Спортивные игры

Спортивные игры

Привлечь ребенка к активному и здоровому образу жизни — достойная цель для любого родителя. Для этого нужно с ранних лет знакомить сына или дочку с разными видами спорта, упражнениями, нагрузками. Одним из самых простых, но действенных способов физически развить малыша является организация спортивных игр. Предлагаем рассмотреть, какие игры можно предложить детям разного возраста, и чем они будут полезны.
Содержание:

Что такое спортивные игры для детей

Спортивные игры подразумевают под собой соревнование, в котором участвует минимум 2 человека, стремящихся выполнить заданные физические упражнения на силу, скорость или выносливость лучше соперника.

Для спортивных игр характерно наличие особых правил, выполнение которых обязательно для определения победителей. Специфика детских спортивных игр заключается в том, что основной задачей является не столько выявление победителя, сколько стремление через веселье и развлечение развить важные физические навыки.

Детские спортивные игры — соревнование, включающее в себя развивающий, обучающий и воспитательный аспекты.

Важно, чтобы в рамках предложенной игры, ребенок мог научиться чему-то новому, ощутил возможности своего тела. Большинство спортивных игр для детей предполагает воспитание уважения к сопернику, стимулирование умение работать в команде, развитие навыков коммуникации.

Спортивные игры для детей можно условно разделить на 3 вида:

  • Общепринятые виды спорта: футбол, баскетбол, гандбол и т. д.;
  • Домашние и дворовые игры;
  • Соревнования и спортивные праздники.

Каждый их этих видов спортивных игр нацелен на улучшение физических возможностей детей, но отличается методами и способами обучения и тренировки малышей. Так, для общепринятых видов спорта характерно постепенное обучение технике игры, ориентация на победу. Для домашних и дворовых игр — доступность и стремление через развлечение воспитать любовь к спорту. Соревнования и спортивные праздники хороши развитием знаний о возможностях своего тела, выработке стремления стать лучше в физическом плане.

Каждый родитель может предложить ребенку одновременно все три вида при условии, что это не займет все свободное время ребенка. Малыш может посещать спортивную секцию, обучающую командной игре (волейбол, регби), при этом активно играть со сверстниками во дворе и посещать различные спортивные праздники, организованные родителями или педагогами.

Чем полезны спортивные игры

Использование любого вида спортивных игр для детей позволяет:

  • улучшать физические данные ребенка, воспитывать полезные навыки;
  • учить работать в команде;
  • воспитывать целеустремленность, выносливость, смелость;
  • учить максимально выкладываться и отдаваться занятию;
  • развивать аналитические способности;
  • тренировать умение прогнозировать ситуацию;
  • вырабатывать уважение к сопернику;
  • развивать коммуникативные способности.

В большей степени на физическое развитие ребенка имеют влияние спортивные игры, преподаваемые в секциях, но и дворовые игры позволяют добавлять к физическому аспекту обучающий материал.

Влияние спортивных игр на здоровье ребенка

Ежедневные спортивные игры — важный шаг на пути к здоровью, ведь физическая нагрузка очень важна для формирования крепкого здоровья и иммунитета. При нормальных физических нагрузках (около 1,5 часов в сутки) у детей наблюдается:

  • укрепление иммунитета за счет достаточной работы всех групп мышц;
  • развитие мышц опорно-двигательного аппарата, увеличение выносливости, силы организма;
  • улучшение координации, вестибулярного аппарата;
  • повышение гибкости тела;
  • улучшение работы сердечно-сосудистой, легочной систем.

Командные спортивные игры позволяют ребенку становиться более дисциплинированным, уверенным в себе.

О чем нужно помнить

Описывая плюсы спортивных игр, нельзя не упомянуть про один существенный минус — травматизм. При неправильной подготовке соревнований взрослыми, отсутствии внимательности со стороны детей риск получения травмы значительно возрастает. Поэтому перед каждой игрой необходимо тщательно объяснять правила соревнования, предлагать детям размяться, предложить играть в безопасном месте.

Спортивные игры по возрастам

с какого возраста начинать

Знакомить ребенка со спортивными играми можно с 3-х лет. Этот возраст обусловлен тем, что в этот период у малыша начинает проявляться необходимость в общении с другими детьми. До 3-х лет можно отрабатывать различные элементы, которые пригодятся в играх:

  • кидать и ловить мяч;
  • пинать мяч ногами;
  • бегать и прыгать;
  • тренировать координацию и вестибулярный аппарат;
  • выполнять упражнения с обручем, мячом, кеглями и т. д.;
  • стимулировать желание совершенствовать свои двигательные возможности.

