Содержание

Разновидности стартов в плавании

Техника стартов

В спортивном плавании старт имеет важное значение. Вовремя взятый и отлично выполненный старт позволяет спортсмену начать соревнование с оптимальной скоростью плавания и (при прочих равных условиях с другими спортсменами) показать наилучший результат.

Плавание. Техника стартов При плавании кролем на груди, брассом, дельфином и на боку старт выполняется прыжком с тумбочки, при плавании на спине – из воды, толчком от стенки бассейна. Старт с тумбочки выполняется в таком порядке: по первой предварительной команде (свистку или команде “Занять места!”) спортсмен становится на тумбочку, по второй предварительной команде (свистку или команде “На старт!”) принимает неподвижное исходное положение для старта и по исполнительной команде (выстрелу или команде “Марш!”) выполняет старт с тумбочки. При старте из воды по первой предварительной команде (свистку или команде “Войти в воду!”) спортсмен произвольно спрыгивает в воду, по второй предварительной команде (свистку или команде “На старт!”) принимает исходное положение, а по исполнительной команде выполняет старт из воды.

Технику старта с тумбочки и из воды можно условно разделить на следующие элементы: исходное положение, подготовительные движения, толчок, полет в воздухе, вход в воду и скольжение, начало плавательных движений и выход на поверхность.

Старт с тумбочки (рис. 25). Исходное положение пловца на старте должно обеспечить быстрый и эффективный прыжок после исполнительной команды. Это во многом зависит от индивидуальных анатомо-физиологических особенностей спортсмена и его физических возможностей: В связи с этим исходное положение пловца на старте имеет много вариантов, которые в основном определяются положением отдельных частей тела (туловища, ног, рук). В наиболее рациональных вариантах исходного положения пловца на старте стопы располагаются параллельно друг другу на расстоянии 15-25 см, при этом пальцы ног захватывают передний край тумбочки. Угол сгибания ног в коленных суставах составляет 120-160°. Наклон туловища определяется углом между передними поверхностями бедер и туловищем (20- 60°). Руки отводятся назад -вверх и немного в стороны, лицо обращено вниз так, что продольная ось головы приближается к горизонтали. Центр тяжести тела располагается над передним краем тумбочки, что позволяет спортсмену по сигналу судьи-стартера быстро вывести его за границу площади опоры вперед и выполнить прыжок.

Подготовительные движения выполняются руками, туловищем и ногами после исполнительной команды. Пловец подает туловище и ноги вперед и одновременно делает замах руками назад- вверх. Далее туловище продолжает движение вперед, руки выполняют маховые движения вниз -вперед, ноги сгибаются в коленных суставах до угла 90°, пловец выполняет вдох и поднимается на носки. В момент, когда руки проходят мимо коленей, начинается толчок.

Толчок , т. е. ускоренное и последовательное разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, является важнейшим элементом техники старта. Он заканчивается энергичным выпрямлением тела и отрывом ног от опоры.

Полет в воздухе. Скорость полета тела- в воздухе и его длина обусловливаются силой и направлением толчка, а также совпадением движения рук вперед с разгибанием ног в суставах. Угол вылета тела (угол между продольной осью тела и горизонталью) колеблется в пределах 15-25°. Во время полета тело пловца находится в выпрямленном положении: ноги прямые, носки оттянуты, руки вытянуты вперед, голова между рук, ладони обращены вниз и соединены. Траектория перемещения центра тяжести тела в полете представляет собой выпуклую пологую дугу: в начале полета спортсмен находится в положении головой вверх, а затем постепенно переходит в положение головой вниз. Длина полета, как правило, не превышает 4 м. Во время полета дыхание задерживается.

Вход в воду и скольжение. Тело входит в воду в выпрямленном положении под углом 20-30°. Такой угол обеспечивает наименьшую глубину погружения (40-60 см) пловца в воду, наибольшую скорость и длину скольжения. Скольжение представляет вогнутую пологую дугу, в которой тело вначале движется вперед и немного вниз, затем горизонтально, а далее, при всплывании, вперед и немного вверх.

Начало плавательных движений и выход на поверхность. Начинать первые плавательные движения надо в тот момент, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Кроме того, при начале плавательных движений тело пловца должно находиться близко к поверхности воды.

Начало плавательных движений в каждом способе обусловлено правилами соревнований и практикой спортивного плавания. В кроле на груди движения начинают ноги, а затем, когда тело приблизится к поверхности воды, одна рука производит рабочее движение. При плавании брассом движения начинаются руками. Первый гребок разрешается выполнять до бедер; в этот момент тело находится под водой. Второй гребок (обычный) выполняется на поверхности воды. Во время этого гребка пловец делает вдох. В дельфине движение начинают ноги. Когда тело приблизится к поверхности воды, первое рабочее движение выполняют руки, после чего осуществляется вдох. При плавании на боку тело приближается к поверхности воды за счет скольжения после старта. Первое движение начинает “верхняя” рука, которая обеспечивает телу поворот в положение “на боку” и приводит его в исходное положение для выполнения плавательных движений.

Плавание. Техника стартов Старт из воды (рис. 26). По первой предварительной команде судьи-стартера пловец входит в воду, подплывает к месту старта, поворачивается лицом к стенке бассейна и берется руками за специальные поручни хватом сверху.

Исходное положение спортсмен занимает по второй предварительной команде. Для этого он устанавливает стопы на стенку бассейна параллельно друг другу на ширине плеч и так, чтобы пальцы не выходили на поверхность воды (разрешается устанавливать одну стопу немного ниже). Ноги сильно

сгибаются в коленных и тазобедренных суставах, при этом туловище почти прижато к бедрам. Руки прямые и расположены параллельно, а голова наклонена несколько вперед.

Толчок. При старте из воды все подготовительные движения руками совпадают по времени с толчком ногами. После исполнительной команды пловец сразу отталкивается руками от поручней, выполняет ими маховые движения вверх- назад и в стороны, запрокидывает голову назад и делает вдох. Одновременно с этим ноги, активно разгибаясь во всех суставах, выполняют сильный толчок. В момент завершения толчка руки вытянуты над головой и соединены, голова откинута назад и находится между руками, ноги выпрямляются и соединяются.

Полет пловца м ожно считать условным, ибо стопы и нижняя часть голеней во время этой фазы не выходят из воды. Оптимальный угол вылета пловца составляет 15-20°. В полете, проходящем по полого-выпуклой траектории, тело находится в вытянутом и немного прогнутом положении, голова слегка запрокинута. Средняя длина полета, считая ее окончание в момент касания воды кистями рук, как правило, не превышает 3 м.

Вход в воду и скольжение. После полета вход в воду начинается с погружения ног. Почти одновременно с ногами воды касаются руки, а затем туловище. Как только руки погрузятся в воду, голова опускается на грудь, тело выпрямляется, а иногда даже слегка сгибается в пояснице. Скольжение происходит на глубине 40-60 см по траектории, напоминающей полого-вогнутую кривую.

Начало плавательных движений и выход на поверхность. Так же как при старте с тумбочки, начинать плавательные движения нужно тогда, когда скорость скольжения будет равна или немного выше скорости продвижения пловца на дистанции. Первые движения выполняют ноги, затем производится гребок одной рукой так, чтобы к моменту его окончания тело оказалось у поверхности воды. Это позволит свободно пронести руку по воздуху, а другой руке выполнить гребок.

Техника стартов в спортивном плавании

Содержание

Техника стартов в спортивном плавании [ править | править код ]

В спортивном плавании старты выполняют с тумбочки и из воды (при плавании на спине). По команде стартера «приготовиться» или «занять свои места» пловцы становятся на тумбочку или входят в воду (при плавании на спине).

Так же, как и при поворотах, при стартах для улучшения анализа движений их условно делят на фазы (части):

  • 1-я фаза — исходное положение;
  • 2-я фаза — толчок;
  • 3-я фаза — полет;
  • 4-я фаза — вход в воду;
  • 5-я фаза скольжение;
  • 6-я фаза — первые плавательные движения под водой;
  • 7-я фаза — выход на поверхность воды.

Старт с тумбочки [ править | править код ]

Современные варианты старта сформировались в результате многолетнего развития техники движений, изменения условий проведения соревнований, повышения скорости плавания.

Развитие техники стартового прыжка происходит за счет уменьшения продолжительности и оптимизации всех его фаз. В настоящее время чаще других используются следующие разновидности старта.

Старт с махом вперед [ править | править код ]

Из исходного положения туловище наклонено вперед до горизонтального положения, стопы на ширине 0,1 —0,15 м, ноги согнуты в коленных суставах до угла 150—170°, руки отведены назад. По сигналу стартера пловец быстро приседает (рис. 4.9, а). После того, как ноги будут согнуты в коленных суставах до 90°, начинается отталкивание (рис. 4.9, б). В начале приседания пловец делает замах руками кверху. Отталкивание выполняется за счет энергичного разгибания ног в суставах и маха руками по направлению вниз-вперед-вверх (рис. 4.9, в). Толчок выполняяется вверх-вперед. При слишком большом увеличении угла выталкивания уменьшается поступательная скорость полета тела, а результат старта ухудшается. Значительное уменьшение угла выталкивания сокращает дальность полета, что приводит к раннему входу в воду и ухудшает результат.

