на груди и на спине.
Описание игры : игроки выстраиваются в шеренгу. Затем по сигналу ведущего отталкиваются от бортика бассейна и выполняют скольжение кролем, стараясь быстрее доплыть до определенного места. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние Методические указания : при движении руками ноги прямые, но не напряженные. При плавании на спине дыхание произвольное, на груди — с задержкой.
Игры, помогающие освоить элементы прикладного плавания
Игры данной направленности провожу для того, чтобы помочь занимающимся овладеть некоторыми элементами прикладного плавания. Ныряние, погружение под воду, прыжки в воду, транспортировка предметов и партнера — составляющие элементы этих игр
«Утка-нырок» Задача игры : обучение технике ныряния в глубину.
Описание игры : на глубине по пояс наклониться вперед и сделать стойку на кистях.
Методические указания : упражнение выполнено правильно, если обе ноги одновременно подняты над поверхностью воды.
Задачи игры: обучение технике ныряния в глубину и ориентирования
Описание игры : участники игры делятся на две команды. Одна команда
на глубине 1,5- 2 м прячет предметы в квадрате площадью 10м2.
Другая как можно быстрее пытается найти и поднять наверх. После
этого команды меняются ролями. Побеждает команда, которая быстрее
справилась с заданием. Методические указания : во время ныряния запрещается отнимать предметы, притапливать соперника, нырять с открытыми глазами.
Задача игры : обучение технике спасения с помощью подручных средств. Описание игры : играющие делятся на две команды: «спасателей» и «пострадавших». «Пострадавшие» находятся на расстоянии 15-20 м от берега. По сигналу ведущего «спасатели» берут надувной матрац (бревно, доску) и бегут (плывут) в направлении своего «пострадавшего», затем кладут его на матрац и транспортируют на берег. Выигрывает команда, быстрее оказавшая помощь «пострадавшему». Затем «спасатели» и «пострадавшие» меняются ролями.
Методические указания : «спасатели» должны перемещаться либо бегом, либо вплавь (по указанию ведущего).
Приложение Игры и развлечения на воде
«Бой всадников»
Игроки разбиваются на пары, и один из них садится на плечи другому. «Всадники» (сидящие на плечах) стараются стащить в воду друг друга.
«Соревнования на доске»
Игроки ложатся на доски или садятся на резиновые надувные круги и по команде плывут наперегонки любым способом.
«Волейбол в воде» Задачи игры : дальнейшее освоение с водой.
Описание игры: игроки становятся в круг и ударами передают мяч друг другу, стараясь как можно дольше продержать его в воздухе. Методические указания : в зависимости от уровня подготовки игра может проводиться как на мелком, так и на глубоком месте бассейна.
«С донесением вплавь»
Игроки плывут любым способом на определенное расстояние. Они держат в руке сухую шапочку или другой предмет- «донесение».Выигрывает участник, не замочивший «донесение» и приплывший первым.
Вариант 1. Занимающиеся, немного наклонившись, выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 2 м друг от друга. Последний в колонне перепрыгивает через каждого стоящего впереди.
Вариант 2. Стоящий последним в колонне перепрыгивает через впереди стоящего и ныряет под широко расставленные ноги другого.
«Бой лодок»
Игроки делятся на пары и садятся на досточки (круги, матрацы). По сигналу ведущего стараются столкнуть друг друга в воду. Выигрывают те участники, которые не упали в воду.
Игры с погружением в воду
Описание игры: игроки («водолазы ») достают со дна какой-либо яркий предмет. Игра может быть и командной. Играющиеся делятся на две команды с равным количеством участников в каждой. Выигрывает команда, игроки которой собрали все предметы раньше, — чем другая команда. Методические указания : число брошенных на дно предметов должно соответствовать количеству «водолазов», поэтому ныряющие могут быть разделены на две, три или четыре команды.
«Поезд в тоннель» Задачи игры : совершенствование навыков ныряния, открывания
глаз в воде, ориентирования под водой.
Описание игры: участники игры выстраиваются в колонну по
одному и кладут руки на пояс стоящего впереди («поезд»). Двое играющих стоят лицом друг к другу, держась за руки над водой («тоннель»).Чтобы «поезд» прошел через «тоннель», изображающие «поезд» поочередно подныривают Методические указания: во время ныряния нужно обязательно
открывать глаза и выполнять произвольные гребковые движения руками и ногами
Поплескаться, поиграть в воде в мяч, поплавать — что может быть приятнее в жаркий летний день! Умение плавать позволяет сделать отдых разнообразным, полезным и содержательным. Если ребенок умеет плавать, его спокойно можно отпустить в увлекательное путешествие на яхте или байдарке, заняться с ним рыбной ловлей или отправиться в туристический поход по живописным берегам извилистой речки.
Польза плавания для детей
Занятия плаванием развивают у детей смелость, инициативу, самообладание, приучают ориентироваться в незнакомой обстановке, воспитывают уверенность в своих силах. В случае опасности умеющий плавать не только поможет себе, но и выручит из беды друга.
Плавание чрезвычайно полезно и для гармоничного физического развития ребенка . В результате благоприятного сочетания воды, воздуха, солнечных лучей и активных движений во время плавания укрепляются мышцы и нервная система ребенка, развиваются его органы дыхания, активизируется обмен веществ. Плавание способствует формированию хорошей осанки и закаливанию детского организма.