Дополнительная тренировка организма до 3 лет — привитие ребенку основ здорового образа жизни через организацию режима дня, питания, а также чередование активных и спокойных игр в равной степени.

Спортивные игры для детей от 3 до 5 лет

В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад и обзаводится друзьями на детской площадке — идеальный вариант для обучения малыша первым спортивным играм. Начать можно с простых вариантов:

  • догонялки;
  • салки;
  • бег на перегонки;
  • прыжки в длину и т. д.

Первоначальная цель знакомства со спортивными играми — показать, как весело можно вместе с другими детьми играть, соревноваться.

Чтобы организовать такую игру, достаточно просто предложить ребенку поиграть с другим малышом на детской площадке. Покажите, как можно кидать друг другу мяч, бегать друг за другом, выполнять разные упражнения на скорость, ловкость и т. д.

К 4-м годам можно организовать первую эстафету среду сверстников, в рамках которой предложить малышам посоревноваться в скорости (бег наперегонки), ловкости (бросить мяч в цель), силе (перетягивание скакалки) и т. д. Для этого нужно заранее продумать все элементы эстафеты, захватить необходимый инвентарь в нужном количестве.

С 4-х лет малышам можно предложить поиграть в новые виды спортивных игр, стимулирующие развитие двигательной активности:

  • “Птички в гнездышке”.

На земле чертится круг — гнездо. Среди детей один назначается ведущим — котом. Взрослый говорит: “Кот заснул, птички вылетели из гнезда и начали искать зернышки”. Дети бегают по площадке, а назначенный кот стоит около гнезда, закрыв глаза. Взрослый говорит: “Кот проснулся. Птички, быстрее домой!”. Цель “птичек” — забежать в круг. Цель “кота”- дотронуться до птички, которая не успела спрятаться в домик. Пойманная птичка становится котом.
Эта простая игра позволяет развивать у детей скорость реакции, ловкость, координацию, внимательность.

  • “Горячая картошка”.

Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч (“горячую картошку”). Держать в руках мяч нельзя, нужно тут же его бросать другому. Если кто-то не смог словить “картошку”, он садиться в центр круга. Остальные дети продолжают перекидывать между собой мяч. Чтобы сидящий в кругу мог выйти, один из игроков должен бросить в него “картошку” так, чтобы попасть. Если игрок промахивается — он садится в круг, попадает — игрок, в которого попали, возвращается к игре. Еще один вариант выбраться из круга — поймать мяч, пролетающий над головой.

Игра развивает ловкость, координацию, внимательность, выносливость, реакцию;

Для игры нужны небольшие пластиковые шарики диаметром около 5-10 см и коробка. Детям раздается по 5 шариков. Цель игры — забросить в коробку все шарики. Кидать мячики дети должны с одного расстояния, которое можно постепенно увеличивать

Игра развивает точность, глазомер, ловкость;

Ведущий-взрослый становится напротив детей и начинает показывать им разные упражнения, цель детей — зеркально показать тоже самое

Во время игры дети тренируют координацию, выносливость, реакцию, гибкость;

  • “Карлики” и “великаны”.

Ведущий-взрослый рассказывает детям, что на свете есть люди маленького роста — “карлики” (приседает). После этого говорит, что бывают люди очень высокого роста — “великаны” (встает и тянется руками вверх). Цель игры — дети должны правильно сориентироваться по рассказу ведущего. Когда он говорит “карлики” — присесть, “великаны” — встать и потянуться вверх. Во время рассказа взрослый может менять интонацию, специально путая детей.

Развивает внимательность, реакцию, гибкость, тренирует мышечный корсет;

Для игры нужно четное количество детей. Из них выбираются ведущий и “убегающий”. Остальные дети становятся парами. По команде взрослого ведущий начинает догонять “убегающего”. В это время остальные детки перемещаются по площадке по кругу. В любой момент “убегающий” может схватить за руку любого ребенка из пар. В этом случае, второй малыш в паре становится “убегающим”. Если ведущий догнал “убегающего”, то он меняется с ним местами, начинает убегать.