В полете тело вытянуто, напряжено, руки вытянуты вперед, голова между ними, ноги вытянуты, голова между руками (рис. 4.9, г). Сгибание тела в тазобедренных суставах в момент входа в воду приводит к снижению поступательной скорости на 10—12 %. Глубина скольжения 40—60 см. При входе в воду тело пловца вытянуто и напряжено (рис. 4.9, д). Поднимание головы кверху в момент скольжения приведет к уменьшению поступательной скорости (вследствие увеличения лобового сопротивления) на 23 %, а опускание головы — на 8 %.

Старт с захватом края тумбочки [ править | править код ]

В исходном положении ноги находятся на ширине 10—15 см, пальцы стоп захватывают край тумбочки. По команде «На старт» или первому свистку судьи пловец сгибает ноги в коленных суставах и наклоняет туловище вперед, захватив руками край тумбочки. Хват руками тумбочки может быть шире или уже положения стоп или обе руки располагаются сбоку от стоп. По сигналу стартера «Марш» или зуммера пловец сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах и энергично отталкивается руками от края тумбочки, выводя тело вперед. Затем руки движутся по направлению вперед-вверх, ноги и тело одновременно выпрямляются в том же направлении. Для выполнения этого варианта старта необходима специально оборудованная тумбочка.

Старт волной из легкоатлетической стойки [ править | править код ]

Пловец принимает исходное положение, как при легкоатлетическом старте. По сигналу стартера отталкивается от тумбочки, смещая тело вперед. Движение тела вперед продолжается и в конце толчка ногами, руки приближаются к туловищу. С окончанием толчка ногами руки разгибаются в локтевых суставах и касаются туловища. В верхней части траектории полета ноги сгибаются в тазобедренных суставах, прямые руки начинают движение вперед, туловище занимает горизонтальное положение. Во второй части полета тело продолжает сгибание, а руки выводятся вперед в плоскость туловища. Перед погружением в воду туловище и руки располагаются под углом 50—55° к поверхности воды. При входе в воду начинается разгибание ног в тазобедренных суставах, при этом угол входа тела в воду уменьшается. По мере погружения За счет прогибания поясничного отдела позвоночника туловище старается занять горизонтальное положение, а ноги удерживаются от падения вниз.

После скольжения плавательные движения под водой, различные для разных способов плавания, выполняются в зависимости от того, как они регламентированы правилами соревнований.

Плавательные движения во всех способах плавания, кроме брасса, разрешается выполнять только до отметки 15 м от стартовой стенки бассейна. В кроле на груди они делаются ногами или кролем, или дельфином и по мере приближения тела к поверхности воды выполняются движения руками — вначале одной, а затем другой. При плавании на спине первые движения под водой выполняются ногами и туловищем способом дельфин. Голова пловца должна показаться на поверхности воды не далее этой отметки и затем начинаются гребковые движения руками. Первые плавательные движения дельфином те же, что и на спине, только при этом пловцы могут находиться на груди или на боку, не поворачиваясь спиной вниз. В четвертой фазе старта при плавании брассом спортсмен может сделать под водой первый цикл движений с гребком рук до бедер, но после начала второго цикла, когда кисти рук во время гребка займут наиболее широкое положение, голова должна показаться на поверхности воды.

Старт из воды [ править | править код ]

Согласно правилам соревнований, по предварительной стартовой команде «Участникам занять места» или со звуковым сигналом, подаваемым свистком, пловцы прыгают в воду и занимают исходной положение у стартового поручня лицом к тумбочке. По команде «На старт!» или второму свистку они берутся руками за поручни, упираясь стопами о стенку (рис. 4.10, а).

В настоящее время для принятия стартовой позы используются: широкая и узкая постановка ног на стенку; широкий и узкий хват руками стартовых поручней. Наиболее перспективным является вариант старта, при котором уменьшается сопротивление воды за счет увеличения времени полета, высокого выхода тела из воды, с прогнутым положением туловища и входом в воду под большим углом.

Для того чтобы в исходном положении перед толчком тело находилось в более высоком положении, руки сгибаются в локтях. По команде «Марш!» (сирене) пловец отталкивается от стенки бассейна ногами, а затем отпускает руки. Разгибание ног при согнутых руках, держащих поручни, позволяет еще более сместить тело вверх и затем из более высокой позиции произвести отталкивание. После этого руки освобождаются от поручня и маховым движением, разогнутые в локтях перемещаются вверх в стороны за голову (рис. 4.10, б, в).

Одновременно с выпрямлением ног руки заканчивают движение в положении за головой, тело прогнуто в грудной и поясничной частях. В воду входят вначале кисти, затем плечи и потом таз пловца (рис. 4.10, г, д). При старте на спине не всем спортсменам удается сделать отталкивание, при котором все тело находилось бы в полете. У большинства пловцов во время полета стопы ног остаются в воде. При входе рук и туловища в воду стопы выходят из воды, а затем вслед за бедрами они входят в воду в то место, куда вошло туловище и бедра пловца. Показателем хорошего старта является высокая начальная скорость скольжения, а также отсутствие или малое количество брызг.

Плавательные движения после скольжения начинают ноги. Они выполняют энергичные, но менее размашистые, чем при обычном плавании дельфином, движения (рис. 4.10, е, ж). Это вызвано тем, что в положении на спине при движении ног дельфином создается более высокая движущая сила, чем при движении ног кролем.

Изучение стартов с тумбочки [ править | править код ]

Изучение стартов с тумбочек на начальных этапах вызывает некоторые трудности. Прежде чем приступить к освоению стартов с тумбочки, необходимо освоить учебные прыжки в воду (соскоки, спады, учебные полуобороты), а также имитационные упражнения на суше.

Упражнения. 1. ИП стоя на краю бортика бассейна лицом к воде (передняя стойка). Делают движение одной ногой вперед с одновременным смещением вперед туловища. Голова при этом не должна наклоняться лицом вниз, взгляд должен быть устремлен вперед. При соскОке толчок ногой не делается, а нога в конце движения тела вперед приставляется к той, которая находится впереди. Это упражнение делается с разной высоты.

2. ИП стоя на краю бортика спиной к воде, пятки и половина стопы свисают над водой (задняя стойка). Как и в предыдущем упражнении, делается шаг одной ногой назад с движением туловища. Затем, после окончания шагового движения, приставляется опорная нога без толчкового усилия о бортик. Занимающийся входит ногами в воду, голова лицом вперед. Соскок из задней стойки так же, как и в первом упражнении, выполняется с постепенным увеличением высоты.

Изучение старта прыжком с тумбочки начинается после того, как занимающиеся научатся плавать, а обучение старту из воды — после овладения скольжением на спине. Изучению техники старта предшествует выполнение ряда подводящих упражнений, которые способствуют лучшему овладению его техникой, а также учебных прыжков в воду: кувырков, соскоков, спадов, учебных полуоборотов.

Обучение старту прыжком с тумбочки начинается с объяснения и показа техники. После этого выполняются соответствующие упражнения на суше, а затем старт разучивают на занятиях в воде.

Вам будет интересно  Тренер по синхронному плаванию для начинающих

К упражнениям на суше относится изучение: а) исходного положения; б) толчка с махом рук; в) положения в воздухе. На занятиях в воде техника старта изучается с помощью описанных ниже упражнений.

Рассмотрим упражнения для изучения и освоения техники старта прыжком с тумбочки.

Упражнение № 1. ИП стоя на краю бортика бассейна лицом к воде (передняя стойка). Делают движение одной ногой вперед с одновременным смещением вперед туловища. Голова при этом не должна наклоняться лицом вниз, взгляд должен быть устремлен вперед. Толчок ногой не делается, а нога в конце движения тела вперед приставляется к той, которая находится впереди. Это упражнение делается с разной высоты.

Упражнение № 2. ИП стоя на краю бортика бассейна лицом к воде (передняя стойка). Делают толчок вперед двумя ногами с одновременным смещением вперед туловища. Голова при этом не должна наклоняться лицом вниз, взгляд должен быть устремлен вперед. Затем соскоки выполняются с разным положением рук, в различных положениях (группировке, согнувшись).

Упражнение № 3. ИП стоя на краю бортика спиной к воде, пятки и половина стопы свисают над водой (задняя стойка). Как и в предыдущем упражнении, делается шаг одной ногой назад с движением туловища. Затем, после окончания шагового движения, приставляется опорная нога. Занимающийся входит ногами в воду, голова лицом вперед. Соскок из задней стойки так же, как и в первом упражнении, выполняется с постепенным увеличением высоты.

Упражнение № 4. ИП стоя на краю бортика спиной к воде (задняя стойка). Делают толчок вперед двумя ногами с одновременным смещением вперед туловища. Голова при этом не должна наклоняться лицом вниз, взгляд должен быть устремлен вперед. Затем соскоки выполняются с разным положением рук, в различных положениях (группировке, согнувшись).

Упражнение № 4. Сесть на борт, поставив ноги на край пенного корытца. Принять положение в группировке, не раскрываясь, упасть в воду (выполнить кувырок).

Упражнение № 5. Сесть на борт, поставив ноги на край пенного корытца. Поднять руки вверх ладонями вперед, голову опустить вперед. Не изменяя положения рук и головы, наклониться вперед, приближаясь грудью к бедрам (рис. 6.19, а). После этого, теряя равновесие, опуститься в воду руками вперед, разгибая ноги, оттолкнуться от борта. При входе в воду выпрямиться и в этом положении скользить в воде до всплытия на поверхность.

