Кондиционное плавание

Кондиционная (оздоровительная) тренировка.

Оздоровительная (кондиционная) тренировка –система специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающая повышение физического состояния до должного, т.е. высокого уровня (до должной кондиции).

Кондиционная тренировка отличается от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок для достижения максимально доступных результатов в избранном виде спорта, то кондиционная – в целях повышения физического состояния до должного уровня. Поэтому характер и интенсивность используемых физических нагрузок в этих видах тренировки различны.

В спортивной тренировке применяются в большом объеме предельные нагрузки, в кондиционной – не превышающие функциональных возможностей организма, но достаточно интенсивные, чтобы вызвать тренировочный эффект.

Как и в спортивной, в кондиционной тренировке эффективность физических упражнений определяется кратностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Выбор вида (направленности) физических упражнений в кондиционной тренировке осуществляется с учетом конкретного уровня физического состояния.

Низкий и ниже среднего уровни физического состояния характеризуются состоянием здоровья на грани нормы и патологии. У этих людей высокий риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (избыточный вес тела более 30%, артериальная гипертензия, нарушение липидного обмена, низкая двигательная активность, низкий уровень выносливости и физической работоспособности). У большинства отмечается ухудшение физических качеств – выносливости, скоростно-силовых, гибкости. Низкая устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды приводит к частым простудным заболеваниям таких людей. Все это обуславливает низкий уровень физического состояния.

Поэтому, задача кондиционной тренировки- повысить физическое состояние за счет снижения факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (снижение избыточной массы тела, АД, нормализация липидного обмена, повышение выносливости и других физических качеств, устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды).

Структура тренировочного процесса в оздоровительной физической культуре.Весь процесс занятий в оздоровительной тренировке состоит из трех периодов: подготовительного, основного и поддерживающего.

Цель подготовительного периода – подготовится к нагрузкам основного периода.

Задачи:обучение техники выполнения упражнений,правилам самоконтроля и самостраховки, программированию индивидуальных занятий.

Продолжительность– 2-4 недели.

Содержание занятий подготовительного периода: применяются нагрузки низкой интенсивности. Особое внимание уделяется обучению сенсорному методу определения интенсивности нагрузки.

Обучение проводится в 3 этапа.

1-й этап – при выполнении нагрузок разной интенсивности измеряют ЧСС и АД, результаты сообщают занимающемуся, который запоминает субъективные ощущения, возникающие при таких нагрузках.

2-й этап –выполнении нагрузок разной интенсивности измеряют ЧСС и АД, но результаты не сообщают занимающемуся. Их они должны определить на основе субъективных ощущений. Если расхождения между реальным и заданным пульсом больше 4-х ударов повторяют 1-й этап, если меньше, переходят к 3-ему этапу.

3-й этап — обучают занимающегося по заданию воспроизводить ту или иную нагрузку по субъективным ощущениям.

Цель основного периода – достичь высокого уровня физического состояния. Его продолжительность зависит от исходного уровня физического состояния и особенностей адаптации к физическим нагрузкам. В среднем переход в более высокий уровень физического состояния отмечается через 2-3 месяца занятий, что принято за продолжительность 1-го мезоцикла. Таких мезоциклов в основном периоде кондиционной тренировки у лиц с низким уровнем физического состояния – 4, ниже среднего – 3, со средним – 2, выше среднего – 1.

При достижении высокого уровня физического состояния даются нагрузки поддерживающего периода.

Содержание занятий основного периода.При построен занятий и их проведении следует пользоваться основными правилами:

1. Оптимальный оздоровительный эффект достигается ли параметры занятий (кратность, направленность, объем упражнений) подобраны в соответствии с уровнем физического состояния.

2. Продолжительность подготовительного и основного периодов зависит от особенностей адаптации к физическим нагрузкам:

• сроки проявления первых признаков развития тренировочного эффекта принимаются за длительность одного микроцикла занятий. Обычно такие признаки (урежение ЧСС в покое и при стандартной нагрузке) обнаруживаются спустя 3—5 занятий, что и определяет недельный цикл занятий;

• сроки перехода в более высокий уровень физического состояния принимают за длительность одного мезоцикла. Обычно переход в более высокий функциональный уровень отмечается спустя 2—3 месяца;

• сроки достижения высокого, т.е. должного уровня физического состояния, принимают за длительность основного периода. Для достижения высокого уровня физического состояния людям с низким уровнем физического состояния требуется 32—40 недель регулярных занятий, ниже среднего — 24—32 нед, среднего — 16—24 нед, выше среднего — 8—12нед. Перерывы в занятиях, болезни удлиняют эти сроки.