Игра развивает выносливость, скорость, реакцию, внимательность, смелость;

В эту игру можно играть вдвоем, но веселее, если малышей больше. Каждому участнику сзади прикрепляется небольшая веревка (хвост). Цель игроков выдернуть “хвостик” другого игрока, при этом сохранив свой.

Игра развивает внимательность, координацию, реакцию, скорость, гибкость, выносливость;

Площадка делится двумя большими линиями на 3 части. Выбирается ведущий, он становится в центр между 2-мя линиями. Остальные участники находятся по одну из сторон очерченной игровой зоны. Ведущий загадывает любой цвет. Дети, у которых названный цвет есть на одежде, свободно пересекают обе линии, переходя на другую сторону. У тех малышей, на одежде которых нет названного цвета, должны перебежать обе линии, чтобы ведущий их не поймал. Ведущий не может пересекать линии. Если ведущему удается поймать участника, они меняются местами.

Развивает скорость, внимание, реакцию, координацию;

  • “Море волнуется раз”.

Выбирается ведущий игры. Он говорит “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура замри”. В этот момент все участники должны замереть в той позе, в которой находились. Цель ведущего заметить, когда кто-то из участников пошевелится. В этом случае они меняются местами.

Игра развивает выносливость, внимание, реакцию, координацию, вестибулярный аппарат;

Подвижная игра, которая очень нравится всем детям. Малышам старше 4 лет можно предложить усложнить игру, предложив отмечать найденного участника стуком по выбранному предмету. Так, если ведущий нашел участника, он должен успеть добежать до выбранного предмета быстрее участника, чтобы “застучать” его нахождение (знакомое с детства “Туки-туки — Витя!”).

Игра развивает внимание, скорость, реакцию.

Спортивные игры для детей от 3 до 5 лет — в первую очередь веселые забавы, позволяющие малышам тренировать силу, выносливость, скорость и реакцию. Предложенные игры способствуют развитию всех мышц тела, воспитывают умение общаться со сверстниками.

Спортивные игры для детей от 5 до 10 лет

спорт от 5 до 10 лет

С 5 лет детям можно предлагать играть в более сложные спортивные игры, направленные на развитие физических навыков, тренировку всех мышц организма. Для спортивных игр от 5 до 10 лет характерно постепенное усложнение, добавление образовательных и воспитательных моментов.

Во многих их них дети должны проявлять максимальные физические возможности, учиться преодолевать себя.

Обучая детей новой игре, обязательно напоминайте им о необходимости уважать соперника, о соблюдении мер безопасности, необходимости контроля за своими движениями.

Среди наиболее интересных детских дворовых игр можно предложить:

Игроки стоят возле стенки один за другим. Первый игрок бьет ногой по мячу в стену и отбегает в конец очереди. Следующий игрок должен отбить отскочивший от стены мяч и также встать в очередь. Если мяч не долетает до стены или ударяется после удара об землю, игроку присваивается первая буква из слова “Лягушка” или любого другого слова. При повторной ошибке добавляется вторая буква и так далее. Проигрывает тот, кто собирает полное слово.

Игра очень популярна среди мальчиков, но активные девочки тоже не прочь в нее поиграть. Развиваются мышцы ног, спины, живота. Тренируются сила, ловкость, гибкость, скорость, сноровка, глазомер;

Игра рассчитана на 3 и более детей. Из участников назначаются считалочкой или простым выбором 2 ведущих (“вышибалы”). Площадка разделяется на 3 части прямыми линиями на расстоянии около 5 — 10 метров. Водящие становятся друг напротив друга за ограничительными линиями, остальные игроки рассеиваются внутри ограниченной зоны. Цель водящих перекидывать друг другу мяч так, чтобы попасть в участников, бегающих перед ними. Если мяч задевает участника — тот выбывает из игры. Если участник ловит мяч, он может вернуть одного выбывшего в игру. Цель игры: для вышибал — выбить всех участников, для участников — остаться в полном составе и накопить дополнительных жизней по числу участвующих в игре детей.

Развиваются — скорость, меткость, глазомер, ловкость, выдержка, гибкость. Тренируются мышцы ног, рук, спины, живота.

Цель игры — все участники должны выполнить 10 заданий.

