АФК – комплексный подход к развитию детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)

Потребность в здоровом образе жизни может быть воспитана

Здоровый образ жизни: роскошь или необходимость?

Современная жизнь сопровождается серьезными изменениями в социальной сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а также спортивные достижения людей — основные показатели уровня жизнеспособности и цивилизованности страны.

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%), наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1) и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы здоровьесбережения и здоровьесозидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.

В структуре здорового образа жизни центральное место занимает физическая культура, диктующая необходимость совершенствования физического воспитания и обучения учащихся на основе современных научных разработок в области педагогики, психологии, физиологии и физической культуры.

Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области. Как и всякая культура, культура физическая — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Без сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, образование, спорт. Как уникальный предмет учебного плана физическая культура должна быть нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре и спорту следует помнить о реализации принципа природосообразности, обоснованного Я.А.Каменским в его «Великой дидактике», суть которого заключается в наиболее полном развитии природных задатков человека при соблюдении законов природы и педагогики.

Сегодня лишь на 10 — 12% удовлетворяется заложенная природой потребность людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных причин снижения резервов здоровья и социальной дееспособности граждан нашего общества.

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.).

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.

Методические рекомендации по преподаванию физкультуры

Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики. Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект — нарушением аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений или их совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека.

Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на функции анализаторов. В свою очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное отношение к ним.

Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.

Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.

На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп, а именно — занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое — сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005).

Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Список использованной литературы

1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248 с.
2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176
3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005.
4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.

Спортивные упражнения для детей с овз

г. Константиновск, ул. Донская, 4а

г. Константиновск Ростовской области

Навигация по сайту

  • Главная
  • Новости
  • Сведения об учреждении
  • Отделения
  • Центр тестирования ГТО
  • Календарь мероприятий
  • Спортивная жизнь школы
  • Казачество
  • Спорт против наркотиков
  • Достижения
  • Противодействие коррупции
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Партнеры
  • Контакты
  • Антидопинг
  • Доступная среда
  • Обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ
  • НОКО
  • Наставничество

Торопов Н.А.

Полезные сервисы

  • Написать нам
  • Книга отзывов
  • Частые вопросы и ответы
  • Анкета о качестве услуг

Образование детей с ОВЗ и инвалидностью

Организация физкультурно-спортивной деятельности с обучающимися с ОВЗ средствами физической культуры и спорта. Методы и формы работы

Организация физкультурно-спортивной деятельности с обучающимися с ОВЗ средствами физической культуры и спорта. Методы и формы работы.

Обучающимся с ОВЗ их отклонения в физическом или психологическом развитии затрудняют освоение образовательных программ, поэтому эта категория обучающихся нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Вовремя начатое и правильно организованное обучение, в перспективе позволит предотвратить или смягчить различные по своему характеру нарушения у обучающихся.

В организациях дополнительного образования необходимо создать условия обучения, с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей таких обучающихся. Наиболее эффективными условиями обучения, воспитания и развития таких обучающихся являются, условия:

  • включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия физической культурой и спортом играют большую роль в адаптации, социализации, приобщению к здоровому образу жизни обучающихся с ОВЗ, а также являются основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на обучающихся, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями здоровья в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии.

  • укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мыщц;
  • улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;
  • улучшают аналитико- синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
  • улучшают функции сенсорных систем.

Физические упражнения развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются одним из средств духовного развития человека, то есть влияют одновременно на организм и на личность.

Необходимо целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям обучающихся условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности. Эти упражнения могут быть:

1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, спортивные, профилактические, коррекционные, профессионально-подготовительные;

2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т.п.;

3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т.д.;

  • по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесии, точности, дифференцировку усилий, расслаблении, ритмичности движений и др.;
  • по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, плавание, на лыжах, гребля и др.), ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);
  • по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические, танцевальные упражнения, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями (сказко-, драмо- игротерапии), тематическими игровыми композициями и др., активизирующими мышление, речь, внимание, память.

