Гимнастика для детей дошкольного возраста

Гимнастика для детей дошкольного возраста

В наше время высоких технологий и компьютеризации, когда дети, едва научившись ходить, уже часами просиживают за компьютером, очень важной является тема о приобщении ребенка к физкультуре и спорту, остро встает вопрос о физическом здоровье детей. Наше поколение никогда не будет здоровым, если в процесс развития детей не будет грамотно вводиться физическая культура и спорт. И чем раньше ребенок приобщится к занятиям гимнастикой, тем, естественно, лучше.

Особенностью развития детей дошкольного возраста является то, что у них все двигательные навыки еще не сформировались окончательно. Вот почему долгое сидение или стояние на ногах, неправильная поза, а также мебель, которая не соответствует возрасту ребенка, неблагоприятно отражаются на формировании скелета и приводят в конечном итоге к нарушению осанки. Таким образом, очевидно, что детская гимнастика для развивающегося организма очень полезна. Она оказывает весьма благотворное влияние на дыхательную, сердечно-сосудистую и вегетативную системы. Помимо этого, гимнастика для детей способствует укреплению иммунитета, а также повышает работоспособность и выносливость организма.

Гимнастика для детей в возрасте до 5 лет

В младшем дошкольном возрасте малыши делают свои первые шаги в спорте и знакомятся с физическими упражнениями с помощью общеразвивающих элементов гимнастики, а также через различные подвижные игры. Такие упражнения, как кувырки, прыжки и стойки, не только очень нравятся детям, они еще способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников. А для девочек можно рекомендовать элементы художественной гимнастики – это будет наилучшим решением для формирования хорошей физической формы.

Проводя общеразвивающие упражнения для дошкольников можно использовать различные мелкие физкультурные пособия, например, веревку, мячи, кегли, обручи. Также можно использовать на занятиях гимнастикой музыку, ведь она благотворно влияет на общее состояние детей, улучшает их эмоциональное развитие.

Надо отметить, что ярко демонстрирует уровень физического развития детей осанка, которая влияет на характер и настроение ребенка, а также на его психическое состояние. Дети с плохой осанкой часто бывают робкими и пассивными. И если ребенок с самого раннего возраста будет систематически заниматься гимнастикой, то никаких дефектов осанки у него не будет.

Физические упражнения для детей 3–4 лет

В этом возрасте во время занятий физкультурой с ребенком необходимо тщательно следить за тем, чтобы у него была правильная осанка, особенно надо следить за тем, чтобы ребенок правильно ставил ноги и ровно держал спину. Носки должны быть немного разведены в стороны. Ребенок должен стоять, опираясь на всю площадь стопы, а не так, чтобы упор делался на ее внешний или внутренний край. Плечи ребенка должны быть на одном уровне, а туловище надо держать ровно, без наклона. Голову ребенок должен держать ровно, смотря вперед. Гимнастика для ребенка 3-4 лет, как правило, состоит из 5-6 упражнений:

1. И. П. — ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Поднять руки вверх и выполнять наклоны в стороны. Повторить 4-6 раз.

2. И. П. — то же самое. Присесть и имитировать руками сбор грибов или ягод, также можно «срывать цветочки». Затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

3. И. П. — лежа на спине. Сделать переворот на живот и обратно. Повторить 4-6 раз.

4. И. П. — ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Выполнять прыжки на месте. Повторить 4-6 раз.

5. И. П. — лежа на спине, ноги и руки выпрямлены. Ноги согнуть в коленях, затем ноги поднять и делать имитацию вращения педалей велосипеда, после чего вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

6. И. П. — ноги на ширине плеч, руки опущены вниз. Присесть на корточки и изобразить руками, как птичка клюет зерна, затем вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

Физические упражнения для детей 4-5 лет

В данном возрасте, при занятиях физкультурой с детьми, особое внимание необходимо уделить развитию стопы, потому что в силу различных неблагоприятных факторов у ребенка может начать развиваться плоскостопие. Гимнастика для ребенка 4-5 лет должна включать 4-5 упражнений. И начинать ее следует с небольшой разминки, которая состоит из ходьбы по кругу на носках, а затем на пятках. Такая разминка является прекрасной профилактикой плоскостопия.