  1. Мяч кинуть в стену и поймать двумя руками — 10 раз;
  2. Мяч кинуть в стену, хлопнуть в ладоши и поймать двумя руками — 9 раз;
  3. Поймать мяч от стены, кидая его из-под правой ноги с ударом об землю и в стену — 8 раз
  4. Поймать мяч от стены, кидая его из-под левой ноги с ударом об землю и в стену — 7 раз
  5. Поймать мяч от стены, бросив его между ног, стоя к стене спиной. Необходимо резко развернуться — 6 раз
  6. Поймать мяч, который кинули об стену так, чтобы он отскочил и сначала ударился об землю — 5 раз;
  7. Перепрыгнуть через мяч (пропустить между ног в прыжке), который ударился в стену и летит ребенку навстречу — 4 раза;
  8. Бросить мяч в стену, сделать полное приседание и поймать мяч — 3 раза;
  9. Ударить мяч об стену, отбить “лодочкой”, как в волейболе, обратно в стену и поймать двумя руками — это 2 удара об стену. Делается 1 раз;
  10. Бросить мяч в стену, повернуться на 360 градусов и поймать мяч — 1 раз.

После завершения выполнения упражнений игрок сдает “экзамен”: выполняет все элементы в заданной последовательности по одному разу. Если игрок хоть раз ошибается или не выполняет упражнение, ход переходит другому участнику.

Завершив цикл из 10 упражнений игрок переходит на второй уровень: выполняет упражнения начиная с № 2. После сдачи экзамена на втором уровне — переходит на третий (с упражнения № 3).

Побеждает тот, кто пройдет все 10 уровней и сдаст 10 экзаменов.

Игра развивает силу, ловкость, выносливость, точность, глазомер, гибкость, координацию. Тренируются мышцы ног, рук, спины, живота.

  • Выше ножки от земли.

Считалкой выбирается ведущий, который должен осалить участников. Если игрок успел до осаливания поднять ноги над землей (залезть на лавку, дерево, сесть и поднять ноги), то ведущий продолжает искать того, кто еще находится на земле. Если ребенок не успел поднять ноги, а ведущий до него дотронулся, они меняются местами.

Игра развивает ловкость, реакцию, скорость, выносливость. Тренируются мышцы ног, спины, живота.

  • Успей подобрать.

Для игры понадобится 1 мяч диаметром в 20 — 25 см (волейбольный, футбольный), 7-10 теннисных или резиновых мячей диаметром 5-10 см. На площадке чертится круг или кладется обруч. В него встает игрок. За спиной игрока кладутся маленькие мячи, а в руки дается большой мяч. Игрок должен как можно выше подкинуть мяч вверх и, пока он не упадет, собрать как можно больше маленьких мячей, не выходя из круга. Побеждает тот участник, кто сможет собрать больше всех маленьких мячей.

Игра развивает координацию, скорость, реакцию, силу, ловкость, вестибулярный аппарат.

  • Прыжки через скакалку.

Для игры необходимо 3 и более участников. Считалкой выбираются 2 водящих. Они начинают раскручивать скакалку. Участники должны по-одному запрыгнуть в крутящуюся скакалку так, чтобы не сбить ее вращения. Тот, кто заденет скакалку становится на место крутящего.

Игра развивает ловкость, выносливость, силу, реакцию, вестибулярный аппарат. Тренируются мышцы ног, укрепляются мышцы позвоночного столба.

Участники делятся на пары, сцепляются между собой локтями, стоя спиной друг к другу. Цель игры — добежать до установленной отметки и вернуться назад быстрее других пар.

Игра развивает координацию, силу, ловкость, выносливость. Тренируются мышцы ног, рук, пресса, спины.

Считалкой определяется водящий. Участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий отворачивается. Пока он не видит, участники должны максимально запутаться, перешагивая и переворачиваясь, не отпуская рук. Полученный клубок ведущий должен распутать.

Игра развивает выносливость, гибкость, координацию, вестибулярный аппарат, силу. Тренируются мышцы рук, спины, живота.

Предложенные игры — веселый способ приобщить ребенка к физическим нагрузкам, развить много полезных навыков.