Упражнение № 6. Встать на борт, пальцами ног обхватить его край. Поднять руки вверх ладонями вперед, прижать подбородок к груди. Не изменяя положения рук и головы, выполнить полуприсед и наклониться вперед, касаясь грудыо бедер (рис. 6.19, б). После этого, теряя равновесие, упасть в воду руками вперед, оттолкнувшись от борта разгибанием ног. При входе в воду выпрямиться и скользить в воде до всплытия на поверхность.

Упражнение № 7. Встать на борт, пальцами ног обхватить его край. Поднять руки вверх ладонями вперед. Не изменяя положения рук и головы, наклониться вперед, согнувшись в тазобедренных суставах до прямого угла. Затем, теряя равновесие, не сгибая при этом ног, упасть в воду руками вперед, оттолкнувшись от борта стопами. При входе в воду выпрямиться и скользить в воде до всплывания на поверхность.

То же выполнить со стартовой тумбочки.

Упражнение № 8. Встать на борт, пальцами ног обхватить его край. Наклониться вперед, полностью согнувшись в тазобедренных суставах, до касания руками стоп. Голову прижать подбородком к груди (рис. 6.19, в). Не изменяя принятого положения, теряя равновесие, подать тело вперед за счет разгибания и маха рук вперед—вверх, выпрямиться и, слегка оттолкнувшись стопами от борта, войти в воду руками вперед. Скользить в воде до полного всплывания на поверхность. То же выполнить со стартовой тумбочки.

Упражнение № 9. Принять исходное положение для старта на борту бассейна. Не изменяя принятого положения, подать тело вперед до потери равновесия. В этот момент, энергично разгибаясь в тазобедренных суставах, сделать мах руками вверх—вперед или через стороны—вперед, сильно оттолкнуться ногами, выпрямить тело, соединить руки за головой и войти в воду. Скользить до полной остановки. То же выполнить со стартовой тумбочки.

Упражнение № 10. Выполнение старта с тумбочки без команды и по команде.

Изучение стартов из воды [ править | править код ]

Основную сложность при изучении этого старта представляет фаза выхода туловища из воды в прогнутом положении, т.е. с высоким движением поясничной части над водой. Для этого занимающемуся необходимо освоить несколько подготовительных упражнений.

Упражнение № 1. ИП стартовая позиция в воде (рис. 6.20, а). По команде преподавателя отнять руки от поручня и одновременно сделать толчок ногами. При этом тело без фазы полета будет скользить по поверхности воды до полной остановки. Следить, чтобы руки, двигаясь через стороны вперед, заняли удобообтекаемое положение, а голова располагалась между рук (рис. 6.20, б).

Упражнение № 2. ИП стартовая позиция в воде. По команде преподавателя сделать толчок ногами и одновременно отнять руки от поручня и оставить их вдоль туловища. В конце толчка ногами прогнуться в пояснице и постараться коснуться воды вначале плечами или верхней частью спины, а затем тазом.

Упражнение № 3. ИП то же. Но выполнять движения перед отпусканием рук от поручня надо с раскачиванием вверх и вниз. При одном из движений вверх отнять руки от поручня и через мгновение закончить толчок ногами в направлении назад — вверх. Руки оставить вдоль туловища и постараться как можно больше прогнуться в пояснице, добиваясь наиболее высокого положения таза в момент окончания толчка ногами.

Упражнение с раскачиванием перед толчком является стержневым, так как оно позволяет уловить тонкие ощущения согласования отталкивания ногами и момента отпускания рук от поручня потому, что по команде «марш» спортсмен вначале должен за счет усилия рук и разгибания ног приподняться вверх, а затем, отнимая руки от поручня, отталкиваться в нужном направлении, тонко соизмеряя усилия рук и ног в направлении назад и вверх.

Упражнение № 4. Данное упражнение усложняется движением рук через стороны вперед. Из ИП стартовая позиция в воде движения выполняются с менее выраженными раскачиваниями вверх и вниз с последующим разгибанием ног и затем отниманием рук от поручня. Постепенно занимающийся переходит к выполнению полета с высоко поднятым туловищем без раскачивания.

Разновидности стартов в плавании

Старт с тумбочки в плавании. Техника

Одно из самых красивых вещей в плавании — это старт с тумбочки, особенно когда есть правильно поставленная техника.

На самом деле, все не так просто, как кажется на первый взгляд. У старта с тумбочки есть много особенностей, которые нужно учитывать.

Начнём с того, что старт с тумбочки осуществляется только при плавании кролем, брассом, дельфином и комплексом. При плавании на спине, старт осуществляется из воды, но об этом мы поговорим в другой статье.

Выполнение качественного старта и прыжка — залог отличного начала заплыва и набора большой скорости.

Правильная техника выполнение старта при плавании дельфином, кролем или брассом, также задаёт отличный темп заплыву и лучшее скольжения в воде.

Старт с тумбочки в плавании состоит из:

  1. Стойка
  2. Отталкивание
  3. Вход в воду
  4. Выход

Разберем каждую фазу по отдельности.

Старт с тумбочки в плавании Техника стойки

Первое, что вам следует запомнить — не нужно бояться. Страх заставляет нас тормозить и останавливает нас перед прыжком. Поэтому, вставая на тумбочку, о страхе нужно забыть. После прыжка — боятся можно. До и во время — категорически нет.

Стойка, при выполнении старта с тумбочки, схожа со стойкой у бегунов. Руки дерутся за край тумбочки, спина округлена, ноги либо вместе и держутся пальцами за край тумбочки, либо одна держится спереди, а вторая оставлена назад (разножка).

Центр тяжести при этом смещен вперёд, к плечам и верхней части спины. Руки крепко и уверенно охватывают тумбочку.

На наш взгляд, использование техники разножки, при старте с тумбочки, гораздо эффективнее, чем с двух ног. Основная причина в том, что такой вид старта позволяет максимально быстро и эффективно оттолкнуться от тумбочки и набрать очень хорошую скорость.

Ноги при любом виде старта находятся в тонусе. Они должны стать вашими пружинами, которые позволяют сделать прыжок.

Отталкивание

Как только вы услышали стартовый сигнал, сразу же используйте силу ваших рук и спина для протягивания себя вперёд, и одновременно мощь ваших ног для отталкивания.

При этом, руки уходят назад, к ногам, будто вы делаете гребок дельфином. После этого руки нужно вернуть вперёд, пронося их не через стороны, а вдоль тела. Ноги следует максимально выпрямить и натянуть стопы.

В конечном итоге, в момент полёта, вы должны будете вытянуться в стрелочку, как будто вы оттолкнулись от бортика.

Вместе с тем, руки не нужно забирать слишком высоко. Но толкаться вы должны максимально вперёд.

Вход в воду

Вход в воду начинается с рук. Руки находятся под углом 45 градусов по отношению с водой. Голова при этом должна быть спрятана под руки. Хотя не все могут спрятать голову под руки, поэтому можно и между рук. Но нужно учитывать тот факт, что голова не должна создавать сопротивление в момент входа в воду и нахождения под водой.

Туловище максимально напряжено, живот втянут, ноги и руки выпрямлены и напряжены, носки натянуты от себя. Вся конструкция составляет единую прямую и жесткую линию, такую же, как и в момент полёта.

После рук, в то же самое место, входит голова, потом плечи, потом туловище и ноги. Не нужно заныривать слишком глубоко, но и оказываться сразу на поверхности воды.

Перед стартом, советуем вам мысленно нарисовать эту точку, куда будете входить в воду.

Выход

Здесь все аналогично с выходом после поворотов кролем, дельфином и брассом. Задача удержать скорость при отталкивания. Не нужно слишком долго делать выход. Например при выходе кролем или дельфином, достаточно 3-4 ударов ногами и затем можно начинать работать.

Стили плавания

Рассмотрим самые распространенные виды плавания, используя которые можно плавать как в бассейне так и на открытой воде.

В рамках данной статьи говорить про такие виды водного спорта, как синхронное плавание, дайвинг и прочие способы движения в водной среде, мы не будем. Нас интересуют виды плавания только в контексте спортивного плавания в бассейне и общего укрепления здоровья через плавание.

Спортивные (олимпийские) стили плавания

1. Вольный стиль (кроль на груди)

Вольный стиль (он же кроль на груди), ещё иногда называют на английский манер фристайлом, быстрый и эффективный. Это самый скоростной стиль плавания. Но в тоже время кролем можно проплыть довольно большое расстояние без критической усталости. Именно поэтому обычно пловцы в соревнованиях на открытой воде и триатлеты используют именно этот вид плавания.

Техника плавания вольным стилем

Техника плавания вольным стилем следующая: пловец производит все движения в положении “на груди”, руки движутся параллельно телу в попеременном режиме, ноги работают как ножницы в вертикальной плоскости, лицо находится в воде во время выдоха, вдох делается под “заднюю” руку поворотом головы вбок.

С одной стороны техника плавания кролем на груди является довольно простой и интуитивно понятной. С другой стороны, чем большей скорости и эффективности вы пытаетесь добиться, тем больше появляется нюансов, и всё оказывается уже не так просто.

Существует масса схем работы ногами, различные варианты движений при гребке рукой, и даже дышать можно через разное количество гребков на одну или на две стороны. Все эти нюансы зависят от задач, стоящих перед пловцом. Для профессиональных спортсменов всегда вырабатывается индивидуальная техника.

Плюсы и минусы

  • это самый быстрый способ плавания
  • средний уровень сложности обучения
  • позволяет плавать интенсивные спринты, что хорошо для похудения
  • практически не позволяет плыть в расслабленном темпе и отдыхать
  • для достижения реальных скоростных результатов нужно освоить довольно сложную технику дыхания
  • требует высокой координации и согласованности движений

2. Кроль на спине

Плавать на спине обычно достаточно просто. Маленьких детей 3-4 лет в первую очередь учат плавать как раз именно этим способом.