Но, несмотря на пользу плавания, еще очень многие родители всячески «оберегают» детей от воды, не разрешают им купаться, не учат их плавать. И это не удивительно, ведь многие взрослые сами не умеют плавать. Им, конечно, трудно представить, что обучение детей плаванию практически может быть организовано в каждой семье. Для этого родителям даже не обязательно уметь плавать, так как вначале обучение проводится на мелком, безопасном месте. Поэтому, ознакомившись с простейшими требованиями организации и методами обучения детей плаванию, а также с мерами обеспечения безопасности на воде, каждый из родителей с большим успехом может и должен заняться этим чрезвычайно полезным и нужным делом. Кроме того, не следует забывать, что научиться плавать никогда не поздно: очень хорошо, если вместе с детьми овладеют плаванием и родители.
Где лучше учить ребенка плавать?
Обучать детей плаванию можно на любом неглубоком месте реки, озера, пруда, моря. Лучше всего заниматься всегда в одном и том же знакомом месте. Перед занятием следует предварительно тщательно осмотреть дно: оно должно быть плотным, пологим, без ям или вбитых в дно кольев. Дно следует очистить от крупных камней, водорослей, палок, коряг и других посторонних предметов.
Глубина водоема в месте обучения детей плаванию не должна быть больше, чем по пояс или по грудь ребенку. Детям указывают, до каких пределов в глубь водоема им разрешено передвигаться, и строго следят за выполнением этого требования. Плохо плавающим детям надо разрешать плавать только вдоль берега. Взрослые во время купания детей должны находиться между ребенком и глубокой частью водоема.
Правила обучения плаванию детей:
- Заниматься с детьми следует каждый день.
- Продолжительность занятий постепенно надо увеличивать от 3-5 до 15-20 минут при достаточно теплой воде (20-22 градуса) и сравнительно высокой температуре воздуха (25-27 градусов).
- Нельзя разрешать детям долго купаться натощак или тотчас после принятия пищи.
- Даже при легком недомогании — головной боли, незначительном ознобе, кашле, при отсутствии аппетита или плохом сне — надо запрещать детям входить в воду.
- При обучении плаванию добивайтесь, чтобы ребята сознательно овладевали новыми движениями.
- Хорошо, если перед началом обучения дети вместе с родителями посетят водную станцию или бассейн и посмотрят, как плавают их сверстники, Наглядные примеры ускорят и облегчат обучение.
С какого возраста учить ребенка плавать?
В наше время разработаны методики грудничкового плавания, согласно которым детей учат плавать чуть ли не с рождения. Если родители считают, что слишком рано учить ребенка плавать в столь юном возрасте , можно начать подготавливать детей к плаванию с трех-четырехлетнего возраста, приучая к воде купанием, простейшими играми и забавами.
В пять лет ребенка знакомят с некоторыми элементами плавания (выдох в воду, скольжение, движение ног), учат держаться на поверхности воды и проплывать хотя бы несколько метров. Детям прививают вкус к занятиям и играм в воде, воспитывают у них желание научиться плавать.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте совершенствуются умение держаться на воде и все подготовительные к плаванию движения, увеличивается постепенно проплываемое расстояние. В это время можно переходить к обучению детей плаванию каким-либо определенным стилем. Чаще всего — это плавание на груди и на спине (кролем).
Конечно, это только очень приблизительное распределение требований, которые предъявляют детям разного возраста. Тут важно другое:
Упражнения для обучения плавания для детей
В каком бы возрасте ни начинали учить ребенка плавать , надо его сначала путем различных упражнений и игр приучить к воде : научить смело входить в воду, свободно и непринужденно передвигаться а ней, погружаться с головой. Ребенок должен держаться на воде, выполнять различные предшествующие плаванию упражнения.
Только после этого можно обучать плаванию определенным стилем (кролем, брассом и т. д.) Соблюдая строгую последовательность в нарастании сложности педагогических задач, можно добиться положительных результатов при обучении плаванию. Ни в коем случае нельзя, как это еще иногда, к сожалению, практикуется, умышленно сталкивать ребенка в воду. Нельзя надеяться, что ребенок поплывет самостоятельно, подчиняясь инстинкту самосохранения. Этим можно вызвать у ребенка страх и навсегда отбить охоту учиться плавать.
В начале обучения взрослый должен находиться в воде вместе с ребенком. Если то или иное упражнение не получается у ребенка или он боится его выполнить, окажите ему помощь: поддержите за руки, голову, за спину или грудь.
- С самых первых занятий надо научить ребенка правильно погружаться в воду. Погружаясь с головой, дети сначала задерживают дыхание на вдохе, а в дальнейшем постепенно, не торопясь, выдыхают воздух в воду. При правильном выполнении упражнения на поверхности воды появляются бурлящие пузырьки. Для того чтобы лучше ориентироваться, можно открыть под водой глаза и осмотреться.
- Чтобы ощутить поддерживающую силу воды и освоить горизонтальное положение тела, надо практиковаться в скольжении на груди и спине. Это упражнение называется «Водяная стрелка»:
Выполняется оно следующим образом. Ребенок входит в воду (глубина по пояс), становится лицом к берегу, поднимает руки вперед-вверх, делает глубокий вдох и, слегка присев, энергично отталкивается от дна и падает на воду. Тело ребенка выпрямлено, руки и ноги вытянуты, кисти сложены вместе ладонями вниз, голова опущена в воду. Во время скольжения на груди выдыхать надо в воду. Повторять это упражнение нужно ежедневно, стараясь скользить все дальше и дальше. Умение скользить по поверхности воды — это первый шаг к плаванию.
Научиться держаться на поверхности воды помогают и другие упражнения. Наиболее распространенные из них — «Поплавок» и «Медуза».