Кроме этого, с 4-5 лет можно начинать учить ребенка играть в общепринятые спортивные игры. Наиболее популярными вариантами для игр во дворе и спортивном зале являются:

  • футбол. Можно предложить играть в одни ворота или на площадке для мини-футбола;
  • пионербол. Если нет сетки — научите играть в кругу. Эта игра отлично подходит для физических занятий около воды (на пляже, лужайке);
  • хоккей. Зимой можно играть без коньков и клюшек, передвигая шайбу по льду ногами;
  • баскетбол. Во дворе можно играть на одно кольцо, просто забрасывать мяч в кольцо с разного расстояния. Вначале, вместо тяжелого баскетбольного мяча, можно использовать обычный резиновый мяч диаметром 20 — 30 см;

Эти виды считаются коллективными и способствуют общению детей между собой. В командных спортивных играх важную роль играет умение детей отступить от индивидуальных желаний для победы коллектива.

Спортивные праздники

спортивные мероприятия

Отдельно нужно поговорить о спортивных праздниках для детей. Это хороший способ привлечь ребенка к здоровому образу жизни, мотивировать его совершенствовать свои физические навыки. Вы можете посещать городские, школьные или детсадовские спортивные мероприятия всей семьей или договориться с другими родителями и провести праздник самостоятельно.

Для организации самостоятельного праздника вам понадобится:

  • Продумать ход мероприятия. Придумать конкурсы, подарки;
  • Найти подходящее место для проведения. Для небольших праздников может подойти двор, футбольное поле, спортивный зал;
  • Найти и подготовить инвентарь.

Цель спортивного праздника — в веселой, неформальной обстановке простимулировать детей заниматься спортом. Хорошо, если во время мероприятия вы найдете время познакомить детей с неизвестными видами спорта, показать новые для них упражнения и игры. Чем ярче и насыщеннее будет программа праздника, тем больше пользы для физического развития и эмоций получит каждый участник.

Чаще всего для спортивных праздников используют эстафеты и командные игры. Пользуются популярностью соревнования между семьями, когда участниками становятся не только дети, но и их родители.

Чтобы подготовить сценарий такого праздника, нужно учитывать возраст участников, их физические возможности, размер площадки. Хорошо, если выбранные конкурсы будут веселыми и смешными: бег в ластах, перенос мячиков на шумовке, прыжки в мешках или в смешной одежде.

Отдельно нужно подумать о наградах. Рекомендуется отметить всех участников, наградив их грамотой и подарками, чтобы каждый участвующий ребенок почувствовал себя победителем.

Занимаясь организацией спортивного мероприятия, всегда нужно продумывать меры безопасности, позаботиться о еде, воде, медикаментах.

Если вы проводите мероприятие далеко от дома, то нужно предупредить участников о необходимой форме, специальных предметах.

Спортивные игры в жизни ребенка — отличный способ воспитать в нем любовь к здоровому образу жизни, развить физические качества, научить преодолевать себя, работать в команде. Предложенные в статье методы проведения спортивных игр и мероприятий позволяют вырастить здорового, сильного, уверенного в себе человека.

Подвижные игры в системе подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масло Иван Михайлович

В статье раскрыты взгляды ученых и практиков на проблемы подготовки юных спортсменов. Показан приоритет использования подвижных и спортивных игр, разнонаправленных эстафет на начальных этапах подготовки во многих видах спорта, что в конечном итоге позволяет планомерно формировать достаточный уровень общефизической и функциональной подготовленности с учетом избранного вида спорта.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Масло Иван Михайлович

The article deals with the main views of scientists and teachers on the problems of young sportsmen training. The priority of active and sports games, different cross-country relays at the initial periods of training in numerous kinds of sport is shown in the article.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры в системе подготовки спортсменов»

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

В статье раскрыты взгляды ученых и практиков на проблемы подготовки юных спортсменов. Показан приоритет использования подвижных и спортивных игр, разнонаправленных эстафет на начальных этапах подготовки во многих видах спорта, что в конечном итоге позволяет планомерно формировать достаточный уровень общефизической и функциональной подготовленности с учетом избранного вида спорта.

Вопросы качественной подготовки спортивного резерва во многих видах спорта в нашей республике неоднократно обсуждались в последние годы. И связано это, прежде всего, с напряженной демографической ситуацией, неблагоприятными условиями среды проживания, форсированием специальной подготовленности на начальных этапах занятий в спортивных секциях, где нередки случаи использования значительного объема и интенсивности тренировочной нагрузки из арсенала высококвалифицированных спортсменов. В связи с этим актуальной является задача разработки и внедрения новых подходов к применению подвижных игр и игровых методов на этапе начальной подготовки юных спортсменов, которые бы отвечали современным запросам теории и практики юношеского спорта.