3. Переход в новый функциональный класс (более высокий уровень физического состояния) требует коррекции параметров занятий в соответствии с возросшим уровнем физического состояния.

4. Для обеспечения индивидуализации нагрузок целесообразно повторное тестирование с целью контроля эффективности через 8 – 10 недель занятий.

5. При перерывах в занятиях (более одного месяца) нагрузки даются на уровень меньше. Например, если до перерыва занимающийся тренировался по программе среднего уровня физического состояния, то после длительного перерыва — по программе для занимающихся ниже среднего уровня физического состояния.

6. Наличие тренировочного эффекта сопровождается субъективными и объективными проявлениями.

— улучшение сна, общего самочувствия;

— чувство радости, желание заниматься физическими упражнениями.

— рост уровня физического состояния;

— урежение ЧСС в покое и при стандартной физической нагрузке;

— увеличение преодолеваемой дистанции за постоянное время;

— уменьшение времени преодоления контрольной дистанции;

— повышение результативности в других педагогических тестах.

Контроль адекватности нагрузок следует проводить по ЧСС, АД и субъективным ощущениям.

Цель поддерживающего периода –сохранить достигнутый, т. е. высокий уровень физического состояния. Продолжительность его не ограничена.

Дата добавления: 2016-01-18 ; просмотров: 3938 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Кондиционное плавание

300 600-700 1800-

500-600 900-1000 2200

* В отдельные периоды плавание может заменяться или дополняться ходьбой на лыжах, греблей, ездой на велосипеде и т.п.

Для построения эффективной и в то же время безопасной про­ граммы оздоровительного плавания важно соблюдать принцип со­ ответствия величины нагрузки возможностям занимающихся. Можно выделить несколько уровней нагрузки, вызывающих принципиально различные адаптационные реакции организма:

• чрезмерная нагрузка — превышает функциональные возмож­ности организма и может привести к перенапряжению;

• оптимальная тренирующая нагрузка — позволяет добиваться повышения уровня подготовленности;

• поддерживающая нагрузка — недостаточна для дальнейшего роста работоспособности, но позволяет сохранить достигнутый уровень подготовленности;

• незначительная нагрузка — не приводит к каким-либо долго­ временным изменениям в организме.

Величину нагрузки определяют объем и интенсивность выпол­ няемых упражнений. Нагрузки, интенсивность которых ниже оп­ределенного уровня, не вызывают изменений уровня физической работоспособности. Этот уровень называют «порогом адаптации» или «границей выносливости». У здоровых нетренированных лю­ дей он примерно соответствует частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120 уд/мин. С увеличением интенсивности нагрузки посте-

пенно уменьшается ее продолжительность, которая может приве­ сти к росту работоспособности (схематично это представлено на рис. 51). Для физически малоподготовленных людей минималь­ный тренировочный эффект нагрузки наблюдается при занятиях продолжительностью 5 мин при ЧСС 150 уд/мин [К. Купер, 1987].

Рис. 57. Зависимость тренировочного эффекта от интенсивности и ?

продолжительности нагрузки (стрелками показана минимальная i

продолжительность нагрузки, вызывающая долговременные адаптационные изменения):

1 — нагрузка низкой интенсивности, не вызывающая роста уровня физической подготовленности; 2 — нагрузка умеренной интенсивности, при которой увеличение работоспособности наблюдается при продолжительности использования нагрузки от 20 мин и более; 3 — нагрузка высокой интенсивности, при которой увеличение работоспособности наблюдается при продолжительности использования нагрузки от 8 мин и более; 4 — нагрузка очень высокой интенсивности, при которой утомление наступает до достижения тренировочного эффекта [по А.А. Виру, Т.А. Юримяэ, Т.А. Смирнова, 1988]

Рост функциональных способностей организма в ходе трениро­ вочного процесса приводит к сдвигу вверх порога адаптации: для дальнейшего повышения физической работоспособности нужны все большие нагрузки. Без ощутимого утомления невозможно до­биться каких-либо изменений уровня физической подготовленно­ сти. Известно, что чем выше величина нагрузки, тем сильнее от­ ветная реакция организма. В соревновательном спорте, в соответ­ ствии с закономерностью «доза-эффект», для получения макси­ мальных адаптационных сдвигов серия тренировок проводится на фоне нарастающего утомления (недовосстановления) после пред­ шествующих тренировок. Для оздоровительных программ недопу-

стимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но и чрезмерное утомление даже от одной тренировки. Организм занимающегося должен практически полностью восстановиться к утру следующего дня. Следовательно, нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и скорости плавания соответ­ствовало повышению уровня подготовленности.

