Спортивные игры на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Спортивные игры на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила Чувичкина В.Н., студентка 4 курса

«Мезенского педагогического колледжа»

Под руководством Мандриченко Л.А.

Спортивные игры на прогулке для детей старшего дошкольного возраста

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Методические рекомендации воспитателям по планированию и организации спортивных игр на прогулке для детей старшего дошкольного возраста.

Правила подбора спортивных игр

Главное правило подбора – соответствие спортивных игр возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников.

В работе с дошкольниками можно использовать такие спортивные игры и упражнения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Так же дошкольникам доступны лишь начальные, элементарные приемы или отдельные простые комбинации.

Спортивные игры преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия.

Место спортивных игр в режиме дошкольного учреждения

Спортивные игры в ДОУ следует использовать в разные периоды дня.

Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии.

Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы корригирующей гимнастики.

На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений, трудом, играми и пр.

В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.

Общие положения руководства спортивными играми

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр.

Вам будет интересно  Читать книгу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Валентины Шебеко: онлайн чтение - страница 8

Значение и задачи подвижных упражнений

В каждом ДОУ организуют подвижную деятельность (прыжки и лазание, ходьба и бег). Проводятся игры как на улице, так и в здании. Чаще всего они носят характер борьбы и соревнования.

Малыши в детсаду

Всевозможные спортивные упражнения имеют образовательное, оздоровительное и воспитательное значения.

  • Образовательное. Подвижная деятельность способствует закреплению уже имеющихся навыков отдельных видов спорта (гимнастика, плавание, легкая атлетика, борьба) и их улучшению. Дети развивают силу, выносливость, ловкость и быстроту.
  • Оздоровительное. Для слаженной работы всех систем и органов важны положительные эмоции. Обязательным условием упражнений является проявление фантазии и творчества. Радость и удовольствие от процесса достижения цели увеличивают мозговые импульсы, повышают тонус всего организма. Также тренируется нервная система, которая позволяет ребенку учиться контролировать процессы торможения и возбуждения.
  • Воспитательное. Четко регулируемые правила игры обучают выдержке, честности и дисциплине. Коллективные соревнования воспитывают в детях чувство ответственности не только за себя, но и за товарища.

К задачам подвижных игр относятся:

  • изучение и совершенствование двигательных навыков, необходимых в жизни;
  • развитие морально-волевых качеств, воспитание организаторских навыков;
  • преобразование активной деятельности в привычку;
  • укрепление здоровья ребенка с учетом индивидуальных физиологических особенностей.

Развитие творческих способностей дошкольников

Активно познавая мир, дошкольник не только узнает и преобразовывает действительность, но и развивает свой творческий потенциал.

Обратите внимание! Основными преимуществами являются подражание и имитация, причем не сверстникам, а взрослым.

Универсальное развитие творческих способностей, как правило, происходит за счет:

  • речевого общения в процессе подвижной деятельности;
  • чувства ритма (выполнения движений в такт музыки, ровно в счет и т. д.).

Виды подвижных игр для старших групп детского сада

Выделяют пять основных видов подвижной деятельности для дошкольников:

  • сюжетные игры. Каждый ребенок разыгрывает определенную роль и следует правилам, например, «Казаки-разбойники»;
  • упражнения без сюжета. Это, например, броски мяча на максимально далекое расстояние, «Догонялки»;
  • народные развлечения, такие как «Жмурки» или «Прятки»;
  • эстафеты и соревнования;
  • спортивные детские состязания — футбол, бег, лыжи.

Комплексы пальчиковой гимнастики для старшей группы

Методика и организация проведения занятий

Подвижные игры в старшей группе весьма разнообразны и зависят от места проведения занятия, времени года, периода обучения по материалам программы детского сада.

Выбирать их для индивидуального или группового занятия следует исходя из:

  • возраста ребенка;
  • цели, которая поставлена воспитателем;
  • места проведения;
  • интереса детей;
  • времени года.

Организация проведения игры состоит из нескольких этапов:

  1. Возбуждение интереса к игре. Для достижения данной цели заранее проводятся сюжетные чтения подходящей литературы, изучение песен, знакомство с атрибутикой проводимого мероприятия.
  2. Организация игры и разъяснение правил. При знакомстве с упражнением порядок действий объясняется от начала и до конца. Если же происходит повтор, воспитатель просит детей напомнить правила.
  3. Контроль подвижной деятельности. Взрослый контролирует детское самочувствие на протяжении игры, предотвращает нарушение правил, подбадривает и хвалит участвующих.
  4. Подведение итогов. Обязательно нужно обсуждать с детьми результаты соревнований, выявлять ошибки, хвалить за достижения и в мягкой форме объяснять причину неудачи.
Вам будет интересно  Читать книгу Физкультурные занятия в детском саду

Важно! Не стоит настаивать на участии ребенка в игре, если он проявляет стойкое нежелание. От выполнения упражнений малыш должен получать удовольствие, а не делать все принудительно.

Бег в детском саду

Картотека

Примеры игр, которые можно проводить на улице.

