Оздоровительное плавание: значение, виды и характеристики

Наиболее полезным и безопасным видом физической активности является плавание. Заниматься оздоровительным плаванием рекомендуется людям любого возраста и даже младенцам. Занятия плаванием с целью оздоровления и укрепления организма для каждого возраста имеют свои особенности, которые будут рассмотрены в данной статье.

Польза плавания

Благодаря регулярным занятиям плаванием человек получает равномерную нагрузку на все тело и в то же время расслабляется эмоционально. Плавание прекрасно укрепляет тело физически, способствует улучшению координации движений, укреплению мышечного корсета, расслаблению позвоночника. Во время занятий человек учится правильно дышать и выполняет разнообразные дыхательные упражнения, которые способствуют усиленной вентиляции легких и предотвращению многих болезней.

Во время плавания человек отдыхает эмоционально, расслабляется от стресса. В результате занятий в бассейне происходит нормализация эмоционального состояния, приходит в норму сон. Плавание укрепляет нервную систему.

Разновидности плавания для оздоровления

Различают следующие виды оздоровительного плавания:

  • Для начинающих и людей, которые страдают лишним весом и заболеваниями сердца. Этот вид характеризуется тем, что занятия проходят на глубине по пояс, все движения являются плавными и не быстрыми. В результате занятий сжигаются калории, приходит в норму вес.
  • Плавание для подготовленных людей. Среди наиболее популярных занятий следует выделить аквааэробику, которая в достаточно короткие сроки приводит тело в порядок. Во время аквааэробики используются специальные снаряды для занятий в воде, что увеличивает эффективность тренировочного процесса.

Занятие аквааэробикой

  • Водная йога. Этот вид деятельности создан для расслабления и борьбы со стрессом.
  • Водный шейпинг. Такие занятия способствуют увеличению выносливости и формированию красивой фигуры.

Грудничковое плавание

В последнее время широкое распространение получило так называемое грудничковое плавание, которое организуется в центрах оздоровительного плавания для малышей. С детьми занимаются квалифицированные специалисты, имеющие медицинское образование. Знакомить ребенка с водой рекомендуется с 2-3 недель — после полного заживания пупочной ранки. Первые занятия можно проводить дома в ванной, постепенно погружая малыша в воду. В первое время температура воды должна быть 35 градусов Цельсия, впоследствии ее необходимо понижать и к первому году жизни ребенка довести до 28 градусов Цельсия.

Плавание для малышей

Перед плаванием младенцу рекомендуется сделать оздоровительный массаж и выполнить гимнастические упражнения.

Значение оздоровительного плавания для младенцев нельзя недооценивать. Так, регулярные занятия в детском бассейне укрепляют иммунитет ребенка. Происходит тренировка мышц тела, снижается риск простудных заболеваний.

Кроме того, у младенцев до четырех месяцев сохраняется врожденный рефлекс задержки дыхания. Комплекс занятий по грудничковому плаванию включает кратковременные ныряния, что не дает рефлексу погаснуть.

Плавание дошкольников

Для детей в возрасте от 2 до 6 лет оздоровительное плавание должно стать обязательным занятием. Выполнение физических упражнений в воде способно скорректировать небольшие отклонения и особенности развития детского организма. Помимо этого, увеличивается гибкость позвоночника. Систематические занятия плаванием предотвращают плоскостопие, укрепляют иммунитет ребенка и делают его более сильным и выносливым.

Плавание дошкольников

Огромным плюсом является то, что при занятии плаванием у детей происходит регуляция деятельности нервной системы, улучшается аппетит, сон становится более спокойным и глубоким.

Занятия с тренером и групповые игровые занятия способствуют социализации ребенка. Дети учатся общаться друг с другом, выполнять задания тренера, обращаться за советом.

Дети дошкольного возраста должны посещать бассейн 1-2 раза в неделю по полчаса. Температура воды должна быть около 28 градусов Цельсия.

Плавание школьников

Оздоровительное плавание школьников позволяет расслабить организм после долгого учебного дня. Кроме того, школьные годы — это время, когда организм ребенка проходит стадию активного роста. Умеренная физическая нагрузка, в том числе и плавание, поддерживает мышцы в тонусе, способствует развитию мускулатуры, а также тренирует легкие и сердце.

Кроме того, занятия плаванием для школьников важны в плане психоэмоционального развития. Они способствуют становлению личности, дети учатся добиваться поставленных целей. В это время рекомендуется заниматься спортивно-оздоровительным плаванием.