Для этого необходим постоянный самоконтроль за своим со­ стоянием, дополняемый регулярным врачебным контролем. Кро­ме того, обязательно развести во времени приросты объема и ин­тенсивности нагрузки. Увеличение интенсивности в оздорови­ тельных программах проводится весьма осторожно. Его можно ре­ комендовать лишь тогда, когда постепенное увеличение объема выполняемой работы, соответствующее уровню подготовленно­ сти, привело к значительным временным затратам. В этом случае объем тренировки должен быть на время сокращен (примерная схема увеличения объема нагрузки приведена на рис. 52).

При построении оздоровительной тренировки в течение года необходима, как и в спортивной тренировке, некоторая волнооб-разность планирования нагрузок. Надо не только постепенно по­вышать нагрузку, но и иногда на время снижать ее по каким-либо

причинам (напряженная работа, болезнь, командировка). Макси­ мальные нагрузки предпочтительно планировать на период отпус­ ков.

Периодически целесообразно определять уровень физической работоспособности. Для начала можно ориентироваться на оце­ ночные таблицы, разработанные К. Купером (табл. 9). В дальней­ шем целесообразно сопоставлять уровень работоспособности с аналогичным показателем для соответствующего периода про­ шлого года. Увеличение показателя говорит о возможности увели­ чения нагрузок; при снижении или стабилизации уровня физиче­ской подготовленности к увеличению нагрузки следует подходит более осторожно. После 45-50 лет предпочтительнее увеличивать нагрузку за счет ее объема при сохранении (или даже некотором снижении) интенсивности упражнений.

Требуется проплыть как можно большую дистанцию любым стилем. Лучше всего проводить тест в бассейне, так как там легко определить длину преодоленной дистанции. В случае усталости можно сделать короткий перерыв для отдыха, который входит в суммарное время теста. Тест можно проводить лишь при хорошем самочувствии, а для людей пожилого возраста — только после кон­ сультации с врачом.

Частота тренировочных занятий в неделю. Для рационального построения тренировочного процесса важно не только определить объем и интенсивность нагрузки, но и распределить ее по дням не­ дели. Примерно одинаковых результатов можно достичь, занима­ясь 2 раза в неделю по 90 мин, 3 раза по 45 мин, 4 раза по 30 мин, 5 раз по 20 мин или 6 раз по 15 мин. Суммарные затраты времени соответственно будут составлять 180, 135, 120, 100 и 90 мин. Одна­ ко ежедневные занятия плаванием, как правило, связаны с боль­шими организационными трудностями, поэтому целесообразно тренироваться 3—4 раза в неделю по 30—50 мин.

Рис. 52. Пример увеличения длины преодолеваемой дистанции в ходе

12-недельной начальной оздоровительной тренировки у занимающихся i ; 30-40 лет. Стрелками показаны моменты увеличения интенсивности и > временного снижения длины основной дистанции

Фитнес (оздоровительное плавание) и кондиционная тренировка

Данное направление характеризуется использованием средств плавания для нормализации функционального состояния орга­низма. Это один из компонентов здорового образа жизни.

Кондиционная тренировка в плавании (в сочетании с другими компонентами рационального образа жизни) содействует укреп­лению здоровья и развитию двигательных способностей. Объем и направленность применяемых физических упражнений прежде всего связаны с методическими принципами регулирования на­грузок для получения желаемого оздоровительного эффекта.

