Содержание
Спортивные подвижные игры: виды, классификация, ограничения и безопасность. Задачи, цели и результат развития ребенка
В физическом воспитании детей всех возрастов активно используются спортивные и подвижные игры. Они интересны и полезны. Однако пользу приносит только правильное физическое воспитание. Существуют определенные рекомендации по поводу проведения тех или иных игр в конкретных возрастных группах, имеются некоторые ограничения и правила безопасности.
Важность двигательной активности
С детства детей нужно приучать к физическим тренировкам. В физкультурной, двигательной активности нуждается человеческий организм вне зависимости от возраста. Активный образ жизни вызывает положительные изменения. Благодаря физическим тренировкам снижается вероятность возникновения многих заболеваний, улучшается самочувствие, регулируется и делается более гармоничным процесс развития.
Если детям не прививать с раннего возраста потребность в движении, они будут расти слабыми. При недостаточной физической активности страдают мышцы. Они не поддерживают должным образом тело в правильном положении. В итоге слабость мышц приводит к развитию плохой осанки, искривлению позвоночника.
Однако приучить детей к активному образу жизни не так-то просто. Они не горят желанием делать, к примеру, ежедневную зарядку, не любят уроки физкультуры в школах. Вырабатывать потребность в движении рекомендуется игровым способом. Это один из методов физического воспитания. Его суть заключается в выполнении двигательных действий и следовании определенному придуманному сюжету.
Игровой метод может быть воплощен в различных спортивных и подвижных играх. Такой вариант двигательной активности заинтересовывает детей разных возрастов. Многие игры привлекают в первую очередь соревновательным элементом. Каждому ребенку хочется одержать победу, получить звание самого сильного, ловкого или быстрого. Интерес вызывает и «сюжетная» организация большинства игр. Замысел часто заимствуется из реальной жизни. Имитация охоты, каких-либо бытовых или трудовых действий – возможные варианты для сюжета игр.
Спортивные и подвижные игры с правилами разной сложности не только развивают мышцы и делают детей сильными, ловкими и быстрыми, но и способствуют появлению важных психических и нравственных качеств. Физическое воспитание формирует самостоятельность, инициативность. Большое влияние игры оказывают на умственное развитие, ведь дети в процессе двигательной активности осмысливают сюжет, придумывают эффективную тактику действий.
Задачи активного времяпрепровождения в игровой форме
Проведение спортивных и подвижных игр позволяет решить 3 задачи. Одна из них – оздоровительная. Для того чтобы эта задача выполнялась, требуется правильно организовывать занятия – обязательно учитывать возрастные особенности детей, их физическую подготовленность. При правильной организации достигается следующий результат:
- укрепляется костно-связочный аппарат, мышечная система;
- активизируются все виды обмена (минеральный, белковый, углеводный, жировой);
- оказывается положительное воздействие на нервную систему (при условии, что игры хорошо организованы, вызывают у детей положительные эмоции);
- закаливается организм (этот результат появляется при проведении игр на свежем воздухе).
Особо полезны игры больным детям. Такой категории лиц двигательная активность необходима в специальных лечебных целях. Движения обеспечивают функциональный и эмоциональный подъем и в итоге оказывают оздоравливающее воздействие.
Вторая задача спортивных и подвижных игр – образовательная. Ее суть заключается в оказании воздействия на процесс формирования личности. В процессе двигательной активности с соревновательным элементом у детей развивается умение анализировать обстановку, принимать решения, делать выводы, взаимодействовать с другими людьми, появляются организаторские навыки при выполнении определенных ролей. Огромную пользу дошкольникам и школьникам младших классов приносят игры с предметами (мячами, кеглями и т. д.). Благодаря таким занятиям повышается мышечно-двигательная, кожно-тактильная чувствительность, совершенствуется двигательная функция рук и пальцев.
Третья задача игр – воспитательная. Под ней понимается воспитание у детей важных физических качеств:
- Ловкости. Это качество вырабатывается подвижными, спортивными играми, тема которых связана с постоянным изменением условий или правил, быстрым переходом от одних действий к другим.
- Силы. Для проявления этого качества у детей необходимы игры с умеренными физическими нагрузками.
- Быстроты. Воспитанию этого качества способствует большое количество игр, провоцирующих быстрые реакции на тактильные, зрительные, звуковые сигналы и построенных на необходимости выполнения каких-либо действий в кратчайшее время.