Название Описание
«Классики» Проводится летом. На асфальте мелом рисуется классическое поле, знакомое всем из детства. Воспитатель показывает, каким образом его необходимо преодолеть. Вариантов множество: на двух ногах, поочередно, с использованием камешка, только туда, туда и обратно и т. д. Есть еще «Классики» в форме квадрата (3×3), смысл игры аналогичный.
«Жмурки» Ведущему завязывают глаза, немного крутят и разбегаются в разные стороны. Его задача — найти остальных игроков, которые подсказывают свое местоположение, хлопая в ладоши. Первый, до кого дотронется ведущий, занимает его место.
«Выше ноги от земли» Игра для прогулки в летние месяцы. Водящий должен ловить остальных игроков, следуя одному правилу — стоящего на возвышении трогать нельзя. Запрещается долго находится в «безопасной» зоне, поэтому, как только водящий отходит, ее нужно покинуть и искать новое возвышение.
«Горячая картошка» Дети встают в круг и кидают друг другу мяч, ловя и сразу же перекидывая его следующему. Кто не поймал мяч, садится в круг. Чтобы вернуться на свое положение, участник должен поймать мяч или хотя бы до него дотронуться, совершив прыжок.
«Съедобное — несъедобное» Воспитатель кидает мяч и называет любые слова. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать его, если несъедобный — отбить. Таким образом тренируется скорость реакции и мышления.

Дети играют в «Горячую картошку»

Примеры игр, которые проводятся в помещении детского сада.

Название Описание
«Строители» Дети делятся на две команды и расходятся в разные стороны зала. Когда играет музыка, малыши ходят или бегают по кругу. Как только она прекращается, ведущий говорит: «Строим колонну (шеренгу или круг)». Задача детей — построить названную фигуру быстрее команды противников. Например, если нужно составить круг, то можно быстро взяться за руки.
«Статуя» Игроки стоят в круге и бросают друг другу мяч. Если кто-то не поймал, то встает на одну ногу, не поймал второй раз, то на одно колено, в третий раз — на два колена. Если в одном из этих положений ребенок схватил мяч, то ему прощаются промахи, и он поднимается снова на две ноги.
«Передай и встань» Подойдет для традиционных соревнований между группами осенью. Дети делятся на две колонны. По свистку ребята поднимают руки вверх, и первый участник передает мяч над головой последующим. Как только он дошел до конца, последний игрок бежит вперед и становится первым. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не станет снова впереди.
«Пингвины» Сюжетная игра для проведения эстафет зимой. Ребенок зажимает между ног маленький шарик и прыгает на двух ногах до черты (на расстоянии 10-15 м) и обратно. Передает шарик следующему и так по очереди. Выигрывает та команда, в которой все игроки пройдут «путь пингвина» быстрее.
«Рыбак и рыбки» Для игры потребуется одна скакалка. Ведущий-рыбак (обязательно воспитатель) аккуратно водит круг скакалкой по полу. Дети-рыбки должны перепрыгнуть ее, когда она будет подходить к ним. Если скакалка задела ноги ребенка, то рыбка «поймана». Выигрывает самый ловкий. Занятие хорошо вписывается в тематику подводного мира и рыбалки, чаще всего изучаемых весной.
Вам будет интересно  Статья укрепляем сердце в пожилом возрасте | Блог

Занятия ФЭМП в старших группах детских садов по ФГОС

Этапы организации занятий

Подготовка к игре должна включать ознакомление детей с темой, основными правилами и результатом деятельности.

Обратите внимание! Важно заранее подготовить дополнительные материалы, которые могут потребоваться в процессе проведения (мячи, шарики, палки, ленты для завязывания глаз и проч.).

Настраивать детей на игру можно, рассказывая им сказочные истории, предлагая отгадать загадки или посмотреть картинки/небольшой видеоролик, на которых показан процесс игры.

По ФГОС длительность подвижных игр в старшей группе не должна превышать 20 мин. Составлять план следует заранее (на три месяца вперед). Пример плана подвижной деятельности детей на три зимних месяца:

  • 15 декабря — игра «Снежки». Задача — развитие глазомера, меткости и силы. Занятие проводится на прогулке. На листе фанеры чертится круг, в который с определенного расстояния дети должны попасть снежком, предварительно слепив его.
  • 15 января — игра «Мяч водящему». Проводятся две линии. На одной встают в колонну игроки, на другой, напротив, водящий, который кидает мяч первому участнику. Тот его ловит, кидает обратно и встает в конец группы. Игра продолжается, пока последний игрок не кинет мяч водящему.
  • 15 февраля — игра «Один, два, три…». Дети энергично ходят по залу в хаотичном порядке. Когда воспитатель называет одну из цифр (1, 2, 3) малыши должны как можно быстрее встать поодиночке, по парам или по тройкам соответственно.

Обратите внимание! Контроль проведения подвижных игр происходит путем анализа активной деятельности дошкольников, фиксируемой в специальных бланках и отчетных листах.

https://alfleth-spb.ru/metodichki/sportivnye-igry-dlya-doshkolnikov.html