Основная направленность такой тренировки — воспитание вы­носливости на стайерских дистанциях. Количество тренировоч­ных занятий в неделю в зависимости от условий может составлять от 2 до 6 в неделю. Продолжительность занятия обычно соответст­вует стандартному сеансу в бассейне — 45 мин. В зависимости от уровня плавательной подготовленности в качестве физических уп­ражнений в воде можно выбрать: для слабо плавающих — аквааэро-бику в мелком бассейне; для умеющих плавать — аквааэробику в глубоком бассейне; для хорошо плавающих — плавание избран­ным способом. Занятия аквааэробикой так же, как и занятия пла­ванием, планируются с преимущественной направленностью на выносливость, характерную для стайерских дистанций.

Величину нагрузки определяют объем и интенсивность уп­ражнений. Нагрузки при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120 уд/мин не вызывают изменений уровня физической работо­способности. Для сохранения целевой направленности трениро­вочных нагрузок максимальный уровень интенсивности для фи­зически малоподготовленных людей достигается при ЧСС 150 уд/мин.

Для кондиционных тренировочных программ недопустимо не только накапливание утомления от занятия к занятию, но даже чрезмерное утомление после однократной тренировки. Нагрузка дозируется таким образом, чтобы увеличение объема и скорости плавания соответствовали повышению уровня подготовленности.

В процессе тренировки необходимо осуществлять самоконт­роль за состоянием здоровья и уровнем подготовленности, при необходимости дополняя его врачебным контролем.

Работа по данному направлению ведется в секциях оздорови­тельного плавания и водной аэробики бассейнов, оздоровитель­ных центрах и клубах, летних оздоровительных лагерях, аквапар-

28

ках, а также в форме самостоятельных занятий (для данного разде­ла их доля особенно велика).

Зрелищно-театрализованные мероприятия и праздники на воде

Пропаганде плавания, его массовому развитию способствует проведение массовых водных праздников, открытых стартов для всех желающих («Мама, папа и я — спортивная семья»), показа­тельных выступлений лучших пловцов, массовых заплывов. Боль­шой популярностью пользуются водно-спортивные праздники в летних оздоровительных лагерях, организуемые клубом «Нептун». К подготовке таких праздников, имеющих в основном сюжетный характер, привлекается большое количество детей.

Действенным средством пропаганды плавания являются вод­ные праздники, организуемые в молодежных лагерях, на город­ских и сельских пляжах, в домах отдыха и в бассейнах. Водные праздники являются своеобразным итогом спортивной работы се­зона или лагерной смены, а также проводятся по случаю юбилей­ной даты или другого знаменательного события (день Нептуна; от­крытие бассейна; юбилей спортшколы; рождественская елка; но­вогодние представления).

Праздники на воде могут быть разнообразными по форме, но они должны быть зрелищными, пропагандировать физическую культуру и спорт. В программе праздника обычно выделяют спор­тивную, показательную и развлекательную части.

Спортивная часть включает наиболее зрелищные виды сорев­нований: плавание на короткие дистанции, эстафеты, прыжки в воду, финальную игру в водное поло, ныряние в ластах в длину, массовые старты и выполнение нормативов по плаванию; команд­ное выполнение различных плавательных упражнений (для слабо плавающих участников).

Для показательных выступлений приглашают известных спорт­сменов. Показательная часть обычно включает проплывание спортсменами отдельных коротких дистанций; демонстрацию тех­ники различных способов плавания; выполнение упражнений подводного спорта; выступления представительниц синхронного плавания; демонстрацию приемов спасения тонущих; проведение тренером показательного урока по обучению плаванию.

В развлекательную часть праздника обычно включают шуточ­ные эстафеты, аттракционы, комические и синхронные прыжки, театрализованные представления. Темы инсценировок берутся из

29

жизни участников праздника, с использованием элементов про­фессионально-прикладного плавания.

Немаловажное значение для более полного освещения празд­ника и руководства ходом выступлений участников имеют ком­ментарии ведущего и музыкальное сопровождение.

Открытие и закрытие праздников на воде проводится в торже­ственной обстановке, приближенной к ритуалу крупных соревно­ваний. В число почетных гостей входят руководители и спонсоры данного праздника, знаменитые спортсмены.

На водном празднике обязательно должны дежурить спасатели, подготовленные из числа спортсменов-пловцов, или сотрудники ближайшей спасательной службы и ВОСВОДа. Оборудование и инвентарь (в том числе и спасательный), используемые на празд­нике, должны быть заранее опробованы.

Для того чтобы данные мероприятия оказывали агитационное и воспитательное воздействие на детей и подростков, от организа­торов праздников на воде требуются компетентность в вопросах физической культуры и спорта, хороший художественный вкус и высокое педагогическое мастерство.