- Выносливости. Это качество формируется при многократных повторениях напряженных движений.
- Гибкости. Выработка этого качества возможна в играх, основанных на частом изменении направления движений.
Классификация игр
Перед изучением классификаций важно дать определение спортивным и подвижным играм. Это немного разные понятия. Спортивные игры являются высшей формой подвижных игр. Они, как это понятно из названия, связаны со спортом и базируются на соревновании. Простыми подвижными или подвижными играми на основе спортивных называются такие, которые основаны на беге, прыжках, метаниях и др.
Спортивные игры принято подразделять на 2 группы. Первая из них – это командные. В таких играх соревнования проходят между группами. В качестве примера этих игр можно назвать баскетбол, волейбол, хоккей, футбол. Вторая группа – лично-командные. В них соревнуются конкретные участники. Подобное наблюдается в теннисе, шахматах, шашках.
Существующая классификация подвижных игр основана на учете главных мотивов физической активности и взаимоотношений задействованных детей. В соответствии с ней выделяют 3 группы игр:
- некомандные;
- переходные;
- командные.
В некомандных играх есть определенные правила. Дети выполняют поставленные условия, действуют в личных интересах и при этом не взаимодействуют с другими участниками. Это значит, что общей цели для играющих не предусмотрено.
В переходных играх нет постоянной общей цели для всех участников. Дети действуют в собственных интересах. Перед каждым игроком стоит конкретная цель. На определенном этапе игры необходимо взаимодействие с другими детьми. В итоге все участники включаются в коллективную деятельность.
В командных играх дети объединяются в коллективы. Перед каждой группой ставится общая цель. Для ее достижения участники действуют совместно. Все дети полностью подчиняют свои личные интересы устремлениям своей команды для достижения победы. Командные игры являются особенно полезными. Они учат детей устанавливать контакты в группе, взаимодействовать с другими участниками, находить общий язык.
Техника безопасности по спортивным и подвижным играм и принципы их проведения
В работе с детьми любого возраста нужно строго соблюдать технику безопасности. Ее игнорирование способно привести к причинению вреда здоровью (болезням, травмам). Правила техники безопасности заключаются в следующем:
- Место проведения спортивных и подвижных игр обязательно проверяется. Если занятие проводится на улице, то поверхность должна быть нескользкой. Если же игры планируется организовывать в здании, то следует позаботиться о том, чтобы помещение было хорошо освещенным и проветриваемым.
- Сначала детям объясняются правила спортивной, подвижной игры. Перед игрой также воспитатель, учитель или кто-то из родителей напоминает о том, что нужно избегать столкновений, толчков и ударов. Если кто-то упадет, то нужно остановить занятие и помочь тому ребенку подняться на ноги.
- Перед началом игры проверяется наличие спортивного костюма и спортивной обуви, осматривается спортивный инвентарь.
Важно в работе с детьми в процессе физического воспитания соблюдать не только технику безопасности по спортивным и подвижным играм, но и принципы их проведения. Лишь при выполнении этого условия занятия пойдут на пользу здоровью и не причинят вреда. Вот список основных принципов:
- учет возрастного развития;
- систематичность;
- доступность;
- постепенность;
- чередование нагрузок;
- наглядность.
Важное внимание стоит обратить на то, что не все дети успешно осваивают какие-либо движения, упражнения, тактики. Со слабыми игроками нужно обращаться очень тактично, не требовать от них выполнения сложных правил. В противном случае таким детям может быть причинен вред как физическому, так и психическому здоровью.
Если что-то у некоторых учеников не получается, то это не значит, что они ленивые, непослушные, что-то недопоняли или им просто не нравятся предлагаемые темы подвижных и спортивных игр. Неудачи зачастую – это проявления индивидуальных особенностей организма. Задача воспитателей, учителей и родителей в таком случае – не требовать выполнения того, что не получается, терпеливо стремиться к тому, чтобы слабые детишки постепенно развивались и приближались к общему уровню игровой подготовленности коллектива.