Кроль на спине быстрее брасса, но медленнее, чем вольный стиль или баттерфляй.

Врачи часто рекомендуют этот вид плавания при заболеваниях спины. Такое плавание укрепляет мышцы и мягко устраняет многие проблемы со спиной и позвоночником.

Техника плавания на спине

Как очевидно из названия, данный вид плавания предполагает положение на спине. Руки совершают попеременные круговые движения вдоль туловища. А ноги работают также как и в кроле на груди, с поправкой на то, что ваше тело находится лицом вверх.

Главное правило плавания на спине — ваше тело должно быть максимально прямым. Вам нужно буквально “вытянуться в струнку”.

Не допускайте “провисания” таза (полусидячее положение). Это не только замедлит движение, но и создаст лишнюю ненужную нагрузку на позвоночник.

Плюсы и минусы

  • при наличии тренеры осваивается легче всего даже детьми 3-4 лет
  • позволяет “отдыхать” на воде
  • не высока скорость плавания
  • при интенсивном плавании часто брызги попадают в рот и нос, что сбивает дыхание
  • на открытой воде глаза слепит солнце – лучше использовать зеркальные очки

3. Брасс

Брасс – самый популярный вид плавания в мире. Фактически, большинство людей, самостоятельно обучавшихся плаванию умеют плавать только брасом.

Главное достоинство этого стиля в том, что плыть можно держа голову над водой, при этом не испытывая сложностей с дыханием и ориентацией в пространстве. Такой способ плавания в народе часто называют “лягушкой”. Однако опытные пловцы и профессионалы погружают голову в воду для лучшей эффективности движений.

Брасс самый медленный стиль плавания.

Техника плавания брасом

В брассе обе руки одновременно совершают полукруговые движения перед пловцом.

Когда руки вытягиваются вперёд, голова погружается в воду и делается выдох, одновременно совершают толчковое движение похожее на прыжок лягушки.

Когда руки совершаю гребок, голова поднимается над водой – делается вдох, а ноги в это время подтягиваются к телу для последующего толчка.

В брасе очень важны слитность и согласованность всех движений.

Плюсы и минусы

  • не требователен к общей физической подготовке у новичков
  • позволяет плыть в очень расслабленном режиме
  • используется для восстановления дыхания и пульса после интенсивного плавания
  • прост в освоении для начинающих
  • это самый медленный из спортивных видов плавания

4. Баттерфляй

Баттерфляй сильно выделяется на фоне остальных способов плавания своей необычной техникой и плавностью движений.

За этим стилем прочно закрепилась репутация очень сложного. И это на самом деле так. Ведь кроме довольно сложных и плавных движений такой стиль плавания ещё требует и огромных физических сил.

Из-за схожести движений пловца с движениями дельфинов баттерфляй часто так и называют “дельфин”.

Баттерфляй второй по скорости стиль плавания и первый по сложности. Ему действительно сложно научиться.

Но если вам удастся освоить плавание дельфином, вы начнете вызывать восхищение окружающих, потому что это самый эффектный и изящный стиль плавания.

Техника плавания баттерфляем

В дельфине гребок происходит одновременно обеими руками вдоль туловища, при этом всё тело совершает волнообразное движение похожее на движения дельфинов.

Вдох делается, когда руки оказываются сзади, а выдох, когда руки вытягиваются вперёд. При этом ноги обязательно всегда должны быть вместе.

Плюсы и минусы

  • это самый красивый и эффектный стиль плавания
  • второй по скорости после вольного стиля
  • очень большой расход энергии, что способствует сбросу лишнего веса
  • очень высокие требования к силовым возможностям пловца
  • сложная техника плавания
  • практически не подходит для длительных заплывов
  • мало подходит для новичков

5. Комплексное плавание

Комплексное плавание (сокращенно называют просто “комплекс”) не является каким-то самостоятельным стилем, это вид спортивного плавания предполагающий преодоление дистанции всеми четырьмя стилями равными отрезками. То есть, например, дистанция 200 метров комплексом означает, что пловец должен проплыть 50 метров баттерфляем, 50 – на спине, 50 – брассом и 50 – вольным стилем.

Порядок чередования стилей в комплексном плавании установлен жестко: баттерфляй – спина – брасс – вольный стиль, и не допускает другого порядка прохождения дистанции спортсменом. Комплекс является очень требовательным к физической подготовке пловца и предполагает хорошее владение всеми четырьмя стилями плавания.

Спортивные дистанции комплексного плавания:

  • 100 м. (только для 25-метрового бассейна)
  • 200 м.
  • 400 м.

Комплекс — это полностью спортивная дисциплина, и делать упор на таком виде плавания любителям совершенно не обязательно. Но в тоже время, это прекрасный способ разнообразить тренировку и хорошенько нагрузить все мышцы.

Бытовые (прикладные) виды плавания

Существует несколько более-менее распространенных стилей плавания отличных от олимпийских. В современном мире практического применения они почти не имеют, но могут быть интересны для изучения просто в целях разнообразия тренировок и общего развития.

1. Плавание на боку (овер-арм)

Это довольно древний способ плавания, корни которого происходят из Индии. Ноги движутся ножницами как в вольном стиле, а руке совершают ассиметричные движения.

Когда-то этот вид плавания был довольно популярным, в России этот вид плавания был очень широко распространён вплоть до середины 20-го века., но в настоящее время никаких соревнований по нему не проводится.

Единственное практическое применение плавания на боку находит у спасателей при спасении утопающих.

2. Треджен (траджен)

Треджен назван по фамилии автора этого стиля, привезшего такой способ плавания из Южной Африки. По сути это комбинация вольного стиля и брасса. Руки работают как в кроле на груди, а ноги как в брассе.

Не смотря на кажущуюся нелепость, это довольно эффективный и скоростной вид плавания. В 1912 году даже Олимпийские игры были выиграны пловцом из Канады, использовавшим именно стиль треджен.

С практической точки зрения треджен может использоваться для быстрого обучения взрослых людей плаванию, когда важна не олимпийская техника и красота, а простота и эффективность, например военных и спасателей.

Эти и некоторые другие устаревшие виды плавания хорошо продемонстрированы в видео-сюжете “Комсомольской правды”:

Техника стартов в плавании

В любом виде плавания старту отведена одна из основных ролей. Своевременный и выполненный по всем правилам старт помогает спортсмену набрать оптимальную начальную скорость, что в итоге может повлиять на результат всего заплыва.

Старт может исполняться со специальной тумбы, что характерно для таких стилей, как брасс, баттерфляй, кроль на груди. Старт заплыва, осуществляемый непосредственно из воды, практикуется в видах плавания на спине (кроль на спине).

Вам будет интересно  Плавание для школьников

Старт с тумбочки: техника исполнения

В этой разновидности старта выделяются следующие стадии:

1. Начальное положение. Пловцу необходимо встать на край подставки сзади и после первой команды перейти на передний край, захватив его пальцами ног. Стопы должны располагаться на ширине плеч, колени согнуты в угол 30-40 градусов. Туловище следует немного наклонить вперед, напрячь мышцы в ногах, а голову опустить вниз.

2. Натяжение и отталкивание. После сигнала о старте спортсмену следует вытянуться телом и двигаться вперед, отрываясь при этом от края тумбы. Вынос вперед производится с помощью рук.

3. Полет. Оттолкнувшись от тумбы, тело пловца начинает полет в выпрямленном положении. После того, как пиковая точка полета пройдена, тело сгибается, задние конечности немного приподнимаются, что позволяет создать плавный вход в поверхность воды.

4. Вхождение в воду. В момент вхождения в воду голова спортсмена располагается между его рук, ноги при этом выпрямляются, стопы вытягиваются.

5. Скольжение. Как только пловец погружается вглубь воды, его тело начинает скольжение до тех пор, пока скорость не снизится до установленной нормы.

6. Выход из воды. В кроле и баттерфляе движение ногами необходимо выполнять до того момента, как будет достигнут необходимый уровень скорости. Для выноса тела на водную поверхность следует выполнить два движения, напоминающих стиль плавания дельфинов, и гребок достаточной мощности.

Стоит отметить, что у легкоатлетического старта имеется одно отличие в исходной позе: одну ногу следует разместить вперед, другую немного назад, при этом туловище также отклоняется назад, а голова опускается.

Старт из воды. Последовательность выполнения

Старт производится следующим образом:

1. Начальная поза. Лицо спортсмена повернуто к бортику, руки держатся за специальное ограждение. Ноги в этот момент находятся в воде, они согнуты. Стопами пловец должен упираться в стенку бассейна. После стартового сигнала спортсмен подтягивается к ограждению с опущенной головой и согнутыми в локтевом суставе руками.

2. Отталкивание. После повторного свистка пловец совершает толчок от бортика, освобождает руки и проносит их выше головы, ноги выпрямляются.

3. Полет. Голова запрокидывается назад, спортсмен проносит руки над ней, ноги выпрямляются, а стопы натягиваются. Для отрыва от водной поверхности необходимо хорошо прогнуться в спине. Это также поспособствует повышению показателя скорости полета.

4. Вхождение в воду. Спортсмен выпрямляет и натягивает руки, располагая голову между ними. Ноги выпрямляются, стопы следует натянуть.