3. Упражнение «Поплавок» выполняется следующим образом:
Стоя в воде (глубина воды по грудь), ребенок делает глубокий вдох и, задержав дыхание, погружается под воду с головой. Под водой он сильно сгибает ноги, охватывает руками голени и подтягивает колени к груди, нагнув голову как можно ближе к коленям. В этом положении ребенок всплывает «поплавком» на поверхность воды и плавает некоторое время (считая до десяти), не изменяя положения тела, рук, ног и головы. Потом спокойно встает на дно.
4. Упражнение «Медуза» обычно проводится на более мелком месте, где глубина воды по пояс:
Это упражнение отличается от предыдущего тем, что, сделав глубокий вдох и задержав дыхание, ребенок наклоняется вперед и свободно ложится на воду не сгибая при этом рук и ног. Тело ребенка сначала немного погружается в воду, затем всплывает. Ребенок лежит на воде без движений. Сосчитав до десяти, он встает.
5. Одновременно с этими упражнениями предложите ребенку разучивать движения ногами. Движения ногами помогают пловцу удерживать тело в горизонтальном положении и способствуют его продвижению вперед. Ознакомиться с ними можно, сидя на берегу, потом ложа в воде на мелком месте, упираясь руками в дно и свободно выпрямив ноги:
Движения должны быть плавными, без напряжения, ритмичными и не очень быстрыми, с амплитудой движения вверх — вниз около 40 см.
Слегка повернутые во внутрь ступни все время находятся под водой, и только пятки (носки) немного выступают на поверхность воды и вспенивают ее.
6. Движения ногами в дальнейшем совершают при скольжении на груди и на спине, а также держась за гладко обструганную доску или за надутый резиновый круг, мяч и т. д.:
Плавая с поддерживающим на воде предметом, дышать надо равномерно, вдыхать быстро, широко открыв рот, выдыхать в воду медленно.
7. После того как ребенок освоит движения ног, надо научить его самостоятельно удерживаться на поверхности воды, сначала произвольно, а затем и правильно работая руками. Следует, чтобы ребенок плавал медленно, не делал резких движений.
Гребок следует начинать прямой рукой, заканчивая его у бедра. Грести надо плавно, без торопливости, выносить в конце гребка руку локтем вверх и вновь вытягивать ее вперед. Гребки совершаются попеременно: когда одна рука гребет, другая — вытягивается вперед:
На каждый гребок — три-четыре попеременных движения ногами.
Первое время дети должны плавать, задерживая дыхание на вдохе или с постепенным выдохом в воду. Проплыв так 8-10 м, ребенок должен встать, сделать вдох и опять поплыть дальше. Позже научите ребенка делать вдох в тот момент, когда одна рука вынимается из воды, перед тем как пронести ее по воздуху, а выдох — когда эта же рука гребет. В этом случае голову для вдоха над с поворачивать в сторону.
Разрешайте детям плавать и не вынимая рук из воды, а также на спине. Многие дети легче осваивают эти способы плавания.
Систематически выполняя приведенные упражнения, каждый ребенок к концу лета будет уверенно держаться на воде и научится плавать.
Чтобы избежать однообразия при занятиях плаванием, следует широко использовать различные игры и развлечения в воде.
Несомненно, стоит. Разве плохо окунуться в жаркий день в речку или озеро, по возможности быстро проплыть до другого берега, посидеть, полюбоваться на редко доступную природу, и отправиться в обратный путь, уже медленнее, наслаждаясь движением? Ну, а уж понежиться на море – тут и слов просто нет. Кто ж этого не любит? И как будет тоскливо и печально человеку, попавшему (впервые) на море и не умеющему плавать! Ну, постоит он по грудь в воде, похлопает по прозрачной воде ладошками – и все? Не-ет, граждане, плавать нужно уметь обязательно. Брассом, кролем, на спине, боком, по-морскому, по-собачьи даже, но – уметь. Всем, без исключения.
Плавание в воде, практически, не имеет противопоказаний. А пользу несет – огромную. Мало найдется таких универсальных физический упражнений, где работают все группы мышц. Плавание – именно такое упражнение!
Плавание благотворно отзывается на работе сердца и сосудов. Кроме того, все внутренние органы получают стимуляцию, какую больше никогда и не от чего не получишь. Работа всех внутренних органов улучшается значительно, что ощущается через день-два после плавательных упражнений.
А удовольствие? Кайф, получаемый при плавании? Разве этого мало?
А снятие напряжения? Разве вы не чувствуете, как вас «отпускает», как только вы заходите в воду и начинаете плыть? Уже с первыми метрами, которые вы проплыли, на душе (и сердце) становится благостно. Вода смывает с вас негатив. Прогоняет стресс и расслабляет. А, кроме того, вода – отличный массажист. Причем, массаж вы получаете на все тело и мышцы без исключения.
Умение плавать – весьма важное качество в жизни человека. Не уметь плавать, сродни ущербности. Плавание необходимо не только для тренировки мышц и улучшения самочувствия. Плавание еще и закаляет характер.
Если вы были трусоваты, плавание воспитает отвагу и смелость. Переплывете реку или озеро туда-сюда, и выйдете на берег уже иным человеком, нежели тем, каковым вы были, только входя в воду.
Если вы были беспокойны и возбудимы по мелочам, плавание отшлифует острые углы этих черт. Вы станете более спокойным и терпимым буквально через отпускной месяц, если провели его около воды, купаясь и плавая. А если у вас тяжелая работа, и вы сильно устаете, заставьте себя (имея такую возможность) проплыть пару сотен метров. И тогда по выходу из воды и прошествии четверти часа, вы определенно будете чувствовать себя свежим и отдохнувшим. Проверено! А вот лежание на диване после трудной работы усталости не снимет. Тоже проверено.
Умение плавать может понадобиться и при выборе профессии. Если вы, скажем, моторист катера, матрос, штурман или капитан судна. Или даже работник речного порта.