Контрольные вопросы и задания

/. Расскажите о возникновении плавания и его отражении в изо­бразительном искусстве народов мира.

2. Расскажите о становлении плавания в России.

3. Массовое обучение плаванию как основное направление разви­
тия плавания.

4. Чем определяется спортивное значение плавания ?

5. Дайте характеристику профессионально-прикладному плава­
нию.

6. Дайте характеристику основных специфических особенностей
оздоровительно-реабилитационного плавания.

7. Основные характеристики и формы кондиционной тренировки в
плавании.

8. Проведение зрелищно-театрализованных мероприятий и празд­
ников на воде.

30

Рекомендуемая литература

Булгакова Н.Ж. Шавание. — М.: ФиС, 1999. — (Азбука спорта).

Максимова М. Н., Максимов В.Н. Развитие синхронного плавания как вида спорта: Лекция для студентов РГАФК.М.: РИО РГАФК, 1998.

Семенов Ю.А. Обучение прикладному плаванию. — М.: Высшая школа, 1990.

Распопова Е.А. История прыжков в воду: Учебное пособие. — М.: РИО РГАФК, 1999.

Глава 2.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 479 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Кондиционная тренировка

Нагрузки кондиционной тренировки отличаются прежде всего большим спектром воздействия на организм: в отличие от оздоровительного плавания здесь широко применяются анаэробные и смешанные аэробно-анаэробные нагрузки. В таблице 11 представлены данные, в которых перечислены зоны, применяемые при классификации тренировочных нагрузок, и физические качества, развиваемые в наибольшей степени при применении соответствующих нагрузок.

Зоны тренировочных нагрузок в плавании

Направленность тренировочного воздействия

Развиваемое физическое качество

Базовая (аэробная) выносливость

Выносливость на средних дистанциях

Выносливость к работе анаэробно- гликолитического характера

Смешанная алактатно- гликолитическая

Тренировочные нагрузки спортсменов в циклических видах спорта принято разделять на пять зон преимущественной направленности тренировочного воздействия. Основным критерием при разграничении нагрузок является относительная мощность выполняемого упражнения, выраженного в условных единицах (за единицу принимается величина индивидуального максимума потребления кислорода). Дополнительно используют биохимические и физиологические параметры, в частности уровень молочной кислоты в крови, частоту пульса и др. Как видно по данным, представленным в таблице 11, физиологическая направленность тренировочной нагрузки тесно взаимосвязана с развиваемым физическим качеством. Тем не менее виды выносливости следует определять с учетом специфики спортивного плавания, возрастных особенностей и уровня подготовленности занимающихся. В частности, упражнения могут считаться чисто алактатными при их продолжительности менее 10 с. Таких упражнений в спортивном плавании (и тем более в кондиционном) очень мало. Скоростные качества обычно развивают с помощью проплывания отрезков дистанции, равных 25 м (а у высококвалифицированных спринтеров — 50 м). Поэтому V зону более точно можно назвать смешанной алактатно-гликолити- ческой, включив в нее упражнения продолжительностью до 25—30 с.

Во время тренировок измерение большинства биохимических и физиологических показателей в бассейне невозможно. Однако мощность работы и предельное время ее выполнения довольно тесно взаимосвязаны. Это дает возможность судить о преимущественной направленности нагрузок, основываясь на регистрации времени на отрезках дистанции, интенсивности и частоте пульса. Определение принадлежности упражнения к той или иной зоне зависит в большей степени от длительности нагрузки, чем от длины проплываемой дистанции. Так, если квалифицированный спринтер-кролист проплывает 50 м за 25 с и быстрее, то эта нагрузка относится к V зоне; для среднеподготовленного пловца преодоление 50 м в полную силу за 45 с будет нагрузкой IV зоны.

Упражнения IV зоны относятся с педагогической точки зрения к упражнениям, развивающим специальную выносливость, что не совсем точно, так как они являются специальными упражнениями для пловцов, выступающих на дистанциях 100 и 200 м, но для спринтеров, выступающих на дистанции 50 м, средневиков и стайеров (800— 1500 м) работа гликолитической анаэробной направленности не является специфической.