1. И. П. — ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнить поворот в сторону, при этом руки развести в стороны, затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Вам будет интересно  Техника выполнения наклонных упражнений на верхние мышцы груди

2. И. П. — сидя на полу, скрестив ноги «по-турецки», руки поставить в упор сзади. Сделать наклон вперед, хлопнуть по полу перед ногами, затем наклониться как можно ниже, хлопая по полу как можно дальше. Далее — снова хлопнуть перед ногами и вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

3. И. П. — лежа на спине, кисти сомкнуть на затылке, локти выставить вперед. Повернуться на бок, вернуться в исходное положение. Затем повернуться в другую сторону и опять вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

4. И. П. — ноги на ширине плеч, руки на талии. Выполнять подпрыгивание с поворотом вокруг себя. Повторить 6-8 раз.

5. И. П. — ноги на ширине плеч, в руках мяч, который надо держать двумя руками внизу. Присесть, мяч держать прямыми руками перед собой. При этом спина должна быть прямая, взгляд на мяче. Затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

6. И. П. — ноги на ширине плеч, руки внизу, в одной из них мяч. Поднять обе руки вперед, переложить мяч из одной руки в другую, а затем вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

Гимнастика для детей в возрасте 5-7 лет

Этот возраст считается старшим дошкольным, когда гармоничное физическое развитие ребенка имеет очень важное значение для подготовки детей к учебным нагрузкам. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие опорно-двигательного аппарата, ребенок становится более устойчив в статических позах. Хорошо владея основными видами движений, дети уже могут самостоятельно выполнять задания, которые постепенно усложняются: добавляются упражнения с двумя однородными предметами, с гимнастической палкой, которые дети выполняют без особого труда.

В комплекс гимнастики для детей 5-7 лет, как правило входят: ходьба на носках или на пятках (как корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия), а также бег, различные прыжки, наклоны, повороты, приседания, упражнения, способствующие формированию осанки. И если такая гимнастика будет проходить весело и увлекательно, в хорошем темпе, то ребенок будет осознанно желать участвовать в гимнастике, она станет его любимой игрой. Привычка к ежедневным упражнениям у ребенка уже будет сформирована с детства, и тогда — здоровый образ жизни ему обеспечен, как говорится: в здоровом теле — здоровый дух.

Физические упражнения для детей 5-7 лет

Во время выполнения упражнений для детей дошкольного возраста необходимо обращать внимание уже не только на осанку и положение стоп, но и на правильное дыхание. Упражнение надо выполнять на выдох, а возвращаться в исходное положение — на вдох.

1. И. П. — ноги на ширине плеч, руки внизу. Нагнуться вперед, слегка согнув колени, постараться дотянуться до пятки левой ноги. Вернуться в исходное положение. Затем повторить упражнение, подтягиваясь к правой ноге. Повторить 3-5 раз в каждую сторону.

2. И. П. — ноги на ширине плеч, прямые руки вытянуты вперед. Поднять ногу, согнутую в колене на 90 градусов, при этом носок стопы тянуть вниз. Одновременно с поднятием ноги руки махом отвести назад. Затем вернуться в исходное положение. Выполнить 3-5 раз для каждой ноги.

3. И. П. — ноги на ширине плеч, руки касаются ладошками стены на уровне груди. Перебирая по стене руками, наклониться до пола, затем тем же способом вернуться в исходное положение. Повторить 4-6 раз.

4. И. П. — ноги на ширине плеч, руки на талии, стоять лицом к стене. Поднять ногу, согнутую в колене, коснуться ступней стены, после чего вернуться в исходное положение. Повторить по 3-5 раз для каждой ноги.

5. И. П. — ноги на ширине плеч, руки в стороны, касаться спиной и ладонями стены. Вывести руки вперед, скрестив перед грудью, после чего вернуться в исходное положение. Повторить 3-5 раз.