Кроме того, умение плавать имеет еще одно прикладное значение. А ну, как случилось неожиданное наводнение, каковые случаи у нас в России наблюдаются все чаще и чаще? Или, не дай Бог, какое несчастье на воде: порвало резиновую рыбацкую лодку или тонет старенький теплоход? Что, пойдете на дно топориком, поскольку не умеете плавать? Не лучше ли попытаться спасти близких и спастись самому? Второе будет возможно только при условии, что вы умеете плавать.
Так что, уметь плавать – стоит. А еще стоит учить этому своих детей. И чем раньше – тем лучше.
Тюрина Оксана Николаевна, инструктор по физвоспитанию МБДОУ №54 “Искорка” г. Набережные Челны
Игры в воде
Роль игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для решения этих проблем. В игровой ситуации ребёнок, не задумываясь, выполнит то движение, которое по каким-то причинам не мог решиться выполнить осознанно. На этапе подготовительных упражнений обучения плаванию для некоторых детей одним из трудных моментов является упражнение «погружение». Чтобы решить данную проблему, учитывая возраст ребенка, можно придумать несколько вариантов игр на тему «погружение». Занятия в воде с детьми по программе общего оздоровления могут включать в себя элементы подготовки к освоению подготовительных упражнений программы обучения плаванию. Например, игры типа: «Котёнок умывается»; «Летний дождик».
Игра «Поливаем цветочки». Каждый ребёнок называет себя каким-либо цветком. Дети находятся в воде. Даётся команда: «поливаем цветочки!» Зачерпнув ладонями воду, ребёнок льёт её себе на голову. Увидев, что кто-то из детей не выполняет упражнение, преподаватель говорит: «колокольчик засыхает! Полей его, пожалуйста!» (Ребёнок может «ощущать» себя и Сашей и «колокольчиком» одновременно!)
Даже в таких простых играх преподаватель должен активно участвовать в игре, используя свою роль, активизировать фантазию детей, поощряя похвалой всех и каждого, включая в игру неожиданные элементы. Дети с удовольствием войдут в роль котят, когда услышат, например: «как хорошо умывается беленький котёнок! А ты чёрненький котёночек, вымой свой носик! Какие чистые котята! Какие молодцы!» Играя с детьми в игру «Летний дождик», преподаватель в какой-то момент говорит: «Смотрите! Радуга» и поднимает над головой сплетённые цветные шнуры. В игре «Поливаем цветочки» преподаватель «любуется цветами»: «Какой прекрасный тюльпан! Полей его ещё!» Получить ожидаемый результат, используя в занятиях игры, возможно только в том случае, если дети увлечённо, с интересом будут выполнять все действия и будут получать от этого удовольствие. Познакомив детей с несколькими играми, их можно использовать в занятиях в любой последовательности, несколько раз, чередуя с любыми движениями. Например, можно организовать игру «Весёлые зайчата». Дети стоят на дне бассейна, преподаватель говорит: «Вы все − зайчата! Вышли погулять на лужайку. Поскакали!» Дети, согнув руки к груди, передвигаются по дну прыжками.
Преподаватель: «Бабочки летают». Дети изображают бабочек. «А вот жучки умываются». Дети умываются. «Цветочки на лугу засыхают! Польём цветочки!» Дети поливают «цветочки». «Дождик пошёл!» В заключение говорит: «Какие славные зайчата! Как они замечательно погуляли!» Пятилетним детям уже можно предложить игры, в которых содержится упражнение «погружение». Но прежде чем начать игру, обучить всех детей упражнению «задержка дыхания». 3атем на бортике он обучает детей выполнению упражнения «погружение». Если в группе хоть один ребёнок сможет выполнить упражнение, то погружение можно включать в игры. Следует помнить, что данный элемент игры выполняется исключительно по личному желанию каждого ребёнка!
Игра «Кто хочет зайти в гости к утке?» Передвигаясь прыжками (или шагом) от одного бортика к другому, дети могут «зайти в гости к утке». Домик утки − это плавающий обруч на поверхности воды. Чтобы зайти в него, необходимо выполнить вдох, задержать дыхание, присесть около обруча и встать внутри него. Затем таким же образом выйти из домика утки и продолжить движение к бортику. Обруч нельзя трогать руками. Кто-то из детей захочет зайти в гости к утке, а кто-то просто будет передвигаться от одного бортика до другого. Всякий раз похвалой отмечать тех, кто зашёл к утке в гости. Не осуждая тех, кто не готов ещё выполнить погружение, преподаватель подчёркивает: «Утка всех рада видеть у себя в гостях!» Тем кто «заходил в гости к утке», в конце занятия можно вручить подарок от утки (например, трафареты с изображением утки) .
Игра «Ниагарский водопад». В начале занятия преподаватель коротко рассказывает детям о горах, о том что в горах реки образуют водопады, большие и маленькие. В брызгах водопада бывает красивая радуга. Можно искупаться, встав под струю водопада. Сегодня на занятии тоже будет водопад! В бассейне на бортике преподаватель готовит ведро с водой из бассейна. Дети по дну бассейна передвигаются вдоль его бортиков, а когда подходят к месту, где стоит преподаватель, он со словами «Кто хочет искупаться под водопадом, подходи!» льёт из ведра воду небольшой струйкой. Можно дать ведёрки каждому ребёнку, чтобы у всех был водопад.
Пусть каждый придумает название своему водопаду. Обратить внимание детей на то, что поливать можно только себя. Не должно возникать ситуации, что кто-то поливает ребёнка, когда он ещё не готов к таким действиям!