Спортивно-оздоровительное плавание школьников

Детям школьного возраста посещать бассейн следует 1-2 раза в неделю. Температура воды должна быть 28-30 градусов Цельсия. Лучше всего тренировки проводить в группах, что придаст занятиям дух соперничества и сделает их более интересными.

Плавание взрослых

Плавание для взрослых людей не менее важно, чем для детей. Занятия оздоровительным плаванием в бассейне позволяют избавиться от стресса, получить положительные эмоции, а также расслабить организм после тяжелого трудового дня с пользой для здоровья. Во время нахождения в воде тело человека расслабляется, снижается нагрузка на позвоночник. Кроме того, физические упражнения способствуют контролю веса и сохранению фигуры.

Занятия взрослых

Взрослому человеку рекомендуется посещать бассейн 2 раза в неделю. Длительность занятий должна составлять примерно 60 минут. Следует отметить, что для поддержания здоровья занятия должны быть умеренной интенсивности, без чрезмерных нагрузок.

Плавание пожилых людей

Для пенсионеров плавание должно стать неотъемлемой частью жизни. Занятия в бассейне благотворно влияют на области головного мозга, в которых хранится информация. В связи с этим разум человека, занимающегося плаванием, остается ясным намного дольше, процессы старения организма замедляется. Плавание способствует поддержанию сосудов в тонусе и улучшению кровообращения во всем теле. Оздоровительное плавание для пенсионеров сохраняет подвижность суставов, убирает боли в позвоночнике, так как тело полностью расслабляется в водной среде. Частоту занятий плаванием пожилые люди должны подбирать индивидуально с врачом. Чаще всего занятия проводятся 1-2 раза в неделю продолжительностью не более 45 минут.

Занятия в пожилом возрасте

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что заниматься плаванием в целях оздоровления рекомендуется с самого рождения и до глубокой старости. Оздоровительное плавание способствует развитию организма ребенка, сохранению физического и психического здоровья взрослого человека, а также помогает сохранить здоровье и бодрость духа пожилым людям.

Плавание как вид спорта. Физкультура. Плавание как вид спорта. История и развитие плавания в России как вида спорта

Скачать 43.47 Kb.

Дата регистрации курсовой работы___________________________

Подпись преподавателя _____________

По учебной дисциплине «Физическая культура»

Содержание

История и развитие плавания в России как вида спорта 4

Возникновение и развитие плавания на Руси 4

Развитие плавания в СССР 10

Плавание в современной России 12

Виды плавания 14

Список литературы 21

Введение

Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Он знает, что всегда доплывёт до берега или сумеет продержаться на воде, пока не подоспеет помощь. Умение плавать особенно нужны тем, чья трудовая деятельность связана с водной средой – работникам флота, рыбакам, строителям гидроэлектростанций и пр.

История возникновения плавания как навыка весьма богата. В нашей стране, богатой водоёмами и реками, это умение было жизненно необходимо. В своей работе мы рассмотрим не только возникновение плавания, но и этапы его развития как спорта. В заключении мы рассмотрим необходимость плавания как навыка и вида спорта в повседневной жизни современного человека.

История и развитие плавания в России как вида спорта

Возникновение и развитие плавания на Руси

Возникновение и развитие плавания в России относится к древнейшим временам, когда слабое развитие производственных сил не позволяло человеку вести оседлый образ жизни. Длительные переходы, связанные с преодолением различных преград, требовали непрерывного развития и совершенствования физических сил и способностей людей и, в частности, овладения навыками плавания.

Развитию плавания способствовало наличие большого количества водоёмов, расположенных на территории Древней Руси. Эти водоёмы обусловили появление некоторых видов трудовой деятельности на воде у первобытных людей: рыбной ловли, охоты на водоплавающую птицу и т.д. Такая трудовая деятельность была бы невозможна без использования навыков плавания, ныряния в длину и глубину, прыжков вводу.

Дальнейший этап развития плавания в России был связан с переходом древних славян к оседлому образу жизни. Люди селились на берегах морей, заливов, рек, озёр и использовали плавание как физическое действие, необходимое при выполнении различных видов трудовой деятельности, связанных с водной средой [3; стр. 15].

Плавание применялось не только в быту, но и в военных действиях. Описание военных сражений в исторических исследованиях и художественной литературе подтверждают высокий уровень освоения навыков плавания славянами в те далёкие времена. Так, например, византиец Маврикий указывал, что славяне особенно хорошо переправлялись через реки, потому что больше и лучше, чем другие племена, умели держаться на воде. А в Ипатьевской летописи рассказывается об отроке, пловце из Киева, который в 968 году при осаде Киева печенегами переплыл Днепр на глазах у врагов и сообщил о нападении князю Святославу. В результате кочевники были разбиты.