К настоящему времени установлено, что воспитание определенных двигательных способностей имеет наиболее благоприятные (сенситивные) возрастные периоды [1]—[3], а возраст 9-11 лет считается наиболее подходящим для повышения уровня быстроты и скорости бега [4]. Для воспитания таких качеств, как сила, выносливость, ловкость и гибкость также определены так называемые «критические» периоды, которые, на наш взгляд, не всегда учитываются при работе над повышением уровня всесторонней физической подготовленности, что необходимо для закладки прочного физического и функционального «фундамента», способствующего в дальнейшем росту спортивного мастерства. Поэтому поиск и обоснование новых методик использования эмоциональных и общедоступных средств физического воспитания начинающих спортсменов с целью повышения уровня их всесторонней физической подготовленности являются необходимой предпосылкой совершенствования тренировочной программы во многих видах спорта. Наиболее эффективным способом решения этой проблемы являются подвижные игры и применение игрового метода.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ специальной литературы о средствах и методах развития физических качеств у юных спортсменов показал, что большинство авторов подчеркивают особую роль игровых форм и подвижных игр. Под выражением «игровой метод» обычно понимают использование основных методических особенностей игры при проведении тех или иных физических упражнений [5]. Подвижным же играм отводится особо важная роль в программе физической культуры для общеобразовательной и начальной школы, а также при обучении студентов факультетов физической культуры [6].

По мнению В. Г. Яковлева [7], наибольшее влияние на развитие быстроты и ловкости школьников 3-4 классов оказывают подвижные игры, которые требуют незамедлительных двигательных ответов на изменяющиеся игровые ситуации, а также игры, в которых сочетаются ответная реакция на сигнал, быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость перемещения тела или его составных частей в пространстве.

Следует отметить, что основы совершенствования скорости бега у юных легкоатлетов следует рассматривать в единстве с другими физическими качествами. Известно, что развитие одного физического качества до определенного уровня может способствовать совершенствованию других, а комплексный метод их воспитания является наиболее эффективным. К сожалению,

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

многие специалисты не связывают компоненты повышения скорости бега (к которым относятся быстрота реакции на старте, способность к ускорению, величина максимальной скорости бега и способность к ее поддержанию, чистота шагов, длина шагов, значительное проявление мышечной силы в короткий промежуток времени, т. е. высокий уровень скоростно-силовой подготовленности и ряд других) с возрастным развитием. Нас же интересовали вопросы, связанные с методическими принципами повышения скорости бега юных легкоатлетов на этапе предварительной спортивной подготовки, главной задачей которого является всесторонняя физическая подготовка с развитием общих и специальных физических качеств.

Так, Б. П. Жекас [8] рекомендует для развития скоростных качеств в этом возрасте бег в виде разнообразных эстафет, игр и игровых упражнений, которые значительно повышают эмоциональность тренировочных занятий, ненавязчиво увеличивают таким образом объем и интенсивность тренировочной нагрузки. В свою очередь В. М. Зациорский [9] советует в целях предупреждения стабилизации скорости бега включать в программу спортивной подготовки детей и подростков не стандартные упражнения, а выполнение их в изменяющихся ситуациях и формах, где неоценимую помощь могут оказать подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам. Анализ полученных экспериментальным путем данных позволил В. Н. Власову [10] утверждать, что основными методами воспитания быстроты и скорости бега у детей 8-11 лет являются игровой и соревновательный методы, в соответствии с которыми выполняются упражнения скоростного, скоростно-силового и общефизического характера. Из специально подобранных средств рекомендуются эстафеты, подвижные игры и упражнения, воспитывающие способность к быстрым и частым движениям, разнообразные прыжки.

Интересный взгляд на рассматриваемую проблему высказывает Ю. Г. Травин [11], который считает, что одним из условий воспитания специальной подготовки бегунов на начальных этапах являются подвижные и спортивные игры, которым необходимо отводится много времени в структуре тренировочных занятий. В свою очередь, В. А. Булкин [12] при исследовании развития силы и быстроты у подростков пришел к выводу о том, что необходима система комплексного использования подвижных игр для повышения скорости бега, что является достаточно эффективным методическим приемом и отвечает требованиям наиболее рациональной методики физического воспитания.