5. Скольжения под поверхностью воды. После вхождения спортсмен выполняет дельфинообразные движения для скольжения в водном пространстве. Доходя до поверхности, следует начинать активную работу задними конечностями. 6. Всплывание на поверхность. Выйдя из воды, пловец совершает гребок и пронос руки.

Вам будет интересно почитать:

Несмотря на то, что брасс по скорости движения находится на последнем месте среди иных видов спортивного плавания, он имеет наибольший вес в прикладном заплыве. Брасс также применяют под водой. К…

В технике плавания – кроль на груди основным источником тяговой силы является гребок руками. При этом сила тяги отличается в зависимости от уровня мастерства самого спортсмена. Фазы, входящие в цикл…

Профессионалы утверждают, что лучшие места в рейтинге и на соревнованиях занимают те пловцы, которые хорошо применяют технику старта. Часто решающими секундами становятся секунды именно после звукового сигнала начала движения. От…

Плавание. Виды и стили. Снаряжение и особенности. Плюсы

Плавание – это олимпийский вид спорта, подразумевающий преодоление водной трассы разной протяженности на скорость. Это популярнейшая спортивная дисциплина, которой занимаются не только профессионалы, но и любители. Огромное количество людей посещают бассейны, осваивая различные стили плавания, и с удовольствием отдыхают на открытых водоемах.

История развития

Плавание получило широкое распространение еще на заре цивилизации. Древние греки и римляне отлично преодолевали вплавь реки. А в Египте плаванию обучали детей, для этого уже тогда имелись тренеры. Славянские народы тоже были умелыми пловцами: они проводили соревнования в открытой воде, целью которых было поймать руками и вынести на сушу крупную рыбину.

Но в спортивную дисциплину плавание оформилось лишь в конце 19 в. Первая школа плавания начала свою работу в Париже, а спустя 50 лет — в Петербурге. Первые межнациональные состязания прошли в 1889 г. в Венгрии, и вскоре дисциплина уже вошла в состав Олимпийских игр.

В Советском Союзе первые турниры состоялись в начале 20 в. В 1922 г образовалось сообщество «Дельфин». Оно и явилось первой организацией по плаванию. С 30-х гг. 20 в. плавание в СССР развивалось очень быстро. Отечественные спортсмены получили выход на международный уровень, в 1952 г. выступали на Олимпиаде. Первой Олимпийской чемпионкой стала крымчанка Галина Прозуменщикова (Япония, 1964 г).

Сегодня на счету российской сборной по плаванию имеется множество побед, медалей и чемпионских титулов.

Виды плавания
Официальная классификация подразделяет на 4 основных вида, по которым проводятся состязания, в том числе Олимпийские:
  • Спортивное – состязания в закрытых бассейнах с протяженностью дистанции 0,5-1,5 км или в водоемах на трассе 5–25 км. Стиль плавания при этом пловец выбирает сам: кроль, брасс, баттерфляй либо на спине.

  • Синхронное – женская программа, подразумевающая выполнение танцевальных и акробатических элементов в воде под музыку. Состязания подразумевают обязательную и показательную части.

  • Водное поло — игра в воде с мячом между двумя командами, где оппоненты стараются забить в ворота друг друга как можно больше голов.

  • Прыжки в воду с трамплина (одиночные или парные), оцениваемые за уровень сложности выполнения.

Кроме того, плавание имеет еще целый ряд прикладных разновидностей, используемых в разных сферах жизни человека: геология, морской флот, службы спасения, рыболовство.

Сюда можно отнести также:
  • Оздоровительное – тренировки с целью поддержания здоровья и физической формы. Польза водных упражнений для организма очень велика: они лечат, тонизируют, восстанавливают, закаляют, способствуют снижению веса. Это важная часть физвоспитания человека с самого детства.
  • Подводное – разнообразные виды спорта, подразумевающие длительное нахождение под водой с помощью специального оборудования (дайвинг, подводная охота, подводный хоккей, борьба и др.).
  • Соревнования на открытой воде — предназначены не только для профессиональных пловцов, но и для любителей. Все желающие могут участвовать в заплывах с целью преодолеть без перерыва большое расстояние. Наиболее популярны водные старты через Ла-Манш, Босфор, а в нашей стране — через озеро Байкал. Иногда при преодолении дистанции приходится справляться с непростыми погодными условиями.
Стили

В официальных соревнованиях пловцами используется несколько основных способов (стилей) плавания.

Кроль

От английского «crawl» – «ползать». Признается самым быстрым и распространенным стилем плавания. Техника такова, что спортсмен словно скользит по воде, вытягиваясь на ее поверхности. Руками он производит равномерные широкие гребки, а ногами — движение «ножницы». Большое значение при плавании таким стилем имеют координация движений и грамотная постановка дыхания.

Кроль на спине схож с классическим. Отличие состоит лишь в том, что пловец перемещается на спине, а стартует, отталкиваясь от бассейна. Здесь необходимо контролировать очередность движений рук и ног и техникой гребков, включающих три фазы: захват, подтягивание, возврат в исходное положение.

Кроль на спине наиболее часто применяется в прикладном плавании, а также для оздоровления — при болезнях сердца и опорно-двигательного аппарата.

Брасс

От французского «brass» – «рука». Наистарейший стиль плавания. Спортсмен движется в воде посредством широких гребков, похожих на махи, при этом отталкивается ногами. Техника изменялась не единожды: поначалу голову принято было держать над водой, затем было разрешено опускать лицо в воду на выдохе. Брасс не позволяет развить большую скорость.

Баттерфляй

От английского «butterfly» — «бабочка». При движении верхнюю часть корпуса пловец приподнимает над водой, делая ногами движения, сходные с взмахом рыбьего хвоста. Этот способ под силу только профессиональным спортсменам, поскольку техника выполнения требует большой выносливости, особенно на большой дистанции.

Долгое время баттерфляй считался разновидностью брасса, и только в 50-х гг 19 в. выделился в отдельный стиль.

Комплексное плавание и эстафета

Состязания на 200- или 400-метровой дистанции разнообразными стилями носят название комплексного плавания. Этот стиль включили в программу Олимпиады в 1968 г. Но затем подобные старты были позабыты и возобновились с 1984 г.

Эстафета – общие старты сборных команд, участники которых плывут всеми способами по очереди. На Олимпийских играх представлена с 1960 г. Дистанция составляет 400 метров, стили меняются через каждые 100.

Судейство на соревнованиях
Состязания в плавании проходят под наблюдением судейской коллегии в следующем составе:
  • Главный судья — отвечает за порядок проведения заплыва.
  • Стартер – вызывает спортсменов на соревнование, проверяет правильность занятых позиций и подает сигнал к старту.
  • Хронометрист – фиксирует время преодоления дистанции каждым пловцом.
  • Судья на финише – контролирует порядок пересечения спортсменами финишной линии.
  • Судья на повороте – наблюдает за правильностью выполнения поворотов.
  • Технический судья – контролирует технику каждого стиля плавания.
Снаряжение

Экипировки у пловца немного, но все ее составляющие обязаны способствовать достижению наилучшего результата.

Самый важный элемент — плавки или купальный костюм из полиэстера, или лайкры. Они должны подбираться по размеру и обеспечивать удобство движений и свободное скольжение в воде.

Другой необходимый аксессуар — шапочка для плавания, решающая несколько задач:
  • Защита от воздействия примесей, находящихся в воде.
  • Предотвращение попадания воды в уши и налипания на лицо волос.
  • Поддержание должного санитарного состояния бассейна.

Изготавливают из латекса, силикона, текстиля, а также из комбинированных материалов.

Очки для плавания призваны уберечь глаза от попадания воды, для этого они хорошо прилегают к переносице и затылку.

Очки бывают:
  • Тренировочные.
  • Стартовые.
  • Очки-маска.

Тренировочные очки подходят для занятий в бассейне, ныряния и подводного плавания. Оправа их обычно силиконовая, хорошо прилегает и предотвращает попадание воды.

Стартовые очки обладают гидродинамическими характеристиками и необходимы на состязаниях. Оправы у них нет, а прилегание жесткое настолько, что многие пловцы тренируются в них, чтобы привыкнуть.

Очки-маска нужны для подводного плавания, созерцания флоры и фауны.

Профессиональные пловцы часто используют и дополнительное оборудование, например часы для плавания, позволяющие контролировать время преодоления дистанции, расстояние и скорость. Для тренировок используются пенопластовые доски и колобашки, а также ласты разнообразной модификации и пояса с утяжелением.

Плавание и здоровье

Ни для кого не секрет, что все виды плавания оказывает благоприятное влияние
на организм человека.

Благодаря занятиям этим видом спорта:
  • Нормализуется работа внутренних органов, сердечно-сосудистой и нервной систем.
  • Развиваются легкие.
  • Активизируется рост детей и подростков за счет вытягивания позвоночника.
  • Происходит общее закаливание организма, повышение иммунитета.
  • Улучшается кровоток.
  • Активно сжигаются калории, следовательно, уходит лишний вес.
  • Улучшается осанка.
Однако, как и любой вид физической активности, плавание имеет некоторые противопоказания:
  • Заболевания позвоночника в стадии обострения, сопровождающиеся болью.
  • Вирусные и грибковые заболевания.
  • Ожоги.
  • Инфекции.
  • Болезни легких.
  • Патологии головного мозга.
  • Эпилепсия, склонность к судорогам.
  • Третий триместр беременности.