Данные, представленные в таблице 12, показывают средние значения параметров, по которым классифицируются тренировочные упражнения в спортивном и кондиционном плавании. Пульсовые критерии зависят от возраста. В таблице 13 приведены данные с примерными значениями пульсовых режимов для пловцов различных возрастных групп. Следует помнить, что максимум частоты сердечных сокращений индивидуален, границы пульсовых режимов зависят от уровня тренированности и могут отличаться от данных, приведенных в таблице 13.

Средние значения параметров, определяющие зону тренировочной нагрузки

Методика составления индивидуальных кондиционных тренировок по плаванию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

«В здоровом теле – здоровый дух» – так говорили древние. Чтобы наше тело было здоровым, ему необходимы спортивные тренировки. Наверное, с этим никто не будет спорить. «Он не умеет ни читать, ни плавать» – так в Древней Греции могли сказать о человеке, который был недостоин называться гражданином. Можно заметить, что ещё в те далекие времена, цивилизованные люди прекрасно осознавали всю важность и полезность плавания.
Плавание – это самый здоровый вид спорта. Плавать должен уметь абсолютно каждый, в частности будущий управленец. Т.к. гос. служащий обязан не только красиво говорить, излагать свои мысли на письме, а также уметь красиво и правильно плавать, с пользой для своего здоровья.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

рефератфизра.doc

Академия управления при Президенте

Институт управленческих кадров

Кафедра физической культуры

Реферат по теме:

Методика составления индивидуальных кондиционных тренировок по плаванию

«В здоровом теле – здоровый дух» – так говорили древние. Чтобы наше тело было здоровым, ему необходимы спортивные тренировки. Наверное, с этим никто не будет спорить. «Он не умеет ни читать, ни плавать» – так в Древней Греции могли сказать о человеке, который был недостоин называться гражданином. Можно заметить, что ещё в те далекие времена, цивилизованные люди прекрасно осознавали всю важность и полезность плавания.

Плавание – это самый здоровый вид спорта. Плавать должен уметь абсолютно каждый, в частности будущий управленец. Т.к. гос. служащий обязан не только красиво говорить, излагать свои мысли на письме, а также уметь красиво и правильно плавать, с пользой для своего здоровья.

Для освоения эффективной техники плавания, в первую очередь, следует овладеть ее экономичной моделью. Грань между этими двумя уровнями тонкая, но она очень важна для понимания степени прогресса в занятиях. Экономичное плавание связано с управлением энергетическими ресурсами, затрачиваемыми при движении в воде. А эффективное предполагает качество и количество, являющиеся результатом этих усилий.

То, как человек расходует свою энергию, существенно влияет на количество затрачиваемых им для более быстрого и продолжительного плавания усилий. Процесс, при котором задействовано больше усилий, предполагает расходование большего количества энергии, которая к тому же быстро иссякает. А ее количество — так же, как количество бензина в баке автомобиля, — не безгранично. Усилия, затрачиваемые во время движения в воде, являются одной из основных величин, в зависимости от которых один пловец движется быстрее другого. На тренировках человек обязан обращать внимание на то, чтобы плыть, прилагая при этом меньше усилий.

В основе экономичного плавания лежит надежная техника, позволяющая минимизировать торможение, развить в себе «чувство» воды и получить доступ к дополнительному источнику энергии. Научившись минимизировать торможение в воде, пловцы смогут разумно использовать свои усилия и экономить энергию. Научившись чувствовать воду, они получат возможность рассчитывать свою энергию, избегая потраченных впустую усилий на дополнительные движения. А узнав, как получить дополнительную энергию, — меньше тратить ее, задействовав те группы мышц, которые идеально работают в процессе продвижения тела вперед с минимальными усилиями.

Тренировочные упражнения — это один из самых лучших способов провести параллели между техниками обычного и экономичного плавания.

Эти упражнения являются действенным инструментом для того, чтобы почувствовать и понять экономичный стиль плавания. Они обучают данной технике, фокусируясь на механике, которая позволяет спортсмену двигаться в воде с наименьшим торможением, лучше чувствовать воду и иметь больший доступ к дополнительной энергии.

Таким образом, можно прийти к выводу, что плавание имеет непосредственное отношение к экономике, что и является основой моей специальности.

В настоящее время выделяют следующие виды физкультурно-оздоровительных занятий: кондиционную тренировку, рекреативные и профилактико-оздоровительные, а также восстановительные занятия. В своём реферате я хочу затронуть тему кондиционных тренировок, а именно методику составления индивидуальных занятий.