Если все вышеописанные упражнения для детей дошкольного возраста делать с ребенком каждый день или хотя бы через день — результат не заставит себя долго ждать, и ваш ребенок будет физически крепким, здоровым, а значит счастливым!

Развивайте силу с детства или физкультура для дошкольников

Рейтинг: / 135

развивающие занятия для дошкольников физкультура для дошкольников _ razvivauwie zaniatija dla doshkolnikov fizkyltyra dla doshkolnikov

О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнять?

Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребенка.

«Дерево гни, покуда оно молодо, дитя учи, пока оно не выросло».

Старая Вьетнамская пословица.

Как известно, от рождения до 2—3 лет ребенок последовательно приобретает способность удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивать туловище в положении лежа, затем — ползать на четвереньках, далее — вставать и, наконец, ходить, в этом возрасте, понятно, нет смысла говорить о каких-либо силовых упражнениях: малышу необходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и все это под неусыпным оком специалиста или родителя.

Вам будет интересно  Вакуумные помпы для улучшения эрекции

Развивающая физкультура для дошкольников

Другое дело — дети, достигшие четырехлетнего возраста, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста (возрастной диапазон: от 3,4 до 6,7 лет), который в народе образно называют золотым. Ребенок к 4-м годам уже свободно выполняет простейшие движения, уверенно ходит, бегает, говорит, мыслит, ориентируется в пространстве. В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем.

Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год), совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отличаясь этим от малышей до 3 лет. Однако нельзя забывать, что в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные мышечные группы. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость, а также длительное сохранение одной стабильной фиксированной позы. Учитывая это, не забывайте при проведении занятий, особенно с включением силовых элементов, чередовать упражнения с отдыхом.

Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить по нескольку раз в течении дня в виде имитационных движений и игр продолжительностью от 15 до 30 мин (для деток 4 лет: по 15-20 мин; для малышей 5-7 лет: по 20-30 мин). Подбор и дозировка упражнений должны зависеть от возрастных особенностей детей. Так, в занятие с малышами 4-6 лет рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений. Каждое упражнение желательно повторять от II до VI раз.

При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка.

Разнообразие двигательных возможностей детей требует индивидуального подхода к ним со стороны родителей и педагогов, что особенно важно при занятиях физическими упражнениями.

Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют играм. Поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры. Упражнения могут состоять из разнообразных подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, «Чебурашка», «Паровозик», «Зайчик» и т. д. Такие упражнения детям интересны и малоутомительны.

Если вы решили составить для своего ребенка комплексы упражнений, то они должны быть подобраны так, чтобы, помимо силы, развивали и другие качества, такие, как координация движений, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Упражнения должны также охватывать различные мышечные группы ребенка. Недопустимо, чтобы во время занятий выполнялись упражнения, например, лишь для мышц нижних или верхних конечностей.

Не менее важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность (начинать с небольшого количества упражнений и от занятия к занятию прибавлять одно-два). Необходима и последовательность выполнения упражнений — от простых к более сложным. Ведь нервная регуляция сердца ребенка несовершенна, а потому ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца при неадекватном физическом воздействии довольно-таки быстро утомляется. Тем более что для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует развитию силы у дошкольника.

Перед тем как начать занятие с ребенком, желательно объяснить ему содержание упражнения, затем показать его и только потом дать попробовать сделать. Старайтесь, чтобы объяснение не было долгим, так как усидчивость и внимание у малышей, особенно в 4-летнем возрасте, бывает неустойчивым, и они фактически не способны сосредоточиться на продолжительном объяснении.

Еще раз напоминаем, что любое упражнение, выполняемое ребенком многократно, уже является для него непосильным. Одновременно развиваются и другие двигательные качества. Все эти несложные упражнения удобно делать в квартире.