Игры помогают преподавателю создать ситуацию, когда в сознании ребёнка появляется ощущение, что не его учат, а он сам учится, он хочет научиться выполнять конкретное действие, он хочет научиться плавать!
Планируя проведение игр в занятиях, преподаватель должен предусмотреть все детали организации передвижений детей в воде, предусмотреть все меры безопасности жизни и здоровья детей. Играющие дети не всегда способны контролировать своё поведение и адекватно реагировать на обстановку. Он должен чётко представлять все возможные варианты развития событий в сценарии игры, чтобы при необходимости вовремя вмешаться и не допустить нежелательных ситуаций.
Дети 6-7 лет начинают осваивать программу обучения плаванию. Когда часть детей из группы освоит упражнение «погружение», можно предложить им игру «Спящий крокодил». Можно внести в неё элемент соревнования. Перед началом игры преподаватель напоминает, что перед погружением в воду необходимо выполнить вдох и задержать дыхание.
Описание игры. Поверхность воды детского бассейна перегораживается поперёк разделительной дорожки с поплавками. На бортик, где закреплён один из концов дорожки, кладётся изображение головы крокодила (вырезается из бумаги или другого материала) , на противоположный бортик − изображение хвоста крокодила.
Дети должны перебраться от одного бортика (от одного «берега») до другого, «не разбудив крокодила», то есть, не коснувшись дорожки ни руками, ни головой (при погружении) .
По команде преподавателя дети идут по дну бассейна в сторону противоположного бортика, подходят к разделительной дорожке (к «крокодилу») , выполняют упражнение «погружение» (задерживают дыхание, приседают, погружаясь в воду, и встают с другой стороны дорожки) . Затем они продолжают движение к бортику по дну.
Организация игры. (до 5 человек) .
Около «головы крокодила» расположены три «корзины» (три любые емкости) . Две корзины пустые, одна наполнена «яблоками» (небольшими мячами или шариками) . Одна пустая корзина принадлежит «крокодилу», другая − детям. Если кто-то из детей, выполняя упражнение, дотронулся до дорожки («разбудил крокодила») , «яблоко» кладется в корзину «крокодила». Если ребёнок выполнил упражнение («не разбудил крокодила») , то «яблоко кладётся в корзину детей. Продолжительность игры зависит от количества «яблок». Корзина с «яблоками» опустела − игра закончилась. Воспитатель подсчитывает: сколько «яблок» отдано «крокодилу», сколько «яблок» в корзине у детей?
Занятие с большой группой детей (от 8 человек) .
Дети разделены на две команды (например, «Отважные» и «Смелые») . На бортике около «головы крокодила» находится корзина с «яблоками» и три пустые корзины («крокодилу», «Отважным» и «Смелым») . По команде «Отважные» (например, 4 человека) начинают движение к противоположному бортику. Если все дети успешно выполнили упражнение, то 4 «яблока» кладётся в их корзину, если, например, двое «разбудили крокодила» (дотронулись до дорожки) , то 2 «яблока» кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «крокодилу», 2 яблока кладутся в корзину «Отважных». Затем то же самое выполняют «Смелые».
В конце игры по количеству «яблок» определяется победитель.
Сколько занятий играть в данную игру? Столько, сколько необходимо времени, чтобы все дети научились погружаться в воду. Сегодня разделительная дорожка − это «спящий крокодил», завтра − «спящая рыба», в следующий раз «собака такса». Чем интереснее занятия, тем успешнее освоение новых движений.
Соединив несколько плавающих на поверхности воды обручей, можно организовать игру «Ходим в гости».
Каждый обруч является чьим-то домиком, в который можно попасть, погрузившись в воду. Haпример, красный обруч − домик утки (можно положить на поверхность плавающую игрушку) , синий обруч − домик дельфина. Дети, передвигаясь по дну бассейна и выполняя упражнение «погружение», входят в «домик» (приседают, погружаясь в воду, и встают внутри обруча) . Затем таким же образом выходят из «домика» (из обруча) , попадая в следующий «домик» (в обруч) . Обручи нельзя трогать руками. Необходимо напоминать детям, что перед погружением в воду нужно выполнить вдох и задержать дыхание. Перед тем как идти в гости, дети, находясь на бортике, маршируют на месте и хором поют пару строк из песенки Вини-Пуха: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро! Парам, парам, бурум, бурум! На то оно и утро!»
Игра «Водолазы». Погружение в воду (и передвижение под водой с выполнением произвольных движений) с целью собрать со дна игрушки тоже можно превратить в игру. Ставя перед детьми различные задачи (собрать предметы одного цвета, или формы, или размера) , преподаватель может достаточно долго поддерживать интерес детей к конкретной игре, решая при этом сразу несколько проблем. Например, чтобы собрать игрушки определённого цвета или формы, необходимо погрузиться в воду и открыть в воде глаза.
Игры, используемые в занятиях по обучению плаванию, предъявляют к преподавателю особые требования.
Во-первых, преподаватель должен быть «артистом», он должен отлично знать и представлять весь сценарий игрового занятия, помнить свой «текст». Ему необходимо руководить игрой и при этом быть мысленно и участником событий. Весь настрой занятий, интонации, эмоции, действия преподавателя должны планироваться заранее. Дети должны чувствовать, что не только они верят, что это не дорожка, а «крокодил», но и преподаватель тоже уверен в этом.