При организации учебных занятий доминирующим должно являться коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента обучающихся.

Необходимо использовать наиболее оптимальные методы на занятиях с обучающимися с ОВЗ. Следует использовать такие методы, как:

  • методы формирования знаний;
  • методы обучения двигательным действиям;
  • методы развития физических качеств и способностей;
  • методы воспитания личности;
  • методы взаимодействия педагога и обучающихся.

Особо следует обратить внимание на индивидуальный подход в организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ, на выбор методических приемов, в зависимости от структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возраста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т.п.

Рекомендуется разумное использование комплекса методов и методических приемов.

При обучении двигательным действиям обучающихся необходимо использовать словесные и наглядные методы, так как они тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Процесс обучения должен быть эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адаптивные резервы организма и личностные качества обучающихся.

При развитии физических качеств и двигательных способностей рекомендуется:

  • сочетание различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих и др.;
  • вариативность техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, направления, амплитуды и т.п.;
  • разнообразие вербальных и невербальных методов и методических приемов, словесных, наглядных способов воздействия, музыки, внушения и т.п.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы обучающихся с ОВЗ, является игровой метод.

Для большей адаптации обучающихся с ОВЗ на занятиях по физической культуре целесообразно использовать различные подвижные игры с разной преимущественной направленностью, степенью интенсивности, игры на развитие познавательных способностей и психических функций:

  • подвижные игры с ходьбой и бегом;
  • подвижные игры с прыжками;
  • подвижные игры с лазаньем, ползаньем, перелезанием;
  • подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;
  • подвижные игры с различными предметами;
  • развитие скоростных способностей;
  • развитие скоростно-силовых способностей;
  • развитие силовых способностей;
  • развитие координационных способностей;
  • подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функций зрительного восприятия;

— подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действенные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным признакам,;

  • на развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоминание правил игры, последовательности действий, названий инвентаря, частей тела и пр.;
  • расширение представлений об окружающем мире: ознакомление с дикими и домашними животными, птицами, растительным миром, имитация их движений и звуков;
  • закрепление социально-бытовых навыков (правил уличного движения, название школьных принадлежностей и т.п.);
  • формирование общения и взаимоотношений (согласование движений в парах, команде, оказание помощи, выполнение совместных действий и т.п.). Разнообразные методы и средства, используемые на занятиях по физической культуре при их рациональном использовании могут выступать стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей обучающихся.

В зависимости от целей, задач, содержания дополнительных общеобразовательных программ, адаптивных программ, занятия могут подразделяться на:

1) занятия образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучение разнообразным двигательным умениям;

2) занятия коррекционно-развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

3) занятия оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательных систем;

4) занятия спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

5) занятия рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности;

6) комплексные занятия, являются наиболее востребованными для обучающихся с ОВЗ, так как на таких занятиях могут решаться сразу две или три педагогические задачи. Такие занятия включают в себя упражнения из различных разделов физической подготовки в различных сочетаниях, где могут отрабатываться упражнения на развитие быстроты, ловкости, приемы и действия, связанные с тонкой двигательной координацией.

Каждое занятие должно содержать элементы обучения, развития, коррекции, компенсации и профилактики.

Для обучающихся с ОВЗ в целях повышения их мотивации к занятиям физической культурой и спортом, формирования из их числа потенциальных участников соревнований, в организациях дополнительного образования необходимо в полной мере использовать многообразие физкультурных и спортивных форм в рамках физкультурно-спортивной деятельности, но с учетом избирательности форм мероприятий и наличия медицинской справки о допуске к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.

В организациях дополнительного образования обучающимся с ОВЗ важно обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении, создать специальные условия, с учетом особенностей их психофизического развития.

Для расширения двигательного диапазона и повышения потенциала здоровья обучающихся в рамках образовательной деятельности педагогами, тренерами-преподавателями должны использоваться на занятиях такие средства, как оздоровительное плавание, корригирующая, ритмическая гимнастика, упражнения на тренажерных устройствах и с использованием различных предметов.