Без плавания сложно представить жизнь человека. Это древнейшая спортивная дисциплина, выступающая средством укрепления всего организма, а также красивым о захватывающим зрелищем. Плавание не устанавливает ограничений к возрасту, полу уровню спортивной подготовки — им могут заниматься все, от мала до велика, при отсутствии немногочисленных противопоказаний.

Специальный период тренировки по плаванию
методическая разработка по физкультуре на тему

Специальный период тренировки по плаванию

Скачать:

Вложение Размер
spetsialnyy_period_trenirovki_po_plavaniyu.docx 27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Специальный период тренировки по плаванию

Основанием для перехода к специальному периоду тренировки является:

  • улучшение данных медицинского контроля и самоконтроля;
  • приобретение способности проплывать в спокойном темпе, на расслабление, без грубых ошибок в технике 800—1000 м, а в среднем темпе 300—400 м;
  • способность плавать 50 м (100 м для тренирующихся на 400 м) с контрольной скоростью;
  • способность плавать 25 м (50 м для тренирующихся на 400 м) с предельно повышенной скоростью.

Пловец, не обладающий еще этими данными, продолжает тренировку по основному периоду.

Задачи и особенности специального периода

Главной задачей специального периода тренировки является выработка у пловца способности поддерживать наивысшую равномерную скорость плавания на тренируемой дистанции и подготовка к установлению личного высшего спортивного достижения на эту дистанцию. Одновременно с этим пловец повышает свою работоспособность и совершенствует технику плавания, выносливость, скорость, силу и особенно скоростную выносливость.

Специальная тренированность пловца и его готовность к установлению наивысших достижений называется «спортивной формой».

Характерной особенностью специального периода тренировки является повышение физической нагрузки за счет главным образом качественной стороны, а именно скорости выполнения всех упражнений при одновременном снижении количественной стороны, т. е. общей длины дистанции, проплываемой за одно занятие. В связи с тем, что высокая скоростная нагрузка вызывает предельные напряжения организма, продолжительность данного периода ограничивается 2—3 неделями, пловец в это время должен соблюдать строгий режим, регулярно осуществлять самоконтроль и обязательно проверить состояние своего здоровья у врача.

Отдельные тренировочные занятия этого периода по времени сокращаются (за счет уменьшения обшей длины проплываемой за урок дистанции). Поэтому крайне важно в дополнение к ним проводить еще 15—20-минутные тренировки в дни, когда спортивные команды не занимаются по расписанию. Это позволит решить одно из важнейших условий специального периода тренировки пловца — ежедневное плавание. Если специальный период тренировки совпадает с отпуском, каникулярным временем или учебно-тренировочным сбором, то два-три раза в неделю можно заниматься дважды в день (утром и вечером), при условии, что в основном периоде организм пловца уже подготовлен к таким частым тренировкам, к занятиям не три раза в неделю, а чаще. Если же занятия в основном периоде тренировки велись не чаще трех раз в неделю, то в специальном периоде можно довести их до 4—5 занятий, но ‘Следует избегать двукратных тренировок в день, чтобы впоследствии не было чрезмерно высокой нагрузки специального периода тренировки. Обычно это бывает в таких случаях: за 15—20 дней до соревнований пловцы собираются на специальный сбор и без всякой подготовки, нарушая основной закон спортивной тренировки — постепенность, начинают двухразовые ежедневные занятия. В первые дни, когда еще пловцы не успевают переутомиться, они улучшают свои результаты. Это воодушевляет начальника сбора и инструкторов, нагрузка тренировочных занятий повышается, что и приводит в конце концов к перетренировке, в результате которой пловцы ухудшают свои достижения. Так вместо пользы сбор приносит вред.

Нельзя забывать главного: специальный период тренировки является прямым продолжением основного периода. Поэтому в специальном периоде лишь развивается то, что было достигнуто в основном. Если в основном периоде занятия проводились четыре раза в неделю, можно в специальном периоде довести их до шести; если их было в основном шесть, в специальном можно заниматься и по два раза в день; если в основном периоде пловец уж© втянулся в скоростную нагрузку, можно в специальном ее повысить и быстро довести до предела.

Пловцы, тренирующиеся в специальном периоде первый год, готовятся и сдают в конце его нормы ГТО II ступени из раздела «по выбору», а уже сдавшие эти нормы готовятся к участию в соревнованиях с целью освоения разрядных норм и установления личных рекордов.

В основном периоде тренировки у пловцов была выработана контрольная скорость лишь на ограниченном отрезке избранной дистанции, теперь пловец должен приобрести способность с такой же скоростью проплавать всю тренируемую дистанцию, т. е. иметь высокий уровень скоростной выносливости. Поэтому все упражнения специального периода подбираются для решения главной задачи: воспитания скоростной выносливости.

Одним из важнейших упражнений этого

периода является так называемая интервальная тренировка. Сущность ее заключается в том, что основная тренируемая дистанция разбивается на отрезки и пловец в каждом уроке быстро проплывает эти отрезки с небольшим отдыхом между ними, т. е. продолжает то, что уже начал осваивать в основном периоде только на части дистанции. От урока к уроку сокращаются перерывы между отрезками и увеличивается до максимального предела скорость проплывания их, причем отрезки постепенно сдваиваются, сумма их на одном уроке обычно превышает длину избранной дистанции, а контрольная скорость на отдельных отрезках ее теперь устанавливается с некоторым запасом скорости. Приведем несколько вариантов интервальной тренировки.

Вариант первый — пловец готовится проплыть 100 м кролем за 1 : 30. Контрольная скорость для него будет на 25 м — 22 секунды, на 50 м — 44 секунды. В основном периоде тренировки пловец освоил эту скорость на половине дистанции. Теперь он включает: в первый день тренировки — четыре раза по 25 м с контрольной скоростью и один раз с предельно повышенной; перерывы по 90 секунд; второй день плывет четыре раза с контрольной и два раза с предельной скоростью; перерывы сокращаются до 60 секунд; в третий день плывет пять раз (три раза с контрольной и два раза с предельной скоростью), перерывы сокращаются до 40 секунд; в четвертый день плывет четыре раза с тем же отдыхом, но уже не с контрольной, а с предельно повышенной скоростью; в пятый день плывет 50 м с контрольной скоростью и два раза по 25 м с предельной скоростью, отдых 40 секунд; в шестой день плывет 75 м с контрольной скоростью и два раза по 25 ж с предельной скоростью, отдых 30—40 секунд; в седьмой день делает прикидку на 100 м, стремясь на всей дистанции показать контрольную скорость.

Второй вариант — пловец готовится выступить в соревнованиях на 200 ж брассом и показать результат 3 : 20. В основном периоде он выработал способность проплывать 50 м с контрольной скоростью 50 секунд. Тренировка в специальном периоде строится так: в первый день — три раза по 50 м с контрольной скоростью, два раза по 25 м с предельной скоростью, отдых 90 секунд; во второй день повторяет те же упражнения, но отдых сокращает до 60 секунд; в третий день — те же упражнения, но с отдыхом 40 секунд; в четвертый день — четыре раза по 50 м с контрольной скоростью и один раз 50 м с предельной скоростью, отдых 40 секунд; в пятый день — 100 м и 50 м с контрольной скоростью, два раза по 50 ж с предельной скоростью, отдых 40 секунд; в шестой день 150 м и 50 м с контрольной скоростью, 25 м с предельной скоростью, отдых 40 секунд; в седьмой день делается попытка проплыть 200 м с контрольной скоростью за 3 : 20.

Третий вариант — пловец собирается проплыть на соревнованиях 400 м кролем за 6 : 40. В основном периоде тренировки он выработал у себя способность проплывать 100 м с контрольной скоростью 1 : 40, а его предельная скорость на 50 м — 38 секунд. Интервальную тренировку в специальном периоде он строит следующим образом: в первый день проплывает с контрольной скоростью пять раз по 50 м, с предельной скоростью два раза по 50 м, отдых до 2 минут; во второй день — с контрольной скоростью семь раз по 50 м, с предельной — два раза по 50 м, отдых сокращается на 20—30 секунд; в третий день повторяются те же упражнения, но отдых сокращается до 60—70 секунд; в четвертый день — четыре раза по 50 м с контрольной скоростью и столько же с предельной, отдых 50 секунд; в пятый день — три раза по 100 м с контрольной скоростью и три раза по 50 м с предельной скоростью, отдых 40—50 секунд; в шестой день — два раза по 200 м с контрольной скоростью, делая на последних 50 м ускорения до предельной скорости, отдых 60—80 секунд; в седьмой день — 300 м и 100 м с контрольной скоростью, 50 м с предельной, отдых 50—60 секунд; в восьмой день — 400 м с контрольной скоростью.

Таких вариантов интервальной тренировки может быть очень много. Менее тренированные пловцы могут проплывать отрезки дистанции только с контрольной скоростью, а прикидки с предельной скоростью делать после более продолжительного отдыха. Некоторые тренеры (заслуженный мастер спорта Н. Бутович и др.) считают, что интервальная тренировка, особенно при подготовке пловца к участию в соревнованиях на короткие дистанции, должна строиться на проплывании отрезков только с повышенной скоростью, а не с контрольной, установленной пловцами для основной дистанции, что можно рекомендовать для опытных и хорошо тренированных пловцов.

При проведении интервальной тренировки повышать нагрузку (увеличивать число отрезков, сдваивать отрезки, сокращать перерывы очередного тренировочного занятия) можно только в том случае, если пловец хорошо выполняет программу, его результаты и самочувствие не ухудшаются. Опытные и хорошо тренированные пловцы во время интервальной тренировки пользуются более короткими перерывами, вначале 50—60 секунд, а затем сокращают их до 15—20 секунд.