Во-вторых, не следует забывать, что правила игры надо объяснить коротко, акцентируя внимание на основном. Например, в игре «спящий крокодил» преподаватель говорит детям: «Это спящий крокодил. Вы должны перейти от этого бортика к тому, не разбудив крокодила. Его нельзя трогать руками и задевать головой. Подошёл, присел и встал с другой стороны. Первый раз можно провести игру без «яблок». Затем он добавляет: «В корзине − яблоки. Сколько детей разбудят крокодила, столько яблок отдаём ему». Этих объяснений вполне достаточно. Дети знают, что должны делать. Когда придёт момент делить «яблоки», преподаватель, перекладывая «яблоки» в корзины, комментирует: «В команде «Смелых» двое «разбудили крокодила», поэтому 2 «яблока» отдаём «крокодилу». Двое не потревожили «крокодила», 2 «яблока» положим в корзину «Смелым». Дети по ходу игры поймут принцип подсчёта «яблок».
Дети любят играть в понравившиеся им игры. Это можно использовать в занятиях по обучению плаванию. Освоив упражнение «погружение», дети должны освоить упражнение всплывание. Все игры, помогающие освоить данное упражнение, имеют элемент «всплытия» (упражнение можно назвать «поплавок» или «мяч») . Простые упражнения типа «Чей мяч лучше?», «Какой мяч дольше пролежит па поверхности?». Не следует забывать, что обучение проходит вначале на бортике, а затем в воде.
В игре «Путешествие по озеру, где живёт крокодил» используется инвентарь предыдущих игр. Знакомый детям «спящий крокодил» лежит на бортике. Дети находятся в воде. По команде они начинают передвигаться по дну от одного бортика к другому. Когда дети пройдут несколько шагов, преподаватель, приподнимая над бортиком «голову крокодила», говорит: «Крокодил просыпается! Все превратились в «мяч»! Дети выполняют упражнение «всплывание». Затем дети продолжают движение вперёд. Игра продолжается. Игру можно усложнить. Преподаватель может давать команды, рассчитанные на выполнение различных упражнений: «Крокодил просыпается, все спрятались!» − дети выполняют упражнение «погружение». .. Несколько обручей на поверхности воды позволят внести в игру новый элемент. Преподаватель говорит: «Крокодил просыпается! Все спрятались в домиках!» Дети, выполнив упражнение «погружение», оказываются в середине обручей.
Можно предложить детям выполнить упражнение «всплывание», стоя в середине плавающего на поверхности воды обруча, назвав такую игру «Подари утке мяч». Каждый ребёнок «приходит к утке в гости» (выполняет «погружение») и дарит ей «мяч» (всплывание) . Несколько плавающих обручей, соединённых вместе, могут быть использованы в игре «Подарок другу». В каждом обруче находится небольшая плавающая игрушка (рыбка, кукла. ..) ; ребенок выбирает, кому подарить мяч, и в соответствующем обруче выполняет «всплывание».
Игра может быть составной частью занятия, возможен вариант, когда все занятия проходит в игровой форме (учитывается цель, задачи каждого конкретного занятия) .
Организуя игры, обеспечить каждому ребёнку возможность самостоятельно регулировать свои действия в воде. Не следует включать в занятия такие элементы игр, в которых несколько детей держат друг друга за руки. Не должно быть ситуаций, когда ребёнок толкает (даже если непреднамеренно) другого или пытается погрузить его в воду. Всякое неожиданное движение ребёнка в таких случаях может вызвать негативные эмоции, значительно затруднив процесс обучения плаванию! Сам процесс обучения плаванию должен быть интересен детям. Необходимо регулярно отмечать успехи каждого ребёнка и напоминать детям, чему они уже научились, какие упражнения освоили, что предстоит узнать и чему предстоит научиться на следующих занятиях.
Освоив упражнение «лежание» («звёздочка») , дети могут выполнять его в играх, используя сюжет «морские звёзды». Например, в игре «Море». Дети стоят в воде, преподаватель говорит: «На море ветер! Поднимаются волны!» Дети руками создают у поверхности воды «волны». Затем преподаватель говорит: «На поверхности моря появляются морские звёзды», дети выполняют упражнение «лежание». Как и в предыдущих играх, данное упражнение можно использовать в сочетании с другими упражнениями.
Игра «Корабли» может быть включена в занятие, когда дети освоят упражнения «скольжение на груди, на спине». Каждый ребёнок превращается в «корабль», который выходит в море. Какой корабль дальше уплыл?
Кроме обучающих игр, в занятия нередко включают общеразвивающие игры. Часто такие игры имеют элемент соревнования. Например, в игре «Почтальон». По команде преподавателя дети, находясь в воде, берут с бортика «письма» (маленькие плавательные доски или другие предметы) . Передвигаясь по дну, они относят «письма» по адресу (на противоположный берег) , стараясь как можно быстрее добежать до «адресата». Вариантов игры «Почтальон» множество. Например, можно менять способ передвижения (шагом, бегом, прыжками) и количество раз доставки «почты».
Детям нравятся игры с мячами. Для занятий в воде подходят лёгкие, надувные мячи. В игре «Наведём порядок» можно использовать не только мячи, но и другие надувные игрушки. 8 детей, разделенные на две команды − «Ловкие» и «Умелые». Одна команда (4 человека) находится в воде около одного бортика, другая команда − около противоположного бортика. По середине бассейна поперёк натянута разделительная дорожка с поплавками. На воде на каждой половине бассейна плавают по 5-6 мячей или надувных игрушек. По команде преподавателя дети начинают передвигаться по дну на своей половине бассейна и перекидывать мячи (или игрушки) на сторону соперника, стараясь очистить свою площадку. Когда в игре наступает момент, что все мячи оказались на одной площадке, преподаватель подаёт сигнал окончания игры. Побеждает та команда, которой удалось «навести порядок», перебросав все мячи на сторону соперника. Надо заметить, что эта игра заставляет детей активно двигаться, и поэтому дети способны проявлять интерес к ней определённое время (до появления чувства утомления) . Когда дети начинают менее активно двигаться, даже если не было момента, что все мячи оказались на одной стороне, игру следует закончить. Преподаватель объявляет, что игра закончилась вничью, и хвалит всех за интересную игру. Если над водой протянуть канат, дети могут через нее перебрасывать мячи друг другу.