Необходимо отметить работы В. Н. Неробеева [13], в которых представлены специфические подходы к использованию подвижных игр в физическом воспитании школьников. Их эффективность он оценивал по ряду показателей:

— отношение участников к массовой игровой деятельности;

— повышение общей работоспособности;

— организация поведения занимающихся при выработке умения подчиняться коллективным требованиям;

— расширение и укрепление товарищеских взаимоотношений;

— побуждение к проявлению взаимопомощи;

По мнению автора, основополагающими требованиями игровых форм являются:

— массовый охват занимающихся;

— высокий воспитательный и организующий эффект;

— относительная простота в организации проведения;

— широкая доступность, основанная на упрощенных правилах игры.

Следует обратить внимание на то, что эффективность использования подвижных игр и игровых упражнений в подготовке будущих спринтеров подтверждена в ряде экспериментальных исследований. В частности, В. М. Корецкий [14] проверил и обобщил собранный им материал по развитию быстроты движений и особенностям тренировки для 10-12- и 14-16-летних легкоатлетов. Анализ показал, что наибольшие сдвиги в развитии быстроты движений произошли у мальчиков 10-12 лет вследствие применения игр и упражнений в игровой форме. Для развития быстроты у юных бегунов, которые планируют в будущем заняться спринтерским бегом, он рекомендует в качестве основных средств использовать игры с прямолинейным бегом, игры-упражнения на скорость и встречные эстафеты.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Особый интерес представляет работа группы авторов [15], в которой по результатам исследования средств и методов начальной спортивной подготовки на двигательную деятельность юных легкоатлетов доказана целесообразность скоростно-силовых упражнений, выполняемых в форме игр, игровых упражнений и эстафет. Авторы отмечают, что только в этом случае юные спортсмены способны значительно легче переносить тренировочную нагрузку. В результате обобщения передового практического опыта и собственных исследований они выделили десять вариантов различных режимов двигательной деятельности в период первых двух лет занятий спортом. Наибольшие сдвиги в беге на 60 метров произошли у юных спортсменов, при подготовке которых в соотношении предъявляемых нагрузок преобладали:

— от 25% до 50% — обучение видам легкой атлетики (1 и 3 группы);

— 37,5% — игры и игровые упражнения (2 группа);

— 75% — подвижные и спортивные игры скоростно-силовой направленности и воспитания выносливости (4 и 5 группы).

Следует подчеркнуть, что по большинству исследуемых параметров выделялись юные спортсмены, в тренировочной программе которых преобладали скоростно-силовые упражнения в форме игр, игровых упражнений и эстафет, при этом значительно худшими были показатели у подростков, занимающихся хоккеем и футболом. По-видимому, в их вариантах тренировочных занятий недостаточно применялись легкоатлетические, скоростно-силовые упражнения и игры, направленные на воспитание физических качеств. Предполагается, что наиболее эффективными направлениями в методике начальных занятий спортом являются использование игр со скоростносиловой направленностью и разнообразных комплексов упражнений в группах легкой атлетики, а также применение большого количества прыжковых упражнений.

Таким образом, полученные авторами результаты дают возможность утверждать, что без широкого использования подвижных игр со скоростно-силовой направленностью невозможно добиться требуемого эффекта в развитии основных физических качеств у детей на начальном этапе спортивной подготовки, где на первый план должны выдвигаться задачи разносторонней физической подготовки с одновременным развитием физических качеств путем специально подобранных комплексов упражнений и игр с учетом будущей спортивной специализации занимающихся. Тем самым подтверждается необходимость единства общей и специальной физической подготовки на занятиях со спортсменами юного возраста.

Анализ литературных источников показал, что наиболее благоприятным для развития скорости бега и быстроты движений является возраст 9-11 лет. Необходимо совершенствовать всестороннюю физическую подготовленность к повышению скорости бега не только начинающих легкоатлетов, но и спортсменов других видов спорта. Многие исследователи рекомендуют использовать подвижные игры и игровые упражнения для развития основных физических качеств не только на тренировочных занятиях, но и на уроках физической культуры. Большинство авторов считает подвижные игры одним из основных средств физического воспитания школьников и полагает, что для их использования необходим правильный отбор, который облегчит группировку подвижных игр по направленности, соответствующему объему и интенсивности.