Общие правила выбора и организации игр
Огромное значение играет правильный выбор игры. Он зависит от возраста детей, их развития, подготовленности, количества занимающихся. Обязательно учитывается форма занятий (например, перемена, урок или праздник). На перемене проводятся непродолжительные игры для отдыха от умственной деятельности. На уроке физкультуры они уже предлагаются более длительные, способствующие выработке силы, ловкости, быстроты и других качеств. На праздничных мероприятиях востребованы массовые игры.
Участие в различных видах спортивных и подвижных игр вызывает незначительную усталость. Это ощущение является полезным. Оно, возникая систематически, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но иногда дети все же переутомляются из-за индивидуальных особенностей или по той причине, что они сильно увлекаются играми, слишком эмоционально реагируют на все происходящее. Очень важно так дозировать физическую нагрузку, чтобы она не вызывала переутомления, ведь из-за него наступает вялость, снижается аппетит, нарушается сон.
К внешним признакам переутомления относят чрезмерную одышку, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движения. У детей снижается интерес к игре. Они иногда начинают жаловаться на усталость, легкое головокружение. При таких признаках нужно прекратить игру. Стоит отметить, что бывают такие случаи, когда признаки переутомления не наблюдаются. Дети, сильно заинтересовавшиеся и увлекшиеся игрой, начинают просить воспитателя, учителя или родителей о продолжении. Однако в таких случаях не стоит идти на поводу у детей. Важно вовремя завершить игру.
Конечно, в проведении подвижных, спортивных игр детей участвует много. В большой группе учитывать уровень подготовленности и индивидуальные возможности каждого ребенка сложно, поэтому следует планировать оптимальные нагрузки. В самом начале занятия никогда не предлагаются игры, требующие проявления значительной силы, быстроты, ловкости, ведь сперва требуется проведение разминки. Если у детей день был довольно насыщенным (с большими умственными и физическими нагрузками), то стоит предложить малоподвижную игру. Если же день был ненапряженным, то рекомендуется чередовать интенсивные игры с малоинтенсивными.
Работа с детьми в детском саду
Специалисты рекомендуют проводить в детском саду подвижные игры. Спортивные игры в этом возрасте плохо воспринимаются. Лучше всего их предлагать тем детям, которые уже подготавливаются к школе. Как же организовывать физическое воспитание с учетом возраста? Дети из младших групп очень активны, подвижны. Они любят бегать, догонять, что-то бросать, но координация у них плохо развита. Дети в таком возрасте хорошо воспринимают простые игры. Особенно им нравятся занятия с придуманным сюжетом.
Одна из подходящих игр для детей из младших групп – «Воробушки и автомобиль». Начинают ее с рассказа, обращенного к воображению воспитанников детского сада:
«В большом саду жили-были маленькие воробушки. У всех птичек на деревьях были собственные гнездышки. В солнечные дни воробушки вылетали из гнезд и приземлялись на землю. Они искали зернышки, насекомых. Иногда птички подлетали к лужицам и пили водичку. Однажды в саду появился красный автомобиль и загудел: «Би-би-би». Птички испугались и разлетелись по своим гнездышкам».
После рассказа предлагают деткам поиграть в такую игру. В первое время роль автомобиля может выполнять воспитатель детского сада или кто-то из родителей, если игра проводится дома. Воробушками будут дети, а их гнездышками – стулья. Правила следующие: если автомобиль не гудит, юные участники игры встают со стульев, опускаются на пол и демонстрируют поиск зернышек или водички; когда машина начинает бибикать, детки быстро убегают к стульям и садятся на них.
Воспитанникам детского сада из средних групп предлагаются уже более сложные подвижные игры. Занятия с определенным вымышленным сюжетом продолжают активно проводиться. Сказочные игровые образы побуждают детей к выполнению тех или иных ролей. Подходящие сюжетные игры – «Котята и щенята», «Мышеловка». Постепенно дети начинают знакомиться с несюжетными играми.
Детям из старших групп, помимо сюжетных и несюжетных игр, предлагаются игры с элементами соревнования. Воспитанникам подбираются такие соперники, которые равны по физическим силам и развитию двигательных навыков (т. е. имеют равные шансы на победу). В подготовительных к школе группах дополнительно проводят игры-эстафеты, различные спортивные игры и упражнения.