Игра «Арбузовоз». Каждый ребёнок − корабль, который перевозит арбуз с одного берега на другой. «Арбуз» − живот ребёнка. Важно, чтобы при передвижении в воде способом кроль на спине живот находился у поверхности воды (а не погружался в воду) . Проплыл ребёнок от бортика до бортика правильно − он довёз «арбуз», опустил живот ниже уровня поверхности воды − не довёз. Если организовать соревнования двух команд, то побеждает та команда, которая привезёт большее количество «арбузов».
При обучении движениям ног способом брасс можно ввести в сюжет занятий нового персонажа − «Лягушонка», поскольку движения ног пловца похожи на движения задних лап лягушки.
Используя приобретённые навыки, дети могут передвигаться от бортика к бортику как «арбузовозы», как «лягушата». Например, дети стоят в воде: четверо у одного бортика, они − «арбузовозы», четверо у другого, они − «лягушата». Команда: «Поплыли «арбузовозы». Дети выполняют упражнение. Когда четверо доплывают до противоположного бортика, звучит следующая команда: «Поплыли «лягушата»! Другая «четвёрка» выполняет своё упражнение.
Даже на этапе совершенствования спортивных способов плавания дети с удовольствием будут изображать «медвежонка, плывущего к Айболиту, Выполняя движения кролем на груди ногами и одной рукой. Преподаватель: «Медвежонок залез лапой в улей за медом, а пчёлы покусали ему лапу. Больная лапа лежит на поверхности воды, медвежонок гребёт другой лапой».
Дети, умеющие передвигаться в воде, на всех этапах обучения и совершенствования охотно играют в сюжетные игры, в игры с мячом, в игры, содержащие соревновательные элементы.
Даже простые на первый взгляд игры станут для детей значительно интереснее, если внести в игру неожиданный элемент. Например, если в водный баскетбол (над водой подвешиваются кольца) или водное поло будут играть не просто команды детей, а «сборная страны» и «сборная города», игра будет иметь новый эмоциональный оттенок.
Преподаватели, работающие с детьми, не должны забывать, что игры являются обязательной составляющей частью любого образовательного процесса, тем более, когда речь идёт о физической культуре. В каждом конкретном случае преподаватель выбирает, придумывает игру с учётом своих и детских интересов и возможностей. Важен принцип построения игры, важна идея и творческий подход каждого педагога к каждому ребёнку!
Бассейн в детском саду, где стабильность групп позволяет преподавателю планировать количество занятий для каждой группы и каждого ребёнка на год или несколько лет, безусловно, имеет преимущество перед городскими бассейнами. Именно этим обстоятельством должен руководствоваться преподаватель, работающий в детском учреждении с бассейном, включая в занятия не только обязательные упражнения по обучению плаванию, но и значительное количество игр. Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют игры, помогут сориентировать ребёнка и его родителей на регулярные занятия плаванием длительное время.
Что делать, если ребенок не хочет заниматься спортом: советы психолога
«В здоровом теле — здоровый дух» — Ювенал.
«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа» — Виктор Гюго.
Данная статья посвящена тому, как привить ребёнку любовь к спорту и физической культуре. Что делать, если ребёнок хочет бросить спорт? Нужно ли заставлять? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите из данной статьи.
С чего начать?
Самое первое, что нужно сделать перед тем, как отдать ребенка в какую-либо спортивную секцию, это посетить врача и выяснить, нет ли у крохи каких-либо противопоказаний.
Во вторых, родителям необходимо решить, для чего они хотят отдать ребёнка в спорт.
Здесь существует два варианта:
- для укрепления здоровья и развития таких качеств, как ловкость, выносливость, гибкость;
- для построения успешной карьеры профессионального спортсмена в будущем.
Исходя из этого и требования к спортсмену будут различаться.
Третьим этапом будет выбор вида спорта, и здесь снова есть варианты. Большинство родителей сами выбирают вид спорта для своих детей. В целом это неправильно. Лучше предоставить малышу несколько вариантов, среди которых он выберет наиболее понравившейся.
Хорошей базой для любого вида спорта и для организма в целом будет плавание. Оно отлично развивает опорно-двигательный аппарат. Отдать ребёнка в эту спортивную секцию можно уже в 5 лет.
Для чего детям спорт?
Подростковый возраст – это период активного физического и психического развития, в это время завершается формирование многих органов организма, происходит становление характера взрослеющей личности. Занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному развитию подростка и с физиологической, и психологической точки зрения.
Физическая культура и спорт способствуют формированию мышечной массы, делают связки более эластичными. Подростки, занимающиеся физкультурой, обладают более развитой координацией. При активных нагрузках у мальчиков быстрее происходит становление мужского типа конституции. Хорошая физическая форма подразумевает крепкое телосложение, выносливость, ловкость, предоставляет необходимые силы для учения и общения с друзьями.
Спорт формирует сильную волю, целеустремленность, учит преодолению трудностей и движению к цели вопреки любым обстоятельствам. Нацеленность спортсмена на результат подталкивает его тренироваться с особым усилием, приносить в жертву многое ради достижения победы. Спорт – это искусство добывать победу, преодолевая неимоверные трудности.
Во многих видах спорта предполагается командная работа, что способствует развитию коммуникативных навыков и духу товарищества. К тому же дети, занимающиеся спортом, будут далеки от вредных привычек.