Развитие плавания в дореволюционной России

Первые учебные группы в России, в которых проводилось организованное обучение плаванию, возникли в начале XVIII века. Большая заслуга в этом принадлежала Петру I. Он сделал обучение плаванию в военных учебных заведениях обязательной учебной дисциплиной, изучаемой в групповом порядке. В уставе высшего военного учебного заведения того времени (Императорский шляхетский кадетский корпус) указывалось: «Всем новым солдатам без изъятия должно учиться плавать – не всегда есть мосты».

Наибольшее развитие обучению плаванию в учебных группах получило во второй половине XVIII века, когда общее количество воинских частей и военных учебных заведений значительно увеличилось.

Развитие плавания в этот период связано с именем знаменитого русского полководца А.В. Суворова. Его огромная заслуга состояла в том, что он рассматривал плавание как средство воспитания, которое наряду с физической подготовкой воинов имело также оздоровительную и прикладную направленность. А.В. Суворов считал, что умение плавать есть важнейший навык, необходимый солдату для преодоления водных преград вброд и вплавь [3; стр. 16].

В «Экономическом месяцеслове» за 1776 г. подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть». Это важнейшее открытие неизвестного русского автора было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движений: человека сначала учили спокойно лежать на груди и спине на поверхности воды и только после освоения этого навыка начинали обучать правильным приемам плавания, которые предусматривали освоение способа плавания в целом, т.е. в полной координации. Естественный метод обучения плаванию был опубликован за рубежом (в Италии) лишь 18 лет спустя.

Сама жизнь заставила поднять вопрос и широком обучении плаванию, в первую очередь доблестных защитников Отечества. Вызвано это было печальными итогами боевых походов — тысячи солдат гибли не от пуль неприятеля, а при форсировании рек. Особенно остро об этом заговорили после Отечественной войны 1812 года. И все же только спустя почти 17 лет состоялись первые соревнования по плаванию в 1829 году. Символично, что местом их проведения стал огражденный деревянными плотами небольшой участок реки Березины. Правила этих соревнований заключались в следующем: участники по команде судьи прыгали в воду, принимали вертикальное положение и начинали «ходьбу» в воде, не касаясь ногами дна. Дистанция в 25 саженей преодолевалась наперегонки. В дальнейшем эта дистанция преобразовалась в сугубо прикладное упражнение: «выстрел из ружья в цель» на берегу из положения плавая стоя. Был еще один вид состязаний — дистанция в 100 саженей лежа на спине. Участники первых в России соревнований на Березине были солдаты, а судьями — офицеры второй саперной бригады русской армии. Цель турнира — определить лучших и наиболее разносторонне подготовленных в плавании солдат — была достигнута. И из их числа укомплектовывались специальные подразделения.

В первой половине XIX века (183-1837) в России (в основном в Петербурге) были открыты первые школы плавания. Наибольшее значение для развития плавания в этот период имела открытая в 1834 г. на реке Неве общедоступная школа плавания, руководимая шведским преподавателем гимнастики Г. Паули. В школе обучали всем известным в то время способам плавания, а также ученики осваивали навыки прикладного плавания (плавание с оружием, спасение тонущего) и прыжки в воду.

Руководитель школы плавания на Неве шведский специалист Густав Муар де Паули навсегда вошел в историю водного вида спорта. Именно он написал книгу, положившую начало специальной литературе о плавании, которая была опубликована в Петербурге в 1838 году под названием «Руководство к плаванию с показание пользы этого искусства в войне». Впервые читатель нашел на ее страницах подробное описание техники плавания брассом, на боку, «по-собачьи», «саженками», ныряния, прыжков в воду и, что особенно было актуально в ту пору, оказания помощи утопающим.

К этому времени получил свое признание метод раздельного обучения плаванию. Основным способом при обучении этим методом являлся брасс. Изучали его путем разделения каждого плавательного движения и систематического освоения отдельных элементов в воде. Затем отдельные движения соединились в целостный способ. Изучению отдельных элементов было отведено определенное количество уроков, на которых применялась система различных приспособлений и приемов. К числу таких приспособлений относились различные поддерживающие средства (надувные мешки, пробковые подушки, пучки камыша, лямки и др.), из которых наиболее важное значение приобрели лямки. В зависимости от названия (неподвижная лямка, удочка, подвижная лямка, спущенная лямка и др.) лямка изготавливалась из пробки, брезента или холста. Система обучения была проста. Вначале ученик выполнял отдельное движение на неподвижной лямке. Затем применялась удочка, и учитель в любой момент мог натяжением шнура регулировать продвижение ученика, останавливать его и давать ему советы. Далее. по мере освоения навыка применялась спущенная лямка, которая поддерживала ученика лишь в момент, когда его тело опускалось ниже допускаемого уровня. Тренировочные упражнения выполнялись на подвижной лямке [3; стр. 17].