Игры-эстафеты для подготовительных групп
Игры-эстафеты – это командные подвижные игры с соревновательным элементом. Они проводятся, как правило, в конце основной части физкультурного занятия, на спортивных праздниках, в походах. Цели игр-эстафет, проводимых с детьми старшего дошкольного возраста, бывают следующими:
- общая и специальная разминка;
- улучшение эмоционального состояния детей;
- повторение и закрепление изученных ранее упражнений.
В игры-эстафеты включаются разнообразные движения – бег с метанием, с преодолением препятствий, ведением мяча и т. д. Важно, чтобы все действия, совершаемые детьми, не несли в себе никакой опасности. Не рекомендуется включать в эстафету лазанье по канату, акробатические кувырки назад и вперед, бег по узкому буму. Опасность представляют такие подвижные игры в спортивном зале, в которых требуется добежать до стены и коснуться ее. Некоторые дети в дошкольном возрасте еще не могут вовремя затормозить.
Название эстафеты и необходимые предметы | Итоговая цель | Инструкция к подвижным, спортивным играм (эстафетам) |
«Солнышко», обруч и гимнастические палки | Развитие у детей быстроты, ловкости, командных способностей | Начало эстафеты начинается с подачи сигнала. Первый ребенок берет обруч и бежит на противоположную сторону спортивного зала. Там участник оставляет обруч, возвращается к своей команде и передает эстафету. Второй участник берет гимнастическую палку и бежит класть к обручу «лучик», а потом возвращается. Следующие участники повторяют это действие. Побеждает та команда, которая первая «нарисует» солнышко |
«Шапка», стойка и шапка | Развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых способностей ног | По сигналу первый участник от каждой группы бежит к установленной на противоположной стороне зала стойке, снимает с нее шапку и возвращается с ней в команду. Шапка передается второму участнику. Он бежит до стойки, надевает на нее вещь, возвращается и передает эстафету. Выигрывает та команда, которая быстрее всего завершает игру |
Спортивные игры и упражнения для дошкольников
В физическом воспитании дошкольников спортивные игры очень важны. Они укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества (силу, ловкость, выносливость, сообразительность), воспитывают ответственность, волю, решительность, помогают снимать нервное напряжение, высвобождать эмоции. Однако без начальной подготовки знакомить детей со спортивными играми не рекомендуется. Вначале лучше всего проводить подвижные игры с элементами спортивных игр.
Одна подходящая спортивная игра для дошкольников – бадминтон. В ней используется волан и ракетка. Цель – не допустить попадания волана на свою площадку и приземлить его на стороне соперника. В садиках перед знакомством детей с бадминтоном воспитатели проводят подготовительную работу. С помощью спортивных упражнений и подвижных игр с элементами спорта специалисты:
- формируют у детей умение играть с мячом;
- вырабатывают у воспитанников соответствующую осанку;
- формируют навык броска;
- вырабатывают подвижность кисти руки;
- формируют необходимые физические качества (быстроту реакции, силу удара);
- знакомят с правилами;
- отрабатывают основные приемы игры в бадминтон.
Баскетбол – это еще одна игра, которую можно предложить дошкольникам. Она является довольно сложной, эмоциональной. В нее входят прыжки, быстрый бег, броски мяча. Некоторые дети не могут быстро овладеть приемами игры. Успешно ее осваивают те воспитанники, которые уже владеют навыками различных манипуляций с мячом. Перед игрой в баскетбол подготовительная работа тоже проводится. С детьми воспитатели осваивают перед занятиями спортивными играми подвижные игры, выполняют такие упражнения, которые способствуют обучению технике перемещения и удержания мяча, его передаче, ведению, бросанию в корзину.
Бадминтон и баскетбол – это не единственные игры, с которыми можно знакомить дошкольников. Детям будет интересно и полезно узнать о большом теннисе и настольном, хоккее. Наряду со спортивными играми стоит проводить и обычные спортивные упражнения – катание на коньках, ходьбу на лыжах, плавание и др. Они выполняются на свежем воздухе. У детей благодаря им повышаются защитные силы организма, ускоряются обменные процессы. Дополнительная польза заключается в том, что девочки и мальчики получают знания о явлениях природы, приобретают понятия о свойствах снега, льда, воды.