Целью моей работы является определить основные приоритеты при составлении индивидуальных кондиционных тренировок по плаванию.

Для осуществления поставленной цели, мною были поставлены следующие задачи:

— выяснить, что же такое кондиционная тренировка, основные периоды и их назначение;

— определить интенсивности нагрузок при кондиционной тренировке;

— каким же образом можно составить индивидуальную программу кондиционной тренировки по плаванию, т.е. определить частоту занятий в бассейне, нагрузки для каждого человека, в зависимости от его возможностей (способностей).

Кондиционная тренировка. Что это такое?

Кондиционная тренировка — это система средств физической культуры, используемых для достижения и сохранения должного уровня физического состояния. При этом в качестве должного принимается высокий уровень физического состояния.

Как правило, у практически здоровых людей выявляют пять уровней физического состояния: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий.

Кондиционная тренировка состоит из 3-х периодов: подготовительного, основного и поддерживающего. Целью подготовительного периода является подготовка к нагрузкам основного периода. Задачи — обучение технике выполнения упражнений, правилам самоконтроля и самостраховки. Длительность — до 2-х недель.

Целью основного периода является достижение должного уровня физического состояния, обеспечивающего стабильный уровень здоровья. Продолжительность его зависит от исходного уровня физического состояния и особенностей адаптации организма, занимающихся к физическим нагрузкам.

В среднем, переход в более высокий уровень физического состояния отмечается через 8-10 недель занятий, что принято за длительность мезоцикла. Таких мезоциклов в основном периоде у людей с низким уровнем физического состояния 4 (т.е. 32-40 недель занятий), с ниже средним — 3 (24-30 недель занятий), со средним — 2 (16-20 недель занятий), с выше средним уровнем — 1 мезоцикл (8 — 10 недель занятий).

Задачи кондиционной тренировки:

• регулярно выполнять «свой» объем тренировочных нагрузок на суше и в воде;

• постепенно повышать уровень физической подготовленности;

• совершенствовать технику плавания и расширять арсенал двигательных навыков;

• научиться сочетать занятия в бассейне с другими видами физкультурно-спортивной деятельности.

При достижении высокого уровня физического состояния даются нагрузки поддерживающего периода, целью которого является сохранение достигнутого состояния. Длительность периода не ограничена.

В кондиционной тренировке направленность, интенсивность и объем нагрузок определяют в соответствии с уровнем физического состояния.

В настоящее время определяющим является мнение, что у нетренированных людей для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо преимущественно использовать циклические упражнения аэробного характера в связи с их специфическим воздействием на организм.

Это воздействие проявляется в:

— снижении выраженности факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;

— уменьшении избыточной массы тела, нормализации артериального давления крови;

— увеличении уровня защитных липидов — липопротеидов высокой плотности;

— уменьшении уровня холестерина, что приводит к нормализации соотношений между липидами атерогенного и антиатерогенного характера;

— увеличении сократительной способности сердечной мышцы (повышается сердечный выброс в покое);

росте производительности сердца (увеличивается максимальный минутный объем кровообращения);

— повышении аэробной производительности (увеличивается ее мощность, емкость и эффективность)

— уменьшении чувствительности организма к стрессам в связи с появлением гормона эндорфина (гормона «радости»), выделяемого гипофизом, что вызывает ощущение радости, повышение настроения;

-тувеличении экономизации в деятельности различных систем и органов;

— повышении физической работоспособности;

— улучшении адаптации организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Это определило повышенный интерес к использованию программ занятий в беге, ходьбе, езде на велосипеде и т.п. Впервые такие программы были разработаны американцем К. Купером и описаны в его книге «Новая аэробика».

Построение кондиционной тренировки.

Для оптимального тренировочного эффекта весьма важен выбор объема и интенсивности нагрузок. В зависимости от задачи — поддержание или повышение уровня физической подготовленности, нагрузка может постепенно увеличиваться или оставаться на достигнутом уровне. При определении объема плавательной нагрузки необходимо учитывать уровень технического мастерства. Для спортивно-оздоровительных групп условно хорошим можно считать уровень плавательной подготовленности, соответствующий III разряду. Для таких пловцов рекомендуемый тренировочный объем за тренировку (45 мин) — 1500-2000 м. При недостаточно хорошей технике спортивных способов нормы плавательной нагрузки следует уменьшить, ориентируясь в большей степени на время проплывания дистанций» Квалифицированным пловцам, оставившим занятия соревновательным спортом и приступившим к программам оздоровительной направленности, для получения должной нагрузки необходимо увеличить длину проплываемой дистанции.