В организациях дополнительного образования физкультурно-спортивная деятельность может осуществляться в различных формах:

  • учебно-тренировочные занятия;
  • подвижные и спортивные игры;
  • соревнованиями по различным видам спорта, включая олимпийские и национальные виды спорта, матчевые встречи по различным видам спорта (между группами, командами, образовательными организациями);
  • физкультурно-оздоровительные праздники, викторины, конкурсы, развлечения;
  • интегрированные праздники совместно со здоровыми обучающимися;
  • физкультурно-спортивные лагеря в каникулярный период .
  • спартакиады, олимпиады, интеллиады (интеллектуальные виды спорта: го, шашки, шахматы, спортивный бридж, компьютерный спорт), флэш-мобы, фестивали и т.п.;
  • дни здоровья и спорта (например, «День гимнаста», «День легкоатлета»,

«День бегуна», «День лыжника», «День баскетболиста», и пр.;

  • тематические недели, посвященные физической культуре и спорту, отдельно по видам спорта (например, «Неделя «КЕС-БАСКЕТ», «Неделя мини-футбола», «Неделя лыжника», «Серебряный мяч», и пр.
  • конкурсы, акции, выставки (например, акция «Займись спортом! Стань первым!», др.), направленные на приобщение обучающихся к социально­педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек, духовному и физическому совершенствованию, пропаганде здорового образа жизни, ведению исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтёрском движении;
  • мероприятия с приглашением спортсменов, представителей федераций по видам спорта, специалистов по адаптивной физической культуре, медицинских работников;
  • организация физкультурно-спортивных мероприятий с привлечением обучающихся с ОВЗ (в качестве болельщиков, судей-общественников, помощников группы поддержки и т.п.).

Необходимо использовать системный подход в организации физкультурно- оздоровительных и спортивно-массовых форм работы, что будет способствовать вовлечению обучающихся с ОВЗ в регулярные занятия физической культурой и спортом, увеличению их двигательной активности, развитию соревновательной деятельности по различным видам спорта, а также социализации и адаптации обучающихся.

Для выявления одаренных в области физического воспитания обучающихся с ОВЗ, их способностей к освоению различных видов двигательной деятельности и демонстрирующих высокие спортивные результаты в соревновательной деятельности, рекомендуется разрабатывать индивидуальные образовательные траектории, которые могут включать:

  • обеспечение материалами, заданиями, в том числе с использованием дистанционных и модульных технологий обучения;
  • создание портфолио физкультурно-спортивного опыта и достижений обучающихся;
  • участие в творческих, физкультурно-спортивных конкурсах, фестивалях, акциях, мастер-классах и т.п.;
  • формирование и реализация индивидуальной образовательной программы обучающихся в области физической культуры;
  • формирование мотивации к будущему профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ в физкультурно-спортивной сфере через популяризацию и культивирование данного направления;
  • создание альянса «семья — обучающийся — образовательная организация».

Для обучающихся с ОВЗ со специальной медицинской группой, а также для спортивно одаренных обучающихся с инвалидностью важно предусмотреть тьюторское сопровождение. Тьютор должен организовать персональное сопровождение таких обучающихся при подготовке и участию в физкультурно-спортивных мероприятиях, работать в тесном контакте с родителями.

Тьюторское сопровождение — это особый вид педагогического сопровождения, основанный на личностном взаимодействии и совместной деятельности педагога и обучающегося, в ходе которого создаются условия и рассматриваются способы для выявления, развития, реализации и осмысления обучающимся познавательной мотивации, а также осуществляется построение и реализация его индивидуальной образовательной программы (программы личностного развития).

Тьюторское сопровождение должно разрабатываться каждой образовательной организацией индивидуально, в зависимости от имеющихся в наличии ресурсов и возможностей (инфраструктурных, материальных, кадровых и т.д.) и учётом предлагаемой модели сопровождения.