Почему дети не хотят заниматься спортом?
- Подросток избегает трудностей, испытывает боязнь проиграть. Так бывает, когда ребёнок не уверен в себе, у него нет способности к концентрации и преодолению трудностей. Поражение или неудача — удар по их больному самолюбию. Иногда мамы и папы сами усугубляют ситуацию своими высказываниями о неоправданных ожиданиях.
- Плохое самочувствие после тренировки. Как правило, дети быстро восстанавливаются после тренировок, но и утомляются они тоже быстро. Организм подростка подвергается большим нагрузкам, поэтому возможно, что он будет себя плохо чувствовать после занятий спортом. Тяжелее тем, кто пришёл к занятиям в более старшем возрасте из-за отсутствия физической подготовки.
- Переутомление из-за учёбы. Уроки, домашние задания, а в старших классах и экзамены отнимают очень много сил.
- Родители неправильно выбрали вид спорта, не прислушавшись к советам психологов и к мнению самого малыша. Представьте, что мальчик мечтает стать олимпийским чемпионом по боксу, а его отдали на плавание, или девочка, которая грезит карьерой фигуристки, записана на лёгкую атлетику. При выборе вида спорта для ребёнка важно учитывать его телосложение и тип нервной системы. Одни предпочитают командный спорт, другие – индивидуальный (одиночный).
- В некоторых случаях дети не хотят ходить в спортивную секцию только потому, что не знают, зачем им это нужно. Здесь уже задача родителей — пробудить интерес ребенка к спорту.
Как заставить ребёнка заниматься спортом?
Сначала нужно установить причину нежелания, затем попытаться устранить её.
Отсутствие веры в свои силы можно исправить, обращая внимание на хоть и маленькие, но всё же достижения и победы, обязательно хваля за это. Запрещены любые сравнения подростка с другими детьми и вообще с кем-либо. При неудачном выступлении на соревновании поддержите его, найдите положительные моменты, будьте искренне горды за своего ребёнка, ведь самая великая победа — победа над самим собой. Обязательно скажите об этом сыну или дочери. Убедите его, что в следующий раз он выступит лучше, а сегодня спортсмен получил бесценный опыт.
Не забывайте проходить ежегодное обследование, а при возникновении недомоганий обязательно обращайтесь к специалистам.
Если ребёнок очень сильно загружен в школе и других кружках, то нужно либо сократить количество занятий, либо вместо профессионального спорта заниматься более легкими видами, не затрачивая при этом слишком много времени. Например, делать утреннюю гимнастику или заниматься дома на шведской стенке будет достаточно для постепенного вовлечения ребёнка в физкультуру.
Само собой, родителям нужно знать, как уговорить ребёнка и как его стимулировать на занятия спортом. Обратите его внимание на то, что представителям противоположного пола больше нравится спортивная фигура, объясните, что успешные спортсмены — очень уважаемые люди. Сообщите также, что в вузе, где подросток будет учиться, у спортсменов большие привилегии.
Мотивация к занятиям
Различные подарки — это не выход для «заманивания» ребёнка в спорт. Это абсолютно неправильно и чревато последствиями. Результатом такого подкупа станет дальнейший шантаж со стороны малыша. Само занятие не будет доставлять ему радости, и он будет «отбывать» тренировки лишь ради подарка. Ждать выдающихся результатов в таком случае не стоит. Можно лишь надеяться, что со временем, проводя много времени на тренировках, ребенок втянется в них и начнет серьезно относиться к спорту.
Крики и наказания — это не мотивация. Вам нужно терпеливо и умело вдохновлять ребёнка на движение вперёд к поставленным целям.
Самое трудное — это справиться с начальным этапом. Нужно особенно сильно поддерживать ребёнка, когда он только начал ходить в спортивную секцию, в дальнейшем станет проще. Первый успех воодушевит подростка, у него появится горячее желание заниматься усерднее, чтобы улучшить свой результат.
Будет здорово, если ребёнок станет заниматься спортом совместно с товарищами по школе или двору. Желание не показаться слабее своих знакомых – серьёзный мотив для ребёнка от 7 до 10 лет.
Внимательное отношение к ребёнку позволит вам понять его правильно и выбрать вид спорта, полностью подходящий подростку. Ничего страшного, если со спортом дело сразу не пойдёт. Некоторые ребята приходят в него не сразу, а в более старшем возрасте. Возможно, и ваше чадо начнёт заниматься, став взрослее.
Советы психолога
Самое важное, что должны знать родители, это то, что они сами являются примером для подражания своих детей. Образ жизни мамы и папы должен соответствовать тому, что они требуют от ребенка.
Лучше, если ребёнка с детства будут приучать к физической культуре и спорту. Утренняя пробежка всей семьёй и различные совместные активные игры — прекрасный способ мотивировать малыша к занятиям спортом.
Когда ваше чадо уже занимается спортом, нужно обязательно поддерживать его и мотивировать на достижение лучших результатов. Посещайте соревнования своего ребёнка, проявляйте интерес к результатам и успехам подростка.
Со скольки лет отдавать ребенка в спорт и как предоставить ему процесс выбора, смотрите в следующих видео.
Как помочь ребенку выбрать вид спорта, смотрите в следующих видео.
- Подготовка к школе
- Питание
- Витамины
- Гиперактивность
- Обижают в школе
- Не хочет учиться
- Не хочет заниматься спортом
Олег Сибиряковhttp://naonadzor.ru/boilers-and-boilers/pochemu-ot-plavaniya-hudeyut-ne-vse-plavanie-dlya-detei-polza/
http://o-krohe.ru/psihologiya/kak-zastavit-zanimatsya-sportom/