Изданная в 1897 г. книга А. Ганике «Самообучение плаванию» содержала описание основных групп подготовительных упражнений и впервые в истории плавания рекомендовала способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающегося к уверенным движениям в воде. Значение этого приема нельзя недооценить, он с успехом применяется и сейчас при обучении плаванию. Характерным является тот факт, что предложенная А. Ганике новая система обучения нашла применение почти во всех школах плавания, организованных в начале ХХ в. как в России, так и за рубежом. Такой успех этой системы объяснялся тем, что она отражала передовой для того времени опыт работы по плаванию.

В 1908 г. в Шувалово, близ Петербурга, была организована первая в России спортивная школа плавания, которая просуществовала до 1917 г. В Шуваловской школе обучали всем существующим в то время способам плавания: кролю (американскому и австралийскому), брассу на груди и спине и на боку. Основу обучения составлял брасс. Шуваловская школа была кузницей инструкторских кадров по плаванию в России. Многие пловцы имели звание магистра или кандидата плавания. Требования для получения этих званий были весьма высокие.

Большинство воспитанников Шуваловской школы проявили себя в рекордных заплывах. Они были участниками Олимпийских игр в Стокгольме, а на первом чемпионате России в 1913 году шуваловцы завоевали командный кубок. В школе были построен открытый плавательный бассейн и крытые трибуны на 200 мест. Наличие этих сооружений позволяло проводить учебно-тренировочные занятия и спортивные соревнования. Ежегодно в школе занималось от 300 до 500 человек.

Немалая заслуга в деле развития плавания в России принадлежит выдающемуся русскому пловцу, рекордсмену мира, преподавателю французского языка Бакинской гимназии Л.А. Романченко. В июле 1912 года Леонид Романченко проплыл по Каспийскому морю от Шиховой косы до городской купальни (более 48 км), и тем побил мировой рекорд знаменитого английского пловца Бургеса, проплывшего 31 версту за 22 часа 23 минуты, затратив всего 24 часа 10 минут. Если учесть, что достигнутая тем самым скорость плавания и преодоленное расстояние данным пловцом превосходили показатели зарубежных марафонцев, то результат Романченко можно отнести к разряду мировых рекордов [3; стр. 24].

Изучив технику популярных для того времени способов плавания и усовершенствовав методику предварительного изучения плавательных движений на суше, Л.А. Романченко организовал обучение молодежи различным способам плавания. В 1913 г. он преподавал на курсах плавания при обществе «Богатырь» в Петербурге, зимой занятия проводились в бассейне. В 1915-1916 г.г. Л.А. Романченко посетил ряд городов России, где обучил плаванию десятки молодых людей. Наиболее способные ученики, выполнившие программу и сдавшие испытания, получили свидетельства, дававшие им право обучать плаванию на общественных началах.

Значение плавания как средства оздоровления и воспитания было хорошо известно в начале ХХ в. Об этом говорится в целом ряде книг и руководств, написанных известными в то время врачами и педагогами. Знаменитый русский педагог профессор В.В. Гориневский в 1913 г. писал: «Плавание в гигиеническом и воспитательном отношении — прекрасное упражнение тела. Оно представляет гармоничное сочетание деятельности различных мышечных групп, приходящих под влиянием воды в сильное напряжение. Плавание приучает к воде, к уходу за кожей, к сохранению тела в чистоте; оно приучает также к перенесению чувства холода, закаливает человека».

Гигиенически — оздоровительное значение плавания обусловило появление в печати рекомендаций по приучению к воде детей дошкольного возраста. Такую рекомендацию дает А.Н. Филиппов в книге «Гигиена детей», изданной в 1902 г. «Я разрешаю, — пишет А.Н. Филиппов, — здоровым детям с 5 лет купаться в пруду или тихой речке, начав с температуры 18 по Рюмеру, а потом продолжая даже при 16. Более взрослых детей надо скорее обучать плаванию, что, кроме удовольствия, представляет прекрасную гимнастику».

Дальнейшему развитию плавания в России содействовали новые сведения по теории и практики, которые были обобщены в ряде руководств, появившихся в 1900-1916 г.г. К ним относятся книги Гофштейна, Покровского, Носовича, Волкова, Шеманского, Полторацкого, альбом основных приемов плавания Романченко, а также статьи и заметки Геркана.