Физическое воспитание школьников и больных, ослабленных детей
В жизни школьников продолжают важное место занимать игры. Для учеников младших классов развлечения придумываются с сюжетом. Для детей из средних и старших классов проводятся соревновательные занятия, спортивные эстафеты, спортивные и подвижные игры. Примеры игр:
- для учащихся 1–3 классов – «Караси и щука», «Белые медведи», «Гуси-лебеди», «Лиса и куры» и т. д.;
- для учащихся 4–6 классов – «Охотники и утки», эстафеты с лазаньем и перелезанием, с элементами равновесия, футбол, баскетбол, волейбол;
- для учащихся 7–9 классов – перетягивание каната, бег командами, соревнования «Кто сильнее», «Кто быстрее», игры «Двумя мячами через сетку», «Мяч среднему», «Мяч капитану», эстафета с ведением и броском мяча в корзину;
- для учащихся 10–11 классов – «Рывок за мячом», «Перехват мяча», «Гонка с выбыванием», «Наперегонки с мячом», «Волейбол с выбыванием».
Больным и ослабленным детям с различными отклонениями в состоянии здоровья (при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата), находящимся в стационаре или дома тоже требуются физические упражнения. Для такой категории лиц детские спортивные и подвижные игры разделили на 4 группы: I – с незначительной нагрузкой, II – с умеренной нагрузкой, III – с тонизирующей нагрузкой, IV – с тренирующей нагрузкой.
Примерные игры для больных и ослабленных детей
Подвижные игры I и II групп используют в условиях стационара. Также их предлагают тем деткам, у которых недостаточная общефизическая подготовка или которые находятся в санатории. Игры I группы рекомендовано проводить со 2-3 недели после уменьшения активности патологического процесса, т. е. в период ремиссии. В качестве примера можно привести «Кач-кач». Это игра, рассчитанная на детей в возрасте от 2 до 9 лет. Исходное положение – лежа или сидя на полу с вытянутыми ногами. По команде дети начинают ступни ног раскачивать в правую и левую сторону, а также сгибать и разгибать, сопровождая эти действия словами «кач-кач». Повторяют такую игру от 2 до 6 раз.
Относящиеся к следующей группе игры начинают предлагать больным и ослабленным детям через 3-4 недели после уменьшения активности патологического процесса. Во время физических занятий разрешается сидеть, стоять, ходить. На игру выделяют от 10 до 15 минут. Пример игры – «Скульптор» для детей от 7 до 14 лет. Организатор игры (кто-то из взрослых) становится в центре. Дети образуют круг вокруг него. Организатор, играющий роль скульптора, имитирует любые движения. Дети идут по кругу и им подражают. В один из моментов скульптор хлопает в ладоши и замирает. Все дети останавливаются, тоже замирают в любой желаемой позе и словно превращаются в статуи. Лучшая «статуя» становится новым «скульптором», и игра продолжается.
Спортивные развлечения, подвижные игры из III группы используются через полгода после выздоровления. Они предлагаются и в стационарах, и в санаториях, и в пионерских лагерях, и в детских садах санаторного профиля. Рассчитаны эти игры на тех детей, которым рекомендован тонизирующий режим, а также на школьников специальной и подготовительной групп. Занятия продолжительностью в 30 минут проводятся в спортивном зале, на улице летом и зимой при хорошей погоде. Одна из подходящих игр – это «Школа мяча» для детей от 6 до 14 лет. Она может представлять собой комплекс упражнений:
- подбрасывание мяча, хлопок в ладоши за спиной и ловля мяча;
- подбрасывание мяча вверх, поворот вокруг и ловля мяча;
- подбрасывание мяча, принятие сидячего положения на полу со скрещенными ногами и ловля мяча и т. д.
Игры из IV группы рассчитаны на детей в состоянии стойкой ремиссии имеющегося заболевания. Занятия, как правило, состоят из довольно разнообразных упражнений. От детей требуются движения с большой амплитудой, бег, быстрота реакции.
В заключение стоит отметить, что спортивные и подвижные игры на прогулке, в школе или детском саду – это незаменимые методы физического воспитания. Они не только развивают и укрепляют детский организм, но и способствуют получению знаний об окружающем мире, развитию мышления, смекалки, важных морально-волевых качеств.
https://fb.ru/article/380806/sportivnyie-podvijnyie-igryi-vidyi-klassifikatsiya-ogranicheniya-i-bezopasnost-zadachi-tseli-i-rezultat-razvitiya-rebenka