В зависимости от индивидуальных особенностей занимающегося, его текущего физического состояния и самочувствия нагрузка может несколько увеличиваться или уменьшаться.

Для построения эффективной и в то же время безопасной программы оздоровительного плавания важно соблюдать принцип соответствия величины нагрузки возможностям занимающихся. Можно выделить несколько уровней нагрузки, вызывающих принципиально различные адаптационные реакции организма:

• чрезмерная нагрузка — превышает функциональные возможности организма и может привести к перенапряжению;

• оптимальная тренирующая нагрузка — позволяет добиваться увеличения уровня подготовленности;

• поддерживающая нагрузка — недостаточна для дальнейшего роста работоспособности, но позволяет сохранить достигнутый уровень подготовленности;

• незначительная нагрузка — не приводящая к каким-либо долговременным сдвигам в организме. Определение интенсивности нагрузок

При построении кондиционной тренировки в течение года необходима, как и в спортивной тренировке, некоторая волнообразность динамики уровня нагрузок. Важно не только постепенно повышать нагрузку, но и иногда на время снижать ее по каким-либо причинам (загруженность в школе, участие в других формах двигательной активности, болезнь). Наивысшие нагрузки предпочтительно планировать на период каникул.

В кондиционной тренировке рекомендуемая интенсивность физических нагрузок колеблется в широких пределах, составляя 40-90% МПК.

Ряд авторов выраженный эффект (рост МПК в пределах 15-25%) получили при использовании циклических упражнений длительностью 3-10 мин. с интенсивностью 70-85% МПК, проводимых ежедневно (S.M. Fox etall; 1972. B. Grunewald. 1980; W. Eckert.1980). Другими исследователями (М.П.Сотникова, В. В. Крючков, 1973; Л. Я. Иващенко, 1976, 1982; и др.) зарегистрирован такой же результат при занятиях большей продолжительности, составляющей 60-90- мин, но проводимых 2-3 раза в неделю. Как правило, большой объем занятий сопряжен с незначительной интенсивностью и минимальной их кратностью.

Согласно нашим данным, рациональный тренировочный объем для упражнений на выносливость находиться в диапазоне 50-75% от максимальной величины упражнений и интенсивностью 50-75% МПК. К минимальным отнесены физические нагрузки ниже порога анаэробного обмена (менее 40% МПК для низкого и ниже среднего, 50% МПК — среднего и 55% для выше среднего и высокого уровней физического состояния). Их применение целесообразно в подготовительном периоде, при обучении двигательным навыкам, в качестве средств активного отдыха для ускорения восстановительных процессов.

К зоне предельно-допустимых отнесены соотношения параметров нагрузок, вызывающих дискоординацию в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и сопровождающихся объективными и субъективными признаками неадекватности. Указанные изменения характерны для предельных по длительности напряжений с интенсивностью выше порога анаэробного обмена. Следует особо подчеркнуть, что у физически не подготовленных людей в 66,6% случаев нагрузки интенсивностью выше 95% МПК любой продолжительности сопровождаются возникновением различного рода субъективных (боль в области сердца, одышка, головная боль, тошнота) и объективных (электрокардиографических) нарушений (Е.А.Пирогова,1985). Это обстоятельство побудило нас предельные по длительности нагрузки с интенсивностью выше порога обмена, а также упражнения любой продолжительности с интенсивностью более 95% МПК отнести к разряду предельно-допустимых для кондиционной тренировки.

Вместе с тем такие напряжения доступны для людей с высоким уровнем физического состояния и могут быть использованы в общей физической подготовке и спортивной тренировке.

При этом конкретные соотношения предельно- допустимых, минимальных и рациональных нагрузок зависят от индивидуального уровня физического состояния занимающихся.

В соответствии с классификацией, принятой международной ассоциацией спортивной медицины в Сеуле (1985), выделяют 5 уровней физических нагрузок (табл. 1).

http://gorod-masterov22.ru/trenirovki/konditsionnoe-plavanie.html