Для начала ХХ в. характерно появление новых школ плавания и создания общественных организаций по плаванию. Вслед за Шуваловской школой в 1910 г. школы плавания были открыты в Баку и Чернигове, а в 1914 г. — в Николаеве.

В 1908 г. в Риге было создано Рижское общество пловцов, а в 1912 — Московское общество любителей плавания и Московская лига любителей плавания, которая объединяла пловцов всех клубов Москвы («ЗКС», «Санитас», «Сходня», и др.).

В 1912 г. русские пловцы впервые приняли участие в V Олимпийских играх в Стокгольме. Однако выступили они весьма неудачно.

Неудачное выступление русских пловцов на Олимпиаде в Стокгольме заставило руководителей плавательного спорта расширить сферу организованных занятий спортивным плаванием и проводить ежегодные Всероссийские соревнования. В 1913 г. в Петербурге была проведена первая встреча пловцов Москвы и Петербурга. Победу одержали воспитанники Шуваловской школы, которые представляли команду Петербурга. В этом же году были проведены городские соревнования в Москве и Петербурге. В 1913 г. состоялась первая русская Олимпиада в Киеве, в программу которой было включено плавание. Лучшие спортивные результаты, показанные на этой Олимпиаде, были зарегистрированы в качестве первых в истории России рекордов по плаванию [3; стр. 28].

В 1914 г. в Риге была проведена вторая русская Олимпиада. Результаты сильно отставали от мировых рекордов.

Развитие плавания в СССР

В 1918 г. в Москве и в 1919 г. в Петрограде были открыты институты физической культуры. В учебных планах институтов предусматривалось преподавание плавания как самостоятельного учебного предмета.

В 1920 в Петрограде было организовано спортивное общество «Дельфин», которое за шесть лет существования проделало огромную работу по развитию плавания. В обществе работали лучшие педагоги и специалисты того времени: В.Н. Песков, Э.И. Лусталло, Д.А. Крадман, И.Я. Семенов и другие.

В 1921-1923 г.г. в Москве и Петрограде организуется обучение плаванию детей в возрасте 11-12 лет. В 1925 г. преподаватель плавания Московского института физической культуры Л.В. Геркан издал первое (после революции) большое учебное пособие по плаванию «Теория и практика спортивного плавания». Эта книга явилась результатом обобщения практического опыта и теоретических основ плавания того времени. Автор в популярной форме изложил научные основы плавания, указал на его оздоровительное, воспитательное, эстетическое значение, дал краткую историческую справку, рассмотрел технику поворотов, разобрал систему обучения, тренировку и тактику.

Развитию плавания во многом способствовало появление в 1928 г. книги «Плавание, прыжки в воду и водное поло», написанной коллективом ленинградских авторов под редакцией Н.А. Бутовича. Эта книга, выдержавшая три издания, долгие годы была практическим руководством для специалистов по плаванию.

Организованные занятия по плаванию с детьми потребовали создания новых форм учебно-тренировочной и спортивной работы. Так появились игровая и учебно-игровая формы проведения занятий [3; стр. 32].

Организация в 1935 г. отделений плавания при Высших школах тренеров при Московском и Ленинградском институтах физической культуры способствовали дальнейшему развитию плавания. В этих школах обучались лучшие пловцы СССР (С. Бойченко, Л. Мешков, М. Соколова, В. Ушаков и др.) Это позволило кафедрам плавания институтов провести научно-исследовательскую работу по вопросам техники плавания и методики тренировки.

В 1938 г. было опубликовано учебное пособие «Юный пловец», написанное З.П. Фирсовым. Пособие обобщило опыт практической работы по плаванию с детскими и юношескими коллективами и способствовало дальнейшему развитию этого вида спорта.

Перед началом Великой Отечественной войны многие советские пловцы достигли высоких результатов. Война потребовала особенно хорошей физической подготовки (в том числе и плавательной) всего состава Армии и Флота. Резервы для действующей армии надо было обучать плаванию в кратчайшие сроки.

В 1945 г. возобновилась работа по спортивному плаванию В этом году в Москве было проведено личное первенство СССР.

В 1947 г. Всесоюзная секция плавания вступила в члены Международной любительской федерации плавания (ФИНА) и в Европейскую лигу любителей плавания (ЛЕНА).

В 1952-1953 г.г. было издано восемь пособий по плаванию, в том числе первый учебник для техникумов физической культуры «Плавание» (автор — Н.В. Вржесневский) и книга «Тренировка юного пловца» (автор Н.А. Бутович).

В 1956 г. теоретические вопросы тренировки пловца получили значительное развитие. Этому в большой степени способствовали научные исследования и опыт 4-летней подготовки советских пловцов к XVI Олимпийским играм. В это время вышла книга «Тренировка пловца» (авторы — К.А. Инясевский и Б.Н. Никитский).