Следует помнить, что развитие быстроты осуществляется в течение всех лет подготовки спортсменов во всех видах спорта. Однако в детском и подростковом возрасте создаются более благоприятные предпосылки для этого. С возрастом комплексные и целенаправленные проявления быстроты претерпевают существенные изменения, которые целесообразно учитывать уже в процессе тренировки юных спортсменов.

В результате проведенного анализа специальной литературы выяснено, что основными средствами спортивной подготовки во всех видах спорта являются физические упражнения, прямо или косвенно влияющие на совершенствование мастерства спортсменов, которые формируются с учетом особенностей конкретного вида спорта. Тем самым установлено, что целесообразность применяемых упражнений определяется, прежде всего, пользой, которую они могут принести для повышения и развития основных двигательных качеств и функциональной подготовленности сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и нервной систем на всех этапах

ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ

роста спортивного мастерства. Целенаправленное использование подвижных и спортивных игр по упрощенным правилам, разнообразных эстафет особенно необходимо на начальном этапе занятий спортом. В пользу отмеченного факта говорит то обстоятельство, что спортивная тренировка юных спортсменов, в отличие от тренировки взрослых, имеет ряд методических и организационных особенностей, основные из которых состоят в том, что тренировочные занятия с юными спортсменами не должны быть ориентированы на достижение в первые годы высокого спортивного результата, а должны соответствовать физическим и функциональным возможностям растущего организма, всесторонне развивать физические качества. Это в конечном итоге будет способствовать созданию мощного фундамента общефизической подготовленности, без которого невозможен рост спортивного мастерства в будущем.

1. Гужаловский, А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития / А. А. Гужаловский // Теория и практика физической культуры. — 1977. — № 7. — С. 37-39.

2. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. -Народная асвета. — 1978. — 88 с.

3. Трави, Ю. Г. О развитии двигательных качеств у школьников / Ю. Г. Трави // Физическая культура в школе. — 1981. — № 4. — С. 9-15.

4. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.

5. Яковлев В. Г. Игры для детей / В. Г. Яковлев. — М. : Физкультура и спорт, 1977. — 157 с.

6. Жуков, М. Н. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов / М. Н. Жуков. — М. : изд. центр «Академия», 2002. — 160 с.

7. Яковлев, В. Г. Подвижные игры в I-IV классах / В. Г. Яковлев. — Минск : Народная асвета, 1970. — 53 с.

8. Жекас, Б. П. Экспериментальное исследование некоторых вопросов развития быстроты и скоростной выносливости у юношей-спринтеров : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / Б. П. Жекас ; Тартуский ун-т. — Тарту, 1969. — 33 с.

9. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания) / В. М. Зациорский. — М. : Физкультура и спорт, 1960. — 200 с.

10. Власов, В. Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего школьного возраста : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Власов ; ВНИИФК. — М., 1971. — 21 с.

11. Травин, Ю. Г. Исследование закономерностей возрастных изменений выносливости и построение многолетней тренировки юных бегунов на средние дистанции : дис. . докт. пед. наук : 13.00.04 / Ю. Г. Травин. — М., 1975. — 388 л.

12. Булкин, В. А. Развитие силы и быстроты у подростков средствами и методами физического воспитания : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / В. А. Булкин ; ВНИИФК. — М., 1968. — 18 с.

13. Неробеев, В. Н. Исследование эффективности игровых форм массовой работы в физическом воспитании школьников 1-8-х классов : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / В. Н. Неробеев ; Институт физической культуры имени П. Ф. Лезгова. — Л., 1974. — 15 с.

14. Корецкий, В. М. Возрастные изменения быстроты движений у школьников и влияние тренировки в легкоатлетических упражнениях на ее развитие : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.04 / В. М. Корецкий ; ВНИИФК. — М., 1961. — 16 с.

15. Алабин, В. Г. Многолетняя тренировка юных спортсменов / В. Г. Алабин, А. В. Алабин, В. П. Бизин. — Харьков : Основа, 1993. — 243 с.

The article deals with the main views of scientists and teachers on the problems of young sportsmen training.

The priority of active and sports games, different cross-country relays at the initial periods of training in numerous kinds of sport is shown in the article.

https://kukuriku.ru/razvitie/fizicheskoe/sport-i-rebenok/sportivnye-igry/
https://cyberleninka.ru/article/n/podvizhnye-igry-v-sisteme-podgotovki-sportsmenov