Итак, не забывайте следующие правила проведения занятий с малышами:
  1. Продолжительность занятий с детьми 4 лет должна составлять 15—20 мин, соответственно с детками 5—7 лет — 20—30 мин.
  2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.
  3. Каждое упражнение необходимо выполнять от II до VI раз(повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.
  4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.
  5. Упражнения (в том числе и силовые) должны быть преподаны ребенку в виде имитационных движений и игр.
  6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.
  7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.
  8. Соблюдайте правило постепенности и последовательности.
  9. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс.

Вам будет интересно  Упражнения для бега, комплекс

А пока мы предлагаем вам разучить с детьми следующие упражнения.

Комплекс силовых упражнений для деток 4,6 лет:

1. «Маятник»

Исх.Пол.: стойка — ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы I) вправо, II) влево, III) вперед, IV) назад.

2. «Волна»

Исх.Пол.: стойка — ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

3. «Вертушка»

Исх.Пол.: стойка — ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4. «Мельница»

Исх.Пол.: стойка — ноги врозь пошире с наклоном корпуса вперед, держим руки — в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

5. » Крокодильчик»

Исх.Пол.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6. «Ножницы»

Исх.Пол.: горизонтально лежа на спине (в упоре на предплечьях), ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать скрестные движения выпрямленными ногами.

7. «Качели»

Исх.Пол.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8. «Лягушка»

Исх.Пол.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9. «Зайчик»

Исх.Пол.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.

10. «Кенгуру»

Исх.Пол.: стойка — ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Подборка силовых упражнений в парах для детей дошкольного возраста:

1. «Пружинка»

Исх.Пол.: расположившись лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счет осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.

2. «Бабочка»

Исх.Пол.: встав на левую ногу (при этом правая — согнута в колене) и опираясь о голень опорной ноги, руки разведите в стороны. Удерживая равновесие, проделать ритмичные взмахи прямыми руками вверх-вниз. Затем сменить и. п. ног. Для облегчения упражнение можно выполнить стоя ноги врозь.

3. «Качели»

Исх.Пол.: стоя друг напротив друга и ухватившись за руки, выполнять поочередные приседания.

4. «Велосипед»

Исх.Пол.: сед согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счет поочередно выполнять сгибание/разгибание ног.

5. «Пила»

Исх.Пол.: аналогичное. На каждый счет одновременно сгибать и разгибать ноги.

6. «На лодочке»

Исх.Пол.: аналогичное, но взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.

7. «Гусеница» (Кто быстрее?)

Исх.Пол.: сед согнув ноги. По команде «Марш!», помогая руками и ногами продвигаться вперед, а затем назад.

8. «Ласточка»

Исх.Пол.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Поочередно на одной ноге сделать «Ласточку» (равновесие), удерживая его как можно дольше. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно.

9. «Пистолетик»

Исх.Пол.: аналогичное. Счёт: 1—2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперед; счёт: 3—4 – вернуться в Исх.Пол.; счёт: 5—8 — то же, но сменив положение ног.

10. «Корзиночка» (Кто дольше?)

Исх.Пол.: упор лежа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1—2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.

11. «Вертолет»

Исх.Пол.: сед ноги вместе лицом друг к другу, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе.

12. «Мячик»

Упражнение исполняется по очереди.

Исх.Пол.: стойка — ноги врозь, держать руки вперед. Партнер приседает, руки на пояс и подскакивает, при этом стоящий вытянутыми руками слегка касается его головы. Затем поменяться ролями.

13. «Паровозик»

И. п.: присед, руки согнуты в локтях, партнер сзади. Одновременно друг за другом продвигаться вперед, а затем назад на согнутых ногах.

14. «Стойкий оловянный солдатик» (Кто дольше?)

Исх.Пол.: стойка — ноги вместе, удерживать руки на пояснице. 1—2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на правой.

15. «Карусель»

Исх.Пол.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить [И. П.] и аналогично влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.

https://sport-51.ru/article/useful-information/11007-gimnastika-dlja-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.fitness-bodybuilding.ru/theory/sekreti/doshkolnikam.html