Дальнейшему развитию теории спортивной тренировки в немалой степени способствовало выпущенное в 1958 г. научно-методическим советом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР методическое письмо «Плавание» (под редакцией В.Ф. Китаева и М.Я. Набатниковой). В письме были обобщены данные по подготовке и участию лучших советских и зарубежных пловцов в ХVI Олимпийских играх и был дан глубокий анализ круглогодичной тренировки лучших советских пловцов перед Олимпиадой. В 1959 г. вышла книга «Плавание» (под редакцией Н.А. Бутовича) для студентов институтов физической культуры, специализирующихся по плаванию. В учебнике дан большой физический материал по технике плавания, методике обучения и спортивной тренировке.

Плавание в современной России

Развитие плавание в ХХ веке продолжилось и в наше время. Бассейны стали общедоступными, а детей начали приобщать плаванию с дошкольного возраста (существует также и «грудничковое плавание» — где с детьми начинают заниматься с 3 месячного возраста). Но в большей степени совершенствуется плавание как спортивное состязание. По числу разыгрываемых медалей на крупнейших международных соревнованиях наш вид спорта уступает только легкой атлетике. В соревнованиях по плаванию на Играх Олимпиады в Сиднее (2000 г.) приняли участие 982 пловца из 150 стран мира [1; стр. 6].

С 90-хгодов всё более популярными становятся заплывы на «открытой» воде. Они собирают огромное количество зрителей, проводятся чемпионаты мира, Европы, национальные первенства. На дистанциях 5, 10, 25 км успешно выступают наши пловцы. В 1998 г. на чемпионате мира А. Акатьев стал победителем на дистанциях 5 и 25 км. В 1999 г. мужская и женская сборные России стали чемпионами Европы. В составе команды золотую медаль получила ярославская спортсменка О. Шалыгина.

Наиболее существенное дополнение к программе соревнований по плаванию последних лет – «сверхкороткий» спринт. Он намного повысил зрелищность состязаний пловцов, расширил круг болельщиков, в том числе и телевизионных. Дистанция 50 метров собирает наиболее атлетичных спортсменов. Для нее характерна острейшая, подчас драматическая борьба. Малейшая оплошность на старте или на финише исключает возможность успеха: пловцов на финише разделяют, как правило, тысячные доли секунды.

Подготовка пловцов высокого класса, способных добиваться побед на крупнейших международных соревнованиях, ведется во многих странах мира. Несмотря на огромные трудности, которые сегодня переживает спорт в странах бывшего СССР, специалистам этих стран удалось добиться значительных результатов в подготовке пловцов высокого класса. Можно говорить о системе советской школы плавания. Свидетельством этого является ряд имен спортсменов, подготовленных в последнее время: А. Попов, Д. Панкратов, Я.Клочкова, Р.Слуднов, И.Червински, Д.Силантьев и др. [1; стр. 7].

Работа Федерации плавания России с удовлетворением воспринимается в Европе и в мире. Фактом признания усилий Федерации на международной арене является избрание в 2000 году Г.П. Алешина Вице-президентом FINA. Он же является Президентом Федерации плавания России и Вице-президентом НОК России. Признаком авторитета России в спортивном плавании является и принятое решение о проведении в Москве в 2002 году Чемпионата мира на «короткой» воде и Международного медицинского конгресса.

Сегодня в плавании сосредоточен огромный научный потенциал. Свидетельством этого является, к примеру, количество опубликованных работ научного и методического характера в старейшем отечественном научно-теоретическом журнале «Теория и практика физической культуры». Всемирно известны разработки по проблемам спортивного отбора и спортивной ориентации профессора Н.Ж. Булгаковой. Ее монографии переведены на многие иностранные языки. Широко известны в мире труды Г.Д. Горбунова на тему: «Психология спортивной тренировки и соревнований». Он долгие годы плодотворно работал с выдающимся пловцом В. Сальниковым, доказав на практике истинность своих научных положений. На примере плавания разработана концепция совершенствования двигательных действий спортсмена. Ее автор — санкт-петербургский исследователь Д.Ф. Мосунов. Огромный «плавательный» материал позволил В.Н. Платонову написать первый в мире учебник по спорту. Используется сложнейшая контрольно-измерительная аппаратура, электронное оборудование, компьютеры, тренажеры.

Таким образом, в нашей стране исторически сложились благоприятные условия для развития такого вида спорта, как плавание.