Обучающимся, проявившим выдающиеся способности в области физической культуры, желательно создавать условия, стимулирующие общее развитие их логического мышления, таких как:

— создание ситуаций незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;

  • разрешение и поощрение множества вопросов обучающихся, в том числе физкультурно-спортивной тематики;
  • стимулирование к самостоятельной разработке индивидуальных стратегий, планов, графиков дальнейшей деятельности по достижению поставленной цели;
  • акцентирование внимания на самостоятельных инициативах, наблюдениях, обобщениях, сопоставлениях, рефлексии.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в физкультурное образование имеет проведение информационно­просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности по физической культуре для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В рамках информационно-просветительской деятельности с родителями целесообразно использовать следующие формы работы:

  • проведение родительских лекториев по проблемам здоровья и адаптации обучающихся средствами физической культуры и спорта;
  • организация семейных клубов;
  • участие в спортивных мероприятиях; в днях здоровья, спартакиадах, туристических слетах и т.д.
  • При проектировании дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (общеразвивающих и предпрофессиональных), имеющих коррекционно-воспитательную, специальных адаптированных образовательных программ, необходимо учитывать категорию заболевания и нарушения у обучающихся, которые бывают 8 видов:

I вид: неслышащие дети (глухонемые);

II вид: слабослышащие;

III и IV вид: слепые и слабовидящие (рассматриваются вместе)

V вид: при нарушениях речи, в том числе заикании;

VI вид: при нарушениях опорно-двигательного аппарата (ДЦП, спинно-мозговые и черепно-мозговые травмы);

VII вид: дети с ЗПР (СДВГ);

VIII вид: дети с отклонениями интеллектуального развития, с умственной отсталостью.

Проектирование образовательной деятельности должно включать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, планирование объема и интенсивности физических нагрузок, отдыха и восстановительных мероприятий.

При проектировании дополнительных общеобразовательных адаптированных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных) возможно использование программно-методического материала, позволяющего осуществлять процесс обучения по физической культуре с детьми с ОВЗ, учитывая особые образовательные потребности обучающихся данной категории.

Целесообразно реализовывать адаптированные образовательные программы, индивидуальные адаптированные рабочие программы, индивидуальные учебные планы по физической культуре (утвержденные приказами образовательных организаций), модельные учебные планы, учебные индивидуальные планы образовательных организаций обучающихся с ОВЗ.

Организации дополнительного образования физкультурно­спортивной направленности могут участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ, в которую может входить несколько образовательных организаций: организации дополнительного образования, общеобразовательные организации, физкультурно-спортивные организации.

В этой связи необходимо создать сетевую форму взаимодействия по организационно-методической поддержке, организации и проведения совместных физкультурных и спортивных мероприятий, определить формы организации мероприятий.

В образовательной организации должны быть созданы материально — технические условия, для занятий физической культурой и спортом для обучающихся с ОВЗ, позволяющие обеспечить доступность к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся:

  • тренажерный зал, тренажерные устройства;
  • зал (кабинет) по лечебной физической культуре;
  • зал ритмической гимнастики (корригирующая гимнастика);
  • зал хореографии (по возможности);

Целесообразно использовать специальное, нестандартное оборудование (мягкие модули), гимнастическое оборудование; индивидуальные технические средства передвижения, приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; и другое специальное оборудование (включая специализированные компьютерные инструменты обучения).

Вышеперечисленные средства методы и формы работы, рационально используемые организацией дополнительного образования физкультурно­спортивной направленности, могут служить стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, а следовательно будут являться фактором гармоничного развития личности, что создаст реальные предпосылки социализации обучающихся с ОВЗ.

https://pedsovet.su/publ/161-1-0-4099
https://konstdussh1.ru/content/2020/organizaciya-fizkulturno-sportivnoy-deyatelnosti-s-obuchayushchimisya-s-ovz-sredstvami