В тех случаях, когда пловец не может на данном занятии проплавать отрезки с установленной планом скоростью и с соблюдением коротких интервалов, в следующие дни программа тренировки повторяется. Например, если во второй день тренировки (из приведенного нами третьего варианта интервальной тренировки) пловец не сможет семь раз проплыть 50-метровые отрезки с контрольной скоростью и отдыхом меньше 2 минут, то следующая тренировка проводится не по программе третьего дня, а вновь по второму. Если же и вторично пловец не выполняет задания, то в следующий раз нужно снизить нагрузку за счет увеличения перерыва между отрезками (до 3 минут) и даже за счет сокращения числа отрезков и отмены плавания с предельной скоростью.

Интервальной тренировкой пользуется большинство лучших пловцов Союза ССР и всего мира. Некоторые сильнейшие пловцы для постепенного развития рекордной скорости вместо интервальной тренировки применяют другие методы. Например, в плавании на 100 м кролем в специальном периоде тренировки плавают свою основную дистанцию 100 ж кролем по два раза в день с максимальной скоростью, т. е. делая прикидки на результат, стремясь каждый раз сократить время прохождения дистанции на несколько’ десятых секунды. Иногда пловцы в специальном периоде плавают на время не основную дистанцию, а несколько увеличенную или укороченную. Например, при подготовке к соревнованиям на 100 м плавают с предельной скоростью 120, 150, 175 м.

Лучшие пловцы в плавании кролем на средние и длинные дистанции пользуются таким методом. Определив скорость 4 : 50 для контрольного результата на 400 м, так чтобы первые 100 м проплыть за 1 :.07, а следующие 100 м проплыть за 1 : 15, они вырабатывают скорость путем постепенного наращивания дистанции- переходя к плаванию на 200 м только после того, когда будут плавать 100 м за 1 : 07, к плаванию на 300 м — после освоения на 200 м скорости 2 : 21, а к плаванию на 400 м — после проплывания 300 м за 3 : 35.

В специальном периоде рекомендуется пользоваться прежде всего методом интервальной тренировки, как наиболее оправдавшим себя на практике, и брать его за основу при воспитании у пловца скорости и скоростной выносливости. Лишь в тех случаях, когда нужных результатов не достигается, можно прибегать к другим методам, комбинировать несколько методов, выискивать новые, наиболее подходящие для данного пловца.

Во время плавания с контрольной или предельной скоростью инструктор или партнер по тренировке должен следить не только за скоростью пловца, но и за его техникой, строго следя за тем, чтобы не появлялись грубые ошибки. При появлении ошибок нужно стараться сейчас же их исправить в процессе плавания в спокойном и среднем темпах различных дистанций, а также и в процессе быстрого проплывания укороченных отрезков.

Наряду с интервальной тренировкой, являющейся основой специального периода, в занятия включаются еще и другие упражнения, знакомые пловцу :по занятиям в подготовительном и основном периодах.

Другие характерные упражнения

Спокойное плавание коротких отрезков дистанции применяется теперь лишь для

разминки или в тех случаях, когда появляются ошибки в технике. Плавание одними ногами и одними руками проводится во время занятий специального периода на укороченных дистанциях и преимущественно! в среднем и быстром темпах. Старты и повороты на чистоту техники сочетаются с совершенствованием быстроты их выполнения и короткими скоростными рывками. Наряду с интервальной тренировкой они должны систематически включаться в планы занятий специального периода.

Равномерное плавание на расслабление в спокойном .темпе хорошо проводить в дополнительное время (на утренней зарядке, в часы массового купания, в выходные дни) и на более укороченные дистанции (400—600 м).

Равномерное плавание в среднем темпе регулярно включается в занятия и проводится на различные дистанции (300—400 м для готовящихся к соревнованиям на 100 ж, 600—800 м для тренирующихся на 400 м).

С целью лучшего совершенствования скоростной выносливости равномерное плавание в среднем темпе от урока к уроку чередуется с плаванием переменной скоростью на средние и длинные дистанции с короткими ускорениями в самых разнообразных вариантах. Вот несколько таких вариантов, рассчитанных на хорошо подготовленных пловцов:

— проплыть 400 м так, чтобы при проплыве каждых 100 м первые 50 м заканчивать в среднем темпе, на следующих 25 м темп ускорять, последние 25 м проплывать с контрольной скоростью;

— проплыть 800 ж, соблюдая при проплыве каждых 200 м такой порядок: первые 100 м в среднем темпе, следующие 50 ж с контрольной скоростью, очередные 50 ж в спокойном темпе на расслабление;

— проплыть 200 ж, начав первые 25 ж в среднем темпе, при проплыве следующих 25 ж постепенно «набирать» контрольную скорость, очередные 25 м проплыть с предельно повышенной скоростью, затем 100 ж проплыть в среднем темпе, а последние 25 м максимально быстро.

Во время 1 плавания переменной скоростью нужно воспитывать у пловца чувство своего темпа. С этой целью во время интервальной тренировки или при выполнении других упражнений инструктор дает указание пловцу перед стартом проплыть отдельные отрезки дистанции с заданной скоростью, а после проплыва просит его назвать скорость, с которой он только что плыл всю дистанцию. Помимо того, для лучшего воспитания не только чувства своего темпа, но и так называемого «чувства тренируемой дистанции», нужно систематически включать в занятия плавание с заданной скоростью (близкой к контрольной скорости) той дистанции, на которой пловец собирается выступать в соревнованиях. Если, скажем, пловец тренируется на 200 м брассом и ставит перед собой задачу показать результат 3 : 15 (контрольная скорость на 50 м — 48 секунд), то инструктор в зависимости от его готовности к этому результату предлагает проплыть дистанцию несколько медленнее, но обязательно с равномерной скоростью. Такое равномерное плавание всей дистанции тренировки со скоростью, близкой к контрольной, приучает пловца к одному из важнейших условий спортивного успеха, к правильной раскладке сил на дистанции.

Вместе с этим при равномерном плавании дистанции с Контрольной, заданной или предельной скоростью (как во время интервальной -тренировки, так и при выполнении других упражнений) нужно обращать внимание пловцов на соблюдение одинакового числа гребков на каждой длине бассейна (25 или 50 м). Если пловец начинает дистанцию, делая на каждые 50 м 20 гребков каждой рукой, а в дальнейшем! поддерживает скорость за счет увеличения числа гребков до 22—23, то уже это одно говорит о недостаточной скоростной выносливости, на что нужно обращать внимание при проведении последующих тренировочных занятий.

Лучшие советские мастера плавания, выступая в спортивных соревнованиях на средние и длинные дистанции, всегда сохраняют равномерность прохождения отдельных отрезков дистанции и постоянное число гребков на каждом отрезке. Например, заслуженный мастер спорта Виталий Ушаков во время установления своих рекордов СССР в плавании на 400 м кролем 4 : 44,9 (1945 г.) и 4 : 43,8 (1949 г.) первые 100 м заканчивал быстрее 1 : 06, а на последующих 300 м каждые 50 м проплывал в среднем за 36,4 — 36,5 секунды, делая точно по 17 гребков каждой рукой. С такой же точностью плавает и другой выдающийся советский пловец — заслуженный мастер спорта — Леонид Мешков. При установлении европейского рекорда на 200 м кролем 2 : 08,9 (1945 г.) первые 50 м он проплыл за 28 секунд, следующие пять отрезков по 25 м заканчивал в среднем за 16,7, делая по 8 гребков каждой рукой и лишь на последних 25 м несколько снизил темп (17,4 секунды), увеличив частоту гребков до 10.

Таким образом, уменье сохранять на отдельных отрезках дистанции постоянное число гребковых движений облегчает равномерность прохождения всей дистанции. Чтобы выработать способность сохранять постоянное количество гребковых движений, нужно при плавании в быстром темпе обращать внимание на качество каждого гребка и повышение скоростной выносливости.

Каждое занятие на воде начинается в специальный период тренировки с разминки. Разминка не должна быть утомительной, она делается с целью подготовки организма пловца к предстоящему плаванию с большей нагрузкой (к прикидке на время, интервальной тренировке, соревнованиям). Разминка во время очередной тренировки делается непосредственно перед началом основной части занятий на воде. Как и в основной период тренировки, она может включать в себя несколько стартов с рывками и спокойное

плавание на —§6 м. В дни соревнований разминка Выполняется за 15—20 минут до старта и включает в себя больше упражнений, чем во время тренировки (старт с броском на 25 м и спокойное плавание на 100—150 м или прикидка на 50 м, или спокойное плавание на 100 м, два раза по 25 м в быстром темпе и вновь спокойный проплыв 50—100 ж и т. д.). В холодную погоду разминка перед соревнованиями сокращается или заменяется гимнастическими упражнениями на суше. Некоторые пловцы, чтобы меньше волноваться перед соревнованиями, делают короткую разминку (стартовый прыжок с проплывом нескольких метров) за 1—2 минуты до старта.

Составление уточнённого графика с раскладкой сил на дистанции

Соревнования, как правило, проводятся установленные сроки, независимо от того, успели к ним подготовиться отдельные пловцы или нет. Вот почему составленный ранее график раскладки времени по отдельным отрезкам дистанции нужно перед соревнованиями уточнить и в зависимости от уровня подготовленности пловца — повысить или понизить контрольную скорость. При составлении окончательного графика прохождения дистанции полезно знать, как лучшие советские пловцы раскладывают свои силы при установлении рекордных достижений.