Виды плавания

В соответствии с принятой классификацией различают:

  1. Спортивное плавание

Содержит различного рода соревнования по видам и дистанциям, определяемым специальными правилами:

  • Кроль на груди

Характерной особенностью является то, что пловец продвигается в воде с относительно равномерной поступательной скоростью при сравнительно устойчивом положении тела. Туловище пловца занимает почти горизонтальное положение, лицо повёрнуто вниз, уровень воды проходит посередине лба, руки проносятся по воздуху и совершают гребок. Ноги движутся относительно друг друга во встречных направлениях – сверху вниз и снизу вверх. Движения руками создают основную силу тяги, способствующую продвижению тела пловца. Движения ногами обеспечивают динамическое равновесие тела, его обтекаемое положение в воде, и также способствуют продвижению тела пловца [4; стр. 56].

  • Кроль на спине

Такая техника плавания во многом напоминает технику плавания способом кроль на груди. Пловец располагается в положении на спине у поверхности воды почти горизонтально, голова слегка приподнята, лицо находится над водой. Уровень воды проходит приблизительно у мочек ушей. Гребковые движения руками выполняются поочерёдно и последовательно в направлении спереди-вниз-назад. Движения ногами выполняются так же, как при плавании способом кроль на груди, однако ноги несколько больше сгибаются в коленях [4; стр. 64].

  • Баттерфляй

Современный баттерфляй можно назвать «симметричным кролем»: структура движений руками подобна структуре движений ими при плавании кролем на груди, но выполняются они одновременно обеими руками. Движения ногами также выполняются одновременно и симметрично. Тело пловца вытянуто, расположено в воде почти горизонтально грудью вниз и головой вперёд, под небольшим углом [4; стр. 68].

  • Брасс

При плавании способом брасс пловец продвигается вперёд за счёт чередования симметричных и последовательных движений руками и ногами. Выполнение подготовительных движений руками (выведение их вперёд) под водой и ногами (сгибание в тазобедренных и коленных суставах) периодически значительно увеличивает лобовое сечение тела, в связи с чем брасс является наименее быстроходным из всех спортивных способов плавания [4; стр. 72].

  • Повороты

Техника поворотов заключается во вращениях в воде. Пловец вращается вокруг свои оси для того, что бы проплыв бассейн до бортика , поплыть в другую сторону.

  • Старты (эстафеты)

В спортивном плавании различают две разновидности старта. При плавании кролем на груди, брассом и баттерфляем старт выполняется с тумбочки прыжком вперёд головой и руками. При плавании на спине старт берётся из воды с отталкиванием от бортика бассейна.

  • Водное поло

Водное поло — это единственная спортивная игра на воде, при этом весьма жёсткая. Одновременно на поле против друг друга играют две команды. Каждая команда должна состоять из семи игроков, одним из которых должен быть вратарь. Игра состоит из четырёх периодов. Продолжительность каждого периода составляет 8 минут. Каждая команда имеет 30 секунд на реализацию атаки. По истечении 30 секунд мяч переходит к сопернику. Основной принцип игры состоит в том, что игроки (за исключением вратаря) не могут трогать мяч двумя руками. Владение мячом игроками осуществляется одной рукой. Игроки могут пасовать мяч своим партнёрам по команде или плыть, ведя мяч перед собой.

Цель игры для каждой команды — действуя согласно тактическим схемам, забросить максимальное количество мячей в ворота соперника. Все действия игроков по отбору мяча у соперника, степень грубости нарушений, удаление игроков и все прочие игровые моменты полностью регулируются правилами водного поло [1; стр. 76].

  • Проплывы по естественным водоёмам
  1. Игровое плавание

Содержит разнообразные подвижные игры и развлечения в воде. Такое плавание используется главным образом при обучении и тренировке юных пловцов как одно из необходимых средств возрастной методики обучения плаванию.

  • Развлечения в воде

Развлечения вводе пользуются большой популярностью. Они делятся на два вида: развлечения, требующие специальных сооружений (используются горка, бревно, барабан, качающийся мостик и тд.) и развлечения без дополнительных сооружений (волейбол на воде, пятнашки, бой всадников, борьба за мяч и тд.).

  • Игры в воде

К играм воде относятся различные эстафеты и инсценеровки.

  1. Прикладное плавание
  • Спасание утопающих
  • Ныряние
  • Переправы
  1. Фигурное (художественное) плавание

Представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде

  • Групповое
  • Сольное
  1. Подводный спорт

Подводный спорт относится к военно-техническим видам спорта и имеет большое прикладное и оборонное значение. Сейчас подводный спорт преобразился в новый вид спорта – подводную охоту (технически – рыбалку). Основным стилем плавания является дельфин. Тело пловца вытянуто, руки выпрямлены, голова располагается между руками так, чтобы взгляд был устремлён вперёд по направлению движения. Ноги совершают колебательные движения, за счёт чего туловище передвигается в воде [3; стр. 163].

  1. Прыжки вводу

Прыжок в воду – это комплекс движений, выполняемых на опоре (трамплине или вышке), в воздухе и в воде. В соответствии с этим прыжок в воду можно условно разделить на следующие фазы: подготовительную (разбег, наскок), отталкивание, полёт, вход в воду.

Заключение

Трудно переоценить значения плавания и как навыка, и как вида спорта. Большое количество людей ведёт не активный образ жизни и сидячая работа, как правило, приводит к множеству проблем морального и физического плана. Посещение бассейна после рабочего дня поможет избавится от стресса и размять мышцы.

Плавание имеет также большое воспитательное значение. Овладение навыком плавания сопровождается развитием таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Занятия плаванием создают благоприятные условия для эстетического воспитания учащихся. Овладевая гармоническими движениями в процессе изучения спортивных способов плавания, дети учатся различать целесообразные, рациональные, экономичные движения, постигают их красоту. Развитию эстетических чувств способствует также фигурное плавание, которое проводится с музыкальным сопровождением.

Плавание является хорошим средством моральной и волевой подготовки. В процессе регулярных, правильно организованных занятий по совершенствованию техники плавания и повышению тренированности пловцов, а также в ходе соревнований у пловцов воспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициативность, трудолюбие, честность, упорство в достижении поставленной цели, смелость, чувство коллективизма и товарищества.

Не менее велико оздоровительное значение плавания. Очищая кожу человека, вода способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Кроме того, вода по сравнению с воздухом имеет более высокую теплопроводность, теплоёмкость, плотность, в результате чего теплоотдача организма и давление на поверхность тела человека при погружении резко возрастают. Это вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.

Занятия плаванием способствуют улучшению осанки и лечению некоторых заболеваний. В последнее время плавание стало важным средством лечебной физической культуры. Оно используется для предупреждения вредных последствий различных травм и увечий. Для этой цели разработана специальная система упражнений.

Плавание имеет огромное прикладное значение как навык, жизненно необходимый в быту, труде и военном деле. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь. Умение плавать необходимо каждому человеку, избравшему себе такую профессию, которая соприкасается с действиями на воде (строительство мостов, плотин, рыбный промысел и др.).

Таким образом, мы видим, что плавание может быть необходимым видом спорта в повседневной жизни современного человека.

Ссылки

1. Барчуков Игорь Сергеевич. Физическая культура [Текст]: учебник / И. С. Барчуков. – 4-е изд., исправлен. – Москва: Академия, 2011. – 525, [3] с.: рис. – (Высшее профессиональное образование).

2. Булгакова Нина Жановна. Плавание [Текст]: пособие для инструктора-общественника / Н.Ж. Булгакова. – Москва: Физкультура и спорт, 1984. – 157, [3] с.: ил.

3. Никитский Борис Николаевич. Плавание [Текст]: учебник / Б.Н. Никитский. – Москва: Просвещение, 1981. – 301, [3] с.: ил.

4. Плавание [Текст]: учебник / под ред. В.А. Парфенова. – Москва: Физкультура и спорт, 1981. – 246, [2] с.: ил.

Список литературы

1. Барчуков Игорь Сергеевич. Физическая культура [Текст]: учебник / И. С. Барчуков. – 4-е изд., исправлен. – Москва: Академия, 2011. – 525, [3] с.: рис. – (Высшее профессиональное образование).

2. Булгакова Нина Жановна. Плавание [Текст]: пособие для инструктора-общественника / Н.Ж. Булгакова. – Москва: Физкультура и спорт, 1984. – 157, [3] с.: ил.

3. Колгушкин Александр Николаевич. Путь к зимнему плаванию [Текст] / А.Н. Колгушкин. – Москва: Физкультура и спорт, 1983. – 103, [1] с.

4. Никитский Борис Николаевич. Плавание [Текст]: учебник / Б.Н. Никитский. – Москва: Просвещение, 1981. – 301, [3] с.: ил.

5. Плавание [Текст]: справочник / [авт. Текста Б. В. Валентинов]. – Москва: Физическая культура и спорт, 1980. – 140, [2] с. – (От Монреаля до Москвы).

http://fb.ru/article/423752/ozdorovitelnoe-plavanie-znachenie-vidyi-i-harakteristiki
http://topuch.ru/istoriya-i-razvitie-plavaniya-v-rossii-kak-vida-sporta/index.html