Заслуженный мастер спорта В. Ушаков при установлении в июне 1941 г. своего рекорда СССР на 100 м кролем проплывал каждые 25 м с такой скоростью: 12,5; 14,5; 15 и 15 секунд.

При плавании кролем более длинных дистанций (200, 400 м) первая четверть обычно заканчивается пловцом несколько быстрее, а остальные три четверти — с равномерной контрольной скоростью. Например, заслуженный мастер спорта JI. Мешков начинал свой рекордный заплыв на 200 м кролем за 28 секунд, а затем проплывал каждые 50 м почти с равномерной скоростью (32,4; 33,7; 34,4), т. е. на 4,5—6 секунд медленнее, чем первые 50 м. При плавании с рекордными результатами на 400 м JI. Мешков (4:45,4) и В. Ушаков (4:43,8) первые 100 м кончали за 1 : 6,2—1 : 5,8, а следующие в среднем за 1 : 13, т. е. на 7 секунд медленнее. Пловцы менее тренированные должны в первую четверть дистанций 200—400 ж плыть без резкого увеличения скорости, для того чтобы сохранить равномерную скорость до финиша.

Содержание занятий и дозировка упражнений

Таким образом, содержание занятий е специальном периоде тренировки включает: _ интервальную тренировку и прикидки на время для выработки скорости и скоростной выносливости;

  • старты и повороты с последующими рывками на 10— 15 м для выработки предельной скорости;
  • равномерное плавание в спокойном и среднем темпах на расслабление и поддержание выносливости;
  • плавание попеременной скоростью и с ускорениями на совершенствование скоростной выносливости;
  • плавание с заданной скоростью основной дистанции с целью воспитания «чувства своего темпа» и «чувства дистанции»;
  • плавание одними ногами и одними руками коротких и средних дистанций для совершенствования техники и расслабленности движений.

Комбинацией всех этих упражнений могут пользоваться лишь хорошо подготовленные пловцы, тренирующиеся в сборных командах Части, в спортивных секциях домов офицера. Молодые начинающие пловцы должны ограничивать для себя выбор упражнений, примерный перечень которых приводится для них в приложении 4.

Общая длина дистанции, проплываемой за одно занятие, сокращается в специальный период до 700—800 м для тренирующихся к соревнованиям на короткие дистанции, до 1000—1200 м для тренирующихся на средние дистанции и до 1600—1800 м для тренирующихся на длинные дистанции.

Если специальный период тренировки длится примерно три недели, то на протяжении первых двух недель качественную нагрузку занятий можно постепенно увеличивать, а на протяжении последней недели -— снижать. Опыт показывает, что частые прикидки на время на протяжении последней недели перед соревнованиями только ухудшают, а не улучшают результаты. Вот почему полную программу интервальной тренировки нужно стремиться закончить за 6—7 дней до соревнований, а в последние дни лишь поддерживать достигнутые результаты путем нескольких прикидок на время, равномерного плавания средних дистанций, стартов и поворотов с короткими бросками и плавания тренируемой дистанции с заданной скоростью.

Содержание специальной тренировки для пловцов, впервые занимающихся в этот период, строится с таким расчетом, чтобы за 8—9 занятий (18—20 дней по 4 занятия в неделю) подготовиться и сдать нормы по выбору из комплекса ГТО II ступени — (группа упражнений на скорость) и 400 м (группа упражнений на выносливость). При составлении плана занятий для такой команды пловцов можно ориентировочно пользоваться приведенной в конце книги таблицей (приложение 4).

Более подготовленные пловцы строят специальную тренировку в зависимости от того, к какой дистанции они готовятся. Ниже приводим примерное построение занятий второй недели специального периода тренировки для пловцов, готовящихся к соревнованиям на 100 и 400 м кролем (перечисляются только упражнения в воде. Подготовительная часть каждого занятия, как обычно, начинается разбором плана, анализом ошибок и гимнастическими упражнениями).

Содержание специальной тренировки (вторая неделя) к плаванию на 100 м кролем за 1 м. 15 с.

Понедельник. Разминка. Проплыть 100 м с заданной скоростью 1 : 19. Равномерное плавание в среднем темпе 400 м. Отдых 5 минут. Интервальная тренировка 4 раза по 25 м с повышенной скоростью по 17,5 секунды. Отдых 60 секунд. Плавание одними ногами 200 м, последние 50 м быстро. Плавание брассом на 100 м.

Вторник. Плавание в дополнительное время 600 м в среднем темпе, равномерно, с ускорением на последних 50 м.

Сред а. Разминка. Плавание на 400 м с переменной скоростью. Отдых 10 минут. Интервальная тренировка 50 ж с контрольной скоростью (за 37 секунд) и два раза по 25 м с предельной скоростью (по 17—17,5 секунды). Отдых 10 минут. Стартовый прыжок с рывком до 15 м, затем 10 м (до поворота) спокойное плавание, поворот с рывком на 8—10 раз, отдых 2 минуты, повторить три раза. Плавание одними ногами 200 м в среднем темпе. Прыжки в воду 10 минут.

Четверг. Плавание в дополнительное’ время 800 м в спокойном темпе, делая в конце каждых 200 м ускорения на последних 25 м.

Пятница. Плавание на 500 м в среднем темпе. Отдых 5 минут. Плавание одними ногами 300 м. Отдых. Интервальная тренировка 75 ж с контрольной скоростью (56 секунд) и два раза с предельной скоростью, с отдыхом по 30—40 секунд. Спокойное плавание кролем на спине 200 м.

Суббота. Полный отдых от тренировки по плаванию.

Воскресенье. Разминка. Два стартовых прыжка с рывками на 15—20 м. Равномерное плавание на 200 м. Прикидка на время на 100 м с такой предварительной раскладкой сил: первые 25 м (со старта) 16, вторые 19, третьи и четвертые по 20 секунд. Свободное купанье.

Содержание специальной тренировки (вторая неделя) к плаванию на 400 м кролем за 6 : 30

Понедельник. Отдых от занятий по плаванию.

Вторник. Плавание в дополнительное время 800 м в среднем темпе.

Среда. Разминка. Интервальная тренировка: восемь раз по 50 м, чередуя: один раз с контрольной скоростью (за 47—48 секунд) и раз с предельной скоростью (за 41—42 секунды), перерывы 60 секунд. Отдых 10 минут. Плавание на расслабление 400 м, меняя каждые 50 м спокойный и средний темпы. Плавание одними ногами 200 м. Стартовые прыжки с рывками два-три раза. Спокойное плавание 100 м на левом и 100 м на правом боку.

Четверг. Разминка. Интервальная тренировка: восемь раз по 50 м: первый раз за 49 секунд, каждый раз ускоряя на 1 секунду (48, 47, 46, 45 секунд и т. д.) с перерывами по 50—60 секунд. Отдых 10 минут. Плавание одними ногами 100 м. Плавание на 400 м в среднем темпе. Свободное купанье.

Пятница. Плавание в дополнительное время два раза по 400 м в спокойном темпе с контрольной скоростью на последних 50 м.

Суббота. Плавание в спокойном темпе на 200 м. Интервальная тренировка: три раза по 100 м с контрольной скоростью (1 : 40), три раза по 50 м с предельной скоростью, перерывы 40—50 секунд. Отдых 10 минут. Плавание одними ногами 200 м. Отдых 5 минут. Плавание 400 м с попеременной скоростью. Плавание брассом 200 м в спокойном темпе.

Воскресенье. Разминка. Интервальная тренировка: два раза 200 м с контрольной скоростью, делая каждый раз на последних 50 м ускорения до предельно возможной скорости с перерывом 60 секунд. Отдых 10 минут. Плавание одними ногами 400 м. Стартовый прыжок с рывком и поворотом, повторить четыре раза Спокойное плавание 200 м кролем на спине.

В подобных же вариантах при строгом учете состояния здоровья, уровня подготовленности и режима составляются поурочные планы специальной тренировки для каждого тренирующегося пловца.

В случае ухудшения состояния здоровья, нежелания тренироваться (один из начальных признаков перетренировки), большой загрузки по программе боевой подготовки — нагрузку тренировочных занятий нужно снижать главным образом за счет уменьшения или полного запрещения плавания в быстром темпе или предоставления пловцу нескольких дней отдыха от тренировочных занятий с заменой их самостоятельным равномерным плаванием в спокойном или среднем темпе на 400—600 м. Ничто так хорошо не восстанавливает сил, как равномерное плавание на расслабление.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев

Особенности построения тренировки в предсоревновательном периоде тренировки единоборцев.

Специальные упражнения при обучении плаванию

Использование различного плавательного оборудования позволяет учащимся выполнить упражнения в воде технически правильно. Применение аква-туб, плавательных лопаток, ласт при обучении плаванию детей со .

Общие черты методики спортивной тренировки по плаванию.

Подготовительный период тренировки по плаванию.

Основной период тренировки по плаванию.

Переходный период тренировки по плаванию.

Методы тренировки в плавании

Особенности применения различных методов в обучении плаванию (равномерный, переменный, интервальный, повторный, соревновательный (контрольный), игровой.

http://pro-plavaniie.ru/tehnika-plavaniya/raznovidnosti-startov-v-plavanii
http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/02/15/spetsialnyy-period-trenirovki-po-plavaniyu

Вам будет интересно  Тренировка сердечно сосудистой системы